160 охранные зоны

Порядок установления границ охранных зон в отношении линейных объектов



На сегодняшний день в законодательстве отсутствует такое понятие как линейный объект. Только с помощью использования и перечисления различных нормативно-правовых актов можно попробовать раскрыть и сформулировать понятие «линейный объект», его виды, свойства и признаки.

В Градостроительном кодексе к линейным объектам относят линии электропередач, линии связи, железнодорожные линии, автомобильные дороги, трубопроводы и другие подобные сооружения.

В Лесном кодекс также раскрывается понятие линейного объекта через перечисление линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов.

Как может быть видно из представленных определений, они не являются сформулированным понятием линейного объекта, в них идёт только перечисление видов линейных объектов, исходя из вышесказанного постараемся дать корректное и понятное определение понятия линейный объект, а также описать его специфику, которая отличает линейные объекты от других объектов землеустройства.

Линейный объект — протяженный элемент организации территории, который характеризуется протяженностью, шириной, начальными и конечными координатами, а также назначением: транспортные коммуникации, линии связи, нефтепроводы, газопроводы, электрические сети, водопроводы, канализационные и ливневые стоки и т. д.

Для предупреждения повреждений или нарушений условий нормальной эксплуатации для каждого вида линейных объектов устанавливается зона с особыми условиями использования территории, внутри которой существуют ограничение или полный запрет деятельности, не совместимой с целью установления таких зон. Понятие зон с особыми условиями использования территории частично раскрывается в Градостроительном Кодексе, таких зон множество, но в основном в отношении линейных объектов применяется такое понятие как охранная зона.

В нормативно-правовых актах понятие «охранная зона» не раскрывается, даётся всего лишь пояснение, что это один из видов зон с особыми условиями использования территории. Поэтому попробуем дать определение данному понятию самостоятельно, охранная зона — контролируемая полоса местности, которая устанавливается в соответствии для каждого вида линейных объектов, сведения о которой подлежат внесению в Единый Государственный Реестр Недвижимости (далее — ЕГРН), необходимая для обеспечения безопасной эксплуатации линейного объекта.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок установления охранных зон для различных видов линейных объектов:

  1. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
  2. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
  3. Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. N 9) (утв. Заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 г.) (в редакции постановления Госгортехнадзора РФ от 23 ноября 1994 г. N 61).
  4. Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».

В приведенных выше нормативно-правовых актах описаны нормативные размеры охранных зон, порядок и процесс установления охранных зон, а также особые ограничения, которые накладываются в границах таких зон.

На сегодняшний день ни одним законом или постановлением не прописана общая процедура по установлению границ охранных зон и внесению сведений о них в ЕГРН, поэтому застройщик или правообладатель линейного объекта не понимает, какие операции ему нужно делать, для того чтобы получить разрешение на строительство своего объекта.

В статье 51 Градостроительного кодекса рассмотрены случаи, при которых требуется получение разрешения на строительство и в каких оно не требуется. На субъектном уровне в соответствующих градостроительных регламентах и законах о градостроительной деятельности, так же предусмотрены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Поскольку именно от этого критерия зависит последовательность проводимых мероприятий.

Существует два процесса установления границ охранных зон линейных объектов:

  • Процесс установления границ охранных зон линейных объектов, для которых требуется получение разрешения на строительство.

Специфика данного процесса заключается в том, что сведения об описании местоположения границ охранных зон и разрешение об установлении данной зоны входят в пакет документов, который понадобится для получения разрешения на строительство, следовательно, охранная зона устанавливается ещё до проведения строительных работ. Также обязательным документом, который включается в данный пакет, является утвержденный проект планировки и межевания территории.

Рассмотрим пошагово процесс установления охранной зоны в этом случае:

  1. Сбор и анализ исходных данных. В качестве исходных данных представляется утвержденная в составе проекта планировки и межевания территории схема территории границ охранных зон и ведомость координат.
  2. Изучение порядка работ для утверждения охранной зоны выбранного вида линейного объекта с помощью нормативно-правовых актов.
  3. Подготовка текстового и графического описания местоположения границ охранной зоны линейного объекта, составляемая кадастровым инженером.
  4. Направление и подготовка пакета документов об установлении местоположения границ охранной зоны в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
  5. Получение решения от органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении границ охранной зоны.
  6. Контроль за направлением решения в органы Росреестра.
  7. Получение выписки из ЕГРН, которая содержит информацию о внесенных в реестр сведениях о местоположении границ охранных зон, которая выдаётся Росреестром.
  8. Направление заказчику решения об установлении границ охранной зоны с приложением её текстового и графического описания, для дальнейшего внесения в пакет документов, требующихся для получения разрешения на строительство.
  • Процесс установления границ охранных зон линейных объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство.

Специфика данного процесса заключается в том, что если на линейный объект не требуется разрешение на строительство, то нередко что в отношении таких объектов нет установленных проектов планировки и межевания территории, поэтому охранная зона устанавливается уже после того, как строительство объекта завершено.

Порядок установления охранной зоны заключается в следующем:

  1. Сбор и анализ исходных данных. В качестве которых используются данные съемки фактического местоположения линейного объекта.
  2. Изучение регламента работ для утверждения охранной зоны выбранного вида линейного объекта с помощью нормативно-правовых актов.
  3. Подготовка текстового и графического описания местоположения границ охранной зоны линейного объекта.
  4. Направление пакета документов об установлении местоположения границ охранной зоны в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
  5. Получение решения от органа государственной власти или органа местного самоуправления.
  6. Контроль за направлением решения в органы Росреестра.
  7. Получение выписки из ЕГРН, которая содержит информацию о внесенных в реестр сведениях о местоположении границ охранных зон, которая выдаётся Росреестром.

Таким образом, результатом работ по установлению границ охранной зоны в отношении линейного объекта является:

  1. Описание местоположения охранной зоны линейного объекта (текстовое и графическое).
  2. Решение органа государственной власти или местного самоуправления об утверждении границ охранной зоны.
  3. Выписка из ЕГРН содержащая информацию о внесенных сведениях о местоположении границы охранной зоны.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ: . — Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  2. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ: . — Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  3. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
  4. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
  5. Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. N 9) (утв. Заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 г.) (в редакции постановления Госгортехнадзора РФ от 23 ноября 1994 г. N 61).
  6. Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».
  7. Правовой режим земель охранных зон: автореферат дис…. кандидата юридических наук: 12.00.06 / Золотова Олеся Александровна; . — Москва, 2013. — 26 с.

Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020

Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

Нормативное регулирование:

  • Градостроительный кодекс (далее – ГрК)
  • Земельный кодекс (далее – ЗК)
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ-52)
  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-342)
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – ПП-222)
  • О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПин)

Понятие

Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

  1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
  2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
  3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
  4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
  5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2019 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).

Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

Процедура

  • Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
  • При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
  • К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются (п.14 ПП-222): а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
  • К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
  • Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
  • Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
  • Действующий административный регламент «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. При этом последняя редакция – от 22.07.2016
  • Роспотребнадзором 22.05.2018 подготовлен Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны». Однако информации о его утверждении нет.

Ответственность

Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

Общие нормы по КОАП:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вывод:

Большинство объектов попали в ситуацию, описанную в пункте 4: при строительстве было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако окончательно СЗЗ установлена не была. Так как в 2020 году расчетные СЗЗ прекращают свое существование, то все, кто не успел установить/прекратить СЗЗ до этого момента, падают в ситуацию номер пять. В соответствии с которой, в срок до 2022 года необходимо провести исследования и, если необходимо — установить СЗЗ и внести данные в ЕГРН.

Минприроды разработало единый документ, регламентирующий порядок установления и изменения охранных зон вокруг особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также ограничения в них. Так, ведомство предлагает разрешить в них жилую застройку, а также возводить здания, предназначенные для культурной, религиозной, предпринимательской деятельности и «удовлетворения бытовых, социальных и духовных» человеческих потребностей. Экологи опасаются, что новые правила приведут не только к легализации уже существующих незаконных объектов, но и последующей капитальной застройке таких зон.

Минприроды подготовило новый проект положения об охранных зонах особо охраняемых природных территорий — сейчас он проходит согласования с федеральными органами исполнительной власти. В частности, документ определяет порядок установления, изменения и прекращения существования буферных зон природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, требования к размерам таких зон, а также ограничения, которые в них будут действовать. Ранее “Ъ” сообщал о первой версии документа (см. “Ъ” от 7 марта). Тогда экологи возмутились планами ведомства сократить буферные зоны в 200 раз: в драфте положения говорилось, что ширина буферной зоны не должна быть более 25 км, в то же время ее минимальный размер — 5 м. Действующее положение регламентирует, что минимальная ширина охранной зоны — 1 км.

В новом документе речь уже идет о том, что ширина такой зоны не должна быть более 15 км, а для ООПТ, которая расположена на территории города федерального значения,— не более 150 м. Однако минимальные ее размеры в документе не указаны.

В буферных зонах предлагается, как и в первоначальном варианте документа, запретить промысловую охоту, строительство новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов. В новой версии положения список ограничений пополнила любительская охота, в то время как запрета на сплошные рубки в таких зонах нет. Минприроды также предлагает разрешить размещать в таких зонах здания и сооружения, предназначенные для жилой застройки, культурного развития, религиозного использования, научной и предпринимательской деятельности, отдыха, обеспечения государственного и муниципального управления. Параметры строительства приводятся в самом общем виде: говорится лишь, что высота зданий не должна быть больше 20 метров, максимальный процент застройки в границах земельного участка не должен превышать 1%, а здания и сооружения «не должны оказывать негативного воздействия на природные комплексы».

Новые ограничения не будут распространяться на объекты, размещенные в границах таких зон до вступления нового документа в силу: экологи опасаются, что таким образом будут легализованы все объекты, уже построенные и строящиеся с нарушением законодательства.

Например, в охранной зоне национального парка «Лосиный Остров» (см. “Ъ” от 24 сентября) к 2021 году должны появиться четыре жилых корпуса. Экологи, природоохранная прокуратура и Минприроды выступили против строительства, хотя Мосгосстройнадзор выдал разрешения. Руководство нацпарка намерено отменить незаконную стройку через суд.

Заслуженный эколог России Всеволод Степаницкий (ранее работал заместителем главы департамента Минприроды, курировавшего ООПТ) обращает внимание, что сейчас нет единого документа, регламентирующего ограничения в охранных зонах. Ранее эти вопросы решались применительно к каждой ООПТ. «Поэтому где-то с учетом специфики социально-экономической ситуации разрешено что-то строить в исключительных случаях, где-то вообще нет запретов, а где-то — например, вокруг Лосиного Острова — действуют жесткие ограничения»,— объясняет эколог. Господин Степаницкий указывает, что никакое строительство не может быть благоприятно для ООПТ: «Буфер призван минимизировать антропогенное влияние на природоохранные территории, и если такие зоны не будут выполнять свои функции, то это будет просто фикция». Михаил Крейндлин из «Гринписа России» обращает внимание, что под категорию сооружений, предназначенных для предпринимательской деятельности, могут попадать практически любые объекты, в том числе и мусорные полигоны: «Новое положение в случае принятия может привести к масштабной капитальной застройке таких территорий». Господин Крейндлин обращает внимание, что объекты в таких зонах не проходят государственную экологическую экспертизу, и поэтому оценить воздействие будущей стройки будет сложно, а положительные решения будут носить субъективный и даже коррупционный характер.

В Минприроды пояснили “Ъ”, что, поскольку закон обратной силы не имеет, в проекте сделаны исключения для объектов, которые построены со всеми разрешениями, но при установлении новой буферной зоны в нее попадут. «Незаконные стройки в уже существующих охранных зонах ООПТ не будут легализованы»,— заверили “Ъ” в ведомстве. Кроме того, продолжают в Минприроды, в проекте говорится, что размещаемые сооружения в границах охранных зон не должны оказывать негативное воздействие. По каким критериям будет определяться, оказывают ли объекты негативное воздействие, в ведомстве не уточнили.

Анна Васильева

Особенности установления границ охранных зон в отношении линейных объектов. Проблемы утверждения местоположения границ охранных зон.

В последнее время, в наш адрес поступает очень много обращений с просьбой разъяснить, каким образом, осуществляется процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов.

Действительно, данная тема очень актуальна. И связно это, прежде всего, со следующими причинами:

  1. Законодатель очень часто меняет подходы к процедуре внесения в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) сведений о местоположении границ охранной зоны. Например, градостроительный кодекс РФ в редакции от 01.01.2018 года определял установление границ охранной зоны на стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации (ст.55). Градостроительный кодекс РФ в редакции на 03.08.2018 года, обязывает устанавливать границы охранной зоны уже на стадии получения разрешения на строительство (ст.51). То есть норма от 01.01.2018 года просуществовала лишь полгода.
  2. Линейные объекты, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст.51) и Законами субъектов РФ разделяются на объекты в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство и объекты при строительстве, которых получение такого разрешения не требуется. И если законодатель Градостроительным кодексом РФ в редакциях от 01.01.2018 года и 03.08.2018 года регламентировал подходы к установлению охранных зон в отношении объектов на которые требуется получение разрешения на строительство. То порядок установления охранных зон в отношении линейных объектов в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство законодательством четко не регламентирован.
  3. На сегодняшний момент, ни одним Законом РФ, не установлены четкие инструкции по внесения в ЕГРН сведений о местоположении охранных зон. Поскольку порядок вытекает не только из Градостроительного кодекса РФ, но и из отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих особенности установления охранных зон в зависимости от вида линейного объекта (линия связи, линия электропередачи, объекты газового хозяйства). Поэтому Застройщик или правообладатель линейного объекта зачастую не понимает, что ему делать.

В связи с этим, мы объединили сложившуюся практику, и разработали пошаговую инструкцию, позволяющую надлежащим образом провести работы по установлению границ местоположения охранной зоны линейного объекта.

Как уже выше было сказано, статьей 51 Градостроительного кодекса предусмотрены случаи, при которых требуется получение разрешения на строительство и в каких оно не требуется. Помимо этого, на уровне субъектов РФ в соответствующих градостроительных регламентах и Законах о градостроительной деятельности, так же предусмотрены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.

С точки зрения проведения мероприятий по установлению охранных зон в отношении линейных объектов, вопрос «подпадает ли Ваш объект под случаи, требующие или не требующие разрешение на строительство» является важным. Поскольку именно от этого критерия зависит последовательность проводимых мероприятий.

В связи с этим, первоначально необходимо установить вид линейного объекта, а также определить требуется ли в отношении этого объекта получать разрешение на строительство или нет.

В этой статье мы не будем описывать каким образом можно определить, требуется ли в отношении Вашего объекта получать разрешение на строительство или нет. Очень подробно мы говорили об этом в нашей статье «Специфика планирования при организации работ по юридическому сопровождению строительства, регистрации права и установления охранных зон в отношении линейных объектов».

Далее пошаговая инструкция по установлению охранных зон в отношении линейных объектов будет выглядеть следующим образом:

1. Для линейных объектов, в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство:

Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов, требующих получения разрешения на строительство, заключается в том, что решение об установлении охранной зоны и описание местоположения границы охранной зоны линейного объекта входит в состав пакета документов к заявлению на получение разрешения на строительство (ст.51 Градостроительного кодекса РФ). А это значит, что охранная зона линейного объекта устанавливается, фактически, еще до начала проведения строительно-монтажных работ.

Помимо этого, обязательным приложением к заявлению на получение разрешения на строительство в отношении линейного объекта является утвержденный проект планировки и проект межевания территории. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №564 от 12.05.2017 года «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», в состав проекта планировки входит схема территории границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ или в нашем случае охранная зон).

С учетом изложенного:

Шаг №1

Сбор и анализ исходных данных.

— Анализ утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории (ППТ и ПММТ) линейного объекта. Получение от Заказчика работ в качестве исходных данных: утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.

— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.

Шаг №2

Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.

Например:

— Решение об установление охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства издается органами Ростехнадзора на основании Постановления от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

— Решение об установлении охранной зоны объектов газового хозяйства издается Правительством субъектов РФ на основании Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»

Шаг №3

Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.

Шаг №4

Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.

Шаг №5

Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.

Шаг №6

Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.

Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Шаг №7

Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росреестра.

Шаг №8

Направление Заказчику Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения границы охранной зоны, для включения этих документов, в качестве приложения к заявлению для получения разрешения на строительство (ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

2. Для линейных объектов, в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство.

Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов при строительстве, которых не требуется получения разрешения на строительство заключается в том, что законодательством не определено в какой момент вносятся в ЕГРН сведения о местоположении охранной зоны.

Так же в большинстве случаев, в отношении таких объектов ППТ и ПМТ не утверждается.

Поэтому на практике, процедура установления охранных зон осуществляется уже не перед, а после проведения строительно-монтажных работ.

Шаг №1

Сбор и анализ исходных данных.

-Поскольку установление охранных зон осуществляется после проведения строительно-монтажных работ в качестве исходных данных используются результаты исполнительной съемки фактического местоположения построенного линейного объекта. При разработке схемы местоположения охранной зоны важно учитывать нормы отвода под устанавливаемую охранную зону. Для различного вида и типов линейных объектов ширина охранной зоны разная.

В случае, если в отношении линейного объекта утверждался ППТ и ПТМ, необходимо использовать утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.

— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.

Шаг №2

Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.

Шаг №3

Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.

Шаг №4

Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.

Шаг №5

Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.

Шаг №6

Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения (акта) об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.

Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Шаг №7

Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росрестра

Результаты работ, получаемые в результате проведения процедуры по установлению охранных зон в отношении линейных объектов.

  1. Текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны линейного объекта (в электронном и бумажном виде)
  2. Решение органа государственной власти или местного самоуправления об утверждении границ охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта.
  3. Выписка из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) содержащая информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны.

Таким образом, видно, что процедура установления границ охранных зон в отношении объектов, требующих и не требующих получения разрешения на строительство по объему работ, практически не отличается. Существенное различие только в исходных материалах для определения границы охранной зоны и последовательности внесения в ЕГРН информации о зонах с особым условием использования территории.

Говоря о процедуре установления охранных зон в отношении линейных объектов считаем важным поговорить и о проблемах.

Особо хотели обратить внимание на две проблемы, которые на сегодняшний момент так и не урегулированы:

  1. При установлении границ охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства возникают случаи, когда органы Ростехнадзора отказывают в выдаче Решения об утверждении границы охранной зоны ссылаясь на то, что заинтересованное лицо в составе пакета документов должно приложить акт ввода в эксплуатацию объекта и/или разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки. Однако, как можно предоставить эти документы, если текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны является приложением к заявлению на получение разрешения на строительство. То есть по смыслу Градостроительного кодекса РФ охранная зона устанавливается до проведения строительно-монтажных работ, а органы Ростехнадозора могут выдать решение об утверждении местоположения охранной зоны только после ввода объекта в эксплуатацию.
  2. Не все органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению местоположения границ охранных зон. Например, в г.Казани, г.Оренбурге, г.Ульяновске Уставами не закреплены полномочия этих Администраций по утверждению местоположения границ охранных зон. Такая же ситуация во многих регионах РФ. Надеемся, что в ближайшее время в соответствии с вступившими 03.08.2018 г. в силу поправками в Градостроительный кодекс РФ органы местного самоуправлениями будут наделены полномочиями по выдаче решений (актов) об утверждении местоположения границ охранной зоны. И такая проблема перестанет быть актуальной (касается в целом объектов, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством РФ не требуется получение разрешение на строительство).

Установление охранных зон линий и сооружений связи

Нестеров С. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каков порядок установления охранных зон линий и сооружений связи, в том числе объектов волоконно-оптической линии связи, и внесения в ЕГРН сведений об их границах? Какие разъяснения по данному вопросу поступили от Минэкономразвития?

Кзонам с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) относится, в частности, охранная зона линий и сооружений связи (п. 7 ст. 105 ЗК РФ).

К сведению: в силу ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о ЗОУИТ вносятся в реестр границ ЕГРН. В силу ч. 1 ст. 32 этого закона сведения об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Пункт 1 ст. 106 ЗК РФ содержит требование, согласно которому Правительству РФ необходимо утвердить положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, где должны быть определены:

  • порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон;

  • исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается ЗОУИТ, или критерии таких объектов, виды территорий;

  • срок, на который устанавливаются данные зоны, за исключением случаев установления зон бессрочно;

  • требования к предельным размерам этих зон и правила определения размеров зон;

  • порядок обозначения границы зоны с особыми условиями использования территории и местоположения объекта, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, на местности;

  • перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон. Положением могут быть установлены разные перечни таких ограничений в зависимости от видов или характеристик объектов и территорий, в отношении которых устанавливаются ЗОУИТ;

  • правила определения размеров территорий в случае, если в границах ЗОУИТ могут выделяться две или более территории, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, в том числе для достижения различных целей установления такой зоны, преду­смотренных п. 1 ст. 104 ЗК РФ (подзоны), а также перечень ограничений использования земельных участков, водных объектов, которые могут быть установлены в границах этих территорий;

  • информация о возможности или невозможности установления отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении ЗОУИТ, ее подзон из перечней ограничений, предусмотренных пп. 6 и 7 п. 1 ст. 106 ЗК РФ, в зависимости от характеристик объектов или территорий, в отношении которых устанавливается ЗОУИТ;

  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, за исключением случаев, если федеральным законом принятие данных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

  • сведения о праве иных лиц, не являющихся правообладателями зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливается ЗОУИТ, застройщиками, обеспечивающими строительство, реконструкцию таких зданий, сооружений, обратиться с заявлением об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ;

  • исчерпывающий перечень документов, представляемых для принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, способы их представления, а в случае подачи данных документов в электронной форме – требования к формату электронных документов;

  • случаи, при которых требуется изменение ЗОУИТ, а также при необходимости случаи, при которых требуется изменение зоны, установленной в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, после ввода такого объекта капитального строительства в эксплуатацию по итогам оценки его фактического воздействия, сроки обращения его правообладателя в уполномоченные органы с заявлением об изменении зоны;

  • основания для прекращения существования ЗОУИТ. Положением может быть предусмотрено прекращение существования зоны одновременно с прекращением существования объекта, в отношении которого она установлена;

  • исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ.

Однако в настоящее время соответствующий нормативный правовой акт Правительства РФ не принят.

К сведению: до утверждения Правительством РФ положений о ЗОУИТ такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями ст. 106 ЗК РФ в порядке, действующем до 04.08.2018 (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В Письме Минэкономразвития РФ от 28.03.2019 № Д23и-10099 уточняется, что в соответствии с Планом-графиком по подготовке проектов актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона № 342-ФЗ, утвержденным заместителем Председателя Правительства РФ В. Л. Мутко 24.01.2019 за № 903п-П9, Минкомсвязь считается ответственным федеральным органом исполнительной власти за подготовку проекта постановления Правительства РФ об утверждении положения об охранной зоне линий и сооружений связи и о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи». При этом был установлен предполагаемый срок принятия акта – 01.08.2019.

В настоящее время в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи Постановлением № 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее – Правила). Порядок установления охранных зон линий и сооружений связи содержится в разд. II Правил.

Вместе с тем ни Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ни Правилами не предусмотрена необходимость принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального акта об установлении охранных зон линий и сооружений связи, объектов волоконно-оптической линии связи, равно как и согласование установления таких зон.

Что касается охранных зон линий и сооружений связи, которые были введены в эксплуатацию до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ, то в силу п. 3 ч. 8 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ до 01.01.2022 ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о них в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования названного закона, в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, предусмотренных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ.

К сведению: в Письме от 30.01.2019 № Д23и-2508 Минэкономразвития высказало мнение Департамента недвижимости: Правила, в том числе с учетом ч. 16 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, к объектам, которые размещаются после вступления в силу данного закона, не применяются.

С учетом положений ЗК РФ, федеральных законов № 342-ФЗ и 126-ФЗ, а также Правил до 01.01.2022 при отсутствии в ЕГРН сведений о границах охранных зон линий и сооружений связи следует руководствоваться:

  • частью 12 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, в соответствии с которой правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования закона установлена ЗОУИТ, вправе представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и представление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения этих сведений в ЕГРН;

  • пунктом 11 ст. 106 ЗК РФ, наделяющим указанного правообладателя зданий, сооружений правом на подготовку сведений о границах ЗОУИТ (графическое описание местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН).

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, названной в ч.8 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что определено или утверждено описание местоположения ее границ в текстовой и (или) графической форме или ее границы обозначены на местности (ч. 9 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ). Однако при этом ни Федеральным законом № 126-ФЗ, ни Правилами не предусмотрено установление или утверждение описания местоположения границ охранных зон линий и сооружений связи в текстовой и (или) графической форме.

С целью соблюдения положений ч. 12 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ и обеспечения возможности правообладателей зданий, сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования этого закона установлены ЗОУИТ, обращаться в орган регистрации прав с заявлением установленной формы для внесения в ЕГРН сведений о границах таких зон можно использовать форму заявления, приведенную в приложении 2 к Приказу Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 920. В заявлении указывается:

  • в графе «иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения:» реквизита 3.1.1 – «сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории»;

  • в реквизите 9 – «На основании части 12 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К сведению: к заявлению нужно приложить подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ соответствующей ЗОУИТ, перечень координат характерных точек границ такой зоны, а также документы, подтверждающие право заявителя на здание, сооружение, в связи с размещением которого данная зона установлена.

160 охранные зоны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *