20 17 КоАП РФ

Иногда игроки разных проектов встречаются во время запиливания очередной локации с определенными проблемами: прибытием сотрудников полиции и угрозами привлечения к административной ответственности по статье 20.17 КоАП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта».

Давайте разберемся с юридической стороной данного вопроса и рассмотрим различные варианты действий для минимизации последствий.

Разбираемся с основными понятиями

КоАП РФ, Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

  1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
  2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой, либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Исходя из Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», который устанавливает ряд понятий в изучаемой нами статье КоАП: ст. 1

пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств.

Что может считаться проникновением на охраняемый объект

Исходя из диспозиций, закрепленных в данном ФЗ, незаконное проникновение на какой-либо объект может считаться таковым, если:

  • имеется регламентированный, утвержденный в установленном порядке алгоритм прохода на конкретную территорию (положение о пропускном режиме и т.п., потому как в случае составления протокола о правонарушении придется ссылаться на данный документ);
  • для прохода на объект требуется преодолеть какие-то препятствия, «исключающие бесконтрольный вход, выход, въезд, выезд»: заборы, ограждения, закрытые ворота, КПП, вышки с пулеметами или колючая проволока под напряжением. Однако, забора может не быть, к примеру — охраняемая акватория, но в этом случае должна быть в наличии система патрулирования;
  • но даже если эти заборы есть, но на территории отсутствует охрана, составляющие протокол не смогут зафиксировать факт «бесконтрольного входа», поскольку контролирующих лиц нет. Исключение будут составлять случаи наличия технических средств охраны: сигнализации, датчиков движения и т.д. В этом случае факт незаконности пребывания на конкретном объекте бесспорен;
  • абсолютно не имеет значения, есть вывеска о том, что это «запретная зона», «охраняемая территория» и т.п., поскольку комментарии статьи КоАП четко дают понять, что правонарушение характеризуется как «умышленной, так и неосторожной» формой вины, и никакие доводы, что вы не знали и случайно забрели в ядерную шахту во внимание приниматься не будут.

Нахождение на территории заброшенного недостроя, которому сто лет в обед, не может быть квалифицировано по ст. 20.17 — отсутствует «охраняемость». Но не стоит забывать, что сотрудники полиции имеют право задержать любого гражданина на 3 часа для установления его личности (не зависимо от того, есть у вас при себе документы или нет, факт их подлинности всегда может быть подвергнут сомнению). Норма возможности доставления в отдел полиции настолько расплывчата, что отказаться следовать с доблестными блюстителями правопорядка может быть приравнено к «невыполнению законных требований сотрудника полиции» (КоАП, ст. 19.3).

Еще пара вопросов

Имеют ли право сотрудники охраны объекта физически ограничивать свободу передвижений и не давать выйти с объекта?
— Да имеют право (ст. 12 ФЗ № 77) «осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемый объект».

Привлекут ли организатора к ответственности?
— Нет, не привлекут, для этого организатора нужно было задержать в процессе незаконного нахождения на объекте, либо отснять на видео и фото чтобы прям различить можно было (и то даже связываться не будут. Как правило, человек находился в это время совершенно в другом месте).

Как вести себя с сотрудниками полиции

Но, все же, что же делать, если ОНИ, драгоценные и горячо любимые народом, приехали и задают вопросы?

  • Оцените настроение прибывших. Как правило, подавляющее большинство относятся к «игрунам» хорошо, считают их безбашенной, но безобидной молодежью. Не надо к ним лезть с дикими глазами и орать: «представьтесь», «ваше удостоверение», «да вы знаете, кто у меня папа (мама, брат, сестра жена, троюродная бабушка)» — вы сразу же запустите механизм ответной реакции. Они тоже люди, и вам бы не понравилось, если бы с вами так начали разговаривать.
  • Если настроение позитивное, поговорите по-человечески, пошутите, обещайте уехать и больше не беспокоить их (ну и, конечно, снять локацию с игры).
  • Если настрой реально привлечь вас – то будьте корректны, начните снимать действия сотрудников на мобильный телефон (желательно не в наглую), это поможет в случае допущенных ими ошибок.
  • Осведомитесь о наличии на объекте документа, регламентирующего пропускной режим, если такового нет, намекните на это сотрудникам, возможно, они откажутся от составления протокола.
  • Если сотрудники идут на принцип и кроме вас и них никого нет, в один голос давайте показания, что находились рядом с объектом, а не на нем. Если других доказательств нет, кроме ваших показаний и показаний сотрудников полиции – то суд не вынесет решения о вашей виновности, так как доказать ее достоверно нельзя.
  • Ни в коем случае не оказывайте физического сопротивления!
  • Если вас все же оформляют, запишите номер служебного удостоверения, звание и должность сотрудника, это поможет при составлении жалоб в дальнейшем.
  • Не слушайте тех, кто говорит «ничего не подписывай». Протокол, заверят и без вашей подписи, указав, что вы отказались, но в случае отсутствия именно вашей росписи на каждом листе – любые ошибки в протоколе легко будут исправлены. Единственное, что, подписывая читайте внимательно, требуйте вносить все неточности и, если не согласны с содержанием, то так и укажите перед вашей подписью.
  • Как правило, действие происходит глубокой ночью, для составления протокола (а он должен составляться на месте совершения правонарушения) нужны понятые, мой вам совет – не соглашайтесь ими быть. Заставить вас невозможно, это сугубо личное желание гражданина, а искать посреди ночи совестливых граждан тот еще гемор.

Если вас привлекли к административной ответственности

Еще хочу добавить следующее, если вас все же привлекли по ст. 20.17, вам следует знать, что с 10.01.2016 в Уголовный кодекс РФ введена статья 215.4 «Незаконное проникновение на охраняемый объект»:

  1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, – наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  2. То же деяние: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, – наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Что это означает? А то, что, если вас повторно задержат на охраняемом объекте в течение года со дня вступления приговора в законную силу, как лицо, считающееся привлеченным к административной ответственности (ст. 4.6 КоАП), то разборки уже лягут в уголовно-процессуальную плоскость…

Закон этот, прежде всего, сделан под дигеров и сталкеров, любителей пошариться в запретных местах, но любители ночных квестов тоже могут угодить в этот капкан.

Так что решать вам, но не забывайте, что это всего лишь игра и из-за нее портить себе жизнь не следует.

P.S. Проблема 20.17, на самом деле, характерна больше для центральной части России, особо не слышал, чтобы в Сибири были какие-то споры на этот счет, но все же – вооружайтесь знаниями))

Статья 20.17 КоАП РФ. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

Новая редакция Ст. 20.17 КоАП РФ

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Статье 20.17 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения состояния защищенности интересов личности, общества и государства.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект.

Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» устанавливается понятие охраняемого объекта. Это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств. Самовольным считается проникновение, осуществленное без разрешения.

3. Субъектом правонарушения являются граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, органов ведомственной охраны, внутренних войск.

6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 20.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.

Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).

На основании ст.11 указанного Закона работники ведомственной охраны имеют право:

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах документы, удостоверяющие личность граждан, а также документы, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

при выявлении условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (в случаях и порядке, предусмотренных ст.13, 14, 15, 16 Закона);

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии, заключающемся в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект лиц, не имеющих на это права и соответствующим образом оформленных документов, подтверждающих наличие такого права (вход, въезд транспортных средств, внос, ввоз имущества на охраняемые объекты).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Одним из видов правонарушений, осуществляемых на территории РФ, является проникновение на охраняемый объект. Виновное лицо в такой ситуации согласно действующему законодательству может привлекаться к административной или уголовной ответственности. Мера наказания будет зависеть от того, с какой целью это было сделано, каким образом, и имеются ли определенные обстоятельства, отягчающие данное правонарушение.

Состав преступления

При определении состава правонарушения или преступления в первую очередь рассматривается понятие охраняемого объекта. Согласно нормативным актам, регулирующим такой вопрос, законно охраняемыми могут считаться:

  • Здания и сооружения;
  • Акватории порта;
  • Различные грузы и транспортные средства;
  • Денежные средства и материальные ценности.

Проникновение на территорию сооружений может характеризоваться различными целями злоумышленников, при этом особые функции таких зданий и режим безопасности – к примеру, если это объект охраняемый чопом, делает их даже более привлекательными в глазах правонарушителей. С целью обеспечения защиты объекта и целостности информации или материальных ценностей, которые могут храниться на них, применяются различные меры и способы, а лиц, нарушивших закон, привлекают к административной или материальной ответственности.

Определение противоправных действий

Читайте: Порча, уничтожение или повреждение чужого имущества

Стоит отметить, что само проникновение будет считаться незаконным только в том случае, если границы объекта, что является охраняемым, пересекают те лица и граждане, которые не имеют специального разрешения или допуска. Также такие действия будут считаться противоправными в случае, если нарушитель проник туда на основании поддельных документов (пропуска) или разрешения, не принадлежащего ему.

Важной особенностью охраняемых объектов является то, что для них даже не является обязательным наличие пропускного пункта. Это связано с тем, что руководство или ведомство, которому подчиняется объект, вправе самостоятельно или руководствуясь общими порядками устанавливать охранные меры. Это может быть наличие сигнализации, нанятая охрана, система видеонаблюдения. То есть, определяя, совершило ли лицо правонарушение или нет, суд не принимает во внимание, каким образом охранялся объект – тут важен будет сам факт проникновения.

При определении вины также во внимание принимается тот факт, каким образом лицо или группа лиц проникли на охраняемую территорию. Правонарушитель может выполнить такое действие вторжением через окно, посредством взлома дверей, нарушения целостности ограждения.

При этом важной особенностью является то, что если проникновение имело место путем обмана хозяев (собственников, охранников, должностных лиц и т.д.), то есть они, введенные в заблуждение, сами пустили или дали разрешение на пропуск, привлечение к ответственности не может рассматриваться.

Несение административной ответственности

В случае, если зафиксирован факт нарушения, лицо привлекается к административной ответственности – такие действия рассматривает статья КоАП РФ 20.17. Объектом в такой ситуации будет являться общественная безопасность, а субъектом – любой гражданин, который в силу своего возраста и состояния здоровья признается дееспособным. Виды ответственности и мера наказания может быть следующей:

  • Необходимость выплаты штрафа. Величина его будет составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Параллельно с этим в ситуациях, если нарушитель для проникновения на объект использовал какие-либо устройства, инструменты, аппаратуру, то все они изымаются;
  • Исключительно выплата штрафа в размере до 5 тысяч рублей без конфискации вспомогательных средств;

Отдельным видом привлечения к административной ответственности будет рассмотрение нарушений, заключающихся в проникновении на подводные и подземные сооружения, которые контролирует государственная или ведомственная структура. Меры наказания в такой ситуации предусматриваются следующие:

  • Выплата штрафа. Величина его будет составлять от 5 до 200 тысяч рублей с конфискацией использованных для проникновения на объект предметов;
  • Выплата штрафа в размере от 5 до 200 тыс. рублей без конфискации имущества;
  • Административный арест. Длительность такой меры может составлять не более 15 суток. Дополнительно к ней, как и в случае со штрафом, может использоваться конфискация средств проникновения на объект.

В случае, если фиксируется факт правонарушения, рассмотрением подобных дел занимаются:

  • Местное отделение Управления внутренних дел;
  • Территориальное отделение полиции РФ;
  • Начальство или лица, занимающие руководящие посты линейного управления.

Несение уголовной ответственности

В случае, если в действиях нарушителя обнаруживаются обстоятельства, которые уже не точно характеризуются описанием административного правонарушения, а содержат иные признаки, отягчающие содеянное, то имеет место привлечение к уголовной ответственности. Подобные нарушения рассматриваются по статье 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также при наличии обстоятельств рецидива мера наказания может быть следующей:

  • Штраф, величина которого будет составлять до 500 тысяч рублей;
  • Штраф, который рассчитывается путем вычисления дохода виновного за период 18 месяцев;
  • Ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
  • Лишение нарушителя свободы. Максимальный срок такой меры также будет составлять 2 года.

В ситуации, когда незаконное проникновение совершила группа лиц, имея предварительный сговор, или же такое противоправное действие повлекло за собой распространение сведений, относимых к государственной тайне, мера наказания будет следующей:

  • Выплата штрафа в размере до 700 тысяч рублей;
  • Выплата штрафа в размере дохода виновного за период 24 месяцев;
  • Лишение правонарушителя свободы на срок до 4 лет.

Таким образом, проникновение на объект, который относится к охраняемым, является действием, совершаемым вразрез с действующими нормами закона. В зависимости от обстоятельств такого действия виновное лицо может привлекаться к административной или уголовной ответственности и нести меру наказания в виде выплаты штрафа или лишения свободы.

Комментарий к Ст. 20.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Предметом данного посягательства выступают правила пропускного режима охраняемого объекта, которые регламентированы Федеральными законами от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране», Закона РФ о полиции, Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, утвердившим Перечень объектов, подлежащих государственной охране.

2. Объективную сторону правонарушения составляет самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, т.е. проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

3. Субъект данного правонарушения — любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

4. С субъективной стороны нарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ).

Статья 215.4. Незаконное проникновение на охраняемый объект

СТ 215.4 УК РФ.

1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, —

наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Примечание. Проникновение на указанные в настоящей статье объекты признается незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершенным неоднократно, — если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Комментарий к Ст. 215.4 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона характеризуется незаконным проникновением на охраняемый подземный или подводный объект. К охраняемым относятся только подземные или подводные объекты, определяемые в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» и ст. 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране». При этом если соответствующий объект имеет охраняемую прилегающую надземную территорию или водную поверхность, где действует пропускной режим, то незаконное проникновение на данную территорию или поверхность также считается уголовно наказуемым. Однако проникновение на зону охраняемого объекта при условии, что на ней не установлен специальный пропускной режим, само по себе не считается уголовно наказуемым. Способы проникновения (обман, насилие, т.п.) не имеют значения.

Преступление считается оконченным с момента проникновения, т.е. попадания в пространство, на территории (акватории) которого действует особый режим допуска (пропускной режим).

2. Условием наказуемости является предшествующее привлечение лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения годичного срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ.

3. Квалифицированный состав среди прочего имеет место в том случае, если проникновение было сопряжено с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну (п. «б» ч. 2). Создание угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, имеет место тогда, когда на охраняемом объекте содержатся документы, материалы, сооружения и т.п., сведения о которых составляют государственную тайну, и проникшие получили реальную возможность обозреть, сфотографировать, протестировать и совершить иные действия в отношении указанных предметов.

Второй комментарий к Ст. 215.4 УК РФ

1. Объективная сторона характеризуется незаконным проникновением на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, совершенным неоднократно.

К охраняемым относятся только подземные или подводные объекты, определяемый в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» и ст. 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

2. Преступление признается оконченным в момент проникновения на охраняемые подземный или подводный объект.

Условием привлечения к ответственности является совершение деяния лицом в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно ст. 4.6 КоАП, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

20 17 КоАП РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *