21 ФЗ

Федеральный закон №21-ФЗ от 4 марта 2002 г.

Принят
Государственной Думой
6 февраля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
13 февраля 2002 года

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 108-ФЗ,

с изм., внесенными определением Конституционного Суда РФ

от 04.12.2003 N 444-О)

Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — пенсии).

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

Положение пункта 1 статьи 1 — в той мере, в какой им допускается лишение граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, — как аналогичное положению, ранее признанному Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 444-О).

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации (далее — граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее — пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее — дополнительное материальное обеспечение).

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;

2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) гражданам, награжденным орденом Ленина;

4) гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;

5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;

6) Героям Социалистического Труда;

7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) гражданам, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 108-ФЗ)

3. Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, на оклады за звания действительного члена и члена — корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

4. Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград.

5. Иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Размер дополнительного материального обеспечения

1. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, — 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

2) гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) — 330 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

3) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр — 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 108-ФЗ)

2. При определении размера дополнительного материального обеспечения в соответствии с настоящей статьей применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день установления дополнительного материального обеспечения.

3. При увеличении в соответствии с федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии по старости одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения исходя из этого увеличения.

Статья 3. Порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения

1. Дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия или пожизненное содержание судьи.

3. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона и получающим пенсию или пожизненное содержание судьи, дополнительное материальное обеспечение назначается с даты вступления в силу настоящего Федерального закона, если обращение за дополнительным материальным обеспечением последовало не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

5. Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

6. Выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.

7. Выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания.

Статья 4. Выплата дополнительного материального обеспечения за время пребывания его получателя в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания

Получателю дополнительного материального обеспечения, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.

Статья 5. Выплата недополученных сумм дополнительного материального обеспечения в связи со смертью его получателя

Суммы дополнительного материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Статья 6. Средства на выплату дополнительного материального обеспечения

1. Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Правила финансирования выплаты дополнительного материального обеспечения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением

Порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, а в отношении граждан, награжденных орденом Ленина, — с 1 января 2003 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
4 марта 2002 года
N 21-ФЗ
  • Оглавление
    • Преамбула
    • Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
      • Пункт 1
      • Пункт 2
      • Пункт 3
      • Пункт 4
      • Пункт 5
    • Статья 2. Размер дополнительного материального обеспечения
      • Пункт 1
      • Пункт 2
      • Пункт 3
    • Статья 3. Порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения
      • Пункт 1
      • Пункт 2
      • Пункт 3
      • Пункт 4
      • Пункт 5
      • Пункт 6
      • Пункт 7
      • Пункт 8
    • Статья 4. Выплата дополнительного материального обеспечения за время пребывания его получателя в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме
    • Статья 5. Выплата недополученных сумм дополнительного материального обеспечения в связи со смертью его получателя
    • Статья 6. Средства на выплату дополнительного материального обеспечения
      • Пункт 1
      • Пункт 2
    • Статья 7. Порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением
    • Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Сайт отделения ПФР и Союза пенсионеров в Кировской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ

4 марта 2002 г. N 21-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

«Комментарий к Федеральному закону от 4 марта 2002 года n 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (постатейный) (Чирков С.А.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЕЖЕМЕСЯЧНОМ
МАТЕРИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ
ПЕРЕД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
Принят
Государственной Думой
6 февраля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
13 февраля 2002 года
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 108-ФЗ,
с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ
от 04.12.2003 N 444-О)
Комментарий к преамбуле
Преамбула (или введение) — самостоятельная, но не обязательная часть соответствующего федерального закона. Она предваряет текст законодательного акта и определяет его цели и задачи.
Согласно преамбуле целью комментируемого Федерального закона является определение условий и порядка назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством гражданам Российской Федерации.
Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги входит в систему государственного пенсионного обеспечения, основой которой являются различные виды пенсий, установленные в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации законом. Это обеспечение по отношению к пенсиям носит подчиненный, сопутствующий характер, поскольку, как отмечается во введении Закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ, оно может быть установлено только к пенсии. Учитывая данное обстоятельство, можно сказать, что отношения по предоставлению дополнительного материального обеспечения за особые заслуги относятся к предмету пенсионного права, образуя институт этой подотрасли права социального обеспечения .
———————————
Под пенсионным правом следует понимать подотрасль права социального обеспечения, которая включает в себя совокупность правовых норм, регламентирующих отношения по поводу предоставления компетентными учреждениями за счет средств страхового фонда или соответствующего бюджета материального обеспечения (денежных выплат) гражданам при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца), а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Следовательно, к предмету пенсионного права относятся, прежде всего, отношения, складывающиеся при установлении, выплате, доставке пенсий и иных пенсионных выплат, носящих по отношению к пенсии сопутствующий, подчиненный характер, в том числе процессуальные отношения.
Здесь уместно напомнить, что нормы, устанавливающие особый порядок пенсионирования заслуженных лиц, имеют в отечественном законодательстве давнюю историю. Фактически комментируемый Закон продолжает сложившуюся в пенсионном праве России традицию повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан в связи с их заслугами перед государством.
В советском пенсионном праве признание государством особых заслуг граждан выражалось в установлении им персональных пенсий.
Система названных пенсий начала формироваться еще на заре советской власти. Пенсионное обеспечение за особые заслуги было установлено уже 16 июля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О пенсиях лицам, имеющим особые заслуги перед Рабоче-крестьянской Революцией».
16 февраля 1923 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед Республикой», согласно которому персональные пенсии назначались лицам, имеющим исключительные заслуги в области революционной и профессиональной деятельности, а также в области науки, искусства и техники, а в случае смерти данных лиц — их семьям. Также в этот период принимались и другие акты, регулирующие вопросы установления персональных пенсий (Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 21 декабря 1926 года «О порядке выплаты персональных пенсий, назначенных органами союзных республик», Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 30 мая 1928 года «О персональных пенсиях» и др.).
14 ноября 1956 года было принято Постановление Совета Министров СССР N 1075, утвердившее Положение о персональных пенсиях. В связи с этим все предыдущие постановления и распоряжения органов государственной власти по вопросам персональных пенсий были признаны утратившими силу. В данное Положение затем неоднократно вносились дополнения и изменения. Постановлением Совета Министров СССР от 19 декабря 1977 года N 1128 оно было утверждено в новой редакции.
Согласно указанному Положению персональные пенсии устанавливались лицам, имеющим особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки, техники и спорта, а в случае смерти этих лиц — членам их семей; устанавливались персональные пенсии: союзного значения — за заслуги перед СССР; республиканского значения — за заслуги перед союзной республикой; местного значения — за заслуги местного значения.
Персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения назначались лицам, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), или независимо от возраста, если они являлись инвалидами. Гражданам, имевшим также право на пенсию по старости на льготных условиях, персональные пенсии устанавливались по достижении ими возраста, дающего право на льготную пенсию. Также могли назначаться персональные пенсии по случаю потери кормильца.
Персональные пенсии назначались по ходатайствам государственных и партийных органов, профсоюзов, а также творческих союзов (например, Союза писателей СССР, Союза художников СССР и т.п.) комиссиями по установлению персональных пенсий названных выше видов. Такие комиссии создавались и действовали соответственно при Совете Министров СССР, Советах Министров союзных республик, Советах Министров автономных республик и исполнительных комитетах краевых, областных, автономных областей и округов, городских Советов народных депутатов.
Определение размера персональной пенсии производилось в каждом отдельном случае в зависимости от заслуг лица, от степени утраты им трудоспособности, материальной обеспеченности и числа находящихся на его иждивении членов семьи. При этом персональные пенсии союзного значения устанавливались в размере не свыше 250 руб. в месяц, республиканского значения — не свыше 160 руб., а местного значения — 140 руб. Работающим персональным пенсионерам пенсии выплачивались в полном размере, если общая сумма пенсии и получаемого ими заработка не превышала 350 руб. в месяц.
Персональная пенсия по случаю потери кормильца устанавливалась семье в следующих размерах: при одном нетрудоспособном члене семьи — до 70 процентов пенсии, при двух или более нетрудоспособных членах семьи — до 100 процентов пенсии умершего кормильца или пенсии, которая могла бы быть ему установлена.
Существовали и специальные персональные пенсии, которые назначались в соответствии с решениями Совета Министров СССР членам Политбюро ЦК КПСС, секретарям ЦК КПСС и некоторым другим высшим государственным и партийным деятелям. Размеры таких персональных пенсий могли составлять до 500 руб. в месяц.
Примечательно, что персональным пенсионерам предоставлялись многочисленные льготы социально-бытового характера.
Так, персональные пенсионеры имели право на: дополнительную жилую площадь; 50-процентную скидку в оплате жилой площади и коммунальных услуг; специализированную медицинскую помощь и бесплатное протезирование всех видов (за исключением протезов из драгоценных металлов); прикрепление к специальным поликлиникам и оплату лекарств по рецептам врачей в размере 20 процентов их стоимости; единовременные пособия в случае особой нужды (пожар или другое стихийное бедствие, тяжелое заболевание и т.п.). Кроме того, персональным пенсионерам, имевшим значительный партийный стаж, а также бывшим политкаторжанам, ссыльнопоселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) ежегодно выдавалось денежное пособие в размере до двухмесячной пенсии, а также по заключению лечебного учреждения предоставлялась бесплатная путевка в санаторий или дом отдыха, которая могла быть заменена денежной компенсацией. При этом данная категория персональных пенсионеров обладала правом на значительные транспортные льготы (бесплатный проезд на городском транспорте и др.).
Гражданин мог быть лишен персональной пенсии в случае совершения им преступления, недостойного поведения, а также в случае обнаружения ошибочности данных, на основании которых пенсия была установлена.
Источником финансирования персональных пенсий, а также льгот являлись средства соответствующего бюджета.
Политические и социально-экономические изменения, происходившие в нашей стране с начала демократических реформ, непосредственно затронули и пенсионную систему. 20 ноября 1990 года был принят Закон Российской Федерации N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который установил единую систему республиканских государственных пенсий в России. Согласно статье 134 данного Закона с 21 ноября 1990 года на территории Российской Федерации было приостановлено назначение персональных пенсий, а все персональные пенсии, назначенные ранее, отменялись с 1 января 1992 года. Персональным пенсионерам размеры пенсии пересчитывались на общих для всех других граждан основаниях. Таким образом, институт персональных пенсий был упразднен.
По словам разработчика Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 М.Л. Захарова, «основной причиной отмены персональных пенсий являлось то, что они устанавливались чаще всего за верную службу власти, режиму, независимо от реальных результатов деятельности, то есть преимущественно чиновникам различных властных структур, партийных и профсоюзных органов» .
———————————
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 344.
И действительно, персональные пенсии во многом являлись привилегией государственных и партийных чиновников. Однако все-таки нельзя утверждать, что персональные пенсии назначались независимо от результатов деятельности персональных пенсионеров.
Всегда были, есть и будут в нашей стране граждане, имеющие заслуги в области культуры, науки, кинематографии, литературы, спорта и т.д. не только общероссийского, но и планетарного масштаба. Такие лица прославляют Россию, утверждают ее международный престиж, и поэтому их особое поощрение (в том числе и в сфере пенсионного обеспечения) является обязанностью государства. Представляется, что установление заслуженным гражданам наряду с пенсией каких-либо дополнительных выплат соответствует свойственной пенсионной системе идее коммутативной справедливости, выражающейся в словах «воздать каждому по заслугам». В римском праве это определялось как «lox talionis» (закон равного возмездия). В пенсионном обеспечении идея коммутативной справедливости реализуется, например, путем установления зависимости размера пенсии от уплаченных страховых взносов, а также в предоставлении дополнительных благ за выполнение каких-либо условий.
По прошествии времени отмена института персональных пенсий не выглядит столь необходимой. Требовалась его модернизация, в частности введение объективных критериев заслуг, упорядочение оснований, дающих право на дополнительные пенсионные выплаты за особые заслуги, а также условий их предоставления. Отметим, что некоторые авторы рассматривают упразднение института персональных пенсий как конъюнктурную поддержку развернувшейся в то время борьбы против льгот и преимуществ государственной и партийной номенклатуры .
———————————
Айбазов А.Д. О дополнительном пожизненном ежемесячном материальном обеспечении // Пенсия. 1998. N 3. С. 52 — 54.
Впрочем, Закон от 20 ноября 1990 года N 340-1 содержал нормы о повышении исчисленного в общеустановленном порядке размера пенсии отдельным категориям граждан. Это дало основание М.Л. Захарову при рассмотрении проекта данного Закона в Верховном Совете РСФСР утверждать, что предлагаемый Законопроект не устанавливает персональных пенсий и ориентирован на «повышение пенсий на законном основании, за официально признанные заслуги» .
———————————
Вторая сессия Верховного Совета РСФСР. Бюллетень N 14 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей. 2 октября 1990 г. М.: Издание Верховного Совета РСФСР, 1990. С. 39.
Согласно статье 110 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 размеры пенсии повышались:
———————————
Повышения указываются в соответствии с последней действовавшей до 1 января 2002 г. редакцией Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1.
— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, — на 100 процентов размера пенсии, но не менее чем на 200 процентов минимального размера пенсии по старости;
— Героям Социалистического Труда — на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;
— чемпионам Олимпийских игр — на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости ;
———————————
Данная категория была введена Федеральным законом от 29 января 1997 г. N 23-ФЗ.
— гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, — на 15 процентов;
— участникам Великой Отечественной войны — на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;
— гражданам — бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, — на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;
— гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., — на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;
— гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, — на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;
— гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;
— гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, — на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;
— инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или

21 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *