223 ФЗ для бюджетных учреждений

Содержание

Организация является федеральным государственным бюджетным учреждением. Закупочная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). В настоящее время возникла необходимость обучения сотрудников за рубежом в связи с открытием нового медицинского направления, полных аналогов в России нет.
Закупку услуг по обучению сотрудников за рубежом ГБУ планирует осуществить за счет собственных средств. Необходимость такого обучения учреждение определило самостоятельно вне каких-либо международных соглашений или государственных программ.
Каким образом организация может заключить договор на образовательные услуги с иностранным контрагентом, учитывая, что вышеуказанные нормативные акты не регулируют данный вид договора (по Закону N 223-ФЗ)?
Нужно ли данную закупку вносить в план закупок учреждения по Закону N 223-ФЗ, а также регистрировать договор в ЕИС?
Каким образом данную закупку следует отразить в отчетности учреждения?

10 августа 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закупка в приведенном случае должна осуществляться в соответствии с Законом N 223-ФЗ в порядке, предусмотренном положением о закупке заказчика.
Если отсутствуют основания для того, чтобы не размещать информацию о закупке в ЕИС, она должна быть предусмотрена планом закупок.
Если информация о закупке подлежит размещению в ЕИС, сведения о договоре должны быть включены в реестр договоров.
Информация о закупке подлежит включению в отчет о договорах, заключенных по итогам соответствующего месяца.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при осуществлении закупок по общему правилу обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) (п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Исключения из этого правила перечислены в ч. 2 ст. 15 указанного Закона. Так, закупки за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности, от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию), бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с положением о закупке, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ)*(1).
Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). По смыслу этого Закона, он распространяется на заключение любых возмездных договоров, по которым лица, именуемые в контексте норм этого закона заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, регулирующих отношения, перечисленные в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Это подтверждается и разъяснениями органов власти (смотрите письмо ФАС России от 01.08.2014 N АД/30947/14, письмо Минфина России от 17.01.2018 N 24-02-06/3353)*(2).
В ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ перечислены отношения, не регулируемые этим Законом. Так, например, согласно п. 14 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ этот Закон не регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства. Как видно из этой нормы, к организациям, зарегистрированным в РФ, она неприменима. Пункт 12 той же части исключает из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации. Буквально из приведенной нормы следует, что в ней речь идет о таких закупках, которые осуществляются для исполнения заказчиком уже заключенного конкретного договора с иностранным юридическим лицом, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации, если заказчик в силу условий такого договора обязан совершить поставку, оказать услугу, выполнить работу не на территории Российской Федерации. К описанной в вопросе ситуации упомянутые нормы отношения не имеют. Положений, которые бы исключали из сферы действия Закона N 223-ФЗ закупки у иностранных лиц, указанный Закон не содержит. Поэтому указанная в вопросе закупка должна осуществляться заказчиком в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и положением о закупке*(3).
Если отсутствуют основания для того, чтобы не размещать информацию об указанной в вопросе закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС), такая закупка должна быть предусмотрена планом закупок (смотрите ч. 5.1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932). Если информация о закупке подлежит размещению в ЕИС, сведения об указанном в вопросе договоре (в частности, информация и документы, свидетельствующие о заключении, изменении и исполнении договора) должны быть включены в реестр договоров (ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ). Наконец, информация о закупке подлежит включению в отчет о договорах, заключенных по итогам соответствующего месяца, формируемый в соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. План закупки по Закону N 223-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Размещение в ЕИС информации о закупке по Закону N 223-ФЗ после 1 июля 2018 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

9 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закупки по 223‑ФЗ в 2017 году

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Основные принципы 223-ФЗ

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Запись вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Рекомендуем вебинар «Ужесточение позиции ФАС по применению 223-ФЗ. Курс на сближение с 44-ФЗ», ведущая — Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ.

Техническое задание. Советы для заказчиков, сравнение с 44-ФЗ:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

Как правильно разработать Положение о закупках по 223-ФЗ (запись вебинара)

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru.
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

223 ФЗ для бюджетных учреждений: как научиться закупать по-новому

Несмотря на прогнозы касающиеся отмены Федерального Закона №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» после ведения ФЗ №44, ожидаемого так и не произошло. Более того, в его состав оказались внедрены изменения, согласно которым по ФЗ 223 бюджетные учреждения также получили право проводить свои закупки при соблюдении ряда условий.
О том, какие это условия, а также о том, почему данный законодательно-нормативный акт намного комфортнее в работе, чем общий ФЗ №44, вы узнаете из этой статьи.

Когда бюджетным учреждениям разрешается работать по 223 ФЗ?

Согласно последним изменениям, право работать по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными лицами юридических лиц получают бюджетные организации, которые:

  • проводят закупку на средства, полученные в результате выигрыша гранта;
  • для осуществления закупки используют капитал от иного, внебюджетного профиля деятельности – скажем, частной медицинской практики для медучреждений, либо дополнительных курсов и тренингов для образовательных структур;
  • участвуют в закупке в качестве исполнителя, а не в качестве поставщика, и в ходе исполнения контракта привлекают третьих лиц путем проведения тендера по 223 ФЗ.

Все это – законные основания для перехода бюджетной инстанции в режим работы по нормам Закона «О закупках» от 1 января 2012 года. Следовательно, с этого года и бюджетные инстанции оказываются в контексте данного правового акта.

Преимущества 223 ФЗ для бюджетных учреждений

Среди целого ряда несомненных преимуществ следует выделить основные:

  • возможность самостоятельной разработки Положения с учетом особенностей и потребностей предприятия;
  • самостоятельное формирование списка закупок у единственного поставщика, без учета их итоговой стоимости;
  • возможность разрабатывать собственные уникальные способы совершения закупок при необходимости;
  • комфортные условия для планирования – планы закупок составляются на год и могут быть изменены в любой момент без каких бы то ни было санкций;
  • возможность менять и пролонгировать уже заключенные договоры.

Эти и другие привилегии делают ФЗ-223 намного более комфортным и желаемым для бюджетных структур, нежели ФЗ-44. Но как же добиться разрешения работать по нему? Какие действия необходимо предпринять для того чтобы механизм закупок стал намного проще?

Как осуществить переход бюджетного учреждения на 223 ФЗ?

Для того чтобы подвести бюджетное предприятие под действие Федерального Закона «О закупках», необходимо:

  • Оформить усиленную ЭЦП в любом, прошедшем аккредитацию Минкомсвязи, удостоверяющем центре;
  • Пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (как для физических, так и для юридических лиц);
  • Пройти регистрацию на официальном портале закупок, в специальном разделе, посвященном тендерам по ФЗ-223;
  • Разработать, утвердить и опубликовать на официальном сайте Положение и план закупок в срок до 1 апреля 2014 года;
  • Провести обучение своих сотрудников работе по 223-ФЗ;
  • Провести необходимые настройки в личном кабинете на официальном сайте.

Группа компаний BiCo предлагает вам свою помощь в оперативном оформлении всей необходимой документации, обучении и консультированию вашего персонала по ФЗ 223, а также поддержку на любом этапе организации, размещения и проведения тендера на площадке.
РекомендуемЧто обсуждают участники тендеров сегодня?
02.09.2019

К чему приведет цифровизация закупок, почему жалобы в ФАС могут обернуться штрафом, и чем грозит поставщикам неисполнение госконтрактов — в нашем новом выпуске новостей

Тендеры будущего: чего ждать в 2018-м?
12.12.2017

Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений – рассказываем о них.

Вадим Владимиров: Заказчики хитрят с помощью языка

Закупка по федеральному закону № 223-ФЗ в бюджетном учреждении

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения в своей деятельности при осуществлении закупок должны руководствоваться Федеральным законом N 44-ФЗ <1>. Однако этот документ в отдельных случаях дает возможность проводить закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ <2>. Какие это случаи, как организуется такая закупка, какие требования к ней предъявляются — рассмотрим в данной статье.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Правовая основа закупки по Федеральному закону N 223-ФЗ

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями данного Закона.

Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ установлены случаи, при которых бюджетные учреждения вправе осуществлять в соответствующем году закупки с соблюдением требований Федерального закона N 223-ФЗ. Такие закупки возможны:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Обязательное условие при этом — наличие правового акта (а именно положения о закупках, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения), принятого таким бюджетным учреждением в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обратите внимание! Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ, не может быть изменено в текущем году (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).

Положение о закупке

Закупку товаров, работ, услуг по разрешенной деятельности бюджетное учреждение спорта может осуществлять в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ при наличии положения о закупке. При составлении такого положения можно обратиться к Типовому положению о закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минспорту России, утвержденному 24.02.2014 (далее — Типовое положение).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать (ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ):

  • требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки);
  • условия применения способов закупки;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ). Данное положение и изменения, вносимые в него, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).

План закупки

Кроме положения о закупках, в обязательном порядке должен формироваться план закупки, который размещается в единой информационной системе на срок не менее года.

Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее — Правила). В план включаются сведения о закупках товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика (п. 2 Правил). Заказчик должен учитывать Требования к форме плана закупки, утвержденные Постановлением N 932 (п. 3 Правил).

Согласно п. 4 Правил в план закупки не включаются с учетом ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ.

Кроме этого, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., то в плане могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).

План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг) (п. 5 Правил). План должен иметь помесячную или поквартальную разбивку (п. 7 Правил).

Корректировка плана закупки может осуществляться в случае (п. 8 Правил):

  • изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к конкретной закупке, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
  • в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

Если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки вносятся не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений (п. 9 Правил). Неисполнение данного пункта содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (Решение ФАС РФ от 22.12.2014 по делу N 223ФЗ-157/14).

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются им самостоятельно с учетом требований, предусмотренных Правилами (п. 10 Правил).

Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки:

  • закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • запроса цен;
  • запроса предложений;
  • аукциона;
  • конкурса.

Примерный алгоритм действий заказчика при осуществлении закупки (после утверждения и размещения положения о закупке) предложен в п. 10 Письма ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12.

В нем предусмотрены такие действия.

—————————————————————————¬
¦ Разработка и размещение на официальном сайте плана закупки товаров, ¦
¦ работ, услуг не менее чем на один год, за исключением закупки ¦
¦ инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, ¦
¦ высокотехнологичной продукции и лекарственных средств ¦
L————————————T————————————-

¦/
—————————————————————————¬
¦ Выбор способа закупки (конкурс, аукцион или иной способ закупки), ¦
¦ предусмотренный положением о закупке при наличии в таком положении ¦
¦ порядка закупки указанным способом ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Разработка, утверждение и размещение на официальном сайте извещения и ¦
¦ документации о проведении закупки, включающих в себя сведения, ¦
¦ определенные ч. 5, 9, 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Размещение на официальном сайте изменений, вносимых в извещение, ¦
¦ документацию о закупке, разъяснений документации о закупке ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Предоставление документации о закупке всем заинтересованным лицам ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Разъяснение положений документации о закупке ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Прием заявок на участие в закупке ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Подписание договора с победителем закупки ¦
L—————————————————————————

Данный алгоритм не вполне применим к закупке у единственного поставщика.

Закупка у единственного поставщика

До сих пор у учреждений возникает немало вопросов о порядке осуществления такой закупки. Этот способ учреждения считают наиболее удобным и стараются использовать чаще всего.

Под закупкой у единственного поставщика понимается закупка, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных положением о закупках. В нем автономное учреждение должно самостоятельно определить порядок осуществления закупки данным способом, основания для его использования, а также верхний ценовой предел.

Перечень закупок у единственного поставщика должен быть указан в положении о закупках. В Типовом положении представлен достаточно внушительный список случаев, когда производятся такие закупки (п. 28). Приведем некоторые из них:

  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, осуществляемых за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами;
  • закупка услуг фиксированной связи;
  • закупка произведений литературы и искусства определенных авторов, конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей;
  • закупка печатных и электронных изданий определенных авторов, услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям;
  • срочная потребность в продукции, когда проведение процедур торгов или использование иного способа закупки из-за отсутствия времени нецелесообразно;
  • по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами осуществление дополнительных закупок у того же поставщика;
  • расторжение предыдущего договора по решению суда в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому договору;
  • заключение договора аренды недвижимого имущества;
  • заключение договора с оператором электронной площадки в целях обеспечения проведения процедур закупок в электронной форме в соответствии с положением о закупках;
  • заключение договора на оказание преподавательских услуг физическим лицом;
  • закупка услуг на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
  • закупка услуг по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, участию в семинарах, конференциях, тренингах и прочих мероприятиях, направленных на обучение и развитие работников заказчика;
  • закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
  • заключение договора с субъектом естественных монополий;
  • договор на оказание услуг по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения);
  • договор энергосбережения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • договор в устной форме в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским законодательством, если сумма договора не превышает 100 тыс. руб.

Получается, что чем больше список закупок у единственного поставщика в положении о закупках учреждения, тем больше у него возможностей для осуществления такого рода закупок.

Сведения о предполагаемых приобретениях у единственного поставщика вносятся в план закупки, исключение составляют закупки до 100 тыс. руб. (п. п. 2, 4 Правил).

Отметим также, что Федеральный закон N 223-ФЗ не регламентирует ни максимальную цену закупки у единственного поставщика, ни период, в течение которого могут проводиться такие закупки. Эти условия целесообразно закрепить в положении о закупках.

Довольно часто задают вопрос о том, регулируется ли законодательством о закупках приобретение товаров, работ, услуг через подотчетных лиц. Да, регулируется. Закупка товаров (работ, услуг) путем выдачи работнику подотчетных сумм является закупкой, на которую распространяются требования Федерального закона N 223-ФЗ. В соответствии с Гражданским кодексом это тоже одна из форм сделок.

Как правило, осуществляемая таким способом закупка предполагает выдачу сотруднику учреждения наличных денег. В этот момент вступает в действие законодательство о наличных денежных расчетах.

В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Закупка через подотчетных лиц будет закупкой у единственного поставщика до 100 тыс. руб. Бюджетное учреждение может проводить такие закупки без специальных процедур.

Как мы уже сказали выше, закупки до 100 тыс. руб. могут не включаться в план закупки (п. 4 Правил). Информацию о них можно не размещать в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru (ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ). Это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (п. 2 Письма ФАС России от 30.12.2011 N АЦ/49682).

Бюджетное учреждение по отдельным видам деятельности при осуществлении закупок может руководствоваться не только Федеральным законом N 44-ФЗ, но и Федеральным законом N 223-ФЗ, если своевременно составит и разместит на сайте положение о закупках. В первую очередь, оно даст возможность осуществлять наиболее привлекательную для заказчиков закупку у единственного поставщика.

Закупкой у единственного поставщика будет считаться и закупка через подотчетных лиц. Она может не включаться в план закупки, а информация о ней может не размещаться на сайте в Интернете.

О.Лунина

Эксперт журнала

«Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

По какому закону о закупках обязан работать заказчик

По какому закону о закупках обязан работать заказчик? Чем отличается закон № 44-ФЗ от закона № 223-ФЗ? На что влияет источник финансирования закупки? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center:

— Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ являются двумя специальными законами, посвящёнными регулированию закупок в России. Важно не запутаться в их соотношении в сферах действия каждого из них.

Начать нужно с того, что закупки в России могут проходить и вовсе без учета этих законов. Чисто коммерческая организация может проводить полноценную современную закупку, опираясь лишь на требования Гражданского кодекса и Закона «О защите конкуренции». И Закон № 223-ФЗ, и Закон «О контрактной системе» описывают лишь отдельные, частные случаи проведения закупок.

Наталья Патрунина, эксперт по регулируемым закупкам:

— Эти частные случаи касаются ситуаций, когда статус заказчика диктует повышенный государственный или общественный интерес к его закупкам. Например, специальное регулирование касается закупок органов государственной власти, компаний в госсобственности, субъектов естественных монополий и организаций коммунального хозяйства. Ключевое отличие их закупок заключается в том, что информация о таких закупках должна публиковаться в Единой информационной системе.

При этом заказчики, работающие по Закону «О контактной системе», ограничены в выборе способа закупки. В большинстве случаев они как и раньше выбирают открытый электронный аукцион. Кроме того, каждый шаг их закупочной работы описан в законе и подзаконных актах. Их работа ориентирована прежде всего на правильное заполнение форм отчётности о планировании, объявлении закупок, сборе заявок, выборе победителя, акта выполненных работ и т.п. Эффективность их работы сводится к правильно высчитанной разнице между начальной ценой и ценой контракта.

Дмитрий Казанцев:

— Закон № 223-ФЗ ориентирован на более сложные методы работы и позволяет уделять внимание не только экономии от закупки, но и качеству поставленной продукции. Отчётность заказчиков, работающих по этому Закону, облегчена, а инструменты закупочной работы заказчики могут определить для себя самостоятельно в корпоративном положении о закупках. При этом с них не снимается ни обязанность по соблюдению конкуренции, ни обязанность по проведению своих закупок в публичном режиме.

По Закону «О контрактной системе» работают

  1. Федеральные органы власти;
  2. Региональные органы власти;
  3. Органы местного самоуправления;
  4. Казённые учреждения;
  5. Бюджетные учреждения;
  6. Внебюджетные фонды;
  7. Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  8. В 2017 году к субъектам этого Закона были отнесены также государственные и муниципальные предприятия. Однако ещё за несколько часов до наступления нового года наиболее важные федеральные государственные унитарные предприятия получили подарок: им разрешили проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ. В настоящее время возвращение унитарных предприятий в сферу действия Закона № 223-ФЗ продолжается.

По Закону № 223-ФЗ также работают:

  1. Государственные корпорации, государственные и публично-правовые компании – их можно определить по официальному наименованию, в котором указана организационно-правовая форма.
  2. Естественные монополии – все они включены в реестр субъектов естественных монополий, который ведёт Антимонопольная служба России.
  3. Организации в государственной и муниципальной собственности – структура собственности видна, например, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
  4. Организации коммунального хозяйства. Если такая деятельность записана в качестве уставной, то они по умолчанию считаются субъектами Закона № 223-ФЗ. Если от такой деятельности в предыдущем году они получили менее 10% выручки, то они могут опубликовать соответствующий отчёт в Единой информационной системе. После этого до конца года такие организации могут проводить закупки без учёта требований Законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Аналогичное право есть и у субъектов естественных монополий.
  5. Автономные и бюджетные учреждения также являются субъектами Закона № 223-ФЗ. Их легко определить по организационно-правовой форме, отражённой в полном официальном названии. Однако бюджетные учреждения могут тратить по Закону № 223-ФЗ лишь самостоятельно заработанные средства и лишь при условии, что они опубликовали на год вперёд корпоративное положение о закупках.

Дмитрий Казанцев:

— На концептуальном уровне границей между двумя специальными законами служит источник финансирования закупок. Если деньги на закупки поступают заказчику из государственного или муниципального бюджета, то и тратить их он обязан по правилам Закона «О контрактной системе». Заработанные собственной коммерческой деятельностью деньги до изменений, связанных с ГУПами и МУПами, этот Закон не затрагивал. Однако если деятельность заказчика имеет особое социальное значение и затрагивает обеспечение инфраструктуры для неопределённого круга лиц, то даже самостоятельно заработанные деньги заказчик должен тратить в публичном режиме по правилам Закона № 223-ФЗ.

Наталья Патрунина:

— Большинство заказчиков, знакомых с обоими законами, стремится работать по Закону № 223-ФЗ. Однако даже у субъектов этого Закона есть легальная возможность при желании работать и по правилам контрактной системы. Для этого достаточно просто не публиковать корпоративное положение о закупках в Единой информационной системе. Если положение не опубликовано, то заказчик обязан работать по Закону № 44-ФЗ, который фактически и будет заменять ему положение о закупках. Кроме того, если субъект Закона № 223-ФЗ, обязанный оказывать поддержку малому бизнесу, не оказал в прошлом году такую поддержку или неправильно о ней отчитался, то 11 месяцев этого года он обязан проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ.

С даты перехода одного закона на другой заказчик обязан выбирать поставщиков по правилам нового закона. Однако договоры, подписанные до этой даты, продолжают действовать и исполняться по старым правилам.

В любом случае важно помнить, что нормы Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ не смешиваются и не применяются по аналогии. В отдельных экзотических случаях возможно использование обоих законов в деятельности одной компании. Но никогда нормы двух законов не применяются одновременно при регулировании одной закупки.

По любым вопросам, связанным с проведением закупок или участием в них, вы можете обратиться к специалистам по сопровождению торгов.

223 ФЗ для бюджетных учреждений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *