3 ст 66 44 ФЗ

Статья 105. Порядок подачи жалобы
Комментарий к статье 105
Установление требований и определения порядка осуществления закупок является только первым шагом на пути достижений тех целей закупок, которые установлены комментируемым Федеральным законом. Не менее важным является наличие возможностей участниками закупок защиты своих прав.
Сфера закупок для государственных и муниципальных нужд характеризуется особой внесудебной формой защиты. Такой формой является обращение в антимонопольный орган, который является уполномоченным органом государственной власти по осуществлению контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Антимонопольный орган, как справедливо отмечается в юридической литературе, является своеобразным квазисудебным органом <1>. Основное преимущество защиты прав в антимонопольном органе, в отличие от судебной формы защиты, состоит в оперативности и быстроте принятия решений, поскольку судебное разбирательство носит более длительный характер. При этом оперативность при осуществлении государственных закупок необходима, поскольку могут иметь место нужды, требующие незамедлительного удовлетворения, например, закупка лекарственных средств.
———————————
<1> См.: Башлаков-Николаев И.В. Об обжаловании в антимонопольные органы порядка проведения торгов и заключения договоров по их итогам в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции: процессуальные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 5. С. 55 — 60.
Помимо норм Закона о контрактной системе важным документом, касающимся порядка рассмотрения жалоб в рамках контрактной системы, является административный регламент ФАС России, утвержденный Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 <1> (далее — Административный регламент ФАС России).
———————————
<1> Приказ ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «».
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что любой участник закупки, а также общественные объединения, объединения юридических лиц имеют право обжаловать в контрольный орган (федеральная антимонопольная служба и ее территориальные подразделения) действия или бездействие:
— заказчика;
— уполномоченного органа и уполномоченного учреждения (уполномоченные на осуществление централизованных закупок согласно ст. 26 Закона о контрактной системе);
— специализированной организации (привлекаемой для осуществления закупки согласно ст. 40);
— комиссии по осуществлению закупок и ее членов;
— должностных лиц, контрактной службы;
— контрактного управляющего;
— оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.
Говоря о перечне лиц, действия (бездействия) которых могут быть обжалованы, необходимо отметить, что включение в этот перечень конкурсной комиссии, членов конкурсной комиссии видится необоснованным, поскольку цель деятельности конкурсной комиссии заключается в организации проведения процедуры конкурса и выявлении его победителя для заключения договора. Вместе с тем конкурсная комиссия действует в интересах организатора, так как договор в итоге заключается организатором и в его интересах. Кроме того, данный вывод подтверждается примерами из правоприменительной практики. Так, в апелляционном суде по спору о признании протокола о признании участника уклонившимся от заключения контракта ответчик требовал привлечь к участию в деле котировочную комиссию, однако суд указал, что котировочная комиссия наделена полномочиями юридическим лицом и при проведении запроса котировок представляет юридическое лицо — заказчика. Соответственно, комиссия, а равно физические лица — члены комиссии, не могут быть признаны ответчиками по рассматриваемому спору <1>. Так как комиссия совершает действия от имени заказчика, и, по сути, не выступает как самостоятельный субъект, то говорить об обжаловании действий комиссии видится не совсем корректным.
———————————
<1> См.: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2015 г. по делу N А07-12265/2015 // «».
Также возникает вопрос о том, вправе ли лицо, которое не подало заявку на участие в закупке, обжаловать действия (бездействия) заказчика. Такая проблема возникает в связи с тем, что законодатель дает крайне широкое понятие участника как любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Такая проблема возникает, прежде всего, при обжаловании положений документации о закупке, поскольку в ч. 3 комментируемой статьи прямо указано на то, что после вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, право на обжалование сохраняется только у участников, подавших заявки.
Как показывает правоприменительная практика, лицо, которое обжалует действия (бездействие) заказчика и иных лиц, обязано доказать, что эти деяния нарушают его права. Так, арбитражный суд указал, что «оспаривая действия Учреждения в рамках спорных торгов, Общество не представило доказательств того, что оно являлось участником закупки, и подавало заявку, либо на него в соответствии с нормами действующего законодательства возложены обязанности по осуществлению общественного контроля, а также не обосновало, каким образом его права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями Учреждения.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество не доказало, что является заинтересованным лицом, чьи субъективные права нарушены обжалуемыми действиями заказчика. Данное обстоятельство в силу приведенных выше положений ст. 4 АПК РФ и ст. 105 Закона N 44-ФЗ является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований» <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2017 г. N Ф07-5607/2017 по делу N А56-49309/2016 // «».
Еще один аналогичный пример содержится в решении антимонопольной службы, в котором указывается, что «в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией Свердловского УФАС установлено, что согласно сведениям из реестра поставщиков (ст. 62 Закона о контрактной системе), получивших аккредитацию на электронной площадке ООО «Р», информация об аккредитации на электронной площадке ООО «Э» отсутствует. Указанные обстоятельства исключают участие заявителя в данном электронном аукционе, ввиду чего положения документации не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО «Э» <1>.
———————————
<1> См.: решение Челябинского УФАС России от 12 августа 2015 г. по делу N 520-ж, 143-вп/2015 // «».
Свидетельствовать о том, что действия заказчика нарушают права лица, может направление участником запросов разъяснений положений документации <1>, осуществление деятельности, которая является предметом контракта, и т.п.
———————————
<1> См.: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2016 г. N Ф02-970/2016 по делу N А33-14170/2015 // «».
Часть 2 закрепляет важное правило о том, что обжалование действий (бездействия) заказчика и иных лиц, указанных в ч. 1, не является препятствием для обжалования действий (бездействия) указанных лиц в судебном порядке.
Одним из ключевых прав граждан и организаций является право на обращение в суд. Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном АПК.
При этом в ч. 5 ст. 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом. Применительно к обжалованию действий (бездействия) заказчика и иных лиц в делах такого требования не установлено, соответственно, обращение в контрольный орган не является необходимым условием для обращения в арбитражный суд.
Часть 3 определяет сроки обжалования. Так, обжалование действий (бездействия) заказчика и иных лиц, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, возможно в любое время определения поставщика, но не позднее десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика закрытым способом — с даты подписания указанного протокола.
Специальный срок установлен для обжалования положений закупочной документации. Ее положения могут быть обжалованы с момента ее размещения, до момента окончания срока приема заявок.
Также важным является указание на то, что после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе предложений, запросе котировок, обжаловать действия заказчика вправе только лица, подавшие заявки, что более подробно было рассмотрено в комментарии к ч. 1 данной статьи.
В случае пропуска указанных сроков обжалование действий заказчика и иных лиц возможно только в судебном порядке.
Часть 4 устанавливает сроки обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц в отношении электронных процедур.
Во-первых, участник вправе подавать жалобы в период проведения электронной процедуры, в том числе в период определения поставщика, аккредитации на электронной площадке или специализированной электронной площадке, не позднее десяти дней, с даты размещения в единой информационной системе протоколов подведения итогов закупочных процедур.
Соответственно, жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания срока приема заявок на участие в такой процедуре.
Если обжалуемые действия совершены до начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, то обжаловать их могут только лица, подавшие заявки.
Если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронных процедурах, или заявок на участие в запросе котировок и запросе предложений в электронной форме, то такие действия могут быть обжалованы до момента заключения контракта.
По истечении указанных сроков участник теряет право обжаловать данные действия в антимонопольный орган, однако может обжаловать их в судебном порядке.
В ч. 5 закреплен специальный порядок обжалования действий оператора электронной площадки или специализированной электронной площадки.
Комментируемая норма выделяет два вида действий оператора электронной площадки, которые могут обжаловаться.
Так, первое — это действия, связанные с аккредитацией участника на электронной площадке, такие действия могут быть обжалованы в течение тридцати дней с момента их совершения.
Второе — это действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с нарушением при проведении электронной процедуры. В данном случае применяются положения ч. 4 комментируемой статьи, т.е. участник может оспорить не позднее десяти дней с момента размещения протокола, подведения итогов электронной процедуры.
Правила о сроках обжалования положений документации о закупке не распространяются на оператора электронной площадки и специализированной электронной площадки.
В соответствии с ч. 6 действия (бездействие) уполномоченного органа или уполномоченного учреждения, а также специализированной организации, связанные с обжалованием заключением контракта, могут быть обжалованы не позднее даты заключения контракта.
Соответственно, как отмечается в практике антимонопольных органов, даже в случае выявления нарушений законодательства по жалобам, поданным за пределами указанных сроков, комиссия не обладает правом на выдачу предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений при наличии подписанного государственного (муниципального) контракта <1>.
———————————
<1> См.: решение Иркутского УФАС России от 3 августа 2017 г. N 734 // «».
В ч. 7 определяется, что жалоба в соответствии с комментируемой статьей должна подаваться в письменной форме.
Жалоба считается поданной в письменной форме в двух случаях.
Во-первых, если жалоба оформлена на бумаге и подписана собственноручной подписью уполномоченного лица.
Во-вторых, если жалоба подана в электронной форме и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» <1> информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
———————————
<1> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.
Поскольку законом не установлено, что жалоба должна быть подана исключительно на бумажном носителе, можно сделать вывод о том, что ее подача допустима и в электронной форме, данный вывод нашел отражение и в судебной практике <1>, и в разъяснениях Минэкономразвития РФ <2>.
———————————
<1> См.: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 г. N 04АП-54/2018 по делу N А19-17965/2017 // «».
<2> Письмо Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. N 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «».
Жалоба, подаваемая в рамках комментируемой статьи, должна содержать следующие сведения:
1) информация о лице, действия которого обжалуются, в частности наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица;
2) аналогичная информация о лице, подающем жалобу, а также, помимо прочего, указывается адрес электронной почты и номер факса (при наличии);
3) указание на закупку, прежде всего необходимо указать идентификационный код закупки. В случае обжалования действий оператора электронной площадки и специализированной электронной площадки указание данных о закупке не требуется;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченных органов и учреждений, а также иных лиц, предусмотренных настоящей статьей. Кроме того, в жалобе следует указать доводы заявителя, т.е. какие именно права заявитель считает нарушенными, какие нормы закона, иных нормативных актов и положений документации о закупке, по мнению подателя жалобы, нарушают обжалуемые действия (бездействие).
Согласно ч. 9 к жалобе должен быть приложен перечень необходимых документов, подтверждающих обоснованность жалобы. А в тексте жалобы должен содержаться перечень прилагаемых документов.
При этом, как было указано ФАС России, «учитывая, что ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе не содержит требования о необходимости приложения к жалобе документов, подтверждающих ее обоснованность, отсутствие таких документов не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения» <1>.
———————————
<1> Письмо ФАС России от 13 октября 2014 г. N ИА/41224/14 «О направлении информации о приеме к рассмотрению жалоб участников закупок» // «».
Тем самым отсутствие приложенных к жалобе документов не является основанием для ее возврата.
В соответствии с ч. 10 поданная жалоба подписывается подавшим его лицом или его представителем. При этом, если жалоба подписана представителем, должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия такого лица.
Такими документами являются, прежде всего, доверенность либо иные документы, подтверждающие полномочия лица.
В правоприменительной практике и практике антимонопольных органов сложился подход, согласно которому, если жалоба подписана единоличным исполнительным органом юридического лица, то приложение документов, подтверждающих его полномочия, не требуется. Например, арбитражный суд Поволжского округа указал, что «отсутствие документа, подтверждающего полномочия директора ОАО, подписавшего жалобу, не могло послужить основанием для возврата этой жалобы» <1>.
———————————
<1> Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2016 N Ф06-13179/2016 данное Постановление оставлено без изменения // «».
Также ФАС России указала, что требование о подтверждении полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества с ограниченной ответственностью, в случае подписания им жалобы, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено <1>.
———————————
<1> См.: письмо ФАС России от 22 декабря 2015 г. N ИА/74071/15 «По вопросу подтверждения полномочий лица, подписавшего жалобу» // «».
Часть 11 устанавливает основания для возврата жалобы без рассмотрения, к таким основаниям относится:
1) несоответствие жалобы требованиям, установленным комментируемой статьей. Например, отсутствие необходимых сведений в жалобе о заявителе.
При этом не любое формальное несоответствие является основанием для возвращения жалобы. Например, арбитражный суд указал, что отсутствие в жалобе сведений об адресе электронной почты, при наличии данных о почтовом адресе и контактном телефоне, позволяющих своевременно уведомить подателя жалобы о ее рассмотрении, не могло препятствовать рассмотрению жалобы общества по существу <1>;
2) жалоба не подписана или подписана неуполномоченным лицом, данное основание было подробно рассмотрено в комментарии к ч. 10 комментируемой статьи;
3) подача жалобы по истечении установленных сроков. При этом относительно исчисления сроков были даны разъяснения ФАС России, согласно которым понятия «подача жалобы» и «поступление жалобы в контрольный орган» не идентичны, в связи с чем если жалоба подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению <2>;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
———————————
<1> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 января 2018 г. N Ф05-18953/2017 по делу N А40-53924/17-122-408 // «».
<2> Письмо ФАС России от 29 декабря 2015 г. N ИА/76070/15 «По вопросам исчисления сроков обжалования действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» // «».
Согласно ч. 12 решение о возвращении жалобы принимается в течение 2 дней с даты ее поступления в уполномоченный орган. В данном случае срок исчисляется именно с момента поступления жалобы в уполномоченный орган.
В соответствии с ч. 13 в случае принятия решения о возвращении жалобы уполномоченный орган сообщает подавшему ее лицу о принятом решении с обоснованием причин.
Такое решение уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке.
Частями 15 — 16 определяет возможность и порядок отзыва жалобы. Так, податель жалобы вправе отозвать ее в любой момент до принятия контрольным органом решения по существу.
В случае отзыва жалобы в течение двух рабочих дней контрольный орган уведомляет всех заинтересованных лиц об отзыве жалобы и размещает соответствующую информацию в единой информационной системе.
Частью 17 установлены правила подведомственности относительно органов, рассматривающих жалобы.
1. Так, жалобы на действия заказчиков уполномоченных органов и учреждений специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 <1> является Федеральная антимонопольная служба.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 35. Ст. 4514.
При этом немаловажным вопросом при обжаловании действий заказчика и иных указанных в комментируемой норме лиц является определение подведомственности рассмотрения жалоб между органами ФАС.
Данный вопрос определяется Административным регламентом ФАС России о рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчиков и т.д.
Так, ФАС России, согласно п. 3.9 Регламента, рассматривает жалобы:
— на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для федеральных нужд государственным органом (в том числе органом государственной власти), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом;
— действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при применении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
— действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства.
В свою очередь, территориальные органы ФАС России согласно п. 3.10 Административного регламента ФАС России рассматривают жалобы в отношении закупок:
— для обеспечения федеральных нужд территориальными органами государственного органа Российской Федерации (в том числе органом государственной власти), органа управления государственными внебюджетными фондами либо государственным казенным учреждением;
— для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
— для обеспечения муниципальных нужд;
— осуществляемых бюджетным учреждением;
— осуществляемых автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие контроль в сфере закупок.
Важно отметить, что сама по себе подача жалобы в нарушение подведомственности между органами ФАС России не является основанием для ее возврата, поскольку органы ФАС России передают жалобу в соответствии с подведомственностью согласно п. 3.12 Административного регламента ФАС России.
2. Жалобы на действия заказчиков и иных лиц в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, рассматриваются также Федеральной антимонопольной службой, поскольку Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 именно на ФАС возложены данные функции.
3. В отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, рассмотрение жалоб осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
4. В отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд — орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким образом, если говорить о соотношении полномочий по рассмотрению жалоб между Федеральной антимонопольной службой и уполномоченными органами субъекта РФ и органами местного самоуправления, то антимонопольный орган уполномочен рассматривать все жалобы, в том числе касающиеся закупок для нужд субъекта РФ и муниципальных образований.
Кроме того, при определении подведомственности следует учитывать разъяснение ФАС России о том, что при получении жалобы контрольный орган в сфере закупок определяет подведомственность рассмотрения жалоб, исходя из месторасположения субъекта контроля, а не субъекта Российской Федерации, из бюджета которого финансируется закупка, осуществляемая субъектом контроля, действия которого обжалуются <1>.
———————————
<1> Письмо ФАС России от 8 февраля 2016 г. N ИА/6790/16 «По вопросам определения подведомственности рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, расположенных на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа» // «».
Часть 18 закрепляет, что все жалобы, принятые по ним решения включаются в реестре жалоб плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
Кроме того, при размещении указанной информации согласие на обработку персональных данных не требуется в силу прямого указания Закона.

Правила подачи заявки

Участие в электронном аукционе (ЭА) заказчиков, поставщиков, подрядчиков, исполнителей ст. 66 44-ФЗ обязывает предварять регистрацией в Единой информационной системе (ЕИС), что одновременно автоматически сопровождается аккредитацией и на ЭТП.

Процесс подачи заявок с целью участия в электронных торгах следует сопровождать соблюдением таких правил:

  • заявочные документы обязаны включать в себя 2 части;
  • не разрешается требовать от участвующих в аукционе предоставлять добавочные документы и сведения, за исключением случая, при котором в закупочную спецификацию вносится проектная документация, что обязывает участников закупочных торгов соглашаться на исполнение работ по правилам документации об ЭА;
  • участвующее в ЭА лицо имеет право отправить лишь 1 заявку;
  • оператор ЭТП должен на протяжении рабочего дня, который наступает вслед за датой завершения срока подачи заявочных документов, отправить заказчику первую заявочную часть;
  • аукционер, который подал заявку, имеет право её отозвать не позже времени завершения срока подачи, уведомив об этом оператора ЭТП;
  • последнему надлежит в обязательном порядке до публикации на ЭТП протокола проведения аукциона обеспечить конфиденциальность сведений об аукционерах, которые подали заявочные документы, а также данных, содержащихся в их 1-й и 2-й частях и в другой прилагающейся документации.

При нарушении данного правила оператор электронной площадке подлежит ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Порядок подачи

Статья 66 Федерального Закона № 44 регламентирует такие условия подачи заявлений на участие в ЭА:

  • аукционер имеет право подавать заявочные документы в любое удобное для него время в интервале между публикацией извещения о проведении ЭА и завершением их подачи;
  • аукционный участник отправляет оператору ЭТП заявку в виде 2 частей одновременно;
  • в случае, когда в описание объекта закупки включается проектная документация, участник отправляет заявочное письмо в виде 2 электронных документов одновременно с присовокуплением своего согласия на исполнение работ по предписаниям документации об аукционных торгах;
  • электронные документы, удостоверяющие соответствие аукционера дополнительным требованиям, изложенным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 44-ФЗ, не включаясь участником непосредственно в состав второй заявочной части, отправляются оператором площадки заказчику посредством применения программно-аппаратного обеспечения ЭТП вместе со второй частью;
  • не позднее чем спустя час после поступления заявки оператору требуется дать ей идентификационный номер и констатировать данный факт в виде электронного документа, отправленного в адрес подавшего заявочный документ аукционера.

Содержание первой части

В первой части заявки на участие в ЭА сообразно ч. 3 и 4 ст. 66 44-ФЗ обязаны присутствовать:

  • одобрение аукционером поставки товара, выполнение работ, оказание услуг, осуществлённое посредством использования функциональных возможностей ЭТП;
  • при закупке в процессе торгов товара или в случае закупки работы, услуги, при выполнении которых используется товар, требуется указывать страну его производства, а также его основные характеристики.

При необходимости дополнительно могут быть предоставлены чертежи, рисунки, эскизы, фотографии и прочие изображения товара.

При этом закон оговаривает, что в первой заявочной части ни в коем случае не могут присутствовать данные об организации, а сама заявка не может выполняться на её фирменном бланке.

Содержание второй части

Согласно ч. 5 ст. 66 44-ФЗ вторая заявочная часть обязана обеспечить присутствие у себя данных в виде:

  • наименования, местоположения юрлица, почтового адреса участника, ФИО, паспортных данных, места жительства физлица, телефонного номера, ИННа или подобного документа для иностранного гражданина, соответствующего законодательству его страны;
  • документального подтверждения, которое удостоверяет соответствие аукционера положениям ст. 31 44-ФЗ, а также декларации соответствия, предоставленной с помощью применения программно-аппаратных средств ЭТП;
  • документального подтверждения, удостоверяющего соответствие товара, работы, услуги требованиям законодательства страны;
  • решения об одобрении или совершении крупной сделки, если подобное требование содержится в нормативно-правовых актах РФ или в учредительных документах юрлица и когда для аукционера заключаемый контракт или обеспечение заявки выглядит крупной сделкой;
  • документального подтверждения права аукционера на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 44-ФЗ;
  • документа, по которому аукционный субъект подпадает нормы ст. 14 44-ФЗ о национальном режиме;
  • декларации, подтверждающей причастность участника к малому предпринимательству или социально ориентированным некоммерческим организациям при установлении заказчиком посредством программно-аппаратного обеспечения ограничения на основании ч.3 ст. 30 44-ФЗ;
  • документального подтверждения права аукционера на получение преимуществ, обусловленных ст. 28 и 29 44-ФЗ, если участник предъявил претензии на приобретение подобных преференций.

Возврат заявки

Некорректное составление заявочных документов на возможность участвовать в электронном аукционе чревато возвращением её со стороны оператора ЭТП автору.

При этом оператор должен на протяжении 1 часа возвратить заявку отправившему её участнику, если:

  • его подача осуществилась с искажением норм, изложенных в ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ;
  • аукционер отправил 2 или более заявочных документов, не отозвав поданные ранее, что приводит к отзыву всех заявок данного аукционера со стороны оператора;
  • заявочный документ отправлен по завершению конечного срока подачи;
  • заявление получено от участника ЭА с несоблюдением условий, изложенных в ч. 9 ст. 24.1 44-ФЗ;
  • закупочный субъект присутствует в реестре недобросовестных поставщиков товаров, подрядчиков работ, исполнителей услуг в случае выдвижения заказчиком требований согласно нормам ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ;
  • в реестре закупочных субъектов, аккредитованных на ЭТП, не значатся электронные документы, которые предусмотрены в правительственном перечне, основанном на условиях ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, или эта документация не отвечает предписаниям, изложенным в извещении о проведении ЭА.

Возвращая заявку на участие в электронных аукционных торгах, оператор ЭТП обязан одновременно уведомить заявителя посредством электронного сообщения о причинах её возвращения с перечислением нарушенных положений законодательства.

Иные причины для возврата оператором ЭТП поданной заявки недопустимы.

Электронный аукцион согласно ч. 16 ст. 66 44-ФЗ может быть признан несостоявшимся в случае, когда срок подачи заявок истёк, а ни одна из них не была подана.

Хотя составление заявочной документации на участие в электронном аукционе выглядит достаточно непростым, на самом деле оно доступно практически каждому потенциальному аукционеру. Нужно всего лишь предварительно ознакомиться с регламентирующими данный процесс нормативно-правовыми актами государства и следовать им неукоснительно.

Отклонили Непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ

ч.3 ст.66 44-ФЗ Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В документации есть раздел 5 техническое задание, вы должны были скопировать его и указать условия выполнения работ.

В вашем случае можно было просто скопировать тех задание, так как особых условий выполнения работ заказчик не указал.

В информационной карте аукциона указано, что можно только приложить согласие

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
— согласие участника данного аукциона на выполнение работы или оказание услуги
на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, при проведении данного аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Полагаю, действия заказчика незаконны, вам нужно срочно подавать жалобу в УФАС на действия аукционной комиссии и просить приостановить закупку и рассмотреть первые части заявок раз.

Желаю удачи!

3 ст 66 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *