318 статья УК

Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти

Новая редакция Ст. 318 УК РФ

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к Статье 318 УК РФ

1. Объектами преступного посягательства являются здоровье и психическая неприкосновенность личности потерпевшего, а также нормальная публичная деятельность органов управления.

2. Потерпевшим от этого преступления может быть согласно примеч. к ст. 318 должностное лицо правоохранительного органа либо иное должностное лицо, которое обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении неограниченного и неопределенного круга лиц, независимых от него по службе. Кроме названных лиц потерпевшими от преступления могут быть близкие упомянутых лиц (о понятии «близкие лица» см. коммент. к ст. 317).

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, к названным в коммент. статье лицам либо угрозе применения к ним насилия. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается причинение потерпевшему побоев либо совершение других насильственных действий, не влекущих за собой какого-либо вреда его здоровью. Содержание угрозы может быть различным вплоть до угрозы убийством, а также неопределенным. Угроза насилием должна быть реальной, т.е. такой, чтобы у потерпевшего были основания опасаться осуществления данной угрозы. Способы выражения угрозы могут быть различными: устно (словами), жестами, письменно.

4. Необходимым для квалификации деяния как преступления является применение насилия или угрозы в отношении представителя власти или его близких, осуществленное в связи с исполнением ими своих обязанностей. Понятием «в связи с исполнением представителем власти должностных обязанностей» охватывается как время осуществления насилия или угрозы его применения в период выполнения потерпевшим своих должностных обязанностей, так и время, когда они уже выполнены. Применение насилия или угрозы насилием не в связи с исполнением обязанностей должностным лицом не образует преступления, предусмотренного ст. 318.

5. Часть 2 коммент. статьи подлежит применению в тех случаях, когда в отношении представителя власти или его близких применяется насилие, опасное для жизни или здоровья. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать насилие, которое повлекло за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также насилие, хотя и не повлекшее указанного вреда, однако по своему характеру в момент применения создавало реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью указанным лицам. В ч. 2 подразумевается только физическое насилие.

6. Для квалификации действий лица, выразившихся в применении насилия или угрозы его применения по отношению к представителю власти, по ст. 318 необходимо установить, что потерпевший выполнял должностные обязанности на законном основании. Применение насилия или угрозы применения насилия вне связи с исполнением потерпевшим служебных обязанностей следует квалифицировать по статье УК РФ о преступлениях против личности.

7. Преступление окончено (составами) в момент применения физического или психического насилия независимо от того, удалось виновному или нет воспрепятствовать исполнению представителем власти своих должностных обязанностей.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель не являются конструктивными элементами состава в отличие от ст. 317, однако они не могут быть любыми, не связанными с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей.

9. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. Деяния, закрепленные в ч. 1 коммент. статьи, отнесены законодателем к категории преступлений средней тяжести, в ч. 2 — к категории тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшим выступает представитель власти, понятие которого дается в примечании к анализируемой статье, а также его близкие.

2. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

Правоохранительные органы — это органы внутренних дел, прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенные органы.

К контролирующим органам относятся органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

О понятии близких см. комментарий к ст. 105 УК РФ.

3. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1, характеризуется совершением одного из двух действий: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к ст. 161 УК РФ); б) угроза применения любого насилия.

Под угрозой применения насилия следует понимать не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение немедленного применения физического насилия к потерпевшему, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т.п.).

4. Указанные в законе действия осуществляются в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им должностных обязанностей, т.е. по поводу выполнения им этих обязанностей.

5. Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 2, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к статье 162 УК РФ).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. По смыслу закона виновный либо преследует цель воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руководствуется мотивом мести за исполнение таких обязанностей.

Комментарии к ст. 318 УК РФ

1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти; дополнительным — здоровье представителя власти или его близких.

2. Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается:

  • а) должностное лицо правоохранительного органа;
  • б) должностное лицо контролирующего органа;
  • в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285.

К должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники:

  • органов прокуратуры;
  • органов внутренних дел;
  • органов обеспечения безопасности (Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов Федеральной службы охраны, органов Службы внешней разведки РФ);
  • таможенных органов;
  • Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления).

К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).

Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК.

3. Объективная сторона выражается в применении насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Под насилием, неопасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью.

Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении их насильственных действий, неопасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.

Насилие или угроза его применения в отношении потерпевших образуют рассматриваемое преступление лишь при условии, что они были применены в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, т.е. не только во время их исполнения, но и после этого, например по мотиву мести за его служебную деятельность. Если примененное к представителю власти насилие явилось реакцией на его явно незаконные действия, то состав рассматриваемого преступления отсутствует, но содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.

Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный вид преступления, указанный в ч. 2 ст. 318, — применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. К такому насилию относится причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Насилие считается опасным и в том случае, когда оно не причинило вреда здоровью, но в момент его применения ставило в опасность жизнь или здоровье потерпевшего. Угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти, квалифицируется по ч. 1 ст. 318.

Комментарий к статье 318 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти и порядка управления; дополнительный — отношения в сфере охраны жизни и здоровья представителей власти, а также его близких. Потерпевшими могут быть:
— должностное лицо правоохранительного органа, например сотрудники полиции, министерства внутренних дел, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков и др.;
— должностное лицо контролирующего органа, например Роспотребнадзора, Росприроднадзора и др.;
— иное должное лицо, наделенное распорядительными полномочиями (не по служебной зависимости), например по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии);
2) объективная сторона: применение насилия, не опасного для жизни и здоровья (в частности побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы, например, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др., а равно угроза применения такого насилия в связи с исполнением лицом своих должностных обязанностей. Угроза — это устное, письменное или с использование средств связи сообщение, доведенное до сведения представителя власти и содержащее намерение применить насилие в отношении него или его близких;
3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, когда лицо совершает активные действия, желая причинить потерпевшему вред, или активно угрожает его причинить. Одним из обязательных элементов субъективной стороны является мотив — применение насилия в связи с осуществлением лицом своих должностных обязанностей.

Квалифицированный состав данного преступления (ч.2 ст. 318 УК РФ) — применение насилия, опасного для жизни (под которым понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Применимое законодательство:
1) ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (гл.2 — состав Правительства РФ и порядок его формирования);
2) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (гл.2 — основы статуса судей в РФ);
3) ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (раздел 2 — система и организация Прокуратуры РФ);
4) ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 2 — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей РФ);
5) ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 4 понятие должностного лица);
6) ФЗ «О полиции» (гл.6 — правовое положение сотрудника полиции, гл.7 — служба в полиции);
7) ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 16 — сотрудники органов ФСБ, ст. 16.1 — служба в органах ФСБ);
8) ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 1 — служба в таможенных органах, ст. 3 — должностные лица таможенных органов, ст. 4 — работники таможенных органов);
9) ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (гл.2 — должности в органах внутренних дел, специальные звания);
10) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 42 — воинские должности);
11) УПК РФ (п.3 ст. 5 — определение близких лиц, п.4 ст. 5 — определение близких родственников, п.37 ст. 5 — определение родственников);
12) акты Президента РФ:
— указ от 15.01.2013 N 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»;
— указ от 13.06.2012 N 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»;
— указ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;
— указ от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»;
13) акты Правительства РФ:
— постановление от 22.11.2012 N 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета»;
— постановление от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции»;
— постановление от 31.05.2012 N 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства»;
— постановление от 25.04.2011 N 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
— постановление от 11.03.2011 N 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;
— постановление от 27.01.2009 N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»;
— постановление от 31.10.98 N 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок»;
14) иные подзаконные акты:
— приказ МВД РФ от 15.08.2011 N 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию»;
— приказ МВД РФ от 30.12.2005 N 1167 «Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
— приказ МЧС РФ от 03.11.2011 N 668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
— приказ Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»;
— приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

3. Судебная практика. Приговором Краснослободского районного суда от 22.12.2011 установлено, что гр.М., совершая противоправные действий в магазине «Птица» не отреагировал на законные требования сотрудника вневедомственной охраны проследовать для составления административного протокола, а позже словесно высказал угрозу применения насилия в адрес другого сотрудника полиции, с демонстрацией ножа. Гражданин М. признан виновным в совершении преступления, ему было назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.

________________
URL: http://rospravosudie.com/court-krasnoslobodskij-rajonnyj-sud-respublika-mordoviya-s/act-101785236/

Консультации и комментарии юристов по ст 318 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 318 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ст. 318 УК РФ предусматривает ситуацию, когда имеет место применение насилия в отношении любого представителя власти. Закон указывает на то, что личности сотрудника причиняется вред. Он носит как моральный, так и физический характер. КоАП в данной ситуации не применяется. Наказываться виновный будет на основании положений уголовного законодательства.

Характеристика

Надругательство выступает одной из форм рассматриваемого деяния. Первый пункт статьи 318 УК предусматривает, что расправа с сотрудником правоохранительных органов выражена в форме действий, не несущих опасности для жизни или здоровья пострадавшей стороны. Судебная практика указывает на то, что данная часть нормы предусматривает и угрозы таким сотрудникам. Виновные высказывают угрозы и в адрес лиц, состоящих в близких отношениях с пострадавшими.

Психологический момент состоит в том, что посягательство связывается с исполнением человеком обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией. Приговор основывается на санкции рассматриваемой нормы.

К виновному применяются такие меры:

  1. Штрафные санкции. Размер в этом случае установлен до 200 тыс. р.
  2. Ответственность может исчисляться исходя из размера дохода виновного. Период устанавливается до полутора лет.
  3. Работы, имеющие принудительную направленность. Срок для них максимальный – пять лет.
  4. Виновного арестовывают на полгода.
  5. Лишается свободы на 5 лет.

Если содеянное представляет опасность для здоровья/жизни пострадавшего, его семьи – наказание будет суровее. Объектом также может быть ребёнок. Штраф в этой ситуации уже не применяется. Виновного лишают свободы сроком до десяти лет.

В качестве представителя власти законодатель рассматривает человека, который проходит службу в правоохранительных органах или контролирующих. В эту группу включены и лица, которые в законном порядке наделяются полномочиями распорядительного характера в отношении других лиц, которые не находятся в зависимости от такого человека.

К рассматриваемой статье в Российской Федерации даны различные комментарии. Указывается, что имеет место использование в качестве основного объекта трудовой деятельности органов, которые функционируют на государственных или муниципальных основаниях. Дополнительным объектом будет здоровье сотрудника.

Опасность для общественности заключается в том, что нарушается нормальная работа органов, деятельность которых направлена на укрепление и защиту правопорядка. Оскорбление рассматривается отдельной нормой. Примирения при таком раскладе добиться невозможно. К виновному может применяться домашний арест как мера пресечения.

Объективная сторона выражается посредством таких действий:

  • угрозы;
  • совершение насильственной деятельности.

Угроза предусматривает, что преступник оказывает воздействие посредством информации на психику сотрудника. Высказывается намерение причинить вред в связи с тем, что человек занимает определённую должность. К угрозе прибегают с целью добиться, чтобы человек изменил принятое решение по службе.

Выражается она в любой форме. Это может быть письменное обращение, устное. Субъект в некоторых ситуациях использует различные средства связи для сообщения угроз. Угрозы бывают и в форме действий, в частности, это демонстрация оружия, жесты, имеющие угрожающий характер. Словесные угрозы могут высказываться во время сопротивления законным действиям сотрудника полиции. Подследственность таких дел относится к Следственному комитету.

Тяжесть причинённого в результате вреда не конкретизируется в законодательных актах. Санкция предусматривает ответственность как за рукоприкладство, так и за иные действия. УПК будет считаться источником относительно норм, касающихся исполнения наказания. Амнистия в некоторых ситуациях затрагивает рассматриваемую категорию дел. Давность предусматривается в нормах уголовного закона.

Состав носит формальный характер, так как наступление определённых последствий необязательно. К тому, кто будет угрожать, могут применить условный срок. Оканчивать состав виновный будет в момент высказывания угрозы или совершения иных действий.

В части второй речь идёт о квалифицированном составе. Подразумевается применение насилия, которое опасно для здоровья или жизни пострадавшей стороны. Пленум данный признак понимает как насилие, которое в результате совершения наносит человеку тяжкий или средний вред. Сюда же включается и небольшая тяжесть. Возможным мотивом являются хулиганские побуждения – в этой ситуации оценка даётся по совокупности рассматриваемой нормы и статьи 213 УК. Что будет грозить виновному – указано выше.

Статистика указывает на то, что суд чаще всего наказывает преступников лишением свободы. Убийство квалифицируется по отдельной статье закона. Исправительный момент достигается за счёт применения достаточно суровых мер ответственности. Нападение на сотрудников часто рассматривается в рефератах, дипломных работах.

Судимость имеет место при доказанности, что человек действовал умышленно. Не стоит забывать и про понятие мотива – выражаться он должен в том, что человек занимает определённую должность в указанных органах.

Судебная практика

Газетный мир часто публикует приговоры, которые вынесены судебной инстанцией. На данный момент оправдательных решений довольно мало. Это связано с тем, что степень опасности рассматриваемого посягательства высока. Сколько на самом деле совершается подобных деяний – неизвестно, так как пострадавшие в силу тех или иных причин не всегда заявляют в органы.

Судить человека можно при наличии достаточной доказательной базы. Фото не всегда используются в качестве доказательств.

Изменение уровня наказания связывается с обстоятельствами совершения проступка. В некоторых ситуациях люди стараются натравлять собаку или иное животное на жертву, ответственность всё равно ложится на владельца. Последний раз подобное дело рассматривалось судом республики Б.

Как примеры приговоров можно привести:

  1. Суд города Ивантеевка рассмотрел дело в отношении гражданина Н. Установлено, что Н. применил в отношении сотрудника МВД насилие, которое неопасно для его жизни или здоровья. Представлены доказательства, что гражданин действовал по причине исполнения сотрудником определённых должностных обязанностей. Указано, что гаситься не должны те или иные обстоятельства. Во время совершения сотрудник находился при исполнении, что подтверждается доказательной базой по делу. Н. на момент совершения находился в состоянии опьянения, в связи с чем сотрудник ему сделал замечание. В ответ Н. не один раз нанёс удары рукой. Пришлись удары в область шеи и лица. Отзывы об Н. только положительные. Ранее он в поле зрения органов не попадал. Причинённый вред заглажен, Н. принёс сотруднику извинения. Оказания помощи не потребовалось. По итогам рассмотрения назначили наказание в виде штрафа. Размер – 5 тыс. рублей.
  2. В 2018 году суд села Троицкого вынес решение по иску органа правоохранительной системы, в котором выдвигались требования установить административный надзор и применить прочие ограничения в отношении гражданина П. Установлено, что ранее П. осуждён по статье 318 УК. Наказание представлено в виде 2 лет лишения свободы. Указанные меры требовалось применить, так как П. нарушены правила, действующие относительно лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Требования удовлетворили в полной мере.

Примеров достаточное количество. Это связано с тем, что люди не боятся применяемого наказаний, некоторые таким образом выражают протест против политики государства.

Методика расследования

Каждая категория дел имеет определённую методику при расследовании. Рассматриваемая норма не является исключением.

Основными моментами для следствия являются:

  • установление мотива, которым руководствовался виновный;
  • подтверждение, что пострадавшая сторона —представитель власти;
  • все доказательства должны иметь письменный характер.

Во время расследования проводятся такие действия, как допросы, осмотры, при необходимости назначаются экспертизы. Последнее положение касается ситуаций, когда пострадавшему причиняется вред здоровью или жизни. В случае с угрозами следствие может прийти к выводу о необходимости экспертизы высказанных выражений.

318 статья УК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *