54 ФЗ о митингах

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция)

19 июня 2004 года N 54-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 344-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 21.07.2014 N 258-ФЗ, от 04.10.2014 N 292-ФЗ, от 02.05.2015 N 114-ФЗ, от 09.03.2016 N 61-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ, от 11.10.2018 N 367-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 14-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
  • Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
    • Статья 4. Организация публичного мероприятия
    • Статья 5. Организатор публичного мероприятия
    • Статья 6. Участники публичного мероприятия
    • Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
    • Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
    • Статья 9. Время проведения публичного мероприятия
    • Статья 10. Предварительная агитация
    • Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
    • Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
    • Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
    • Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел
    • Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
    • Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
    • Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
  • Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
    • Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия
    • Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия

Открыть полный текст документа

Памятка по проведению одиночного пикетирования | #оккупай-пикета

Как правильно – не нарушая закон проводить одиночный пикет?
Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
I.Что такое одиночное пикетирование.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» – пикетированием является:
«Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». (ст.2, пункт 6).
Пикетирование является формой публичного мероприятия, которое Федеральным законом N 54 определяется как:
«Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». (ст.2, пункт 1).
Его основное отличие от иных форм публичных мероприятий в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований кем бы то ни было.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Проведение публичного мероприятия, к которому относится и форма одиночного пикетирования, основывается на (статья 3):
Принципах законности – соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Принципе добровольности участия в публичном мероприятии.
Чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей и участник не был привлечен к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.
II.Важно знать, что одиночное пикетирование имеет отличительные признаки от других публичных мероприятий.
Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ (статья 5, пункт 1).
Если на этой же территории осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости). Например, на углах здания, при условии того, чтобы участники не видели друг друга.
Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом – например, общаться с участником пикетирования. Помните о возможных провокациях – к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично – словом или действием – поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;
Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);
Осуществляется без передвижения;
Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;
Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
При пикетировании рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклеенной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.
При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих, выкрикивать краткие лозунги, слоганы по теме пикета с использованием возможностей своего голоса. Но по выкрикам мнения чиновников разошлись, некоторые считают, что надо молчать, но есть и такие которые считают, что можно выкрикивать краткие лозунги. Так что лучше, советуем проводить пикет молча.
При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свистки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему-либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление.
Стоит заметить, в связи с новыми поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
III.Что необходимо для организации и проведения
1.Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ N 54);
2.Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, должны содержать информацию не запрещённую законодательством:
НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!
— Ч.2.ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
— Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
— Ст. 280. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
— Ст. 282. Уголовного Кодекса РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
— Ст. 354. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
— Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Клевета
— Ст. 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оскорбление
— Ст. 5.62. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дискриминация
— Ст. 20.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мелкое хулиганство
— Ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
— Ст. 20.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Производство и распространение экстремистских материалов
IV. Где можно проводить пикетирование (статья 8):
1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
31. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль”, включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
V. Время проведения публичного мероприятия (статья 9):
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания. (статья 9 с поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ)
VI.Также важно знание оснований приостановления и ли прекращения публичного мероприятия:
Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.
3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Реализуйте своё право на протест!http://оккупайабай.рф/?p=1849
.
. Poll #1843542 Путин уходи — сработает?
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 357

Какая тактика в настоящее время эффективней для роста ПРОТЕСТА

Термин «одиночный пикет» часто встречается в РФ на фоне ограничений в проведении массовых митингов и других сборов людей для выражения несогласия. Это законная форма протеста, в которой принимает участие только один человек. По действующему законодательству для проведения одиночных пикетов разрешение не нужно. В зависимости от региона меняются требования к расстоянию между участниками. К примеру, в Москве это 50 м, в Приморском крае — 30 м и так далее. Ниже рассмотрим правовые особенности такой акции, а также приведем пример одиночного пикета с большим количество людей, как в случае с Голуновым.

Что говорит закон

В ФЗ №54, принятом 19.06.2004 года, указано определение и особенности массовых сборов людей (митингов, демонстраций и т. д.). В ФЗ прописано, что пикетирование — одна из форм выражения мнения, которая осуществляется без перемещения и применения звукоусиливающей аппаратуры. Участник пикета вправе использовать плакат, транспарант или другой способ выражения позиции.

Иными словами, одиночный пикет — акция мирного характера, инициатором которой является гражданин или организация, где он состоит. Цель таких действий заключается в публичном выражении мнения для влияния на общество или конкретных его элементов. Пикетирование может иметь разную тематику — политика, экономика, культурная и социальная сфера, взаимодействие с другими странами и т. д.

По законам РФ согласование пикета не требуется. В остальных случаях организаторы акции обязаны письменно оповестить местную власть о шествии, демонстрации или других планах. Во время пикетирования должны соблюдаться принципы ФЗ, Конституции РФ, а также действующих законодательных актов. Чтобы избежать ответственности за одиночный пикет, человек должен знать его особенности и выполнять требования действующих законов.

В законодательстве четко разграничивается пикет и митинг. В первом случае запрещено перемещение и применение аппаратуры (магнитофона, усилителей). Что касается ситуации с митингом, использование техники разрешается, а также допускается перемещение участника.

Общие рекомендации и запреты

При проведении одиночного пикета важно соблюдать ряд правил, чтобы избежать конфликта с правоохранительными органами. Выделим главные моменты:

  1. Возьмите с собой паспорт или удостоверение личности. В документе должно быть фото, подтверждающее принадлежность документа пикетируемому лицу.
  2. Не принимайте алкоголь за сутки до акции или в день ее проведения. При возникновении конфликтных ситуаций наличие спиртного в крови может иметь негативные последствия.
  3. Во время пикета можно стоять или сидеть возле плата или транспаранта. Разрешается раздача листовок и общение с журналистами для пояснения причин своих действий. Кроме того, на вопросы или реплики прохожих можно выкрикивать лозунги с применением возможностей голоса. Но здесь имеются противоречия. В вопросе выкрикивания позиция представителей власти расходится. Одни утверждают, что одиночный пикет должен сопровождаться молчаниям, а другие допускают возможность высказывания своей позиции. Чтобы избежать проблем, лучше ничего не говорить.

В процессе одиночного пикетирования нельзя:

  • применять техническую аппаратуру
  • перемещаться
  • танцевать
  • показывать трюки
  • вести разъяснительные беседы с прохожими
  • мешать перемещению транспорта и прохожих
  • повреждать или уничтожать материальные ценности
  • отказываться от выполнения требований полиции
  • сопротивляться работникам правоохранительных структур
  • оставлять после себя мусор
  • распивать спиртное
  • стучать
  • произносить речи и т. д.

Кроме того, после внесения правок в ФЗ №65 во время одиночного пикета и других аналогичных мероприятий нельзя:

  • закрывать лицо или использовать предметы, усложняющие идентификацию гражданина представителями правоохранительных органов
  • приносить с собой оружие или предметы, которые могут использоваться в этом качестве (в том числе взрывчатку, горючие вещества и т. д.)
  • распространять и демонстрировать нацистскую атрибутику
  • озвучивать экстремистские лозунги
  • ложно обвинять представителей власти и т. д.

Нарушение указанных запретов может привести к задержанию участника одиночного пикета.

Вопрос согласования

Если в пикетировании участвует только один человек, согласовывать акцию не нужно. При этом группа лиц может провести одиночный пикет с привлечением большого количества людей при условии нахождения на определенном расстоянии. Для столицы и СПб этот параметр равен 50 метрам.

При участии в пикетировании более одного человека и применении разных конструкций, организатор обязан проинформировать уполномоченный орган о будущем мероприятии, количестве участников, особенностях проведения и других моментах. Ответственная структура рассматривает обращение и принимает решение о согласовании. По закону уполномоченный орган вправе отказать.

Место для проведения одиночного пикета

В ФЗ 54 (ст. сказано, что публичное мероприятие можно проводить в любом месте, где его организация не создаст какой-либо опасности для других людей или объектов. При этом точки проведения одиночных пикетов или других мероприятий могут ограничиваться действующим законодательством. Проведение пикетов и других акций запрещено в таких местах:

  • участки возле производственных объектов или сооружений, использование которых требует соблюдения правил ТБ
  • приграничные участки, где требуется одобрение уполномоченных органов
  • ж/д магистрали, путепроводы, различные полосы отвода и ЛЭП
  • зоны возле резиденции главы государства, судов, а также зданий, где люди отбывают наказание в виде лишения свободы.

В случае проведения мероприятия на объектах, относящихся к культурным и историческим памятникам, необходимо соблюдение требований ФЗ и особенностей эксплуатации таких зон. Это же касается и объектов транспортной инфраструктуры.

Время проведения

Одиночный пикет, как и мероприятия публичного характера, должны проводиться в период с 7.00 утра до 22.00 вечера. Исключением являются события, касающиеся памятных дней и проводимых на государственном уровне, а также согласованных событий культурного характера.

В каких случаях могут запретить пикет

Пикетирование может быть прекращено в любой момент в случае нарушения участником требований законодательства. Выделим главные причины:

  1. Нарушение порядка с риском для окружающих или участника, а также имущества граждан или компаний.
  2. Совершение противоправных деяний.
  3. Неисполнение требований уполномоченных органов об устранении нарушений, указанных в ФЗ №54 и этой статье. После устранения замечаний проведение мероприятия можно продолжить.

Если отклонение от требований законодательства не устранено, пикет прекращается по требованию правоохранительных органов.

В ситуации, когда решено прекратить пикетирование, органы власти РФ (на местном или региональном уровне) дают указание о прекращении мероприятия с последующим вручением соответствующего указания организатору. Также устанавливается временной промежуток, в течение которого необходимо выполнить предписание.

Если требование не выполнено, представители полиции принимают законные меры по прекращению такой деятельности. При организации беспорядков, погромов или других ситуаций, противоречащих нормам законодательства, мероприятие прекращается правоохранителями с учетом законов РФ. Неисполнение требований полиции или сопротивление влечет за собой последствия в административной и уголовной ответственности.

Когда полиция вправе задержать человека на одиночном пикете

Задержание во время пикетирования возможно в нескольких ситуациях. Выделим основные:

  1. Представители власти считают, что человек нарушает правила проведения пикета. К примеру, участник находится в запрещенном месте.
  2. Полиция нуждается в установлении личности. Чтобы предотвратить задержание, необходимо иметь при себе удостоверение (паспорт, права).
  3. При нападении противников. При появлении угрозы жизни пикетчику полиция вправе вмешаться и остановить акцию для защиты человека.

Важно помнить, что задержание во время пикета является нарушением закона. Чтобы защитить себя от произвола правоохранителей, важно знать права и уметь их отстаивать во время общения с полицией.

Примеры акций одиночного пикетирования

На практике существует много примеров, когда люди проводили акции одиночного пикетирования. Выделим основные:

  1. Антон Долин (кинокритик, журналист) в конце 2018-го провел одиночный пикет возле администрации главы государства в поддержку Сенцова. В дальнейшем к одиночному пикетированию присоединились и другие представители интеллигенции. Полиция в проведение мероприятия не вмешивалась.
  2. Алена Попова (общественный деятель, правозащитница) провела одиночный пикет, чтобы обратить внимание на неудовлетворительную работу Госдумы и ее неспособность найти нарушение этики в действиях Слуцкого (депутата Госдумы). Во время акции использовались изображения «виновника» на плакате. Представители правоохранительных органов подошли к женщине и потребовали от нее удалиться. Ей указали на нарушение ФЗ №54 и применение разборной конструкции. Через несколько часов ее освободили из-за отсутствия оснований для ареста.
  3. Ильдар Дадин (активист) провел одиночный пикет и был осужден по уголовной статье. В дальнейшем суд отменил приговор. Через некоторое время в 2017-м активист требовал отставки А. Тереха (руководителя УФС Карелии). Представители полиции потребовали у участника документы, которые тот не смог предоставить. В дальнейшем И. Дадин был арестован за пикетирование возле ФСБ, за что он получил штраф в размере 20 000 рублей.

Наибольший ажиотаж вызвала ситуация с задержанием Ивана Голунова (журналиста Медузы). По сведениям правоохранителей при нем были найдены наркотические средства, которые задержанный якобы хранил для дальнейшего распространения. На защиту журналиста вышло 50 коллег, которые стали на разрешенном расстоянии и раздавали листовки прохожим. Акция продолжалась около двух часов. Работники правоохранительных органов проверили документы участников, но никаких действий не предпринимали.

Кроме того, одиночные пикеты при участии около 400 человек проходили возле управления МВД на Петровке. До этого десять журналистов проводили аналогичную акцию возле здания полиции, но были задержаны. В дальнейшем их отпустили.

Итоги

Одиночный пикет — мирное выражение своей позиции, не требующее предварительного согласования. Но перед проведением такой акции важно учесть требования законодательства, чтобы не оказаться в полицейском участке.

Информирование юристов по поводу проведения одиночного пикета

Советы профессиональных юристов и адвокатов для проведения одиночного пикета можно получит у нас. Для этого заполните форму ниже и наш первый свободный консультант свяжется с Вам в ближайшее время.

Незнание закона не только не освобождает от ответственности, но и не дает в полной мере пользоваться правами, которые предоставлены каждому гражданину страны.

Molportal.ru запускает новую серию материалов #право_молпортал, где мы будем регулярно рассматривать правовые вопросы, касающиеся молодежи. Сегодня в нашей статье мы разберемся, что такое митинги, какими они могут быть, и как проверить, согласована акция с органами власти или нет.

Прошедшие демонстрации стали крупнейшими в России за последние пять лет. Рекордными акции стали и по количеству составленных протоколов: только в Москве протоколы были составлены на 1000 человек. В Ярославле количество не столь внушительно: на последней акции в отделении полиции оказались 54 человека, 20 из которых — несовершеннолетние. На них были составлены административные протоколы по статье о нарушении правил проведения публичных акций.

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако право не может быть абсолютным. В России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее — Федеральный закон).

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Тот же федеральный закон закрепляет:

  • порядок организации митингов;
  • правила определения мест для проведения мероприятий;
  • субъектный состав участвующих (организаторы, участники);
  • основания для приостановления и прекращения митинга;
  • многие другие вопросы.

В силу статьи 7 Федерального закона организатор — инициатор мероприятия должен предварительно подать заявку на проведение акции в орган местного самоуправления муниципального образования, где мероприятие планируется провести. Закон запрещает массовый сбор людей без предварительного уведомления органов исполнительной власти.

Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 Федерального закона. Например, железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти. Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.

Только после того, как организатор собрал весь пакет необходимых документов и получил разрешение от властей, акция считается согласованной и законной.

Ответственность за несогласованные митинги, демонстрации, шествия распространяется не только на организаторов, но и на участников. Для обычных граждан, задержанных впервые, дело может обернуться штрафом (до 20 тысяч рублей) или обязательными работами (до 40 часов).

Чтобы узнать, согласован ли митинг, нужно поискать публикации в СМИ или напрямую спросить об этом организаторов акции, например в социальных сетях. Дать точную информацию о наличии согласования могут в региональном правительстве или органе местного самоуправления, с которым согласовывали мероприятие.

Прежде чем принять решение и пойти на митинг или демонстрацию, задумайтесь — зачем вы туда идете? Убедитесь в том, что мероприятие законно, организаторы выполнили все необходимые требования и обеспечили вашу безопасность. Перепроверяйте полученную информацию в нескольких источниках и будьте бдительны. Помните, что ответственность за собственную жизнь несете вы сами. В следующей статье мы подробно разберем обязанности организаторов во время проведения массовых акций, меры безопасности и личную ответственность участников за нарушение закона. Берегите себя!

54 ФЗ о митингах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *