93 1 НК РФ

Содержание

Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки

Может налоговая инспекция при проверке требовать документы, не имеющие отношения к проверяемому периоду?

Статья 93 НК РФ закрепляет право инспекторов при налоговой проверке организаций требовать необходимые документы.

За отказ предоставить нужные документы предусматривается ответственность в виде штрафа — по 200 руб. за каждый документ (ст 126 НК РФ). Статья 93 НК РФ в пункте 4 предусматривает и принудительную выемку бумаг у налогоплательщика в случае их непредставления.

Вопрос о том, должен ли плательщик налога предъявить инспектору документы, не относящиеся к проверяемому периоду, остаётся актуальным.

Официальная позиция по этому поводу нигде законодательно не закреплена. Но все судьи, при вынесении решений по подобным спорам, придерживаются схожего мнения. Судебная коллегия считает, что налоговые инспекторы не вправе требовать документы, относящиеся к налоговым периодам, не охваченным проверкой. Такие требования налоговой инспекции повсеместно признаются судами неправомерными. Некоторые судьи указывают на противоречие ст. 88 НК РФ, согласно которой инспекция во время камеральной проверки не имеет права требовать документы, относящиеся к другим налоговым периодам.

Суд в таких спорах обычно на стороне налогоплательщика.

Обязательно ли переводить на русский язык иностранный документ, прежде чем передать его налоговой инспекции в рамках проверки?

По Конституции государственным языком в нашей стране является русский. Все официальные документы в рамках любого делопроизводства во всех предприятиях и учреждениях страны должны быть написаны на государственном языке.

По ст. 93 НК РФ в ходе налоговой проверки фирмы обязаны предоставлять требуемые налоговой службой документы, подтверждающие деятельность организации. Ст. 313 НК РФ называет документами, подтверждающими данные налогового учёта, первичные учётные документы.

Так как же поступать, если такой первичный документ составлен на иностранном языке (например, в рамках партнерства с иностранной фирмой)?

Еще в 1998 году приказом Минфина было утверждено Положение по ведению бухучёта. В этом положении указано, что бухгалтерская отчётность, все регистры и документы должны вестись на русском языке. Если же существуют первичные документы, составленные на других языках, то они обязательно должны иметь построчный перевод на русский. В процессе проверки налоговая инспекция может затребовать первичные документы, за непредставление которых налогоплательщику грозит штраф (статья 126, статья 93 НК РФ)

Требования выдвигаются в соответствии с утвержденной ФНС формой. В требовании должны содержаться наименование конкретного документа, должен быть назван период, к которому он относится, и, при наличии, отличительные свойства документа (реквизиты и т.п.).

Получается, что согласно правилам бухгалтерского учёта, фирма, ведущая дела с иностранными партнёрами и имеющая иностранную первичную документацию, должна иметь построчный перевод всех важных документов на русский язык.

Нигде не закрепляется обязанность налогоплательщика обязательно предоставить в налоговый орган перевод документа. Поэтому передача в налоговый орган иностранного документа без перевода правонарушения не образует, и уплаты штрафа не влечёт.

Но налоговая инспекция, при необходимости, вправе запросить у организации указанный перевод документа. И тогда фирма уже должна его предоставить. Так как перевод всех первичных документов, составленных на иностранных языках, должен обязательно храниться в документации фирмы, то удовлетворение заявленных инспекцией требований проблем вызвать не должно.

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 130-ФЗ пункт 2 статьи 93 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

ГАРАНТ:

См. форму уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, направленную письмом ФНС России от 15 января 2019 г. N ЕД-4-2/356@

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДС:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (далее — ИП) с учетом статьи 91 НК РБ*;
  • доверительные управляющие** по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей;
  • физические лица, на которых в соответствии с НК РБ, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», таможенным законодательством Таможенного союза, и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

* ИП признаются плательщиками НДС, если они применяют общую систему налогообложения (подоходный налог) и их выручка при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, доходов от сдачи в аренду (лизинг) за 3 предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по курсу НБ РБ на последнее число последнего из таких месяцев, без учета налогов и сборов, уплачиваемых из выручки. Что касается других систем налогообложения ИП, например, УСН — то НДС от реализации ИП платит в добровольном порядке. Размер выручки по УСН на 2018 год для ИП составляет 202700 руб.

Если ИП признан плательщиком по статье 91 (выручка превысила у «ИП-подоходника» 40000 евро) — то он признается плательщиком НДС в течение 12 последовательных календарных месяцев. Но что интересно, если ИП перейдет на УСН с нового календарного года, то он может с нового года и не уплачивать НДС, так как при УСН уплата НДС добровольная. Статья 91 НК регулирует порядок признания плательщиками НДС ИП, применяющих общеустановленный порядок налогообложения, т.е. уплачивающих подоходный налог, а УСН относится к особому режиму налогообложения, при котором применяется специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) (пункт 1 статьи 10 НК), причем не только самого налога при УСН, но и иных налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых при применении этого режима налогообложения.

** Статью про правовой статус, налоги доверительных управляющих читайте на сайте.

ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ — ОБОРОТЫ по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Все эти обороты описаны в статье 93 НК РБ. Это обороты по возмездной реализации товаров, услуг, работ, имущественных прав, безвозмездной передаче, по передаче товаров взамен отступного, по обмену, по передаче товаров по договору займа, передаче предметов лизинга, аренды и т.д. Остановимся на некоторых оборотах, которые являются объектами обложения НДС, например:

  • по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам (например, удержание при увольнении остаточной стоимости спецодежды облагается НДС);
  • по передаче имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю (пункт 1.1.13 статьи 93 НК). Следует отметить следующее. Если ссудополучателем не производится возмещение ссудодателю расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (в том числе начисленная амортизация), то ссудодателю не следует производить исчисление НДС в связи с отсутствием объекта налогообложения этим налогом. Основание — подпункт 2.21.1 пункта 2 статьи 93 НК «объектами налогообложения НДС не признаются обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование, при которой не производится возмещение ссудодателю расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (в том числе начисленная амортизация, земельный налог или арендная плата за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту имущества, затраты на коммунальные услуги, включая теплоснабжение, электроснабжение)». При получении возмещения расходов, связанных с содержанием и обслуживанием переданного в безвозмездное пользование имущества, у ссудодателя возникает объект обложения НДС. Однако это не касается случаев возмещения стоимости работ (услуг), приобретенных у сторонних организаций. По таким оборотам НДС исчислять не нужно. Т.е в данном пункте объектом при передаче имущества в безвозмездное пользование объектом признается стоимость услуг арендодателя — эксплуатационных услуг (например, работники арендатора обслуживают это здание), которые он выставляет арендатору, не выставляя арендную плату. при безвозмездности других услуг. Услуги по э/энергии, водоснабжению и т.п. тоже не объект. Они перевыставляются арендатору от собственника здания.
  • по передаче абонентом субабонентам всех видов полученных энергии, газа, воды ( пункт 1.1.14. НК РБ). Здесь следует заметить, что с 01.01.2017 операции по передаче энергии, газа, воды от абонента субабонету облагаются НДС, вычеты от энергоснабжающей организации (водо-, газоснабжащей) принимаются к вычету у абонента. Это касается передачи заказчиком генподрядчику э/э, воды и т.д. Если передача электроэнергии, воды, газа производится в рамках договора аренды (субаренды), то эти обороты не будут признаваться объектами НДС у арендодателя (арендатора к субарендатору). Разъяснения читайте в письме ИМНС.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются (пункт 2 статьи 93 НК РБ):

<…>

2.4. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав в качестве вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело (за исключением товаров, отчуждаемых по условиям указанного договора другому участнику), расходы, возмещаемые участнику в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) лицом, осуществляющим ведение общих дел, а также при разделе товаров, находившихся в общей собственности участников простого товарищества (договора о совместной деятельности);

2.9. обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица, за исключением случаев, установленных частью шестой пункта 21 статьи 107 настоящего Кодекса. Случаи частью шестой пункта 21 статьи 107: «если в состав одного юридического лица входят два и более обособленных подразделения, исполняющие налоговые обязательства этого юридического лица, то при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав одним из этих обособленных подразделений другому обособленному подразделению или юридическому лицу либо юридическим лицом одному из этих обособленных подразделений могут производиться исчисление и уплата налога на добавленную стоимость. В этом случае передача налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав не производится. Перечень товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата налога на добавленную стоимость, отражается в учетной политике плательщика».

2.12.2. арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа);

2.12.3. покупателем товаров их продавцу стоимости приобретенных услуг по доставке (перевозке) товаров, не включенных в стоимость этих товаров. Данный пункт касается возмещения транспортных услуг третьих лиц (перевозчиков), которые возмещаются покупателем товаров продавцу. Например, при отправке товара наложенным платежом через белпочту возмещение покупателем расходов не будет являться объектом обложения НДС для продавца. Также при продаже через ЕРИП и доставке товара транспортными компаниями, когда стоимость доставки оплачивает покупатель — объекта НДС для продавца не будет. А вот со стоимости транспортных услуг, оказанных собственными силами, продавец исчислит НДС.

2.12.4. комиссионеру (поверенному) комитентом (доверителем) сумм расходов по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, не покрываемых вознаграждением комиссионера (поверенного);

2.12.5. экспедитору клиентом по договору транспортной экспедиции сумм расходов по приобретению используемых при оказании услуг по данному договору товаров (работ, услуг), имущественных прав, не покрываемых вознаграждением экспедитора;

2.12.7. плательщику, производящему подакцизные товары из давальческого сырья, указанных в пункте 5 статьи 120 настоящего Кодекса сумм акцизов собственником подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья;

2.15. передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары;

2.16. стоимость питания, подписки на печатные средства массовой информации, работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших

Ст. 93.1 НК РФ  — в каком случае налоговый орган вправе истребовать документы

В связи с множеством противоречий при толковании норм налогового законодательства РФ, касающихся правомерности истребования документов и информации у контрагентов проверяемого налогоплательщика, причем как самими налоговыми органами, так и налогоплательщиками, в данной статье речь пойдет об актуальных проблемах применения ст. 93.1 НК РФ, которая посвящена истребованию документов. В частности, в п.1 ст. 93.1 НК РФ говорится, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы или информацию. Но вправе ли налоговая инспекция истребовать документы, касающиеся деятельности не проверяемого лица, а его контрагента? Ответ на этот вопрос Вы найдете в настоящей статье.

Сегодня довольно актуальной остается проблема правомерности истребования у контрагентов информации о проверяемом налогоплательщике до начала выездной налоговой проверки. Как указано в п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать документы о деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или иных лиц, располагающих такими документами. Если вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникнет обоснованная необходимость получения информации, по поводу конкретной сделки проверяемого лица, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников сделки или иных лиц, располагающих такими сведениями (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не разъясняет, вправе ли налоговый орган запрашивать у контрагента проверяемого налогоплательщика документы до начала выездной проверки. По вопросу истребования конкретных документов вне рамок налоговой проверки хочется отметить, что с одной стороны данное требование со стороны налогового органа является правомерным (см. Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2012г. № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). В указанном постановлении суд установил, что налоговая инспекция направляла часть запросов контрагентам налогоплательщика в рамках камеральной проверки на основании ст. 93 Налогового кодекса РФ, другую часть – в ходе предпроверочного анализа в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Затем эти результаты были использованы в рамках выездной проверки.

С другой стороны, такое требование может быть признано судом неправомерным. Как в Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2009г. по делу № А23-3784/08А-13-133. Суд установил, что до проведения выездной проверки инспекция запрашивала документы о налогоплательщике у его контрагентов. Такие документы не могут быть допустимыми доказательствами, поскольку нарушена процедура сбора доказательств. Суд отклонил доводы инспекции о наличии у нее права в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ истребовать документы у контрагентов вне рамок проверки. В данном случае налоговый орган, запрашивая документы у контрагентов, указывал, что инспекция действует в рамках налоговой проверки. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010г. по делу № А19-1676/10 (см. Определение ВАС РФ от 21.01.2011г. № ВАС-14886/10, которым было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Как отметил суд, инспекция неправомерно направила запросы о представлении документов контрагентам налогоплательщика до назначения выездной проверки. Выводы о неправомерности такого истребования документов основывались на следующем: инспекция в запросах указывала, что информация истребуются в рамках проверки, хотя проверка еще не проводилась. При этом в акте и решении налогового органа отсутствовали ссылки на иные мероприятия налогового контроля.

Ст. 93.1 НК РФ – какие документы о контрагентах вправе истребовать налоговый орган у проверяемого лица

В действующей редакции ст. 93.1 Налогового кодекса РФ за неисполнение обязанности по предоставлению документов (информации) или нарушение установленных сроков наступает ответственность по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Важно! При проведении камеральной проверки налоговые органы могут проверять только те документы, которые представлены организацией согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ. Что касается документов и информации, полученных в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, они не могут быть использованы в рамках камеральной проверки, истребовать их недопустимо (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). На это указано в определении Верховного Суда РФ от 30.09.2014г. № 310-КГ14 2017.

Очень часто налоговые инспекторы направляют требование о представлении документов, которое составлено таким образом, что из его содержания невозможно понять, какие именно документы им необходимы. Например, зачастую в требовании о представлении документов налоговики указывают такие формулировки: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2018г.». В таком случае всегда выгоднее обратиться к проверяющему инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал, какие именно документы его интересуют. Так же в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.04.2008г. № 15333/07 налоговый орган вправе требовать от организации только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Порядок истребования документов налоговым органом

Как свидетельствует практика, осуществление налоговыми органами данного мероприятия налогового контроля также связано с многочисленными спорами между налоговым органом, проверяемой организацией и ее контрагентами. Порядок истребования документов (информации) у контрагентов и иных лиц, регулируется положениями статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. Перечень конкретных документов оформляется соответствующим требованием налогового органа о представлении документов (информации).

Важно! Форма требования о представлении документов (информации) приведена в Приложении № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/628@.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку на территории проверяемого лица требование о представлении документов (информации) передается руководителю (его уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку. Если лично вручить требование о представлении документов (информации) не представляется возможным, оно должно быть направлено проверяемому лицу по почте заказным письмом. По общему праву такое отправление (письмо) считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма, или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика.

Важно! Проверяемый налогоплательщик может воспользоваться правом, в течение срока представления документов направить уведомление в налоговый орган о том, что ранее эти документы им уже представлялись, указав в нем реквизиты документа, которым они были представлены, а также наименование налогового органа, в который они были представлены ранее.

Обязанность предоставления документов в случае истребования налоговым органом документов, касающихся деятельности контрагентов проверяемого лица

В рамках выездных и камеральных проверок налоговики усердно проверяют цепочки поставщиков, причем всех звеньев. После того, как ФНС ввела в действие систему АСК НДС-2, выявлять незамкнутые НДС-цепочки стало весьма просто. Сотрудники налоговой службы проверяют не только налогоплательщика, но и его контрагентов. Причем второго, третьего и последующих звеньев. В результате проверяемая организация может запросто лишиться вычета НДС только из-за того, что кто-то в цепочке контрагентов оказался недобросовестным. Подробнее о расхождениях по НДС и о работе программы АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают».

Отказы в предоставлении вычетов по НДС с формулировкой «по цепочке поставщиков взаимоотношения не подтверждены, не сформирован источник для возмещения налога контрагентом ООО «Ромашка» (контрагентом 4 звена)» — являются обычным явлением. Позиция Верховного Суда РФ, высказанная в Обзоре судебной практики № 1 за 2017 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017г., ФНС отметила, что при отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику на последнего не могут быть возложены негативные последствия недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков (см. Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016г. № 305-КК16-10399 по делу А40-71125/2015, от 06.02.2017г. № 305-КК16-14921 по делу № А40-120736/2015).

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы. При этом следует обратить особое внимание на то, что нормами ст. 93.1 Налогового кодекса РФ четко не определено, распространяется ли данное право налогового органа лишь на непосредственных контрагентов или же также действует применительно к контрагентам второго, третьего и последующих звеньев. Конечно же, с позиции Минфина России у налогового органа в соответствии со ст. 93.1 НК РФ есть право истребования документов у любого третьего лица, а не только у контрагента проверяемого налогоплательщика (по конкретной сделки) (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012г. № 03 02 07/1 116). Таким образом, налоговая инспекция вправе требовать представления документов, даже если они не касаются взаимоотношений с проверяемой организацией. Верховный Суд РФ поддерживает данную позицию – см. Определение от 20.02.2015г. № 305-КГ14 7282 по делу № А40 172004/2013.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Поэтому остается главным вопрос: вправе ли налоговая инспекция истребовать документы, касающиеся деятельности не проверяемого лица, а его контрагентов всех последующих звеньев, и можно ли привлечь к ответственности за непредставление таких документов (ст. ст. 93.1, 126, 129.1 Налогового кодекса РФ)? Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ предусматривает возможность истребования документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией). Согласно п. 2 этой же статьи, в случае если вне проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников сделки или иных располагающих ею лиц. Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. С января 2014 года за такое правонарушение наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 Налогового кодекса РФ. Ответственность по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ установлена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребованной информации.

Однако, о контрагентах второго и третьего звена Конституционный Суд РФ уже высказал свою позицию. Так, в Определении от 16.10.2003г. № 329-О указано: «Истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики», как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством». Поэтому, как определил суд, компании не обязаны проверять контрагентов своих поставщиков. И поэтому должной осмотрительности, которую проявило общество непосредственно к своему контрагенту, вполне достаточно.

Поэтому если компанией подтвержден факт реальности сделки, проявлена должная осмотрительность, то у налоговиков не должно возникать вопросов. Также существует разъяснение главы ФНС, в котором говорится, что если компании удалось доказать реальность совершенной сделки, то к ней не должны быть применены штрафные санкции.

Новая редакция Ст. 93 НК РФ

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

5. Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Комментарий к Статье 93 НК РФ

В п. 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что инспекторы в рамках проверки вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы путем вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Обратите внимание: в ст. 93 не уточнено, о каких проверках идет речь. Поэтому можно предположить, что налоговики в рамках камералки могут ссылаться на указанную норму, требуя дополнительные сведения. Однако помните, что теперь в ст. 88 НК РФ приведен закрытый перечень документов, который может потребовать инспектор при проведении «камералки». Очевидно, что эта недоработка законодателей может создать налогоплательщикам массу трудностей.

В п. 2 ст. 93 Налогового кодекса установлено, что истребуемые документы (налоговые декларации, расчеты, учетная документация, учредительные документы, свидетельства о госрегистрации, лицензии и т.д.) представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В п. 2 ст. 93 НК РФ установлен прямой запрет на нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в налоговую инспекцию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, установлено, что в случае необходимости налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов. До 2007 г. Налоговый кодекс РФ не содержал указания, каким образом заверять копии документов.

Пункт 3 ст. 93 НК РФ устанавливает сроки представления документов по требованию налоговой инспекции. Предоставить бумаги надо в десятидневный срок с момента получения требования. Кроме этого, в этом пункте установлено, что если проверяемое лицо не может представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих об этом. Здесь указываются причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Отказ — это открытое заявление лица о том, что оно не собирается представлять документы в налоговый орган. Пункт 4 указывает, что отказ предоставить документы признается налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ). За это установлена ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ.

До 2007 г. ст. 93 НК РФ прямо не предусматривала возможность применения ст. 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки истребованных в рамках налоговой проверки документов. Однако арбитражная практика подтверждала то, что сейчас указано в тексте статьи. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 4 мая 2006 г. N А82-5807/2005-99, ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2005 г. N А05-4231/04-18, ФАС Центрального округа от 16 июня 2005 г. N А09-12331/04-30, ФАС Центрального округа от 16 августа 2005 г. N А62-178/05.

В п. 4 ст. 93 НК РФ также закреплено, что в случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В п. 5 комментируемой статьи установлено, что в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Заметим, что п. 5 вступает в силу с 1 января 2010 г.

Другой комментарий к Ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Право налоговых органов требовать и получать от проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента документы закреплено также в подп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса и п. 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 31 Кодекса).

В абз. 2 п. 1 ст. 93 Кодекса установлено, что лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

В отношении исчисления срока для представления документов по запросу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, Минфин России письмом от 10 апреля 2003 г. N 04-01-10/2-23 «О сроках для представления документов по запросу налоговой инспекции» <*> разъяснял, что согласно ст. 6.1 Кодекса установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после дня, которым определено начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими. Вместе с тем, отметил Минфин России, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

———————————
<*> Нормативные акты для бухгалтера. 2003. N 10.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 89 Кодекса), в срок проведения проверки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии с комментируемой статьей и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Форма требования о представлении документов приведена в приложении N 2 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

В пункте 4 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 418-О «По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года» <*> отмечалось, что указанная форма требования о представлении документов не предусматривает подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита. Подписание такого требования иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности данного решения, а значит, для ограничения прав налогоплательщика, гарантируемых ст. 45 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ.

———————————
<*> Вестник КС РФ. 2004. N 2.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 93 Кодекса документы по запросу должностного лица, проводящего налоговую проверку, представляются в виде заверенных должным образом копий. Представляется, что под надлежащим заверением копий понимается указание на них текста «Копия верна», проставление подписи налогоплательщика или его представителя и заверение печатью или штампом (при их наличии).

2. Пункт 2 ст. 93 Кодекса предусматривает последствия отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.

Прежде всего, отказ от представления документов или несвоевременное представление этих документов признается налоговым правонарушением и влечет налоговую ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).

93 1 НК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *