Аффилированная

Кто такие аффилированные лица?

Если компании или граждане могут влиять на предпринимательскую деятельность ИП или юрлица, то законодательство относит их к аффилированным лицам.

Они вправе непосредственно контролировать работу ООО или акционерного общества.

Аффилированные лица ООО

Данное понятие непосредственно определено в ст. 53.2 ГК РФ и в Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ.

К основному признаку аффилированного лица относится возможность оказывать непосредственное влияние на компанию.

В таком случае деятельность ООО напрямую зависит от АЛ, к которым относятся:

  • физические лица, непосредственно осуществляющие функции управленцев в ООО, входящие в состав совета директоров, назначенные на должность руководителя или работающие в коллегиальном исполнительном органе;
  • физические лица-участники общества, которые имеют более 20% долей;
  • коммерческие корпорации, в которых ООО имеет более 20% долей;
  • входящие в соответствии с антимонопольным законодательством в единую группу физические и юридические лица.

Обратите внимание!

В единую группу юридических лиц могут входить компании, имеющие более 50% долей участия, способные контролировать других участников группы и давать им обязательные указания.

Аффилированные лица банка

АЛ любой из кредитных организаций может быть:

  • физическое лицо, которое входит в руководящий орган (наблюдательный совет или совет директоров);
  • единоличный руководитель кредитного учреждения, выполняющий роль исполнительного органа или член исполнительного органа;
  • физическое лицо, которое является единственным членом исполнительного органа;
  • акционер или дольщик банка, который получил право после покупки ценных бумаг распоряжаться более чем 20% акций или может распоряжаться более 20% голосов;
  • юридическое лицо, которое приобрело более 20% акций банка или может распоряжаться более 20% общего количества голосов;
  • юридические лица, вошедшие в единую с организацией финансово-промышленную группу.

Какая предусмотрена ответственность для аффилированных лиц?

После того как физические и юридические лица получают друг от друга зависимость, они приобретают соответствующие права и обязанности. Стороны должны проводить различные сделки на основании определенного регламента.

Коммерческие компании, с которыми контактируют в своей работе банки, должны быть проинформированы об аффилированности.

После получения от сделок прибыли, начисления и выплаты налогов можно ожидать дополнительных проверок со стороны контролирующих органов.

Законодательство предусматривает несколько видов ответственности для аффилированных лиц. В первую очередь это гражданско-правовая ответственность, которая наступает при несоблюдении норм законодательства в процессе совершения сделок.

В случае искусственного завышения цен или их занижения можно ожидать налоговой ответственности. Если банк несвоевременно предоставит список взаимозависимых лиц, или если это список будет неполным, это влечет за собой административную санкцию.

Напрямую права и обязанности аффилированных лиц законодательством не установлены. Они непосредственно зависят от положения АЛ в группе и от отношений с иными участниками экономических процессов.

Во время коммерческих отношений с другими юридическими или физическими лицами банки должны соблюдать требования норм антикоррупционного законодательства.

Где узнать информацию об аффилированных лицах?

Любая организация должна хранить списки аффилированных лиц.

Порядок раскрытия сведений о них напрямую зависит от целей, которые преследуются государственными или иными органами. К примеру, подавать данные об АЛ, связанные с бухгалтерской отчетностью, необходимо на основании подзаконных актов (приказов) Минфина РФ.

Для кредитных учреждений Банком России было принято специальное положение №454-П. Им утверждена форма списка АЛ для акционерных обществ.

ОАО, которые являются эмитентами ценных бумаг, должны в обязательном порядке размещать списки своих АЛ на собственных сайтах в интернете. Кроме этого, такой список подается в регистрирующий орган, который фиксирует выпуск ценных бумаг этого АО.

К таким органам относят Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм Банка России, территориальные учреждения Банка России или региональные отделения ФКЦБ России.

Подавать такую информацию нужно каждый квартал. Список АЛ должен быть составлен не позднее тридцатидневного срока на момент окончания отчетного квартала. Остальные организации подают списки раз в год.

Все АО должны информировать регистрирующие органы о любых изменениях, которые произошли в списках их АЛ.

Для этого от регистрирующего органа должно поступить письменное требование, которое должно быть удовлетворено не позднее 10 дней после получения АО.

Сделки с аффилированными лицами

В законах об отдельных коммерческих компаниях содержится состав заинтересованных лиц, относящихся к аффилированным. Юридическое лицо будет заинтересованным при заключении соглашения, если посредником, выгодоприобретателем или стороной сделки будет АЛ.

Обратите внимание!

К подобной сделке можно отнести договор, который заключен между членом совета директоров ООО и самой компанией, между фирмой и иным хозяйственным обществом, в которой близкий родственник руководителя имеет контрольный пакет акций.

Нормы законодательства направлены на то, чтобы защитить интересы коммерческой компании, являющейся субъектом гражданских правоотношений и ее членов от невыгодных последствий соглашения, стороной которого было заинтересованное лицо, желающее получить личную выгоду.

Защита сделок от заинтересованности АЛ связан связана с таким обязательными действиями, как:

  • отстранение заинтересованного лица не только от подписания договора, но и от первоначального участия в обсуждении условий соглашения и целесообразности его заключения;
  • утверждение договора высшим органом управления компании.

Заключая сделку между взаимозависимыми лицами, очень важно обратить внимание на порядок определения цены, влияющей на налоговые последствия соглашения.

Резюме

ОАО или ООО, имеющие аффилированных лиц, обязаны действовать на основании соответствующих законов и постоянно информировать заинтересованные организации путем подачи имеющихся сведений.

Все АЛ отвечают за проводимые сделки, которые не должны наносить ущерба компании и ее членам и контролируются со стороны органов управления ОАО или ООО.

При возникновении вопросов, связанных с подачей информации или ответственности аффилированных лиц, вы можете обратиться за помощью к квалифицированным юристам нашей компании.

ФЗ 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия

Политика государства, направлена на обеспечение равных условий для каждого лица, который занимается предпринимательской деятельностью.

Средством поддержания равных условий, является ряд нормативных актов, которые обеспечивают наличие конкуренции на территории страны.

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.


ФЗ 135 о защите конкуренции: кратко

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Основной целью нормативного акта — определение организационных и правовых основ, направленных на поддержание конкуренции, пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

Ст. 9 ФЗ о конкуренции

Статья определяет понятие группы лиц.

Таковыми считаются:

  1. Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа голосов, которые приходятся на голосующие акции;
  2. Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
  3. Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
  4. Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.

Статья 11

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

  1. Установление цен или их поддержание;
  2. Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
  3. Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
  4. Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
  5. Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Хотелось бы обратить отдельное внимание, что в соответствии с комментариями, данными к этой статье, для раскрытия понятия соглашения, не допускается использовать нормы гражданского законодательства.

В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Статья 14 ФЗ о защите конкуренции

В настоящий момент ст. 14 юридической силой не обладает.

До 2015 года, статья закрепляла перечень видов недобросовестной конкуренции. Посредством этой статьи, устанавливался строгий запрет на осуществление такого вида конкуренции.

В октябре 2015 года, статья утратила свое действие.

Статья 15 ФЗ 135

Действующая редакция закона, запрещает органам власти, в том числе организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с предоставлением муниципальных или государственных услуг, в том числе Центральному Банку РФ, утверждать акты или осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, которые обозначены в законе.

Не допускаются действия, связанные с:

  1. Введением запретов, связанных с созданием субъектов экономической деятельности или с осуществлением деятельности в какой — либо сфере экономической деятельности;
  2. Препятствованием к осуществлению экономической деятельности;
  3. Установлением запретов или ограничений на перемещение товаров по территории страны;
  4. Дачей указаний о необходимости первоочередных поставок для определенной группы потребителей;
  5. Установлением ограничений выбора потребителям производителей потребляемых товаров;
  6. Предоставлением отдельным субъектам приоритетного доступа к сведениям;
  7. Созданием условий, являющихся дискриминационными;
  8. Установлением или взиманием платежей, которые не соответствуют действующему законодательству;
  9. Дачей указаний субъектам, о необходимости приобретения конкретного товара, на конкретном товарном рынке.

В комментариях к этой статье, можно увидеть, что подобные ограничения не подлежат распространению на следующие виды органов:

  1. Судебные органы;
  2. Прокуратуру;
  3. Счетную палату;
  4. Следственный комитет РФ;

Статья 16

Не допускается заключение соглашений органами федерального значения, органами местного самоуправления и иными организациями, которые связаны с:

  1. Повышением, снижением, поддержанием цен на тарифы, за исключением тех случаев, когда заключение таких соглашений, предусматривается положениями нормативных актов, действующих на территории РФ;
  2. Установлением различных цен на одинаковые виды товаров, которые не обоснованы с экономической или технологической точки зрения;
  3. Ограничением доступа на товарный рынок или выхода из него.

Статья 17.1 закона о защите конкуренции

Ст. 17.1 устанавливает правила передачи имущества, принадлежащего государству или муниципалитетам. Имущество передается на основании:

  • Соглашения об аренде;
  • Соглашения о безвозмездной передаче имущества;
  • Договора о доверительном управлении;
  • Иных соглашений, заключенных по результатам конкурсов или аукционов.

Статья 18.1 закона о защите конкуренции

Закрепляет правила рассмотрения антимонопольным органом, жалобы, поводом для написания которых, является нарушение антимонопольного законодательства.

Статьей определен перечень информации, который обязательно указывается при составлении жалобы:

  1. Сведения о субъекте, которые нарушил нормы закона;
  2. Информацию о заявителе;
  3. Сведения о нарушениях, допущенных субъектом;
  4. Перечень документальных сведений, который прилагается к жалобе;
  5. Подпись заинтересованного лица и дату составления.

Подать заинтересованное лицо жалобу вправе лично, посредством факса или почтовым отправлением.

Статья 23

Антимонопольному органу предоставлен следующий перечень полномочий:

  1. О возбуждении и рассмотрении норм антимонопольного законодательства;
  2. О выдаче предписаний для исполнения;
  3. О выдаче извещений о проведении торгов или их аннулировании;
  4. О выдаче предупреждений;
  5. О направлении в ЦБ РФ положений о приведении в соответствие с законом актов, изданных банком;
  6. О направлении предостережений о недопустимости нарушения закона;
  7. По рассмотрению жалоб;
  8. По обращению в суд;
  9. По ведению реестра лиц, привлекаемых к административной ответственности;
  10. По размещению на официальных ресурсах информации о решениях и предписаниях;
  11. По установлению доминирующего положения в случае рассмотрения поступивших заявлений.

Статья 28 ФЗ о защите конкуренции

Закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на сделки, в случае, когда одним из участников такой сделки является субъект экономической деятельности:

  • Обладает активами стоимостью более семи миллиардов рублей;
  • Получил выручку более десяти миллиардов рублей, и стоимость его активов более четырехсот миллионов рублей.

Статья 44

Статья под номером 44 регулирует процедуру рассмотрения заявлений или материалов в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

Подача заявления осуществляется в уполномоченный орган.

Для рассмотрения, в заявлении указывается:

  • Информация о лице, подающем заявление (его ФИО, сведения о месте проживания, контактную информацию);
  • Информацию о лице, которое нарушает положения нормативного акта;
  • Сведения о нарушениях норм закона;
  • Перечень требований заявителя;
  • Список приложенных документов.

В процессе рассмотрения, государственный орган, устанавливает следующие факты:

  • Компетентен ли он в рассмотрении заявления;
  • Имеются ли нарушения в действиях лица.

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

Аффилированное лицо представляет собой физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

Дискриминационные условия ФЗ о защите конкуренции

Дискриминационные условия – условия, на которых субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, получает доступ к товарному рынку, условиям производства, обмена, приобретения, потребления или реализации товаров, услуг, но в неравном положении по сравнению с иными субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Координация экономической деятельности ФЗ о защите конкуренции

Координация деятельности, осуществляемой в сфере экономики, представляет собой процедуру согласования действий субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность третьим лицом, которое не входит в одну группу с лицами, чья деятельность координируется и не осуществляет экономической деятельности на том рынке товаров, на котором происходит согласование действий субъектов.

Действия, которые осуществляются на основании «вертикальных» отношений, координацией деятельности не признаются.

Распространяется ли закон о защите конкуренции на органы власти

Нормы, закрепленные законом обязательны для исполнения не только субъектами экономической деятельности, но также государственными и муниципальными органами.

Государственные органы не вправе издавать акты, способствующие занятию доминирующего положения одними из субъектов экономической деятельности, допускать к информации, имеющей значения для ведения предпринимательской деятельности одних субъектов ранее других.

То есть органы власти непосредственно участвуют в реализации мер, направленных на поддержание конкуренции.

Ответственность за нарушение

Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Субъекты, экономические интересы которых нарушаются, вправе в соответствии со ст. 1095 ГК РФ обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу лица, а также с иском о возмещении упущенной выгоды, об опровержении публично недостоверных сведений, о возмещении морального вреда.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного закона

Помимо возможности привлечения к гражданской ответственности, субъект может быть привлечен к административной ответственности, в связи с:

  1. Злоупотреблением, доминирующим положением на рынке;
  2. Заключением соглашений, ограничивающим фактически конкуренцию;
  3. Осуществлением недобросовестной конкуренции.

К административной ответственности привлекаются также должностные лица государственных и муниципальных органов.

Штрафные санкции установлены положениями КоАП РФ.

Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135

Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:

  1. Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
  2. Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
  3. Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  4. Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.

Скачать ФЗ о защите конкуренции с изменениями

Скачать закон и ознакомиться с ним. ⇐

В заключение. Как мы видим, на территории страны действует единый кодифицированный закон, сферой применения которого являются отношения в сфере экономики, целью которых является получение прибыли.


Понятие «аффилированные лица» появилось относительно недавно, и уже успело приобрести негативный подтекст. Неудивительно, ведь его очень часто можно встретить в текстах, где речь идет о коррупции, выводе активов, фиктивных сделках, незаконной оптимизации налогов и т.д.

Аффилированные лица – это все лица, которые могут влиять на управленческие решения, принимаемые компанией. Речь идет о заключении крупных сделок, принятии решений об изменении структуры управления бизнесом, стратегии развития компании и т.п.

Давайте разберемся, кто они – аффилированные лица и компании, и как избежать негативных последствий, с ними связанных.

Что значит аффилированные юрлица?

Согласно статье 4 Закона «О конкуренции…» под аффилированными лицами понимаются те компании или сотрудники (а также представители «той же группы», в том числе родственной), которые могут влиять на деятельность организации и принимаемые ее руководящим составом стратегические решения.

Конкретные критерии отнесения к аффилированным структурам мы привели в статье «Аффилированные или взаимозависимые лица». В этой же публикации подробно говорится и об аффилированных связях в группе лиц, которые описывает статья 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Характер аффилированности здесь может быть:

  • имущественным;
  • договорным;
  • организационно-управленческим;
  • семейно-правовым;
  • смешанным.

Антимонопольное и антикоррупционное законодательство РФ предъявляет свои требования по отношению к сделкам, в которые вступают аффилированные юридические лица.

Одно из них – ведение реестра аффилированных лиц, благодаря которому:

  • Снижается риск того, что сделку признают недействительной, например, из-за неодобрения исполнительного коллегиального органа.
  • Потенциальный контрагент получает возможность оценить все риски и перспективы будущей сделки. Следовательно, уменьшается опасность того, что данный факт хозяйственной жизни предприятия признают фиктивным из-за наличия в нем заинтересованности и непредоставления партнеру информации о наличии аффилированных отношений в структуре партнерской организации.
  • Сохраняются капитал и инвестиции вследствие снижения вероятности вмешательства в работу сторонних организаций.
  • Осуществляется антимонопольное регулирование.
  • Выполняется норма, предусмотренная приказом Минфина от 29.04.2008 № 48н: юрлицо обязано информировать налоговую о сделках со связанными лицами.

Обязанность вести реестр закреплена в статье 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Законодательно форма списка не определена. Хранить список необходимо в течение всего периода существования компании, а затем передать архивной организации.

С 21 декабря 2016 года юридические лица обязаны вести списки бенефициарных владельцев (ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»).

Блокировка счета банками по методическим рекомендациям ЦБ РФ 18-МР и 19-МР

Дополнительные признаки аффилированности юридических лиц

Кроме явных признаков аффилированности, перечисленных в упомянутых выше нормативных актах, о зависимости организации и связанного лица можно судить, например, по степени контроля компании в конкретных хозяйственно-экономических обстоятельствах.

В частности, в постановлении Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 разъясняется, кто именно разделит ответственность с непосредственными участниками процедуры банкротства организации:

  • Юридическое и физическое лицо, являющиеся исполнительным органом (управляющая компания и ее руководитель – ст. 65.3 ГК РФ) несут солидарную ответственность – пункты 3 и 4 ст. 53.1 ГК РФ, ст. 1080 ГК РФ. Ответственность указана в статьях 61.11 – 61.13, 61.20 Закона «О банкротстве».
  • Контролирующим признается лицо, которое имело право «совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50 и более процентами акций» организации, а также более, чем половиной голосов в общем собрании или уставного капитала ООО (п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве). Кроме того, к контролирующим относятся те, кто мог назначать руководителя компании.
  • Номинальный руководитель, передавший фактическое управление другому по доверенности или указанию третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий, не утрачивает статус контролирующего лица. Указанные обстоятельства не освобождают номинального руководителя от возможности влиять на должника, в частности обеспечивать надлежащую работу системы управления юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность.

Читайте по теме:

  • Субсидиарная ответственность руководителей и собственников компаний: когда наступает и как избежать
  • Ответственность номинального директора 2019

Как доказать аффилированность юридических лиц?

Понятие аффилированности в российском законодательстве остается не до конца раскрытым. Еще в 2012 году на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 47538-6. В нем авторы пытались подробно раскрыть термин аффилированности и перечислить конкретные схемы участия одного юридического лица в деятельности другого. Более того – один из пунктов проекта предусматривал возможность признания судом аффилированных отношений, несмотря на отсутствие конкретных законодательно предусмотренных признаков, то есть, исходя из фактических обстоятельств дела.

Однако в статью 53.2 Гражданского кодекса РФ до сих пор не внесены изменения, но в современной судебной практике признают возможность наличия прямой и косвенной аффилированности по фактическим основаниям, даже в случае отсутствия правоотношений между организацией и связанными лицами.

Так, из определения Верховного Суда РФ от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475 следует, что наличие аффилированных связей можно доказывать любыми, не запрещенными процессуальным законом средствами. Даже в случае, когда две организации не входят в одну группу лиц, то в качестве доказательств можно использовать следующие обстоятельства:

  • у юридических лиц одни и те же дебиторы;
  • пересечение основных видов деятельности юридических лиц;
  • расходование кредитных средств организации на обеспечение нужд контрагента;
  • если продукция одной организации отгружается со склада другой;
  • юридические лица выступают взаимными кредиторами и дебиторами;
  • обе компании подали заявление о банкротстве по упрощенной процедуре в один день.

Таким образом, ключевым признаком аффилированности являются не взаимоотношения в рамках экономической зависимости, а возможность влиять на принципиальные решения юридического лица, от которых зависит судьба организации.

Кроме того, в судебной практике существуют примеры, когда наличие аффилированной связи ставилось под сомнение даже при наличии явной экономической зависимости. Так, в деле о банкротстве (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 № 15АП-19042/2013 по делу № А53-3626/2013) суд пришел к выводу, что о факте принадлежности к одному «производственному комплексу» и наличии зависимости деятельности одной организации от другой не свидетельствуют следующие обстоятельства:

  • наличие договорных отношений;
  • исполнение полномочий единоличных исполнительных органов покупателя и поставщика одним и тем же лицом;
  • аффилированный состав акционеров организаций.

«Исполнение полномочий единоличного исполнительного органа одним лицом … , а также аффилированный состав акционеров заемщика и поручителя не свидетельствуют о том, что указанные лица входят в единый производственный комплекс и производственная деятельность одной организации находится в зависимости от другой…», – говорится в определении.

Таким образом, суд признал наличие формальных признаков аффилированности при отсутствии фактической экономической зависимости. Следовательно, данное понятие может характеризовать правоотношения, основанные на других видах социальной зависимости – например, структурно-организационной.

Какие риски связаны с аффилированными юр лицами?

Как с контрагентами, так и с участниками аффилированных организаций связаны определенные риски. Некоторые из них:

1. Фактические признаки аффилированности все чаще расцениваются контролирующими органами как попытки налоговой оптимизации.

В любой спорной ситуации претензии со стороны налоговых инспекторов и третьих лиц будут предъявляться ко всем участникам группы, в том числе к активодержателям и бенефициарам бизнеса.

Судебная практика

В определении Верховного Суда РФ от 17.10.2017 № 304-КГ17-14572 в деле о налоговом правонарушении в части неверного исчисления основных налогов суд отклонил все доводы налогоплательщика о самостоятельной деятельности каждой из связанных организаций. А в качестве доказательств зависимости к сведению приняли следующие обстоятельства:

  • все организации осуществляли один вид деятельности;
  • компании находились по одному юридическому адресу, а в своей деятельности использовали одни и те же помещения, материально-техническую базу и кадровый персонал;
  • совместно хранили бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности;
  • расчетные счета обществ открыты в одном банке;
  • правом первой подписи обладали одни и те же лица и пр.

2. Если устав компании разрешает продавать и покупать дочерним и подконтрольным организациям небольшие пакеты акций, контролировать фактические последствия таких действий довольно сложно.

Например, если дочерняя компания приобретет 10% акций компании, в которой материнская организация уже владеет аналогичным пакетом бумаг, основная компания автоматически попадает в список аффилированных лиц приобретенного предприятия.

Громкое «дело Орифлэйм» и его последствия для российских «дочек» иностранных компаний

3. Все чаще звучат предложения при банкротстве организации понижать в очередности любые требования аффилированных кредиторов.

Явное злоупотребление: лицо, которое довело компанию до банкротства, получает возмещение наравне с независимыми кредиторами, которые не имели контроля над должником.

4. Недружественные поглощения при покупке акций компаний-конкурентов.

Например, в случае, когда покупатель, которому не хотят продавать контрольный пакет акций, зарегистрирует на родственника руководителя отдельную организацию, а тот обратится к несговорчивому «продавцу» с соответствующим предложением. Проследить аффилированную связь «продавец» сможет только через отчетность первого покупателя.

Наши решения предусматривают варианты законного снижения налогов в рамках НК РФ. Не обязательно прибегать к помощи аффилированых лиц, чтобы не разоряться на налоги.

Мы сопроводим самые важные для вашего бизнеса сделки и предотвратим финансовые и репутационные потери. У инспекторов не будет ни малейшего шанса откопать в деятельности вашей организации формальные или фактические признаки аффилированности или взаимозависимости.

Если вы решите обелить бизнес, то наши специалисты предложат вам лучший вариант для новой организации бизнеса, предусматривающий минимальную налоговую нагрузку.

Заказать услугу

АФФИЛИРОВАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

В российском законодательстве термин «Аффилированность» впервые появился в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. Однако определения аффилированных лиц закон не дал, сделав отсылку на антимонопольное законодательство. И лишь 06.05.1998 г. в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были внесены соответствующие изменения.

В статье 4 Закона о конкуренции указано, что аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; собственники данного юридического лица; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; и т.д.

Перечень лиц, признаваемых аффилированными, достаточно широк. Расширяется он за счет понятия «группы лиц». Определение группы лиц также дается в статье 4 указанного Закона: группа лиц — группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

— лица совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

— далее см.закон «О конкуренции»

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными, договорными, организационными, родственными.

Проект ГК РФ предлагает ввести статью 53.2 «Аффилированность», в которой предусмотрены случаи, когда лица признаются аффилированными. Но при этом этот перечень не является закрытым: проект ГК позволяет признать наличие аффилированности между лицами, несмотря на отсутствие оснований, указанных в пункте 2 статьи 53.2 ГК РФ. Для этого нужно доказать, что эти лица получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий (п. 4 ст. 53.2 ГК РФ в редакции проекта).

Эта новелла Проекта ГК РФ является важной, т.к. устанавливает единое регулирование юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица.

Предусмотрена также возможность признания судом аффилированности между лицами, несмотря на отсутствие перечисленных оснований, в случае, если будет доказано, что эти лица получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий.

Арбитражный суд Москвы признал, что ЗАО «Связной», заявившее о своем банкротстве, было аффилировано со структурами одноименной группы — крупнейшего сотового ритейлера. Это может помочь выявить зависимость ЗАО от группы и привлечь ее к субсидиарной ответственности по долгам, размер которых превышает 4,2 млрд руб.

Суд признал, что ЗАО «Связной» было аффилировано с ЗАО «Связной МР».

А учредителем и генеральным директором ЗАО «Связной» в 2004-2006 годах был Максим Ноготков, совладелец ЗАО «Группа компаний «Связной»» (головная компания холдинга, вторым учредителем которой является компания «Пейтагон Файненс Лтд», зарегистрированная на Британских Виргинских островах).

Аффилированность может учитываться при привлечении головной компании к субсидиарной ответственности, и при оспаривании арбитражным управляющим сделок, совершенных компанией в преддверии банкротства с целью вывода активов. Для привлечения головной компании к субсидиарной ответственности, констатация аффилированности недостаточна — надо доказать подконтрольность компании-должника, которой давались обязательные указания, приведшие к банкротству. «Аффилированность может служить отправной точкой для дальнейшего разбирательства»,- полагает господин Узойкин.

В Проект включены правила об аффилированности, которые должны не просто заменить соответствующие правила, но и существенно их модернизировать.

Согласно статье 53.2 ГК наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что по мнению законодателя должно препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах.

15 мая 2012 года состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по вопросу проекта изменений ГК РФ. Так, А.Н. Шохин (Президент Российского союза промышленников и предпринимателей) и П.Н. Завальный (заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по энергетике) высказались против нового понятия аффилированности. Предлагаю цитаты.

А.Н. Шохин: «Мы считаем, что можно поспорить, где должна быть эта норма: в специальном законе, либо в Гражданском кодексе. Но, тем не менее, нам кажется чересчур расплывчатой норма, которая только суду позволяет устанавливать реальную аффилированность. Потому что в нормах закона она чересчур расплывчата, много таких составляющих частей».

П.Н. Завальный: «Новое положение законопроекта о юридических аффилированных лицах не корреспондируется с действующим акционерным налоговым … законодательством, а также потребует изменения структуры управления юридических лиц … в правоприменительной практике. Под угрозой окажется вся сложившаяся система корпоративных отношений, а вместо повышения инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов появятся лишь дополнительные преграды».

Следующие парламентские слушания Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по вопросу проекта изменений ГК РФ состоялись 2 июля 2012 года. В течении полутора месяцев велась работа, потому что по многим спорным вопросам была достигнута договорённость. Не явилась исключением проблема с дефиницией аффилированности. Было принято решение, о котором сообщил д. ю. н., профессор Е.А. Суханов, о снятии ст. 53.2 с проекта изменений ГК РФ. То есть в новой редакции ГК РФ понятия аффилированности не будет.

Процитируем Е.А. Суханова: «…в результате длительных споров и обсуждений было предложено норму об аффилированных лицах и лицах, контролирующих юридическое лицо, из проекта снять. Тем более что в нём есть общее правило, вот это пункт 3 статьи 53.1, об ответственности лиц, которые имеют фактическую возможность контролировать другие юридические лица. И одновременно с этим восстановлена норма статьи 105 ГК, о материнских и дочерних обществах».

Предлагается установить в п.3 ст. 53.1 ГК РФ: «Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные им юридическому лицу по его вине». На мой взгляд, указанная формулировка, это начало на пути к постановке более точного и рационального формулирования определения аффилированности.

Так же я считаю, что это неправильно исключать даже общие положения из гражданского законодательства, вот например ряд позиций подтверждающих это: Д.И. Степанов (представитель некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»): «Рабочая группа МФЦ просит отнестись крайне внимательно к вопросу регулирования аффилированных лиц постольку, поскольку мы считаем, что это большое упущение вообще полное исключение норм из проекта».

Таким образом, очевидно, что понятие аффилированных лиц, требует корректировки закреплению общих понятий, в Гражданском Кодексе, а специальных правил и положений в ином НПА.

Аффилированная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *