Аккредитация школы

Государственная аккредитация

При представлении в Рособрнадзор заявления о государственной аккредитации образовательной деятельности следует учитывать, что в соответствии с частью 18 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности (приказ о государственной аккредитации) организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039.

День приема заявления о проведении государственной аккредитации следует считать дату регистрации Уведомления о принятии заявления на рассмотрение по существу.

ЗАЯВЛЕНИЕ И СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 к заявлению и сведениям о реализации образовательных программ организация, осуществляющая образовательную деятельность, прилагает:

В соответствии с пунктом 15 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности Заявление и прилагаемые документы представляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в Рособрнадзор (единое окно по адресу г. Москва, ул. Шаболовская, д.33 тел. 8-495-984-89-19) на бумажном носителе одним из следующих способов:

  1. уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — уполномоченный представитель);
  2. заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Рособрнадзор в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов проверяет (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов следующим требованиям:

а) отнесение государственной аккредитации к компетенции аккредитационного органа;
б) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
в) истечение 1 года со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации;
г) отсутствие неисполненного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании аккредитационного органа (за исключением предписания, выданного до представления документов на переоформление свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 78 Положения о государственной аккредитации , а также предписания, выданного организации, осуществляющей образовательную деятельность, только в части реализации образовательных программ в ее филиале (филиалах), не заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, либо только в части реализации образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных образовательных программ);
д) отсутствие распорядительного акта аккредитационного органа о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
е) правильность оформления и заполнения заявления и прилагаемых документов, полнота прилагаемых документов.

В случае соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям, указанным в подпунктах «а» — «д» пункта 17 настоящего Положения, и невыполнения требований, указанных в подпункте «е» пункта 17 Положения о государственной аккредитации, аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.

Уведомление о несоответствии содержит сведения о том, что заявлением и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существую в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий), а также информацию о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.

В случае если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представила правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы (далее — документы, представленные на основании уведомления), аккредитационный орган осуществляет в соответствии с их прием и регистрацию.

В соответствии п.1 п.п 6 ст. 333.18. «Порядок и сроки уплаты государственной пошлины» Налогового кодекса, при подаче заявления о государственной аккредитации необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины.

Наталья РУБАНОВА, начальник отдела сопровождения процедуры государственной аккредитации Московского центра качества образования: — Несмотря на то что уже два года государственную аккредитацию образовательной деятельности проводят в соответствии со ст. 92 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Московский центр качества образования продолжают поступать вопросы по этой процедуре. Попробуем прояснить ситуацию, напомнить основные положения аккредитации и изменения, которые произошли с января 2015 года.

Аккредитация образовательной деятельности — регулярно провидимая процедура, основная цель которой подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, а не установление статуса (лицей, гимназия), как это было ранее. Если лицензия дает организации право заниматься образовательной деятельностью, то аккредитация — подтверждение того, что содержание и качество этой деятельности по каждой образовательной программе соответствует ФГОС. Программы дошкольного образования не аккредитуют.

Аккредитацию основных общеобразовательных программ должны проводить не реже, чем раз в двенадцать лет, а основных профессиональных образовательных программ — не реже, чем раз в шесть лет. При этом заявление должна подавать сама образовательная организация в установленном законом порядке. Если организация не реализует программы в сетевой форме, то к заявлению прилагают только два документа — сведения о реализации образовательных программ, доверенность или другой документ, подтверждающий право действовать от имени образовательной организации.

Аккредитация образовательной деятельности — это государственная услуга. Максимальный срок предоставления этой услуги — чуть более трех месяцев со дня приема документов к рассмотрению по существу. Кроме того, если документы неправильно оформлены или каких-то документов не хватает, дают два месяца на исправление этих недостатков. Что значат эти сроки для школы? Если свидетельство об аккредитации заканчивается 10 июня, то документы на аккредитацию, конечно, можно подать 9 июня этого же года, но тогда школа рискует не закончить эту процедуру до окончания экзаменов и оставить своих выпускников без аттестатов об основном и среднем общем образовании, так как аттестаты выдают организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам.

Итак, в школе заканчивается действие свидетельства о государственной аккредитации. Что делать? Прежде всего успокоиться и отнестись к предстоящей процедуре как к еще одной возможности провести самоаудит. Все ли документы (в соответствии с законодательством) размещены на сайте? Все ли они заверены в установленном законом порядке? Соответствует ли структура образовательных программ требованиям ФГОС (на тех уровнях образования, на которых школа реализует ФГОС)? Есть ли локальные акты? Сведения о прохождении учителями курсов повышения или переподготовки? Конечно же, у школы все это есть и находится на своих местах. Теперь можно подавать документы.

Ознакомившись с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039), школа узнает, как будет проходить аккредитационная экспертиза, порядок принятия решения о государственной аккредитации, причины отказа в государственной аккредитации, приостановления действия государственной аккредитации.

Аккредитационную экспертизу проводит экспертная группа, состоящая из опытных экспертов, прошедших специальную подготовку и сдавших квалификационный экзамен. Для того чтобы снизить нагрузку на школу, эксперты получают объективную и независимую информацию о качестве образования в организации, используя данные по образовательному учреждению, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, на сайте образовательной организации, в информационно-аналитической системе «Московский регистр качества образования».

Каждый эксперт готовит отчет об экспертизе закрепленной за ним образовательной программы. На основании отчетов экспертов руководитель экспертной группы готовит заключение с выводами по каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программе.

Решение об аккредитации или отказе в аккредитации принимают в отношении каждой образовательной программы на основании заключения экспертной группы. Таким образом, в школе могут быть аккредитованы программы начального общего и основного общего образования, но может не пройти аккредитацию программа среднего общего образования. Свидетельство об аккредитации (вместе с приложением, в котором указывают аккредитованные программы) должно быть размещено на официальном сайте школы.

Большинство московских школ за последние несколько лет стали комплексами, а у некоторых этот процесс проходил в несколько этапов. С января 2015 года в законодательстве произошли изменения, значительно облегчившие прохождение аккредитации реорганизованными образовательными организациями (Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ).

Во-первых, временное свидетельство об аккредитации выдают теперь только в случае реорганизации в форме разделения или выделения. Если образовательная организация реорганизована в форме присоединения, а присоединенные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации. Если организация возникла в результате реорганизации в форме слияния, а реорганизованные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

Во-вторых, те организации, которые после реорганизации в форме присоединения получили временное свидетельство о государственной аккредитации, имеют право переоформить его на свидетельство о государственной аккредитации, ранее выданное реорганизованной организации. В этих случаях для переоформления свидетельства о государственной аккредитации достаточно только заполнить заявление и предоставить доверенность или иной документ, подтверждающий право уполномоченного лица действовать от имени образовательной организации. Аккредитационную экспертизу не проводят.

Как говорил А.Суворов, непреодолимого на свете нет ничего. Количество бумажной работы при прохождении аккредитации значительно уменьшилось. Каждая образовательная организация может пройти процедуру аккредитации с наименьшими затратами времени и нервов. Специалисты Московского центра качества образования всегда готовы проконсультировать школы по проблемам государственной аккредитации.

«УГ Москва», №49 от 8 декабря 2015 года

Школе № 27 приостановили аккредитацию

Недавняя плановая проверка череповецкой школы № 27 департаментом образования закончилась неожиданно: школе на полгода приостановили аккредитацию. Что это значит, чем грозит ученикам и педагогам? Возможны ли повторения? «Речь» выяснила.

Если уйти от канцелярских формулировок, причина столь сурового и пока еще необычного решения в том, что четверо девятиклассников не смогли сдать математику. Ни в основной период, ни в дополнительный сентябрьский. Остались без аттестатов и теперь будут пробовать снова в следующем году. Или не будут, но это другой вопрос.

Родители беспокоятся: надо ли переводить детей в другие школы? Получат ли ученики выпускных классов аттестаты? Будет ли школа вести прием первоклассников или, пока не поздно, надо искать другое учебное заведение?

Мы выяснили: приостановление аккредитации школы не требует от родителей или учеников каких-либо подобных действий. Аттестаты получат все, кто сдаст экзамены; прием первоклассников пройдет как всегда; соответственно, в другие школы переводить детей не нужно. Приостановление аккредитации — не лишение, школа работает и должна, по мнению проверяющих, исправить недостатки.

Но… Вопросы, тревоги, сомнения, слухи, сплетни, домыслы. Ими полон Интернет. «Учительница математики уволилась, поэтому дети не смогли сдать экзамен», — такова одна из выдвинутых общественностью версий. Заместитель директора Василий Кочуров ее опровергает:

— Никто не увольнялся, коллектив у нас стабильный, работоспособный.

В чем же тогда причина?

Всего в Череповце еще около ста девятиклассников не сдали какой-то предмет, а некоторые и целых три. Почему аккредитацию приостановили только в 27-й?

Все просто. Школа оказалась первой из тех, кого проверяли после вступления в силу новых ФГОС — федеральных государственных образовательных стандартов. В этом году, как уже писала «Речь», девятиклассники впервые проходили государственную итоговую аттестацию по новым стандартам, и экзаменационный период со всеми дополнительными сроками закончился в сентябре. Сразу после него и проверили школу.

И если раньше двойки по итогам ГИА не влияли на аккредитацию, то теперь иной подход: все дети обучаемые, все должны сдать экзамены.

А тут сразу четыре двоечника. И неважно, что двое выпускники не этого, а 2018 года; что трое из четверых — дети с ограниченными возможностями здоровья, учились в коррекционных классах.

Видимо, после новых проверок будет приостановлена аккредитация и у других школ, где есть не прошедшие ГИА выпускники. Станет ли это стимулом для изменений, улучшения качества образования — вопрос: как оказалось, есть гораздо более простой выход — не допустить выпускника к экзаменам. Тем, кто не учится, надеясь на авось, есть над чем подумать.

Ирина Ромина

Главные новости Калужской области

Калужская школа № 6 не прошла государственную аккредитацию в старшем звене.

Это известие, если честно, ошарашило. Печальное событие, тем более что в этом году школа со славными и крепкими традициями отмечает свой 100-летний юбилей. Оказывается, в декабре прошлого года вынесено решение, что школа не может выдавать аттестаты государственного образца об окончании 11 классов.

Прокомментировать ситуацию мы попросили министра образования и науки региона Александра Аникеева. В начале разговора министр объяснил, что такое государственная аккредитация образовательного учреждения и с какой целью она проводится:

— Государственная аккредитация – это обязательная процедура, которая определена Федеральным законом «Об образовании». Каждая общеобразовательная организация, то есть школа, должна проходить аккредитацию по новому Закону «Об образовании» — один раз в 12 лет (раньше школы ее проходили один раз в 5 лет). Аккредитация показывает соответствие результатов образовательной деятельности школы федеральным государственным требованиям и стандартам. Да, несомненно, есть ЕГЭ и другие формы контроля качества образования. Но аккредитация показывает наиболее объективный результат работы школы. Эта экспертиза, с моей точки зрения, самый главный индикатор качества образования. Надо сказать, что далеко не всегда школы проходят государственную аккредитацию.

— И много было таких случаев?

— Да, они, конечно же, были. Ситуация с 6-й школой города Калуги не единична. На протяжении нескольких лет мы отказываем школам в выдаче свидетельства о государственной аккредитации. Например, в прошедшем 2013 году в области аккредитацию проходили 48 общеобразовательных учреждений, из них восемь ее не прошли в разных школьных ступенях и не получили соответствующее свидетельство.

Что касается 6-й школы города Калуги, то она подтвердила свой аккредитационный статус в начальном и среднем звене. Увы, в старшей ступени результаты тестирования оказались очень низкими. Старшеклассникам были предложены специализированные тесты по четырем предметам. Два из них обязательные, основные предметы школьного курса, — русский язык и математика. И два предмета по выбору. В 6-й школе это были физика и обществознание. К сожалению, результаты по русскому языку, математике и физике оказались ниже допустимого уровня – ниже 50 процентов. Проще сказать, с тестовыми заданиями справилось менее половины старшеклассников. Если говорить о тестах, которые используются при аккредитации, то они разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Все задания предварительно согласовываются со школьной программой. Поэтому не может быть такой ситуации, когда задаются те вопросы, которые школьники не изучали.

— Каковы последствия неаккредитации школы № 6 и какие в данном случае могут быть сделаны выводы?

— Руководители и педагоги должны задуматься о том, какое качество образования дают детям в старшей школе. К сожалению, мы привыкли, что оценивают знания детей те, кто их обучает. Это неправильно. Аккредитация – оценка внешняя, независимая. Экспертизу проводят эксперты института модернизации образования под контролем профильного министерства.

Мы приглашаем в министерство всех директоров школ, которые показали низкие результаты при аккредитации. В том числе мы выслушали мнение директора школы № 6 Виктора Комиссарова и дали рекомендации. Далее со школой будет работать учредитель – управление образования города Калуги. Задачи учредителя, конечно же, укреплять менеджмент школы. В ряде школ, которые не проходили аккредитацию, меняли руководителей. Но это не самое главное. Администрация образовательного учреждения и педагогический коллектив должны провести обстоятельный анализ, почему так случилось. Нужно проанализировать, как преподаются в школе основные предметы, ответить на главный вопрос: где западает процесс обучения? Может быть, надо скорректировать образовательную программу, посмотреть, как организована в школе методическая работа с учителями.

Что касается прямых организационных выводов, то по закону школа, которая не прошла аккредитацию, теряет возможность выдавать своим выпускникам свидетельства государственного образца об образовании и проводить государственную итоговую аттестацию. В данном случае ЕГЭ. Одиннадцатиклассники доучатся в родной школе, но единый экзамен им придется сдавать в другом общеобразовательном учреждении. В каком именно — это будет решать управление образования города Калуги. И документ об образовании уже будет выдан, естественно, не от имени 6-й школы.

Александр Аникеев с одной стороны рассматривает эту ситуацию как ЧП, но в то же время не видит в этом никакой трагедии. По его словам, для руководства и педагогического коллектива 6-й школы это должно стать встряской, переоценкой своей работы. Столетие одной из старейших школ города и области пройдет под знаком перемен. И в министерстве не сомневаются – они будут только в лучшую сторону!

Михаил БОНДАРЕВ.

Что такое аккредитация и зачем она школам

Что такое аккредитация школы

Аккредитация — это подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам. Она даёт школе возможность оказывать образовательные программе по основной образовательной программе, в том числе проводить аттестации и выдавать аттестаты образца.

Оценивается качество и степень освоения обучающимися учебных программ, организация учебного процесса, предлагаемые дисциплины, осматриваются классные помещения, изучаются финансы и документация образовательной организации. Дополнительно проводятся открытые уроки и срезы знаний.

Школы проходят такие проверки раз в 12 лет. Однако, если образовательная организация не получила аккредитацию, это не означает, что она не может учить детей. Право на обучение предоставляет лицензия на осуществление образовательной деятельности. Школа без аккредитации не может оказывать образовательные услуги по основной образовательной программе, в том числе аттестовывать учеников.

Именно поэтому аккредитация так важна для хоумскулеров. По закону «Об образовании в Российской Федерации» прохождение промежуточной или итоговой аттестации на семейном образовании возможно только в аккредитованных школах.

Как найти аккредитованную школу

Аккредитация школы гарантирует, что её программа соответствует государственным образовательным стандартам и ребёнок получит аттестат об основном или среднем общем образовании. Поэтому к поиску образовательного учреждения нужно подойти с умом.

При подборе аккредитованной школы воспользуйтесь реестром Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Выбрав несколько удобных вам школ, загляните на их официальные сайты. Там должно быть выложено свидетельство о государственной аккредитации с указанием срока её действия. Также можно посетить школу лично и попросить показать свидетельство у администрации.

Обязательно почитайте отзывы о понравившихся вам аккредитованных школах. Спросите у знакомых хоумскулеров, насколько эти учебные заведения лояльны к семейному образованию.

Место обучения и прохождения аттестации на семейном образовании могут не совпадать. Так, «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда» даёт отличные знания с 5 по 11 класс в рамках дополнительной общеобразовательной программы. Аттестацию по основной общеобразовательной программе аттестацию учащиеся сдают в аккредитованных школах.

«Домашняя школа Фоксфорда» заключила партнёрство с московской школой «Наши Пенаты» и другими аккредитованными образовательными организациями. Благодаря этому, учащиеся домашней онлайн-школы могут прикрепиться к аккредитованным образовательным организациям и сдать промежуточные аттестации в комфортных условиях.

<<Форма с консультацией>>

Выводы

  • С помощью аккредитации школы подтверждают своё соответствие федеральным государственным образовательным стандартам.
  • Аккредитованная школа может оказывать образовательные услуги по основной образовательной программе, выдавая аттестаты государственного образца.
  • На семейном образовании проходить аттестацию можно только в аккредитованных школах.
  • Ученики «Домашней школе Фоксфорда» могут прикрепиться для прохождения аттестации по основной образовательной программе к школе «Наши Пенаты» и другим аккредитованным образовательным организациям, которые предлагают для этого комфортные условия.
  • Свидетельство о государственной аккредитации размещается на официальном сайте школы.
  • Существует открытый реестр аккредитованных образовательных учреждений.

Аккредитация школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *