Акт выбора земельного участка

Выбор места размещения объекта: состав работ

Размещение объектов капитального строительства

Во многих муниципальных образованиях действуют комиссии, которые рассматривают вопросы размещения объектов капитального строительства и образования земельных участков в целях строительства объектов. Например, в г. Москве действует городская и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в соответствии с полномочиями, установленными в статье 9 Закон города Москвы от 25.06.2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (в ред. Закона города Москвы от 11.04.2012 г. № 12). Среди полномочий установленных для указанных комиссий отмечаем следующие:

а) информирование о градостроительной деятельности;

б) проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности;

в) рассмотрение предложений по вопросам градостроительной деятельности и др.

В случае размещения сложных и опасных объектов, а также линейных объектов на территории двух и более муниципальных районов, заявление о предварительном согласовании места размещения объектов и о выборе земельных участков для строительства объекта направляется в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ. Такие требования имеются в законодательстве и (или) уставах субъектов Российской Федерации. В субъектах РФ также имеются комиссии, уполномоченные по рассмотрению указанных заявлений в соответствии с документами территориального планирования субъекта РФ (далее условно назовем — комиссия по территориальному планированию). В случае положительного решения даются поручения органам местного самоуправления муниципальных районов о подготовке документации по разработке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предварительному согласованию места размещения объекта, составлению акта о выборе земельных участков. Рассмотрение и утверждение указанной документации производится в соответствии с законодательством и (или) уставами субъектов Российской Федерации.

Выбор места размещения объекта

Состав работ по предоставлению земельных участков представлен на схеме 2, где показано два варианта выбора места размещения объекта.

Первый вариант предусматривает получение разрешения на проведение инженерных изысканий в целях выбора оптимального варианта с учетом природных свойств территории и экономического обоснования вариантов. Другими словами заказчик капитального строительства хочет сам определиться и подобрать возможные варианты размещения объекта и только потом собирается обращаться для оформления документов по выбору земельного участка в соответствии с законодательством. Вариант больше применим для размещения объекта на межселенной территории, когда отсутствует схема территориального планирования муниципального района или требуется внести изменения в эту схему.

Второй вариант выбора места размещения объекта применяется на ограниченной территории или поселения или межселенной территории. Для второго варианта также возможно потребуется внесение изменений в документы территориального планирования или их разработка.

Схема 2

Варианты выбора места размещения объекта и предоставления земельного участка для строительства

I этап. Предварительное согласование места размещения объекта

(более детально I этап представлен также на схеме 4)

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Рассмотрение заявления комиссией по территориальному планированию

Получение разрешения на проведение инженерных изысканий

Разработка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Проведение инженерных изысканий.

Разработка ТЭО проектов по вариантам строительства объекта.

Публикация сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу размещения объекта и о внесении изменений в документы территориального планирования (генеральный план поселения или схему территориального планирования муниципального района).

Оформление протокола публичных слушаний и утверждение результатов публичных слушаний.

Обращение с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта и выборе земельного участка.

Разработка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта до 1 марта 2015 года, а после: «предварительное согласование предоставления земельного участка» по нормам статьи 39.15 Земельного кодекса. Оформление, согласование и утверждение акта о выборе земельных участков для строительства (до 1 марта 2015 года).

Публикация сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу размещения объекта и о внесении изменений в документы территориального планирования (генеральный план поселения или схему территориального планирования муниципального района).

Оформление протокола публичных слушаний и утверждение результатов публичных слушаний

Проведение инженерных изысканий, разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации на строительство объекта

Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка» по нормам статьи 39.15 Земельного кодекса.

Обращение с заявлением о внесении изменений в схему расположения земельных участков на кадастровом плане или карте территории и акт о выборе земельных участков для строительства

Выполнение кадастровых работ по установлению и согласованию границ земельного участка на местности, изготовлению межевого плана земельного участка, сопровождение процедуры государственного кадастрового учета

Перевод земельных участков из одной категории в другую и (или) изменение разрешенного использования земельного участка

Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о категории земель и разрешенном использовании земельного участка

Обращение с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта

Принятие решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка:

— в аренду, если земельный участок находится в государственной собственности (до разграничения земель);

— в аренду или за плату в собственность, если земельный участок находится в собственности муниципального образования.

Принятие решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в аренду или за плату в собственность, если земельный участок находится:

а) в собственности субъекта РФ,

б) федеральной собственности.

Подготовка соглашения по земельному участку, находящемуся в собственности граждан или юридических лиц

Заключение договоров аренды или купли-продажи земельного участка.

Государственная регистрация сделки и права на земельный участок (государственная регистрация договора аренды земельного участка сроком до одного года может не производиться).

Оплата выкупной цены, стоимости права аренды, стоимости убытков.

Передача земельного участка по акту приема-передачи.

Разработка проекта освоения лесов и его государственная экспертиза.

Получение разрешения на право пользование водными объектами, недрами, объектами животного мира и др.

Разработка и утверждение градостроительного плана земельного участка или по линейному объекту: проекта планировки территории и проекта межевания территории (разработка и утверждение этих проектов осуществляется на стадии выбора места размещения объекта).

Получение разрешения на строительство объекта

Предоставление декларации по использованию лесов за 10 дней до начала строительства.

Осуществление строительства объекта.

Представленные на схеме 2 варианты выбора места размещения объекта капитального строительства предусматривают перевод земельных участков из одной категории в другую и (или) разрешенного использования земельного участка до принятия решения о предоставлении земельного участка и совершения сделки с земельным участком. Это связано с тем, что совершать сделку с земельным участком и получать разрешение на строительство объекта возможно только тогда, когда его разрешенное использование соответствует заявленным целям. Это касается как площадных, так и линейных объектов.

В отношении таких линейных объектов, как подземные трубопроводы, линии электропередачи и связи, перевод земельных участков из одной категории в другую на практике осуществляют после завершения строительства объекта в порядке, представленном на схеме 3.

Изменение категории земель под линейными объектами

Перевод земельных участков из одной категории в другую на практике осуществляют после завершения строительства подземных трубопроводов, линий электропередачи и связи в порядке, представленном на схеме 3

Схема 3

Перевод земельных участков из одной категории в другую в целях эксплуатации подземных трубопроводов, линий электропередачи и связи

На период строительства объекта принимается решение об изменении разрешенного использования земельного участка для всей трассы линейного объекта, в том числе в решении могут быть указаны наземные объекты и их площади, для которых будет производиться перевод из одной категории в другую.

Выполняются кадастровые работы по установлению границы полосы отвода, ее согласованию, изготовлению межевого плана и сопровождению процедуры государственного кадастрового учета.

После завершения строительства объекта производится геодезическая исполнительная съемка объекта и техническое обследование объектов капитального строительства в системе координат, принятой для государственного кадастрового учета в целях изготовления по наземным объектам:

Межевого плана многоконтурного земельного участка

Технических планов зданий, помещений, сооружений

Сопровождение процедуры государственного кадастрового учета.

Выполняются работы по подготовке и согласованию документации по переводу земельного участка из одной категории в другую, а уполномоченные органы государственной исполнительной власти или органы местного самоуправления рассматривают документацию и принимают решение о переводе земельного участка из одной категории в другую, предназначенного для эксплуатации объекта.

Принимается решение о предоставлении земельного участка для эксплуатации объекта.

Заключается договор аренды земельного участка на период эксплуатации объекта.

Проводится государственная регистрация договора аренды земельного участка на период эксплуатации объекта.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по отнесению земель к категориям, переводу их из одной категории в другую установлены в статье 8 Земельного кодекса и в Федеральном законе от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса: «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган)».

Поскольку все земли на территории Российской Федерации находятся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде (исключение составляют земли, отнесенные к категории земель запаса), или обременены сервитутом, или имеют охранные зоны, поэтому вопросы, связанные с изъятием (выкупом) земельного участка, решаются со всеми субъектами права на земельные участки.

Статья 19. Акт выбора земельного участка

6. Приложением к акту выбора земельного участка являются:

1) картографические, топографические материалы: схема ситуационного опорного плана с размещением объекта строительства по каждому из рассматриваемых вариантов размещения объекта;

2) проектная проработка размещения объекта по каждому из рассматриваемых вариантов с учетом перспектив развития улицы, квартала, микрорайона (эскиз проекта детальной планировки, эскиз проекта застройки), с технико-экономическими показателями, с указанием мест присоединения объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям общего пользования (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газификации и места сброса сточных вод);

3) технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям. Технические условия выдаются при оформлении акта выбора земельного участка инженерными службами и организациями в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

4) схема генерального плана объекта по каждому рассматриваемому варианту размещения с проектом границ земельного участка;

5) условия и требования территориальных органов управления и надзора по соответствующим материалам проектных проработок, обоснований инвестиций, в части мероприятий по соблюдению экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, социальных условий, норм и правил, обеспечивающих благоприятное воздействие объекта на окружающую природную среду и население, а также предупреждение возможных экологических и иных последствий;

6) материалы, подтверждающие выполнение требования об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Без приложения акт выбора земельного участка не оформляется и является недействительным.

Акт выбора земельного участка

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 78 «Использование земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 78 ЗК РФ и установив, что по договору аренды земельного участка ответчику предоставлен в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения (пастбища) для ведения сельскохозяйственного производства; разрешенное использование земельного участка изменено на растениеводство, о чем внесены сведения в ЕГРН, арбитражные суды правомерно отказали в признании права собственности на нежилые здания, поскольку в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения истцом согласия соответствующего органа управления на размещение объекта, разрешения на строительство не получено; сведения о том, что истцом соблюден предусмотренный градостроительным законодательством порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не представлены; указав, что акт выбора земельного участка и акт обследования земельного участка разрешениями на проведение строительства на земельном участке сельскохозяйственного назначения не являются; придя к обоснованному выводу, что в нарушение установленного разрешенного использования арендуемого земельного участка проведена реконструкция нежилого здания (сарая) и возведено новое нежилое здание (сарай).

   Главная | Земельный кодекс РФ | Статья 31. Выбор земельных участков для строительства.

Статья 31. Выбор земельных участков для строительства.

1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико — экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно — технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно — защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением.

В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

10. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт — Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

оглавление |

Акт выбора земельного участка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *