Акты регулирующие трудовые отношения

Правовые акты, регулирующие трудовые отношения

Трудовые отношения в Российской Федерации регулируются весьма разветвленной системой нормативных актов.

Можно отнести следующие большие группы:

  1. Нормативно-правовые акты, которые регламентированы Верховным законом страны, Конституциями субъектов, Трудовым кодексом России, а также кодексами отдельных субъектов страны.
  2. Подзаконные акты, такие как Указы Президента и Постановления Правительства.
  3. Законодательные акты министерств и ведомств Российской Федерации.
  4. Локальные законодательные акты органов местного самоуправления и муниципалитетов.
  5. Локальные акты организаций.

Законы как основной вид правовых актов, регулирующих трудовые отношения

В теории государства и права принято классифицировать нормативно-правовые акты по юридической силе. В трудовом праве можно разделить их на следующие группы:

  • федеральный конституционный закон;
  • федеральный закон;
  • закон субъекта страны.

Естественно, особняком стоит Конституция России и Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ведь, как известно, данные источники являются фундаментальными для всех отраслей права, и в них предусмотрены основные права и свободы человека и гражданина в области трудовых отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правовые акты, регулирующие трудовые отношения 450 руб.
  • Реферат Правовые акты, регулирующие трудовые отношения 240 руб.
  • Контрольная работа Правовые акты, регулирующие трудовые отношения 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Немаловажную функцию выполняет Трудовой кодекс России. Он был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, а вступил в действие в феврале 2002 года.

Также важными являются следующие нормативно-правовые акты

  • закон «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • закон «О коллективных договорах и соглашениях»;
  • закон «Об объединениях работодателей» и другие.

В субъектах Российской Федерации предусмотрена возможность издавать законодательные акты, которые будут регулировать Трудовые отношения лишь на территории субъекта. На практике выходит так, что не каждый регион страны является активным в области законотворчества, но имеются и субъекты, на территории которых действуют Трудовой кодекс локального характера. В качестве примера можно указать на Республику Башкортостан.

Подзаконные акты

Замечание 2

Нормативно-правовые Указы Президента России выделяются своей высшей силой среди остальных актов. В качестве примера можно привести Указ Президента «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой». В данном Указе предусматриваются определённые требования, которые предъявляются к содержанию трудовых договоров с высшим руководством федеральных государственных организаций.

Постановления Правительства страны, а также постановления министерств и ведомств издаются по тем вопросам, которые относятся к компетенции данных органов. Постановления министерств комитетов и ведомств, как правило распространяется только на сотрудников соответствующей отрасли. Однако предусмотрена возможность межотраслевого характера таких постановлений (например, Министерство здравоохранения и Федеральная миграционная служба).

В сфере своей полномочий органы местного самоуправления и муниципалитеты могут принимать нормативные акты, которые будут содержать положения трудового права, но будут применяться лишь на территории данных органов.

Локальные акты

Замечание 3

Данные акты представляют собой последнюю ступень в иерархии источников трудового права.

К ним можно отнести:

  • правила внутреннего распорядка конкретной организации;
  • положение о доплатах;
  • график отпусков;
  • должностная инструкция и тому подобное.

Таким образом, к нормативно-правовым актам, которые регулируют трудовые отношения, относится большое количество законодательных актов и представляет собой весьма развитую систему.

Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования

· педагоги дополнительного образования;

· педагогические работники экспериментальных образовательных учреждений;

· педагоги-психологи;

· методисты, инструкторы-методисты (включая старших; кроме методистов и старших методистов учебно-методических кабинетов, центров, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов);

· педагогические работники учреждений среднего профессионального образования (отделений): культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;

· преподаватели учреждений дополнительного образования детей культуры и искусства (в т. ч. музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений), преподаватели музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителя музыки, музыкальные руководители, концертмейстеры;

· преподаватели специальных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования;

· дежурные по режиму (включая старших).

Следует подчеркнуть, что право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооруженных Силах РФ профилю работы, преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

Воспитателям (старшим воспитателям) дошкольных образовательных учреждений и домов ребенка в педагогический стаж включается время работы в должности медицинской сестры ясельной группы дошкольных образовательных учреждений, постовой медсестры домов ребенка, а воспитателям ясельных групп — время работы на медицинских должностях.

Время работы в должностях помощника воспитателя и младшего воспитателя засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если в период работы на этих должностях работник имел педагогическое образование или обучался в учреждении высшего или среднего профессионального (педагогического) образования.

4. Права и обязанности работника образовательного учреждения

Педагог ОУ имеет право:

Участвовать в работе педагогов; избирать и быть избранным председателем совета педагогов ОУ; выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы ( в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы; защищать свою профессиональную честь и достоинство; требовать от администрации ОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации; повышать квалификацию; профессиональное мастерство; аттестовываться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию; участвовать в научно-экспериментальной работе; распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование; получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией ОУ; на удлиненный ежегодный отпуск..

Педагог ОУ обязан:

Выполнять Устав ОУ; соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ОУ; охранять жизнь и здоровье детей; защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия; сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.

5. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений РФ

Тарифно-квалификационные характеристики по определенным должностям педагогических работников предусматривают, помимо уровня образования и стажа работы, наличие квалификационных категорий, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Минобразования России от 26.06.00 № 1908 , которое устанавливает порядок организации и сроки проведения аттестации, определяет виды аттестационных комиссий, их состав и регламент работы.

Целью аттестации, согласно п. 1.2 Положения об аттестации, является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Педагогические работники имеют право претендовать на любую (2-ю, 1-ю или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года — для 2-й квалификационной категории, не менее 2 лет — для 1-й квалификационной категории и не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории, а также отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела Тарифно-квалификационных характеристик “Должен знать”.

Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на 5 лет, что предусмотрено Положения об аттестации. В соответствии с п. 2.5 Положения об аттестации педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образовательных учреждений Российской Федерации (далее — учреждения) служат основой при:

— составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях;

— разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;

— подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;

— проведении аттестации работников учреждения.

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации по разрядам оплаты”:

— раздел “Должностные обязанности” содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

— раздел “Должен знать” содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

— раздел “Требования к квалификации по разрядам оплаты” предусматривает:

— уровень образования;

— стаж работы (по специальности или педагогический);

— квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

Должности главных специалистов (главных инженеров, главных методистов и др.) предусматриваются для возможного их введения в крупных учреждениях образования, отнесенных к I-II группам по оплате труда руководителей, с возложением на соответствующих работников функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения, а также по координации и методическому руководству группами специалистов, в т.ч. методическими комиссиями, объединениями, секциями образовательных учреждений.

Оплату труда методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов производится по 12-14 разрядам ЕТС в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики с учетом стажа работы в должности методиста, а при отсутствии требуемого стажа, имеющим первую или высшую квалификационные категории, присвоенные по педагогической работе, соответствующей профилю работы методиста, соответственно по 13, 14 разрядам ЕТС.

Должности “старший методист”, “старший инструктор-методист” в образовательных учреждениях могут вводиться, при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему другими работниками, а также, в виде исключения, и при отсутствии каких-либо сотрудников в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Разряды оплаты труда по ЕТС директоров образовательных учреждений, их заместителей, руководителей филиалов и структурных подразделений, старших мастеров из числа лиц, вновь назначаемых на эти должности или не имеющих квалификационной категории, устанавливаются на уровне разрядов ЕТС, предусмотренных для соответствующих работников, имеющих первую квалификационную категорию, при условии прохождения в течение двух лет аттестации в соответствии с Положением об аттестации работников образовательных учреждений Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации.

По истечении двух лет оплата труда указанных работников, не пожелавших пройти аттестацию на присвоение первой или высшей квалификационных категорий, а также работников, в отношении которых аттестационной комиссией вынесено решение о несоответствии их первой или высшей квалификационных категорий, производится на один разряд ниже по сравнению с разрядом, предусмотренным для соответствующих работников, имеющих первую квалификационную категорию.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

6. Особенности правового статуса молодых специалистов в системе образования

Молодым специалистом в образовательном учреждении является лицо, имеющее документ о высшем или средне-специальном образовании в течении 3-х лет с момента окончания учебного заведения по очной форме обучения и работающего по полученной специальности на основании трудового договора с руководителем образовательного учреждения.

Статус молодого специалиста не сохраняется, если до истечения 3-х лет с момента окончания учебного заведения по очной форме обучения он:- назначен на руководящую должность;- оставил педагогическую деятельность

В 3-х летний стаж педагогической деятельности, дающий право на сохранение статуса молодого специалиста не включается:- время, когда педагогический работник работал в период обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме;- время военной службы по призыву, в случае если службе непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем увольнения с военной службы или приравненной к ней службе и поступлением на работу в образовательное учреждение не превысил трех месяцев;- время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранилось место работы (должность), в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Статус молодого специалиста по истечению указанных периодов за лицом сохраняется. Стаж в качестве молодого специалиста исчисляется по совокупности наработанного педагогического стажа.

Права и обязанности молодого специалиста.

Молодой специалист имеет право:

-на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами главы администрации и управления образования города;-принимать участие в мероприятиях, проводимых Советом молодых педагогов города;- участвовать в управлении системой образования города;- на методическую, правовую и психологическую помощь;- на повышение квалификации;- обратиться за помощью к Совету молодых педагогов города в решении вопросов, входящих в его компетенцию;- иные права, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

Молодой специалист обязан:

— качественно выполнять свои должностные функции;- соблюдать правила профессиональной этики и правила внутреннего трудового распорядка;- зарегистрироваться в отделе кадров управления образования города в течение 10 дней со дня поступления на работу в образовательное учреждение;- иные обязанности педагогических работников, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

7. Особенности пенсионного обеспечения работников образовательных учреждений

Под досрочным предоставлением трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей понимается ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в целях их материального обеспечения.

Назначение педагогическим работникам данной пенсии осуществляется в строгом соответствии с утвержденными Правительством РФ списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право для установления досрочного назначения трудовой пенсии по старости, при том, что стаж педагогической работы в таких учреждениях должен составлять 25 лет.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения

Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются:

1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными);

2) нормативные Указы Президента РФ;

3) Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления;

6) локальные нормативные акты.

Законы

Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы;

3) законы субъектов Российской Федерации.

Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фундаментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, определяющие смысл, содержание и применение всего трудового права.

К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ). Трудовой кодекс РФ 2016 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016

Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регулированию социально-трудовых отношений. За годы реформ были приняты новые законы, такие как:

· Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 09.03.2016 № 66-ФЗ:

· Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» с изм.от 29.06. 2004

· ФЗ «Об объединениях работодателей». ФЗ от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» с изменениями на 28.11. 2015

К числу законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в России, относятся и законы субъектов Российской Федерации. Но далеко не все регионы активны в области законотворчества, касающегося сферы социально-трудовых отношений, хотя есть и такие, которые приняли (например, Республика Башкортостан), свой Трудовой кодекс.

Указы Президента РФ. Следующую ступень в иерархии нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с руководителями федеральных государственных предприятий.

Подзаконные нормативные правовые акты. На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располагаются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России.

Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба занятости РФ, а в недавнем прошлом — Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.

Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений.

К числу локальных нормативных актов относятся правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр. Трудовой кодекс РФ 2016 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016

Правовое регулирование в сфере образования

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Правовое регулирование в сфере образования

1. Введение

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков через систему таких социальных институтов, как семья, школа, вузы, средства массовой информации. Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, а также приобретение человеком определенной суммы знаний для общественно-полезной и трудовой деятельности. Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе, обществе и человеке. Основной путь получения образования – занятия в различных образовательных учреждениях, а также самообразование, поиск информации и ее осмысление.

Рис. 1. Всё только начинается… (Источник)

Право на образование является одним из социальных прав человека и гражданина. Данное право в значительной степени зависит от социально-экономического развития общества, его культурно-исторических и национальных особенностей. Сегодня человеку надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая новые сферы деятельности, приобретая необходимые профессиональные качества.
Конституция РФ гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. На конкурсной основе каждый вправе бесплатно получить и высшее образование. С 2007 года государство гарантирует также общедоступное и бесплатное образование в объеме среднего (полного) общего образования. При этом среднее (полное) общее образование (в объеме 11 классов общеобразовательной школы) в России является обязательным (с 2007 года), то есть родители должны обеспечить получение детьми полного общего образования.

Рис. 2. Учеба – непростой труд (Источник)

В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (наряду с государственными и муниципальными существуют частные школы, школы с углубленным изучением определенных предметов и т.п.) и возможности самообразования (общедоступные библиотеки, клубы, кружки).
Принципами государственной политики в сфере образования в России являются:
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
2. единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
3. общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
4. светский характер образования в государственных учреждениях;
5. свобода и плюрализм в образовании;
6. демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения, наличия судимости.
В образовательных учреждениях не допускается создание и деятельность отделений политических партий, общественно-политических и религиозных движений.

В РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1. общеобразовательные, которые направлены на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, – это программы дошкольного образования, начального общего образования (4 класса), основного общего образования (9 классов), среднего (полного) общего образования (11 классов);

Рис. 3. Вперед – к свершениям… (Источник)

2. профессиональные, которые направлены на повышение общеобразовательного и профессионального уровня и подготовку специалистов соответствующей квалификации, – это программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней) или заочной формах, а также в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрены следующие типы общеобразовательных учреждений:
1. дошкольные;
2. общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи);
3. профессионально-технические (колледжи);
4. учреждения высшего образования (вузы);
5. учреждения дополнительного образования детей;
6. учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров;
7. духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии);
8. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

С 2009 года среднее (полное) общее образование заканчивается обязательной сдачей единого государственного экзамена (ЕГЭ) по профильным предметам, результаты которых определяют возможность поступления учеников в вуз.
В 2006 году в России началась реализация Приоритетногонационального проекта «Образование». Он предусматривает подключение всех школ России к сети Интернет, оснащение кабинетов современным учебным и компьютерным оборудованием, поддержку творческих и эффективно работающих педагогов, школ, вузов, региональных образовательных систем.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. – М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012.

Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения.

Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются:

  • 1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными);
  • 2) нормативные Указы Президента РФ;
  • 3) Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • 4) акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления;
  • 6) локальные нормативные акты.

Нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения

Источники трудового права — это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники, их представители, с одной стороны, и работодатели, их объединения — с другой. Исходя из этого, целесообразно классифицировать источники трудового права по их юридической силе и органам, принимающим те или иные акты. Соответственно, можно определить систему источников российского трудового права с присущей ей структурой и выделением актов в соответствии с их иерархией.

Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом:

  • 1. Трудовой кодекс
  • 2. Конституция РФ: Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.
  • 3. Международно-правовые акты о труде: Сегодня любое государство прочно «связано» нормами международного права. Но они не всегда легко входят в российский правовой массив. Международные трудовые стандарты — главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В настоящее время в России действует 58 конвенций МОТ. Среди основных можно назвать Конвенцию 1948 г. «О свободе ассоциации и защите права на организацию», Конвенция «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями» и др.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись, прежде всего, прав профсоюзных работников.

Следует также отметить также Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который внес более 300 изменений в статьи ТК РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

5. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Практика высших судебных инстанций признана источником трудового права авторами Словаря по трудовому праву (1998 г.), а правовой обычай и судебные решения трактуются в качестве источника права М.В. Лушниковой и А.М. Лушниковым.

Судебная практика (судебный прецедент) играет существенную роль для правильного понимания и применения закона. Постановления Пленума Верховного Суда, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства.

6. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации осуществляют регламентацию трудовых отношений путем издания законов и подзаконных актов. Естественно, законы имеют приоритет перед подзаконными актами. В связи, с чем подзаконные акты не могут отменять льготы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации.

Содержание данного Закона должно соответствовать федеральному законодательству.

7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Согласно ст.5 ТК РФ, органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.

8. Соглашения и коллективные договоры. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Государство, определив рамки локального регулирования и установив основные принципы такого регулирования, далее не вмешивается в данную сферу. Дальнейшее регулирование происходит в рамках нахождения компромисса между законными интересами основных участников правоотношений (в сфере труда это работник и работодатель). Указанный компромисс и оформляется в виде локальной нормы права. В науке трудового права локальное нормотворчество определяется и как средство восполнения пробелов трудового права.

Более широко возможности локального нормотворчества в организации закреплены в ст.41 ТК РФ, где, в частности, сказано, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

На современном этапе локальный нормативный правовой акт, принятый в организации, является самостоятельным источником (формой) трудового права, результатом правотворчества трудового коллектива и работодателя (их представителей), содержащим обязательные правила поведения (локальные нормы).

В содержании основных локальных актов, особенно коллективного договора и других совместных или согласованных проектов локального нормотворчества, выражается не только воля работодателя, но и работников, их представителей.

Акты регулирующие трудовые отношения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *