Аудиторская проверка ООО

Содержание

Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО

Аудиторская проверка ООО

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон об аудиторской деятельности).

1. Добровольной — для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО, а также для проверки состояния текущих дел ООО.

Проведение добровольного аудита ООО назначается:

— по решению общего собрания участников ООО;

— по требованию любого участника ООО.

При проведении аудиторской проверки по требованию участника ООО такой участник сам вправе определить аудитора, отвечающего требованиям ч. 1 ст. 48 Закона об ООО, и заключить с ним договор о проведении аудиторской проверки. Общество по требованию его участника обязано предоставить такому аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности.

Такая аудиторская проверка проводится за счет участника ООО. Расходы участника могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников за счет средств ООО (ч. 2 ст. 48 Закона об ООО, см. также постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17869/07).

2. Обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности), в частности:

— если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);

— если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);

— если ООО является кредитной организацией (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);

— если ООО представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Аудиторское заключение предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО: руководителя, совета директоров, участников общества, иных лиц. Например, аудиторское заключение может потребовать банк при принятии решения о выдаче кредита ООО. Заключение также может быть интересно потенциальным инвесторам общества.

ООО по требованию участника обязано обеспечить ему доступ к аудиторскому заключению в соответствии с установленным законодательством порядком (п. 4 ст. 50 Закона об ООО).

Заключение аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ООО должно быть предоставлено участникам ООО при подготовке общего собрания (абзац первый п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Аудиторская проверка в корпоративных конфликтах чаще всего служит интересам участников против самого общества. Если интересы участника и общества расходятся, а доля участника не является значительной для принятия решений, то один из немногих оставшихся механизмов влияния на деятельность общества – инициирование аудиторской проверки.

Конечно, это не отменяет иных ситуаций, когда аудиторская проверка проводится самим обществом, но в данном случае ее цели мало чем отличаются от ревизионной комиссии и иных органов по контролю за деятельностью общества.

Итак, аудиторская проверка порой играет роль наступательного вооружения участника, предваряя последующие судебные споры.

Правовое регулирование

Прошедшие в последние годы изменения в законодательстве об ООО не коснулись порядка проведения аудиторских проверок в обществах с ограниченной ответственностью.

В свете корпоративных споров основное значение имеет ст. 48 Закона об ООО, которая предусматривает то, что по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

То есть в случае расхождения интересов участника и общества участник имеет право провести аудиторскую проверку за собственный счет.

Также указанная статья регулирует, что привлечение профессионального аудитора производится:

  • для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества;
  • для проверки состояния текущих дел общества.

Немало споров вызывало положение о том, что привлечение аудитора происходит по решению общего собрания участников общества (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Долгое время судебная практика на основании данного положения ограничивала права участников и утверждала лишь об их праве поставить вопрос об аудиторе на общем собрании, а не о самостоятельном праве заключать с аудитором договор.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об ООО аудитор может быть утвержден и при учреждении общества. Данный вопрос решается большинством, не менее трех четвертей от общего числа голосов учредителей.

Вопросы о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг отнесены согласно п. 2 ст. 33 Закона об ООО к компетенции общего собрания участников общества. Уставом общества данный вопрос может быть отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Закон предоставляет право аудитору на созыв внеочередного общего собрания участников общества и на открытие в этом случае общего собрания участников (п. 2 ст. 35 и п. 4 ст. 37 Закона об ООО).

Заключение аудитора в соответствии с п. 1 ст. 50 Закона об ООО подлежит обязательному хранению в обществе.

Статья 36 Закона об ООО устанавливает, что заключение аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества подлежит представлению участникам общества при подготовке общего собрания участников.

Инициация проверки участником

Негативная практика.

Долгое время не мог решиться вопрос, может ли участник самостоятельно требовать проведения аудиторской проверки или же только выносить данный вопрос на общее собрание. И почти по всем судебным округам практика отвечала на данный вопрос однозначно – не может.

Такая негативная судебная практика исходила из императивности подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, согласно которому назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг относится к исключительной компетенции общего собрания участников. И соответственно, в случае отсутствия решения о проведении аудиторской проверки Закон об ООО не возлагает на общество обязанность проводить такую проверку по требованию одного из его участников Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2004 N А56-33180/03.

Кроме того, суды указывали, что согласно указанной норме договор о проведении аудиторской проверки заключается от имени общества его исполнительным органом, а не участником общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Следовательно, право заключать договоры от имени общества участнику не предоставлено.

Позиция ВАС РФ.

Такое отношение судов, по мнению адвоката, в корне изменилось в связи с принятием Постановления Президиума ВАС РФ в 2008 г. ВАС РФ указал на ошибочность указанной позиции и привел аргументацию, которая дословно заимствуется некоторыми федеральным судами Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17869/07 по делу N А32-5962/2007-62/129.

Согласно ч. 1 ст. 48 Закона об ООО для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Часть 2 ст. 48 Закона об ООО предусматривает, что по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям, установленным частью первой этой статьи. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

Данная норма предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки – по инициативе и за счет общества и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Закона об ООО, решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется; общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Вывод о том, что при привлечении аудитора самим участником должен применяться подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, не учитывает соотношения указанных норм и практически лишает участника общества возможности контролировать его хозяйственную деятельность, в частности при уклонении общества от проведения аудиторских проверок.

В силу ст. 8 Закона об ООО участник общества имеет право на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией.

С учетом приведенных положений Закона об ООО общество по требованию его участника обязано предоставить аудитору, определенному в соответствии с условиями, содержащимися в ч. 2 ст. 48 Закона об ООО, возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности.

Подмена понятий.

Однако представляется, что указание ВАС РФ на право участника получать документацию о деятельности общества в данном случае не совсем корректно. Данное указание породило, в свою очередь, судебную практику, когда суды аргументируют незаконность отказа общества в допуске аудиторов правом участника на информацию.

Механизм проведения аудиторской проверки деятельности общества по требованию участника отличается по своему статусу от механизма получения участником документов и дальнейшего их использования, в т.ч. и дальнейшей их передачи на анализ аудиторам.

То есть одно дело – провести аудиторскую проверку общества, другое – получить консультацию аудитора по имеющимся у участника документам.

И данное различие должно приводить к определенным юридическим последствиям: различный статус аудитора по отношению к обществу, различные полномочия аудитора в данных случаях, различный “вес” аудиторского заключения и т.д.

Само правовое основание для доступа к документам общества влечет определенные последствия для дальнейшего рассмотрения корпоративного спора: разный круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, и диаметрально противоположный исход дел о проведении аудита и об истребовании информации при схожих обстоятельствах.

Кроме того, ранее это имело смысл в плане ограничения участника на получение копий документов о деятельности общества, как следует из судебной практики адвоката. Согласно п. 3 ст. 12 Закона об ООО участник имел право претендовать лишь на копию устава общества и учредительного договора. Однако изменения в ст. 50 Закона об ООО, вступившие в силу с 1 июля 2009 г., обеспечили участнику возможность получать копии всех документов, подлежащих хранению обществом. До этого участник мог с ними только ознакомиться в помещении исполнительного органа общества в порядке п. 1 ст. 8 Закона об ООО. В настоящее же время данные проблемы отпали в связи с указанными изменениями.

Положительный “стандарт”.

Несмотря на такую “легкую” критику, данное Постановление Президиума ВАС РФ существенно улучшило положение участников и увеличило их инструментарий в борьбе за свои права.

В настоящий момент судебная практика выработала следующий “стандарт” рассмотрения таких споров Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2009 N КГ-А41/12796-09 по делу N А41-13823/09; Постановление ФАС Уральского округа от 26.05.2009 N Ф09-3257/09-С4 по делу N А76-22758/2008-3-592/54.

Участник обращается в арбитражный суд с иском об обязании общества представить аудитору для проведения аудиторской проверки необходимые документы.

В соответствии с заключенными договорами аудитору для проведения аудиторской проверки общества должны быть представлены соответствующие документы, указанные участником, о представлении которых в адрес общества направлено письменное требование. В отсутствие ответа общества на данное письмо участник направляет повторное обращение о представлении аудитору требуемых документов.

Общество же отвечает отказом, либо не отвечает, или уклоняется от получения корреспонденции.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона об ООО участники общества вправе участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Законом об ООО.

Статьей 48 Закона об ООО установлены требования, предъявляемые к аудитору.

Обязанность общества привлекать профессионального аудитора, в т.ч. и по решению общего собрания, императивно не установлена, а потому указанное в ч. 2 ст. 48 Закона об ООО право участника требовать аудиторской проверки не ограничено правом общества утверждать аудитора на собрании Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 1478/08; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А62-8378/2009.

Поскольку отказ в аудиторской проверке и непредставление документов нарушают права участника общества, гарантированные ему Законом об ООО, исковые требования об истребовании документов для проведения аудиторской проверки и обязании общества представить аудитору в установленном порядке документы для проведения аудиторской проверки либо их копии, надлежащим образом заверенные, подлежат удовлетворениюПостановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2010 по делу N А75-882/2010; Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КГ-А41/9670-10 по делу N А41-173/10; Постановление ФАС Поволжского округа от 10.12.2009 по делу N А06-3067/2009.

Такая позиция по рассматриваемому вопросу (о применении положений ст. 48 Закона об ООО) соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике и была отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 17869/07.

Перспективы споров

Хотелось бы обратить внимание и на возможные споры, которые на данный момент вообще не отмечены судебной практикой. В частности, обход п. 2 ст. 35 Закона об ООО через применение процедуры аудита и фактическое предоставление возможности созыва внеочередных собраний участником, обладающим менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества.

Суть схемы может быть такова:

  1. Участник в порядке ст. 48 Закона об ООО привлекает независимого аудитора.
  2. Аудитор проводит проверку и, пользуясь полномочиями, предоставленными п. 2 ст. 35 Закона об ООО, требует созыва общего собрания участников. В случае отказа от его проведения аудитор созывает его самостоятельно.
  3. Если аудитор не поставил в повестку дня необходимые участнику вопросы или же такие вопросы явно выходили за круг компетенции аудитора (хотя нигде не оговорено, какие вопросы может ставить аудитор на повестку дня), то участник может внести предложение о включении таких вопросов в повестку дня самостоятельно в порядке п. 2 ст. 36 Закона об ООО. В данном случае ограничение по минимально необходимому размеру доли отсутствует.

Причем если обозначенное уже не раз Постановление Президиума ВАС РФ от 2008 г. установило, что при самостоятельном привлечении участником аудитора ст. 33 Закона об ООО о компетенции общего собрания в отношении аудитора не применяется, то нигде не сказано, что к данному варианту привлечения аудитора не применяется и ст. 35 Закона об ООО о созыве внеочередного общего собрания участников и что такой “односторонне” привлеченный аудитор имеет какие-то изъятия из причитающихся ему по закону прав.

И конечно, заранее можно сказать, что судебная практика по данному вопросу не могла бы быть однозначной. Кто-то из судей настаивал бы, что описанная выше схема не противоречит закону и полномочия аудитора не могут быть ограничены. Кто-то же ссылался бы на системное толкование норм Закона об ООО и на то, что иное толкование фактически предоставляет участнику, обладающему менее чем одной десятой от общего числа голосов, возможность созывать общие собрания и включать в повестку дня нужные ему вопросы.

Но это споры завтрашнего дня, возможно с участием наших адвокатов.

Может ли участник ООО и на каких условиях заказать аудиторскую проверку ООО?

Может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации? Есть ли срок давности по проведению аудита?

В Федеральном законе от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) в части прав и обязанностей участников договора на проведение аудита, используется общий термин — «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг».

Под аудируемым лицом понимается компания или индивидуальный предприниматель, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному либо инициативному аудиту.

УСЛУГИ АУДИТА И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  • требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

  • получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

  • осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.1 ст.14 Закона №307-ФЗ).


Заключив договор Заказчик обязан:

  • содействовать в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;

  • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг;

  • своевременно оплачивать услуги аудита;

  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Кроме того, аудиторское заключение (конечный результат проведенного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п.4 ст.6 Закона №307-ФЗ).

Важно! Таким образом, в Законе №307-ФЗ не содержится запрета заказать аудит любому собственнику компании, даже владеющему минимальной долей в уставном капитале ООО или 1 акцией АО.

Аудиторская проверка компании может быть проведена по требованию любого участника (акционера), выбранным им профессиональным аудитором.

КОНСУЛЬТАЦИЯ АУДИТОРА

Один в поле не воин?

По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп.10 п.2 ст.33 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее по тексту – Закон №14-ФЗ).

Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч.2 ст. 48 Закона №14-ФЗ, решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

DUE DILIGENCE

Важно! Отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона №14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п.2 ст. 86 Закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Важно! Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п.3 ст.85 Закона №208-ФЗ).

Аудитора не допускают к проведению аудита

Несмотря на решение высших судей, на практике некоторые участники сопротивляются в проведении аудита по инициативе одного из участников Общества. Суды отмечают, что если аудит проводится по требованию участника ООО, то решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется. Общее собрание в данном случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 27.02.2014 г. №А23-536/2013).


Кроме того, исходя из анализа положений Закона №14-ФЗ, Общество по требованию его участника обязано предоставить профессиональному аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией.

Если профессионального аудитора не допускают к проведению аудита, то участник Общества в целях защиты нарушенных гражданских прав вправе обратиться в суд (ст.11 и ст.12 ГК РФ) и представить доказательства безрезультатного обращения участника ООО к исполнительным органам общества с требованием предоставить необходимую информацию (Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2014 г. №А36-5813/2013).

Например, в одной из судебных баталий, участник Общества инициировал аудит, однако исполняющий обязанности директор Общества, не представил документы, необходимые для проведения аудиторской проверки.

Суд вынес решение в пользу участника, отметив, что поскольку документально подтверждены статус участника Общества, а неисполнение его требования о предоставлении запрошенных документов, входящих в перечень, определенный п.1 ст.50 Закона №14-ФЗ, нарушает его права как участника Общества.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Важно! Таким образом, участник Общества вправе инициировать проведение аудита отчетности ООО профессиональным аудитором, а Общество обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности (Постановление АССеверо-Кавказского округа от 12.04.2018 г. №А32-28095/2017).

Проведение аудиторской проверки по инициативе и за счет участника общества является реализацией права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

Может ли учредитель (участник, акционер) заказать проверку за «старые» периоды?

А может ли один из учредителей ООО или акционеров АО требовать проведения аудиторской проверки предприятия в 2019 году, например, за 2015 год? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Каких-либо сроков давности по проведению аудита ни Закон№14-ФЗ, ни Закон №208-ФЗ не устанавливают. Ограничение по срокам не содержат ни Закон №402-ФЗ, ни Закон №307-ФЗ.

Право требования имеющихся у Общества документов, связанных с его деятельностью, закреплено в п. 1 ст. 8Закона №14-ФЗ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144).

Как мы уже отмечали, Общество по требованию своего участника обязано предоставить аудитору, привлеченному таким участником, все необходимые для проверки документы. Но если срок хранения документов истек, то соответственно, Общество ничего не предоставит аудитору.

Напомним, что сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст.29 Закона №402-ФЗ: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения типовых управленческих документов содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

Важно!

Это означает, что учредитель может требовать проведения такой аудиторской проверки, а сроки давности ограничиваются сроками хранения бухгалтерских документов.

Кто проводит аудиторскую проверку?

Перед тем как заказать аудиторскую проверку, компании важно знать, силами каких специалистов она будет проводиться.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Основной целью обязательной аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности компании. Помимо обязательного аудита собственники компании вправе инициировать и добровольный аудит. В последнем случае аудит проводится, как правило, по специальной программе, в которой раскрываются «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента.

Важно! Аудит могут проводить как индивидуальные аудиторы, работающие самостоятельно, так и аудиторские компании. Законом №307-ФЗ обозначены случаи, когда аудиторская проверка может быть проведена только аудиторской компанией.

Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
  • иных кредитных и страховых организаций,

  • негосударственных пенсионных фондов,

  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %,

  • государственных корпораций,

  • государственных компаний,

  • публично-правовых компаний,

  • бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями (п.3 Закона №307-ФЗ).

Инициативный (добровольный) аудит может осуществляться на основе договора с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором.


Кроме того, к проведению аудиторской проверки допускаются аудиторские компании и индивидуальные аудиторы, которые являются членами СРО аудиторов.

Так, компания «РосКо» имеет членство в профессиональных организациях: СРО «Российский союз аудиторов» (Ассоциация), Палата Налоговых консультантов (Сертификат №78), НП «Партнерство РОО» (Российское общество оценщиков).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Когда аудитор должен отказаться от проверки?

Законом определен ряд ограничений, при наличии которых аудиторские компании либо индивидуальные аудиторы должны отказаться от аудиторской проверки.

Например, нельзя проводить аудит, если:

  • руководители и работники аудиторской компании являются учредителями (участниками) проверяемой компании, ее руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом;

  • руководители и работники аудиторской компании являются близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов учредителей (участников) проверяемой компании, ее руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица;

  • проверяемая компания является учредителем аудиторской фирмы, дочерней фирмой аудиторской компании, проводящей аудит;

  • проверяемая и аудиторская компания имеют общих учредителей;

  • работники аудиторской компании в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, осуществляли ведение учета в проверяемой компании;

  • в иных случаях, определенных в п.8 Закона №№307-ФЗ.

Важно! Исходя из характера и масштабов деятельности клиента, формируется состав специалистов для проведения аудиторской проверки.

Независимо от того, кто будет проводить аудит (индивидуальный аудитор либо аудиторская компания), необходимо рассчитать:

  • бюджет рабочего времени для каждого раздела аудиторской программы (временные затраты аудитора зависят от масштабов деятельности клиента, сложности аудита, опыта работы аудитора с данной аудируемой компанией, а также знания специфики ее деятельности);
  • общий срок работы группы специалистов либо индивидуального аудитора;

  • квалификационный уровень группы специалистов (для аудиторской компании);

  • количественный состав группы специалистов (для аудиторской компании).

При этом под навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:

  • понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;
  • знание и понимание нормативных правовых актов РФ и профессиональных стандартов;

  • знания в области информационных технологий;

  • знание отраслей, в которых функционирует клиент;

  • способность формировать профессиональное суждение;

  • понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской компании (п.18 стандарта №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»).

Участники аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания по аудиту.

ЗАКАЗАТЬ АУДИТОРСКУЮ ПРОВЕРКУ

На какие критерии ориентироваться компании при выборе аудитора?

При выборе аудитора нужно обращать внимание на следующие критерии:

  • опыт работы на рынке аудиторский услуг;

Важно! Прежде всего, данный показатель характеризует стабильность аудиторской компании, накопленный потенциал. Компания «РосКо» работает на рынке аудиторский услуг более 14 лет (основана в 2004 году).

  • проверка компаний с близким клиентом бизнесом.

Аудиторы компании должны быть знакомы со спецификой клиента, в отношении которого проводится проверка.

  • репутация компании.

Репутация компании «РосКо» подтверждена благодарственными письмами клиентом и высоким рейтинговым индексом.

Компания «РосКо» — Лауреат Всероссийской премии «Национальная марка качества», Деловой Клуб Шанхайской Организации Сотрудничества (ДК ШОС) заключил соглашение о консалтинговом сотрудничестве с компанией «РосКо». Компания «РосКо» вошла в список «100 лучших предприятий и организаций России», включена в реестр «Надежных предприятий города Москвы» (Сертификаты №000.111 от 27.09.2012 г., №000.111 от 26.10.2010 г.), а также в реестр Бизнес-партнеров МФЭС (Межрегиональный финансово-экономический союз) (Свидетельство №0424).

Как рассчитать трудозатраты специалиста, проводящего проверку?

Всем известна пословица «Бесплатный сыр только в мышеловке». Если аудиторская компания либо индивидуальный аудитор предлагает низкую стоимость проверки, то, значит соответственно, снижается количество времени на проведение проверки (ставка профессиональных аудиторов не может быть низкой) и в результате пострадает качество проведенной аудиторской проверки.

Важно! Перед проведением аудиторской проверки рассчитывается стоимость трудозатрат специалистов по определенной методике. Для этого учитывается вид проводимой проверки, масштабы деятельности клиента, задачи, которые стоят перед специалистом.

АУДИТ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ

№ п/п

Должность специалиста

Этапы проведения проверки, дней

на территории аудируемой компании

в офисе

Итого

Аудитор

Ведущий аудитор

ИТОГО трудозатрат: 20 дней х 8 часов = 160 чел/час

Как проводится обязательный аудит для ООО в 2020 году

Хозяйственная деятельность организации требует повышенного внимания к активам, ресурсам и денежному обороту. Для выявления ошибок применяется аудиторская проверка. Что в 2020 году являет собой обязательный аудит для ООО?

Для юридических лиц в России наиболее популярной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью. Большая часть малого и среднего бизнеса регистрируется в качестве ООО.

При этом предполагается соблюдение определенных требований, одним из которых является проведение аудиторских проверок. Как в 2020 году проводится обязательный аудит для ООО?

Что нужно знать

ФЗ №307 от 30.12.1998 в ч.2 ст.5 обязует некоторые организации ежегодно проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности.

Обязательному аудиту организация подлежит если это:

  • акционерное общество;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • страховая компания;
  • кредитная организация;
  • негосударственный пенсионный фонд либо его управляющая компания.

Прочие организации, кроме государственных и муниципальных учреждений, обязаны пройти аудит если:

Предоставляется консолидированная Бухгалтерская отчетность
Объем выручки за предшествующий год Превзошел четыреста миллионов рублей
Итог активов баланса к концу предшествующего отчетному года Больше шестидесяти миллионов рублей
Обязательный аудит Является обязанностью на основании федеральных законов

Перечень организаций, для которых обязательный аудит является непреложным требованием, приведен в ч.1 ст.5 ФЗ №307.

Если аудит для организации обязателен вследствие организационно-правовой формы, то прочие показатели значения не имеют. Обязательный аудит ООО проводится в случаях, если превышены установленные суммы выручки и активов.

Определение

Понятие «аудита» применимо к разнообразным видам контроля. Но чаще всего данный термин подразумевает проверку бухгалтерской или финансовой отчетности внешними организациями.

Проверке подлежит соответствие документации действующим нормативам и правилам. В процессе проверки можно выявить свершенные ошибки, исправить неточности, привести в порядок бухгалтерию предприятия и наладить его экономику.

Обязательным аудитом именуется процесс подтверждения годовой финансовой отчетности, проводимый в силу закона в обязательном порядке.

Обязательные аудиторские проверки предусмотрены для организаций, годовая выручка которых превышает в пятьсот тысяч раз минимальный размер заработной платы.

Также обязателен аудит для организаций, организационная форма которых попадает под установленный законом перечень.

Обязательным аудитом можно считать и проверки, назначенные по решению суда, прокуратуры или органов дознания, когда аудит проводится в ходе расследования гражданского или уголовного дела.

За уклонение от обязательной аудиторской проверки предусмотрена серьезная ответственность. Штрафные санкции применяются не только к предприятию, но к его руководителю.

Помимо обязательного аудита существуют инициативные аудиторские проверки. Таковые проводятся по желанию руководства. Например, такая проверка полезна для анализа соответствия бухгалтеров занимаемой должности.

Кроме того, таким образом можно убедиться в правильности составления отчетности и предотвратить возникновение неожиданных штрафов и возросших налогов.

Проведением аудита занимаются независимые аудиторские фирмы. Обязательным требованием к ним является наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Услуги аудиторов предоставляются на платной основе. Но данные расходы более чем целесообразны, поскольку некоторые ошибки в отчетности могут привести к весьма серьезным потерям.

Какова его роль?

Проведение аудита предполагает не только проверку бухгалтерской деятельности. По итогам проверки можно провести анализ взаимодействия между различными отделами и службами и бухгалтерией.

Каким может быть экологический аудит (обязательным) смотрите в статье: обязательный аудит.

Что против службы внутреннего аудита, .

На основе аудиторских выводов можно оценить эффективность работы предприятия в целом, определить основные риски и устранить значимые изъяны в производственной деятельности.

Положительное аудиторское заключение становится:

Гарантом надежности организации как коммерческого партнера и соблюдения законодательных норм Для контрагентов
Подтверждением факта достоверности прибыли и формировании ее в соответствии с нормами бухучета Для собственников
Доказательством эффективности деятельности, надежности системы внутреннего контроля, правильном формировании активов и пассивов Для исполнительного органа
Свидетельством соблюдения Трудового Кодекса Для сотрудников
Указанием на высокую степень надежности налогового и бухгалтерского учета, низкую вероятность выявления ошибок и доначислений налогов Для налогового органа

Аудиторское заключение о достоверности отчетности за определенный период выдается по итогам обязательного аудита.

Также руководству представляется отчет о проверке с указанием на обнаруженные нарушения либо искажения учета и рекомендациями по их выправлению.

Организация, подлежащая обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в Росстат вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Подача заключения осуществляется в десятидневный срок с момента завершения аудиторской проверки, но не позже тридцать первого декабря следующего за отчетным года.

ФЗ №307 от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» в ч.3 ст.1 определяет аудит как независимую проверку финансовой отчетности аудируемого субъекта с целью подтверждения достоверности отчетной документации.

Под финансовой отчетностью аудируемого лица подразумевается отчетность, определенная действовавшим ранее ФЗ №129 от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» либо аналогичная отчетная документация, предусмотренная федеральным законодательством.

«Закон об аудите» предусматривает проведение обязательного аудита в случаях, которые перечислены в п.1-5 ч.1 ст.5.

В частности обязательному аудиту подлежит ООО, чьи финансовые показатели превысили установленные нормы. Согласно ч.2 ст.5 «Закона об аудите» обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно.

В ч.2 ст.18 ФЗ №402 говорится о необходимости предоставления аудиторского заключения о годовой отчетности предыдущего года в органы статистики не позже тридцать первого декабря года текущего.

Подавать заключение обязаны все субъекты, подлежащие обязательному аудиту. Сдавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется.

Обязателен ли аудит ООО

В п.4 ч.1 ст.5 ФЗ №307 сказано, что аудит для ООО является обязательным лишь при превышении учрежденных финансовых показателей.

То есть если годовая выручка превзошла четыреста миллионов рублей, а сумма активов баланса на конец года составила более шестидесяти миллионов рублей.

Причем данные показатели должны соответствовать году предшествующему перед отчетным. Если такой факт имеет место, то аудит для ООО обязателен.

А если ООО действует первый год? В этой ситуации финансовые показатели за предыдущий год отсутствуют. Следовательно и отчитываться не о чем. А раз в прошлом году субъекта не существовало, то и аудит проводить не надо.

Если выручка или активы превзойдут лимит к концу года, то провести аудиторскую проверку придется в будущем году непременно. Но при этом имеет значение дата создания организации.

Для вновь создаваемых ООО действуют специальные правила по определению отчетного периода (ч.2, 3 ст.15 ФЗ №402).

Для новой организации первым отчетным годом числится временной интервал:

От даты госрегистрации до тридцать первого декабря того же года При условии создания организации до тридцатого сентября
От даты госрегистрации до тридцать первого декабря следующего года При создании организации после тридцатого сентября

Проверяемые объекты

Аудиторская проверка заключается в сборе аудиторских доказательств, их оценке и анализе. При этом перечень проверяемых объектов зависит от применяемого метода проверки.

Аудиторская проверка может быть:

Сплошная Тщательно изучаются все первичные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность
Выборочная Бухгалтерские документы проверяются выборочно посредством случайного отбора документов, с выбором документов по нумерации через равные интервалы либо комбинированно
Комбинированная Сочетает методики сплошной и выборочной проверок. Малочисленные операции проверяются сплошным методом, а операции с большим объемом – выборочно
Документальная Ограничена проверкой первичных и сводных бухгалтерских учетных документов и отчетности. Осуществляется без посещения аудируемого объекта и без проведения инвентаризации
Фактическая Происходит с посещением проверяемого объекта

Документальная и фактическая проверки могут проводиться сплошной, выборочной или комбинированной методикой.

Порядок проведения

Аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа:

Планирование и организация На данном этапе проведение аудита обсуждается с клиентом. Происходит знакомство с финансовой и хозяйственной деятельностью организации. Изучаются факторы, оказывающие воздействие на деятельность субъекта. Оценивается система внутреннего контроля. Составляется и согласовывается общий план и программа аудита. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки
Сбор аудиторских доказательств Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу
Завершение проверки Аудиторские доказательства обобщаются и анализируются. Результаты аудита сообщаются руководству аудируемого ООО. Составляется аудиторское заключение

Начисление штрафов

Согласно данным нормативам должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей либо дисквалифицированы на срок до одного года.

Что касается юридических лиц, то за подобное нарушение им грозит штраф от пятисот до семисот тысяч рублей.

Если аудиторская проверка проведена, но заключение не предоставлено в Росстат или подано с опозданием, предусмотрении административный штраф, определенный ст.13.19 КоАП РФ.

Должностное лицо штрафуется на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей, а организация – от двадцати до семидесяти тысяч рублей.

За повторное нарушение штрафы возрастают – тридцать-пятьдесят тысяч рублей и сто-сто пятьдесят тысяч рублей соответственно. Подавать аудиторское заключение в налоговую не нужно, поскольку оно не включено в состав бухгалтерской отчетности.

Но если аудируемая отчетность ООО публикуется, то согласно ч.10 ст.13 ФЗ №402 должно публиковаться и аудиторское заключение.

Делается ли при перерегистрации АО в ООО

Письмо Минфина №03-11-06/2/7608 от 24.02.2014 отмечает, что преобразование юридического лица считается реорганизацией.

В соответствии с законом о госрегистрации юрлиц реорганизация числится завершенной после официальной регистрации нового юрлица, при этом преобразованное юридическое лицо считается завершившим свою деятельность.

Таким образом, при перерегистрации АО в ООО получается, что одна организация прекратила свою деятельность, а другая стала вновь созданным юрлицом.

Порядок проведения внутреннего аудита информационной безопасности узнайте из статьи: организация внутреннего аудита.

Пример чек-листа для внутреннего аудита в формате excel, .

Все про внутренний аудит на предприятии, .

Подлежит ли обязательному аудиту ООО в данном случае? С 1.09.2014 в силу вступили поправки в гражданское законодательство. Большая часть их касается юрлиц.

Одним из наиболее значимых моментов стала ст.67.1 п.5 ГК РФ, здесь сказано, что все АО без исключения подлежат обязательному аудиту финансовой отчетности.

Отсюда следует, что хотя при реорганизации и возникает ООО, которое в первый год своей деятельности не подлежит проверке, аудит необходим для АО.

Помимо того существует такое понятие как аудиторская проверка специального назначения. Таковая проводится при ликвидации или реорганизации организаций.

Ее целью является подтверждение правильности отчетности, стоимости активов и обязательств. В процессе специального аудита ревизуются соответствие законодательным нормам учредительных документов.

Далее проверяется на правильность оформления бухгалтерская отчетность, порядок инвентаризации, суммы выплаченных налогов, оформление прочих документов.

В завершение проверки готовится аудиторское заключение с положительным или отрицательным результатом.

Обязательный аудит позволяет сделать «прозрачной» финансовую документацию. Это в свою очередь говорит о честности и открытости бизнеса.

Объективное мнение аудитора позволяет выявить многие риски и устранить существенные ошибки. Поэтому в последнее время многие организации, не подлежащие обязательной аудиторской проверки, заказывают инициативный аудит.

Предыдущая статья: Служба внутреннего аудита Следующая статья: Как проводится обязательный аудит

Аудиторская проверка ООО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *