Авария на АЗС

АЗС это комплекс сооружений и оборудования, предназначенный для заправки автотранспортных средств топливом. На АЗС наряду с традиционным жидким топливом (бензины и дизельное топливо) отпускают также сжиженный нефтяной газ (смесь пропана и бутана) и сжатый природный газ (метан). АЗС, специализирующиеся только на отпуске газообразного топлива, называются газозаправочными станциями. По технологическому оборудованию АЗС делятся на стационарные и передвижные. Стационарные АЗС имеют топливораздаточные колонки (ТРК) предназначены для отпуска топлива в заданном количестве или на заданную сумму. ТРК могут осуществлять отпуск до четырех видов топлива. Наиболее распространены ТРК производительностью 40–50 дм3/мин с минимальной дозой отпуска топлива 2 дм3; имеются модели ТРК с повышенной производительностью (до 130 дм3/мин). Для предотвращения разлива топлива ТРК оснащены автоматически выключателем, срабатывающим при заполнении бака автомобиля. На стационарных АЗС предусматриваются также системы освещения и молниезащиты. Контейнерные АЗС, в отличие от стационарных, имеют наземные резервуары для хранения топлива. На передвижных АЗС топливо отпускают из автомобилей-топливозаправщиков.

По расположению на местности различают АЗС дорожные и городские. Дорожные АЗС располагают вдоль наиболее оживленных магистралей, городские – населенных пунктах. К городским АЗС предъявляют повышенные требования безопасности: их ТРК или топливные резервуары должны находиться на расстоянии не менее 50 м до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, школ, больниц, стен жилых и общественных зданий. Если АЗС имеют не более двух ТРК, то безопасное расстояние может быть уменьшено до 25 м . Условия эксплуатации АЗС: в холодное время года при температуре в среднем -10°С; в теплое время года +30°С, максимально +41°С.

Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом. Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания. По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Однако, взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паровоздушной смеси бензина. Основными видами аварий на АЗС являются пожары и взрывы. Взрывы в свою очередь порождают пожары и в ряде случаев прослеживается обратная связь. Рассмотрим основные причины аварий на АЗС.

1. Открытый огонь: зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ, у заправочной станции; проведение ремонтных работ с источником открытого огня;

2. Искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования, всякая другая искра независимо от природы её происхождения;

3. Разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать искровой разряд, который будет источником воспламенения смеси газа с воздухом; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкции молниезащиты) могут вызвать пожары и взрывы;

4. Природные катаклизмы. Наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность возникновения пожара в случае утечки топлива и наличия источника воспламенения. При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность образования взрывоопасных концентраций топливно-воздушной смеси в технологических колодцах, что при наличии источника инициирования взрыва может обусловить взрыв топливно-воздушной смеси в технологических колодцах и создать условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах. Не исключена вероятность аварии в резервуарах даже при наличии исправной системы защиты от статического электричества и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования.

При определенных условиях налива нефтепродуктов в ёмкости (при увеличении скорости налива) заряды статического электричества накапливаются быстрее, чем отводятся через заземление, так как бензин и дизтопливо относятся к диэлектрикам с очень слабой проводимостью электрического тока. В таких случаях с увеличением уровня налива топлива в ёмкости напряжение статического электричества будет возрастать и может достигнуть такого значения, при котором в момент приближения свободной поверхности топлива к стенкам заливной горловины (при наполнении емкости свыше 90% наполнения) вследствие разности потенциалов произойдет искровой разряд, способный вызвать воспламенение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар .

Начальным событием аварии на АЗС является утечка пожаровзрывоопасного продукта, что может произойти вследствие разгерметизации емкости (резервуара), разгерметизации автоцистерны, разгерметизации элемента наливной эстакады (гибкого шланга) . Основные причины возникновения пожаров на АЗС приведены в таблице 1.

Таблица 1

Причины возникновения пожаров на АЗС

Причины возникновения пожаров и загораний

Количество

%

От автомобилей, в том числе:

— искры из выхлопной трубы

— нагретые части автомобиля

— электрооборудование

— заправка с работающим двигателем

25,1

8,8

7,4

5,9

3,0

Электрооборудование операторной, освещение территории

22,0

Нарушение правил ремонтных работ и техники безопасности

17,6

Переливы

13,2

Неисправности электрооборудования топливораздаточных колонок

10,3

Статическое электричество

5,9

Поджоги

4,4

Курение

1,5

Всего

Статистика аварий с взрывом бензино-воздушной смеси (БВС) на АЗС ведется во всех странах, приведем лишь некоторые из них. В мировом масштабе:

7 июля 2003 г., АЗС в Турции (при перекачке сжиженного топлива из топливозаправщика в емкости на АЗС) пострадали 180 человек (РИА-Новости и ITAR-TASS);

24 июля 2000 г., АЗС в Масалах (Азербайджан), пострадали 4 человека, в том числе 1 человек погиб (MediaPress).

В России:

14.04.94 г. в г. Камышин, СУ № 19 «Волгоградстрой» произошел взрыв емкости V=800 дм3 с дизельным топливом. В результате взрыва 1 человек погиб и 1 человек получил тяжелую степень поражения. Сгорела автомашина КАМАЗ.

25.04.94 г. в г. Себене Псковской области произошел пожар на автозаправке. Погибло 2 человека.

20.06.97 г. в г. Нижний Новгород произошло возгорание топлива на заправочной станции АО «Нитек».

04.02.99 г. в г. Борзя Читинской области произошел взрыв на автозаправочной станции. Погиб 1 чел., госпитализированы 2 человека. Статистика пожаров на АЗС на 2007-2011 гг. приведена в таблице 2.

15 июля 2000 г., АЗС г. Артема Приморского края, погибло 3 человека (НСН. Архив обзоров);

1 августа 2001 г., АЗС в г. Тольятти, погиб 1 человек;

24 января 2003 г., АЗС в г. Бугульме, телесные повреждения получили 3 человека, полностью разрушены автомойка и магазин;

За последние 10 лет в пределах г. Москвы произошли три крупные аварии с возгоранием топлива:

30.09.97 г. возник пожар на АЗС по адресу ул. Крымский вал. Пожар произошел при сливе топлива из топливозаправщика в емкости АЗС. Можно предположить, что причиной пожара явилась искра от топливозаправщика. Искра вызвала возгорание паровоздушной смеси в результате «большого дыхания» емкости при заправке. Затем огонь распространился на емкости с бензином. Для ликвидации пожара привлекалось 53 пожарника и 16 пожарных машин.

02.11.97 г. произошло возгорание двух топливозаправщиков при сливе топлива в подземные емкости фирмы «Бинон». Сгорело 10 т топлива. Для ликвидации пожара было задействовано 40 пожарных машин. Эвакуировано 70 жителей, размещаемых вблизи фирмы.

21.08.98 г. возник пожар на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Произошло возгорание емкости с дизельным топливом объемом 890 м3. Для ликвидации пожара привлекалось 393 чел, 78 единиц техники .

Таблица 2

Статистика пожаров на АЗС

Дата

Происшествие

Последствия и причины

Произошел пожар на газовой заправочной станции в Екатеринбурге

На Режевском тракте сгорело помещение оператора на территории газовой заправки. Огонь охватил шесть квадратных метров. Ожоги лица, рук первой и второй степени (20% тела) получила женщина оператор АЗ, которая была госпитализирована в ожоговое отделение горбольницы. Причина пожара короткое замыкание электропроводки.

В селе Молчаново Молчановского района Томской области на территории неэксплуатируемой автозаправочной станции произошел взрыв емкостей с горюче-смазочными материалами (ГСМ). На заправочной станции были вкопаны в землю две металлические емкости по 25 м3 с остатками ГСМ.

Трое детей пришли на станцию поиграть. В результате неосторожного обращения с огнем произошел взрыв паров ГСМ, деформация одной из емкостей, розлив и возгорание остатков ГСМ на площади 20 м2. В результате серьезные ожоги получили двое детей, мальчики 1997 и 2000 годов рождения. Они доставлены в центральную районную больницу с ожогами первой степени лица и кистей рук.

Декабрь 2008

В Володарском районе Нижегородской области в поселке Мулино на АЗС ООО «Катран» при перекачке топлива из бензовоза произошло загорание мотопомпы.

Мастер АЗС, заметивший возгорание, бросился тушить пожар, но споткнулся и упал на горящую мотопомпу. В результате с ожогами 1, 2 степени он был госпитализирован в военный госпиталь в п. Мулино.

Произошел взрыв цистерны с соляркой на автозаправочной станции на территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Садовое» Александровского района Ставропольского края.

ЧП произошло при проведении сварочных работ на АЗС. В результате взрыва 4 человека погибли, еще трое были госпитализированы.

На автозаправочной станции в Приморском районе Новороссийска из-за нарушений правил техники безопасности при проведении сварочных работ произошел взрыв газовоздушной смеси в цистерне.

В результате один рабочий погиб и трое пострадали. Пострадавшие были госпитализированы с ожогами и травмами различной степени тяжести.

В северной части Ульяновска на автозаправочной станции прогремел взрыв. ЧП произошло во время проведения ремонтно-сварочных работ на топливной емкости реконструируемой АЗС.

Взорвались пары бензина, возгорания не было. В результате взрыва погиб сварщик. Его коллега госпитализирован в тяжелом состоянии. По данным МЧС, причиной ЧП стало нарушение требований безопасности при проведении пожароопасных газосварочных работ.

В с. Сосновый Бор Юрьев Польского района Владимирской области из-за нарушения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ произошло возгорание паров дизельного топлива в емкости, приведшее к взрыву.

В результате происшествия мужчина 1962 г.р. погиб на месте, еще один мужчина 1977 г.р. с ожогами тела третьей степени был доставлен в больницу, где впоследствии скончался.

В соответствии с ГОСТ 12.3.00275 безопасность производственного процесса на АЗС обеспечивается выбором режима работы технологического оборудования, выбором конструкции оборудования и его размещения, профессиональным отбором и обучением работающих. Производственный процесс приема, хранения и отпуска нефтепродуктов на АЗС осуществляется по непрерывной схеме в герметичном оборудовании, исключающем контакт работающих с нефтепродуктами. Все резервуары с нефтепродуктами расположены на площадке АЗС под землей. Электрооборудование установлено во взрывозащищенном исполнении. Контроль и управление технологическим процессом осуществляется частично в ручном режиме, частично автоматически со щита управления операторной. При наиболее опасных нарушениях технологического режима предусмотрена сигнализация. АЗС оснащена громко говорящей связью. К работе на АЗС допускаются лица, прошедшие необходимую подготовку, сдавшие экзамен на допуск к самостоятельной работе. В аварийных ситуациях действовать согласно рабочей инструкции по охране труда и оперативной части ПЛАСа. В основу разработки мероприятий по безопасному ведению процесса положены действующие нормы и правила: ППБ79, НАОП 1.3.00-1.01-88 -ОПВХП 88, НАШ А.01.001-95 и др.

Литература

Как установить виновность в ДТП

Под ДТП (дорожно-транспортным происшествием) понимается авария на дороге, в результате которого причинён материальный ущерб, вред здоровью или смерть людей. В каждом случае дорожного происшествия важно правильно определить виновника ДТП, так как от этого во многом зависит порядок возмещения компенсации причинённого материального и морального ущерба.

Так как в большинстве случаев причиной аварии является совпадение многих факторов, то на практике не всегда удаётся сразу правильно определить истинного виновника. Бывают случаи, когда виновников аварии нет или, наоборот,их несколько. В основном виновником признаётся то лицо, которое совершило нарушение Правил, и в отношении него оформляется протокол об административном правонарушении ГИБДД.

Следует помнить, что установить виновность и вынести приговор в отношении виновника имеет право только суд. Протокол ДТП не устанавливает виновность, а только фиксирует и описывает его схему, причины, условия и последствия с точки зрения сотрудника ГИБДД. На основе этого документа с учётом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит своё решение и устанавливает истинного виновника. Протокол о правонарушении, составленный инспектором ГИБДД можно обжаловать установленным порядком, если водитель не согласен с его выводами.

Порядок установления виновника ДТП

Обычная схема действий правоохранительных органов, направленная на то чтобы расследовать ДТП, представляет собой следующую последовательность:

  1. При поступлении материалов в отделение ГИБДД специальная группа разбора проводит следственные действия и определяет нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть погибшие, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Подробнее об этом читайте ;
  2. Если в результате расследования выясняется, что нарушения правил со стороны участников происшествия не было или имеются другие факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения лиц к ответственности с выдачей всем участникам справки о том, что в ДТП нет виновников. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без определения виновности, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник происшествия не согласен с полученным постановлением, то он вправе обжаловать его в суде для того, чтобы установить виновность в ДТП или выявить виновника. Для этого к исковому заявлению нужно приложить постановление ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причинённого ущерба и обосновывающих невиновность истца или виновность его оппонента, фотографии и другие материалы объективного свидетельства.
  4. Далее происходит судебное разбирательство по исковому заявлению. При этом суд затребует дело о ДТП из ГИБДД. При необходимости в интересах дела суд назначает трасологическую или судмедэкспертизу, производит допрос очевидцев происшествия, исследует представленные фото и видеоматериалы. На основании результатов проведённого разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпасть с решением группы разбора в ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую фирму для получения денежной компенсации за причинённый ущерб. Если суд определил обоюдную вину сторон в аварии, то каждая из них вправе получить частичную компенсацию за понесённый ущерб.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.

Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.

После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил виновность в ДТП, то согласно п. 22 ст. 12 ФЗ об ОСАГО:

застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда и страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить каждому из участников страховку в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это значит, что если у первого водителя автомобиль пострадал на сумму в 100.000 рублей, то страховая компания обязана возместить ему 50.000 рублей. Соответственно, если второму водителю нанесен ущерб, к примеру, в 50.000 рублей, то страховая выплата будет составлять 25.000 рублей.

Видео: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП.

Как доказать свою невиновность или помочь в установление виновника ДТП

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4. До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:

  • дату, место и время события;
  • автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
  • длину тормозного пути;
  • виды и размеры повреждений машин;
  • осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
  • дорожную обстановку и метеоусловия.

Важно сохранить у себя дубликаты фотоснимков на случай утери или намеренного сокрытия предъявленных материалов.

Как можно обжаловать виновность в ДТП

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой независимой экспертизы. При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Авария на АЗС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *