Авто в южной Осетии

Ужесточение для ввоза машин: с Абхазией и Южной Осетией нужно по-другому

В России последовательно ужесточают условия временного ввоза автомобилей из Армении, Южной Осетии и Абхазии. За последние годы сложился нелегальный рынок автомобилей, в основном из стран Восточной Азии. Благодаря разнице в стоимости машин в этих странах и России за счет условий растаможивания. Но сейчас проблема шире, так как последствия ужесточения временного ввоза автомобилей ощущают рядовые автовладельцы, передвигающиеся через границы на своем транспорте и не планирующие его перепродавать. Особенно остро стоит эта проблема в Южной Осетии.

Достаточно беглого осмотра популярных российских досок объявлений, чтобы найти, в основном в южных регионах, предложения о приобретении японских автомобилей прошлого и начала нынешнего десятилетий по очень привлекательным ценам — процентов на 30−40, а то и вполовину дешевле средних по рынку. Иногда владелец сообщает, а иногда нет об одной проблеме таких машин — на них регистрационные знаки, как правило, одной из трех кавказских стран — Абхазии, Южной Осетии или Армении.

Но товар интересный. Приобретенные на аукционах на Дальнем Востоке автомобили, несмотря на возраст, как правило, в отличном состоянии, у них «неубиваемая» электроника и прекрасный салон. В основном продаются машины 2005−2012 годов выпуска. Цены начинаются от 200 тысяч, примерно столько будет стоить, например, Honda Fit второй половины прошлого десятилетия. В Сухуме или Цхинвале купить ее можно еще дешевле — за 130−170 тысяч рублей. На российском рынке в сопоставимой ценовой категории только потрепанные довольно-таки «Нивы Шевроле» и прочий российский автопром либо же немецкая классика 90-х и начала нулевых — автомобили, которые часто старше их владельцев.

В любой из трех кавказских стран цена растаможки такого автомобиля в рублях будет варьироваться в пределах 15−20 тысяч рублей. Соответственно, конечно же, эти машины заполонили абхазские, армянские и осетинские дороги. Нередко туристы отмечают приличный уровень машин, которые катаются, скажем, по абхазским дорогам. Связано это не с высоким уровнем жизни населения, а с доступностью качественного автопрома.

И, конечно, ценовая разница не могла не стать причиной формирования нелегального рынка поддержанных японских, реже европейских машин в России, в основном в южных регионах. Надо сказать, рынок этот вполне так и не сформировался, но по данным Федеральной таможенной службы России, до семи тысяч автомобилей «испарились» на российских просторах, так и не вернувшись туда, откуда приехали.

Но мы знаем, однако, что на протяжении последних десятилетий, российские власти исповедуют весьма нелиберальную политику поддержки отечественного автомобилестроения. Выражается она в том числе в очень высоких ставках таможенных пошлин на ввоз иномарок. Цена растаможки может достигать стоимости автомобиля.

Таким образом возникло «окно возможностей» для ввоза и продажи зарегистрированных в Абхазии, Южной Осетии и Армении иномарок в Россию. Но это же «окно возможностей» оказалось большой проблемой для автовладельцев из этих республик, каждого из которых российская таможня подозревает в готовности продать свой автомобиль на российских авторынках.

Сейчас самые большие проблемы у жителей Южной Осетии. И на их проблемах мы чуть ниже остановимся детально.

Пока в целом о том, как устроен был этот рынок продажи машин с абхазскими, осетинскими и армянскими номерами.

Разумеется, любое иностранное транспортное средство может въехать на территорию России. Автомобили из стран ЕврАзЭС получают временный ввоз сроком на один год, после которого должны покинуть территорию России. В течение этого срока владельцам таких машин было необходимо еще зарегистрироваться в региональном управлении ФТС России в том регионе, где автомобиль пребывает большую часть времени в период нахождения в РФ.

Никаких действий по продаже машины с иностранными регистрационными знаками предпринять нельзя, пока она не растаможена. Невозможно дать доверенность на управление автомобилем другому лицу, ездить на ней по России имеет право только владелец.

Но есть пара лазеек. Основная форма скрытой продажи такой машины, это оформление автомобиля на юридическое лицо в стране, где он зарегистрирован. Создается юридическое лицо, либо фактический покупатель машины оформляется на работу в существующую организацию. И получает доверенность на управление автомобилем для рабочих поездок по территории России. Достаточно было раз в год пересечь границу, причем не обязательно с той страной, откуда машина — доехать можно до границы с ДНР либо ЛНР, где выехать и тут же въехать назад в Россию.

Но несмотря даже на такие довольно либеральные условия временного ввоза автотранспорта, тысячи машин, въехав в РФ, спустя год временный ввоз не обновили. Долги по уплате таможенной пошлины и налогов от нерастаможенных транспортных средств превысили миллиард рублей.

ФТС решила бороться. Правовая база основывается на законодательстве Евразийского союза, которым руководствуются таможенники. Но у них есть много возможностей вносить изменения в практику таможенного оформления транспортных средств. Причем, как мы сейчас видим, эти практики на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах разнятся.

На границе России и Абхазии распоряжением начальника таможенного поста в этом году сократили сроки временного ввоза с одного года до трех месяцев. Кстати, ранее, несколько лет назад, напротив — сроки временного ввоза были увеличены с полугода до года.

Сокращение сроков временного ввоза уже радикально повлияло на растущий было рынок продаж машин с абхазской регистрацией в России. С таким коротким сроком временного ввоза дешевый, но хороший автомобиль из Японии доступен разве что сочинцам и краснодарцам.

Но это не все. Таможенники принялись детально изучать историю передвижений каждого автомобиля с абхазскими регистрационными знаками, в основном тех, которые подолгу находятся в России. Эта практика действительно помогла выявить некоторые злоупотребления. Например, была практика, когда новые владельцы даже не утруждали себя выездами к границе. Достаточно было привезти документы, показать их таможенникам — практики осмотра каждой машины не было. Машина получала таким образом новый временный ввоз «заочно». Сейчас есть уголовные дела, возбужденные в связи с подобными фактами.

Но как это всегда и бывает, пострадали от ужесточения условий рядовые автовладельцы, на российско-абхазской границе теперь постоянные очереди перед окнами, где оформляют временный ввоз.

Но реальный общественный протест против ужесточения режима ввоза машин в Россию сложился в Северной Осетии. И ситуация там более сложная, но которая, кстати, показывает разность ограничительных практик на разных участках государственной границы РФ.

«Согласно правилам Таможенной службы России, лица с двойным гражданством для оформления вывоза машин в Россию должны внести залог, равный растаможке», — сообщали накануне СМИ.

Это значит, что те, у кого есть гражданство России и Южной Осетии, а это почти все население республики, должны при въезде на территорию РФ на своей машине оставить на границе залог в суммах, исчисляющихся сотнями тысяч рублей.

На год из Южной Осетии в Россию машину могут ввозить только те, у кого нет российского гражданства. Здесь так же, как и на границе с Абхазией, сотрудники таможни детально интересуются машинами, которые подолгу находятся в России. Но есть и совсем странные практики. Например, «в случае, если физическое лицо преимущественно проживает на территории иностранного государства, временный ввоз транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, возможен без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов», говорится в сообщении пресс-службы Северо-Кавказского таможенного управления ФТС РФ. На практике это поле для злоупотреблений и самоуправства таможни.

15 и 16 сентября автовладельцы пикетировали во Владикавказе Северо-Осетинскую таможню, представители которой утверждают, что все их действия находятся в рамках законодательства. Это подчеркивают и эксперты. Действия таможни находятся в рамках законодательства Евразийского Союза, в состав которого входят, помимо России, еще четыре страны, что делает очень сложной перспективу изменения существующей правовой базы. В рамках которой можно проводить любую политику — как лояльную к автомобилям с регистрационными номерными знаками соседних стран, так и наоборот.

Дело в том, что норма об обеспечительном залоге для транспортных средств, ввозимых на территорию Евразийского союза, есть в главе 37 Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС. Но фактически она не применялась до последнего времени.
Сейчас, очевидно, таможня «прессует» владельцев машин с осетинскими, абхазскими и армянскими номерами вполне целенаправленно. Например, в Северной Осетии дополнительно ко всем мерам давления, введены минимальные сроки нахождения автомобиля за пределами России после выезда из страны. То есть для того, чтобы машина тут же не вернулась в РФ, она должна находиться за границей 20 дней. Причем в отдельных случаях этот срок увеличивается.

Сотни автовладельцев за последнее время получили отказ во ввозе их транспортных средств в Россию.

В этой ситуации выигрывают те автовладельцы, которые не являются гражданами России. Поэтому проблема менее остро стоит для армянских автовладельцев, у них есть возможность годового въезда в РФ. Проблемы у них начнутся чуть позже, когда массе выехавших из страны автомобилей не дадут вернуться назад. И самые острые проблемы у осетин, где почти все граждане России, теперь вынужденные платить залог, равный подчас стоимости машины.

Проблема сейчас по сути в том, что российская таможня пытается на границе и за счет законопослушных автолюбителей решить задачу пресечь нелегальный авторынок машин с номерами соседних стран. Но практика должна быть иной. Существуют возможности оперативной деятельности в координации с другими правоохранительными органами для пресечения незаконной перепродажи машин в России. Тяготы, связанные с этим, не должны ложиться на плечи людей, едущих на своих автомобилях по своим делам в Россию.

Комплексным решением проблемы для Абхазии и Южной Осетии сейчас видятся возможности, вытекающие из межгосударственных договоров, которые были заключены Россией с Абхазией и Южной Осетией в 2015 году. В этих договорах предусмотрен «порядок интеграции таможенных органов Республики Южная Осетия с таможенными органами Российской Федерации». Определяется он «отдельным соглашением, которое договаривающиеся стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего договора». Но до сих пор этого отдельного соглашения нет.

Сообщества ›
DRIVE2 Северная Осетия-Алания ›
Форум ›
Южно-Осетинская растаможка!

Среди нарушений таможенного законодательства, связанных с транспортными средствами, перемещаемыми через границу Таможенного союза, одно из наиболее частых — несоблюдение режима временного ввоза.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий за 2011 год Северо-Осетинской таможней совместно с МВД РСО-А возбуждено 944 дела об административном правонарушении по ч.2 ст.16.18. КоАП РФ. Было взыскано штрафов на сумму более 1473,7 тыс. рублей.

И только за 2 месяца текущего года возбуждались дела об административных правонарушениях в 193 случаях по ст.16.18 КоАП РФ и ст. 16.24 КоАП РФ в отношении граждан соседних стран — владельцев ввезенных на российскую территорию автомобилей иностранного производства, которые позволили взыскать более 300 тыс. рублей штрафов.
В связи с участившимися случаями нарушений порядка, правил и сроков временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза (её составляют территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан) автотранспортных средств, предназначенных для личного пользования, Северо-Осетинская таможня информирует граждан, имеющих в собственности автотранспортные средства, о нижеследующем: согласно требованиям статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза лица, постоянно проживающие за пределами территории Таможенного Союза, вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза автотранспортные средства для личного пользования, на срок своего временного пребывания на этой территории. Первоначальный срок временного ввоза составляет 3 месяца. В случае необходимости дальнейшего пребывания на таможенной территории Таможенного союза этот срок необходимо продлить в любом таможенном органе государства — члена Таможенного союза, который правомочен осуществлять такие действия. Общий срок пребывания на таможенной территории Таможенного союза указанных автотранспортных средств не может превышать 1 (одного) года.
Находясь непосредственно на таможенной территории Таможенного союза, иностранные граждане имеет право передать находящееся в их собственности автотранспортное средство и временно ввезенное ими на эту территорию, в пользование и (или) распоряжение другому лицу только при условии ее таможенного декларирования и уплаты всех причитающихся при этом таможенных пошлин и налогов (иными словами, растаможить автотранспортное средство).
В случае если временно ввезенные автотранспортные средства будут находиться на таможенной территории Таможенного союза в связи с их не вывозом по истечении установленного срока, то в отношении таких автотранспортных средств таможенными органами государств-членов Таможенного союза будут применяться соответствующие меры экономической политики, т. е. взиматься причитающиеся таможенные пошлины и налоги. Так, санкция статьи 16.18 КоАП РФ «Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами» за совершение данного вида административного правонарушения предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 рублей до 2 500 рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Статья 16.24.КоАП РФ Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами гласит, что:
1. Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения

Северо-Осетинская таможня

Индекс автомобильных номеров Южной Осетии

Советский период, 1990-е и начало 2000-х гг

В советское время в Юго-Осетинской автономной области использовались номера, ничем не отличавшиеся от номеров в остальной части Грузинской ССР (серии ГА, ГГ, ГР). После провозглашения независимости Южной Осетии в начале 1990-х были введены новые номера. Их шрифт и размер повторял последний (1977 г.) советский вариант номеров: 4 цифры, 3 буквы. Но при этом, если на советских номерах только 2 последние буквы означали код административного образования, то в Южной Осетии для идентификации государства стали использоваться все 3 буквы (рЮО для частных автомобилей и ЮОР для государственных). На прицепах, где было только 2 буквы, использовалась, соответственно, серия ЮО.

Современные номера

автомобильный регистрационный знак РЮО устаревшего образцарегистрационный знак с порядком букв и цифр, аналогичным российскому типу 1Автомобили президента и правительства ЮОрегистрационный знак автомобилей Миноборонырегистрационный знак для прицеповрегистрационный знак автомобилей МВД Южной Осетии

Современные югоосетинские номера, выдаваемые с лета 2006 года, аналогичны российским по размерам и шрифту и строятся по тому же принципу — 3 буквы, 3 цифры, код государства. Для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, которые имеют графические аналоги в латинском алфавите — А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х. Отличие от российских номерных знаков в том, что флаг и неофициальный код Южной Осетии (RSO — Republic of South Ossetia) расположен в левой части. Первоначально выдавались номера, где последовательность букв и цифр была аналогична российскому типу 12: 2 буквы, 3 цифры, 1 буква. В настоящее время выдаются номерные знаки с комбинациями как на российских номерах типа 1 (буква — 3 цифры — 2 буквы)

Номера, начинающиеся с А зарезервированы за президентом и правительством Южной Осетии. На таких номерах отсутствует код RSO под флагом, а сам флаг занимает практически весь обособленный слева прямоугольник (в результате чего его пропорция отличается от 2:1, используемой на обычных номерах). Зарезервированными также являются номера, с буквами:

  • МММ — милиция и КГБ. Неактуальны после введения номеров синего цвета.
  • ООО — служба охраны президента Южной Осетии. Первоначально разработаны для более удобного пересечения границы с Россией (на границе не требовался документ о «временном ввозе транспортного средства» на территорию Северной Осетии), после признания независимости появилась информация о том, что для югоосетинских чиновников будут разработаны специальные номера
  • ХХХ и ХХВ — представительство республики в Санкт-Петербурге

Номера автомобилей Министерства обороны Южной Осетии аналогичны номерам, числящимся за воинскими формированиями федеральных органов исполнительной власти России, с тем лишь отличием, что вместо кода рода войск и российского флага справа размещен флаг Южной Осетии.

Номера автомобилей МВД Южной Осетии имеют синий фон и белые символы. Флаг и аббревиатура RSO располагаются слева. На номерах используется комбинация: 3 цифры и 2 буквы.

Примечания

Страны Азии: Индексы автомобильных номеров Азии

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке ² Частично в Европе

Индексы автомобильных номеров Европы

Австрия | Азербайджан | Албания | Андорра | Армения | Беларусь | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан | Кипр | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

Зависимые территории:

Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично
признанные государства:

Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

Бывшие государства:

ГДР | СССР | Чехословакия | Югославия

Авто в южной Осетии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *