Автономное учреждение закупки по какому закону

Автономное учреждение осуществляет свою закупочную деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Но при этом согласно части 4 статьи 15 главы 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Учреждение закупает мобильные туалетные кабины за счет средств субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с каким законом учреждение должно осуществить закупку?

12 марта 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономные учреждения, разместившие в установленном порядке положение о закупке, должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ только при осуществлении закупок за счет средств, предоставленных им на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ.
Во всех остальных случаях (в том числе в описанной ситуации) закупки должны осуществляться автономными учреждениями в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.

Обоснование вывода:
Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд должны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) (п. 1 ч. 2 ст. 1 этого Закона). В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) действие этого закона может частично распространяться на указанные юридические лица. В этом случае должна применяться оговорка, содержащаяся в п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, согласно которой этот закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением лицами, поименованными заказчиками в Законе N 223-ФЗ, закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Таким образом, автономные учреждения при осуществлении закупок по общему правилу руководствуются Законом N 223-ФЗ, а Законом N 44-ФЗ — в случаях и в объеме, указанных в ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2013 N Д28и-2295).
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ автономные учреждения обязаны применять нормы этого закона при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Действующее бюджетное законодательство предусматривает только один способ предоставления автономным учреждениям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. С этой целью им могут предоставляться субсидии, предусмотренные ст. 78.2 БК РФ. Из содержания этой статьи следует, что предоставление автономным учреждениям субсидий на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и автономным учреждением. Кроме того, ч. 4 ст. 78.2 БК РФ установлены требования к условиям соглашения о предоставлении субсидии, в том числе о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В отношении субсидий, предоставляемых автономным учреждениям на иные цели, аналогичных требований не установлено. Таким образом, положения ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. При предоставлении иных субсидий, например, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (в том числе субсидии на иные цели), положения Закона N 44-ФЗ на закупочную деятельность автономных учреждений не распространяются, и при осуществлении закупки следует руководствоваться Законом N 223-ФЗ.
В заключение отметим, что под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (письмо Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-04/68092). Очевидно, что к указанному в вопросе имуществу капитальные вложения неприменимы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Статьи

Капитальный ремонт по 44-ФЗ

13.09.2019

По просьбе одного из участников закрытой группы в WhatsApp мы решили поделиться своим опытом сопровождения закупок, предметом которых выступает капитальный ремонт.

Данная тема не перестает быть актуальной для наших клиентов, даже в свете последних изменений Закона № 44-ФЗ в части упрощения заявки участника до одного лишь согласия. Чем же вызван такой интерес? Как говорится, «the devil is in the details» (“дьявол кроется в деталях”).

Капитальный или текущий ремонт: отличия

Для объектов капитального строительства понятие “капитальный ремонт” установлено п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ:

капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Мы видим, что под капитальным ремонтом в данном случае понимается не только замена строительных конструкций (прим.: имеется ввиду замена строительных конструкций, которые не являются несущими), но также их элементов! Забегая вперед отметим, что это имеет существенное значение для классификации ремонтных работ заказчиком!

“Строительная конструкция” и ее “элемент” — в чем разница? Федеральный закон от 30 декабря 2009 г № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” в п. 24 ч. 2 ст. 2 дает следующее определение:

строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Аналогичное определение содержится в ГОСТ 21.501-2018. Указанным ГОСТ также дано понятие “элемента строительной конструкции”. Под ним понимается “составная часть сборной или монолитной конструкции”. Вот и все! Теперь попробуйте определить, в каком случае ремонт будет “текущим”, а в каком “капитальным”?

Примеры из практики

Замена межкомнатной перегородки в здании — это ремонт “текущий” или “капитальный”? Очевидно, что капитальный, так как такая перегородка выполняет ограждающие функции и при этом не является несущей строительной конструкцией. А если сметой работ предусмотрено лишь снос межкомнатной перегородки и отделка помещения после сноса (т.е. замена и восстановление строительной конструкции не проводится вовсе), то в данном случае ремонт перестает быть капитальным? В такой ситуации можно спорить и приводить аргументы до бесконечности.

Еще один пример: входной дверной блок в школьный корпус — это строительная конструкция? Предположим, что нет, т.к. дверной блок не является частью самого здания и, соответственно, не может выступать его строительной конструкцией. При этом, надеемся, что читатель не будет спорить с нами по вопросу о том, что дверной блок является элементом стены? Стена — это строительная конструкция самого здания. Согласно ГрК РФ замена не только строительных конструкций, но и их элементов отнесено к капитальному ремонту (см. выше). Поэтому мы всегда считаем замену дверных и оконных блоков капитальным ремонтом, а не текущим.

Однако, не стоит “перегибать палку”. В частности, один из заказчиков нам начал утверждать, что замена выключателей и розеток также следует относить к капитальному ремонту здания, т.к. выключатели и розетки являются элементами сети электроснабжения здания, а замена сетей и их элементов, также относится к капитальному ремонту. Возможно, что в этих рассуждениях есть определенная логика, но здравый смысл подсказывает нам, что никакого капитального ремонта в данном случае нет.

Поэтому признаем, что четкого разделения работ на “капитальный” и “текущий” ремонт сегодня, к сожалению, нет. При определении вида работ нужно каждый раз смотреть смету заказчика, соотносить ее с видом объекта капитального строительства. При этом одно всегда остается неизменным: смета на текущий ремонт не может содержать в себе работы по капитальному ремонту, а вот смета на капитальный ремонт может содержать в себе работы по текущему ремонту.

Для сведения читателя также приведем понятие текущего ремонта. Оно содержится в п. 3.8 МДС 81-35.2004, утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1:

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Капитальный или текущий ремонт: да какая разница?

Разница огромная! Особенно если мы имеем дело с регламентированными закупками по Закону № 44-ФЗ.

Во-первых, нужно понимать, что текущий ремонт не подпадает под регулирование ГрК РФ. Соответственно, никакие требования к участникам закупки о членстве СРО не могут быть установлены, даже если сумма закупки превышает 3 млн. рублей. Об установлении требований к участникам о членстве СРО мы посвятили отдельную статью, которую рекомендуем прочесть. Дополнительные требования к участникам при закупке работ по текущему ремонту также не могут быть установлены, т.к. постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 не распространяется за указанные закупки.

Во-вторых, при осуществлении закупок по текущему ремонту заказчик вправе обосновать НМЦк как коммерческими предложениями (метод анализа рынка цен), так и проектно-сметным методом. При капитальном ремонте проектно-сметный метод обоснования НМЦк является единственно возможным.

В-третьих, на день выхода настоящей статьи действующая редакция Закона № 44-ФЗ предусматривает, что при закупке работ по капитальному ремонту электронным аукционом (если проектная документация на капитальный ремонт приложена к документации об аукционе), заявка участника содержит лишь его согласие со всеми условиями документации об аукционе (ч. 3.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При проведении запроса котировок в электронной форме пока сохранен прежний режим: участник по-прежнему обязан в заявке предоставить конкретные показатели по товарам, предлагаемым им к использованию при выполнении работ. Соответственно заказчик, который стремится отклонить ненужных участников и выбрать “своего”, будет выбирать запрос котировок в электронной форме, а не электронный аукцион, т.к. именно в этой процедуре сохранены формальные основания для отклонения заявок (например, за предоставление неправильных показателей по товарам).

При закупках по текущему ремонту конкретные показатели по товарам, используемым при выполнении работ, могут быть затребованы заказчиком как при проведении запроса котировок в электронной форме, так и при проведении электронного аукциона. Учитывая, что суммы ремонтных работ довольно часто превышают порог в 500 000 рублей (прим.: верхняя планка НМЦк для выбора заказчиком запроса котировок в электронной форме), то недобросовестные заказчики будут стремиться назвать свой предмет закупки как “текущий” ремонт или просто “ремонт”, чтобы отклонить ненужных участников.

Нашим центром уже выработан алгоритм действий для борьбы с недобросовестными заказчиками, которые капитальный ремонт маскируют под текущий при проведении электронных аукционов. Как правило, такие заказчики, не только, прямо скажем, не сильны в понимании норм Закона № 44-ФЗ, так и положений градостроительного законодательства, чем может и должен воспользоваться добросовестный участник. Это конкретная технология обжалования, при которых репутация участника перед заказчиком не страдает. Участники закупок всегда могут обратиться к нам за консультациями по данному вопросу.

Проектная документация для капитального ремонта. Что это?

Как было отмечено выше, при закупках капитального ремонта электронным аукционом участник предоставляет в заявке только согласие, если проектная документация была приложена к документации об аукционе. Однако, в большинстве случаев, заказчиком на капитальный ремонт составляется только смета и никакой проектной документации, которая есть при закупках нового строительства или реконструкции, у него нет.

Возникает вопрос: при наличии исключительно сметы заказчик обязан потребовать от участника в первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, или он может требовать только согласие с условиями документации. Мы убеждены, что только согласие, т.к. смета является обязательным разделом проектной документации (см. ниже). Аналогичной позиции в настоящее время придерживаются ряд региональных управлений антимонопольной службы. Центральный аппарат ФАС России пока не высказал официально своей позиции по данному вопросу.

Согласно ч. 12.2 ГрК РФ смета на капитальный ремонт является обязательным разделом проектной документации, подготавливаемым на основании задания застройщика (заказчика) на проектирование. Подготовка иных разделов проектной документации при капитальном ремонте осуществляется по инициативе заказчика. Таким образом, если заказчик посчитал, что ему для проведения капитального ремонта достаточно только одного раздела (сметы), то смета и будет выступать той самой проектной документацией, о которой говорит Закон № 44-ФЗ.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона № 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Однако стоит еще учитывать, если годовой объем закупок у вас превышает 1 млрд. рублей, то на основании п. 8.1. ч.8 Закона № 223-ФЗ:

в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе, положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия,

осуществляющие закупки

Унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ). Исключение составляют федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

В то же время унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону № 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ):

– предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия;

– в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Для осуществления закупок в 2017 г. ГУП и МУП, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.09.2017 (ч. 12 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Автономные учреждения, осуществляющие закупки

Автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в следующих случаях:

– закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);

– государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В первом случае к закупкам не применяются положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 данного Закона).

Автономное учреждение закупки по какому закону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *