Авторские права на картины

Авторское право художника и способы его защиты

Что такое АВТОРСКОЕ ПРАВО?

  1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
  2. Автору произведения принадлежат следующие права:
  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.
  1. В случаях, предусмотренных действующим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

УКАЗ Президента РФ от 07.10.1993 N 1607
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ Президента РФ от 25.03.1994 N 152-рп
«ВОПРОСЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К РЯДУ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.1995 N 110-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНО — ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР, КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»
(принят ГД ФС РФ 16.06.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.07.2004 N 72-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»
(принят ГД ФС РФ 25.06.2004)
Законодательная база по авторскому праву у нас в стране существует и постоянно совершенствуется. Недавно, 22 октября 2010 г., Госдума в третьем чтении приняла поправки в Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Теперь Российская законодательная база приведена в соответствие требованиям международных норм, что было одним из условий для вступления России в ВТО.
Каждый, кто пытается активно осваивать интернет пространство с целью продвижения своего творчества рано или поздно сталкивается с проблемой посягательства на свое авторское право или, проще говоря, плагиатом. Для духовно ранимой творческой натуры встреча с плагиатом может стать не только болезненной, но и роковой.
Не для кого из художников не секрет, что существовать, за счет средств вырученных с продажи живописи совсем не просто. Еще сложнее выжить художнику пропагандирующему «чистое» искусство, увлеченному только творческой стороной процесса.
Право использования изображения в рекламных и других коммерческих целях принадлежит автору, даже после продажи самого произведения, а не обладателю картины. Если кто-то решит использовать изображение картины в коммерческих целях, то это может принести существенный дополнительный доход и автору. О суммах за использование изображений я писал ранее, но они постоянно меняются в большую сторону. Многие западные художники признаются, что доходы от использования изображений их картин для печати постеров и репродукций существенно превышающие доходы от продажи самих произведений. В международной практике по авторскому праву существует еще один способ получить дополнительную прибыль уже после продажи самого произведения. В случае официально зарегистрированной перепродажи обладателем картины с аукциона или иным способом, автор вправе рассчитывать на получение процентов от сделки. В этом случае вступает в действие так называемое «ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ» Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 Статья 17.
К сожалению не все так хорошо обстоит на деле и еще хуже реальная ситуация с судебной практикой отражающей статистику по защите АВТОРСКОГО ПРАВА. Хочу заметить, что речь о незаконном копировании имеет смысл вести, когда оно приобретает массовый или тиражный характер. По мнению российского законодателя “плагиат” представляет наибольшую опасность для общества только тогда, когда “плагиатор” причиняет крупный ущерб (пункт 1 статьи 146 УК РФ). Отсутствие в России целенаправленной и активной борьбы с “плагиатом” многие чиновники из правоохранительных и судебных органов в частности объясняют отсутствием официальных указаний относительно того, что следует понимать под крупным ущербом. Именно поэтому любому российскому автору приходится самому заботиться о надежной защите своего произведения от посягательств “плагиаторов”.
Существует несколько простых способов доказать свое авторство:

  • Один из способов подтвердить свое авторское право в суде — нотариальное хранение. Упаковываете в конверт плод своей интеллектуальной деятельности или носитель с его копией и отдаете нотариусу, он ставит дату и печать и кладет его в сейф. В случае спора в суде можно легко доказать свое авторское право.
  • Аналогичным способом можно отправить свое творение самому себе по почте заказным письмом и хранить не вскрывая. Но в этом случае экспертиза в суде может не дать 100 % гарантии подлинности даты упаковки и отправки.
  • Достаточно надежный способ – разместить свои произведения в полиграфическом издании, имеющем дату публикации (журнал, календарь, каталог выставки).
  • Достоверным способом доказать авторство может стать договор купли-продажи произведения. Он же явится основанием для контроля за ПРАВОМ СЛЕДОВАНИЯ. При этом надо помнить, что любой договор приводит к официальному обнародованию доходов и уплате налогов, но может с торицей компенсироваться впоследствии.

Образец договора купли-продажи. скачать

  • Не менее практичным способом подтвердить авторство может стать договор – лицензия. В случае продажи изображения картины заказчику обязательно заключайте договор, это предотвратит несанкционированное использование произведения.

Образцы договоров:
Скачать образец договора «Общая форма»
Скачать образец «Договор — лицензия»
Скачать образец «Договор — простая лицензия»
Скачать образец «Договор – выполнения работ»

На данный момент существует несколько аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе пытающихся контролировать соблюдение авторского права на территории РФ и за рубежом. Но видимо спешка, с которой они создавались из-за желания вступления в ВТО, отрицательно повлияла на безупречное функционирование структуры. В силу этих обстоятельств в этой нише появились самостоятельные коммерческие структуры и организации на условиях некоммерческого партнерства, нейтрализующие пробелы и проблемы официальных.

РАО

Официальным органом, контролирующим соблюдение авторских прав, у нас в стране является Российское Авторское Общество.
РАО так формулирует свои главные задачи:

  • Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО;
  • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;
  • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

Проще говоря, РАО берёт на себя функции посредника между автором и приобретателем лицензии на тиражирование произведения. За что соответственно получает вознаграждение.
Отзывы деятелей культуры в адрес РАО резко противоположные. Одни пытаются оказать поддержку и выступают с коллективными заявлениями в защиту общества, другие организуют пикеты в знак протеста. А порою и действия самого РАО доходит до абсурда. Так же предлагаю посмотреть пресс-конференцию РАО.
Безусловно, организация молодая и в ее деятельности еще очень много недоработанного.
К примеру, очень интересный ответ на мой вопрос о процессе сотрудничестве РАО с художниками получил по телефону 697-5244 – «РАО с художниками не сотрудничает и картины как предмет интеллектуальной собственности не регистрирует». Я был удивлен таким поворотом событий и сослался на страницу сайта, где написано, что «В РАО могут быть зарегистрированы и депонированы с выдачей Свидетельства о депонировании и регистрации: Произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы, фотографические произведения…». Ответ прозвучал быстро и лаконично – «В каком месте Вы это видели?».
Я человек настойчивый и предпринял еще одну попытку по другому номеру телефона 697-0990. Обходительный женский голос предложил посетить офис РАО на Большой Бронной, д. 6А. При входе в офис секьюрити поинтересовался целью моего визита и предложил позвонить на тот же удивительный номер 697-5244 где я вновь услышал оптимистичный голос «РАО с художниками не сотрудничает!» После некоторого препирательства вахтера мне разрешено было пройти в кабинет № 109. Вежливые и обаятельные дамы четко и грамотно ответили на все интересовавшие меня вопросы, с горечью посетовав на нерадивую сотрудницу № 697-5244.
Причина более активного сотрудничества РАО с представителями музыкальной, кино и литературной среды, нежели с художниками мне кажется довольно проста — живопись не используется в столь массовом объеме для копирайта. Соответственно и доходы от представления интересов авторов живописных произведений не столь велики.
Вот какой вывод я сделал из посещения офиса уважаемой организации.

  1. РАО заключает с автором договор, по которому выступает в качестве посредника при заключении сделки на получении лицензии для публикации авторских произведений в СМИ и полиграфических изданиях.

Плюсы:

  • Юридический отдел грамотно составит договор и проконтролирует все нюансы сделки, защищая Ваши интересы.
  • В случае нарушения авторских прав юристы РАО могут отстаивать Ваши права в суде. В этом случае судебные издержки несет РАО (со слов сотрудников).
  • 15% не слишком большая плата за посреднические услуги, Вам останется только получить деньги.
  • Вы получаете дополнительное время, освобождаясь от нудной переписки с заказчиками и от утомительного изучения тонкостей юриспруденции.

Минусы:

  • Вы теряете возможность самостоятельно заключать договор — лицензию на право публикации.
  • Не сможете назначать ставки за публикацию своего произведения. Официально утвержденные ставки опубликованы на сайте РАО
  • Не сможете получать вознаграждение напрямую от плательщиков.
  • РАО не выдает сертификаты на произведения живописи, подтверждающие авторство.

  1. РАО обязуется силами своего экспертного совета контролировать публикации ваших произведений в СМИ и полиграфических изданиях.

Плюсы:

  • В лице экспертного совета Вы получаете круг людей заинтересованный в контроле соблюдения авторского права.
  • Ваша фамилия попадает в РЕЕСТР ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ — членов РАО
  • Незаконопослушные граждане, найдя Вашу фамилию в списке членов РАО крепко подумают, прежде чем нарушить авторское право.

Минусы:

  • В силу некомпетентности некоторых сотрудников РАО полностью полагаться на эту организацию в плане защиты Ваших авторских прав не приходится.
  • Даже при чрезмерно большом штате экспертного совета проконтролировать все публикации СМИ и полиграфии они не смогут.
  • На данный момент РАО не имеет каталог зарегистрированных произведений живописи.
  • При возникновении судебных споров и в случае отсутствия на руках оспариваемого произведения живописи Вам прежде придется доказать свое авторство.

Вывод:
Думаю, сумма 500 рублей (единовременный вступительный взнос) в РАО не слишком высокая плата за грамотную юридическую поддержку и возможность доказать клиенту Вашу заинтересованность в продвижении своего творчества на арт-рынке и формировании устойчивой инвестиционной стоимости Ваших картин. Есть смысл передать полномочия на управление авторскими правами только на территории РФ.
С другой стороны в случае с композиторами и литераторами их сотрудничество с РАО вполне разумно и практично. Любое музыкальное и литературное произведение, в отличие от живописи, будучи опубликовано в средствах массовой информации становится общедоступным в полном объеме. Картина, опубликованная в печати или в интернете, не несет полную информацию для копирования. Для того что бы получить исходный материал потенциальному заказчику придется связаться с автором и художнику неизбежно придется вступать в договорные и финансовые отношения. В этом случае роль РАО как посредника частично утрачивается и теряет смысл. На данный момент не имеет никакого смысла заключать договорные отношения с РАО на представление своих авторских прав на территории других стран, в случае если Вы планируете продвигать свое творчество и на международном рынке.

УПРАВИС

Еще одна аккредитованная постановлением Правительства Российской Федерации организация по управлению правами на коллективной основе.
ПАРТНЕРСТВО ПО ЗАЩИТЕ И УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА.
Основным предметом деятельности УПРАВИС является управление на коллективной основе правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Подробнее о праве следования можно почитать
Плюсы:

  • Расценки, указанные на сайте организации не могут не радовать.
  • Финансовый интерес организации за предоставление услуг составляет все те же 15%.
  • Не плохой задел на будущее, но пока сложно представить механизм, с помощью которого организация планирует осуществлять контроль за правом следования.

Минусы:

  • Официальный сайт пока в разработке, в Реестре Авторов помимо грамматической ошибки на странице сам список взят из старой версии «Рейтинга художников» а о существовании такой организации как УПРАВИС многие из них даже не догадываются.
  • Для регистрации в УПРАВИС необходимо привезти произведения в офис или заказать выезд эксперта (стоимость выезда около 20 000 рублей).

Вывод:
Здесь как с наследством, если Вы планируете оставить заметный след в искусстве, нужно заключать договор с УПРАВИС.

Право следования — право автора произведения искусства в случае публичной его перепродажи по цене, превышающей предыдущую (на величину, установленную законом), получить вознаграждение от продавца в виде процентов от перепродажной цены.
P.S. имеет тот же срок, что и авторское право, и является неотчуждаемым: при жизни автора оно принадлежит только ему, после смерти — только наследникам.

В подготовке материала принимал участие Петр Шалаев.

17 января 2011 г. Алексей Шалаев

Любому художнику приходилось сталкиваться с тем, что его картины используются сторонними лицами без его ведома. Чтобы избежать подобных ситуаций, важно закрепить за собой авторское право на картины.

Что такое авторское право

Авторское право представляет собой исключительное право на любое произведение, созданное интеллектуальным или физическим трудом. Владелец права называется правообладателем. Им может являться как автор произведения, так и человек, которому были переданы права по договору.

Без согласия правообладателя никто не имеет права:

  • Использовать картины;
  • Использовать часть картины или ее персонажа в других произведениях;
  • Публиковать картину в СМИ, рекламе, буклетах;
  • Создавать копии;
  • Получать прибыль от воспроизведения или копирования, выставки в музее.

Начало действия авторского права

Права на картину появляются с момента ее создания. Оно не действует для возникших идей, только для материально выраженных произведений.

Правообладателем считается художник, обозначенный на оригинале картины. Причем официальная регистрация права необязательна.

Для обозначения авторского права необходимо использовать знак защиты – латинская буква «С» в окружности.

Если появляются разногласия, возникает необходимость доказать свое авторское право. Сделать это можно следующими способами:

  1. Нотариальное хранение; Картина передается нотариусу, который указывает дату создания и авторство и оставляет произведение в сейфе.
  2. Отправка картины заказным письмом самому себе, не распечатывая;
  3. Публикация картины в любом издании с указанием даты;
  4. Хранение набросков и эскизов картины;
  5. Заключение договора купли-продажи произведения.

Для регистрации авторского права можно обратиться в специализированные организации:

  1. «Артреестр»
  2. Общий реестр авторов, который действует в соответствии с законодательством РФ. В интернет базе данных можно найти всю информацию о правообладателях. Официальное авторское право подтверждается сертификатом. При помощи артреестра возможно не только доказать свое авторство, но и получать прибыль от копирования и продажи картины.

  3. НП «Управис»
  4. Представляет собой базу правообладателей, аккредитованной Правительством РФ. Защищает права не только авторов, но и наследников за сравнительно невысокий процент.

Авторское право на картину действует на протяжении всей жизни художника и спустя 70 лет после смерти. После этого картина является общественным достоянием.

Однако, право на имя остается бессрочно. Картина может использоваться, копироваться, распространяться в СМИ (с целью продажи и некоммерческих целях), но нельзя присваивать авторство иным лицам или называть картину народным творчеством.

Уникальные права автора картины

С момента вступления в силу авторского права художник правом доступа и правом следования.

  1. Право доступа – право воспроизведения своей картины, получаемое от собственника. В случае, если произведение было продано, автор вправе потребовать доступ к картине для ее копирования. Имеется в виду механическое копирование от руки, а не фотография. В свою очередь собственник может потребовать возмещение расходов на транспортировку и иные затраты, связанные с обеспечением доступа.
  2. Право следования – право на получение прибыли в случае перепродажи картины. Действует только при условии, когда стоимость произведения выросла на 20% и более. Автор получает 5% от разницы в стоимости;
  3. Право на прибыль – автор вправе требовать процент от продажи или демонстрации своих произведений.

Что можно делать без правообладания на картину

Лицо, не являющееся правообладателем, может:

  • Использовать продукт в личных целях (не распространять картину, а украсить с ее помощью интерьер);
  • Применять картину для обучения (но не выставлять ее в общественных галереях, выставках);
  • Использовать произведение для создания карикатур (следует указать авторство картины, на которую создается карикатура);
  • Создание тиража (с разрешения автора можно выпускать буклеты, календари);
  • Распространять картины, являющихся общим достоянием (при смерти автора более 70 лет назад).

Виды лицензий на авторское право

Для избежания споров на правообладание, рекомендуется заключить договор.

При этом правообладатель может разрешить использование картины другими лицами, путем выдачи определенного постановления. При оформлении договора выдается лицензия, дающая право на публикацию картины.

Различают несколько типов лицензий:

  1. Атрибуция CC BY
  2. Возможно использовать картину с получением прибыли, редактировать, но с отметкой об авторстве.

  3. Атрибуция CC BY SA
  4. Условия сохраняются, но необходимо лицензировать новое произведение как авторское.

  5. Атрибуция CC BY ND
  6. Распространение картины в различных целях, но без права редактирования.

  7. Атрибуция CC BY NC
  8. Использование и редактирование картины исключительно в некоммерческих целях.

  9. Атрибуция CC BY NC SA
  10. Дает аналогичные права, что и некоммерческая лицензия, но новые продукты следует лицензировать на авторских условиях.

  11. Атрибуция CC BY NC ND
  12. Регламентированная лицензия, дающая право на некоммерческое использование, без редактирования, с указанием автора.

Авторское право в интернете

В настоящее время распространение получило такое явление, как «пиратство». Оно заключается в публичной демонстрации, копировании, распространении авторских произведений или их частей.

Картины художников нередко используются в коммерческих целях, рекламе при помощи виртуальных баннеров и презентаций, открыток.

Подобное нарушение прав ведет к удалению информации с сайта и его блокировке. Для избежания остановки работы ресурса, владельцы сайтов публикуют правила публикаций и устанавливают санкции в случае их нарушения.

Действия художника в случае нарушения авторских прав

В России защита прав на картины регулируется Гражданским кодексом РФ.

В случае обнаружения использования картины и ее публикации во всемирной сети, рекомендуется уладить проблему без обращения в суд. Для этого необходимо:

  • Обратиться к авторам сайта с просьбой удалить материалы;
  • В случае размещения в социальных сетях, сообщить о правонарушении администрации ресурса.

Если такое урегулирование нарушения прав невозможно, следует обратиться с заявлением в суд. Правообладатель вправе взыскать частичную или полную компенсацию за использование продукта.

Законом установлены размеры компенсации:

  • От 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в зависимости от степени нарушения;
  • Уголовная ответственность за причинение крупного ущерба;
  • Двойная стоимость копируемых произведений;
  • Двойная стоимость права на использование картиной.

Проблема плагиата сейчас стоит особенно остро. Несмотря на то, что регистрация авторских прав не требуется, подавать заявление в суд в случае несанкционированного использования потребуется самостоятельно. Чтобы избежать судебных исков и защитить права на результат своего труда, рекомендуется иметь в наличии доказательства авторства: официальные сертификаты, нотариальное заверение, публикации.

Авторские права на картины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *