Авторский проект

Когда ремесло кормит

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Являются ли объектами авторских прав дизайн-проекты?

Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает — тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ). Отделить автора от его произведения невозможно — во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи. Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.

Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы

Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход. В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение. Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.

И не всегда автор дизайн-проекта может самостоятельно распоряжаться им и получать вознаграждение.

Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь — будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере. Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это? Только ли один дизайнер создает проект?

Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре. Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика. И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?

Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом). Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным. Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз. 2 ч. 2 ст.1295 ГК РФ).

Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться. Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону. При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения. И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор. В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.

Важно соблюдать коммерческую тайну

Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем. С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ). Почему так? По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.

FAQ

А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?

Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15). По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах. Контакты оставлять на проекте нельзя.

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ). Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру. «Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

4. Можно ли использовать в своей работе проекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?

Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ). Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.

Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.

Советы начинающим дизайнерам

  1. Начиная трудовую деятельность, по возможности, выбирайте стабильные фирмы, которые утвердились на рынке дизайнерских услуг, имеют постоянных клиентов.
  2. Заключая трудовой договор с работодателем, обращайте внимание не только на размер заработной платы, но и на такие условия, как «исключительное право» работодателя на служебное произведение. Именно оно дает право работодателю обнародовать ваше произведение и использовать его (при условии, что вы, как автор, получили заслуженное вознаграждение).
  3. Работая с заказчиком, не забывайте, что автор «результата интеллектуальной деятельности», это вы, так как создается проект вашим творческим трудом. Авторское право неотчуждаемо.
  4. В дальнейшем, чтобы в полной мере обладать и авторским, и исключительным правом на произведение, вы можете работать самостоятельно по договору с заказчиками.

Юрист сайта Правовед.RU Смирнова Марина Владимировна

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Дизайнеры бывают разные: от ландшафтных до модных. Мы же предлагаем вам образец должностной инструкции дизайнера, работающего в издательском доме. Соответственно, основные должностные обязанности дизайнера в этой сфере – верстка и создание рекламных модулей. Не забудьте их четко прописать в должностной инструкции дизайнера, вам только кажется, что творческие люди не обращают внимание на такие подробности.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция дизайнера

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Дизайнер относится к категории специалистов.
1.2. Дизайнер назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании по представлению арт-директора / главного редактора.
1.3. Дизайнер подчиняется непосредственно арт-директору / главному редактору.
1.4. На время отсутствия дизайнера его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность дизайнера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: образование – среднее специальное, высшее, опыт аналогичной работы от года, знание редакционно-издательских пакетов на платформах РС и Мас.
1.6. Дизайнер должен знать:
— действующие стандарты и технические условия, методики оформления различных изданий;
— основы полиграфического дизайна;
— графические программы (Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress, PageMaker, CorelDraw, др.).
1.7. Дизайнер руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности дизайнера

Дизайнер выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет верстку полос текущих номеров (статей и рекламных макетов).
2.2. Выполняет работы по художественному оформлению публикаций различного характера.
2.3. Разрабатывает проекты художественного оформления изданий.
2.4. Консультирует своего непосредственного руководителя (менеджера рекламной службы) о принципах и вариантах решения поставленных дизайнерских задач.
2.5. Согласовывает эскизы (проекты) с непосредственным руководителем (менеджером рекламной службы).
2.6. Осуществляет авторский надзор за реализацией художественно-оформительских решений персоналом предприятия (верстальщиками, художественными редакторами, пр.).
2.7. Заказывает художникам и бильдредакторам иллюстрации.

3. Права дизайнера

Дизайнер имеет право:
3.1. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.2. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы компании.
3.3. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.4. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность дизайнера

Дизайнер несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

К списку должностных инструкций

Об авторских правах на предметы ручной работы

Тема авторства и плагиата в сообществах, посвященных ручной работе, всегда актуальна, горячо обсуждаема и спорна.

Являясь профессиональным юристом в области гражданского права, хочу осветить некоторые моменты, которые, возможно, помогут кому-то из мастеров в защите своих авторских прав, а кого-то, возможно, мне удастся убедить в безосновательности свои притязаний на правовую защиту и неуместности претензий к другому автору.

Эта статья основана на действующем законодательстве Российской Федерации по состоянию на март 2011 года. Законодательство регулярно обновляется, и об этом нельзя забывать. В частности, закон «Об авторском праве и смежных правах» давно утратил силу, но в интернете по-прежнему висят посты со ссылкой на этот закон. В других государствах все может быть иначе, поэтому прошу не применять изложенное здесь к ситуации в других странах.

Итак, кто такой автор? В общеязыковом смысле это лицо, создавшее что угодно (вещь, технологию, способ, формулу и т.д.). Но в юридическом смысле автор – это лицо, создавшее объект, охраняемый законом.

Если созданная вещь не является объектом интеллектуальной собственности, то и на правовую защиту рассчитывать не приходится. Более того, защищая мнимое право (а не реально существующее) есть риск потерять время, деньги, а также снискать себе скандальную репутацию.

В настоящее время все отношения, связанные с результатами интеллектуальной деятельности, регулируются частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК). Актуальная версия ГК здесь: base consultant ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=105422

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) охраняются только в тех случаях, когда:

— они являются объектами авторских прав (глава 70 ГК РФ);

— РИД являются объектом смежных с авторскими прав (глава 71 ГК)

-РИД являются объектами патентных прав (глава 72 ГК)

-РИД являются результатами селекционных достижений (глава 73 ГК)

-РИД представляют собой топологии интегральных микросхем (глава 74 ГК)

— РИД представляют собой секреты производства , ноу-хау (глава 75 ГК)

— средства индивидуализации юр.лиц, товаров и услуг (глава 76 ГК). Данная группа объектов приравнена к РИД и охраняется наравне с ними.

Для такой торговой площадки как Ярмарка Мастеров наиболее актуальным является правовое регулирование в сфере авторских, смежных, патентных прав и ноу-хау. О них и пойдет речь в настоящей статье, которая будет выкладываться по частям. Средства индивидуализации в настоящей статье не рассматриваются, поскольку, во-первых, эта сфера правоотношений достаточно урегулирована законодателем, а во-вторых, эта тема слишком глубока, и может стать основой для более обстоятельного исследования, чем небольшая статья.

Объекты авторских прав.

Статья 1225 ГК РФ содержит перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, в число которых входят произведения науки, искусства, секреты производства (ноу-хау), и другие. Это общий перечень результатов интеллектуальной деятельности. Объекты авторского права соотносятся с объектами результатов интеллектуальной деятельности как частное и общее.

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ авторские права распространяются на произведения науки, литературы и искусства, в том числе на графические изображения, произведения декоративно-прикладного искусства, фотографии. При этом законодатель не уточняет однозначно, что такое искусство вообще и декоративно-прикладное искусство в частности. Это смешно для обывателя, но в то же время вызывает затруднения в юридической практике.

Пример. Авторские права на скульптуру охраняются законом. При этом законом не урегулировано, что такое скульптура, и как ее отличить от других похожих изделий. Поэтому мягкая игрушка с металлическим каркасом и подставкой, напоминающей постамент, может претендовать на наименование «скульптура», а скульптура, выполненная из поролона, может быть названа мягкой игрушкой. Так же не ясно, к какой группе изделий отнести некоторые настенные украшения – такие, как батик, вышитые картины, гобелены, тканые картины и т.д. С одной стороны, это картины, а значит, должны охраняться законом как предметы изобразительного искусства. С другой стороны, это текстильные изделия, не подпадающие под правовую защиту. Вот из-за этой двойственности в квалификации некоторых видов изделий и возникают чаще всего спорные ситуации.

Объектами авторских прав являются также произведения декоративно-прикладного искусства. Традиционно к произведениям декоративно-прикладного искусства относят художественные изделия, имеющие практическое применение (одежда, предметы обихода, украшения и т.д.) Результаты многих видов рукоделия фактически подпадают под определение «декоративно-прикладное искусство», но законодателем не установлены требования к этим изделиям. Если, к примеру, объекты патентного права должны обладать оригинальностью и новизной, то объекты авторского права могут и не отвечать этим требованиям. Поэтому, даже рисунок пятилетнего малыша формально может считаться объектом авторских прав со всеми вытекающими последствиями. Такое широкое и всеохватывающее толкование объектов авторского права неизбежно приводит к вопросу об охраноспособности произведений. Не всякий творческий процесс завершается созданием охраноспособного (подлежащего правовой защите) произведения, это очевидно. Но критериев для четкого разграничения охраноспособных произведений и иных результатов творческой деятельности на сегодняшний день не существует. Это еще один серьезный пробел в законе.

Ситуация усугубляется еще и тем, что согласно действующему ГК, произведения дизайна также подлежат правовой защите. При этом нигде не дается определения, что такое дизайн, какие именно произведения являются дизайнерскими, каким требованиям они должны отвечать.

ГК не содержит также ни одной нормы, направленной на ограничение недобросовестной конкуренции в сфере охраны результатов интеллектуальной собственности. Недобросовестная конкуренция – это намеренное злоупотребление своим правом (или отсутствием запрета) с целью причинить вред лицам, осуществляющим ту же деятельность на рынке РИД.

Единственная норма ГК, позволяющая получить какое-то представление об объекте авторских прав – статья 1259, позволяющая отделить объекты авторских прав от других вещей.

Грань между искусством и ремеслом очень тонкая. И, учитывая сегодняшние правовые реалии, я склоняюсь к мнению, что дизайнерская вещь НЕ является объектом декоративно-прикладного искусства и не защищается нормами авторского права (но из этого правила есть исключения, о них далее)

В силу ст. 1259 ГК, «Авторские права НЕ распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач» . Отсюда следует, что способ изготовления, рисунок вязки, выбор материала, способ сборки и другие рукодельные приемы законодательством о защите авторских прав НЕ ОХРАНЯЮТСЯ. Способ реализации товара также не является объектом исключительного права, поэтому каждый из мастеров вправе провести любую акцию, направленную на реализацию своих работ в любой форме (аукцион, распродажа, розыгрыш и т.д.). Тот факт, что аналогичная акция придумана ранее другим человеком, не является поводом для каких бы то ни было претензий со стороны придумавшего или обязанностей для повторившего.

Пример. Дизайнер Н. создал коллекцию обуви «Весна», особенностью которой являются оранжевые стельки из искусственной кожи. Завод Т. Спустя месяц наладил производство демисезонной обуви, которая имеет такие же оранжевые стельки из искусственной кожи. Прибыль завода от реализации данной партии обуви составила 124 млн. рублей. Дизайнер Н. обратился к заводу с требованием изъять из продажи всю партию обуви. Завод проигнорировал требование. Тогда дизайнер Н. обратился в суд с иском о выплате авторского вознаграждения. Что сделает суд? Откажет в иске. И в основе решения будет вышеупомянутая ст. 1259, поскольку цвет стельки из искусственной кожи — это комбинация ранее известных решений в изготовлении обуви.

Есть еще одна причина безосновательности претензий «авторов» к «плагиаторам» — общедоступность технологий изготовления многих произведений. Общедоступность объясняется следующим. По истечении срока действия исключительного права на произведение искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние (об этом ст. 1281, 1282). Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Учитывая, что многие виды декоративно-прикладного искусства известны сотни, а то и тысячи лет, закономерно предположить, что правообладателей, придумавших вязание, плетение, шитье, вышивку и многие другие техники, давно нет в живых. Все, что выполняется в указанных техниках сегодня – это комбинация ранее известных идей, приемов, методов и способов решения технических и иных задач, оговоренные в ст. 1259. Именно поэтому изделия, выполненные в известных техниках, не подлежат правовой защите. Именно поэтому исполнение вязанного изделия по журналу или фотографии не является нарушением авторских и смежных прав. Шитье по чужим лекалам влечет ответственность только тогда, когда правообладатель на них имеется (об этом будет написано позже, в обзоре патентного законодательства для ЯМ).

Особенно хочу заметить и подчеркнуть: идеи не являются объектами авторских прав и не подлежат правовой защите (это прямо указано в ст. 1259 ГК). Защитить свою идею возможно только придав ей материальное выражение — ноу-хау, патент или иной способ охраны РИД

Проблема копирования дизайнерских одежды и украшений стоит очень остро. Очень часто возникают ситуации, когда один мастер предъявляет другому претензию о том, что последний скопировал его изделие и не указал авторство. С точки зрения авторского права такое требование необоснованно, поскольку дизайнерское изделие не защищается как объект авторских прав, следовательно, изготовление аналогичного изделия не является копированием произведения и не влечет правовой ответственности. С другой стороны, в настоящее время в кругу мастеров уже сложился обычай, когда принято указывать первоисточник. Обычай складывается в результате многократных повторений и соблюдается добровольно. Нельзя от кого бы то ни было требовать соблюдения обычая, если он не закреплен в законе, договоре или иных нормативных актах (например, правилах ЯМ). При этом требование администрации сайта о соблюдении правил интернет-магазина обязательно для всех участников сообщества, а вот требование частного лица не обязательно к исполнению.

Все вышеперечисленные недочеты в законе не способствуют разрешению споров, а напротив, усиливают разногласия.

По общему правилу добросовестность участников гражданского оборота презюмируется, пока не будет доказано обратное. А сделать это (доказать обратное) можно только в суде. В случае судебного спора установить художественную ценность предмета декоративно-прикладного искусства сможет только искусствоведческая экспертиза, поскольку эта категория оценочная и для ее определения необходимо обладать специальными знаниями (подробнее об искусствоведческой экспертизе здесь: expert-kollegia ru/sud_expertizi.php?serv=206&cp=1 ). И это будет головной болью мастера, который пытается отстоять свои исключительные права, поскольку добросовестность мастера, незаконно скопировавшего произведение, презюмируется до тех пор, пока не будет доказано обратное. При этом каждый из участников конфликта обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается. Риск получить акт экспертизы с пометкой «не представляет художественной ценности», а, следовательно, не является предметом искусства и не подлежит правовой защите — 99 процентов. Причины такого прогноза:

1) Полноценной искусствоведческой экспертизе в России несколько лет. Специалистов по многим видам декоративно-прикладных искусств ОЧЕНЬ мало (кстати, сами мастера могут попробовать себя в этой ипостаси).

2) Искусствоведческая экспертиза проводится, как правило, в рамках уголовного дела. Экспертиза по гражданским делам традиционно затягивается на долгие месяцы, а иногда сами судьи отказывают в направлении предмета спора на экспертизу. Спровоцировать возбуждение уголовного дела по факту нарушения авторских прав при отсутствии прямых бесспорных доказательств очень сложно (такова практика). Исключение составляют дела об аудио – и видеопиратстве с огромным оборотом копий произведений.

3) Предметы искусства, не имеющие исторической ценности, и не являющиеся предметами роскоши неохотно принимают сами эксперты (по причине загруженности)

4) Если экспертное учреждение создаст прецедент и выдаст заключение о том, что изделие является предметом искусства, то рискует получить целый поток аналогичных заявок. Государственные эксперты в этом не заинтересованы, авторитетные частные эксперты мелочью не занимаются, а простые оценщики не имеют права проводить такие экспертизы. Кроме того, отсутствие аккредитации у частного эксперта может «вызвать критическое отношение суда к представленному экспертному заключению».

Именно поэтому для удачного завершения искусствоведческой экспертизы вещь должна быть поистине уникальной. О существовании аккредитованных в саморегулируемых экспертных организациях экспертов по дизайну в настоящее время вообще говорить не приходится.

Использование произведений.

Действующее законодательство недостаточно четко регулирует процесс использования охраняемых произведений. В частности, не ясно, что является копированием и воспроизведением. Возникает вопрос: а является ли копированием или воспроизведением создание аналогичного произведения? С аудио- и видеозаписями все ясно: при копировании они не изменяются. А как быть с предметами дизайна и декоративно-прикладного искусства? Стопроцентное повторение не всегда возможно из-за особенностей техники, не является ли это действие созданием новой вещи? А если точное повторение возможно — в чем тогда ценность и уникальность первоначального произведения?

Часто авторы предметов ручного творчества мотивируют свои претензии к «плагиаторам» тем, что изделие повторяется с точностью до мельчайших деталей – цвет, материалы, отделка, приемы сборки, композиция и т.д. Но такое «сходство до степени смешения» (когда можно перепутать два произведения) имеет значение только для средств индивидуализации товаров и услуг — фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения. Средства индивидуализации РЕГИСТРИРУЮТСЯ и защищаются законом и судом. Условием правовой защиты является регистрация средства индивидуализации. Об этом подробнее можно почитать здесь: www.businesspatent ru/article/article.63.3.html Сами же изделия, если они не являются объектом авторского права (перечень в ст. 1255 ГК) и иных прав на РИД (ст. 1225 ГК) могут быть похожи как две капли воды.
Поэтому претензии мастеров по поводу скопированного платья, игрушки или украшения безосновательны в большинстве случаев, а мастер защищает мнимое, а не реально существующее право, и рискует попасть в неприятную ситуацию.

Примеры:

При каких условиях предмет одежды, украшение, предмет обихода является объектом интеллектуальной собственности?

— если он является произведением декоративно-прикладного искусства и это признано экспертизой (до проведения экспертизы и вступления в силу решения суда мы можем говорить лишь о наличии спора между двумя авторами);

— если он изготовлен по уникальной технологии, на которую имеется патент (например, уникальный способ кроя был зарегистрирован в качестве промышленного образца)

— если производство данного товара/услуги охраняется торговым знаком/знаком обслуживания/фирменным наименованием/коммерческим обозначением.

— если он изготовлен в результате неправомерного завладения конфиденциальной информацией о секретах производства (ноу-хау)

Авторское право возникает в силу создания изделия и в удостоверении не нуждается. Патент на объект авторского права НЕ выдается. Объекты патентного права и объекты авторского права – это не одно и то же. В то же время условия охраноспособности объектов авторского права законодательно не определены. Патент выдается исключительно на изобретение, полезную модель и промышленный образец, но никак не на результаты творческой деятельности. Об объектах патентного права будет написано позже.

О фотографиях

Необходимо отметить, что фотографии являются объектами авторского права, на это есть прямое указание в ст. 1259. Поэтому размещение фотографии из журнала под видом собственной работы недопустимо. Но это нарушение прав автора на фотографию, а не на то изделие, которое изображено на фото.

Каким образом автор может защитить от нарушения свои исключительные права:

1. Если произведение создается наемным работником хозяйственного общества или его участником нужно позаботиться о том, чтобы в уставе общества были прописаны соответствующие виды деятельности в соответствии с ОКВЭД. Например, такие: 52.48.37 Розничная торговля произведениями искусства в коммерческих художественных галереях; 92.31.2 Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества 2. Если произведение сложно воспроизвести, не зная секретов его изготовления – самым лучшим решением будет придать процессу изготовления статус ноу-хау (секрет производства) и беречь его от разглашения. 3. Неизвестно, когда законодатель признает необходимость совершенствования 4 части Гражданского кодекса, но письменные доказательства опубликования произведения, собранные автором, могут очень пригодиться в процессе доказывания авторства и даты создания произведения. Это могут быть опубликованные в печатных СМИ фото произведений с указанием автора, заверенные нотариусом копии эскизов или каталогов коллекций с указанием автора, материалы мастер-классов автора и списки участников мастер-классов; фотокаталоги работ автора с указанием даты или сезона коллекции. (если каталог издается типографией, на последней странице будет указана дата «подписано в печать»); страницу сайта, на которой опубликованы фотографии работы под именем автора также можно заверить у нотариуса, правда некоторые нотариусы отказываются это делать, т.к. не имеют технической возможности. В любом случае, прежде чем тратить свое время и деньги на подтверждение собственного авторства, необходимо очень критично отнестись к своим работам и оценить целесообразность всех этих действий и охраноспособность произведения. Рассуждения о том, что авторское право возникает в силу создания произведения и не нуждается в регистрации основаны на законе. Но в данном законе масса пробелов и противоречий. Охраноспособность произведения и доказывание авторства – это практика. Практика рано или поздно становится единообразной, но до этого момента никто, кроме самого автора, не позаботится о защите его исключительных прав.

Проблема плагиата не столько правовая, сколько этическая. Ситуации, когда, полностью скопированная вещь выдается за свою собственную, «авторскую» неприятны. В то же время такие действия часто не являются правонарушением. Поэтому такое поведение остается на совести того, кто позволяет себе подобное.

Эта проблема имеет и обратную сторону, а именно злоупотребления со стороны первоначальных авторов по отношению к копирующим. И создание дополнительных возможностей на сайте, позволяющих пожаловаться на копирование работы — яркое тому подтверждение. Администрация сайта вправе устанавливать любые правила для участников сообщества. Гражданским законодательством деятельность интернет-сайтов в настоящее время практически никак не регулируется. Уголовное законодательство более совершенно в этом отношении, но уголовная ответственность наступает при наличии состава преступления, а это уже нужно доказывать в суде. Поэтому удаление выставленных работ по причинам сходства с другими, ранее выставленными, не влечет никакой ответственности для администрации сайта.

Впадать в крайности можно до смешного. Поэтому призываю всех мастеров не волноваться и не огорчаться по поводу плагиата. В конце концов, если Вас копируют, значит, Вы популярны, если придуманные Вами вещи со временем входят в жизнь многих людей — значит смело можете считать себя тем, кто задает тон в мире моды. А это дорогого стоит.

Мастер, чувствующий себя обокраденным и мастер, чувствующий себя законодателем моды – это разные люди. По-моему, второй намного счастливее).

Спасибо, что дочитали мое занудство до конца)

Автором настоящей статьи являюсь я, Евгения Иванова. Копирование настоящего текста и размещение без сокращений и искажений где бы то ни было приветствуется.

Постараюсь ответить на все вопросы и замечания.

sultan_arch

Не скажу, что в полной мере развёрнутая статья, но ключевые понятия по теме описаны. Вопросы к автору статьи можно задать в комментариях по ссылке внизу.
Дизайн-проект квартиры, архитектурное решение дома или даже узор на мебели — это охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности (РИД) дизайнера. К одной из разновидностей РИД относятся объекты авторских прав. Если опустить сложные формулировки, то объектом авторских прав считают любое произведение, созданное творческим трудом человека.
Как защищают авторские права в сфере дизайна
Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп. Никакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.
Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом. Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.
Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.
Специфика предметного дизайна
Если мы говорим про новое техническое решение, то оно может быть защищено как изобретение или полезная модель (промышленная собственность). К примеру, решение внешнего вида изделия может охраняться как промышленный образец, если является новым, промышленно применимым и не обусловленным только технической функцией продукта. Скажем, оригинальная форма ножки стола или новая крепежная конструкция потенциально может быть запатентована как промышленный образец.
Объекты патентных прав как раз нуждаются в регистрации в соответствующем патентном ведомстве (в России — Роспатент). После регистрации выдается охранное свидетельство — без него нет защиты.
Факт: Авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право (за исключением промышленных образцов), наоборот, защищает оригинальные идеи. Различаются и сроки охраны: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. По патентному праву — речь идет про 5-20 лет с момента получения охранного свидетельства, но в определенных случаях сроки могут продлеваться. Порой одно и то же решение может подлежать правовой охране и как объект авторского права, и как объект промышленной собственности. Тогда правообладатель в случае нарушения сам решает, какой способ защиты выбрать.
Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.
Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой
Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.
Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).
Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.
Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.
По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.
Сценарий 3: Фрилансер-дизайнер претендует на проект студии
По заказу студией был создан дизайн-проект. При этом его создавал приглашенный дизайнер, который впоследствии стал претендовать на свой проект и предъявлять претензии к заказчику. В подобных ситуациях очень важно обращать внимание на то, как оформлены отношения с дизайнерами, непосредственно создающими проект. Если это сотрудники компании, то в трудовом договоре нужно предусмотреть, чтобы в их трудовые функции входила разработка дизайн-проектов. В таком случае созданные штатным сотрудником произведения приобретают статус служебных, что автоматически наделяет компанию исключительными правами на такие проекты, а значит, позволяет использовать их без согласия работника.

Если дизайн создает привлеченный дизайнер или приглашенное агентство, то рекомендуется подписать с ними отдельный договор на создание проекта, в котором следует предусмотреть отчуждение исключительного права на созданное произведение в пользу своей компании.
Если не учесть эти моменты, то дизайн-студия рискует оказаться в сложной ситуации. То есть, не имея исключительного права на проект, она будет формально отчуждать его заказчику, что недопустимо и может привести в дальнейшем к спору с клиентом по поводу интеллектуальных прав.
Сценарий 4: Журнал опубликовал ваш проект без указания вашего авторства
Или ваш дизайн-проект появился на сайте (в журнале, на выставке) под чужим именем. В таком случае речь идет о нарушении прав особого рода, а именно — личных неимущественных прав автора. К ним относятся право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от искажений авторского замысла). Такие права нельзя передать по договору, и отказ автора от них не имеет правовой силы.
В подобных случаях неуказание или исключение имени автора при использовании его дизайна является нарушением личных неимущественных прав и влечет за собой ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Но при этом автор не может рассчитывать на компенсацию в двойном размере.

Произведения дизайна как объект интеллектуальной собственности (ОИС)

Что использовать при защите такого объекта промышленной собственности, как произведение дизайна:

  1. промышленный образец,
  2. авторское право,
  3. патент.

Промышленный образец

Промышленный образец (ПО) — художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, причем под таким изделием понимается предмет промышленного или кустарного производства. Эта формулировка приведена в Законе Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы».

Критериями промышленного образца являются новизна (неизвестность в мире до даты подачи заявки на получение патента на промышленный образец) и оригинальность, то есть творческий характер особенностей изделия. К промышленным образцам можно отнести практически все окружающие нас предметы:

  • ковры,
  • одежду,
  • наборы мебели,
  • посуды,
  • светильники,
  • люстры,
  • торговые и остановочные павильоны в качестве малых архитектурных форм,
  • всевозможные строительные конструкции,
  • интерьер в качестве архитектурного и художественного оформления помещения,
  • внешний вид тракторов,
  • газовых плит и т.д.

Что касается произведений дизайна, то во всем мире с юридической точки зрения их принято охранять в рамках интеллектуальной собственности, причем как в качестве объектов авторского права, так и в качестве объектов промышленной собственности. Происходит это потому, что понятие дизайна можно определить достаточно широко.

Несмотря на то, рассматриваемые понятия (произведение дизайна и промышленный образец) очень близки по смыслу, мировая практика пошла по пути защиты произведения дизайна в качестве объектов промышленной собственности. Такая защита предусматривает получение охранного документа – патента на промышленный образец.

Наличие патента наделяет его обладателя исключительными правами на данное изделие. Исключительные права означают, что обладатель патента может использовать данное изделие по своему усмотрению, запрещая или разрешая такое использование другим.

Охрана промышленных образцов

Причем важно заметить, что система охраны промышленных образцов за рубежом находится в постоянном развитии, приводя законодательство в соответствие с окружающей нас действительностью. Процедура получения охранного документа на данный объект промышленной собственности постоянно упрощается. Например, государства Европейского Союза получили возможность защищать промышленный образец одновременно во всех странах-участницах по установленной единой процедуре. Также важной особенностью данной системы является тот факт, что на промышленный образец можно получить охрану без выполнения каких-либо формальностей, связанных с его регистрацией. Этот подход весьма уместен для быстро устаревающих изделий, век которых на рынке достаточно недолог (предметы мебели, посуда, модная одежда, рисунки тканей, ковров и т.д.).

Законодательство Республики Беларусь также стремится к упрощению процедуры получения патента на промышленные образцы. Доказательства можно отыскать в новом Патентном законе, который отменяет проведение экспертизы по существу. Патент на промышленный образец выдается под ответственность заявителя, а время его получения значительно сократилось с 2 лет до 2-3 месяцев. Такой патент в настоящее время получить очень легко.

Следует сказать, однако, что авторы привыкли считать, что патент можно и нужно получать на внешний вид прибора, машины, не придавая значения другим окружающим нас предметам, имеющим более важное значение на рынке. Взаимосвязь с таким заблуждением прослеживается путем изучения обыкновенной статистики: за последние годы наблюдается довольно небольшое количество заявок на промышленные образцы. В то же время заявок на изобретения на порядок больше.

Несмотря на то, что в Республике Беларусь создан эффективный механизм защиты прав на интеллектуальную собственность в лице Судебной коллегии по патентным делам при Верховном Суде, судебная практика также не может похвастаться широким кругом рассматриваемых споров о промышленных образцах. Проходило только два процесса, связанных с промышленными образцами, и они касались именно нарушения третьими лицами патентов на приборы.

Однако именно такие изделия, как посуда, мебель, печатная продукция, одежда и др. с точки зрения получения выгоды от их присутствия на потребительском рынке целесообразно защищать патентами. Затрагивая зарубежную судебную практику, можно убедиться, что часто рассматриваются иски о нарушении прав именно на такие промышленные образцы, как оконный профиль (Великобритания, истец – «Скоулз виндоуз лтд.», производитель окон, ответчик – «Магнет, лтд.»), рисунок ковра (истец – «Стодарт интернэшнл ПЛК», ответчик «Эдлшо бут энд Кº»), свитер (истец – дизайнер Ширин Гилд, ответчик – Эскандер, лтд энд эназе»). Приведенные примеры взяты из текста: Мельников В.М. иски о нарушении прав на промышленный образец//Патенты и лицензии.2002.№ 10. С. 55.

Защита произведений дизайна авторским правом

Помимо защиты в качестве объекта промышленной собственности, ряд произведений дизайна можно защитить авторским правом.

В чем же состоит такая защита?

Закон об авторском праве Республики Беларусь в числе прочих объектов своей охраны рассматривает также:

  • произведения декоративно-прикладного искусства,
  • произведения архитектуры,
  • градостроительства и садово-паркового искусства,

которые смело можно отнести к произведениям дизайна. Прежде всего, отметим, что объекты авторского права защищаются законом в силу своего создания, то есть защита авторских прав в Беларуси не требует выполнения каких-либо формальностей, связанных с выдачей государственного охранного документа.

Авторский договор

Поэтому автор при создании произведения дизайна должен позаботиться о заключении авторского договора, в котором были бы предусмотрены все условия, связанные с использованием объекта и передачей прав на него.

Авторский договор в РБ должен быть заключен очень грамотно, строго в соответствии с Законом об авторском праве, чтобы избежать последующих судебных коллизий. Очевидно, что защита произведений дизайна в рамках промышленной собственности имеет свои преимущества:

  1. наличие охранного документа – патента – наделяет правообладателя исключительными правами на данное произведение, что позволяет ему и только ему использовать объект на рынке сбыта.
  2. патент на промышленный образец является весомым доказательством авторства в суде при возникновении коллизий.
  3. значительно сократились сроки выдачи патента (как указывалось выше, вся процедура занимает всего 3 месяца), что, несомненно, имеет значение при патентовании быстро сменяющихся на рынке объектов.

Искренне верим, что белорусские авторы оценят привилегии защиты своих трудов в рамках интеллектуальной собственности, что окажет им весьма существенную поддержку при использовании произведений на рынке.

Авторский проект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *