Банк вправе отказать

Поиск ответа

Всего найдено: 24

Вопрос № 299621

Как правильно пишется слитно или нет «Случае непредоставления (ненадлежащего предоставления) информации о Компании»

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в случае непредоставления информации о компании (предоставления недостоверной, неполной информации…).

Вопрос № 296149

Правильно ли выражение : «жалоба о непредоставлении информации» или правильно «жалоба на непредоставление информации»? Благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильное управление: жалоба на что-либо. Поэтому верно: жалоба на непредоставление информации.

Вопрос № 295709

Добрый день! Подскажите, во фразе «документы, не предоставленные Покупателем» частица «не» пишется раздельно, поскольку это причастный оборот с зависимым словом? Коллега утверждает, что писать необходимо слитно, поскольку «непредоставленные» — прилагательное…..

Ответ справочной службы русского языка

Это причастие, поскольку есть зависимое слово покупателем. Частицу не следует писать отдельно.

Вопрос № 276488

Доброго времени суток!
В случае непредьявления, непредоставления, неоплаты и т.д. — слова пишутся слитно.
Объясните, пожалуйста, почему, какое правило применимо в данном случае.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Нет причин для раздельного написания. Такими причинами могут быть: противопоставление, усиление отрицания и т. д.

Вопрос № 274834

Добрый день!
Корректно ли следующая тема письма?, если да, то как правильно написать?
«О (не)предоставлени(и) документов»
Письмо о том, что какая-то организация не предоставила нам документы.
Спасибо.
Дмитрий.

Ответ справочной службы русского языка

Корректное написание: о непредоставлении документов.

Вопрос № 273093

ка пишется слово непредоставление слитно или раздельно? особенно интересует непредоставление услуг. такой же вопрос — нецелевое использование

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание, если в предложении нет противопоставления: непредоставление услуг, нецелевое использование (ср. при противопоставлении: это не предоставление услуг, а бардак какой-то).

Вопрос № 271042

как правильно писать не предоставления или непредоставление. Пожалуйста объясните.

Ответ справочной службы русского языка

Не с существительными пишется слитно, если нет противопоставления (в случае непредоставления услуги…). Если противопоставление есть (это не предоставление услуги, а …), следует писать раздельно.

Вопрос № 267342

Добрый день! Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующем предложении: «В случае непредоставления документов (?) поставщик имеет право…». Какое правило регулирует пунктуацию в данном случае? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Запятую ставить не нужно.

См.: http://www.gramota.ru/spravka/punctum/58_121

Вопрос № 266388

Подскажите, как пишется слово не/предоставление и что это за часть речи?

Ответ справочной службы русского языка

Непредоставление — существительное.

Вопрос № 263610

Добрый вечер!Подскажите пожалуйста,правильно писать НЕПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ УСЛУГИ или НЕ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ УСЛУГИ

Ответ справочной службы русского языка

Если нет зависимых слов, верно слитное написание: непредоставленные услуги.

Вопрос № 262326

Как правильно писать
1. период непредставления услуги
2. или период нерпедоставления услуги

Ответ справочной службы русского языка

Период, в течение которого услуга не предоставляется — это период непредоставления услуги.

Вопрос № 252075

Здравствуйте, прошу ответить мне на следующий вопрос, — Как правильно пишется слово непредоставление (слитно или раздельно и самое главное ПОЧЕМУ, в предложении? «В случае непредставления того то, того то, взимается штраф в размере одна тысяча рублей». Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание. Не с существительным пишется раздельно только в том случае, если есть или подразумевается противопоставление.

Вопрос № 251372

Непредоставление услуг, непредоставленные услуги. «Не» вместе?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание. Но: не предоставленные своевременно услуги.

Вопрос № 246612

Добрый день!Занимаюсь оформление договоров инженерного характера.И каждый раз меня поправляют юристы, исправляя мои слова:непоступление, неоформление, непредоставление, пишут не отдельно, аргументируя это возможность вставить между ними слово.Я в своей правоте уверена, прошу авторитетного мнения:)

Ответ справочной службы русского языка

При отсутствии противопоставления приведенные существительные, как правило, пишут слитно.

Вопрос № 242237

Непредоставление документов или непредставление документов?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта. Предоставить – передать, представить – предъявить.

Страницы: 2 последняя

Отказ в проведении операций: что должны знать клиенты российских банков

Открытие и использование расчетного счета юридического лица связаны, помимо прочего, с соблюдением норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – «Закон 115-ФЗ»).

Закон 115-ФЗ предусматривает возможность приостановления банками операций клиентов или отказа в их проведении, а в некоторых случаях и блокирования (замораживания) их банковских счетов. Кроме того, клиенты часто сталкиваются с такими мерами, как ограничение использования системы «банк-клиент», а иногда и с отказом в обслуживании (в заключении договора банковского счета).

Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.

В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.

Ограничения, о которых пойдет речь, могут быть применены банком в случае выявления «сомнительных операций» (их критерии устанавливаются Центральным банком РФ и Росфинмониторингом) либо «операций, подлежащих обязательному контролю» (их перечень установлен Законом № 115-ФЗ).

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • зачисление/перевод на счет денежных средств, предоставление/получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является резидент государства, не выполняющего рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся через банк, зарегистрированный в таком государстве. В настоящее время к таким государствам относятся Иран и КНДР (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361);
  • зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

Какие операции считаются «сомнительными»?

Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей (см. Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т).

Сомнительные операции» — чрезвычайно широкое понятие. Главным (обобщающим) признаком сомнительных операций является «необычный» характер сделки. В банковской практике существует около двухсот признаков необычных сделок.

Признаки, указывающие на необычный характер сделки, можно найти в приложении к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П), а также в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
  • отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств / финансированию терроризма;
  • излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;
  • наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);
  • внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
  • совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
  • совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить и др.

Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.

Следует учитывать, что при характеристике клиента, а также при описании признаков, указывающих на необычный характер сделки, такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, определяются кредитной организацией в каждой конкретной ситуации самостоятельно исходя из масштаба и основных направлений ее деятельности, характера, масштаба и основных направлений деятельности ее клиентов, уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.

Таким образом, в рамках существующего регулирования банки имеют весьма широкое поле для собственного усмотрения в оценке «сомнительности» или «подозрительности» операций, поручаемых клиентом, а равно при решении вопроса о принятии потенциального клиента на обслуживание.

«Отказ» или «блокирование»?

Данные термины часто путают, когда говорят о том, что «банк заблокировал счет».

Если клиент не может совершить платеж в интернет-банке или статус операции отмечен как «приостановлена», речи о «блокировании» счета в значении, предусмотренном статьей 3 Закона № 115-ФЗ, скорее всего не идет. Вероятнее всего, что клиент столкнулся с отказом в проведении конкретной операции либо ему было ограничено дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Это неприятная, но все же «рабочая» ситуация, которая еще может быть разрешена при условии своевременного сотрудничества с банком со стороны клиента.

В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.

Запрошенные банком документы важно предоставить в срок, установленный банком. Если по каким-либо причинам клиент этого не сделает либо не уведомит банк о том, как скоро он сможет это сделать (если клиенту требуется больший срок, чем определил банк), банк может отказать в проведении операции и направить сообщение об этом в Росфинмониторинг.

Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.

Чем руководствуются банки?

Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.

В идеале, банк должен быть заинтересован в том, чтобы снять такие подозрения еще на своем уровне. Поэтому в отношении подозрительных операций банк формирует запрос клиенту, рассчитывая\ на то, что по результатам анализа представленных клиентом обосновывающих документов и более детального изучения «портрета клиента» подозрения будут сняты. Это связано еще и с тем, что банк заинтересован в том, чтобы самому не быть вовлеченным в осуществление сомнительных операций, что может грозить последствиями уже для самого банка со стороны регулятора.

В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.

В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.

Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?

Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:

  1. ограничение использования ДБО или расчетов по картам;
  2. приостановление операции (то есть невыполнение банком распоряжения клиента продолжительностью до 5 рабочих дней);
  3. отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении конкретной операции (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  4. (для потенциальных клиентов) отказ от заключения договора банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  5. блокирование (замораживание) денежных средств (то есть запрет на операции по счету, предусмотренный Законом № 115-ФЗ).

Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.

По результатам анализа полученной информации банк может:

  • принять решение об отказе в проведении операции и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг; либо
  • принять решение о квалификации операции в качестве «подозрительной» и/или «подлежащей обязательному контролю» и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию; либо
  • принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента.

Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:

  • ограничивать (лимитировать) для такого клиента использование интернет-банка (ДБО) и использование банковских карт;
  • проводить в отношении такого клиента усиленный финансовый мониторинг, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.

Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.

При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).

Если клиент не представил запрошенные банком документы в установленный им срок либо представил не все документы, банк вправе отказать в проведении операции и обязан направить сведения об этом в Росфинмониторинг. В этом случае рекомендуется в возможно короткие сроки представить в банк ранее запрошенные или недостающие документы/информацию. Только тогда банк будет вправе принять решение об устранении оснований для отказа в проведении операции и проинформировать об этом Росфинмониторинг, который направит соответствующую информацию в ЦБ РФ, а ЦБ РФ, в свою очередь, доведет полученную информацию до сведения всех кредитных организаций.

Если в отношении непроведенной операции клиент представил все запрошенные банком документы (либо банк не запрашивал документы), но операция так и не была проведена, рекомендуется как можно скорее выяснить причины отказа, а именно – направить в банк заявление на представление информации о причинах, послуживших основанием для отказа в проведении операции. Данное право клиента следует из пункта 13.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Следует иметь в виду, что банк не обязан направлять клиенту информацию об отказе в проведении операции по собственной инициативе, если от клиента не был получен соответствующий запрос.

Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.

Согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР банк должен предоставлять клиенту информацию в объеме, достаточном для того, чтобы клиент мог реализовать свое право на реабилитацию. Важно, чтобы ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции был направлен клиенту в письменной форме (в том числе через ДБО).

Как осуществляется реабилитация клиента?

Если клиент в ответ на свое заявление получил от банка официальный ответ о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции, он праве обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (далее – МВК). Она состоит из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга и создана в целях оценки обоснованности решений финансовых организаций об отказе в проведении операций (либо отказе в заключении договора банковского счета).

Порядок и сроки рассмотрения МВК заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядок принятия ею решений и сообщения о принятом решении заявителю и банку, установлены Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У.

К заявлению в МВК следует приложить:

  • заявление, направлявшееся клиентом в банк;
  • ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции (только при его наличии МВК сможет принять заявление к рассмотрению по существу). Другими словами, обращаться в МВК имеет смысл только после уже предпринятой попытки реабилитации на уровне банка, отказавшего в операции;
  • документы и сведения, установленные приложениями к Указанию Банка России № 4760-У (включая те документы, с которыми клиент обращался в банк в целях устранения оснований для решения об отказе).

МВК рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России (абзац 2 пункта 13.5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ). Однако даже при положительном решении МВК прохождение реабилитирующей клиента информации «по всей цепочке» ведомств может занять еще некоторый срок.

После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.

Общие рекомендации

Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется:

  • Заранее ознакомиться с перечнем операций, которые ЦБ РФ и Росфинмониторинг относят к «необычным» сделкам. Именно такие операции с наибольшей вероятностью могут быть признаны сомнительными, а в их проведении может быть отказано.
  • Подробно заполнять платежные документы и просить об этом своих контрагентов. Рекомендуется максимально полно указывать назначение платежа, приводя не только реквизиты договора или выставленного счета, но и конкретные виды товаров, работ или услуг, за которые производятся расчеты.
  • Оперативно и в полном объеме представлять документы, запрашиваемые банком. В частности, банк может запрашивать договоры, в рамках которых осуществляются расчеты, и любую иную сопутствующую информацию. Помимо договоров это могут быть дополнительные соглашения к ним, счета, спецификации, товаросопроводительные и транспортные документы. Кроме того, имеет смысл подробно и письменно пояснять банку экономическую суть осуществляемых операций и в целом применяемую схему работы.
  • Своевременно актуализировать данные о вашем бизнесе в ЕГРЮЛ (ФНС) и сообщать их своему обслуживающему банку (в первую очередь это – сведения о местонахождении, учредителях, директорах, коды ОКВЭД и др.). Расхождения между текущими и ранее заявленными данными, выявление их недостоверности, могут стать причиной проблем в проведении операций.
  • Избегать дробления бизнеса на большое количество юридических лиц и ИП. Такой способ работы может говорить о применении схем оптимизации налогов и возможных налоговых преступлениях, которые, в свою очередь, могут являться предикатными (то есть предшествующими) по отношению к легализации денежных средств, на противодействие которой и направлен Закон 115-ФЗ.

Теги: законодательство РФ, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели, противодействие легализации

Если вам «зачислили» чужие деньги, не спешите их возвращать

В Татарстане мошенники занялись рассылкой СМС об ошибочном зачислении денег на счета абонентов. МВД предупреждает: даже обнаружив на своем телефонном счете «лишнюю» сумму, не спешите возвращать!
«На ваш счет зачислено 184 рубля 40 копеек», — такую СМС-ку получила вечером 11 сентября абонентка «МегаФона». «Получила и удивилась — ни я, ни родственники счет не пополняли, и обычно закидываем более крупные суммы», — рассказала жительница Казани Ирина Борисова корреспонденту «ВК», отметив, что СМС-ка выглядела точно так же, как стандартные сообщения оператора о пополнении счета. А поутру на телефон девушки пришла еще одна СМС. «Извините, вечером на ваш номер по ошибке 100 рублей перевели. Вернете?» — спрашивал неизвестный абонент.

Муж Ирины сверил ее баланс и понял: пополнения не было. Лохотрон? Похоже, аферисты подделали сообщения оператора. В МВД по РТ сообщили, что несколько жителей Татарстана уже потеряли деньги, когда в ответ на СМС-ку об ошибочном зачислении решили послать ответ или просто позвонить на указанный номер. Кстати, все попытки корреспондента «ВК» прозвониться с городского телефона на номер, названный Ириной, успехом не увенчались — абонент был недоступен.
— Подобный вид мошенничества существует уже несколько лет, но, к сожалению, некоторые пользователи мобильной связи по-прежнему попадаются на подобные уловки. Что касается возможности подменить имя отправителя СМС-сообщения, то это сделать достаточно просто, чем и пользуются злоумышленники, — объяснил корреспонденту «ВК» Денис Масленников, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» (Москва).
Официальная позиция «МегаФона» такова: попытка мошенничества со стороны третьих лиц имела место, но СМС-ка от оператора — подлинная, и184,4 рубля на счет абонентки действительно кем-то зачислялись.
— СМС с номера «МегаФона» не имеет отношения к мошенничеству, однако в этот же день и на следующий абонентке поступили сообщения с номера другого оператора, которые имеют признаки мошеннических действий, — сообщил корреспонденту «ВК» директор отделения компании «МегаФон» в РТ Максим Нечеухин. — Расследование таких ситуаций мы можем начать только после обращения абонента в компанию. Если мошенниками использовались номера сети «МегаФон», мы самостоятельно блокируем их. Если использовались номера других компаний, передаем сведения данному оператору связи…
Сотовики уверены: сообщений с недоступного теперь номера было два, но первое было отправлено в формате флэш, который отображается на экране, однако в памяти мобильника не сохраняется. В «МегаФоне» также сообщили: жалобы на рассылку СМС об ошибочном зачислении начали поступать в августе, но клюнувших на удочку клиентов нет, либо они не обратились в компанию. А зря. «Своевременное обращение позволит оператору, с одной стороны, помочь решить проблему пострадавшего, с другой — не допустить обмана других абонентов», — объясняет Нечеухин.
По данным МВД республики, на новую уловку СМС-мошенников уже клюнули несколько клиентов сотовых компаний. Одному из них пришло сообщение о зачислении чужих 500 рублей, и деньги эти действительно поступили на счет. Но стоило клиенту проявить порядочность и закинуть свои 500 рублей на счет того, кто признался в зачислении «по ошибке», как чужой платеж был аннулирован, и клиент остался в минусе.
— Мошенники успели отозвать платеж, сообщив оператору, что совершили ошибку, — комментирует ситуацию начальник отдела по раскрытию краж управления угрозыска МВД по РТ Николай Черных. — Сам факт рассылки таких СМС еще не является преступлением. Задача клиента — не отвечать. В случае СМС или звонка можете лишиться всех денег на своем счету.
С подозрением Николай Черных советует относиться и к мобильным сообщениям о рекламе новых услуг. Деньги можно потерять, даже отказавшись от предложенной услуги, отправив, к примеру, слово «Нет» на указанный номер. Только за август мобильные мошенники выманили у жителей Татарстана 670 тысяч рублей. И это лишь официальные потери. Потому что не все обманутые жалуются.

Банк вправе отказать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *