Банкротство без арбитражного управляющего

Содержание

Утверждение кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика с 1 июля 2018 года

Не так давно закон начал предъявлять дополнительные требования к арбитражным управляющим в делах о банкротстве застройщиков. Так, «банкротить» застройщиков теперь могут порядка 100-110 управляющих на всю страну, однако при их назначении всё равно возникает множество вопросов.

Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), которые предъявляют дополнительные специальные требования к кандидатурам арбитражных управляющих в деле о банкротстве застройщика.

В соответствии с п.2.1. ст.201.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика, который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные Фондом.

С 01.07.2018 года Федеральный закон от 01.07.2018 N 175-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся требований к кандидатуре арбитражного управляющего в совокупности с фактом отчислений взносов в компенсационный Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства.

В частности, пунктом б) ст.3 указанного закона слова «который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» исключены.

В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — положения ст.3 указанного закона применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом, в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 года.

Ситуация, при которой дело о несостоятельности идёт с 2016-2017 года (когда таких требований ещё не было), и последние 1.5 года не прекращается процедура наблюдения (в которой временный управляющий естественно – без аккредитации на банкротство застройщиков). Однако когда приходит время перехода в следующую процедуру, собрание кредиторов принимает решение об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего, не имеющего соответствующей аккредитации для ведения дел о банкротстве застройщиков, и суд вводит следующую процедуру утверждая такую кандидатуру.

Представляется, что при определении кандидатуры арбитражного управляющего для введения процедуры банкротства, следующей за наблюдением, арбитражному суду следует руководствоваться положениями пункта 2.1 статьи 201.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), и определить к кандидатуре внешнего или конкурсного управляющего соответствующие требования.

При обсуждении этого вопроса столкнулся с 2 противоположными позициями:

  1. Дело о банкротстве возбуждено в 2016 году, и соответственно, к нему применимы правила, действующие на тот момент, в соответствии с общепринятыми правилами действия закона во времени.
  2. Изменения законодательства говорят о применении новых правил, привязываясь не к возбуждению дела о банкротства, а к применению новой процедуры. Таким образом, если дело возбуждено в 2016 году, а процедура внешнего управления или конкурсного производства применена после 1 июля 2018 года, то арбитражному управляющему необходима аккредитация.

Арбитражный управляющий в процедуре банкротства

Банкротство юридических и физических лиц — сложный процесс с большим количеством заинтересованных фигур. И чтобы учесть разнонаправленные интересы кредиторов и должника, предотвратить манипуляций и обманные действия — нужен беспристрастный посредник и в этой роли выступает арбитражный управляющий.

Кто такой арбитражный управляющий?

Согласно законодательству Российской Федерации, не каждый человек может взять на себя такую ношу. К арбитражному управляющему предъявляют специфические требования:

  • гражданство России;
  • членство в профессиональной саморегулируемой организации (СРО);
  • высшее образование предпочитается в области экономики либо же права, но возможно дипломирование и в другой сфере;
  • опыт работы в качестве руководителя более 12 мес;
  • стаж на вакансии заместителя арбитражного управляющего от 24 месяцев;
  • положительная оценка при обучении на спецкурсах;
  • отсутствие судебных или дисквалификационных ограничений в праве заниматься подобным родом деятельности;
  • неимение наказаний за умышленные преступления;
  • страхование ответственности по результатам труда, оплата взносов в фонд СРО для компенсации материальных убытков при низкопробном исполнении специалистом своих функций;
  • наличие свидетельства ИП в качестве арбитражного управляющего.

Кроме того, каждая саморегулируемая организация — вправе предъявить к своим арбитражным управляющим более жесткие требования, но снижать планку запросов — невозможно.

Виды управленцев в банкротстве

На разных этапах банкротства несостоятельных физических и юридически лиц к арбитражному управляющему выдвигаются различные требования и тот исполняет различные функции. Таким образом, выделяют следующие подвиды арбитражных управляющих:

  • временный, производящий первичную оценку платежеспособности должника, а также осуществляющий сохранность найденного имущества;
  • административный, способствующий реструктуризации неоплаченных обязательств и общему финансовому оздоровлению предприятия;
  • внешний, полностью управляющий деятельностью предприятия до момента исполнения тем своих материальных повинностей перед кредитором;
  • конкурсный арбитражный управляющий, занимающийся ликвидацией непогашенных займов методом распродажи собственности банкрота;
  • финансовый, ведущий дела физических лиц.

При этом один и тот же специалист может провести сразу несколько этапов процедуры банкротства.

Ассоциация арбитражных управляющих

Что касается саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих — это структура, призванная упорядочивать действия своих членов и нести за них ответ. Данные образования считаются некоммерческими и их работа, а также существование подпадают под следующие законодательные акты:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • ФЗ-7 «О некоммерческих организациях»;
  • ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях»;
  • ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Постановление Правительства N52 от 03.02.2005.

Если кратко, то СРО — начинает работу с момента регистрации Федеральной регистрационной службой. У каждой организации есть свои внутренние стандарты и требования к членам, при несоответствии которым, арбитражный управляющий исключается из ассоциации.

СРО отвечает за объективность проведения процедуры банкротства, соблюдение интересов должника и кредиторов. По отношению к своим членам, ассоциация выступает в качестве защитника, регулятора деятельности и организатора учебных программ.

К сведению в России зарегистрировано — более 50 управляющих организаций подобного типа. Наличие у СРО полномочий к деятельности можно проверить на сайте https://bankrot.fedresurs.ru — официальном госресурсе, посвященном банкротству.

Как назначается арбитражный управляющий?

Назначение арбитражного управляющего из пула членов ассоциации — осуществляется в согласии со ст. 45 ФЗ-127, где оговаривается такой протокол процедуры:

  1. В заявлении от должника, заимодателей или уполномоченных госорганов о начале акта банкротства — указывается определенная СРО или даже конкретный ее член.
  2. Суд посылает запрос в ассоциацию. Она информирует о соответствии квалификации, указанного в документации человека, рассматриваемому делу. Ответ дается в течение 9 дней, срок его доставки — не более 5 суток.
  3. Если лицо не было указано точно, то СРО выдвигает три свои кандидатуры, наиболее подходящие конкретному судебному процессу. Должник и кредиторы имеют возможность отказать двум претендентам на участие в мероприятии (по одному отводу с каждой стороны).
  4. После соблюдения данных формальностей, судья утверждает личность арбитражного управляющего.

Подобный процесс воспроизводится и при смене этапа процедуры банкротства — основанием служит протокол собрания кредиторов.

Информация Если арбитражному управляющему необходим допуск к гостайне, то этот пункт отдельно указывается в запросе для СРО и ассоциация подбирает человека с соответствующим профилем. При отсутствии такого кандидата, эта информация передается в судебную инстанцию.

Немного иначе обстоит дело, при принудительной или добровольной смене арбитражного управляющего во время процедуры банкротства. В течение 10 дней с момента отстранения, собрание кредиторов обязано указать новую саморегулируемую организацию или ее конкретного члена. При отсутствии подобной инициативы, старое СРО повторяет подачу информации с указанием трех новых претендентов на вакансию.

Если сроки предоставления кандидатуры от ассоциации не выдержаны, то дело о банкротстве ставится на паузу в 30 дней. За это время, кредиторы могут подобрать более оперативное СРО арбитражных управляющих.

Права управленца в процедуре несостоятельности

Для выполнения миссии по соблюдению интересов всех участников процедуры банкротства, арбитражный управляющий наделен правом (ст. 20.3 ФЗ-127):

  • собирать комитет или общее собрание заимодателей по конкретному делу;
  • обратиться в арбитражную инстанцию с законодательно обусловленными заявлениями и ходатайствами;
  • получать оплату за свой труд;
  • пользоваться услугами сторонних специалистов и оценщиков за счет организации или физлица, которые признаются несостоятельными;
  • требовать данные об имуществе должников, деловых партнерах, проведенных сделках, обязательствах и т.д., в т.ч. и информацию из разряда коммерческой или гостайны (при наличии допуска);
  • отказаться вести дело на любом из этапов, т.е. заявить самоотвод.

Важно При этом вся деятельность арбитражного управляющего оплачивается должником, если иное не было оговорено на собрании кредиторов. Также важно и придерживаться рамок законов, не превышая своих прав.

Обязанности управленца в деле банкротства — плотно связаны с правами из предыдущей главы и даже регулируются той же статьей закона. Итак, арбитражный управляющий должен:

  • защищать собственность должника от различных манипуляций;
  • провести анализ и оценку всех видов деятельности несостоятельной организации или частного лица;
  • создать реестр заимодателей и их требований к неплательщику;
  • при обнаружении состава административного преступления, подавать информацию об этом соответствующим службам;
  • отчитываться перед собранием кредиторов, в т.ч. и по сделкам, затрагивающим третьих лиц;
  • не злоупотреблять привлечением сторонних специалистов, используя обязательность их вознаграждение со стороны должника;
  • известить всех участников процесса и госорганы при наличии признаков умышленного либо фиктивного банкротства;
  • привлекать других арбитражных управляющих, если того требует закон или обстоятельства.

Кроме того, определенная категория лиц, получающая в силу своего статуса доступ к коммерческой или гостайне — обязана ее сохранить. Это касается и арбитражного управляющего, который обладает правом на подобные сведения в силу своей миссии в деле по банкротству. Разглашение информации — наказуемо.

Административная ответственность

Труд административного управляющего не только достаточно сложен, с моральной точки зрения, но и законодательно закреплена высокая ответственность за лицом, выполняющим такую работу. Так, согласно ст. 20.4 ФЗ-127, данный участник процедуры банкротства — несет материальные, репутационные и дисциплинарные риски, связанные с качеством исполнения им своих функций.

Что касается административной ответственности арбитражного управляющего, то на законодательном уровне — неразбериха. Согласно одним постановлениям, деятельность управляющего по делам о банкротстве не подлежит подобному виду внешнего влияния. Данная норма направлена на защиту как самих административных управляющих, так и интересов заимодателей и должника от различного рода вмешательств посторонних лиц.

Однако возникает некая неприкасаемость, что тоже противоречит закону. Поэтому были даны пояснения от Высшего арбитражного суда РФ о возможности административных действий в адрес административного управляющего.

Данные полномочия делегированы Росреестру и отражены в соответствующем нормативном акте, касающемся основных положений и функций данного органа. Однако из-за отсутствия прямых указаний, эта организация проводит административные мероприятия не в адрес конкретного управляющего, а в направлении СРО, к которому тот приписан.

Помощник арбитражного управляющего

При ведении процедуры банкротства, арбитражный управляющий имеет право задействовать не только профессионалов со стороны, но и свою личную команду. Например, помощник данного специалиста — выполняет следующие функции:

  • ведение полного документооборота по процессу признания неплатежеспособным юридического или частного лица (переписка, подготовка бланков и т.п.);
  • помощь в проведении встреч кредиторов и судебных слушаний;
  • участие в описи имущества должника;
  • прочее документальное сопровождение.

На подобную вакансию может претендовать лицо с экономическим или юридическим образованием, с высокой стрессоустойчивостью и внимательностью к деталям.

К сведению Посредник арбитражного управляющего в операциях по банкротству — имеет возможность работать со специальной программой, предоставленной компанией «Русские информационные технологии». Данный продукт содержит нормативную базу, шаблоны документов и позволяет автоматизировать отчетность специалиста, а также многое другое.

Карточка арбитражного управляющего

К определенной публичности обязывается не только деятельность СРО, но и работа самого специалиста по банкротствам. Для этого на госпортале https://bankrot.fedresurs.ru создается карточка арбитражного управляющего, в которую заносится:

  • ФИО и ИНН;
  • регистрационные данные;
  • принадлежность к определенной ассоциации;
  • дата вступления в СРО;
  • вся деятельность данного лица в рамках его должностных полномочий пошагово;
  • финальные отчеты по процессам.

Информация По этой карточке арбитражного управляющего — легко отследить этап любого акта банкротства и предпринятые сторонами мероприятия средства, что обеспечивает прозрачность дела. Но одновременно с тем, не происходит утечка деталей, составляющих коммерческую тайну.

Действия управленца при банкротстве

Действия арбитражного управляющего — плотно связаны с его правами и обязанностями как специалиста, а также этапом процедуры банкротства. Однако, согласно законодательству, это может быть:

  • информирование о начале и фазе процедуры банкротства широкой общественности, кредиторов, а также работников, соучредителей или акционеров должника;
  • организация собраний заимодателей с ведением протоколов;
  • регистрация требований к неплательщику;
  • контроль над деятельностью потенциального банкрота с целью сохранения его собственности;
  • аудит, инвентаризация, вызов независимого оценщика — зависит от стадии процесса;
  • подготовка отчетности;
  • надзор за погашением требований заимодателей;
  • управление предприятием для его оздоровления;
  • взыскание с должников, по отношению к которым, лицо в процессе банкротства выступало как кредитор.

Кроме того, арбитражный управляющий производит:

  1. Страхование собственной материальной ответственности по ст. 24.1 ФЗ-127, в т.ч. для участия в процессе внешнего управления или конкурсного производства.
  2. Запросы соответствующим службам и организациям о материальном положении неплательщика. В случае отсутствия ответа, подается запрос в суд на принудительную выдачу информации от данных учреждений или физлиц.
  3. Информирование заинтересованных сторон и соответствующих служб про различного рода нарушения, обнаруженные в ходе исследования деятельности должника.
  4. Проведение торгов и оплата обязательств перед заимодателями.

Для каждого шага в процедуре банкротства — разработан свой усредненный план действий арбитражного управляющего. Все полномочия и права данного специалиста очерчены соответствующими законодательными актами.

Заинтересованность арбитражного управляющего

Согласно ст. 20.2 п. 2, специалист в делах банкротства не может иметь прямой заинтересованности в конкретном деле, т.е. должен являться абсолютно беспристрастным посредником между должником и его заимодателями. В чем же тогда выгода административного управляющего?

  1. Реализация собственного интеллектуального потенциала.
  2. Нетривиальные и сложные задачи.
  3. Конечно, материальное вознаграждение согласно ст. 20.6 ФЗ-127.

Важно Если же выявлена связь между административным управляющим и каким-либо участником процедуры банкротства, то это повод для отвода специалиста, поскольку нарушает основное требование — беспристрастность.

Расходы арбитражного управляющего

Все расходы арбитражного управляющего, касающиеся его профессиональной деятельности, ложатся на организацию или частное лицо, признаваемое банкротом. Согласно ст. 59 ФЗ-127, оплата труда данного специалиста, обязательных действий с его стороны и работы третьих лиц — производится в первую очередь за счет ресурсов неплательщика.

К расходам арбитражного управляющего относится:

  • публикация информации о состоянии процесса банкротства;
  • наем специалистов со стороны, способных помочь делу (граничная сумма затрат указана в ст. 20.7 п. 3 и 4 ФЗ-127);
  • счета за рассылку корреспонденции;
  • оплата оформления различных прав должника;
  • прочие траты, согласно ходу дела и нормативным актам.

У всех сторон процесса — остается право оспорить необходимость определенных статей расхода. В случае если это было произведено — наступает материальная ответственность управляющего. Возмещение происходит за счет страхования ответственности специалиста и специального фонда СРО, сформированного за счет членских взносов.

Отчет арбитражного управляющего

Стандартизированные формы отчетности арбитражного управляющего — закреплены за деятельностью административного управляющего согласно Приказу Минюста 195 от 14.08.2003: каждому этапу процедуры соответствует свой шаблон.

Данные виды документации представляются в арбитражный суд, ведущий процесс банкротства, заимодателям неплательщика, а также в СРО. Финальный отчет обязательно публикуется на госпортале https://bankrot.fedresurs.ru в карточке управляющего. Данное требование обозначено в ФЗ-189 и выполняется с 01.07.2014.

Кроме того, в арбитражный суд ежемесячно предоставляются сведения об использовании ресурсов должника в конкурсном производстве. Обязательно направляется в данную инстанцию и протокол собрания кредиторов.

Контроль за управленцем процедуры несостоятельности

Согласно ст. 22 ФЗ-127, деятельность специалистов по банкротству контролируется со стороны саморегулируемых организаций, которые обязаны обеспечить законность работы своих членов.

Влияние на труд арбитражного управляющего имеет и суд, который обладает полномочиями отклонять ходатайства и заявления в свой адрес. Также данная инстанция наблюдает за расходом средств должника и оплатой его обязательств.

Участники акта банкротства и третьи лица​ не имеют контролирующей функции относительно административного управляющего.

Обжалование действий арбитражного управляющего

Но отсутствие у заинтересованных фигурантов дела — контроля над действиями арбитражного управляющего не означает бесправности. Кредиторы имеют возможность обжаловать шаги специалиста по банкротству обратившись:

  • в арбитражный суд;
  • в саморегулируемую организацию, к которой приписан управляющий;
  • в Росреестр;
  • в ФНС или правоохранительные органы.

Сложность заключается в том, что именно жалобщик должен четко аргументировать свою позицию с указанием:

  • нарушенного законодательного акта;
  • документальных доказательств данного факта;
  • просьбы о действиях в отношении нарушителя, что должны быть в компетенции органа, куда направляется заявление.

Если что-то из вышеперечисленного не было обосновано или обращение пришлось не по адресу — действие не станет результативным.

Работа арбитражного управляющего — сложный процесс, местами недостаточно хорошо прописанный, с точки зрения законодательства, но необходимый даже в недоработанном виде. Труд данного специалиста помогает избежать манипуляций и мошенничества в отношении кредиторов, что благоприятно сказывается на инвестиционном климате.

Ходатайство об утверждении арбитражного управляющего из числа членов саморегулируемой организации

Главная / Образцы / Разное / На странице представлен образец бланка документа «Ходатайство об утверждении арбитражного управляющего из числа членов саморегулируемой организации» с возможностью скачать его в формате DOC и PDF. Тип документа: Разное
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 2,3 кб

Бланк документа

Посмотреть
все страницы
в галерее

Скачать образец документа

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно. В Арбитражный суд _____________________
от ___________________________________, (указать заявителя)
местонахождение: ______________________ ______________________________________, телефон, факс, адрес электронной почты: _______________________________________ ______________________________________,
Исх. от ________ N _____
ХОДАТАЙСТВО <*>
В связи с непредставлением заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих ___________________________________________________ кандидатуры арбитражного управляющего и в соответствии со ст. 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», прошу утвердить арбитражного управляющего в деле о банкротстве ______________________________________ из числа членов другой саморегулируемой организации ______________________________________.
________________________ ________________ (заявитель) (подпись)
(М.П.)

———————————

<*> Cтатья 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится. Вы нашли то что искали? * Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам! Смежные документы

Документы, которые также Вас могут заинтересовать:

  • Ходатайство об оставлении без рассмотрения искового заявления (в порядке ст. 148 АПК РФ)
  • Ходатайство об истребовании доказательств по делу о взыскании штрафа в связи с нарушением установленного срока регистрации в органе ПФ РФ
  • Ходатайство об обеспечении иска по гражданскому делу
  • Ходатайство об отложении судебного разбирательства
  • Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с получением повестки по другому делу
  • Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с непредоставлением копии искового заявления ответчику
  • Ходатайство об истребовании доказательств по делу о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением
  • Ходатайство об исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража)
  • Ходатайство об оставлении иска без рассмотрения по причине несоблюдения стороной досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком
  • Ходатайство об объявлении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Московской области в Министерстве финансов Московской области

Банкротство без арбитражного управляющего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *