Бенефициарный владелец 115 ФЗ

Содержание

Бенефициарный владелец это учредитель или директор юридического лица?

Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались. Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь». Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам.

Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д.

Однако этот термин можно определить и в общих чертах. Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами, выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

Совершенствование законодательной базы было вызвано необходимостью повышения прозрачности деятельности организаций, уменьшения рисков вовлечения их в сомнительные виды деятельности, в том числе связанные с «отмыванием» доходов и финансированием террористической деятельности.

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию»преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Если с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента. Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и принимают решения о противоправных действиях.

Особенности установления бенефициара

Следует разделять подходы в определении бенефициара для физических и юридических лиц.

Для юридического лица

Бенефициаром юридического лица выступает либо один, либо несколько фактических собственников организации, которые имеют право оказывать прямое или косвенное воздействие на компанию. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

Сложность выявления бенефициаров утяжеляется тем, что сведения о них могут быть не указаны в документах компании. Или же может быть занижено их официальное участие в ее деятельности. Их личность устанавливается сотрудниками банка и может быть известна только им и коммерческим агентам.

Некоторые компании стараются не разглашать информацию о своих бенефициарах, к примеру, в следующих случаях:

  • при использовании оффшоров;
  • при оптимизации налогообложения и уклонении от уплаты налогов;
  • при легализации средств, которые были получены криминальным путем.

Голос бенефициара юридического лица является доминирующим в решении ряда ключевых вопросов деятельности организации, таких, как: распределение прибыли, участие в инвестиционных проектах. В этих целях бенефициар имеет право участвовать в собрании акционеров компании.

Для того, чтобы обеспечить участие бенефициара в управлении компанией и максимально сокрыть сведения о его личности, применяются всевозможные схемы оформления собственности и правоустанавливающей документации.

В качестве примера приведем следующую ситуацию – получение бенефициаром доступа к счетам организации по доверенности, которая выдается «подставным» директором. Бенефициар обладает собственностью посредством акций на предъявителя. Это может также осуществляться с помощью лиц, которые выполняют функции номинальных владельцев акций.

Пример

Приведем пример определения конечного бенефициара юридического лица.

Так, недавно была обнародована информация о конечном бенефициаре концерна «Русал» и УК «Базовый элемент» – Олеге Дерипаске. Он был вынужден раскрыть сведения о структуре собственности данных компаний, испытывая давление международных инвесторов. Для этого Дерипаска был вынужден признать, что он является единственным владельцем указанных компаний.

В данном примере под «конечным бенефициаром» понимается единоличный собственник компании, т.е. Олег Дерипаска. Он может владеть активами компаний напрямую, или косвенным образом, т.е. через какие-то сторонние структуры.

Для физического лица

Установление сведений о бенефициарах физических лиц затруднено по многим причинам. Это, помимо прочего, объясняется тем, что клиенты не раскрывают данную информацию умышленно, либо неумышленно.

При этом выявление бенефициаров юридических лиц является более простым благодаря наличию в арсенале кредитных учреждений таких информационных порталов, как СПАРК или «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», в которых можно найти данные сведения.

Для информации: необходимость установления бенефициара физического лица предусмотрена стандартами международных организаций. Это не только «прихоть» российского уполномоченного органа.

Выделим возможных бенефициаров физического лица:

  • законный представитель данного субъекта;
  • попечитель.

Это, если не рассматривать варианты, носящие криминальный подтекст. Здесь в качестве примера можно привести участие безработных, студентов или просто малообеспеченных людей в схемах по обналичиванию денег, которые участились в нашей стране.

С формальной точки зрения лица, которые их наняли, и будут являться бенефициарами данных клиентов — физических лиц. При этом данные бенефициары могут быть не выявлены банком.

Кто запрашивает такие сведения

В получении достоверной информации о бенефициарных владельцах нуждаются, прежде всего, проверяющие органы. Эти сведения представляются настолько важными по нескольким причинам. Они нужны для организации противодействия:

  • «отмыванию» преступных доходов;
  • финансированию террористической деятельности;
  • махинациям с уплатой налогов;
  • незаконным выводам средств за рубеж и т.д.

Помимо проверяющих органов, эта информация нужна и кредиторам при принятии ими обоснованного решения о возможности предоставления средств.

Информацию о бенефициарных владельцах обязаны выявлять кредитные организации, в которых клиенты открывают счета. В анкетах они обязаны указать, действуют ли они в собственных интересах или к выгоде сторонних лиц. Сами же кредитные учреждения передают эти сведения в Росфинмониторинг.

Для оказания противодействия отмыванию преступных доходов кредитные организации должны устанавливать следующие данные о бенефициаре своего клиента: ФИО, подданство, дата рождения, адрес проживания, ИНН, данные паспорта или миграционной карты.

Образец заполнения данных сведений приведен в 115-ФЗ.

Образец заполнения сведений о бенефициарном владельце можете скачать в виде бланков: ЗДЕСЬ (файл PDF) и ЗДЕСЬ (файл Word).

Права и ответственность бенефициаров

Бенефициар обладает следующими правами:

  • распоряжение собственной долей;
  • контроль над соблюдением своих обязанностей руководством организации;
  • участие в собраниях, проводимых руководством компании, и принятие решений в соответствии с собственной долей в ней;
  • получение дохода от результатов функционирования организации.

Бенефициар может защитить свое имущество, заключив договор на трастовое управление. Однако при нарушении его условий, сам бенефициар будет нести ответственность.

Некоторые нюансы

Не все организации имеют конечных собственников. Так, у некоммерческих организаций они отсутствуют. Это объясняется тем, что целью их деятельности не является извлечение прибыли.

Однако получить сведения о бенефициарах у коммерческой организации не всегда представляется возможным. Поэтому, несмотря на то, что в арсенале кредитных учреждений имеется множество методов выявления конечных бенефициаров, их личность в некоторых случаях может оставаться тайной.

Это объясняется наличием проработанных схем сокрытия конечного бенефициара. Особенно такие случаи характерны для трастовых операций.

Несмотря на всю важность определения бенефициаров, российская законодательная база еще не до конца сформирована и имеет много недоработок.

Итак, схожие на первый взгляд понятия бенефициарный владелец и выгодоприобретатель различаются согласно законодательству страны. Обязанность выявления выгодоприобретателей лежит на кредитных организациях. Корректность работы банков проверяется Росфинмониторингом.

Уже готовые бизнес планы примеры с расчетами могут дать основу для составления своего плана развития с учетом индивидуальных условий.

Как правильно оформить заявление от директора на выдачу под отчет денежной суммы.

Банковская гарантия в ГК РФ: суть механизма обеспечения

Определение банковской гарантии в ГК РФ раскрывается в статье 368. Здесь сказано, что это способ дополнительного обеспечения выполнения стороной договорных обязательств. Гарантом может выступать не только банк или кредитное учреждение, но и страховая компания. Эта сторона называется принципалом.

Гарантия – это требование, которое оформлено в письменной форме. Его суть в том, что принципал принимает на себя обязанность по выплате некой суммы бенефициару, в том случае, если он предъявит письменное требование. С недавнего времени понятие банковской гарантии в ГК РФ заменено – независимой гарантией.

Что представляет собой банковская гарантия в ГК РФ

Рассматривать такой инструмент выполнения взятых на себя обязанностей можно с двух позиций:

  1. Юридически – это гарант того, что все взятые на себя принципалом обязательства перед бенефициаром будут выполненные в полном объёме и в соответствующие сроки. В случае невыполнения наступает финансовая ответственность. Все расходы возмещаются в порядке регресса;
  2. Физически – это документ, который оформляют только в письменной форме, который содержит в себе обязательство уплаты некой денежной суммы, если одна сторона не выполнит взятые на себя обязательства.

Гарантия характеризуется следующими положениями:

  • гарантирует, что принципал выполнит взятые на себя перед бенефициаром обязанности;
  • обязанность выплатить денежную сумму не зависит от основного обязательства, которое обеспечивает выданная гарантия;
  • она не отзывается гарантом, если в ней нет других условий;
  • начинает действовать со дня, когда была выдана, если другое не предусмотрено;
  • она предоставляется в письменном виде с документами, которые перечислены в гарантии;
  • гарант может отказать бенефициару в выплате средств, если само требование или документы не соответствуют условиям гарантии;
  • она ограничивается только уплатой оговоренной суммы;
  • она прекращается при определённых обстоятельствах.

Общие требования к банковской гарантии по ГК РФ

О том, как должна оформляться гарантия, сказано в статье 368 ГК РФ.

Особенности банковской гарантии для тендера

При детальном изучении Федерального закона от 05.04. 203 года № 44-ФЗ, выделяются несколько принципиальных особенностей банковской гарантии. Это:

  1. Выдаётся только кредитным учреждением. Страховые компании не имеют право;
  2. В обязательном порядке будет безотзывной. Законом предусмотрено, что контракт может быть заключён только после предоставления заказчику безотзывной гарантии.

Это означает, что гарант ни при каких обстоятельствах не имеет права отказаться от взятых на себя обязательств до тех пор, пока срок выданной гарантии не истечёт. Такое обязательное условие является преимущественным для бенефициара.

  1. Полное соответствие всем требованиям, которые предъявляются законом к документации о торгах.

То есть, в ней обязательно указывается следующая информация:

  • её размер;
  • срок её действия;
  • порядок её предоставления;
  • какие обязательства возникают по контракту;
  • обязанности гаранта и принципала;
  • отлагательные условия;
  • перечень документов, утверждённый Правительством РФ.
  1. Предоставляется посредством электронной торговой площадки, если речь идёт о проведении открытого аукциона в электронной форме.

Основания освобождения гаранта от обязательств

В гарантии всегда должны содержаться условия, при наступлении которых гарант освобождается от обязанности по выплате суммы по обеспечению обязательств. Это такие условия, как:

  • пропорциональное уменьшение ответственности гаранта по мере исполнения обязательств по контракту;
  • принципал не обеспечил выплату неустойки, пени или другие санкции при нарушении своих обязательств по контракту;
  • чётко не определён срок вступления гарантии в силу, а также срок окончания её действия;
  • документы, которые указаны в приложении к гарантии, не могут быть представлены в силу того, что требуют дополнительных материальных затрат;
  • в ней указано, что если возникнуть споры, они будут рассматриваться в Арбитражном суде другого региона.

Сведения, которые недопустимо указывать в гарантии

Банковская гарантия будет иметь юридическую силу, если правильно составлена. Не допускается включать в текст гарантии следующие условия:

  • положение о том, что банк, выступающий гарантом, обязуется отказать в выплате по гарантии, если заказчик не сможет предъявить доказательства того, что поставщик нарушил свои обязательства. Это противоречит правам, указанным в Законе № 44-ФЗ;
  • требование о том, что поставщик должен предъявлять заказчику доказательства того, что все условия контракта выполнены;
  • требование о том, что гарант должен просить у заказчика предъявить ему документы, список которых не утверждён постановлением Правительства РФ от 08. 11. 2013 года № 1005.

Подписывается гарантия обеими сторонами. От лица банка это делает сотрудник, как правило, руководитель среднего банковского звена, у которого есть доверенность от председателя правления банка, и сам принципал.

Нюансы оформления банковской гарантии

Не каждый банк может выдать гарантию. Существует определённый список, который утверждён ЦБ РФ. Деятельность этих учреждения контролируется Минфином.

Кроме того, каждый такой оформленный документ вносится в реестр на добровольной основе. Такие меры помогли избежать большого количества фальсификаций. Поэтому рекомендовано обращаться в те кредитные учреждения, которые ведут такой реестр. Также стоит обратить особое внимание, что государство в лице уполномоченных органов ввело правило, которое в обязательном порядке заставляет гарантирующие стороны вносить банковские гарантии в реестр. Особенно данное правило касается банковских гарантий предназначеных для участия государтсвенных и муниципальных торгов.

Статья размещена на сайте «Банковская гарантия».

О бенефициарных владельцах юридического лица Российской Федерации

Каждый предприниматель при открытии расчетного счета в банке сталкивался с требованием о предоставлении информации о своих бенефициарных владельцах. Однако, не каждый предприниматель до конца представляет себе кто это такие и по какой причине банки интересуются этими лицами.

Впервые определение бенефициарного владельца было закреплено в Федеральном законе №115-ФЗ 3,5 года назад в июне 2013 года, когда вступил в силу широко известный Федеральный закон от 28.06.2013 г. №134-ФЗ, который внес массовые изменения и в Закон №115-ФЗ и в Налоговый кодекс РФ: «Бенефициарный владелец – физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».

После указанных изменений все субъекты Федерального закона №115-ФЗ начали активно заниматься выявлением бенефициарных владельцев у всех клиентов без исключения, в том числе у клиентов – физических лиц. Однако, через два года в июне 2015 законодатель добавляет к действующему определению бенефициарного владельца положение о том, что клиент – физическое лицо является «сам себе бенефициаром»: «Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо». Представляется, что причиной указанных дополнений послужило то, что в XXI веке никто не может контролировать действия физического лица, так как крепостное право отменено еще в 1861 году, а рабство в России, согласно нормам Конституции РФ, вне закона.

И вот 21 декабря 2016 года законодатель снова возвращается к вопросу о бенефициарных владельцах. Теперь, законодатель требует, чтобы каждое юридическое лицо в России располагало актуальной и достоверной информацией о своих бенефициарных владельцах. Сразу нужно оговориться, что на физических лиц и индивидуальных предпринимателей новая обязанность не распространяется.

В случае же если организация не установит своих бенефициарных владельцев, то за неисполнение данной обязанности ей будет грозить административный штраф в соответствии с новой статьей 14.25.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Цитата из КоАП РФ:

«Статья 14.25.1. Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».

Но давайте в первую очередь ответим на самый главный вопрос, который возникает у многих налогоплательщиков – юридических лиц в связи с вступлением в силу 21 декабря 2016 года Федерального закона от 23.06.2016 г. №215-ФЗ, который установил данную обязанность. Действительно ли, обязанность по установлению своих бенефициарных владельцев распространяется на всех российских юридических лиц и распространяется ли она на субъектов Закона №115-ФЗ. Да, данную обязанность должны исполнять все без исключения юридические лица независимо организационно-правовой формы. Также данную обязанность должны исполнять и организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ. Это обусловлено тем, изменяется сфера действия Федерального закона №115-ФЗ. Так, с 21 декабря 2016 г. статья 2 указанного закона будет изложена в новой редакции, согласно которой Закон №115-ФЗ «регулирует отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц».

Теперь, после того, как мы определились с кругом обязанных лиц, предлагаю более подробно рассмотреть новую обязанность, предусмотренную новой статьей 6.1 Федерального закона №115-ФЗ.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона №115-ФЗ юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений:

  • фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),
  • гражданство,
  • дата рождения,
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность,
  • данные миграционной карты, документа подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,
  • идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Во-вторых, юридическое лицо обязано:

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах не менее пяти лет со дня получения такой информации.

В-третьих, самое важное, юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений будут определены Правительством Российской Федерации. Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти утверждены постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 г. №913.

Пример запроса о бенефициарных владельцах

Кроме вышесказанного пункт 7 статьи 6.1 Федерального закона №115-ФЗ гласит, что информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Однако, в настоящее время ни одна применяемая форма налоговой или бухгалтерской отчетности не предусматривает данной обязанности.

Однако, бухгалтеру организации не следует забывать о ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 №48н. Указанное ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. При этом, в определении термина «связанные стороны» также, как и в определении «бенефициарного владельца» используется термин «контролировать действия».

Так, согласно пункту 6 ПБУ 11/2008 организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда:

  • такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
  • такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
  • такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).

Кроме этого ПБУ 11/2008 нужно обязательно назвать такой вид новой отчетности для налогоплательщиков, как уведомление о контролируемых сделках, обязанность представления которого предусмотрена статьей 105.16 Налогового кодекса РФ. Этот отчет представляется в налоговые органы ежегодно до 20 мая следующего года за отчетным. В нем отражается информация о сделках между взаимозависимыми лицами, совершенными за отчетный календарный год.

Таким образом, анализ налоговой и бухгалтерской отчетности показывает, что в настоящее время на дату написания данной статьи, применяемые формы налоговой и бухгалтерской отчетности прямо не предусматривают раскрывать информацию о своих бенефицарных владельцах, так как не содержат специальных разделов, посвященных бенефициарам.

Чтобы с минимальными рисками исполнить новую обязанность, за неисполнение которой предусмотрены высокие административные санкции мы предлагаем Вам приобрести комплект документов, разработанный нашими специалистами.

В канун Нового 2017 года в Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» снова внесены изменения, которые вступили в силу 29 декабря 2016 года.

Напомним, что ранее 21 декабря 2016 года вступили в силу изменения в закон 115 фз, согласно которым каждое юридическое лицо обязано установить своих бенефицарных владельцев. Новая статья 6.1 Федерального закона 115-ФЗ регламентирует порядок раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридического лица и предусматривает обязанность организации представлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.12.2016 №471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изложил содержание пункта 6 статьи 6.1 закона 115 фз в следующей редакции: «Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов». Таким образом, право требовать сведения о бенефицарных владельцах иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации упразднено.

Наши специалисты оказывают правовую помощь в подготовке документов для исполнения обязанности по установлению бенефициарных владельцев юридического лица в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

  1. Правила установления, обновления, хранения и представления информации о бенефициарных владельцах.
  2. Анкета (досье) бенефициарного владельца в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Федерального закона №115-ФЗ: бланк и образец заполнения.
  3. Запрос информации о бенефициарных владельцах, составленный в соответствии с п. 4 ст. 6.1 Федерального закона №115-ФЗ: бланк и образец заполнения.

Форма представления документов: в электронном виде в формате Word. Если Вам требуется помощь наших специалистов в установлении бенефициарных владельцев, то наши специалисты могут дистанционно или с выездом на предприятие составить реестр Ваших бенефициарных владельцев.

Формула определения бенефициарного владельца

Карасевич Любовь

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

О методике определения косвенного участия физического лица в капитале организации в целях установления возможности признания его бенефициарным владельцем рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич.

Иногда определить, является ли физическое лицо бенефициаром того или иного акционерного общества, не так-то просто, но в некоторых случаях знать это просто необходимо – в том числе для выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию денежных средств. Специальный закон, конечно, определяет, кто является бенефициаром общества, (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; далее – Закон № 115-ФЗ), однако и это не всегда помогает решить вопрос о наличии или отсутствии бенефициарности.

К примеру, одним из учредителей компании (назовем ее ЗАО-1), владеющим 60% его акций, является другое общество (ЗАО-2), а контрольный пакет в ЗАО-2 принадлежит физическому лицу. Попробуем определить, является ли это физическое лицо бенефициаром ЗАО-1

В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного закона. В состав этих сведений включается также информация о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах клиентов финансовых организаций.

Исчерпывающий список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и, соответственно, имеющих право требовать от клиентов такую информацию, приведен в ст. 5 Закона № 115-ФЗ.

Понятие бенефициарного владельца, используемое в Законе № 115-ФЗ, раскрывается в абз. 13 ст. 3 этого закона. Бенефициаром признается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом-юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Следует отметить, что Закон № 115-ФЗ не раскрывает алгоритм действий по определению процентного участия физического лица в капитале организации. Если определение прямого участия в капитале не представляет сложности, то определение косвенного участия может вызвать затруднения.

На наш взгляд, порядок такого определения аналогичен порядку, используемому, например, при определении взаимозависимости лиц в целях налогообложения. Так, согласно п. 3 ст. 105.2 НК РФ доля косвенного участия в организации определяется в следующем порядке:

1

определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2

определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3

суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Подробные рекомендации по определению взаимозависимости лиц в случае косвенного участия в капитале организации приведены в разъяснениях финансовых органов (письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-01-18/33535, письмо Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-01-18/23476, письмо Минфина России от 12 марта 2012 г. № 03-01-18/1-27, письмо УФНС России по г. Москве от 7 июня 2012 г. № 16-15/050574@).

В рассматриваемой ситуации физическое лицо владеет 51% акций в ЗАО-2. В свою очередь, ЗАО-2 является владельцем 60% акций в ЗАО-1. Поскольку физическое лицо не владеет акциями ЗАО-1 напрямую, участие его в капитале этого общества следует признать косвенным. С учетом вышеприведенных разъяснений рассчитаем долю косвенного участия физического лица в ЗАО-1. Она составит: 0,51 х 0,6 = 0,306 или 30,6%. Следовательно, физическое лицо имеет преобладающее участие в капитале (более 25%) и отвечает признакам бенефициарного владельца ЗАО-1.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П кредитная организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

а)

физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале клиента или владеет более 25% от общего числа акций клиента с правом голоса;

б)

физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций.

Кредитная организация вправе определить также иные факторы, на основании которых физическое лицо будет признано кредитной организацией бенефициарным владельцем.

Бенефициарный владелец 115 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *