Бесхозяйный объект

Содержание

Бесхозяйное имущество. Постановка на учет

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно установленному Гражданским кодексом порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта.
К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Органу местного самоуправления, обратившемуся за регистрацией бесхозяйного объекта, выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в которой указываются: дата представления документов; перечень документов с указанием их реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов; количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника органа принимающего документы.
В случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе.
Принятие объекта на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.
До внесения в ЕГРН записей о принятии на учет бесхозяйного объекта осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет или приостановления принятия на учёт.
После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимого имущества по установленной форме, которая должна содержать следующие сведения: наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав; кадастровый номер объекта недвижимого имущества; адрес (местоположение), наименование и назначение объекта недвижимого имущества; номер, указанный в графе «Номер регистрации» Единого государственного реестра прав; дата внесения записи в ЕГРН.
С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации права собственности на данный объект.
Государственная регистрация права муниципальной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.
Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет.
В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.
Также независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения записи о снятии его с учета.
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения объекта органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на этот объект.

ПРИНЯТИЕ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В 2017 году будет действовать новый порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества, признанных бесхозяйными. Сведения о таком имуществе учитываются органами Росреестра на основании заявлений органов местного самоуправления или органов исполнительной власти городов федерального значения. Впоследствии по решению суда бесхозяйное имущество может поступать в государственную (муниципальную) собственность.

Новый порядок

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ), согласно ч. 2 ст. 7 которого учет недвижимости будет осуществляться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В ЕГРН в том числе будут вноситься сведения о бесхозяйных объектах недвижимого имущества.
Новый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее — Порядок № 931), согласно пункту 2 которого принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют Росреестр, его территориальные органы или подведомственные бюджетные учреждения, которым ведомство дало подобное право.
На учет в качестве бесхозяйных принимаются объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, помещения), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (п. 3 Порядка № 931).
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие его на учет в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.
Напомним, что ранее заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могли быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете (п. 10 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701). Таким образом, с 1 января 2017 года процедура регистрации объекта, не стоящего на кадастровом учете, упростится.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества будет осуществляться в следующем порядке (п. 4 Порядка № 931):

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и прилагаемых документов;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Иными словами, с 1 января 2017 года документы о постановке на учет недвижимости в качестве бесхозяйной будут приниматься только в порядке информационного взаимодействия.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании соответствующего заявления, форма которого приведена в приложении 1 к Порядку № 931. Такое заявление может подать:

орган местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — орган местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются:
— вид объекта недвижимости, его кадастровый номер,
— адрес (при наличии),
— сведения о заявителе, а также о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532:
а) в случае если здание, сооружение, помещение не имеет собственника или он неизвестен — документ, подтверждающий этот факт, в том числе:
— документ, подтверждающий, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
— документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями) до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ;
б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение:
— соответствующее заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности);
— копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества (п. 7 Порядка № 931).
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее 15 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав (п. 8 Порядка № 931).
Принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Наличие в ЕГРН записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества не является препятствием для принятия его на учет при условии, что информация о таких ограничениях известна заявителю.
Исключением являются такие виды ограничений, как:

арест и иные запрещения совершать определенные действия с недвижимым имуществом;
запрещение органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости;
залог, избранный в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и бывшему собственнику уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, по форме, предусмотренной приложением 2 к Порядку № 931, в течение пяти рабочих дней (п. 10 Порядка № 931, ч. 5 ст. 34 Закона № 218-ФЗ).
После принятия на учет объекта недвижимости, который не имеет собственника или он неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю Уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение 3 к Порядку № 931) также в пятидневный срок (п. 11 Порядка № 931, ч. 5 ст. 34 Закона № 218-ФЗ).
Полученное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти городов федерального значения уведомление является основанием для принятия объекта недвижимости к бухгалтерскому учету.

Отказ в регистрации и снятие с учета

Согласно пункту 12 Порядка № 931 заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект является бесхозяйным;
в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект находится в общей собственности) об отказе от права собственности на него или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является его собственником;
ЕГРН содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект (за исключением препятствующей регистрации в качестве бесхозяйного объекта), а из представленных документов не следует, что информация о наличии этих ограничений (обременений) права известна заявителю;
в течение срока, отведенного на регистрацию (15 рабочих дней), в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случаях:
— государственной регистрации права собственности на данный объект;
— принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного вносится в ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации права собственности (п. 14 Порядка № 931).
Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ). Указанное заявление рассматривается в течение 15 рабочих дней. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в ЕГРН записи о снятии его с учета (п. 15 Порядка № 931).
Если бесхозяйный объект снимается с учета в связи с регистрацией права собственности на него, за исключением права муниципальной (государственной) собственности, то орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней направляет в орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения) уведомление о снятии объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.
В случае проведения регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого оно было зарегистрировано, а также даты и номера государственной регистрации права собственности, в течение 5 рабочих дней (п. 17 Порядка № 931, ч. 5 ст. 56 Закона № 218-ФЗ).
В бюджетном учете органа местного самоуправления или органа государственной власти города федерального значения отражается выбытие объекта с учета в качестве бесхозяйного на основании уведомления органа регистрации прав, а в случае принятия объекта в государственную (муниципальную) собственность выбытие отражается одновременно с принятием на баланс в качестве объекта недвижимости на основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права.

Из бесхозяйного — в казенное

Бесхозяйный объект может быть переведен в государственную (муниципальную) собственность в порядке, установленном главой 33 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).
Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (ч. 2 ст. 290 ГПК РФ). Подавать такое заявление можно по истечении года после постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного. В нем должно быть указано, кем и когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника (ч. 2 ст. 291 ГПК РФ).
Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен и принятие на учет произведено в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (ч. 2 ст. 292 ГПК РФ).
Соответствующее решение суда является основанием для регистрации права государственной (муниципальной) собственности на недвижимое имущество.
Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество составляет государственную или муниципальную казну.
Таким образом, бывшее бесхозяйное имущество, на которое зарегистрировано право государственной (муниципальной) собственности, поступает в имущество казны. Впоследствии по решению соответствующего органа оно может быть закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями в установленном порядке.

Бюджетный учет

Согласно пункту 335 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета материальных ценностей, полученных (принятых (принимаемых) к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т. п.), применяется забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение».
Материальные ценности, полученные (принятые (принимаемые)) учреждением, учитываются на забалансовом счете на основании первичного документа, подтверждающего получение (по стоимости, указанной в документе передающей стороной, по стоимости, предусмотренной договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением в условной оценке: один объект — один рубль.
Так как в заявлении о постановке недвижимости на учет в качестве бесхозяйной, а также в уведомлениях, выдаваемых органом регистрации прав, стоимость не указывается, бесхозяйные недвижимые объекты должны приниматься к забалансовому учету в условной оценке. В бюджетном учете это отражается так:
Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение»
— принят на учет бесхозяйный объект на основании полученного от органа регистрации прав уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение 2 к Порядку № 931), или уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение 3 к Порядку № 931).
Если собственник, ранее отказавшийся от права собственности на объект, вновь принял его во владение, пользование и распоряжение, в бюджетном учете на дату внесения записи в ЕГРН о снятии объекта с учета в качестве бесхозяйного отражается запись:
Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение».
В случае принятия объекта в государственную (муниципальную) собственность отражается выбытие объекта с учета в качестве бесхозяйного на основании уведомления органа регистрации прав. Далее такой объект должен быть учтен в федеральном (муниципальном) реестре имущества.
Учет федерального имущества и ведение его реестра осуществляются на основании Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее — Положение № 447).
Нормативные документы по реестровому учету муниципального имущества принимаются на местном уровне.
Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом (п. 5 Положения № 447).
Согласно пункту 13 Положения № 447 документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера и иные сведения, достаточные для идентификации имущества, по состоянию на дату выдачи указанной выписки.
Отметим, что, согласно пункту 14 Положения № 447, для внесения сведений в реестр об имуществе правообладатель представляет в Росимущество или его территориальный орган в том числе копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на недвижимость предшествует ее учету в реестре федерального имущества.
В картах учета сведений о федеральных объектах недвижимого имущества предусмотрено указание их балансовой стоимости. В Инструкции № 157н не предусмотрен порядок определения стоимости бывших бесхозяйных объектов, поэтому собственнику может потребоваться провести независимую оценку стоимости.
Согласно пункту 143 Инструкции № 157н объекты имущества в составе казны могут отражаться в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом пункт 145 Инструкции № 157н предусматривает порядок ведения аналитического учета объектов в случае принятия такого решения финансовым органом соответствующего бюджета. Финансовый орган имеет также право установить порядок инвентарного учета имущества казны.
Аналитический учет объектов, составляющих имущество казны публично-правового образования, ведется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества данного публично-правового образования.
Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.
Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (п. 36 Инструкции № 157н).
В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, не предусмотрено проводок по поступлению бывшего бесхозяйного объекта имущества, поэтому запись по принятию таких объектов должна быть предусмотрена в учетной политике учреждения по согласованию с финансовым органом соответствующего бюджета. Например, запись может быть следующей:
Дебет счета 1 10851 310 «Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
Кредит счета 1 40110 180 «Прочие доходы»
— поступил в казну объект недвижимого имущества в связи с признанием права государственной (муниципальной) собственности на бывший ранее бесхозяйным объект.
Выбытие такого объекта из состава имущества казны может произойти в случае передачи ее другому публично-правовому образованию, государственному (муниципальному) учреждению в соответствии с принятыми решениями. В бюджетном учете передача отражается записями:
Дебет счета 1 30404 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств» — при передаче имущества казны подведомственному органу исполнительной власти одного уровня бюджета,
Дебет счета 1 40120 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» — в рамках движения объектов между органами исполнительной власти, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителя) бюджетных средств, одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным учреждениям,
Дебет счета 1 40120 242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»,
Дебет счета 1 40120 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между органами исполнительной власти разных уровней бюджетов)
Кредит счета 1 10851 410 «Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— отражено выбытие объекта недвижимого имущества из состава имущества казны в связи с его передачей.
Список использованных источников:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) — Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) — Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) — Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) — Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (ред. от 30.05.2016).
Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (ред. от 01.03.2016).
Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (ред. от 24.12.2012).
Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

О Положении о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования город Тула (с изменениями на 28 февраля 2018 года)

О Положении о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования город Тула

ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2012 года N 53/1165
О Положении о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования город Тула

(с изменениями на 28 февраля 2018 года)

Руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования город Тула, Тульская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования город Тула (приложение).

(п. 1 в ред. решения Тульской городской Думы от 20.12.2017 N 46/1129)

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя главы администрации города Тулы А.Г. Ядыкина и постоянную комиссию Тульской городской Думы по бюджету, налогам и собственности (О.Н. Воеводин).

3. Опубликовать настоящее решение в общественно-политической региональной газете «Тула» и разместить на официальном сайте Тульской городской Думы в сети «Интернет».

4. Решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава муниципального
образования город Тула
Е.В.АВИЛОВ

Приложение. Положение о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования город Тула

Приложение
к решению Тульской
городской Думы
от 28.11.2012 N 53/1165

(в ред. решений Тульской городской Думы от 20.12.2017 N 46/1129, от 31.01.2018 N 47/1173, от 28.02.2018 N 48/1210)

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 225, 226, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», Уставом муниципального образования город Тула.

1.2. В настоящем Положении используются следующие определения:

а) муниципальная собственность — собственность муниципального образования город Тула;

б) муниципальный — находящийся в собственности муниципального образования город Тула;

в) объект — недвижимая вещь;

г) бесхозяйный объект — бесхозяйная недвижимая вещь;

д) брошенные вещи — движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них;

е) бесхозяйное имущество — бесхозяйные недвижимые и движимые вещи;

ж) транспортное средство — определено Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090;

з) органы администрации города Тулы — отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тулы;

и) Комитет — комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы;

к) главные управления — главные управления администрации города Тулы по территориальным округам.

1.3. Настоящее Положение применяется в отношении объектов и движимых вещей на территории муниципального образования город Тула, являющихся бесхозяйными в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе:

а) не имеющих собственника;

б) собственник которых неизвестен;

в) от права собственности на которые собственник отказался в соответствии со статьями 226, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.4. Настоящее Положение регулирует порядок выявления бесхозяйного имущества, принятия решения об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, учета бесхозяйного имущества в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и в Реестре бесхозяйного движимого имущества, постановки бесхозяйных объектов на учет в Управлении Росреестра по Тульской области и принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.

1.5. Настоящее Положение не применяется в случае государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности в соответствии со статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в отношении выморочного имущества, долей в праве общей долевой собственности на недвижимые вещи.

1.6. Настоящее Положение не применяется в отношении транспортных средств.

1.7. Сведения об объектах и движимых вещах, имеющих признаки бесхозяйного имущества, по состоянию на 1 июня и 1 декабря представляются главными управлениями в Комитет для их учета и систематизации до 10 июня и 10 декабря соответственно.

Раздел 2. Порядок выявления бесхозяйного имущества

2.1. Объекты, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, брошенные вещи выявляются в процессе осмотра территории, проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры, иными способами.

2.2. Сведения о бесхозяйном имуществе предоставляются учреждениями, предприятиями и заинтересованными лицами путем направления соответствующего заявления в главные управления по месту нахождения бесхозяйного имущества.

В заявлении о выявлении бесхозяйного имущества указывается следующая информация о нем:

а) местоположение;

б) наименование (назначение);

в) ориентировочные сведения о размерах, материале, технических характеристиках, в том числе об этажности и площади для зданий, о протяженности, диаметре для линейных объектов;

г) сведения о пользователях;

д) иная имеющаяся информация.

2.3. В целях проведения проверки указанных сведений главное управление:

2.3.1. Производит осмотр, фотографирование и описание бесхозяйного имущества.

2.3.2. Для брошенных вещей устанавливает:

а) брошена ли брошенная вещь на муниципальном земельном участке;

б) является ли стоимость брошенной вещи явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда.

2.3.3. По результатам осмотра составляет акт проверки бесхозяйного имущества.

2.3.4. Публикует сообщение в «Городской газете «Тула» или в «Официальном вестнике муниципального образования город Тула» и размещает на официальном сайте администрации города Тулы (http://www.tula.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о наличии бесхозяйного имущества и приеме заявлений собственников в течение одного месяца со дня публикации.

(пп. 2.3.4 в ред. решения Тульской городской Думы от 28.02.2018 N 48/1210)

2.3.5. Запрашивает в отношении объектов:

а) в Управлении Росреестра по Тульской области сведения о зарегистрированных правах на объект;

б) в Государственном учреждении Тульской области «Областное БТИ» сведения о наличии ранее зарегистрированных прав на объект;

в) в Межрегиональном территориальном управлении Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности;

г) в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области сведения о наличии объекта в реестре имущества Тульской области;

д) в Комитете сведения о наличии объекта в Едином реестре имущества муниципального образования город Тула;

е) сведения о правах на объект у его предполагаемого собственника (при необходимости);

ж) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о предполагаемом собственнике;

з) сведения о собственнике земельного участка, на котором выявлен объект.

2.3.6. В отношении брошенных вещей, подлежащих регистрации в соответствии с федеральными законами:

а) запрашивает в органах, осуществляющих регистрацию, сведения о собственнике брошенной вещи;

б) получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о предполагаемом собственнике (при необходимости);

в) уведомляет о выявлении брошенной вещи предполагаемого собственника.

2.4. В случае выявления собственника объекта, рассматривавшегося в качестве бесхозяйного объекта, либо собственника земельного участка, на котором выявлен такой объект, за исключением муниципального земельного участка или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, главное управление:

а) прекращает работы, направленные на принятие объекта в муниципальную собственность;

б) сообщает данную информацию лицу, подавшему заявление о выявлении бесхозяйного имущества.

2.5. В случае вступления собственника движимой вещи, рассматривавшейся в качестве брошенной вещи, во владение ею главное управление:

а) прекращает работы, направленные на принятие движимой вещи в муниципальную собственность;

б) сообщает данную информацию лицу, подавшему заявление о выявлении бесхозяйного имущества.

2.6. В случае отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 2.4, 2.5 настоящего Положения, главное управление готовит один из следующих проектов постановления администрации города Тулы:

а) об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект;

б) об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь, если она не соответствует подпунктам «а» или «б» пункта 2.3.2;

в) о праве муниципальной собственности на брошенную вещь, если она соответствует одновременно подпунктам «а» и «б» пункта 2.3.2.

Раздел 3. Принятие заявлений собственников об отказе от права собственности на объекты

3.1. Собственник объекта вправе отказаться от права собственности на него, подав соответствующее заявление в главное управление по месту нахождения объекта.

Заявление об отказе от права собственности на объект, находящийся в общей собственности, подается всеми собственниками.

3.2. В заявлении указываются:

3.2.1. Сведения о собственнике:

а) в отношении физического лица — фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

б) в отношении российского юридического лица — полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию, код причины постановки на учет, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

3.2.2. Описание объекта.

3.3. К заявлению прилагаются:

а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, если собственник объекта является юридическим лицом;

б) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности на объект (свидетельства о государственной регистрации права или выписки из Единого государственного реестра недвижимости), если право собственности на недвижимую вещь зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

в) документы, содержащие описание объекта, в том числе кадастровый паспорт (выписка из государственного реестра недвижимости) или технический паспорт (при наличии), если право собственности на объект не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

г) копии правоустанавливающих документов на объект, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

3.4. Копии указанных правоустанавливающих документов могут быть удостоверены нотариально. В иных случаях представляются подлинники правоустанавливающих документов и на копии правоустанавливающих документов должностное лицо главного управления должно сделать надпись об их соответствии подлинникам и указать дату, свою фамилию и инициалы. Надпись заверяется подписями указанного должностного лица и собственника, отказавшегося от права собственности на объект, а также печатью главного управления.

3.5. При подаче заявления граждане предъявляют паспорт, представители собственника — доверенность, заверенную нотариально.

3.6. При соответствии заявления об отказе от права собственности на объект настоящему Положению главное управление готовит проект постановления администрации города Тулы об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

Раздел 4. Принятие решения об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и его учет

4.1. Постановление об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект принимается администрацией города Тулы и является основанием для учета бесхозяйного объекта в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и для выполнения работ, связанных с учетом бесхозяйного объекта в Управлении Росреестра по Тульской области.

4.2. Постановление об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь принимается администрацией города Тулы и является основанием для учета брошенной вещи в Реестре бесхозяйного движимого имущества.

4.3. В течение 5 дней со дня принятия постановлений администрации города Тулы, указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения, главное управление передает в Комитет имеющиеся документы на бесхозяйный объект или брошенную вещь, в том числе заявление об отказе от права собственности на объект (при наличии).

4.4. Комитет осуществляет учет:

а) бесхозяйных объектов путем включения в Реестр бесхозяйного недвижимого имущества с указанием наименования, адреса (адресного ориентира), характеристик, описания технического состояния, функционального назначения, документации, на основании которой объект имеет признаки бесхозяйного;

б) брошенных вещей путем включения в Реестр бесхозяйного движимого имущества с указанием наименования, характеристик, описания технического состояния, функционального назначения, документации, на основании которой движимая вещь имеет признаки брошенной вещи.

4.5. Бесхозяйные объекты включаются в Реестр бесхозяйного недвижимого имущества и исключаются из него, брошенные вещи включаются в Реестр бесхозяйного движимого имущества и исключаются из него на основании постановлений администрации города Тулы в течение десяти дней.

Раздел 5. Постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных

5.1. Комитет в течение 30 дней со дня принятия постановления администрации города Тулы об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект заказывает техническую документацию, необходимую для постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области.

5.2. Комитет в течение 7 дней после получения технической документации подготавливает необходимые запросы:

а) в Управление Росреестра по Тульской области о зарегистрированных правах на объект;

б) в Государственное учреждение Тульской области «Областное БТИ» о наличии ранее зарегистрированных правах на объект;

в) в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о наличии объекта в реестре имущества Тульской области;

г) в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности.

5.3. После получения ответов на указанные запросы Комитет в течение 7 дней обращается в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет.

5.4. К заявлению прилагаются документы, определенные пунктом 30 Правил представления документов, направляемых или представляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532.

5.5. После постановки объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области Комитет получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного.

5.6. Копию выписки Комитет направляет в главное управление по месту нахождения бесхозяйного объекта, а также в органы администрации города Тулы, к сфере деятельности которых относится бесхозяйный объект.

Раздел 6. Обеспечение сохранности, содержания и эксплуатации бесхозяйного имущества

6.1. Обеспечение сохранности, содержания и эксплуатации бесхозяйного имущества осуществляется на основании постановлений администрации города Тулы и заключаемых в соответствии с ними договоров.

6.2. Обеспечение сохранности, содержания и эксплуатации бесхозяйного имущества может быть определено в постановлениях администрации города Тулы об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь либо в последующих постановлениях администрации города Тулы. При этом проекты постановлений администрации города Тулы в отношении бесхозяйного имущества коммунального комплекса, в том числе водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации, очистки сточных вод, электро-, тепло- и газоснабжения, связи, утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов, готовятся управлением городского хозяйства администрации города Тулы, в отношении иного бесхозяйного имущества — Комитетом.

6.3. Расходы на содержание бесхозяйного имущества финансируются за счет средств бюджета города Тулы, если иное не предусмотрено действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», либо договором, в том числе концессионным соглашением.

6.4. В постановлении администрации города Тулы указываются:

а) эксплуатирующая организация;

б) орган администрации города Тулы, передающий бесхозяйное имущество;

в) указание органу администрации города Тулы заключить договор с эксплуатирующей организацией, если предусматривается финансирование из бюджета города Тулы.

6.5. Собственник, отказавшийся от права собственности на бесхозяйный объект, несет бремя его содержания до регистрации права муниципальной собственности.

Раздел 7. Оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество

7.1. По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области Комитет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

На основании вступившего в законную силу решения суда Комитет в установленном порядке осуществляет государственную регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

7.2. На основании постановления администрации города Тулы об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь Комитет обращается в суд с требованием о признании ее бесхозяйной.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием возникновения права муниципальной собственности на брошенную вещь.

7.3. Если в срок до вступления в силу решения суда объявляется собственник бесхозяйного имущества, доказывание права собственности на него лежит на данном собственнике.

7.4. Постановление администрации города Тулы о праве муниципальной собственности на брошенную вещь является основанием возникновения права муниципальной собственности на нее.

Раздел 8. Расходы на оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество

8.1. Расходы на оформление права муниципальной собственности города Тулы на бесхозяйное имущество финансируются из средств бюджета города Тулы.

8.2. Если до признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество объявляется его собственник, администрация города Тулы вправе в судебном порядке взыскать с него расходы бюджета города Тулы на содержание бесхозяйного имущества, в том числе на изготовление необходимой технической документации.

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог. Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам. Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже. Эту проблему попытались решить законодатели. Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной. Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир. Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно. При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной. Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой. Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке. По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений. Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости. Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления. Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости. К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю. Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта. Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества. О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления. При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга). Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта. Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона. Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Бесхозяйный объект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *