Благотворительный фонд ГК

Хотим создать фонд, который будет помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не можем решить, какой фонд создавать: общественный, благотворительный или просто фонд. Чем они отличаются?

Хотим создать фонд, который будет помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не можем решить, какой фонд создавать: общественный, благотворительный или просто фонд. Чем они отличаются?

Ответ

Некоммерческие организации должны создаваться в определенной организационно-правовой форме и иметь закрепленный уставе предмет деятельности. В настоящее время в российском законодательстве существуют две правовые формы фондов: фонд и общественный фонд. Первый создается и действует в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно статье 7 указанного закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Второй является разновидностью общественного объединения, создается и действует в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и обладает рядом специфических признаков. Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Слово «благотворительный указывает не на правовую форму фонда, а на характер его деятельности. По виду деятельности фонд может быть благотворительным и может не быть таковым. Благотворительный фонд должен соответствовать нормам Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который наделяет благотворительные организации некоторыми дополнительными правами и налагает на них некоторые дополнительные обязанности и ограничения. Помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вполне укладывается в рамки благотворительной деятельности, поэтому вы можете создать:

Ø фонд,

Ø благотворительный фонд,

Ø общественный фонд,

Ø благотворительный общественный фонд.

Теоретически между фондом и общественным фондом существует целый ряд различий, однако на практике существенных различий не много.

С точки зрения источников формирования имущества, фонд и общественный фонд находятся в равных условиях — и тот и другой могут привлекать средства граждан и юридических лиц, российских и иностранных, могут зарабатывать средства самостоятельно, осуществляя предпринимательскую деятельность. С точки зрения формата деятельности, каждый из фондов может финансировать проекты и программы других организаций, но может и осуществлять собственные проекты (проводить семинары и тренинги, издавать книги, проводить различные мероприятия и т. д.). Общим для обоих фондов является условие, что фонд должен быть создан на основе имущественного взноса, однако в обоих случаях минимальный размер этого взноса не определен.

Существенное практические отличие состоит в том, что общественный фонд, являясь общественным объединением, обладает таким признаком, как территориальная сфера деятельности. Общественный фонд может быть местным (действует в пределах муниципального образования), региональным (в пределах субъекта Российской Федерации), межрегиональным (действует на территории по крайней мере двух субъектов Российской Федерации и имеет в них структурные подразделения) и общероссийским (действует на территории всей России и имеет структурные подразделения по крайней мере в половине всех субъектов Российской Федерации). Территория, в пределах которой общественный фонд осуществляет свою деятельность, обязательно указывается в его уставе, а слово «местный» («региональный» и т. д.) обязательно включается в название. За соблюдением этого требования устава внимательно следят не только органы Минюста, но и налоговые органы, потому что расходование средств общественного фонда на мероприятия, проходящие «за границами» его территории, считается нецелевым использованием.

В отличие от общественного фонда, «просто» фонд, т. е. созданный в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», территориальной сферы деятельности не имеет и поэтому может действовать где угодно. Если этот фактор важен для планирования будущей работы, надо его учесть. Например, фонд создается для помощи людям, проживающим в определенном городе, и в ближайшем будущем расширять сферу своей деятельность не планирует. Тогда можно создать общественный фонд с указанием «местный» или «региональный». Если же в планы учредителей входит помощь людям в самых разных точках страны, но о создании структурных подразделений речи не идет, лучше остановить свой выбор на организационно-правовой форме «фонд».

Фонд, созданный в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», может быть учрежден одним лицом или несколькими лицами. Число учредителей не ограничено. Учредителями могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные. Общественный фонд обязательно создается по инициативе не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица, однако это могут быть только общественные объединения. Учредители общественного фонда — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности. Это означает, что при принятии решений каждый учредитель обладает равным числом голосов, не зависящим от размера имущественного взноса учредителя.

Формирование органов управления фондом полностью определяется уставом. Законодательство не устанавливает количественного состава этих органов, не предъявляет никаких требований к их независимости. В отличие от Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» дает определение такого субъекта, как участник общественного объединения, в частности участник общественного фонда. Участниками общественного фонда могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного фонда и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Общественный фонд может, но не обязан иметь участников. Соответственно, имеются некоторые отличия в порядке формирования руководящих органов общественного фонда. Руководящий орган общественного фонда может быть сформирован (а) его учредителями, (б) участниками либо (в) совместно учредителями и участниками. Учредители формирует руководящий орган путем персональных назначений, а участники избирают его на съезде (конференции) или общем собрании. Совместное формирование руководящего органа заключается в том, что учредители рекомендуют съезду, конференции или общему собранию участников кандидатуры для избрания в руководящий орган. Выбор одного из трех вариантов формирования руководящего органа делают учредители, разрабатывая и утверждая устав фонда.

И фонд, и общественный фонд обязаны сформировать попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда должен осуществлять свою деятельность на общественных началах. Никаких требований к порядку формирования и деятельности попечительского совета закон не предъявляет, этот порядок полностью определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» не обязаны иметь контрольно-ревизионный орган (спорным является это утверждение для благотворительных фондов). Общественные фонды обязаны сформировать контрольно-ревизионный орган. И тот, и другой фонд должны проходить ежегодную аудиторскую проверку, если источниками образования их средств являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

Процедуры регистрации фонда и общественного фонда практически совпадают. Исключение составляют общероссийские общественные фонды, которые регистрируются не управлениями Минюста, а самим Минюстом. Отличаются объем и содержание отчетов (информации), которые обе формы фондов представляют в управления Минюста, но эти отличия не столь существенны, чтобы ориентироваться на них при выборе организационно-правовой формы.

Общественный фонд, не осуществляющий предпринимательской деятельности, представляет в налоговый орган бухгалтерскую отчетность один раз в год (а не каждый квартал) и в упрощенном составе. Однако в последнее время все больше НКО применяют упрощенную систему налогообложения, при которой бухгалтерская отчетность вовсе не сдается в налоговую инспекцию, так что этот фактор также не играет определяющей роли.

Возможно, при выборе организационно-правовой формы следует учесть не юридический, а имиджевый фактор. В российском законодательстве не выделяются частные или корпоративные фонды; в российской действительности существует множество фондов, созданных одним или двумя-тремя людьми, которые не внесли в этот фонд ни копейки. Здесь нет нарушений законодательства. И все-таки, если учредители планируемого фонда не в состоянии сами хотя бы частично финансировать его деятельность, лучше создавать общественный фонд. В слове «общественный» уже заложен призыв объединить усилия, помочь всем миром: «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

А. Толмасова,

юрист

Статья 123.17. Основные положения о фонде

СТ 123.17 ГК РФ

1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.

4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

5. Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 — 123.20-3 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет понятие фонда. Данное понятие почти тождественно понятию фонда, закрепленному в ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за исключением отнесения фонда к новому типу юридических лиц — некоммерческой унитарной организации.

Фундаментальным отличием фонда от других видов некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством РФ, является отсутствие членства. Фонд следует рассматривать в качестве своеобразного объединения имущества, а не объединения физических и (или) юридических лиц.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество (уставный капитал) фонда. Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность (а впоследствии обычно становятся его руководителями (должностными лицами) и начинают бесконтрольно распоряжаться собранным у иных лиц имуществом, как это нередко имело место при создании у нас первых благотворительных фондов). Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать <90>.
———————————
<90> Там же.

2. Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. Требования к содержанию устава фонда определяются положениями п. 2 комментируемой статьи. Необходимо обратить внимание, что согласно ст. 123.20 ГК РФ устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Кроме того, устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

3. Пункт 3 комментируемой статьи вводит запрет на реорганизацию фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 указанной статьи. Таким образом, законодатель запретил любую форму трансформации данного юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), за исключением негосударственных пенсионных фондов.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и ст. ст. 123.18 — 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Для практического применения указанных положений нужно учитывать, что согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ) фонд может создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества. В силу ч. 1 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.06.2015 N 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями данной статьи и статей 12 — 14 указанного Закона либо до истечения сроков, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ, регулируется положениями ФЗ от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» без учета изменений, внесенных ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ, с учетом особенностей, установленных ст. 11 и ст. ст. 12 — 14 ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом.

Положениями ч. ч. 2 и 3 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ предписано:

1) в срок до 01.01.2016 негосударственным пенсионным фондам, являющимся некоммерческими организациями и осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, преобразоваться в негосударственные пенсионные фонды, являющиеся акционерными обществами, или ликвидироваться;

2) в срок до 01.01.2019 негосударственным пенсионным фондам, являющимся некоммерческими организациями и не осуществляющим деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, преобразоваться в акционерные пенсионные фонды или ликвидироваться.

Согласно ч. 4 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ с 01.01.2016 запрещается осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию некоммерческими пенсионными фондами. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иски о ликвидации негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями и не завершивших реорганизации в форме преобразования в акционерные пенсионные фонды к дате, на которую такие фонды подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды и которая определена в настоящей статье.

Со дня вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ (см. ч. 5 ст. 11 данного Закона):

1) реорганизация негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, допускается только путем их присоединения, преобразования в акционерные пенсионные фонды, а также путем выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в акционерный пенсионный фонд;

2) негосударственные пенсионные фонды, являющиеся некоммерческими организациями, которым Банком России до дня вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ выданы согласования на проведение реорганизации фонда (фондов) в форме разделения или выделения, должны завершить реорганизацию до 01.07.2014.

5. ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в п. 4 ст. 7 закрепляет, что особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах, см., например:

— ЖК РФ (см. ст. 178);

— ФЗ от 16.10.2012 N 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» (см. ст. 2 и др.);

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (см. ст. 11);

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (см. ст. 7 и др.);

— ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (см. ст. 7);

— ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (см. ст. 10).

6. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2016 N Ф09-4104/16 по делу N А76-10417/2015 (о взыскании долга по договорам о предоставлении субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами);

— Апелляционное определение Московского городского суда от 24.11.2015 по делу N 33-37648/2015 (о ликвидации фонда);

— Апелляционное определение Тульского областного суда от 30.07.2015 по делу N 33-2234/2015 (об оспаривании отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации).

Понятие, структура и правовое регулирование некоммерческих фондов

22.04.2019

Благотворительный фонд, подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного ФЗ «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Основным законом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ. Данный Закон является определяющим деятельность многих субъектов: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций — благотворительных. Особенности создания, деятельности фондов отдельных видов и порядок управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
В соответствии с Законом, под бескорыстностью понимается не только оказание поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе. Добровольность подразумевает, что никто не может быть принужден оказывать благотворительную помощь или осуществлять благотворительную деятельность.
Даже государственные органы и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в предусмотренных Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях формах» (ст. 18 Закона). Таким образом, и на органы власти не возложена обязанность оказывать содействие участникам благотворительной деятельности.
Следует различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условиях оказания таких услуг. Благотворительная деятельность не связана напрямую с рекламной деятельностью.
Статья 17 Закона определяет одно из важнейших понятий, которое является основополагающим для деятельности благотворительной организации, — понятие благотворительной программы, под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям благотворительной организации.
Благотворительная программа является одним из основных документов, позволяющих благотворительной организации вести планирование и учет своей финансовой деятельности.
Для этих целей благотворительная программа включает в себя смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов средств, полученных благотворительной организацией в течение финансового года от внереализационных операций учрежденных ею хозяйственных обществ и разрешенной законом предпринимательской деятельности. Указанное ограничение не относится к долгосрочным (реализуемым в течение нескольких лет) благотворительным программам. При реализации таких программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.
Благотворительный фонд является одним из видов фонда как формы юридического лица. Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса, фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т.е. не имеет членства. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами, к которым и относятся фонды.
Аналогичное определение понятия фонда содержится и в статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях». На практике благотворительные цели неразрывно связаны с реализацией различных социальных, общественно полезных целей. Практика показывает, что многие благотворительные фонды в России, в частности, ориентированы на сферу здравоохранения (прежде всего на оказание помощи тяжелобольным детям). Гораздо меньше благотворительных фондов связано, например, со сферой науки и образования.

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ.

В качестве учредителей фондов могут выступать полностью дееспособные граждане Российской Федерации, и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Иностранные граждане или лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации также могут выступать в качестве учредителя фонда. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество фонда. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать.
Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев,предусмотренных пунктом 4 статьи 123.17 (реорганизация негосударственных пенсионных фондов) Гражданского кодекса Российской Федерации.
Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления фонда, порядок принятия ими решений и выступления от имени фонда устанавливаются уставом фонда в соответствии с действующим законодательством.

Порядок управления фондом определяется его уставом

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному
одобрению попечительского совета фонда под страхом признания ее недействительной.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Не допускается участие благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие некоммерческие организации.
Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями фонд вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности, соответствующей целям фонда и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.Предпринимательская деятельность обязана полностью соответствовать целям фонда

К целям благотворительной деятельности отнесены:

  • социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения.

Порядок создания и регистрации благотворительного фонда

Порядок создания благотворительного фонда регулируется федеральными законами. В качестве учредителей благотворительного фонда могут выступить физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут являться учредителями благотворительной организации любой формы, в том числе фонда.
Благотворительный фонд, как разновидность некоммерческой организации, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно административному регламенту предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (с изм.), решение о государственной регистрации благотворительного фонда принимается на уровне территориальных органов Минюста России. Центральный аппарат данного министерства принимает решение о государственной регистрации в отношении отделений международных организаций и иностранных организаций.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации благотворительного фонда как некоммерческой организации, а также иных предусмотренных законом сведений осуществляется ФНС России на основании принимаемого Минюстом России (его территориальным органом) решения о государственной регистрации.
Законодательством предусмотрен закрытый перечень документов, необходимых для государственной регистрации фонда. К ним, в частности, относятся: заявление; устав; решение о создании фонда и об утверждении устава; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения о месте нахождения постоянно действующего органа фонда; документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании фонда имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.
Согласно статье 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию благотворительного фонда взимается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб. Учредителями фонда утверждается устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Определение направлений деятельности фонда

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда, в частности, относятся: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом.
Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.), а также может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление).
На попечительский совет возлагается осуществление надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Действующее законодательство ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами. Такие изменения могут вноситься высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.
Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

Имущество и бухгалтерский учет фонда

Имущество фонда, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Благотворительный фонд обязан вести бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством.

Отчеты, представляемые некоммерческими благотворительными организациями

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в Управление документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства в сроки и по формам, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (далее — Постановление № 212) и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее — Приказ № 170) некоммерческая организация обязана ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, представить в Управление информацию по формам № ОН0001 и № ОН0002, утвержденным Приказом № 170.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в Управление заявление, подтверждение их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Отчеты, представляемые благотворительными организациями

Кроме представления отчетов, указанных выше, согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) благотворительная организация ежегодно представляет в Управление отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона № 135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований Федерального закона № 135-ФЗ, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
Публикация отчетов

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Минюст России в свою очередь должен обеспечить открытый доступ к полученным им ежегодным отчетам благотворительной организации. Согласно приказу Минюста России от 7.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», соответствующие отчеты и сообщения должны размещаться на информационных ресурсах в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Дополнительно указанные отчеты и сообщения могут быть размещены непосредственно на сайте некоммерческой организации и иных сайтах в сети Интернет. В настоящее время такая информация представлена в разделе «Отчеты некоммерческих организаций» на информационном портале Минюста России.
На благотворительную организацию законом также возлагается обязанность обеспечения открытого доступа к своим ежегодным отчетам. Средства, которые затрачиваются на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда не могут составлять коммерческую тайну. Контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов возлагается на налоговые органы.
Благотворительная организация несет предусмотренную законодательством ответственность. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также законодательству, Минюст России (его территориальные органы) направляет ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в суде. При неоднократном предупреждении в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.
Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение требований законодательства, подлежат взысканию в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации и должны быть использованы на благотворительные цели в порядке, установленном муниципальными органами социальной защиты.
Споры между благотворительной организацией и гражданами, касающиеся использования перечисленных данными лицами на благотворительные цели средств, подлежат рассмотрению в суде.
Благотворительная деятельность может осуществляться путем поддержки действующей благотворительной организации. В этой связи следует упомянуть о так называемых фандрайзинговых благотворительных фондах, которые привлекают внешние ресурсы для благотворительных целей.
Для устранения рисков мошеннических действий гражданам и юридическим лицам, собирающимся выступить в качестве благотворителей, важно убедиться в том, что переданные ими средства будут перечислены именно на благотворительные цели в реально существующую благотворительную организацию. С целью проверки данных обстоятельств можно воспользоваться соответствующими информационными ресурсами.

Законодательство Российской Федерации предусматривает также особый порядок ликвидации фондов.

С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке.

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность
получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей
фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения
требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за
исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества
учредителям фонда.

По данным Российских статистических ежегодников за 2017 и 2018 годы, численность зарегистрированных в России благотворительных фондов составила: на конец 2016 года – 7952, из них зарегистрировано в 2016 году – 1038; на конец 2017 года – 8549, из них зарегистрировано в 2017 году – 1074.

Поделиться в социальных сетях:

Благотворительный фонд ГК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *