Бытовые потребители электроэнергии

бытовые нужды

Смотреть что такое «бытовые нужды» в других словарях:

  • газ, расходуемый на бытовые нужды — коммунальный газ — Тематики энергетика в целом Синонимы коммунальный газ EN domestic gas … Справочник технического переводчика

  • коммунальный газ (расходуемый на бытовые нужды) — — Тематики нефтегазовая промышленность EN domestic gas … Справочник технического переводчика

  • норма водопотребления на коммунально-бытовые нужды — — Тематики энергетика в целом EN domestic water allowance … Справочник технического переводчика

  • потребление (энергии) на бытовые нужды — — Тематики энергетика в целом EN domestic useresidential use … Справочник технического переводчика

  • Производственные (собственные) нужды организаций — 5.8. Производственные (собственные) нужды расход воды, тепла, электроэнергии, газа на организацию технологического процесса производства и транспортировки услуг, а также на хозяйственно бытовые нужды организаций… Источник: Приказ Росстата от 20 … Официальная терминология

  • ФИНАНСЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И В СССР — Финансы в дореволюционной России. Финанс. х во в Др. Руси начало складываться вместе с появлением гос ва (см. Киевская Русь). Осн. источн. доходов княжеской власти в 9 12 вв. были дань, различные пошлины и натуральные повинности населения.… … Советская историческая энциклопедия

  • Городское хозяйство — комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся Жилищное хозяйство,… … Большая советская энциклопедия

  • Тулугановский сельсовет — Муниципальное образование Тулугановский сельсовет Володарского района, Астраханской области 1. Административно территориальное деление: Муниципальное образование Володарский район состоит из одного поселения с. Тулугановка. 2. Исполнительный… … Википедия

  • ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ — воды в жидком, твердом и газообразном состоянии и их распределение на Земле. Они находятся в естественных водоемах на поверхности (в океанах, реках, озерах и болотах); в недрах (подземные воды); во всех растениях и животных; а также в… … Энциклопедия Кольера

  • ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ — воды, пригодные для использования в хозяйстве. Особенно важны ре­сурсы пресной воды, которая составляет менее 3% общего объема гидросферы. Запасы доступной пресной воды распределены крайне неравномерно: в Африке только 10% населения обеспечены… … Географическая энциклопедия

  • Индонезия — Республика Индонезия Republik Indonesia … Википедия

Энергосбережение в быту: 38 способов

Тот, кто научился экономить электроэнергию, воду, тепло, газ в своей квартире, лучше понимает необходимость энергосбережения в многоквартирном доме и на работе.

Приведем пример с расходом воды в одном из областных центров центральной России. В этом городе существует три норматива пользования водой. Минимальная обоснованная санитарная норма водопотребления для естественных нужд и поддержания чистоты — 30 литров в сутки на человека. Для жителей, пользующихся водоразборными колонками на улице норматив водопотребления 50 литров в сутки на человека. Для жителей, живущих в многоквартирных домах с горячей и холодной водой норматив водопотребления 420 литров в сутки на человека.

Цены на воду были повышены и по городу прокатилась волна установки водосчетчиков в квартирах. После установки счетчиков люди стали себя ограничивать, не меняя повседневных привычек. В результате учитываемое потребление воды составило 100-110 литров в сутки на человека. Окупаемость установки счетчиков составила 3-6 месяцев. Это значит, что затем потребитель начинает платить в 2-3 раза меньше. Приведенная ситуация — норма практически для всех городов.

Примеров таких масса, и не только по воде. В основе любой экономии воля к искоренению вредных привычек транжирства и учет. Но поговорим подробнее о способах энергосбережения в быту.

Экономия тепла

Наша страна северная и утеплять свое жилище — нормальное явление. Есть несколько простых способов утепления:

  1. Заделка щелей в оконных рамах и дверных проемах. Для этого используются монтажные пены, саморасширяющиеся герметизирующие ленты, силиконовые и акриловые герметики и т.д. Результат — повышение температуры воздуха в помещении на 1-2 градуса.
  2. Уплотнение притвора окон и дверей. Используются различные самоклеющиеся уплотнители и прокладки. Уплотнение окон производится не только по периметру, но и между рамами.Результат — повышение температуры внутри помещения на 1-3 градуса.
  3. Установка новых пластиковых или деревянных окон с многокамерными стеклопакетами. Лучше если стекла будут с теплоотражающей пленкой, и в конструкции окна будут предусмотрены проветриватели. Тогда температура в помещении будет более стабильной и зимой и летом, воздух будет свежим и не будет необходимости периодически открывать окно, выбрасывая большой объем теплового воздуха. Результат — повышение температуры в помещении на 2-5 градусов и снижение уровня уличного шума.
  4. Установка второй двери на входе в квартиру (дом). Результат — повышение температуры в помещении на 1-2 градуса, снижение уровня внешнего шума и загазованности.
  5. Установка теплоотражающего экрана (или алюминиевой фольги) на стену за радиатор отопления. Результат — повышение температуры в помещении на 1 градус.
  6. Старайтесь не закрывать радиаторы плотными шторами, экранами, мебелью — тепло будет эффективнее распределяться в помещении.
  7. Закрывайте шторы на ночь. Это помогает сохранить тепло в доме.
  8. Замените чугунные радиаторы на алюминиевые. Теплоотдача этих радиаторов на 40-50% выше. Если радиаторы установлены с учетом удобного съема, имеется возможность регулярно их промывать, что так же способствует повышению теплоотдачи.
  9. Остекление балкона или лоджии эквивалентно установке дополнительного окна. Это создает тепловой буфер с промежуточной температурой на 10 градусов выше, чем на улице в сильный мороз.

Не редкость, когда есть проблема не с недостатком тепла, а с его избытком. В связи с этим планируется начиная с 2012 года приступить к установке поквартирных теплосчетчиков. Это вынудит жителей регулировать температуру не форточкой, а вентилями-термостатами, установленными на радиаторы.

Экономия электрической энергии

  1. Замените обычные лампы накаливания на энергосберегающие люминисцентные. Срок их службы в 6 раз больше лампы накаливания, потребление ниже в 5 раз. За время эксплуатации лампочка окупает себя 8-10 раз.
  2. Применяйте местные светильники когда нет необходимости в общем освещении.
  3. Возьмите за правило выходя из комнаты гасить свет.
  4. Отключайте устройства, длительное время находящиеся в режиме ожидания. Телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры в режиме ожидания потребляют энергию от 3 до 10 Вт. В течение года 4 таких устройства, оставленные в розетках зарядные устройства дадут дополнительный расход энергии 300-400 КВт*час.
  5. Применяйте технику класса энергоэффективности не ниже А. Дополнительный расход энергии на бытовые устройства устаревших конструкций составляет примерно 50%. Такая бытовая техника окупится не сразу, но с учетом роста цен на энергоносители влияние экономии будет все больше. Кроме того, такая теника, как правило, современнее и лучше по характеристикам.
  6. Не устанавливайте холодильник рядом с газовой плитой или радиатором отопления. Это увеличивает расход энергии холодильником на 20-30%
  7. Уплотнитель холодильника должен быть чистым и плотно прилегать к корпусу и дверце. Даже небольшая щель в уплотнении увеличивает расход энергии на 20-30%.
  8. Охлаждайте до комнатной темпетатуры продукты перед их помещением в холодильник.
  9. Не забывайте чаще размораживать холодильник.
  10. Не закрывайте радиатор холодильника, оставляйте зазор между стеной помещения и задей стенкой холодильника, чтобы она могла свободно охлаждаться.
  11. Если у Вас на кухне электрическая плита, следите за тем, что бы ее конфорки не были деформированы и плотно прилегали к днищу нагреваемой посуды. Это исключит излишний расход тепла и электроэнергии. Не включайте плиту заранее и выключайте плиту несколько раньше, чем необходимо для полного приготовления блюда.
  12. Кипятите в электрическом чайнике столько воды,сколько хотите использовать.
  13. Применяйте светлые тона при оформлении стен квартиры. Светлые стены, светлые шторы, чистые окна, разумное количество цветов сокращают затраты на освещение на 10-15%.
  14. Записывайте показания электросчетчиков и анализируйте каким образом можно сократить потребление.
  15. В некоторых домах компьюетр держат включенным постоянно. Выключайте его или переводите в спязий режим, если нет необходимости в его постоянной работе. При непрерывной круглосуточной работе компьютер потребляет в месяц 70-120 кВт*ч в месяц. Если непрерывная работа нужна, то эффективнее для таких целей использовать ноутбук или компьютер с пониженным энергопотреблением (процессоры семейства Atom).

В целом вполне реально сократить потребление электроэнергии на 40-50% без снижения качества жизни и ущерба для привычек.

Экономия воды

  1. Установите счетчики расхода воды. Это будет мотивировать к сокращению расходования воды.
  2. Устанавливайте рычажные переключатели на смесители вместо поворотных кранов. Экономия воды 10-15% плюс удобство в подборе температуры.
  3. Не включайте воду полной струей. В 90% случаев вполне достаточно небольшой струи. Экономия 4-5 раз.
  4. При умывании и принятии душа отключайте воду, когда в ней нет необходимости.
  5. На принятие душа уходит в 10-20 раз меньше воды, чем на принятие ванны.
  6. Существенная экономия воды получется при применении двухкнопочных сливных бачков.
  7. Необходимо тщательно проверить наличие утечки воды из сливного бачка, которая возникает из за старой фурнитуры в бачке. Заменить фурнитуру дело копеечное, а экономия воды внушительная. Через тонкую струйку утечки вы можете терять несколько кубометров воды в месяц.
  8. Проверьте как работает «обратка» на подаче горячей воды. Если нет циркуляции при подаче, то Вы будете вынуждены прокачивать воду через стояки соседей до тех пор, пока не получите ее горячей в своей квартире. Разумеется при этом дорогая «горячая» вода просто сливается в канализацию.

Посетитель сайта рекомендует дополнительно: (спасибо!)

Экономия в ванной

  1. Не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов. Старайтесь включать его в начале и конце процедуры. Может быть Вы даже приобрете жидкость для поласкания полости рта. Это позволит на сэкономленные деньги поберечь здоровье Ваших зубов.
    Экономия: 15 литров воды в минуту (757 литров в неделю) при 4-х членах семьи.
  2. Выключайте кран во время бритья. Небольшая мисочка поможет вам сполоснуть бритву и сэкономить Ваши деньги.
    Экономия на одного человека: 380 литров в неделю.
  3. Сократите время пребывания в душе до 5-7 минут.
    Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме душа.
  4. Во время приема душа не обязательно оставлять поток воды постоянно максимальным. Пользуйтесь максимальным напором в моменты ополаскивания и смывания пены.
    Экономия на одного человека: до 20 литров воды при каждом приеме душа.
  5. Заполняйте ванну на 50 — 60%.
    Экономия на одного человека: до 20 литров воды при каждом приеме ванны.

Экономия на кухне:

  1. При ручной мойке посуды, заполняйте одну из раковин (либо иную емкость) водою смешанной с моющим средством. Затем ополаскивайте, обработанную моющим средством, посуду в другой раковине под небольшим напором теплой воды.
    Экономия на одного человека: до 60 литров воды в день.
  2. Используйте посудомоечную машину по возможности при её полной загрузке.
    Экономия на одного человека: до 60 литров воды при каждом использовании.
  3. Мойте овощи и фрукты в наполненной водой раковине при выключенном кране.
    Экономия на одного человека: до 10 литров воды в день.
  4. Не пользуйтесь водой для размораживания мясных продуктов. Вы можете разморозить их, оставив на ночь в холодильнике.
    Экономия на одного человека: до 10 литров воды в день.

В целом сокращение потребления воды в 4 раза задача вполне реализуемая и малозатратная.

Экономия газа

Экономия газа прежде всего актуальна, когда установлены счетчики газа в квартирах, где есть индивидуальные отопительные пункты, и в частных домах с АОГВ. В этом случае все меры по экономии тепла и горячей воды приводят к экономии газа.

В то же время при приготовлении пищи также имеются возможности сэкономить газ.

  1. Пламя горелки не должно выходить за пределы дна кастрюли, сковороды, чайника. В этом случае Вы просто греете воздух в квартире. Экономия 50% и более.
  2. Деформированное дно посуды приводит к перерасходу газа до 50%;
  3. Посуда, в которой готовится пища должна быть читой и не пригоревшей. Загрязненная посуда требует в 4-6 раз больше газа для приготовления пищи.
  4. Применяйте экономичную посуду, эти качества обычно рекламирует производитель. Самые энергоэкономичные изделия из нержавеющей стали с полированным дном, особенно со слоем меди или алюминия. Посуда из алюминия, эмалированная, с тефлоновым покрытием весьма не экономичны.
  5. Рекомендуется устанавливать прокладки из алюминиевой фольги под горелку. В этом случае плита не так греется и пачкается, а газ используется экономичнее.
  6. Дверца духовки должна плотно прилегать к корпусу плиты и не выпускать раскаленный воздух.

В целом, просто экономное использование газа дает сокращение его потребления в 2 раза, использование предлагаемых мер примерно в 3 раза.

Коваль Сергей Петрович

Как провести расчет потребления электроэнергии бытовыми приборами

Электроэнергия – это одна из самых затратных частей семейного бюджета. От электричества работают все приборы, без которых современный человек не представляет свою жизнь – осветительные устройства, бытовая техника, электроника. Для экономии средств нужно уметь рассчитывать, сколько потребляет то или иное устройство и сколько владелец однокомнатной или многокомнатной квартиры должен за него платить. Для произведения расчета нужно понимать, что такое мощность, и уметь ее определять. Сколько в среднем электроэнергии потребляет квартира, будет определяться от типа устройства, времени его использования и других важных параметров.

Как производить расчет электроэнергии от бытовых приборов

Чтобы вычислить потребление энергии электроприборами, нужно посчитать их суммарную мощность

Умение определить мощность техники является обязательным для каждого жильца дома. От умения рассчитывать электроэнергию и определять нагрузку прибора зависит не только финансовая составляющая, но и безопасность жилья. В случае подсоединения слишком мощного устройства в розетку, не рассчитанную на данную нагрузку и превышающую указанное ограничение, может произойти возгорание.

Мощность можно найти в коробке из-под устройства или в документации к нему. Она указывается в Ваттах (Вт, W). По указанной мощности можно найти потребление электроэнергии. Для этого нагрузка умножается на длительность работы электроприбора в часах.

Расчет основных потребителей электроэнергии

В каждом доме используется самая разная бытовая техника – от электронных часов до посудомоечных машин. Все они потребляют электричество, и нужно уметь рассчитывать значения для питания от однофазной или трехфазной сети. Итоговая сумма будет зависеть от норматива и тарифа, установленного в стране.

Стиральная машина

Это устройство относится к мощным бытовым приборам. Средняя мощность составляет 2000 Вт. За один раз машина работает около полутора часов. Соответственно, за одну стирку будет потребляться 2000×1,5=3000 Вт энергии или 3 кВт. Это число умножается на количество стирок. Например, человек совершает 10 стирок за месяц – машина будет использовать 3*10=30 кВт электроэнергии. При умножении на тариф получится стоимость, которую владелец должен заплатить поставщику услуг.

Потребление энергии также будет считаться в зависимости от массы белья и выбранного режима. От этих показателей зависит и время работы прибора. Существенная часть энергии уходит на нагрев воды.

Компьютер и ноутбук

Стационарный компьютер состоит из блока питания и монитора. Каждый потребляет свой объем электроэнергии, поэтому необходимая для работы мощность будет равняться их сумме. В среднем для блока питания требуется 350-550 Вт. Нагрузка зависит и от выполняемых программ. В случае переписки в социальных сетях энергопотребление будет минимальным, а при работе в сложных графических программах – максимальным. Монитору для работы требуется около 80 Вт энергии в зависимости от его размеров. Поэтому средняя мощность составит примерно 0,5 кВт*ч.

Ноутбук потребляет меньше энергии, так как задействован только блок питания. Среднее энергопотребление составит 0,05-0,1 кВт*

Телевизор

Как и в случае монитора компьютера, энергопотребление телевизора зависит от размеров экрана. Влияние оказывает и конструкция устройства. Старые телевизоры, работающие от электронно-лучевой трубки, требует 60-100 Вт, ЖК модели около 150-250 Вт, плазменные – 300-400 Вт.

Работа в режиме ожидания также требует энергии. Это связано с тем, что на экране будет гореть красный огонек, для которого также требуется питание. Для устройств на основе электронно-лучевой трубки требуется 2-3 Вт, для современных телевизоров 4-6 Вт.

Холодильник

Это устройство, которое работает без перерыва 24 часа в сутки семь дней в неделю. Но в зависимости от времени года количество необходимой электроэнергии будет различно. Зимой для работы требуется примерно в 2 раза меньше электричества, чем летом.

Холодильники разделяются на классы по потреблению энергии. Изделия с низким энергопотреблением тратят энергию, примерно равную объему прибора в литрах. На прибор с объемом 250 литров в среднем за год нужно 250 кВт. Точное значение можно найти в документации к холодильнику.

Чайник, утюг, плита

Электрический чайник в среднем требует 1,5-2,5 кВт*ч энергии. Вода нагревается примерно за 4 минуты, т.е. эта энергия будет потрачена за 15 раз. Примерно такую мощность потребляет и утюг, но она зависит от режима работы. Максимальная нагрузка требуется для первоначального нагрева. Электрическая плита относится к мощным устройствам, для ее работы требуется примерно 3 кВт*ч энергии.

Микроволновая печь

Количество потребляемой электроэнергии зависит от объема, оснащения, режимов работы. Для быстрого разогрева требуется 0,9 кВт*ч, для разморозки 0,2-0,4 кВт*ч. Объем еды также влияет на мощность – на большую порцию потребуется большая нагрузка.

Тёплый пол

Расход электричества для теплого пола зависит от типа и качества теплоизоляции, режима работы, размеров комнаты, климатических условий, вида покрытия и других важных критериев. Если пол является единственным и основным источником отопления, то на 1 квадратный метр будет тратиться около 0,2 кВт*ч энергии. Для поддержки комфортной температуры в помещении будет израсходовано 0,1-0,16 кВт*ч электроэнергии на 1 кв.м. Для расчета месячных затрат на теплый пол следует умножить расход на 1 кв.м. на площадь комнаты, время работы и количество суток в месяц. Для более точного определения можно воспользоваться ваттметром. Его присоединяют к розетке и к электроприемнику.

Энергопотребление электрической системы отопления

Подачу тепла в частный коттедж или дома СНТ организует центральный электрический котел. Это устройство часто используют владельцы небольших по площади домов. На затратность индукционного прибора влияют следующие показатели:

  • Характеристики электрокотла. К ним относятся мощность изделия, время работы, число контуров, объем бака.
  • Характеристики отопительного контура. Число носителей, их виды и индивидуальные параметры.
  • Параметры здания. Количество комнат, площадь, материал стен и пола, качество теплоизоляции.
  • Климатические условия и время года.

Расчет потребляемой электроэнергии производится по следующему образцу:

  • Первый пункт – узнается мощность котла. Данные об этом параметре можно узнать в паспорте приборы.
  • Мощность следует умножить на количество часов в сутки, в которые работает котел.
  • Суточная норма умножается на число дней в месяце, когда котел работает. Зимой он функционирует круглосуточно, а летом количество рабочих дней может равняться нескольким единицам.
  • Полученное среднесуточное число делится пополам для учета средней тепловой нагрузки и электропотребления.

Сэкономить средства можно при помощи установки автоматизированной системы. Она будет осуществлять контроль работы устройства и удельный расход электроэнергии, а также задействовать его только в тех случаях, когда температура будет ниже установленной нормы. В качестве регулирующих устройств выступают комнатный термостат с программируемым контроллером, которые производят измерение используемых киловатт.

Расход электроэнергии на освещение

Освещение – это важная часть расходов электроэнергии, которую можно сократить. Перед тем как посчитать электроэнергию от светильников, нужно узнать, какие лампочки используются. Классические лампы накаливания требуют большую мощность для работы и являются экономически невыгодным источником света. Чтобы уменьшить траты, повысить эффективность, коэффициент полезного действия и срок службы, рекомендуется поменять обычные лампы на светодиодные. Стоимость одного изделия достаточно высока, но она быстро окупается в процессе эксплуатации благодаря длительному сроку службы, малому потреблению электричества и высокой энергоэффективности. К тому же они полностью безопасны и не содержат в своем составе вредных компонентов, поэтому являются экономически выгодными для создания осветительной группы.

Способы подсчета среднего расхода электроэнергии

Рассчитать потребляемое электричество можно разными методами.

  • Снятие годовых показателей счетчика и высчитывание по полученному значению среднемесячного расхода.
  • По мощности, силе тока, напряжению каждого бытового прибора.

Подсчеты можно производить при помощи онлайн-калькуляторов. Программа выполнит все необходимые расчеты и поможет разработать систему оптимизации растрат на электричество.

Чтобы рассчитать по счетчику электроэнергию, кВт-часы, указанные в предыдущих показаниях, нужно вычесть из текущего значения счетчика, не учитывая цифру после запятой.

Рекомендации энергосбережению и увеличению энергоэффективности

Оптимизация затрат является важной задачей для каждого хозяина дома или квартиры. Только после анализа таблиц расхода электроэнергии владелец будет знать слабые места в системе энергоснабжения. Обычно наибольшие показатели по мощности показывают холодильник и светильники. Чтобы понизить траты, нужно приобрести лампочки с меньшим потреблением электричества и чаще использовать естественный свет.

По возможности можно поменять холодильник на устройство с низким энергопотреблением. Если такой возможности нет, рекомендуется отодвинуть устройство от стены. Это позволит улучшить вентиляцию пространства рядом с компрессором, из-за чего холодильник не будет нагреваться.

Дневное использование энергии обычно дороже, чем ночное. По этой причине следует часть задач оставить на ночь при многотарифной системе.

Конспект по обществознанию на тему: «Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения».

Тема: «Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения».

Цели урока:

  1. Обучающая – сформировать представление учащихся о рациональном потребителе и способах защиты его прав; познакомить учащихся с основными доходами и расходами семьи, реальным и номинальным доходом; рассмотреть понятие сбережения; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.

  2. Развивающая – умения учащихся анализировать полученную информацию и выделять главное, развитие памяти, внимания, расширение экономического кругозора.

  3. Воспитывающая — формирование правильного отношения к труду и ответственности к выбору будущей профессии, воспитание дисциплинированности и экономической грамотности.

Форма обучения: фронтальная

Форма организации обучения: лекция

Тип урока: сообщение новых знаний с применением информационных технологий

Методы обучения:

— по способу передачи и восприятия – лекция с элементами беседы

— по способу познавательной деятельности учащихся – восприятие и осмысление новых знаний

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя, школьная доска, раздаточный материал, слова учителя.

Ход урока

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка внешнего состояния кабинета. Проверка готовности к уроку: наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей. Проверка посещаемости по журналу. Проверка рабочей позы и внешнего вида учеников.

2) Всесторонняя проверка знаний учеников

3) Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала

Студенты получают информацию об изучении новой темы. Записывается тема урока. Для усвоения материала необходимо знать, кто является рациональным потребителем, как он может защитить свои права; что такое основные доходы и расходы семьи, реальный и номинальный доход, сбережения.

4) Усвоение новых знаний

Записывается план:

  1. Рациональный потребитель.

  2. Защита прав потребителя.

  3. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения

В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в конспектах:

Вопрос 1. «Рациональный потребитель»

Скажите, как вы думаете, кто такой потребитель? (выслушиваются ответы учащихся).

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли (студенты записывают определение в тетради).

Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности.

Как вы думаете, кто является рациональным потребителем? (выслушиваются ответы учащихся).

Рациональный потребитель – это тот потребитель, который извлекает максимальную полезность от потребления товаров и услуг (студенты записывают определение в тетради).

Т.е. это тот, кто свои траты и возможности рассчитывает так, что бы на все хватило. Например, если есть 500 руб. , а вам нужен билет в кино, сходить в кафе и купить новые джинсы, то делаете выбор более необходимого, отказываясь от того, что на данный момент нужно меньше всего.

На прошлом занятии мы рассматривали типы экономических систем. Какие? (выслушиваются ответы учащихся). Так вот в каждой экономической системе потребитель играет разную роль. Об этом мы сейчас и поговорим.

1)Традиционная экономика: потребитель играет незначительную роль, поскольку вопросы что, в каком количестве и как потреблять, определяют обычаи. (например, здесь принято потреблять летом растительную пищу, а скотину рубить к зиме)

2)В командной экономике самыми важными потребителями выступают глава государства и его окружение. Как вы это понимаете? (выслушиваются ответы учащихся). Они имеют возможность удовлетворять свои желания, как хотят, в то время как простой народ получает лишь самое необходимое. Так в экономике СССР производство было направлено на тяжёлую промышленность, а не на потребительские товары, потому, что оно создавало огромную военную мощь, с которой были вынуждены считаться все страны мира. Это же удовлетворяло потребность советского руководства в престиже и власти. Потребителю же предлагался очень ограниченный ассортимент продукции в количестве, не удовлетворяющем его потребности.

3)Рыночная экономика: потребитель играет огромную роль, потому что всё, что в ней производится, должно быть кому-то продано. Деньги потребителей – единственный источник дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя, в конечном счёте, определяет, что будет произведено и в каком количестве. Экономисты называют такую ситуацию суверенитетом потребителя, на которую влияют свобода выбора потребителя и информация.

1)Свобода выбора существует только в условиях конкуренции производителей.

2)Информация помогает в выборе продукта. Каким образом? (выслушиваются ответы учащихся). Если потребитель хочет купить туалетное мыло или крем для бритья, он не станет нюхать и пробовать все сорта подряд. Скорее всего, он сделает свой выбор под влиянием красивой упаковки или запоминающейся рекламы. Если потребитель покупает автомобиль или телевизор, он, вероятно, наведёт справки у родных и знакомых и посетит несколько специализированных магазинов.

Информация даёт продавцам возможность управлять потребностями своих покупателей. Как вы думаете, каким образом это происходит? (выслушиваются ответы учащихся). Это достигается с помощью рекламы. Хорошо проведённая рекламная кампания может создать моду на какой-то товар (так, например, за счет рекламы популярны телефоны марок Samsung, Nokia, айфон, но не Alcotel, Explay, Sony).

Может, вы еще приведете какие-нибудь примеры, когда реклама влияет на моду? (выслушиваются ответы учащихся). Тогда потребитель купит товар не потому, что он ему действительно нужен, а потому, что он есть у всех друзей или соседей.

Другие потребители, напротив, покупают товар для того, чтобы «выделиться из массы», подчеркнуть своё особое положение. Например, во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки «Мерседес». Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил «Мерседес», имеет (со своей точки зрения) основания для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. (Правда, качество этих автомобилей действительно высокое, но соображения престижа играют едва ли не более важную роль.) Это так называемое «демонстративное потребление» впервые описал американский учёный Торстейн Веблен.

Чтобы выровнять соотношение сил (т. е. степень информированности) между продавцами и покупателями, во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов. Кроме того, действуют так называемые общества потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. В России тоже существуют общества потребителей, а каждая уважающая себя газета и телевизионный канал имеют специальную рубрику, посвящённую экспертизе потребительских товаров и ответам на вопросы потребителей. Может вы знаете такие телепередачи? (выслушиваются ответы учащихся). «Контрольная закупка» на «Первом канале», «Ревизорро» на «Пятинце».

Вопрос 2. «Защита прав потребителя»

Мы рассмотрели понятие рациональный потребитель, и узнали, какую роль в различных экономических системах играет потребитель. Теперь пора разобраться с вопросом: как же можно защищать права потребителей, если они нарушаются.

Защита прав потребителя – система мер, с помощью которых государственная власть охраняет законные интересы граждан в системе покупки товаров или оказания услуг (студенты записывают определение в тетради).

Поэтому существует «Закон о защите прав потребителей». Этот закон, принятый в 1992 году, предусматривает обязательную сертификацию потребительских товаров и услуг. Наряду с другими положениями, он требует, чтобы товары и услуги, предложенные к продаже, отвечали определённым государственным «стандартам» качества. Он также требует, чтобы потребителям предоставлялась полная и надёжная информация о товарах и услугах. (студенты записывают основное в тетради).

Давайте рассмотрим несколько задачек, после решения, которых станет ясно, знаете ли вы свои права или нет.

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара? (выслушиваются ответы учащихся) (С момента передачи товара потребителю).

2. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара? (выслушиваются ответы учащихся) (Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).

3. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности (выслушиваются ответы учащихся) (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

Вопрос 3. «Основные доходы и расходы семьи»

Основная потребительская единица в экономике — семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

Тогда у меня к вам есть три вопроса.

  1. Есть ли в вашем распоряжении личные деньги? (выслушиваются ответы учащихся)

  2. Где вы их берете? (выслушиваются ответы учащихся)

  3. Откуда берут эти деньги родители? (выслушиваются ответы учащихся)

В нашей стране и в большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата. Вот и ваши родители основной источник доходов имеют заработную плату. Но существуют и другие способы получения доходов.

Какие? (выслушиваются ответы учащихся) (наследство, продажа чего-нибудь, стипендия, лотерея, проценты от сбережений)

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные субъектом лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (студенты записывают определение в тетради).

Предлагаю вам рассмотреть виды семейных доходов, которые получают домохозяйства на примере виртуальной семьи N, состоящей из бабушки, папы, мамы, сына-студента и дочки школьницы (Студенты в тетрадях отмечают основные виды доходов).

Для этой семьи основными семейными доходами выступает заработная плата. Этот вид дохода так и называется оплатой труда.

У семьи есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережений.

У нашей виртуальной семьи есть дача, на которой семья проводит лето, а осенью сдают художнику, который пишет там осенние пейзажи. Арендная плата художника за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности. А что такое арендная плата? (выслушиваются ответы учащихся).

Арендная плата — это плата за использование чужого имущества на основе договора (студенты записывают определение в тетради).

Кроме того, у отца есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому он считается его собственником. По акциям ему выплачивают дивиденды, это тоже считается доходом от собственности. Что такое дивиденд? (выслушиваются ответы учащихся).

Дивиденд — часть прибыли предприятия, организации распределенная между акционерами в зависимости от вида и числа акций (студенты записывают определение в тетради).

Бабушка все лето торгует зеленью на рынке, выращенной на своей даче. Вырученные ею деньги — это доход от предпринимательской деятельности.

Что такое предпринимательство? (выслушиваются ответы учащихся).

Предпринимательство — это инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность в области производства или торговли, направленная на получение прибыли (студенты записывают определение в тетради).

Кроме всего этого бабушка получает пенсию, сын — стипендию, а родители на дочку получают детское пособие на ребенка. Эти доходы, которые семья N получает от государства, не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги, они не связанны с владением собственностью. Эти доходы называют социальными трансфертами. Что такое трансферты? (выслушиваются ответы учащихся).

Трансферты — это регулярные денежные выплаты из государственных или частных фондов отдельным категориям людей (выплата пенсий, пособий, субсидий и т.п.) (студенты записывают определение в тетради).

Не всегда мы получаем доходы в виде денег.

Какие не денежные доходы вам знакомы? (выслушиваются ответы учащихся).

Вот и в нашей виртуальной семье есть не денежные доходы. Например, выращенный картофель на своей даче и потребляя его, семья получают доход прямо в виде натурального блага — это называется натуральным доходом. Папа каждый год получает бесплатную путевку в детский лагерь для своей дочки — этот вид дохода называется — льготами. Льготы в нашем государстве вы можете встретить при покупке проездного билета для школьника или студента, по оплате коммунальных платежей, при покупке лекарств. Вот такие доходы получила наша воображаемая семья N.

Попробуйте, сформулировать экономическое понятие, что такое семейные доходы (выслушиваются ответы учащихся).

Семейные доходы — это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов (студенты записывают определение в тетради).

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени (студенты записывают определение в тетради).

Реальный доход – объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы (студенты записывают определение в тетради).

Номинальный доход — это ваша зарплата (скажем, в рублях).
Реальный доход — какое количество товаров и услуг вы можете приобрести на вашу зарплату.
Пример:
Предположим, ваша зарплата 20 000 руб. И вы на нее можете:
1) либо купить один холодильник
2) либо одного породистого щенка
3) либо купить ноутбук
4) либо купить сайт

Через год всё подорожало. А зарплата у вас не повысилась. И на свой номинальный доход вы в реальности уже не сможете ничего из этого купить. По сути, хотя цифра осталась такой же (20 000 руб), на самом деле ваш реальный доход снизился, потому что купить на него можете гораздо меньше.

Всегда считалось, что надо уметь не только зарабатывать деньги, но и с умом их тратить.

Как вы понимаете экономический термин «расходы»? (выслушиваются ответы учащихся).

Расходы — денежные средства, затраченные на содержание себя или семьи (студенты записывают определение в тетради).

Все семейные расходы можно разделить на две категории: постоянные и переменные.

Как вы считаете, какие расходы мы можем назвать постоянными? (выслушиваются ответы учащихся).

Приведите примеры из личного жизненного опыта (выслушиваются ответы учащихся).

Какие расходы вы отнесете к переменным? (выслушиваются ответы учащихся).

Чем отличаются постоянные расходы от переменных? (выслушиваются ответы учащихся).

Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода, и они не изменяются к его концу (студенты записывают определение в тетради).

Переменные расходы, связанны с непредвиденными жизненными ситуациями или единовременными покупками, их очень трудно планировать (студенты записывают определение в тетради).

Трудно себе представить, сколько новых расходов может появиться в ближайшем будущем. Хочется хорошо жить, комфортно, интересно, будь готов делать расходы, а соответственно и получать соответствующие доходы.

1. В каком финансовом документе планируются доходы семей и их расходы? (выслушиваются ответы учащихся) (в семейном бюджете)

2. Что такое семейный бюджет? (выслушиваются ответы учащихся).

Бюджет — это слово пришло из Англии в переводе (денежная сумка). Означает роспись доходов и расходов на определенный срок.

Семейный бюджет — роспись доходов и расходов семьи (студенты записывают определение в тетради).

Семейный бюджет нужен, прежде всего, для того, чтобы понять, ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в семье, вы сможете их контролировать и начать управлять ими.

Бюджет бывает:

  • сбалансированным, когда расходы равны доходам; Здесь семья не испытывает финансовых затруднений;

  • избыточным, когда доходы превышают расходы; Разность между доходами и расходами называется остатком денежных средств. В настоящее время все больше семей предпочитают имеющиеся в их семейном бюджете остатки денежных средств вкладывать в банки, чтобы они приносили им новые доходы — проценты. Очень жалко, но бюджет не всегда бывает сбалансированным, иногда он может быть дефицитным

  • дефицитным, когда расходы превышают доходы.

(студенты записывают определение в тетради).

Таким образом, семейный бюджет должен быть всегда сбалансированный!

Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей (студенты записывают определение в тетради).

Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы и оставалось какое – то количество избыточных денег. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы и для того, чтобы собрать деньги на солидное приобретение.

Где же хранить сбережения? Дома? Как вы думаете, выгодно ли это? (ответы учащихся).

Да, хранение денег дома небезопасно и невыгодно.

Какой способ хранения сбережений наиболее распространен? (ответы учащихся).

Большинство людей предпочитают хранить свои сбережения в банках. В этом случае деньги приносят пусть и небольшой, но доход семье! Проценты, которые выплачивает банк владельцу денег, могут различаться в разных банках, зависеть от вида вклада. Поэтому необходимо тщательно изучать условия, на которых вы будете вкладывать деньги.

А знаете ли вы о других способах хранения сбережений? (выслушиваются ответы учащихся).

Сбережения можно вложить в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий, предметов антиквариата, произведений искусства. Но наиболее надежным способом размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости (квартир, дач, земельных участков, производственных зданий и т.д.)

5) Проверка понимания учащимися усвоения нового материала и закрепление нового материала.

1. Бюджет семьи составляют в основном родители. Вы принимаете участие в планировании семенного бюджета? В начале урока вы сказали, что почти у каждого есть карманные деньги, на что вы их тратите? (выслушиваются ответы учащихся).

  1. Рационально ли вы тратите свои денежные средства?

  2. Есть ли шанс увеличить ваши доходы?

  3. Уменьшить ваши расходы?

  4. По итогам своей творческой работы, какой вывод вы сделаете для себя?

6) Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании.

Таким образом, мы изучили тему «Рациональный потребитель», узнали, как можно защитить права потребителя. Познакомились с основными доходами и расходами семьи. Рассмотрели реальный, номинальный доход и сбережения.

Выставляются отметки за активное участие в классный журнал.

Предлагается следующее домашнее задание:

  1. Учить основные термины и понятия по изученной теме.

Ответить на следующие вопросы:

— Какая доля доходов в вашей семье наибольшая?

  • Какой ваш семейный бюджет: дефицитный, избыточный или сбалансированный?

  • Рационально ли расходует ваша семья доходы? Если нет, то в чем причина?

  • Есть ли варианты увеличения доходов в вашей семье?

Содержание понятия коммунально-бытовой потребитель

Предлагаем Вашему вниманию первую из опубликованных консультаций в выпуске газеты №9 за 2009г.

Я зарегистрировал ООО «Юридическая консультация «Ваше право». Арендовал помещение, провел отопление и подал заявление на поставку газа. Поставщик газа установил в договоре условие о применении повышающего коэффициента за перерасход газа. Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 05.02.98 № 162 «Правила поставки газа в РФ» такие правила не применяются к населению и коммунально-бытовым потребителям. В нормативных документах не могу найти понятия «коммунально-бытового потребителя». Мне говорят, что моя организация не подпадает под это понятие, поскольку оказывает юридические услуги. Однако я потребляю газ на коммунально-бытовые нужды, отопление офиса. Собираюсь передавать спор на рассмотрение суда. Как доказать, что я коммунально-бытовой потребитель?

Р. Антонюк, г. Москва

Российское законодательство действительно не дает определение понятию «коммунально-бытовой потребитель», хотя активно им оперирует. Поэтому четкого и однозначного алгоритма доказывания того факта, что юридическое лицо относится к категории коммунально-бытовых потребителей газа, нет. Тем не менее исходя из сложившейся судебной практики, а также обычаев делового оборота можно выделить некоторые основные моменты.

Так, Федеральный закон от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» дает определение понятия «потребитель газа», под которым понимается юридическое или физическое лицо (абонент, субабонент газоснабжающей организации), приобретающее газ поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Определение понятий «коммунально-бытовой потребитель» приведено в стандарте организации «Газораспределение. Термины и определения. СТО Газпром РД 2.5-141-2005», утвержденном распоряжением ОАО «Газпром» от 03.02.2005 № 18. Согласно п. 3.2.18 указанного руководящего документа коммунально-бытовыми признаются те потребители, которые используют газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).

Вместе с тем вопрос о том, будут ли суды руководствоваться данным документом при квалификации потребителя в качестве «коммунально-бытового», является на сегодняшний день дискуссионным.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые в п. 3 оперируют понятием «абонент» и указывают, что в качестве последнего может выступать в том числе и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Анализ судебной практики показывает, что в настоящее время сложилась устойчивая тенденция к сужению круга субъектов, относимых к категории коммунально-бытовых потребителей, по сравнению с тем кругом субъектов, который можно было бы определить исходя из критериев, приведенных в РД 2.5-141-2005.

Доказывая возможность отнесения указанной в вопросе организации к категории коммунально-бытовых потребителей газа, представляется целесообразным обратить внимание на следующее.

Цель приобретения и использования газа является важнейшим критерием для определения статуса потребителя. Показательно Постановление ФАС СКО От 13.01.2009 № Ф08-7935/2008, в котором суд признал истца — коммерческую организацию, использующую поставляемый газ для отопления производственных и административных помещений, не подпадающих под льготный режим. Суд, в частности, указал, что «понятие коммунально-бытовой потребитель», как и «коммунально-бытовые нужды», законодателем не определено, поэтому для отнесения конкретного покупателя газа к категории «коммунально-бытовой потребитель» (коммунально-бытовые нужды) должна быть известна цель приобретения им газа. Отопление производственных помещений общества, используемых в предпринимательской деятельности, не относится к коммунально-бытовым нуждам…»

Этот вопрос был предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что «израсходованный организацией газ сверх договорных объемов направлен на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией объектов коммунально-бытовой сферы (медицинских учреждений, больниц, роддома, детского образовательного учреждения). Таким образом, судебные инстанции, установив в качестве цели приобретения ответчиком транспортируемого газа обеспечение населения и объектов коммунально-бытовой сферы теплом и горячей водой, сделали вывод о возможности отнесения ответчика к числу коммунально-бытовых потребителей» (Определение от 06.06.2008 № 5708/08 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»).

Важно доказать тот факт, что услуги, оказываемые указанной в вопросе организацией, относятся к коммунально-бытовой или социальной сфере. В данном аспекте представляется небезынтересным Постановление ФАС ЗСО ОТ 24.02.2005 № Ф04-568/2005(8718-А46-12).

Отметим, что исходя из ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемом случае указанные тарифы определены п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162, который носит императивный характер.

Следовательно, основанием для возможности применения поставщиком газа к покупателю повышающего коэффициента является совокупность следующих фактов: перерасход покупателем газа и отсутствие предварительного согласования перерасхода газа с поставщиком. При отсутствии хотя бы одного

из них, например при наличии соглашения сторон о согласовании дополнительного объема газа, правовых оснований для требования оплаты газа по повышенным тарифам не имеется, что в полной мере корреспондируется с судебной практикой, в частности с Постановлением ФАС СКО ОТ 02.08.2007 № Ф08-4485/2007.

Бытовые потребители электроэнергии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *