Что такое муниципальное бюджетное учреждение?

Содержание

О создании муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики» (с изменениями на 6 декабря 2019 года)

О создании муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2018 года N 300
О создании муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики»

(с изменениями на 6 декабря 2019 года)

(в ред. Постановлений Администрации города Твери от 30.03.2018 N 441, от 08.07.2019 N 683, от 24.10.2019 N 1295, от 06.12.2019 N 1474)

В соответствии со статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь Постановлением администрации города Твери от 30.11.2010 N 2573 «О муниципальных учреждениях», в целях оптимизации бюджетных расходов постановляю:

1. Создать муниципальное казенное учреждение «Управление социальной политики» (далее — Учреждение).

2. Определить целью создания Учреждения оказание на территории города Твери социальной поддержки и социальной помощи населению города Твери.

3. Утвердить предельную штатную численность Учреждения в количестве 11 единиц (приложение N 1).

(в ред. Постановления Администрации города Твери от 24.10.2019 N 1295)

4. Назначить Агроскина Александра Яковлевича директором Учреждения и наделить его полномочиями заявителя при государственной регистрации Учреждения.

5. Агроскину Александру Яковлевичу приступить к исполнению обязанностей директора Учреждения с момента государственной регистрации Учреждения.

6. Администрации города Твери:

6.1. выступить учредителем муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики»;

6.2. утвердить Устав муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики» (приложение N 2);

6.3. заключить в установленном порядке трудовой договор с директором Учреждения.

7. Департаменту финансов администрации города Твери осуществлять финансовое обеспечение вышеуказанного Учреждения в пределах средств, предусмотренных на его содержание в бюджете города Твери.

8. Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности.

9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

10. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации города Твери Л.Н. Огиенко.

Отчет об исполнении настоящего Постановления представить в срок до 01.04.2018.

Глава города Твери
А.В.ОГОНЬКОВ

Приложение N 1. Штатная численность муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики»

Приложение N 1
к Постановлению Администрации
города Твери
от 28 февраля 2018 г. N 300

(в ред. Постановления Администрации города Твери от 24.10.2019 N 1295)

Наименование должности

Количество штатных единиц

Директор

Заместитель директора

Отдел планирования, бухгалтерского учета и отчетности и социальных выплат

Главный бухгалтер, начальник отдела

Главный специалист (по кадровой работе и правовым вопросам)

Главный специалист

Ведущий специалист

Делопроизводитель

Сектор адресной социальной помощи

Главный специалист, заведующий сектором

Ведущий специалист

Итого

Начальник управления социальной политики
администрации города Твери
А.Я.АГРОСКИН

Приложение N 2. Устав муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики»

Приложение N 2
к Постановлению Администрации
города Твери
от 28 февраля 2018 г. N 300

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Утвержден
Глава города Твери
_______________ А.В. Огоньков
«___» _____________ 2018 года

УСТАВ
муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики»

(в ред. Постановления Администрации города Твери от 06.12.2019 N 1474)

Местонахождение: г. Тверь, пл. Гагарина, д. 3

Почтовый адрес: 170100, г. Тверь, пл. Гагарина, д. 3

город Тверь

2018 год

1. Общие положения

1.1. Муниципальное казенное учреждение «Управление социальной политики» (далее — Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной собственником для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях оказания на территории города Твери социальной поддержки и социальной помощи населению города Твери, а также выполнения отдельных функций, связанных с осуществлением органами местного самоуправления своих полномочий и переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий, на основании Постановления администрации города Твери от «___» _______ 2018 N ____ «О создании муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики».

1.2. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Тверь».

1.3. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация города Твери (далее — Учредитель).

1.4. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения в установленном порядке осуществляет администрация города Твери в лице департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее — Собственник).

1.5. Официальное полное наименование Учреждения — муниципальное казенное учреждение «Управление социальной политики». Официальное сокращенное наименование Учреждения — МКУ «Управление социальной политики».

1.6. Учреждение является юридическим лицом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в департаменте финансов администрации города Твери; печать со своим наименованием; штампы; бланки; фирменную символику.

1.7. Учреждение выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.8. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Собственник имущества в лице Учредителя.

1.9. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Функцию главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Учредитель Учреждения.

1.10. Изменения в устав Учреждения утверждаются Учредителем по согласованию с курирующим отрасль заместителем Главы администрации города Твери.

1.11. Местонахождение Учреждения: город Тверь, площадь Гагарина, дом 3.

Почтовый адрес Учреждения: 170100, г. Тверь, пл. Гагарина, д. 3.

2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

2.1. Предмет деятельности Учреждения — осуществление единой эффективной муниципальной политики в сфере социальной поддержки и социальной помощи населению города Твери.

2.2. Целями создания Учреждения являются:

2.2.1. реализация на территории города Твери мер социальной поддержки малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, гражданам пенсионного возраста и инвалидам в возрасте старше 18 лет, гражданам, находящимся в трудной жизненной и экстремальной ситуациях, многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке;

2.2.2. оказание поддержки гражданам, получившим признание за достижения в трудовой, общественной и иной деятельности;

2.2.3. осуществление взаимодействия с общественными организациями города Твери.

2.3. Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

2.3.1. принимает участие в разработке муниципальных программ города Твери, направленных на социальную поддержку ветеранов, инвалидов, детей из малоимущих и многодетных семей, детей-инвалидов и других групп слабо защищенных категорий населения;

2.3.2. анализирует социальное положение граждан и вносит предложения по определению приоритетных направлений социальной поддержки отдельных категорий населения;

2.3.3. разрабатывает единый порядок определения и учета малоимущих и слабо защищенных категорий населения, норм и механизмов оказания социальной поддержки;

2.3.4. анализирует потребности граждан в различных видах натуральной помощи, производит закупку товаров первой необходимости в соответствии с действующим законодательством;

2.3.5. участвует совместно со структурными подразделениями администрации города Твери в разработке мероприятий по реализации социальных льгот и гарантий муниципальным служащим и служащим муниципальной бюджетной сферы. Осуществляет расчет и выплату пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования в городе Твери, в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Твери;

2.3.6. организует предоставление адресной социальной помощи в натуральном виде;

2.3.7. ведет прием документов от заявителей, обратившихся по вопросам оказания адресной социальной помощи в натуральном виде, определяет право, принимает решение и предоставляет помощь в натуральном виде малообеспеченным категориям граждан города Твери;

2.3.8. организует и принимает участие в работе комиссии по назначению и оказанию адресной социальной помощи гражданам, зарегистрированным в городе Твери;

2.3.9. организует и принимает участие в работе конкурсной комиссии по предоставлению из бюджета города Твери субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов) на территории города Твери в порядке, установленном постановлением администрации города Твери, формирует и ведет муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки;

2.3.10. утратил силу. — Постановление Администрации города Твери от 06.12.2019 N 1474;

2.3.11. осуществляет прием, формирует дела и производит ежемесячные выплаты следующим категориям граждан:

— почетным гражданам города Твери;

— гражданам, удостоенным государственных наград (почетных званий) в социальной сфере;

— ветеранам боевых действий, уволенным в запас и ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

2.3.12. осуществляет расчет и перерасчет размера среднедушевого дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяет стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

2.3.13. принимает участие в работе комиссий, созданных администрацией города Твери, ее структурными подразделениями;

2.3.14. принимает участие в проведении социально значимых общегородских и районных мероприятий;

2.3.15. изучает, обобщает и вносит предложения по применению опыта работы в сфере социальной защиты населения других регионов России;

2.3.16. организует, проводит работу и вносит предложения по совершенствованию формы адресной социальной помощи отдельным категориям граждан;

2.3.17. участвует в создании условий для оказания медицинской помощи населению на территории города Твери в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в санитарно-гигиеническом просвещении жителей города Твери и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

2.3.18. участвует в реализации на территории города Твери мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни;

2.3.19. обеспечивает реализацию решений Тверской городской Думы, постановлений и распоряжений Главы города Твери, администрации города Твери по вопросам, относящимся к компетенции Учреждения.

2.4. Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

2.5. При осуществлении приносящей доход деятельности Учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, Тверской области, муниципальными правовыми актами города Твери.

2.6. Учреждение вправе осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию, только на основании полученной в установленном порядке лицензии.

3. Права и обязанности Учреждения

3.1. Учреждение осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Тверской области, решениями Тверской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Главы города Твери, постановлениями и распоряжениями администрации города Твери, приказами Собственника и настоящим уставом.

3.2. Учреждение взаимодействует со структурными подразделениями администрации города Твери, с органами и организациями Тверской области, занимающимися вопросами социальной защиты населения, с Пенсионным фондом Российской Федерации, с органами здравоохранения, с органами опеки и попечительства, с органами внутренних дел, с подразделениями управления Федеральной миграционной службы Тверской области, с центрами занятости населения Тверской области, с общественными объединениями, благотворительными фондами, осуществляющими работу в целях социальной поддержки граждан, и другими организациями.

3.3. Для достижения уставных целей Учреждение имеет право:

3.3.1. приобретать или арендовать (получать в безвозмездное пользование) основные средства за счет имеющихся у него финансовых средств в соответствии с утвержденной бюджетной сметой Учреждения;

3.3.2. осуществлять материально-техническое обеспечение уставной деятельности;

3.3.3. совершать иные действия для достижения уставных целей в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Учреждение обязано:

3.4.1. обеспечивать выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (при его формировании);

3.4.2. в соответствии с законодательством Российской Федерации нести ответственность за нарушение принятых им обязательств, а также за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

3.4.3. отчитываться перед Учредителем за состояние и использование муниципального имущества и денежных средств;

3.4.4. обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам Учреждения заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.4.5. обеспечивать работникам Учреждения безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный их здоровью и трудоспособности в период исполнения ими трудовых обязанностей;

3.4.6. нести ответственность за обеспечение целевого использования бюджетных средств и принимать меры по возмещению или возврату в городской бюджет использованных нецелевым образом средств в полном объеме;

3.4.7. обеспечивать в установленном действующим законодательством порядке исполнение судебных решений;

3.4.8. осуществлять бюджетный учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным, представлять Учредителю копию годовой бухгалтерской отчетности (с приложениями и пояснительной запиской) с отметкой о принятии его налоговым органом. За ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;

3.4.9. планировать деятельность Учреждения, в том числе в части получения доходов от приносящей доход деятельности;

3.4.10. своевременно представлять Учредителю необходимую документацию для утверждения бюджетной сметы и муниципального задания (при его формировании);

3.4.11. выполнять государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации и Тверской области;

3.4.12. исполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

4. Управление Учреждением

4.1. Единоличным исполнительным органом Учреждения является его руководитель (директор).

4.2. Руководитель назначается на должность и освобождается от должности Главой города Твери.

Учредитель на основании постановления администрации города Твери заключает, прекращает трудовой договор с руководителем, а также вносит в него изменения.

4.3. Срок полномочий руководителя определяется трудовым договором с ним.

4.4. Руководитель осуществляет руководство текущей деятельностью Учреждения на основании законов и иных правовых актов Российской Федерации и Тверской области, решений Тверской городской Думы, постановлений и распоряжений Главы города Твери, постановлений и распоряжений администрации города Твери, приказов Собственника, настоящего устава и трудового договора. Руководитель подотчетен в своей деятельности Учредителю.

4.5. Руководитель Учреждения:

4.5.1. действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях; совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет;

4.5.2. в установленном действующим законодательством порядке осуществляет прием на работу и увольнение работников Учреждения, утверждает должностные инструкции;

4.5.3. издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения;

4.5.4. решает вопросы оплаты труда работников Учреждения в соответствии с действующим законодательством;

4.5.5. обеспечивает расходование бюджетных средств по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и утвержденной бюджетной сметой Учреждения;

4.5.6. организует выполнение муниципального задания (при его формировании);

4.5.7. определяет потребность, приобретает и распределяет выделенные материальные ресурсы;

4.5.8. в пределах своей компетенции несет ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну;

4.5.9. в установленном действующим законодательством порядке обеспечивает составление и представление всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Учреждения;

4.5.10. осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

4.6. Руководитель несет персональную ответственность за:

4.6.1. ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

4.6.2. неисполнение распоряжений и поручений вышестоящего руководства;

4.6.3. сохранность денежных средств, материальных ценностей и имущества Учреждения;

4.6.4. непредставление и (или) представление Собственнику недостоверных и (или) неполных сведений об имуществе, являющемся муниципальной собственностью и находящемся в оперативном управлении и безвозмездном пользовании Учреждения.

4.7. Руководитель Учреждения несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный Учреждению, в том числе в случаях неправомерного использования имущества, при списании либо ином отчуждении имущества Учреждения, не соответствующих законодательству.

4.8. В случаях, предусмотренных законодательством, руководитель Учреждения возмещает Учреждению убытки, причиненные его виновными действиями (бездействием).

5. Имущество Учреждения

5.1. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью города Твери и закрепляется за ним на праве оперативного управления либо передается в безвозмездное пользование Собственником.

5.2. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия Собственника имущества.

5.3. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, разрешенной настоящим Уставом, в полном объеме зачисляются в доход бюджета города Твери.

5.4. При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано:

5.4.1. эффективно использовать имущество;

5.4.2. обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;

5.4.3. не допускать ухудшения технического состояния имущества (это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации);

5.4.4. осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества.

5.5. Имущество Учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления либо переданное в безвозмездное пользование, может быть изъято полностью или частично Собственником имущества в случаях, предусмотренных законодательством.

5.6. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование, осуществляют Собственник и Учредитель в установленном законодательством порядке.

6. Реорганизация и ликвидация Учреждения

6.1. Реорганизация и ликвидации Учреждения осуществляются в соответствии с действующим законодательством в порядке, предусмотренном администрацией города Твери.

6.2. При недостаточности у ликвидируемого Учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет Собственника имущества.

6.3. Ликвидация Учреждения считается завершенной, а Учреждение — прекратившим свою деятельность с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

6.4. При ликвидации и реорганизации Учреждения увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.5. При прекращении деятельности Учреждения (кроме ликвидации) все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются правопреемнику (правопреемникам). При ликвидации Учреждения документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, документы по личному составу передаются на хранение в муниципальный архив. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.

Начальник управления социальной политики
администрации города Твери
А.Я.АГРОСКИН

Государственное бюджетное учреждение: виды, финансирование

Бюджетное учреждение — это понятие, с которым представители населения любой страны сталкиваются почти каждый день. Что это за организации? Какие особенности деятельности характерны для них? Рассмотрим все это далее более детально.

Общее понятие

Бюджетными учреждениями называются такие организации, которые создаются на государственном уровне или отдельным субъектом, входящим в состав РФ. Такая организация не имеет коммерческого характера, то есть ее деятельность не преследует цели, связанной с получением выгоды. Создаются такие типы для того, чтобы реализовать какие-либо программы, а также совершать некий вид деятельности, который, как правило, связан с предоставлением услуг населению.

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют учреждения, создание которых было произведено с целью оказания услуг населению в сфере науки, образования, культуры, медицины, спорта, социальной защиты, занятости, а также в некоторых других отраслях, которые важны для организации нормальной жизни российского населения в отдельных регионах и во всей стране в целом.

Более детальное определение бюджетного учреждения дается в актах нормативного характера, действующих в Российской Федерации. Так, в Бюджетном кодексе сказано, что к числу таковых заведений относятся структуры, созданные государственными органами для совершения научно-технических, управленческих, а также социально-культурных функций, имеющих некоммерческий характер, спонсирование деятельности которых осуществляется через государственные фонды на основании предварительно составленной сметы расходов и доходов.

Нормативное регулирование деятельности

В современном законодательстве имеется ряд актов нормативного характера, содержанием которых регулируется деятельность бюджетных организаций, функционирующих в государстве. К их числу, прежде всего, относится Конституция страны, которая своим содержанием закрепляет наличие таковых структур в общем числе предприятий, а также определяет основной источник финансирования их деятельности.

Особенное значение также имеет российский закон «О некоммерческих организациях», который своим содержанием закрепляет перечень возможных видов таких структур, их особенности, а также порядок создания, функционирования и последующей ликвидации юридических лиц данного вида. Частично аналогичные понятия раскрываются и в содержании ФЗ о госрегистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Что касается основных характеристик, свойственных организациям некоммерческого типа, то они предусмотрены содержанием Гражданского кодекса РФ. Более того, данный акт предписывает особенности отношения этих организаций к имуществу, а также ответственность по возможным долгам и цели функционирования.

Отдельное внимание следует уделить бюджетному законодательству, представленному кодексом, а также Инструкцией по учету. Эти акты нормативного характера включают в свое содержание особенности финансирования рассматриваемых организаций.

Подобные вопросы также регулируются различными приказами, изданными Министерством финансов.

Образование

Отдельное внимание следует уделить процессу образования бюджетных учреждений. При образовании такого учреждения создается устав, содержание которого предусматривает основы его деятельности, а также порядок расходования выделенных средств и реорганизации структуры.

На основании решения указанных выше органов также осуществляется изменение типа ранее созданного учреждения. Решение о создании федерального государственного бюджетного учреждения, а также о его реорганизации или изменении типа принимается Правительством, а те же вопросы относительно учреждений отдельных субъектов РФ решаются высшим органом исполнительной власти того же самого субъекта. Аналогичные решения относительно муниципальных учреждений принимаются органами самоуправления на местах.

Виды

Рассматривая понятие государственных бюджетных учреждений, следует определить возможные виды данного типа организаций. На сегодняшний день по всей территории России функционируют не только бюджетные, но также автономные и муниципальные учреждения. В качестве таковых выступают образовательные учреждения разного типа и уровня, в которых процесс предоставления услуг исключительно или преимущественно производится за счет бюджетных средств. К перечню бюджетных учреждений относятся государственные больницы, орган исполнительной власти, представленные в виду служб и фондов и т. п.

В последнее время довольно распространенной формой учреждений рассматриваемого типа стали автономные организации, которые отличаются тем, что на деле обладают более широкими возможностями в сфере хозяйственной и финансовой деятельности. Кроме них также функционируют казенные учреждения. Рассмотрим далее более детально особенности каждого из перечисленных видов организаций.

Казенный вид

Государственное бюджетное учреждение казенного типа — это организация, работа которой направлена на исполнение функций государства, а также совершение действий, основная цель которых — обеспечение функций, предусмотренных законодательством страны для реализации прав ее граждан, а также соблюдения правопорядка. Более того, их основная функция — способствование реализации полномочий исполнительной власти, а также органов самоуправления на местах.

Финансирование деятельности казенных учреждений производится за счет средств обособленного бюджета. Что касается ответственности организаций рассматриваемого типа, то они несут ее за исполнение своего бюджета. В том случае, если обнаруживается недостаточность заявленного ранее объема средств, то ответственность приобретает субсидиарный характер и полностью возлагается на собственника имущества.

Если данное обстоятельство предусмотрено учредительными документами организации, то она имеет право на осуществление деятельности, приносящей материальный доход. Все средства, полученные в рамках ведения доходной деятельности, поступают в специализированный фонд, из которого впоследствии производится дальнейшее финансирование деятельности организации. Для приема средств организация должна открыть единый расчетный счет, что производится через Федеральное казначейство.

Что касается процедуры заключения договоров и контрактов, то казенные учреждения в них отмечаются как публично-правовые образования. Если данные структуры имеют необходимость размещения заказа, то процедура совершается в порядке, установленном законом для муниципальных бюджетных учреждений.

Автономные учреждения

На сегодняшний день довольно часто стало встречаться понятие автономного учреждения. Оно представляет собой некоммерческую организацию, которая создается, чтобы совершать работы и оказывать услуги, необходимые для того, чтобы органы исполнительной власти и самоуправления на местах могли реализовывать свои полномочия в разных жизненно важных сферах: спорта, медицины, образования, социальной защиты, культуры, науки, занятости населения и т. п.

Что касается ответственности автономных учреждений, то она распространяется в полной мере на все имущество, которое находится у него на праве оперативного управления. Исключением является то имущество, которое относится к категории недвижимого, а также движимого, обладающего особенной ценностью. Собственник учреждения рассматриваемого типа не несет какой-либо ответственности по обязательствам организации. Все договоры такая организация имеет право заключать исключительно от собственного имени.

Что касается процедуры размещения заказов, то она совершается не на основании порядка, установленного для муниципальных и бюджетных учреждений- подобный порядок прописывается для них индивидуально.

Учреждения автономного типа имеют право открывать специализированные счета — данная процедура производится на основании порядка, прописанного актами Федерального казначейства. Счет для автономных организаций государственного типа может быть открыт в территориальных органах казначейства или в кредитных организациях.

Муниципальные учреждения

Рассматривая перечень организаций, отдельное внимание следует обратить на муниципальные бюджетные учреждения в районах. Они могут быть организованы исключительно на основании решений, принятых органами самоуправления на местах. Основная их задача — это предоставление услуг представителям местного населения в различных сферах: образовательной, культурной, медицинской, социальной и т. п.

От федеральных государственных бюджетных учреждений муниципальные отличаются тем, что они подчиняются органам, стоящим выше, а также имеют определенную дисциплину, режим работы и смету, установленную вышестоящим органом. Финансовая деятельность таковых учреждений регулируется на основании постановлений Министерства финансов. Что касается имущественной деятельности, то она полностью регулируется муниципалитетом.

Бюджетные организации

Федеральные бюджетные учреждения — это организации некоммерческого типа, которые создаются субъектами Российской Федерации или муниципальных образований для того, чтобы совершать работы и оказывать услуги, направленные на реализацию полномочий органов власти в государстве в различных сферах.

По всем своим обязательствам данная организация отвечает всем тем имуществом, которое находится у него в собственности, а также тем, которое было приобретено им за счет средств из собственных фондов. Что касается собственника учреждения, то он не может нести ответственность по каким-либо обязательствам организации.

Государственное бюджетное учреждение города имеет право на ведение деятельности, приносящей прибыль, но только в том случае, если это предусмотрено учредительным документом. Доходы, полученные в результате ведения деятельности организации бюджетного типа, могут быть направлены на приобретение ею имущества.

Все контракты, а также разные типы соглашений организация рассматриваемого типа может совершать только от своего имени. Что касается открытия счетов, то это производится только в Федеральном казначействе.

Образовательные учреждения

При рассмотрении перечня организаций следует обратить свое внимание на государственные бюджетные образовательные учреждения. Деятельность данного типа организации направлена на предоставление услуг населению в сфере образования и науки. В соответствии с действующими нормативными актами, в настоящее время на территории РФ активно функционируют дошкольные учреждения. К их числу относятся детские садики и ясли, а также общеобразовательные, в ряду которых находятся те, которые предоставляют начальные знания, основное и полное общее образование. Если говорить о наивысшей ступени рассматриваемых учреждений, то к их числу относятся те, которые проводят обучения в рамках получения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также предоставляют знания, необходимые для послевузовского обучения.

Дополнительно в бюджетных и муниципальных образовательных учреждениях могут получить знания те лица, которые имеют некие отклонения в своем развитии и нуждаются в особенном подходе в процессе преподнесения информации, а также дети-сироты, которые остались без попечения законных представителей и родителей (дома-интернаты). Практика показывает, что наряду с перечисленными бюджетными учреждениями, могут функционировать дополнительные их виды, к которым можно отнести лицеи, гимназии, вечерние и специализированные школы, в которых обучение производится с учетом определенного уклона.

Особенность бюджетного образовательного учреждения состоит в том, что финансирование его деятельности осуществляется из местных фондов, специально предназначенных для этого. Расчет средств производится на каждого обучающегося по любому типу учреждения. При планировании финансирования учреждения особенное внимание надо уделить специфике его работы, а также учесть все расходы, связанные с обслуживанием его зданий, штатного оборудования учреждений и прочие факторы.

В каких направлениях муниципальные бюджетные образовательные учреждения могут расходовать выделяемые им средства? В число таких расходов могут входить растраты, связанные с оплатой труда наемных работников, а также переводы в счет страховых фондов и трансферты. Расходы также могут быть направлены на оплаты услуг и товаров по заключенным муниципальным контрактам, а также работу других лиц, учтенную в предварительно составленную смету. Различные компенсации работникам, в том числе и командировочные, также выплачиваются за счет специально созданных фондов. Законодатель категорически запрещает использовать выделенные средства не по назначению, а также сверх отведенной суммы.

Учреждения здравоохранения

Если рассматривать особенности функционирования государственных бюджетных учреждений здравоохранения, то непременно следует выделить особенности их финансирования. Практика показывает, что такая деятельность осуществляется не только из специально созданного государственного фонда и других аналогичных, к числу которых относятся средства федерального и добровольного медицинского страхования. Более того, на финансирование государственных бюджетных учреждений здравоохранения направлены средства, выделяемые из отчислений предприятий, благотворительные взносы, а также деньги, уплаченные населением за оказание услуг медицинского характера. Что касается порядка распределения средств, имеющихся в специализированных фондах, то данный процесс осуществляется органами самоуправления на местах, а также субъектами, осуществляющими исполнительную власть.

К системе муниципальных и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере предоставления медицинских услуг населению, относятся не только больницы, но также и лечебно-профилактические организации, аптеки и санитарно-эпидемиологические службы, созданные на государственных началах. Структура заведений данного рода является довольно разветвленной, так как каждый указанный тип заведений может быть представлен несколькими видами.

Процесс финансирования современных бюджетных учреждений здравоохранения может осуществляться в двух формах: в виде субсидий на возмещение затрат, предписанных планом, а также других расходов и бюджетных инвестиций. Если конкретная организация здравоохранения принимает участие в государственной программе по обязательному страхованию в сфере медицины, то финансирование ее деятельности может быть осуществлено третьим путем — перечислением денежных средств в форме трансфертов из основного бюджета в территориальный фонд, выделенный на расходы по медицинскому страхованию. Учет всех средств, затраченных на работу учреждений здравоохранения, ведется на основании контроля за лицевыми счетами организации, открытыми в установленном порядке через Федеральное казначейство.

Отправить по почте

Об утверждении Положения о Филиале – 38 отряде

федерального казенного учреждения

«Государственное учреждение «Ведомственная охрана

Министерства финансов Российской Федерации»

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2019 № 1020 «О внесении изменений в приложение к Уставу федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», руководствуясь пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1029 «О ведомственной охране Министерства финансов Российской Федерации» и пунктом 3.6. Устава федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 189, п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Филиале – 38 отряде федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» и ввести его в действие с 1 декабря 2019 г.

2. Приказ довести до работников Главного управления и Филиала – 38 отряда ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» в части, их касающейся.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Учреждения М.А. Буц

УТВЕРЖДЕНО

приказом федерального казенного

учреждения «Государственное учреждение

«Ведомственная охрана Министерства

финансов Российской Федерации»

от «____» ноября 2019 г. №_______

ПОЛОЖЕНИЕ

о Филиале – 38 отряде федерального казенного учреждения

«Государственное учреждение «Ведомственная охрана

Министерства финансов Российской Федерации»

1. Общие положения

1.1. Филиал – 38 отряд федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» (далее – филиал-отряд) является обособленным территориальным подразделением федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» (далее – Учреждение), созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2011 № 189, для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

1.2. Филиал-отряд в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Уставом Учреждения, локальными нормативными актами Учреждения, настоящим Положением.

1.3. Филиал-отряд не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени Учреждения на основании настоящего Положения.

1.4. Филиал-отряд имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства. Имущество, находящееся в пользовании филиала-отряда, и бюджетные средства учитываются на общем балансе Учреждения.

1.5. Филиал-отряд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием на русском языке, необходимые для осуществления деятельности штампы, печати, бланки.

1.6. В состав филиала-отряда входят управление и комендатуры.

1.7. Полное наименование филиала-отряда – Филиал – 38 отряд федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации».

Сокращенное наименование филиала-отряда – Филиал – 38 отряд ФКУ «ГУ «ВО Минфина России».

1.8. Место нахождения филиала-отряда: Ставропольский край.

Юридический адрес: 355031, г. Ставрополь, улица Партизанская, дом 1В.

Почтовый адрес: 355031, г. Ставрополь, улица Партизанская, дом 1В.

2. Предмет и цели деятельности филиала-отряда

2.1. Предметом деятельности филиала-отряда является защита охраняемых объектов от противоправных посягательств (статья 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»).

2 2. Целями деятельности филиала-отряда являются:

2.2.1. Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств.

2.2.2. Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов.

2.2.3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории, транспортные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

2.3. Для реализации целей, предусмотренных пунктом 2.2. настоящего Положения, филиал-отряд осуществляет следующие основные виды деятельности:

2.3.1. Осуществляет защиту от противоправных посягательств охраняемых объектов Управления федерального казначейства, объектов Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике, в целях чего филиал-отряд:

— осуществляет устойчивое и непрерывное управление силами и средствами, предназначенными для защиты охраняемых объектов;

— готовит предложения об изменении системы защиты охраняемых объектов;

— обеспечивает работников филиала-отряда форменной одеждой, жетонами, служебными удостоверениями, полученными от Главного управления Учреждения, в соответствии с нормами, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

— принимает участие в подготовке документов по обеспечению работников филиала-отряда специальными средствами в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

2.3.2. Участвует в категорировании охраняемых объектов, находящихся под защитой подразделений филиала-отряда по их диверсионно-террористической уязвимости.

2.3.3. Обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режимы на охраняемых объектах.

2.3.4. Осуществляет обеспечение технического обслуживания, эксплуатации, ремонта транспортных средств, находящихся на балансе филиала-отряда.

2.3.5. Осуществляет доставку работников и грузов филиала-отряда транспортными средствами, находящимися на балансе филиала-отряда.

2.3.6. Планирует и проводит мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне филиала-отряда. Осуществляет воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу и пребывающих в запасе, работающих в филиале-отряде, а также их бронирование на период мобилизации и на военное время.

2.4. Для осуществления предусмотренных настоящим Положением видов деятельности филиал-отряд взаимодействует с надзорными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными учреждениями и организациями по вопросам защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

2.5. Филиал-отряд имеет право:

2.5.1. Привлекать для осуществления своей деятельности юридических и физических лиц в соответствии с заключенными Учреждением контрактами (договорами).

2.5.2. Осуществлять материально-техническое обеспечение филиала-отряда.

2.5.3. Запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органов государственной власти субъектов Российской Федерации

и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию и материалы, необходимые для реализации целей, предусмотренных пунктом 2.2. настоящего Положения.

2.5.4. Участвовать в проведении мероприятий по оценке надежности охраны объектов и подготовке актов ведомственных комиссий об организации их защиты от противоправных посягательств.

2.5.5. Устанавливать для работников филиала-отряда дополнительные отпуска в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Учреждения.

2.5.6. Проводить аттестацию работников филиала-отряда.

2.5.7. Проводить расследование нарушений, совершенных работниками филиала-отряд, в том числе работниками охраны при выполнении задач по защите объектов, и принимать меры по выявлению, предотвращению и устранению причин, способствующих их возникновению.

2.6. Филиал-отряд обязан:

2.6.1. Обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества, находящегося на балансе филиала-отряда.

2.6.2. Выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и заключенных государственных контрактов, договоров и соглашений.

2.6.3. Осуществлять социальное, обязательное медицинское страхование работников филиала-отряда, проводить мероприятия по обеспечению безопасных условий труда работников филиала-отряда.

2.6.4. Организовывать и проводить профессиональную подготовку работников филиала-отряда, повышение их квалификации.

2.6.5. Оказывать содействие администрации охраняемых объектов в подготовке проектов документов по вопросам защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

2.6.6. Осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации и указаниями Главного управления Учреждения.

2.6.7. Оплачивать труд работников филиала-отряда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами Учреждения и трудовыми договорами.

2.6.8. Осуществлять оперативный, бюджетный и налоговый учет, вести бюджетную, статистическую и бухгалтерскую документацию, осуществлять и представлять по результатам деятельности бюджетную, статистическую и налоговую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, Главному управлению Учреждения, другим уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2.6.9. Вести делопроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Учреждения. Проводить работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности филиала-отряда.

2.6.10. Осуществлять внутренний финансовый контроль деятельности филиала-отряда в соответствии с утвержденными картами внутреннего финансового контроля.

2.7. Контроль за деятельностью филиала-отряда осуществляется Главным управлением Учреждения и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Организация деятельности и управление филиалом-отрядом

3.1. Филиал-отряд возглавляет начальник филиала-отряда.

3.2. Начальник филиала-отряда назначается на должность и освобождается от должности приказом Учреждения и действует на основании настоящего Положения, заключенного с ним трудового договора, доверенности, выданной начальником Учреждения, и в соответствии с должностной инструкцией.

В своей деятельности начальник филиала-отряда руководствуется законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Учреждения.

3.3. Начальник филиала-отряда несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

3.4. Начальник филиала-отряда в пределах предоставленных ему полномочий:

3.4.1. Осуществляет руководство деятельностью филиала-отряда по обеспечению защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, а также его финансово-хозяйственной деятельностью.

3.4.2. Открывает и ведет лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, распоряжается имуществом, находящимся на балансе филиала-отряда.

3.4.3. Заключает от имени Российской Федерации и расторгает государственные контракты, иные договоры, вносит в них изменения и дополнения.

3.4.4. Издает приказы, распоряжения.

3.4.5. Утверждает правила внутреннего трудового распорядка филиала-отряда в соответствии с типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом Учреждения.

3.4.6. Назначает на должность и освобождает от должности работников филиала-отряда, поощряет и применяет к ним дисциплинарные взыскания в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, осуществляет иные права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с данными работниками.

3.4.7. Согласовывает с начальником Учреждения назначение работников в управление филиала-отряда.

3.4.8. Принимает решения о командировании работников филиала-отряда в пределах территории деятельности филиала-отряда, а по согласованию с начальником Учреждения – за ее пределы.

3.4.9. Обеспечивает учет и сохранность документов по личному составу, а также предоставление их в установленном порядке в Главное управление Учреждения.

3.4.10. Осуществляет иные полномочия, необходимые для достижения возложенных на филиал-отряд целей.

3.5. Начальник филиала-отряда вносит предложения начальнику Учреждения о представлении в установленном порядке особо отличившихся работников филиала-отряда к награждению Почетной грамотой Учреждения.

4. Имущество и финансовое обеспечение филиала-отряда

4.1. Филиал-отряд осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание филиала-отряда и реализацию возложенных на него задач.

4.2. Источниками финансового обеспечения филиала-отряда являются средства федерального бюджета.

Расходование бюджетных средств осуществляется филиалом-отрядом в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Учреждением.

4.3. Филиал-отряд несет ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в его распоряжение средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. Филиал-отряд осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевой счет, открытый в установленном порядке в территориальном органе Федерального казначейства.

4.5. Источниками формирования имущества филиала-отряда являются:

— движимое имущество, приобретенное за счет средств федерального бюджета;

— движимое имущество, переданное филиалу-отряду на баланс Учреждением.

4.6. Имущество филиала-отряда находится в федеральной собственности и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.

4.7. Филиал-отряд не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом без согласия Учреждения.

4.8. Филиал-отряд не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, находящегося в пользовании филиала-отряда.

4.9. Филиал-отряд осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Учреждения.

4.10. Итоги финансово-хозяйственной деятельности филиала-отряда отражаются в бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета получателя средств бюджета (за квартал и год).

4.11. Прекращении деятельности (ликвидация) филиала-отряда осуществляется Учреждением по решению Министерства финансов Российской Федерации в установленном порядке.

4.12. При прекращении деятельности филиала-отряда все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке в Главное управление Учреждения.

Государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, автономные, казенные, унитарные, госкорпорации): определение, цели создания, функции.

Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

— казенные;

— бюджетные;

— автономные.

Согласно ст. 6 БК РФ, казенные учреждения — это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Законом № 83-ФЗ установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:

— управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

— учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС, ФСБ, СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

— психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, имеют ряд присущих именно им признаков:

1) цель создания — осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

2) учредитель такого учреждения — органы государственного управления и органы местного самоуправления;

3) закрепление имущества — на праве оперативного управления;

4) источники финансирования — средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

5) наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в том числе и на основе государственного задания;

6) высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

7) операции с бюджетными средствами проводятся через открытые им в казначейских органах лицевые счета;

8) отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг;

9) зачисление в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности за исключением учреждений системы исполнения наказаний, где такие доходы в полном объеме направляются на финансовое обеспечение их функций сверх бюджетных ассигнований;

10) закрепление в уставе позиции о субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения публично-правового образования в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

11) особый порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

По функциональному признаку все государственные и муниципальные учреждения подразделяются:

— на органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования «Волховский район Ленинградской области» и т.п.;

— судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;

— военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.

На примере сферы образования рассмотрим другой принцип группировки учреждений. В зависимости от реализуемой программы образовательные учреждения группируются в определенные типы учреждений, функционирующих в соответствии с утвержденными Правительством РФ типовыми положениями:

— дошкольные;

— общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

— дополнительного образования взрослых;

— дополнительного образования детей;

— специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

— другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В свою очередь, в составе типовой группы учреждений могут функционировать отдельные виды учреждений. Например, к общеобразовательным учреждениям относятся школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты, вечерние школы.

В отличие от образования для других отраслей бюджетного сектора типовые положения не утверждаются, а их деятельность регламентируется уставами. Так, например, уставы всех государственных музеев напрямую утверждаются Правительством РФ.

Организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Минздравсоцразвития России путем утверждения соответствующей номенклатуры учреждений и правил их лицензирования. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока:

— лечебно-профилактические;

— государственной санитарно-эпидемиологической службы;

— аптечные.

В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, что свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности (кожно-венерологические, наркологические и т.п.).

Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения. К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Во многом признаки, права и обязанности бюджетных учреждений до 1 июля 2012 г. будут схожи с признаками, правами и обязанностями казенных учреждений. В частности, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях будет осуществляться в том же, что и для казенных учреждений, порядке.

Следующий организационно-правовой тип — автономные учреждения. В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Помимо Закона об автономных учреждениях вопросы правового и финансового характера их функционирования изложены в следующих законодательных актах:

— Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;

— БК РФ, которым установлено, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

— НК РФ: при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в доходную часть не включаются субсидии автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию: образовательная деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; медицинская и фармацевтическая деятельность и т.д.

Помимо лицензии потенциальные получатели бюджетных средств должны иметь и другие документы. Например, образовательные учреждения получают право выдавать документы государственного образца только после прохождения государственной аккредитации, которая проводится аккредитационным органом один раз в шесть лет в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и в научных организациях; один раз в двенадцать лет — в иных образовательных учреждениях.

Учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя учреждения, несмотря на то, что в отличие от руководителя казенного учреждения у руководителя бюджетного или автономного учреждения появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики оказания платных услуг.

В табл. 1.1.1 приведены основные различия между системами управления материальными и финансовыми ресурсами на уровне казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Таблица 1.1. Основные различия казенных, бюджетных и автономных учреждений

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? В российском законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, есть определение данного термина. В соответствии с ним, государственные и муниципальные унитарные предприятия – это организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Распоряжаться им имеет право лишь непосредственно учредитель. Унитарными они названы потому, что имущество не может быть разделено на доли, акции, вклады и иные части. В названии данного субъекта непременно должно присутствовать указание собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на 2 вида. Первый – организации, базирующиеся на праве хозяйственного ведения. Следует отметить, что сюда относят такие унитарные предприятия, как муниципальные. Они создаются после принятия соответствующего решения уполномоченным государственным органом или муниципалитетом. Второй вид – организации, базирующиеся на праве оперативного управления. Могут быть основаны лишь по решению правительства страны. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в данном случае обладают довольно специфичным положением в правовом аспекте. Так, они создаются с целью оказания определенных услуг, выполнения работ или производства какой-либо продукции, что характерно для коммерческих организаций. В то же время, вся деятельность предприятия может быть основана на финансировании из средств бюджета.

В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами). Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений. Помимо всего прочего, они могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность.

Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Здесь имеет место единоличный управленец, а не коллегиальный орган, как это бывает в иных случаях. Как правило, это директор. Человека на данную должность назначает собственник или специальный орган, обладающий соответствующими полномочиями.

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании — это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права — Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания — это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация — это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие — не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами — открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами — такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам — исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий — «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий — «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций — в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций — оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • АСВ;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций — Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, — государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация — OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, — в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, — в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие — не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

Что такое муниципальное бюджетное учреждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *