Директор муниципального учреждения

Эффективная деятельность государственных (муниципальных) учреждений (далее также — учреждения) в современных условиях предполагает наличие у учреждения (и, соответственно, у его руководителя) достаточно широких полномочий. Неслучайно Федеральный закон № 83-ФЗ от 8.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ), создавший основу реформирования бюджетной сферы, принимался с целью создания баланса между правами и ответственностью государственных (муниципальных) учреждений по принципу: больше прав и больше ответственности.

И действительно права учреждений были существенно расширены. В настоящее время можно говорить, например, о следующих:

– право бюджетных и автономных учреждений самостоятельно распоряжаться доходами от приносящей доходы деятельности (с учётом законодательных ограничений);

– право автономных учреждений (а также бюджетных учреждений за счёт доходов от приносящей доходы деятельности) осуществлять закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ, а не по Федеральному закону № 44-ФЗ;

– право самостоятельно утверждать штатные расписания и т.д.

Поэтому в целом (при всех оговорках) сформирован неплохой баланс прав и ответственности государственных (муниципальных) учреждений. Но очень важный момент заключается в том, что реализация этих прав зависит в первую очередь от того, имеет ли возможность руководитель учреждения отстаивать свои законные права перед «вышестоящими» органами? Может ли он решиться отстаивать свои права?

Поэтому нужно проанализировать имеющиеся в настоящее время права и ответственность руководителя учреждения. К сожалению, сейчас правовое положение руководителя учреждения можно охарактеризовать как «угнетённое». Он достаточно бесправен и может быть уволен по множеству оснований и даже без всяких оснований. Ему постоянно приходится сталкиваться с ограничениями, нарушающими его законные права как руководителя.

Статья 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) устанавливает дополнительные (к установленным для всех работников) основания для расторжения трудового договора с руководителем организации. В соответствии с этой статьёй, помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается, в частности, по следующим причинам:

1) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лица (органом) решения о прекращении трудового договора;

2) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Дадим небольшой комментарий по данной статье.

Во-первых, трудовой договор с руководителем может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным не только в Трудовом кодексе, но и в других федеральных законах. К числу таких законов относится, в частности, вышеупомянутый Федеральный закон № 83-ФЗ. Часть 27 статьи 30 данного закона гласит: «Установить, что орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нём:

1) права и обязанности руководителя;

2) показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;

3) условия оплаты труда руководителя;

4) срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;

5) условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя».

Во-вторых, руководитель может быть уволен по любым основаниям, предусмотренным (фактически — навязанным) трудовым договором.

В-третьих, руководитель учреждения может быть уволен «вышестоящим» органом вообще без каких-либо оснований и без объяснения причин (то есть и в случае отсутствия каких-либо нарушений со стороны руководителя учреждения). Обобщая сложившуюся практику, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июня 2015 года № 21 определило, что прекращение трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278 Трудового кодекса) допускается без указания мотивов принятия решения.

В-четвёртых, трудовой договор с руководителем учреждения может быть заключён как срочный договор (что обычно и происходит на практике). Статья 275 Трудового кодекса, посвящённая вопросам заключения трудового договора с руководителем организации, устанавливает: «В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон». В соответствии со статьей 59 Трудового кодекса по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

При этом срок трудового договора зачастую ограничивается одним годом. Будет ли трудовой договор продлён на следующий год — всецело зависит от «вышестоящего» органа. Прекращение действия трудового договора в связи с истечением срока его действия на практике является одним из самых простых с законодательной точки зрения способом избавиться от неугодного руководителя учреждения. При этом следует иметь в виду, что ограничение срока трудового договора 1 годом не позволяет реализовать никакой стратегический проект (не только долгосрочный, но и среднесрочный, и даже краткосрочный).

Статья 75 Трудового кодекса устанавливает: «При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трёх месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером». Это положение распространяется, в частности, на ситуации массового перевода муниципальных учреждений в статус государственных региональных: областных, краевых и т.д. Эту процедуру прошла основная по численности часть муниципальных учреждений, переходящих в статус государственных региональных учреждений. И это стало основанием для немотивированной смены большого числа руководителей учреждений здравоохранения.

В последние годы (в связи с реформированием бюджетной сферы, а также введением эффективного контракта) появились новые (ранее отсутствовавшие) требования к руководителям учреждений.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ) руководитель бюджетного учреждения несёт перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причинённых бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных в этой статье требований независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ) в отношении руководителей бюджетных учреждений введено понятие «конфликт интересов» (в отношении руководителей автономных учреждений — статьей 25 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Часть четвёртая статьи 275 Трудового кодекса (введённая Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ) устанавливает: «Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

Соответственно появились новые основания для увольнения руководителя учреждения. Например, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 № 280-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ) введён пункт 7.1 ч. 1 ст. 81: «непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя».

Следует отметить, что ряд требований, предъявляемых к руководителю учреждения, во многих случаях вообще не выполним. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее — Постановление № 329) утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (далее — Типовая форма). Подпунктом ч) пункта 9 Типовой формы трудового договора установлено, что руководитель учреждения обязан «обеспечивать достижение установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в соответствующем субъекте Российской Федерации, указанных в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора (в случае их установления)».

Как известно, за невыполнение трудовых обязанностей в соответствии со статьёй 192 Трудового кодекса на руководителя может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, либо увольнения.

Закономерно возникает вопрос: насколько недостижение установленного соотношения заработной платы работников в рамках реализации «майских» Указов Президента РФ может рассматриваться как вина руководителя учреждения (или как вина исключительно руководителя учреждения)?

В Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» говорится: «В 2015 году с учётом принятых решений предусматривается увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции — на 5,5%, что потребует пересмотра «дорожных карт» по повышению оплаты их труда в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В 2016 году планируемый рост субвенции составит всего 5,6% к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации «дорожных карт». В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников. В связи с отсутствием в бюджете Фонда соответствующих ресурсов потребуется изыскание новых источников финансирования для привлечения дополнительных средств в целях решения указанной задачи».

То есть очевидно, что средств обязательного медицинского страхования для повышения заработной платы, в соответствии с Указами Президента РФ, недостаточно. На кого будет переложена ответственность за недостаток средств? На руководителя учреждения.

При этом за недостаточное повышение заработной платы может последовать увольнение (и таких примеров уже много). А повышение зарплаты путём сокращения расходов на медикаменты, продукты питания и т.д. чревато созданием кредиторской задолженности по соответствующим статьям, за чем тоже может последовать увольнение.

Таким образом, в настоящее время можно уволить практически любого руководителя учреждения. Сохранение ими своих должностей — это, прежде всего, вопрос лояльности к «вышестоящим органам». Права руководителей учреждений фактически сведены к нулю, и их реализация полностью находится в руках «вышестоящих» органов.

Это подтверждается и тем, что смена руководителя субъекта Российской Федерации, муниципального образования и/или соответствующего органа управления здравоохранением сопровождается волной смены руководителей учреждений.

Такую ситуацию никак нельзя назвать нормальной.

Одним из серьёзных механизмов влияния на руководителя учреждения является оплата труда. Приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» предусматривает, что выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения не начисляются в следующих случаях:

а) выполнение государственного заказа ниже 90%;

б) выявление нарушений по результату проверок финансово-хозяйственной деятельности за отчётный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующих отчётному периоду, если данный работник исполнял обязанности руководителя в период, когда были осуществлены указанные нарушения;

в) наложение дисциплинарного взыскания в отчётном периоде;

г) выявление в учреждениях нарушения правил противопожарной безопасности;

д) наличие фактов нарушений при осуществлении лицензированных видов деятельности учреждения по результату за отчётный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующих отчётному периоду, если данный работник исполнял обязанности руководителя в период, когда были осуществлены указанные нарушения.

К сожалению, действующее законодательство и подзаконные нормативные правовые акты достаточно противоречивы и зачастую не только необоснованно ограничивают права учреждений на самостоятельное распоряжение имеющимися ресурсами, но и создают ситуации, в которых руководитель учреждения виновен в любом случае — независимо от того, что он сделал. Не бывает проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений, в ходе которых невозможно было бы найти нарушения. Так, перед руководителями учреждений (например, в случае задержки оплаты счетов со стороны страховой медицинской организации) часто встаёт дилемма: задерживать оплату сотрудникам по обязательному медицинскому страхованию (далее — ОМС), нарушив при этом Трудовой кодекс, или использовать на выплату зарплаты бюджетные средства с последующим восстановлением (нарушив Бюджетный кодекс — нецелевое использование бюджетных средств)? Любое действие в подобной ситуации приводит к нарушению, бездействие — тоже.

Более того, предостаточно случаев нарушения законодательства в отношении учреждений со стороны самих «вышестоящих» и иных органов. В первую очередь это касается использования средств обязательного медицинского страхования. Во многих регионах территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации (СМО) пытаются контролировать постатейную структуру расходов средств ОМС, хотя никакими нормативными документами это требование не установлено.

По сути, тем самым территориальные фонды или СМО принимают на себя функции учредителя, с чьей стороны подобный контроль был бы более обоснованным. Но и сама целесообразность подобного контроля даже со стороны собственника должна определяться статусом учреждений. Подобный контроль оправдан в отношении казённых учреждений, но не вписывается в статус бюджетных и автономных учреждений. Не вписывается он и в систему договорных отношений в системе ОМС. Суть этих отношений заключается в том, что медицинские организации принимают на себя обязательства оказать определённый объём услуг определённого качества, а страховые медицинские организации — оплатить эти услуги. Эта система аналогична системе государственного заказа (никто не требует у подрядчика отчёта о том, на какие цели использованы полученные в рамках контракта средства). Дополнительный контроль направлений использования средств, полученных учреждением от оказания услуг, излишен. Тем более со стороны территориальных фондов ОМС — учреждения не имеют перед ними никаких обязательств, ни в какие прямые взаимоотношения с ними не вступают.

Часто от учреждения требуют не заключать договоры определённого вида в рамках ОМС (по доплате за более качественные расходные материалы и т.д.), не заключать договоры с коммерческими лабораториями и т.д. Это нарушение антимонопольного законодательства и прав руководителей учреждений, которые, в соответствии с действующим законодательством и уставами, самостоятельны в вопросах заключения договоров.

Другой пример — в одном из субъектов Российской Федерации, где практически все государственные учреждения здравоохранения переведены в статус автономных, от этих учреждений требуют проведения государственных закупок не в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, а в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, а это нарушение законодательства.

Почти повсеместно встречаются те или иные не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения на право автономных и бюджетных учреждений самостоятельно распоряжаться доходами от приносящей доходы деятельности.

Есть ещё одна сфера незаконного вмешательства во внутренние дела учреждений — это формирование структуры и штатного расписания учреждений. Пункт е) Типовой формы трудового договора устанавливает, что к правам руководителя учреждения относится «утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения». Вопреки этому, многие «вышестоящие» органы пытаются протащить не предусмотренную нормативными правовыми актами процедуру «согласования» штатного расписания.

Что же касается структуры учреждения, то много ли найдётся ситуаций, когда руководители учреждений действительно самостоятельно определяют структуру своего учреждения? Обычно приходится сталкиваться с так называемыми «профильными приказами», которые устанавливают количество коек по соответствующим специальностям в подведомственных учреждениях и т.д. Между тем, фраза Типовой формы трудового договора с руководителем, установленной постановлением Правительства, о праве на самостоятельную установку структуры и штатного расписания учреждения имеет очень логичное обоснование. В рамках бюджетного финансирования для учреждений устанавливается государственное (муниципальное) задание в виде объёма оказанных услуг. В рамках ОМС в договоре с учреждением также устанавливается объём оказанных услуг. Ресурсы, необходимые для выполнения этих объёмов услуг (количество коек, количество штатных должностей и т.д.), определяются с учётом сроков пребывания пациентов на койке, установленных норм труда и т.д. По разным учреждениям эти показатели могут сильно различаться. С учётом всего этого именно руководитель учреждения должен определять и структуру, и штатное расписание учреждения. И уж тем более подобное право должно касаться сферы приносящей доходы деятельности.

Распространены и другие ситуации, когда «вышестоящие органы», формально не нарушая законодательство, тем не менее устанавливают необоснованные ограничения деятельности государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.

Так, к сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с недальновидной политикой «вышестоящих» органов, формально не нарушающих законодательство, заключающейся, например, в сдерживании цен на платные услуги, минимизации уровня рентабельности и т.д. Доходит до парадоксальных ситуаций: в приказах многих ведомств, регламентирующих порядок определения платы за оказание платных услуг, вообще не предусматривается включение в цену услуги прибыли.

Следует обратить внимание на очень важный момент: сам по себе статус «вышестоящих» органов (органов управления здравоохранением, учредителей и т.д.) не даёт им оснований предъявлять какие-либо требования к подведомственным учреждениям (например, о согласовании с ними штатных расписаний) — они могут это делать только в рамках полномочий, которыми их наделили в соответствии с положениями об этих органах. Не случайно в настоящее время в нормативных документах говорится не о «вышестоящем органе», а об «органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя» (применительно к казённым учреждениям — ещё и о распорядителе бюджетных средств).

Пункт 7 Типового договора, утверждённый постановлением № 329, устанавливает: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».

То есть положения о соответствующих органах власти, ограничивающие права руководителей учреждений (в т.ч. и в вопросах утверждения штатных расписаний и т.д.), могут содержать подобные пункты, только если это прямо предусмотрено законодательством, причём федеральным!

Сложившаяся ситуация имеет целый ряд негативных последствий.

Понятие «кадрового резерва руководителей» на практике теряет смысл. Действительно, как формировать кадровый резерв в условиях непредсказуемости назначения руководителей учреждений, если назначение определяется не профессиональными качествами, а личной преданностью, кумовством и т.д.?

Одно из негативных последствий нынешнего положения с правами руководителя учреждения заключается в том, что главные врачи, не имеющие никаких гарантий продолжения работы в своей должности, вынуждены подстраховываться, сохраняя свою основную врачебную специальность. Они продолжают активно оперировать, лечить пациентов, что не может не сказаться негативно на качестве управления учреждением.

Подпункт б) пункта 9 Типового договора устанавливает обязанность руководителя: «обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения».

Однако требовать эффективности деятельности можно только тогда, когда имеется необходимая свобода действий самого руководителя. Если регламентируется каждый шаг, то и ответственность за результаты деятельности руководителя должна ложиться не на руководителя, а на орган, устанавливающий эту регламентацию.

Выводы и предложения:

Как видно из вышесказанного, в настоящее время отсутствует сбалансированность прав и ответственности руководителя учреждения, необходимая для эффективного управления учреждениями здравоохранения. Это не позволяет достигать целей, предусмотренных реформой бюджетной сферы, — законодательный статус автономных и бюджетных учреждений не реализуется.

Для того чтобы определиться с правами и ответственностью руководителя государственного (муниципального) учреждения, необходимо чётко определить, что мы хотим получить: послушного исполнителя при сохранении административного контроля процесса его работы или профессионального управленца, имеющего высокую степень независимости и отвечающего за конкретные конечные результаты деятельности учреждения?

В сложившихся условиях необходимо не столько уменьшение степени ответственности руководителя, сколько принятие мер по защите руководителя от неправомерного преследования со стороны «вышестоящих» органов.

Для этого, в частности, следует установить минимальный срок, на который заключается срочный трудовой договор с руководителем учреждения, не менее 3 лет.

Целесообразно также установить законодательные ограничения по смене руководителей учреждений при смене руководителя публично-правового образования (губернатора, главы муниципального образования и т.д.), а также руководителя органа управления здравоохранением, например, установив недопустимость прекращения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278 Трудового кодекса) в течение первых двух лет избрания (назначения на должность) нового руководителя публично-правового образования и/или руководителя органа управления здравоохранением. Это обеспечило бы определённый иммунитет руководителям учреждений и стало при этом важной антикоррупционной мерой.

В идеале нужно было бы установить, что п. 2 статьи 278 не распространяется на руководителей государственных (муниципальных) учреждений. В отличие от частных организаций, где это положение логично (частное дело частной организации), в государственном секторе увольнение руководителя учреждения без объяснения причин недопустимо: граждане, потребители государственных (муниципальных) услуг должны знать, почему это происходит. Это стало бы важной антикоррупционной мерой, снижающей возможности сговора в силу кумовства и т.д. При этом полномочия учредителей по контролю деятельности подведомственных учреждений страдать не будут: по-прежнему сохранится возможность увольнения руководителя учреждения за допущенные нарушения и т.д.

Следует исключить меры ответственности руководителя в случаях, когда достижение установленных показателей не обеспечено соответствующим финансированием. Например, речь идёт о таком показателе, как «Выполнение планов по достижению соотношений заработной платы по всем категориям медицинских работников со средней заработной платой в субъекте», предусмотренном приказом Минздрава России от 28 июня 2013 г. № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников». Это положение получило отражение в требовании «обеспечивать достижение установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в соответствующем субъекте Российской Федерации, указанных в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора (в случае их установления)» (подпункт ч) пункта 9 Типовой формы трудового договора).

Поскольку трудовой договор с руководителем учреждения регулируется Трудовым кодексом, то, очевидно, и в случае невыполнения руководителем учреждения подобных обязанностей, следует руководствоваться статьёй 155 Трудового кодекса «Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей», которая определяет следующие ситуации:

– неисполнение трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя;

– неисполнение трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

– неисполнение трудовых (должностных) обязанностей по вине работника.

В связи с этим следует на законодательном уровне определить требования к учредителю (главному распорядителю бюджетных средств — применительно к казённому учреждению), в т.ч. в качестве работодателя по обеспечению нормальных условий для работы учреждения — по аналогии с тем, как это предусмотрено статьёй 163 Трудового кодекса в отношении обеспечения нормальных условий работы для выполнения норм выработки.

Статья была впервые опубликована в журнале «Менеджер здравоохранения» 2015. – № 10. – С.65–73.

Администрации поселения имеет подведомственное бюджетное учреждение. Должности заместителя руководителя штатным расписанием учреждения не предусмотрено. Директор бюджетного учреждения уходит на больничный. В должностной инструкции директора прописано, что в случае его отсутствия (отпуск, болезнь) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Должен ли учредитель издавать распоряжение о назначении и.о. директора, или же директор делает это своим внутренним приказом? Или в данной ситуации должно быть и распоряжение учредителя, и приказ директора о возложении обязанностей?

7 ноября 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Временная передача отдельных полномочий руководителя учреждения другому работнику возможна без согласования с учредителем учреждения на основании доверенности, выданной руководителем, с обязательным оформлением кадровых документов в зависимости от того, в каком порядке работодатель в лице руководителя учреждения и работник согласовали выполнение обязанностей руководителя (внутренний перевод, поручение дополнительной работы или внутреннее совместительство). Если иное не предусмотрено уставом организации, временное назначение другого работника директором учреждения необходимо только в том случае, если ему передаются все полномочия директора.

Обоснование позиции:
Бюджетное учреждение является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы (ст. 53 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)). Согласно п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с указанным законом и иными федеральными законами. Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, состав и компетенция которого определяется законом об этих организациях (ст. 29 Закона N 7-ФЗ). Согласно ст. 30 Закона N 7-ФЗ при отсутствии других органов управления к компетенции руководителя учреждения относятся все вопросы текущего руководства деятельностью учреждения.
Временное замещение руководителя учреждения предполагает передачу сотруднику, его замещающему, не только полномочий по управлению внутренней деятельностью этого учреждения (принятие и увольнение работников, издание приказов по учреждению и т.п.), но и полномочий, связанных с внешним представительством учреждения перед третьими лицами (заключение, изменение и расторжение договоров, распоряжение предоставленными учреждению имуществом и денежными средствами и т.п.). При этом ГК РФ, Закон N 7-ФЗ, иные акты гражданского законодательства не устанавливают каких-либо особых правил наделения полномочиями представителя учреждения.
В силу п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ сделки от имени любого юридического лица (в том числе и некоммерческой организации) вправе совершать его орган или лицо, уполномоченное соответствующей доверенностью. Учредительным документом учреждения является его устав, утвержденный его учредителем (ч. 2 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Следовательно, от имени учреждения доверенность на подписание документов от имени учреждения может быть выдана только его руководителем или иным лицом, которому это право предоставлено уставом учреждения. Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана директором или иным уполномоченным учредительными документами лицом с приложением печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Гражданское законодательство не предусматривает возможности назначения «исполняющего обязанности» руководителя некоммерческой организации. Предполагается, что всеми полномочиями в любом случае может обладать только руководитель, назначаемый в установленном порядке.
Таким образом, в ситуации, когда директор по причине временного отсутствия не может осуществлять свои полномочия, он вправе возложить функции по решению определенных вопросов текущего руководства на другого работника учреждения путем выдачи соответствующей доверенности по правилам, предусмотренным ст. 185 ГК РФ. Необходимость получать согласие других органов бюджетного учреждения для передачи руководителем части своих полномочий законом не предусмотрена.
Нередко на практике полномочия руководителя организации (в том числе по подписанию документов) возлагаются на иное лицо путем издания приказа (без оформления доверенности). По своей сути, приказ — это локальный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами. Но в некоторых случаях суды признают приказ надлежащим оформлением доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 N 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности. Такой подход, в целом, поддерживается в судебной практике (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 N А43-14376/2006-8-81, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 N Ф08-37/99, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10435/07, постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5). Однако следует иметь в виду, что решения судов принимаются в каждом случае исходя из конкретных обстоятельств дела, фактически сложившихся отношений сторон и содержания документов. Следовательно, в отношениях с третьими лицами полномочия лица, подписывающего документы от имени учреждения, целесообразно подтверждать именно доверенностью.
Несмотря на то, что действующим законодательством право руководителя учреждения на передачу своих функций по доверенности другим лицам напрямую не ограничивается, представляется, что такая передача допускается только в отношении части функций руководителя. В силу ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. В рассматриваемой ситуации функции назначения руководителя муниципального учреждения выполняет администрация сельского поселения (п. 1 ст. 65 Устава Крыловского сельского поселения Крыловского района (принят решением Совета Крыловского сельского поселения Крыловский район от 03.05.2017 N 144) (далее — Устав); http://krilovsk.ru/documents/2015-02-17-13-41-18). Администрация назначает на должность и освобождает от должности руководителей учреждений в соответствии с законодательством (смотрите п. 3 ст. 65 Устава). Таким образом, передача директором своих полномочий иному лицу по доверенности в полном объеме фактически является нарушением компетенции администрации Крыловского сельского поселения в вопросе назначения руководителя учреждения. Полагаем, что перепоручение работнику учреждения всего объема прав и обязанностей руководителя муниципального учреждения на время его отсутствия возможно исключительно в том же порядке, который установлен для назначения руководителя учреждения, то есть по решению администрации сельского поселения о назначении этого работника директором.
Напомним также, что если сотрудник будет выполнять только обязанности по должности руководителя, которую он временно замещает, такая ситуация оформляется временным переводом на другую работу в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ на основании дополнительного соглашения к трудовому договору. Если же обязанности работника по основному месту работы сохраняются, а обязанности руководителя он выполняет дополнительно, возможно оформление либо внутреннего совместительства на основании срочного трудового договора (ст.ст. 59, 60.1 ТК РФ), либо поручения дополнительной работы в виде исполнения обязанностей отсутствующего работника (ст. 60.2 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Должностная инструкция директора муниципального общеобразовательного учреждения

УТВЕРЖДЕНА

приказом Управления образования

Администрации города Дзержинска

от «5» октября 2009 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

директора муниципального общеобразовательного учреждения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики директора образовательного учреждения.

1.2. Директор муниципального общеобразовательного учреждения (далее – Учреждение) назначается и освобождается от должности Мэром города Дзержинска.

1.3. Директор Учреждения подчиняется непосредственно начальнику Управления образования Администрации города Дзержинска Нижегородской области.

1.4. Директору Учреждения непосредственно подчиняются его заместители.

1.5. В своей деятельности директор руководствуется Конвенцией о правах ребенка; Конституцией Российской Федерации; законодательством Российской Федерации; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации; постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; законодательством Нижегородской области; указами и распоряжениями Губернатора Нижегородской области; постановлениями и распоряжениями Правительства Нижегородской области; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Дзержинска; решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания; правилами и нормами охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенического режима, а также Уставом и локальными актами Учреждения, трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.

1.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности директора Учреждения его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (заведующего хозяйством). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и уставом Учреждения.

II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Директор Учреждения в соответствии с действующим законодательством обязан:

2.1.Осуществлять руководство Учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом Учреждения.

2.2.Обеспечивать системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу Учреждения.

2.3.Обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

2.4.Формировать контингент обучающихся, осуществлять организацию учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.5.Обеспечивать охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников Учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2.6.Определять стратегию, цели и задачи развития Учреждения, принимать решения о программном планировании его работы, участии Учреждения в различных программах и проектах, обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности Учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в Учреждении.

2.6.Обеспечивать объективность оценки качества образования обучающихся в Учреждении.

2.7.Совместно с органами самоуправления Учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития Учреждения, образовательной программы Учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка Учреждения.

2.8.Создавать условия для внедрения инноваций, обеспечивать формирование и реализацию инициатив работников Учреждения, направленных на улучшение работы Учреждения и повышение качества образования, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

2.9.В пределах своих полномочий распоряжаться бюджетными средствами, обеспечивать результативность и эффективность их использования.

2.10.В пределах средств, направленных на оплату труда, формировать фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.

2.11.Утверждать структуру и штатное расписание Учреждения.

2.12. Решать кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом Учреждения.

2.13.Осуществлять подбор и расстановку кадров.

2.14.Создавать условия для непрерывного повышения квалификации работников Учреждения.

2.15.Обеспечивать установление заработной платы работников Учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

2.16.Принимать меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

2.17.Принимать меры по обеспечению Учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивать формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в Учреждении.

2.18.Организовывать и координировать реализацию мер по повышению мотивации работников Учреждения к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в Учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.

2.19.Создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении Учреждением.

2.20.Принимать локальные нормативные акты Учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.

2.21.Планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений, педагогических и других работников Учреждения.

2.22.Обеспечивать эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями (законными представителями), гражданами.

2.23.Представлять Учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях без доверенности.

2.24. Содействовать деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.

2.25.Обеспечивать учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом Учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

2.26.Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

III. ПРАВА

Директор Учреждения имеет право в пределах своей компетенции:

3.1.Издавать приказы, давать указания работникам Учреждения и требовать их исполнения.

3.2.Отменять указания любого другого работника Учреждения.

3.3.Поощрять работников Учреждения в соответствии с Положением об оплате труда работников Учреждения, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

3.4.Представлять сотрудников Учреждения к награждению и присвоению почетных званий на основании решения педагогического совета Учреждения.

3.5.Привлекать к дисциплинарной и иной ответственности работников Учреждения в соответствии и в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.

3.6.Заключать договоры, в том числе трудовые, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.7.Открывать лицевой счет в отделе казначейского исполнения городского бюджета департамента финансов Администрации города Дзержинска.

3.8.Присутствовать на любых занятиях, проводимых с обучающимися, их родителями, работниками Учреждения с последующим анализом и оценкой.

3.9.Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий в Учреждении.

3.10.Поощрять обучающихся в соответствии с правилами поощрения.

3.11.Контролировать и оценивать ход и результаты групповой и индивидуальной деятельности сотрудников Учреждения.

3.12.Делегировать свои полномочия, выдавать доверенности.

3.13.Назначать представителей от администрации Учреждения в комиссию по трудовым спорам.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1.Директор Учреждения несет ответственность за уровень квалификации работников, реализацию образовательных программ, учебных планов, достоверность данных, представленных Учреждением, в том числе в рамках государственной статистической отчетности, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников Учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.2.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав директор Учреждения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил директор привлекается к административной

ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

4.4.Директор Учреждения несет материальную, уголовную ответственность в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1.В своей деятельности директор Учреждения взаимодействует с:

— органами самоуправления и работниками Учреждения;

— органами управления образованием;

— органами местного самоуправления;

— учреждениями, организациями, предприятиями независимо от их организационно-правовой формы.

5.2.Директор Учреждения:

5.2.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня, исходя из 40-часовой рабочей недели.

5.2.2.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год.

5.2.3.Представляет в установленные сроки в установленной форме отчетность учредителю и другим полномочным государственным и муниципальным органам.

5.2.4.Получает от учредителя, государственных и муниципальных органов информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.

5.2.5.Систематически обменивается информацией со своими заместителями, педагогическими и иными работниками Учреждения.

VI. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Директор Учреждения

6.1.Должен иметь:

6.1.1.Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

6.2.Должен знать применительно к исполнению своих должностных обязанностей:

6.2.1.Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

6.2.2.Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность.

6.2.3.Конвенцию о правах ребенка.

6.2.4.Педагогику.

6.2.5.Достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию.

6.2.6.Основы физиологии, гигиены.

6.2.7.Методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой).

6.2.8.Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения.

6.2.9.Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе.

6.2.10.Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

6.2.11.Основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.

6.2.12.Гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней.

6.2.13.Основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами.

6.2.14.Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения.

6.2.15.Правила по охране труда и пожарной безопасности.

6.2.16.Устав Учреждения.

Ознакомлен (а) и получил (а) один экземпляр ______________

«____»_______________2009 года

Статьи: Журнал «Руководитель автономного учреждения»

13 февраля 2020

  • 12:37 Автономные учреждения не первый год размещают свои документы автономного учреждения на официальном сайте bus.gov.ru и знают, что основное требование законодателя касается своевременности публикации этих документов. Но не так давно стал актуальным другой вопрос: кто же должен публиковать сведения на официальном портале – учреждение или орган-учредитель? 1 623
  • 31 января 2020

  • 13:54 Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены? 1 068
  • 27 декабря 2019

  • 12:05 Правовое поле, определяющее работу государственных и муниципальных учреждений (в том числе автономных), постоянно меняется. Очередной рубеж, с которого начнет действовать ряд изменений, – начало 2020 года. Некоторые поправки законодательства мы уже рассматривали на страницах журнала. Кратко напомним об основных новшествах, напрямую затрагивающих АУ. 2 831
  • 28 ноября 2019

  • 11:59 Должность руководителя государственного или муниципального учреждения налагает на замещающее ее лицо немалую ответственность руководителя учреждения. Она может быть дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. В данной статье проанализируем правовые и иные условия возникновения материальной ответственности и последствия привлечения к ней. 1 443
  • 31 октября 2019

  • 12:49 Оценка выполнения и корректировка в текущем году показателей задания – важный этап взаимодействия органов-учредителей и подведомственных автономных учреждений. С помощью этого инструмента учредители контролируют объемы и качество предоставления учреждениями услуг и при необходимости пересматривают размер их текущего финансирования, а АУ показывают фактические результаты работы и, если возникает расхождение с плановыми показателями, получают возможность сразу и без серьезных финансовых последствий урегулировать ситуацию. Обычно корректировка происходит по результатам рассмотрения предварительного отчета о выполнении задания, но существуют и иные способы. Расскажем об этой процедуре. 2 229
  • 17 сентября 2019

  • 11:34 Нормативный подход к финансированию деятельности государственных и муниципальных учреждений – один из основных финансово-экономических принципов, провозглашенный в ходе реформирования бюджетной сети и противопоставленный прежнему принципу сметного финансирования. Предполагалось, что четкая привязка объема финансового обеспечения учреждений к объему их деятельности (норматив – по сути, стоимость оказания единицы услуги) позволит повысить прозрачность финансирования и его эффективность. Проанализируем практику применения базовых нормативов затрат на оказание услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. 2 387
  • 22 июля 2019

  • 12:27 Автономное учреждение осуществляет свою деятельность, используя имущество, переданное в оперативное управление. Учредитель как собственник имущества вправе его изъять. При каких обстоятельствах возможно законное изъятие имущества у учреждения? Достаточно ли согласия АУ для возврата имущества в казну? Как действовать учреждению, если грядет нежелательное для него изъятие? Обо всем этом читайте в статье. 3 048
  • 05 июля 2019

  • 13:17 Управление имуществом предполагает не только его эксплуатацию, но и реализацию при невозможности получить от его использования хотя бы нулевой финансовый результат. Не используемое для выполнения госзадания имущество автономные учреждения содержат за свой счет. Для многих из них избавление от таких объектов – вопрос не только повышения эффективности, но и выживания. Но может ли АУ инициировать возврат неиспользуемого имущества его собственнику? Наделены ли учреждения таким правом? Какие обстоятельства могут затруднить процедуру возврата имущества в казну? Обо всем этом – далее в статье. 7 440
  • 04 июня 2019

  • 11:38 Автономные учреждения вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые предусмотрены действующим законодательством. Вместе с тем, как подтверждает арбитражная практика, учредители иногда наделяют АУ не соответствующими их предназначению функциями. Поскольку граница между разрешенными и запрещенными видами деятельности не всегда очевидна, ознакомим читателей с критериями, которыми руководствуются суды при вынесении решений. 3 132
  • 22 апреля 2019

  • 12:09 Автономные учреждения вправе привлекать заемные средства, включая кредиты банков. На первый взгляд АУ являются надежными заемщиками, имеющими государственное финансирование и собственные доходы, что позволяет кредиторам рассчитывать на бесперебойный возврат средств. В отношении таких заемщиков кредиторы охотно снижают ставки и удлиняют сроки заимствований. Однако правовой статус АУ, предусматривающий особый порядок покрытия ими долгов, ставит кредиторов в невыгодное положение – это может ослабить их заинтересованность в сотрудничестве с автономными учреждениями. О том, как в судебном порядке решаются споры, связанные с источниками погашения обязательств АУ, читайте в статье. 899
  • 28 марта 2019

  • 11:50 До 30 апреля 2019 года руководители государственных и муниципальных учреждений должны подать учредителю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Отчитаться нужно о своем финансовом положении, а также финансовом положении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Несоблюдение этого требования может повлечь увольнение руководителя. Что же учесть при подготовке справок за 2018 год? 3 704
  • 29 января 2019

  • 15:11 Финансовый менеджмент учреждений автономных призван решать все больше задач. В условиях приближающейся конкуренции с негосударственными организациями за бюджетные средства, поиска новых показателей эффективности учреждений со стороны государства, сближения учета в общественном и частном секторе АУ обязаны продемонстрировать адекватное финансовое управление. Обозначим основные тенденции, под влиянием которых, по мнению автора, будет развиваться финансовый менеджмент учреждений АУ в 2019 году. 2 061
  • 24 декабря 2018

  • 13:57 Законодатели внесли ряд изменений и дополнений в налоговую систему и трудовое право. Одни поправки уже получили статус федерального закона, другие находятся на заключительной стадии принятия. Большинство начнет действовать 1 января 2019 года. Рассмотрим наиболее важные из них. 3 345
  • 17 октября 2018

  • 13:53 Что автономному учреждению учесть при использовании контрольно-кассовой техники после июля 2018 года? 1 998
  • 13 сентября 2018

  • 12:54 Тема оказания платных услуг государственными и муниципальными учреждениями традиционно вызывает большой интерес. К ней мы неоднократно обращались в нашем журнале. Рассмотрим сегодня вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального действия, как положение об оказании (порядок оказания) платных услуг. 5 199
  • 27 июля 2018

  • 13:50 Руководители учреждений могут получить дополнительные гарантии при увольнении, а на их заместителей планируется распространить обязанность по подаче справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти и другие инициативы не так давно подготовили законодатели. В чем суть предлагаемых нововведений и зачем они понадобились? 2 307
  • 22 мая 2018

  • 13:12 Можно ли хранить копии документов (паспорта, СНИЛС, трудовой книжки и др.) в личном деле работника? Если нет, какие риски возникают для автономного учреждения в случае хранения копий? У учреждения есть положение о защите персональных данных (ПД), в котором в том числе урегулированы вопросы их хранения, и заявление работника на хранение ПД. 2 537
  • 16 апреля 2018

  • 13:03 Денег всегда не хватает. Их зачастую не хватает и на выполнение обязательных требований, связанных с безопасностью функционирования государственных и муниципальных учреждений. Многие их руководители уже привыкли к регулярным предписаниям и штрафам, которые выписывают различные контрольные органы, в том числе органы пожарного надзора (на основании ст. 20.4 КоАП РФ). Однако недавно в практике Верховного суда возник прецедент, который заставляет по-новому взглянуть на привычную ситуацию и более четко определить пределы ответственности самих учреждений за нарушения названных требований. 1 678
  • 22 ноября 2017

  • 11:30 Как известно, значения нормативов затрат должны утверждать органы власти. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)? 4 079
  • 23 октября 2017

  • 13:17 Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Он предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов. 25 491

Директор муниципального учреждения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *