Договор ЖД перевозки грузов

Договор перевозки груза на железнодорожном транспорте: понятие, содержание, особенности

перевозка груз транспорт железнодорожный

По договору перевозки груза одна сторона — перевозчик — обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона — отправитель груза — обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Договор перевозки по своему характеру является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату, и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным — когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки.

В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Существенными условиями договора перевозки грузов являются:

  • 1) предмет договора;
  • 2) сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;
  • 3) порядок расчетов.

Договор перевозки груза признается заключенным с момента передачи одной стороной (грузоотправителем) соответствующего имущества другой стороне (перевозчику), который выдает грузоотправителю грузовую квитанцию.

Предварительным договором может быть возложена обязанность заключить в будущем основной договор на одну сторону либо на обе. Договоры об организации перевозок всегда являются взаимными.

Основанием заключения договора перевозки груза железнодорожным транспортом является заявка на перевозку грузов (форма ГУ-12), представляемая грузоотправителем перевозчику в 3-х экземплярах, каждый из которых должен быть подписан грузоотправителем, заверен печатью, применяемой при финансовых операциях.

В заявке указываются следующие данные:

  • — наименование железной дороги, в пределах деятельности которой находятся грузоотправитель и железнодорожная станция;
  • — полное наименование, фактический почтовый адрес и банковские реквизиты грузоотправителя;
  • — порядок подачи вагонов, контейнеров;
  • — номер договора об организации перевозок грузов, если такой договор заключен с железной дорогой;
  • — точное наименование груза, вид груза, масса груза, количество вагонов, контейнеров;
  • — дата регистрации и утверждения заявки, номер заявки и т.д.

В заявке грузоотправитель обязан указать срок действия заявки, причем этот срок не может быть более чем 45 дней.

Заявка на перевозку грузов представляется в управление железной дороги с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, железным дорогам назначения и датам погрузки, а если перевозка грузов будет производиться в пределах железной дороги отправления — с распределением по родам грузов, железнодорожным станциям назначения и датам погрузки.

Случаи непредставления грузоотправителями заявок в срок, предусмотренный нормами транспортных уставов, должны рассматриваться как отказ от транспортных средств.

К такому отказу грузоотправитель обычно прибегает, если у него нет груза, который предназначен для перевозки, если он не может отправить груз по причинам, относящимся к грузополучателю.

Форма заявки на транспортировку грузов, правила и распорядок ее оформления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются предписаниями перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Заявки доставляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала транспортирования грузов в искреннем интернациональном информации.

Заключение договора железнодорожной перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной железнодорожной накладной.

Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Накладная содержит необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнер), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами. Перевозчику предоставлено право, проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Что касается проверки веса груза, сдаваемого к перевозке, то перевозчику предоставлено право, проверять вес грузов путем выборочного взвешивания. Перевозчик в удостоверение принятия груза к перевозке выдает грузоотправителю грузовую квитанцию. Составляется также дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом на станцию назначения и остается там. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. По сути дела, это контрольные документы, по которым можно проследить движение груза от станции отправления до станции назначения.

При систематических перевозках грузов железная дорога и грузоотправитель могут заключить долгосрочный договор об организации перевозок. Заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон. Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте — урегулировать в ходе выполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период.

Перевозчиком грузов может быть лишь коммерческая организация или физическое лицо-субъект предпринимательской деятельности без образования юридического лица (частный предприниматель), которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица. Объектом обязательства по перевозке грузов являются перевозимые перевозчиками грузы. Если материальным объектом обязательства по перевозке является перевозимый груз, то в качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только транспортировку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Права и обязанности сторон определяются транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок и договорами. Перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В целях выполнения указанной обязанности перевозчик должен содержать транспортные средства в надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверять их пригодность для перевозки данного груза. Зная из заявки грузоотправителя, какой груз предполагается погрузить в транспортное средство, перевозчик имеет возможность и должен определить, обеспечит ли подаваемое транспортное средство его сохранность при перевозках.

Грузоотправитель, отправляя продукцию, обязан принимать все зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи, с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.

Представляется, что ответственность за пригодность транспортных средств в техническом отношении должен нести перевозчик, который их подает: транспортные средства принадлежат ему, и он должен отвечать за их состояние.

Определять же пригодность транспортного средства в коммерческом отношении должен перевозчик, который загружает в него груз. Погрузив груз в транспортное средство, непригодное в коммерческом отношении, данный перевозчик берет на себя всю ответственность, связанную с его сохранностью.

Уплата провозной платы в любых договорах перевозки является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке.

Обязательства по перевозке грузов подчиняются общим правилам гражданского законодательства об ответственности лиц лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел должного отражения в нормах транспортных уставов, кодексах и других актах, регулирующих перевозку грузов. Анализ этих норм позволяет выделить две группы обстоятельств, в которых получают отражение особенности ответственности перевозчиков за неподачу транспортных средств, для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором и грузоотправителя за непредъявление груза (неиспользование поданных транспортных средств) а также ответственность за несохранность груза и просрочку доставки.

Они касаются:

  • 1) условий ответственности;
  • 2) характера, размера и форм ответственности.

Ответственность за неподачу транспортных средств и за неиспользование поданных транспортных средств носит взаимный характер: грузоотправитель отвечает перед перевозчиком, которому он должен сдать груз для перевозки, а перевозчик отвечает перед грузоотправителем, грузы которого он обязан перевезти. Нарушение обязанностей перевозчиком выражается в следующих формах:

а) Неподача транспортных средств под погрузку. Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если, несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.

Второе необходимое условие, при наличии которого перевозчик несет обязанность по восполнению недогруза и которое может быть включено в долгосрочный договор — это согласование между перевозчиком и отправителем порядка выделения транспортных средств для восполнения недогруза: в каком порядке должны подаваться транспортные средства, сгущение подачи и т.п. Если соглашением сторон порядок выделения транспортных средств не установлен, ответственность перевозчика за их неподачу исключается.

б) Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов. С точки зрения юридической квалификации в рассматриваемом случае имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей. Но по своим последствиям оно тождественно неисполнению: и в первом, и во втором случае грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (заказом) погрузку, что приводит к срыву перевозки груза.

Нарушение своих обязанностей грузоотправителями может выразиться в форме:

  • — неиспользования поданных транспортных средств;
  • — поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными при допущении их простоя, выходящего за пределы отчетных суток (исчисляются на 18 часов), в которые должна быть произведена погрузка, при отказе от уже поданных транспортных средств или оставлении их недогруженными (например, из-за отсутствия груза);
  • — отказа от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может последовать только до их подачи перевозчиком.

Согласно ст. 203 Гражданского кодекса основной формой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является возмещение причиненных убытков. Причиненный неисправным должником ущерб является не только основанием, но и мерой гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков.

В отличие от этих общих положений гражданского законодательства транспортное законодательство исключает ответственность в форме возмещения убытков за невыполнение заявки (заказа) на перевозку с причинением этим невыполнением какого-либо ущерба грузоотправителю.

Эта ответственность установлена в форме штрафа транспортными уставами и кодексами:

  • — 0,1 МРОТ за каждую недогруженную тонну груза, если заявкой установлена перевозка в вагонах и тоннах;
  • — при перевозках в контейнерах — 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;
  • — неподача рефрижераторных вагонов (транспортеров) влечет наложение на перевозчика штрафа в размере 0,2 МРОТ за каждую недогруженную тонну груза.

Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если указанное невыполнение произошло вследствие:

  • — непреодолимой силы и военные действия;
  • — прекращения (приостановления) погрузки для перевозки в определенном направлении;
  • — невнесения грузоотправителем платы за осуществленные перевозки, непредставления грузоотправителем принадлежащих ему вагонов, задержки грузоотправителем вагонов предыдущей перевозки.

Обеспечение сохранности грузов является одной из важнейших задач перевозчика.

Ответственность перевозчиков за не обеспечение сохранности грузов наступает при наличии тех же условий, которые являются обязательными при гражданской ответственности за неисполнение или надлежащее исполнение обязательств.

К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся:

  • а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства);
  • б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков;
  • в) наличие самих убытков;
  • г) вина перевозчика.

Перевозчики при перевозках грузов возмещают ущерб в следующих размерах:

  • а) за утрату или недостачу груза — в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза;
  • б) за утрату груза, сданного с объявленной ценностью, — в размере объявленной стоимости груза;
  • в) за порчу и повреждение груза — в сумме, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости.

Принцип ответственности за вину распространяется не только на перевозчика, но и на его клиентуру — грузоотправителей и грузополучателей. Это правило вытекает из содержания ст. 404 Гражданского кодекса, которая устанавливает: «Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника», т.е. здесь, по-видимому, имеется в виду смешанная ответственность должника и кредитора. Следует отметить, что смешанная ответственность транспортными уставами не предусмотрена, хотя практика свидетельствует о необходимости установления такой ответственности.

Обстоятельства, которые исключают ответственность перевозчика за несохранность грузов на различных видах транспорта, можно разделить на две наиболее характерные группы по признаку распределения бремени доказывания между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем).

Первая группа предусматривает презумпцию вины перевозчиков, и согласно содержанию этих статей перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины, в противном случае он должен нести ответственность за несохранность груза.

К ним относятся:

  • а) вина грузоотправителя и грузополучателя;
  • б) особые естественные свойства перевозимого груза, вызвавшие его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и другие последствия;
  • в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;
  • г) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или предосторожности для сохранности груза при перевозке или хранении;
  • д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Вторая группа обстоятельств, предусматривает презумпцию невиновности перевозчика. Это обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке, когда бремя доказывания вины перевозчика возложено на грузоотправителя или грузополучателя при получении груза в пункте назначения.

К таким обстоятельствам относится, например, прибытие груза в пункт назначения в исправном состоянии, за исправными запорно-пломбировочными устройствами (пломбами), установленными грузоотправителем. Предполагается, что доступа к грузу во время его следования в адрес грузополучателя не было.

Перевозчик несет ответственность за недостачу груза лишь в том случае, если будет доказано обратное.

Отдельные грузы перевозятся в сопровождении проводников, и транспортное законодательство освобождает перевозчиков в этих случаях от ответственности за недостачу либо повреждение груза, если предъявитель претензии не докажет, что повреждение, порча груза произошли по вине перевозчика.

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Следует иметь в виду, что сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта данного вида. Грузы считаются доставленные срок, если они выгружены или поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока доставки.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Последний носит характер исключительной неустойки, и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Срок доставки — это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

Добавлено в закладки: 0

Договор транспортной экспедиции на железнодорожные перевозки — это самостоятельный тип договора, у которого есть присущий лишь ему субъектный состав: грузополучатель (грузоотправитель), который является стороной договора железнодорожной перевозки, и экспедитор — лицо, которое оказывает ему услуги, которые связаны непосредственно с транспортировкой груза. При этом не важно, является ли получатель (отправитель) собственником груза или им распоряжается на другом законном основании. Поэтому в отличие от таких договоров, как договор комиссии, агентирования, поручения, в которых не ограничивается область оказываемых услуг, услуги экспедитора связаны всегда с транспортировкой груза.

Единые правила к договору о международных перевозках железнодорожным транспортом

В мире, кроме СМГС, есть много двусторонних и многосторонних международных соглашений, область регулирования и регламентации которых относится к договору железнодорожной международной перевозки. Но геоположение России и область ее экономических транспортных интересов указывают на то, что необходимо рассмотреть и проанализировать Конвенцию о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Данная Конвенция, а ее первой редакцией принято считать Бернскую конвенцию 1890 г., при помощи многократных пересмотров и изменений приобрела окончательный вид и вступила в силу с 01.07.2006 при принятии Вильнюсского протокола об изменениях Конвенции от 03.06.1999 г. Последняя редакция Конвенции была результатом деятельности Международного комитета железнодорожного права, который в течение долгого времени согласовывал и разрабатывал дополнения и корректуры в текст КОТИФ от 09.05.1980 г.

Международные перевозки железнодорожным транспортом

Для того, чтобы признать железнодорожную перевозку международной не нужно, чтобы она осуществлялась фактически по территории нескольких государств: является достаточным только начать данную перевозку, фактического поступления груза на территорию другого государства может не быть. Но ткут необходимо сделать небольшое уточнение.

КОТИФ (Конвенция о международных железнодорожных перевозках)

Конвенция о железнодорожных международных перевозках (далее — Соглашение, Соглашение КОТИФ) вобрала в себя фактически содержание МГК (Бернской конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 г.) и Бернской конвенции о железнодорожных транспортировках пассажиров и багажа 1923 г. (МПК). В итоге возникла Бернская конвенция о железнодорожных международных перевозках 1980 г. (КОТИФ), которая подписана 38 государствами (главным образом, это государства Европы).

Соглашение о грузовом международном железнодорожном сообщении

Соглашение о грузовом международном железнодорожном сообщении (СМГС) — это ведомственный международный нормативный акт, который заключен для организации транспортировок грузов в железнодорожном прямом международном сообщении. СМГС заключается под эгидой и в рамках деятельности Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и в силу вступило с 01.11.1951 г. Многостороннее соглашение изначально было заключено меж национальными железными дорогами социалистических европейских и азиатских стран. Железнодорожные прямые международные перевозки до этого меж СССР и другими странами были реализованы в границах двусторонних договоренностей. В данный момент действует редакция СМГС с дополнениями и изменениями по состоянию на 01.07.2007. Соглашение состоит из восьми разделов, преамбулы, которые насчитывают них есть 41 статья и приложения. Соглашение составляется на русском и китайском языках и заключается на неопределенный срок (статья 41). При различном толкования текстов уточнения проводятся на русском языке по тексту.

Договор ЖД перевозки грузов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *