Должен ли воспитатель писать рабочую программу?

Рекомендации по составлению рабочей программы педагогов дошкольного образования

Галина Кочерыгина
Рекомендации по составлению рабочей программы педагогов дошкольного образования

1 СЛАЙД

2 слайд — Добрый день, уважаемые коллеги, мне досталась тема, на сегодняшний день самая животрепещущая для педагогов, постараюсь раскрыть ее как можно лучше

Рассмотрите примерную шкалу чувств, которые испытывает педагог, определите, где находитесь вы на данном этапе…

3 слайд ОБОСНОВАНИЕ

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированного на личность воспитанника.

Новая модель предполагает составление рабочих программ воспитателей по каждой возрастной группе с учетом их развития. Сегодня мы рассмотрим вопрос создания рабочих программ педагогами дошкольных организаций.

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта и основной образовательной программе дошкольного образования. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальную модель образования.

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа является индивидуальной для каждого педагога, поскольку только программируемая деятельность может быть контролируемой, подобные программы являются основанием для оценки компетентности и вклада каждого педагога в реализацию образовательной программы ДОУ; реализация одной рабочей программы допускается двумя воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, а так же педагогами, замещающими их (отпуск и т. д.)

Рабочая программа является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.

Практическая значимость рабочей программы деятельности педагога, в динамике показателей профессионального роста, удовлетворенности родителей образовательными услугами ДОУ и как результат аттестации педагога на высшую категорию.

4 слайд Нормативка

Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Нормативно-правовым основанием для написания программы является ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 –Статья 2 и Статья 48. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (ФГОС ДО от 01.01.2014).

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,

обеспечивать в полном объеме реализацию ООП ДОУ (модуля – возрастная группа) в соответствии с утвержденной личной рабочей программой.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочие программы представляют собой индивидуальную трактовку и траекторию реализации основной образовательной программы в деятельности каждого педагога.

Рабочая программа даёт возможность учитывать специфику состава детей конкретной группы. Каждая рабочая программа уникальна как своеобразная образовательная среда каждой конкретной возрастной группы детского сада.

Наличие определённых специалистов, система взаимодействия с ними в данном ДОУ так же влияют на содержание программы. РП определяет и отражает особенности взаимодействия педагога с воспитанниками и их родителями, отношения между сверстниками.

Выделение образовательных областей в образовательной программе и специализация деятельности каждого педагога в ДОУ позволяет регламентировать содержание образования как на уровне всего образовательного учреждения, так и в деятельности конкретного педагога.

Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации,но и быть способным:

— анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития ДО,

— определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции;

грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы,

-учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;

— представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей

программы.

5 СЛАЙД

Рабочая программа для педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Рабочие программы необходимо иметь педагогам всех возрастных групп и специалистам. Задача руководителя и педагогов дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить и соотнести особенности деятельности учреждения в целом (Устав ДОУ, образовательная программа ДОУ, и деятельности отдельных педагогов отражающих в рабочей программе ценности, цели, реализуемое вариативное содержание и средства образования.

Не случайно выделено жирным шрифтом ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ – это локальный акт организации. В положении указываются требования к разработке программы, структура, сроки утверждения (ежегодно в начале учебного года приказом руководителя ДОУ, ответственные исполнители и процедура разработки

6 СЛАЙД

Для организаций, реализующих программы дошкольного образования, действующим законодательством не предусмотрена какая-то особая структура рабочих программ, не определено и их конкретное содержание, поэтому при разработке необходимо руководствоваться требованиями ФГОС ДО как документа более высокого уровня. Так, ФГОС ДО содержит раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», следовательно, в соответствии с ними должна быть составлена и рабочая программа педагога.

НА СЛАЙДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«Примерная структура рабочей учебной программы

Титульный лист.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ который включает в себя:

Пояснительная записка.

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной деятельности в конкретной возрастной группе в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-методическое обеспечение программы.

Режимы дня для холодного и теплого периода, расписание НОД на учебный год, возможно представление, например, режима проведения закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми и пр. ,

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в группе

В Рабочей программе воспитателя, также как и в ООП ДОУ, выделяется обязательная и вариативная части.

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, включает приоритетные направления, выбранные педагогическим коллективом ДОО, а также национально-культурный компонент и видовое разнообразие учреждения, описание условий реализации Программы.

7СЛАЙД Титульный лист должен содержать:

-полное название ДОУ

-графы «Утверждаю» заведующий, дата, подпись; «Принято» на заседании педсовета (номер протокола, дата) «Согласовано» старший воспитатель (роспись, дата)

-название программы с указанием конкретной возрастной группы и год реализации

-перечислить разработчиков программы

Населенный пункт, год разработки

ЗАТЕМ ИДЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ СТРАНИЦ

8 СЛАЙД Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результатыосвоения рабочей программы для конкретной возхрастной группы

9 СЛАЙД Пояснительная записка

10 слайд Цель рабочей программы представляет собой конкретизацию целей ООП ДО (подцель) с учетом возрастных возможностей воспитанников гр.

11 СЛАЙД Задачи конкретизируются и соотносятся с основными проектируемыми результатами

12 СЛАЙД Принципы и подходы к формированию программы: в этом разделе возможна ссылка на ООП ДО (например: «Принципы и подходы к формированию рабочей программы полностью соответствуют ООП ДО»)

13 СЛАЙД Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей данной возрастной группы

ВАЖНО: чтобы в положении о рабочей прграмме было четко зафиксировано, какие конкретно характеристики должны быть указаны педагогом (например- списочный состав детей, распределение их на группы здоровья и т. д.)

Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы указываются для конкретной возрастной группы, для 1 младшей и подготовительной они будут совпадать с целевыми ориентирами, для остальных необходимо прописать промежуточные результаты освоения программы

14 СЛАЙД Содержательный раздел

15 СЛАЙД Содержательный раздел должен включать в первую очередь описание образовательной деятельности в конкретной возрастной группе в соответствии с направлениями развития ребенка, представленным в 5 образовательных областях. Предлагаю варианты написания и форму представления содержания образовательной деятельности

16 – 17 СЛАЙДЫ

Выбор вариантов описания данного раздела остается за педагогическим коллективом ДОУ. Главное, чтобы содержание было представлено в полном объеме (включено необходимое количество НОД и других форм организации образовательной деятельности)

18 СЛАЙД Содержательная часть дополняется описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, которые специфичны для данной возрастной группы

19 слайд Организационный раздел

20 СЛАЙД в содержание организационного раздела рабочей программы должно входить

-описание материально – технического обеспечения программы,

21 СЛАЙД оснащения методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

22 СЛАЙД особенности организации развивающей предметно – пространственной среды группы

23 СЛАЙД — режимы дня для теплого и холодного периодов года, расписание НОД на учебный год

24 слайд индивидуальные маршруты развития детей

-особенности традиционных событий, праздников, мероприятий проводимых в группе

25 слайд работа сродителями

Должен ли воспитатель писать рабочую программу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *