Доплата водителям за классность

Содержание

Надбавка за классность водителям

Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Водителям многих учреждений выплачивается денежная надбавка за классность. Но не все знают, кому и в каких случаях положена эта надбавка. Результат – частые споры между работниками и работодателями. Прочитав данный материал, бухгалтер сможет в доступной форме разъяснить работнику его права.

Начнем с того, что доплата за классность водителям не установлена трудовым законодательством. Не предусматривают деление на классы для водителей и Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287.

При этом в ст. 9 ТК РФ закреплено, что трудовые отношения могут регулироваться путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров.

Напомним, что коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по разным вопросам, которые определяют стороны, в том числе (ст. 41 ТК РФ):

  • формы, системы и размеры оплаты труда;

  • порядок выплаты пособий, компенсаций;

  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и др.

Таким образом, доплата за классность осуществляется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором организации (системой оплаты труда госучреждения).

Документом, в котором установлены классы водителей в зависимости от их квалификации, является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 (далее – Квалификационный справочник), который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ). Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от их квалификации. Присвоение классов квалификации водителям, как правило, реализуется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.

Водитель автомобиля: квалификационные характеристики

Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.

3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».

2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».

Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.

1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».

Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):

а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;

б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:

  • систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;

  • не иметь перерасхода топлива против установленных норм;

  • соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).

Квалификационная категория присваивается водителю квалификационной комиссией учреждения.

Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве

Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.

Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория. Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса. Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).

Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически. Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.

Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.

Случай из практики: обратимся к Апелляционному определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018. Водитель пожарной машины федерального казенного учреждения федеральной противопожарной службы (трудовой договор от 09.02.2015) в 2016 году обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности присвоить ему квалификационный класс водителя и пересчитать сумму заработной платы и отпускных (на дату обращения стаж работы на данном предприятии составил год и три месяца). Заявленные им требования были основаны на том, что его общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеется запись в трудовой книжке о том, что он является водителем 1-го класса.

При этом протоколом заседания квалификационной комиссии работодателя ему было отказано в присвоении класса квалификации водителя в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.

Суд поддержал в описанном споре работодателя, указав, что тот вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении работнику квалификации и установлении ему соответствующей надбавки к заработной плате. В итоге суд пришел к выводу, что довод работника о том, что ему уже присвоена квалификация водителя 1-го класса, не имеет веса, поскольку факты наличия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е» и записи в трудовой книжке о присвоении 1-го класса не являются достаточными основаниями для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.

Вместе с тем Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 15.09.2015 № 33-3905/2015 указал, что нет запрета на установление класса квалификации работнику при трудоустройстве на основании решения, принятого другим работодателем. По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться класс квалификации работника:

  • либо записью в трудовой книжке с предыдущего места работы;

  • либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения ему класса квалификации.

Таким образом, можно констатировать: работодателям предоставлена полная самостоятельность в части присвоения работникам квалификации по профессии водителя. При этом новый сотрудник, имеющий запись в трудовой книжке, сделанную предыдущим работодателем, о присвоении ему квалификационной категории, не вправе требовать от нового работодателя присвоения ему такой же категории. Обратившись в суд, он, скорее всего, потерпит неудачу.

Повышение и понижение квалификационной категории

В течение трудовой деятельности квалификационная категория водителя может быть как повышена, так и понижена.

Повышение категории.

Обычно квалификационная категория повышается по решению квалификационной комиссии в двух случаях:

1) если работник открыл новую (новые) категорию (категории);

2) если работник выработал необходимый стаж работы.

Понижение категории.

Если водитель автомобиля 2-го или 1-го класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также систематически нарушает правила дорожного движения и правила технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация учреждения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку.

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

Ежемесячная доплата

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ;

  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В качестве примера приведем несколько документов, устанавливающих доплату за классность по профессии водителя:

1) в государственных учреждениях:

  • Приказ ГФС РФ от 25.10.2016 № 325 «Об оплате труда работников территориальных органов Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»;

  • Приказ МЧС РФ от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России»;

  • Приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;

2) в муниципальных учреждениях Московской области:

  • Постановление Правительства Московской области от 31.07.2017 № 620/26 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений ветеринарии Московской области»;

  • Решение Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области от 08.06.2017 № 7/6 «Об оплате труда работников муниципальных казенных учреждений городского округа Звенигород»;

  • Постановление Правительства Московской области от 20.07.2007 № 535/26 «Об оплате труда работников государственных автономных учреждений средств массовой информации Московской области».

Нужно понимать, что в силу ст. 129 ТК РФ надбавка за классность является выплатой стимулирующего характера, не связана с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничена законодательно минимальным или максимальным размером.

Ежемесячная доплата за классность сотрудникам-водителям, как правило, устанавливается в следующих размерах:

  • имеющим 1-й класс квалификации – в размере 25 % тарифной ставки;

  • имеющим 2-й класс квалификации – в размере 10 % тарифной ставки;

  • имеющим 3-й класс квалификации – надбавка не назначается.

Надбавка за классность и страховые взносы

У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.

Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Надбавка водителям за классность, установленная коллективным договором, не поименована в этом перечне и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Надбавка за классность и средний заработок

Рассмотрим следующий вопрос: учитывается ли сумма надбавки за классность водителям при расчете среднего заработка, выплачиваемого работникам за время нахождения в ежегодном отпуске, на больничном, при направлении в служебную командировку, на медицинский осмотр, а также в других установленных трудовым законодательством случаях?

Порядок исчисления средней заработной платы предусмотрен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения № 922).

В соответствии с указанными нормами при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относятся надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы) и др. (пп. «к» п. 2 Положения № 922). Таким образом,сумму надбавки за классностьследует учитывать прирасчете среднего заработка в предусмотренных ТК РФ случаях.

Особым образом исчисляется средний заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности. Назначение и выплата указанного пособия осуществляются застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Как было указано выше, надбавка водителям за классность подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Следовательно, эта надбавка учитывается при исчислении пособия по временной нетрудоспособности.

Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?

В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например:

  • за время нахождения в служебной командировке (ст. 167 ТК РФ);

  • при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ).

Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность? По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена. Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты. Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.

Отвечаем на вопросы

Вопрос:

Возможно ли установление водителю автомобиля (стаж работы на предприятии – более двух лет) 2-го класса квалификации при наличии у него категорий «В» и «С» (категория «Е» не открыта)?

Ответ:

Нет, водитель автомобиля 2-го класса должен знать назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а при работе на автобусах – в отношении категорий «Д» или «Д» и «Е».

Вопрос:

Обязан ли работодатель отражать в расчетном листке надбавку за классность водителям, установленную коллективным договором?

Ответ:

В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

  • о размерах и основаниях произведенных удержаний;

  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Следовательно, работодателю нужно отразить информацию о сумме надбавки за классность водителям в расчетном листке.

Вопрос:

Какой код дохода следует указать при заполнении формы 2-НДФЛ при выплате надбавки за классность водителям?

Ответ:

Коды видов доходов налогоплательщика утверждены Приказом ФНС РФ от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@. В соответствии с этим документом сумма вознаграждения, получаемого налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, отражается в налоговой отчетности под кодом «2000». Другие (специальные) коды доходов для отражения стимулирующей выплаты в виде надбавки за классность водителям законодательством не предусмотрены.

* * *

Присвоение работнику квалификационного класса по профессии «водитель» является правом, а не обязанностью работодателя. Кадровые работники и бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений при решении вопроса о присвоении водителям квалификационной категории (и назначении надбавки за классность) должны пользоваться ведомственными документами.

Вместе с тем следует знать, что положения Квалификационного справочника предъявляют определенные требования к водителям – претендентам на присвоение класса квалификации. В частности, эти работники должны иметь определенный стаж работы у конкретного работодателя.

То есть наличие у нового водителя записи в трудовой книжке о присвоении ему 1-го или 2-го класса квалификации не предполагает автоматическое присвоение ему такой же категории у нового работодателя.

В части бухгалтерских вопросов отметим следующее. Надбавка за классность облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке. Эта сумма учитывается при расчете среднего заработка во всех предусмотренных законодательством случаях. При направлении водителя в командировку надбавка за классность за дни сохранения среднего заработка не выплачивается. При заполнении формы 2-НДФЛ для отражения надбавки за классность используется код «2000».

Ежемесячная доплата.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ;

  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В качестве примера приведем несколько документов, устанавливающих доплату за классность по профессии водителя:

1) в государственных учреждениях:

  • Приказ ГФС РФ от 25.10.2016 № 325 «Об оплате труда работников территориальных органов Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»;

  • Приказ МЧС РФ от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России»;

  • Приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;

Доплата водителям за классность

Тарифный разряд (должностной оклад) устанавливают при приеме на работу и в последующем не меняют, поскольку условиями оплаты труда водителей не установлены диапазоны тарифных разрядов в зависимости от квалификации водителя. С другой стороны, дифференцирование оплаты труда водителей в зависимости от их квалификации, стажа и опыта работы производится работодателем путем присвоения соответствующего квалификационного класса и, как следствие, установления надбавки за классность.

Повышение должностного оклада Отраслевыми нормативными документами для водителей может быть предусмотрено повышение должностных окладов. К примеру, водителям санитарного транспорта заведений здравоохранения тарифные ставки повышают на 20 % (п.п.

2.4.4 Условий № 308/519). Содержание: — соблюдение трудовой дисциплины (водитель не должен иметь нарушений правил дорожного движения, повлекших ­дорожно-транспортные происшествия или приведших к лишению водительских прав, а также в течение последнего года — нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций). Внимание! Классность можно не только установить (повысить), но и понизить. Так, если водитель не выполняет свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, а также систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации автотранспортного средства, работодатель по представлению комиссии и по согласованию с профсоюзом может снизить ему квалификацию на один класс.

Снижение класса квалификации утверждают приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку (п.

7 Справочника № 58/3-102). в украине Инфо В частности, на регулирование рассматриваемого вопроса оказывают определенное влияние следующие статьи ТК РФ: Ст.8. Она посвящена установлению на предприятии локальных нормативных актов. По причине отсутствия принятого профстандарта водителя, который должен был бы заменить положения квалификационного справочника, работодатели могут использовать советские нормативы и закреплять положения о классности водителей в локальных нормативных актах. Ст.57.

Приказ о выплаты надбавки за классность водителю автомобиля

Опубликовано: Категория: Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  1. условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  2. наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  3. классность водителя;
  4. категории водителя;
  5. графика работы (дневное время, ночное время).

Получается, работодатель может вводить надбавку за классность, а может не вводить. Если на транспортное предприятие устраивается водитель с 1-м классом, то на новом месте работы она недействительна. Вместе с тем работодатель по своему усмотрению может подтвердить классность водителя при приеме в приказе, и в этом случае классность сохраняется.

Содержание: Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Класс водителя по значимости определен следующим образом: 3-й — самый низкий; 2-й — средний; 1-й — самый высокий класс.

Квалификационная комиссия рассматривает представленные документы, проверяет теоретические знания в соответствии с квалификационными характеристиками и практические навыки водителя автомобиля.

Положение о порядке присвоения классности водителям легкового автотранспорта 1.1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям легкового автотранспорта (далее — водители) администрации города . ТК РФ). Вместе с тем для изменения условий оплаты труда одного только внесения изменений в локальный нормативный акт (либо полной его отмены) недостаточно.

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

Как оплачивать водителю в бюджетной организации

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов.

При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов. Остановка для кратковременного отдыха водителя предусматривается после первых трех часов непрерывного управления автомобилем и ее продолжительность составляет не менее 15 минут.

В дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. Содержание: Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей Инфо Консультант по трудовым вопросам Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда.

В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации. Содержание 1. Общие положения 2. Категории водительского состава 3. Оплата труда водителей 4. Повременная оплата труда 5. Сдельная оплата труда 6. Премирование водителей 7. Оплата за категории, классность 8. Структура положения по оплате труда 9.

Заключение Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования.

Обязаны ли платить за классность водителям в бюджетных организациях Водитель автомобиля» утверждены Постановлением Минтруда России от 10.11.1992

alishavalenko.ru

Терентьев Богдан

  1. 0 Коментарьев
  2. 28.07.2018 /

Подпунктом 1.8 пункта 1 приложения 1 к указанному постановлению предусмотрено, что водителям легковых автомобилей и автобусов выплачиваются ежемесячные надбавки за классность: водителям 2 класса в размере 10 процентов и водителям 1 класса 25 процентов установленного тарифного оклада за фактически отработанное время в качестве водителя. Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 14 декабря 2001г. N 8 (подпункт 2.4 пункта 2 Положения об условиях оплаты труда работников органов государственного управления…) руководителям органов государственного управления предоставлено право увеличивать при необходимости тарифные оклады водителей служебных легковых автомобилей и особо малых автобусов, имеющих до 15 мест для сидения, обслуживающих органы государственного управления, в городе Минске до 20 процентов, в других городах (районах) до 15 процентов.

Доплата за классность водителям Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от квалификации.

Присвоение классности водителям, как правило, используется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате. Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 833н). Наименование должности работодатель также вправе определять самостоятельно, поскольку в соответствии со ст.

N 4 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок и окладов работников организаций, финансируемых

Бесплатная юридическая помощь

/ / Доплата за классность водителю бюджетной организации За что могут лишить классности?

    за превышенный расход топлива (отклонение от заверенной нормы); за игнорирование должностной инструкции; за несоблюдение и невыполнение установленного рабочего плана, графика перевозок; за частые, фиксированные нарушения ПДД, а также вовлечения в ДТП; за несоблюдение техники безопасности.

Лишение разряда проводится на 90 дней, при этом сотрудник не теряет возможности пройти аттестацию заново, восполнив все потери.

Для этого процедура получения классификации проводится такая же, как и первом прохождении. Если сотрудник по какой-либо причине отстранен от права управлять рабочим ТС, то и присвоенная ему классность аннулируется до момента возвращения ему водительских прав. Инфо Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность. Классность водителей имеет три ступени:

    III класс – водитель, начинающий свой трудовой стаж; II класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «E» и/или «D» категорий, а также, как минимум, беспрерывный трёхлетний водительский (III класса) стаж работы на данном предприятии; I класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «D», «E» категорий, а также, как минимум, беспрерывный двухлетний стаж работы водителем II класса на данном предприятии.

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента.

В основном, почасовая выплата начисляется водителям:

    определенной спецтехники; пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки); грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.

Сдельной ставки за пройденный километраж.

Доплата за классность водителям в 2020 году

Главная — Организация бизнеса — Кадры —  Для представителей профессии водителя транспортного средства вопрос оплаты классности в России является достаточно острым. Далеко не каждый работодатель или даже водитель знает, как именно производится доплата за классность водителям в 2020 году, какие положения законодательства её регулируют и в каких случаях могут быть нарушены права одной из сторон взаимоотношений. При этом следует помнить, что в данном аспекте трудовой деятельности есть множество особенностей и нюансов.

Оглавление: 1. Доплата за классность водителям – законодательство и нормативы 2. в России 3. Отдельные нюансы и особенности доплаты за классность водителям Доплата за классность водителям – законодательство и нормативы Действующее законодательство в вопросах доплаты за классность водителям не имеет никаких обязательных положений. Нормативы, по которым определяется само понятие классности водителей, действуют еще с советского времени и указываются в первую очередь в Едином квалификационном справочнике профессий рабочих.

Более подробно о принципах использования классности водителей на предприятии в 2020 году можно прочитать в отдельной статье. Здесь же будут рассмотрены непосредственно вопросы, связанные с тем, как оплачивается классность водителям в России.

С точки зрения законодательства, правовое регулирование данного вопроса обеспечивается как положениями вышеупомянутого квалификационного справочника, так и Трудового кодекса. Работникам и работодателям в вопросах юридических норм, связанных с доплатой за классность водителям, следует обратиться к Трудовому кодексу.

В частности, на регулирование рассматриваемого вопроса оказывают определенное влияние следующие статьи ТК РФ: Ст.8. Она посвящена установлению на предприятии локальных нормативных актов. По причине отсутствия принятого профстандарта водителя, который должен был бы заменить положения квалификационного справочника, работодатели могут использовать советские нормативы и закреплять положения о классности водителей в локальных нормативных актах.

Ст.57.

Положение о доплате за классность

  1. Вопрос №191856

Игорь г.

Москва • Вопросов: 1 22.10.2004 в 20:53 Разрабатываю положение о порядке водителям нашего предприятия. Ищу образец такого положения.

Буду искренне благодарен за помощь, оказанную мне в этом: вопрос №191856 прочитан 12142 разa Читайте также: Юрист 0

• отзывов: 165 • ответов: 1 538 • г. Санкт-Петербург 25.10.2004 в 14:29 Уважаемый Игорь.

Образцом Положения, к сожалению, поделиться не смогу, но может быть Вам поможет нижеприведенная статья и указанные в ней нормативные акты. Надбавка за классность — случаи и порядок выплаты (фрагмент статьи) Березкин И.В. Опубликовано в номере: Заработная плата №4 / 2004 Наиболее распространена данная выплата при регулировании вопросов оплаты труда водителей. При этом следует учитывать, что тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса. Для работников же, которым в установленном порядке присвоены 1-ый или 2-ой классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.

Надбавка за классность, как правило, устанавливается в следующих размерах: за 2 класс — 10 процентов; за 1 класс — 25 процентов. При выплате надбавки следует учитывать, что в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 февраля 1984 года № 58/3-102 (раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады) квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку и получили удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

Так, присвоение водителю 3-го класса производится при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В» или «С», или только «Д»; водителю 2-го класса — «В», «С», «Е» или только «Д» («Д» или «Е»), а водителю 1-го класса — «В», «С», «Д» и «Е».

//Доплата за классность водителямПрофессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем.ВниманиеКоличество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат. Стаж влияет на классность, которая присваивается сотрудникам.Однако, этот показатель «нестабилен». Его легко можно потерять, а также утратить при смене места работы.

И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства?Далее, речь пойдет о классности и о том, идет ли за нее доплата лицам, работающим на ТС.Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации.

Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией. Присвоенный «профессионализм» заносится в трудовую книжку.Но обязан ли руководитель организации выплачивать водителям материальную компенсацию за присвоенную классность? Что по этому поводу прописано в Трудовом Кодексе РФ?

гласит, что при заключении трудового контракта, между работодателем и сотрудником, один из его пунктов может предусматривать наличие доплат за классность водителям.

Это может быть отражено и в коллективном договоре. Однако, если таковой пункт не предусмотрен, то наниматель вправе не предоставлять своему работнику дополнительных выплат. О наличие и размере доплат за имеющийся разряд следует заранее оговаривать с нанимателем.Согласно ТК РФ размер доплаты за присужденный класс водителю формирует сам работодатель.

Рассчитывать на дополнительные выплаты могут специалисты, которым присужден 1 или 2 класс.В большинстве случаев, размер финансовых выплат устанавливаются следующим образом:

  1. за 2 начисляется 10%.
  2. за 1 класс идет прибавка в размере 25% от фиксированной ставки за один рейс;

Размер доплаты водителю за классность может быть другим, в зависимости от усмотрения начальства.Доплата за 1 и 2 разряд работникам ТС может быть зафиксирована в трудовом контракте.

Классность водителей

Copyright: фотобанк Лори Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР.

Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате. В 2020 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.

Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте. При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  1. 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.
  2. водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
  3. 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2020 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности. У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Все отделения и банкоматы ПАО «Бинбанк»

Содержание Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда.

В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации. Содержание Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования.

Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий. Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении.

Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений.

Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств: 1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест). 4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе: грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;

Доплата за классность водителям

13 Июля 2017 в 10:07 За опыт работы и профессионализм в управлении автомобилем работникам присваиваются классы, которые предполагают доплаты водителям к зарплате.

Как происходит начисление, в каких размерах, а также при каких условиях, читайте в нашей статье.

Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Существует классификация, на основании которой можно оценивать уровень профессионализма работника. Классы определяют возможность вождения автомобилей разной сложности и грузоподъемности и бывают трех видов:

  1. первый — самый высокий. Его обладатель должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E».
  2. второй — средний. Сотрудник должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E»;
  3. третий — самый низкий. Работник должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D»;

Но сами по себе категории ничего не определяют.

Классность может устанавливаться, а может и не устанавливаться. Это внутреннее дело каждого предприятия.

Квалификация работнику присваивается только после прохождения соответствующей подготовки, которая проводится в обучающем центре за счет работодателя. После обучения ему выдается удостоверение, в котором есть специальная пометка. Она определяет вид транспортного средства, которым разрешено управлять.

Самая низкая квалификация может быть присвоена гражданину после профессионального обучения при первом трудоустройстве.

Квалификация водителя 2-го и 1-го классов присваивается квалификационной комиссией транспортного предприятия. Работодатели вправе самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Оплата водителя в бюджетном учреждении

Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения. Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от квалификации. Присвоение классности водителям, как правило, используется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате. ТК РФ гласит, что при заключении трудового контракта, между работодателем и сотрудником, один из его пунктов может предусматривать наличие доплат за классность водителям.

Это может быть отражено и в коллективном договоре.

Однако, если таковой пункт не предусмотрен, то наниматель вправе не предоставлять своему работнику дополнительных выплат.О наличие и размере доплат за имеющийся разряд следует заранее оговаривать с нанимателем. ТК РФ Согласно ТК РФ размер доплаты за присужденный класс водителю формирует сам работодатель.

Вопрос: Как установить доплату за классность водителям? Какие нормативные документы при определении классности водителя можно использовать? Как определить класс водителя? Что является основанием для присвоения классности водителя? Кто и на основании чего может присвоить класс водителю при приеме на работу? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», декабрь 2017 г.)

Как установить доплату за классность водителям? Какие нормативные документы при определении классности водителя можно использовать? Как определить класс водителя? Что является основанием для присвоения классности водителя? Кто и на основании чего может присвоить класс водителю при приеме на работу?

Работодатель также вправе устанавливать водителям надбавки к заработной плате в зависимости от классности, исходя из установленной системы оплаты труда. Порядок присвоения водителям классов работодатель может предусмотреть в локальном нормативном акте организации, т.к. он законодательством не установлен. Работодатель вправе присваивать водителям классы, например, исключительно по формальному признаку в зависимости от стажа работника либо организовать проверку знаний работника и присваивать класс в зависимости от результата. В последнем случае локальным нормативным актом необходимо предусмотреть порядок такой проверки знаний: кто будет входить в состав комиссии, за сколько работники будут уведомляться о проверке знаний, в какой форме она будет проходить (письменно, устно) и т.п.

Правовое обоснование:

Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В настоящее время документом, в котором предусмотрены классы водителей в зависимости от квалификации, является Квалификационный справочник, который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, на основании ст. 423 ТК РФ.

Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от квалификации.

В соответствии с п. 3 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (далее — Квалификационный справочник), кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов второго класса — два года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

Квалификационный справочник предусматривает, что для присвоения работникам-водителям соответствующего класса работодатель создает квалификационную комиссию.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», декабрь 2017 г.

5 июля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе отменить «классность» водителей и надбавку за класс либо путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с каждым водителем, либо при наличии соответствующий оснований в одностороннем порядке. Отменить предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу на условиях ненормированного рабочего дня при сохранении в трудовых договорах сотрудников условия о работе на условиях ненормированного рабочего дня работодатель не вправе.

Обоснование вывода:

1. Отмена «классности» водителей и надбавки за класс

Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя устанавливать работникам те или иные виды квалификации — разряды, категории, классы и прочие. Однако подобная система необходима для тарификации работ, то есть отнесения видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда работодателями, применяющими тарифную систему оплаты труда. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (часть восьмая ст. 143 ТК РФ).
Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, предусмотрено, что работы по управлению легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок составляют квалификационную характеристику такой профессии, как водитель автомобиля. Согласно п. 8 указанного Квалификационного справочника порядок присвоения категорий, класса, группы по отдельным профессиям аналогичен порядку присвоения разряда рабочему, который изложен в Общих положениях единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.
В соответствии с п. 10 Общих положений ЕТКС вопрос о присвоении разряда, группы квалификация класса, категории рассматривается квалификационной комиссией предприятия (организации, цеха) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады. При этом право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.
Из примечания к квалификационным характеристикам по профессии «водитель автомобиля» следует, что присвоение классности осуществляется на основании стажа работы водителя у данного работодателя*(1).
Суды придерживаются позиции, согласно которой установление класса производится работодателем на основании разработанного локального акта, предусматривающего порядок присвоения классности водителям и начисления надбавки (доплаты) за классность (апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 21.03.2014 по делу N 11-2338/2013). Класс может быть снижен или отменен по приказу руководителя на основании решения квалификационной комиссии в случае невыполнения водителем требований, предусмотренных соответствующими производственными характеристиками; систематического нарушения правил дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава; несоблюдения трудовой и производственной дисциплины; нарушения правил техники безопасности и рабочих инструкций; нарушения правил дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава, повлекших за собой ДТП по вине водителя (решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 30.09.2011 по делу N 2-524/11, решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 14.05.2013 (Извлечение)).
При этом работодатель самостоятельно решает, устанавливать или нет уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19.09.2013 по делу N 33-4965/2013, от 23.05.2013 по делу N 33-2761/2013, от 23.05.2013 по делу N 33-2762/2013).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, обязательные для работников данного работодателя, а также вносить изменения в ранее принятые акты, равно как и утверждать новые взамен прежних. При этом локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (часть вторая ст. 8, часть четвертая ст. 135 ТК РФ). Вместе с тем для изменения условий оплаты труда одного только внесения изменений в локальный нормативный акт (либо полной его отмены) недостаточно.
Согласно части первой ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ). Согласно части второй ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда работника являются обязательными условиями трудового договора. Поэтому их изменение потребует внесения соответствующих изменений в трудовой договор работника.
Трудовой кодекс РФ предусматривает два способа изменения условий трудового договора: по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).
Если конкретный работник согласен с изменением системы оплаты его труда, то такое изменение оформляется путем заключения с ним дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке ст. 72 ТК РФ. Поскольку ст. 74 ТК РФ в этом случае не применяется, предупреждать работника об изменениях не менее чем за два месяца не требуется. Дополнительные соглашения вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет предусмотрено самим соглашением (ст. 61 ТК РФ).
В одностороннем порядке работодатель вправе изменить условия трудового договора не всегда. В силу части первой ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Таким образом, изменение условий трудового договора должно быть обусловлено изменением каких-либо организационных или технологических условий труда. При этом необходимо подтвердить, что прежние условия трудового договора не могут быть сохранены*(2).
Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая ст. 209 ТК РФ). Полагаем, изменение системы оплаты труда является лишь следствием происходящих организационных или технологических изменений условий труда. Так, если имеют место изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и другие подобные обстоятельства, а сохранить действующую систему оплаты труда невозможно, работодатель инициирует изменение условий трудовых договоров именно на основании положений ст. 74 ТК РФ. Если же рассматривать установление новой системы оплаты труда в качестве причины изменения трудовых договоров, то получится, что сохранение любого условия трудового договора ставится в зависимость от усмотрения работодателя, и ст. 72 ТК РФ теряет всякий смысл. Тогда ст.ст. 72 и 74 ТК РФ фактически означали бы, что условия трудового договора изменяются только по соглашению сторон, за исключением любых ситуаций, когда они изменяются работодателем в одностороннем порядке.
Поэтому если у работодателя отсутствуют предусмотренные ст. 74 ТК РФ организационные или технологические изменения, при которых сохранение прежних условий трудового договора невозможно, то в одностороннем порядке изменить систему оплаты труда он не вправе. Так, при возникновении спора именно работодатель обязан доказывать, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Если наличие таких причин доказать не удается, то суды обычно признают изменение условий оплаты труда работников, проведенное на основании ст. 74 ТК РФ, незаконным (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 78-КГ17-52, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21.12.2017 по делу N 33-9331/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 29.11.2017 по делу N 33-23422/2017, апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2013 N 11-3084/13, Обзор судебной практики Челябинского областного суда за I квартал 2011 года, утвержденный постановлением президиума Челябинского областного суда от 15.06.2011 (определение N 33-9/2011), Обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за май 2009 года (дело N 33-2007), решение Приморского краевого суда от 18.09.2012 по делу N 21-512/12).

2. Отмена отпуска за ненормированный рабочий день

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. По смыслу закона дополнительный отпуск предоставляется за сам факт установления работнику режима ненормированного рабочего дня. С момента включения в трудовой договор соответствующего условия (часть вторая ст. 57 ТК РФ) работодатель обязан предусмотреть для работника с ненормированным рабочим днем дополнительный отпуск. При этом ст. 119 ТК РФ не ставит предоставление дополнительного отпуска в зависимость от того, привлекался ли фактически сотрудник к работе в условиях ненормированного рабочего дня, и от количества отработанного в таком режиме времени, соответственно, право на такой отпуск установленной продолжительности возникает у работника, занимающего должность, включенную в перечень должностей работников организации с ненормированным рабочим днем, независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня в рабочем году (письмо Роструда РФ от 24.05.2012 N ПГ/3841-6-1).
Соответственно, полная отмена дополнительного отпуска — при сохранении в трудовых договорах сотрудников обязанности работать на условиях ненормированного рабочего дня — будет противоречить трудовому законодательству. Работодатель, не предоставляющий таким работникам дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

13 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что в отношении отдельных категорий работников право на сохранение квалификации при изменении места работы прямо предусмотрено нормативными актами. Так, согласно п. 18 Положения о квалификационных комиссиях трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений и предприятий горэлектротранспорта РСФСР (утверждено приказом Минжилкомхоза РСФСР от 17.03.1977 N 110) квалификация третьего, второго и первого класса при изменении места работы водителей сохраняется на основании записи в трудовой книжке.
*(2) О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, связанных с изменением организационных или технологических условий труда и вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ). После истечения срока предупреждения новые определенные работодателем условия трудовых договоров вступают в силу. Если у работодателя остается необходимость в трудовой функции работника, то сокращение численности (штата) работников организации в таком случае не происходит и увольнение при несогласии работника работать в новых условиях и при отсутствии другой работы должно быть осуществлено по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (части третья и четвертая ст. 74 ТК РФ).

Доплата водителям за классность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *