Дороги в деревнях России

Проблемы строительства загородных дорог, или война за накатанный путь к любимому дому

Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте?

Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета. Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться.

Жукучастник FORUMHOUSE

И вопрос о том, кто должен строить дороги в сельском поселении (не в СНТ или ДНП) — не вопрос: конечно же, администрация. Тут другой вопрос — сроки. В какие сроки и какие дороги должны быть построены администрацией сельского поселения.

Что делать для того, чтобы администрация вас услышала

Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды. Вот, что думает о решении этой проблемы наша форумчанка, обладающая приличным опытом в решении подобных вопросов.

tor28участник FORUMHOUSE

Я бы вообще послала их отписку в прокуратуру с жалобой. С ними переписываться – это терять время. Если будете все же писать им, то, конечно, на имя главы. Посылать обязательно заказным письмом с уведомлением. Чтобы быстрее получить новую отписку, можно продублировать мылом.

Итак, вот что мы имеем. Если на плане населенного пункта нанесены дороги, съезды и им подобные сооружения (например, мосты), то все они должны строиться, а также обслуживаться средствами и стараниями местной администрации. Конечно, никто не спорит с тем, что старания эти всегда очень сильно растянуты во времени.

Все вышесказанное в полной мере относится к дорогам, обеспечивающим непосредственный подъезд к участку. Их еще называют съездами с дорог общего пользования.

Но еще раз обратите внимание! Надеяться на какие-то действия со стороны администрации можно лишь в том случае, если дороги уже нанесены на общую планировку.

Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания.

Dozenучастник FORUMHOUSE

Когда администрация выделяла вам участки, она должна была заложить в проекте, где должны быть дороги. Надо с администрации «трясти», где должны быть дороги.

На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно. Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу. Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.

Для тех, кто желает построить дорогу своими силами

Некоторые жители небольших поселков, которым надоело обивать пороги администрации, решаются на строительство дороги общего пользования своими силами. Практически всегда подобный шаг является экономически неоправданным.

tor28участник FORUMHOUSE

Построить дорогу с соблюдением всех норм и правил – очень дорогое удовольствие. А за самострой могут и к ответственности привлечь.

И впрямь, ну подумайте сами, ведь с чего начинается строительство? С разработки проекта, с создания проектно-сметной документации – с дальнейшим согласованием всех документов в государственных инстанциях различного уровня. И это всего лишь перечень «бумажных» работ, предшествующих трудоемкому строительству. А что вас может ожидать после окончания всех этих хлопот? Не всегда это может оказаться чем-то хорошим. Например, ответственность за любой несчастный случай, произошедший на этой дороге, может запросто лечь на плечи самих строителей. Даже одного этого факта многим читателям будет достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о целесообразности подобной затеи.

Делаем вывод: каким бы трудолюбием не располагали вы и ваши единомышленники, правильнее всего будет заставить органы местного самоуправления выполнять свои прямые обязанности по обеспечению поселения качественными и надежными дорогами.

Для того чтобы собственный успех в борьбе с бюрократическими препонами не вызывал у вас сомнений, почитайте статью 15 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. В ней говорится о том, что бездействие должностных лиц, ответственных за деятельность в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в наши дни может сурово караться законом.

Для тех, кто, несмотря ни на что, решился строить дорогу к дому своими руками, на нашем сайте найдется подходящая статья. Если кто-то желает «померяться силами» с представителями местной администрации, то ему будет полезно посетить раздел, посвященный нормативным актам и показательным судебным решениям, которые касаются дорожного строительства. А принять участие в рассуждениях на тему «Кто должен прокладывать дороги?» вы можете в соответствующем разделе. Для всех желающих принять участие в не менее интересных обсуждениях, посвященных представленной тематике, у нас открыт раздел «Практика борьбы с бездорожьем».

Проблема деревни, которой нет. Бездорожье и абсурд Уречного

В нашу редакцию обратились жители деревни Уречное в Клепиковском районе со своей бедой — отсутствием дороги. «В населенный пункт проехать невозможно! Только на тракторе», — жалуются люди. «Нашли чем удивить», — скажете вы.

Мы решили разобраться в банальной проблеме деревни, ведь как говорится, главное — детали. В личной беседе с жителями выяснилось: мало того, что насыпная дорога по сути не существует, так еще и деревни считай, что нет.

Дорога, которой нет

Насыпная дорога длиной 4 км между деревней Уречное и селом Колесниково появилась почти 30 лет назад, и с того времени ее ремонтировали только местные жители за свой счет. В период межсезонья данный участок дороги становится непроходимым, что препятствует проезду не только граждан, но и экстренных служб.

Может сложиться ощущение, что жители деревни спокойно мирились с состоянием дороги 28 лет. Однако еще в 2005 году неравнодушные граждане писали обращение губернатору Георгию Шпаку с просьбой помочь решить проблему. «Все бы хорошо, но начиная 1990 года по настоящее время по еще не достроенной дороге стали возить лес на тяжелых лесовозах и тракторах, а поскольку другой дороги у нас нет, то она была полностью разбита. По этой причине к нам не могут добраться ни рейсовые автобусы, ни скорая помощь, ни пожарная техника, ни машины с продуктами», — писали в 2005 году жители Уречного. В своем обращении к Шпаку они подчеркивали, что 15 лет местное руководство обещает включить в план вопрос о ремонте дороги, но «воз и ныне там». Прошло 10 лет, а цитаты из басни Крылова все еще актуальна.

В 2015 году пожар в деревне подтолкнул местных жителей вновь озаботиться проблемой дороги. Граждане снова начали писать во все инстанции.

В правительстве региона жителям деревни сообщили, что «грунтовая автомобильная дорога до деревни Уречное Клепиковского района Рязанской области не входит в перечень автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения». То есть по факту дорогой пользуются не одно десятиление, но на балансе она не стоит.

Причем в ответе также говорится, что администрацией Клепиковского района ведется работа, и дорога будет поставлена в регистрационной палате как бесхозяйственный объект недвижимого имущества. Особенно интересно, что министерство транспорта и автомобильных дорог пишет о том, что «до момента постановки автомобильной дороги до д. Уречное проезд автотранспорта будет обеспечен».

К маю 2016 года дорогу таки удалось поставить на баланс, однако она все еще находится в плачевном состоянии. Жители отмечают, что местной администрации было на руку то, что дорога не стояла на балансе. Проще говоря, нет дороги — нет проблемы.

Однако от того, что дорога «появилась», легче не стало: денег на приведение ее хоть в какой-то вид нет.

Деревня, которой нет

В деревне Уречное прописано четыре человека, круглый год здесь живут 15 граждан. В деревне сейчас 75 домов, с апреля по октябрь как минимум в 70 из них живут люди. По подсчетам самих жителей, теплые месяцы здесь коротают более 200 человек. «Если бы была дорога приличная, люди бы жили до ноября», — жалуются местные жители.

По документам, напомню, прописаны четверо. Активистам, которые пытаются решить этот вопрос, сообщили, что в России населенным пунктом считается территория, где живут свыше 35 человек. То есть деревня по факту есть, но населенного пункта нет, а значит и дороги быть не может.

Пожар, который был

Проблема плохой дороги тянет за собой вереницу других неприятностей. Вспомним о пожаре, который произошел в Уречном 11 апреля 2015 года. Сгорели 17 домов и 25 надворных построек. По предварительным данным, причина — воспламенение сухой прошлогодней травы.

Во время ЧС пожарные машины с трудом смогли преодолеть участок дороги между селом Колесниково и деревней Уречное. К счастью, никто не пострадал. После пожара местная администрация в две борозды опахала деревню, огородив от леса. Такие меры показались жителям деревни несущественными.

В 2015 году во избежание повторных пожаров жители деревни обращались к губернатору и МЧС с требованием провести профилактическую опашку территории, вырубку подлеска по периметру и вырыть противопожарные пруды. Отдельное письмо было направлено в прокуратуру, которая провела проверку совместно с сотрудниками МЧС и ГИБДД.

Было выявлено одно нарушение: направление движения к пожарному водоему не обозначено указателями. Проверка показала, что выполнены мероприятия, исключающие распространение огня: созданы минерализованные полосы, обеспечина очистка травы и так далее. Такой ответ местных жителей не успокоил.

Кроме того, совместная проверка прокуратуры и ГИБДД нарушения правил эксплуатации дороги не выявила. «Въезд и движение пожарной техники по данной автодороге осуществляется беспрепятственно», — говорится в ответе прокуратуры.

Вместо послесловия

Как известно, беда не приходит одна, и у жителей деревни есть еще одна причина для головной боли: отсутствие газа. Хотя в находящееся в 2 км село Колесниково газифицировано. С этим вопросом местные жители также обращались к главе региона. Правительство ответило, что для газификации деревни необходимо проектирование и строительство межпоселкового газопровода ориентировочной протяженностью 3 км и уличных газораспределительных сетей протяженностью 6 км.

Общая стоимость работ оценивается правительством области в 4 млн рублей. «В связи с ограниченностью средств областного бюджета проектирование и строительство газораспределительных сетей, необходимых для газификации вышеуказанного населенного пункта, в текущем году не предусмотрено», — ответили в министерстве строительного комплекса Рязанской области.

Так и выстраивается цепочка: был бы газ и дорога, жителей в деревне было бы гораздо больше, но жителей нет — отсюда ни газа, ни дороги. Круг замкнулся.

Опять писала про дороги Кристина Феофанова

К любому многоквартирному дому примыкает придомовая территория, на которой размещаются различные объекты инфраструктуры. Там находятся стоянки, гаражи, детские площадки. В зимний период необходимо убирать дворовую территорию от снежных масс, и жителям интересно знать, кто должен производить указанную процедуру.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46. Это быстро и бесплатно!

Организации, на которых лежит обязанность по уборке дворов

Заниматься утилизацией снега во дворах должны управляющие компании, с которыми у жильцов дома заключен договор.

В договоре управления прописывается порядок и срок проведения подобных работ.

К уборке могут привлекаться различные снегоуборочные средства и техника.

Обязанность по уборке возлагается на конкретные управляющие компании с учетом требований Постановления Госстроя от 27.09.2003 под номером 170.

В обязанность компаний входит очистка не только дворов, но и:

  • тротуаров;
  • площадок;
  • дворовых проездов;
  • садов;
  • дорог.

Весь список услуг, оказываемых организациями по обслуживанию жилфонда, содержится в соответствующем договоре управления домом.

Весь перечень проводимых работ должен составляться с учетом требований закона, а не по усмотрению управляющей компании.

Все жильцы дома вправе требовать от обслуживающей организации копию договора на обслуживание. При плохом исполнении обязанностей жильцы могут потребовать от компании перерасчета коммунальных платежей за то время, когда уборка не проводилась. Все это оформляется путем составления акта.

Также обязанность по очистке домовой территории от снега лежит на товариществах собственников жилья, жилищных кооперативах.

Если жильцы дома не заключили договор на управление, то очисткой домовой территории они обязаны заниматься самостоятельно.

Данное положение предусматривает п. 16 Правил содержания, принятых Постановлением Правительства от 13.08.06 № 491.

16. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях — в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями — в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома) — в отношении помещений в этом доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию: самостоятельно (при осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией); путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; (пп. «в» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предусмотренные нормы уборки снега

Законодательство предусматривает определенные нормативы проведения уборочных работ. В Постановлении № 170 содержатся требования к периодичности проведения уборочных работ на придомовых территориях.

Какие правила и нормативы существуют на уборку снега во дворах? Смотрите видео:

Они предусматривают следующее:

  • при отсутствии снега очистка проводится ежедневно по утрам;
  • при толщине снега до 20 мм дворники обязаны подмести двор;
  • при толщине больше 20 мм происходит сгребание снега к обочинам вместе с удалением наледи;
  • каждые 2 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 100 пешеходов;
  • раз в 3 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 50 человек;
  • каждый час очищаются дорожки, по которым отмечается интенсивное передвижение пешеходов (100 и больше пешеходов в час);
  • непрерывно проводится расчистка дорожек шириной 3 м для пешеходов при сильных снегопадах.

Закон указывает на необходимость полного устранения последствий снегопада на придомовой территории в течение 6 часов после того, как он закончился.

Сроки проведения уборки

Постановление № 170 определяет три основных класса тротуаров, на основании которых предусмотрены сроки их очистки от снега.

Класс Снегопад с температурой выше -20С Снегопад с температурой ниже -20С Периодичность уборки при отсутствии снегопада
Первый Через 1,5 часа Через 3 часа Через 3 суток
Второй Ежечасно Через 2 часа Через 2 суток
Третий Через каждые 30 минут Ежечасно Через 24 часа

В крупных городах-миллионерах предусмотрено больше классов тротуаров. Для них предусмотрена расширенная организация системы очистки тротуаров от снежного покрова.

Для Москвы предусмотрены следующие условия:

  • подметание каждые 48 часов в дни без осадков для 1 класса и разово в течение 24 часов для всех остальных;
  • при осадках до 2 см — подметание раз в 24 часа для 1-3 классов и дважды в сутки для 4-5;
  • при осадках более 2 см — сдвигание снега единожды в сутки для 1-2 классов, трижды в день для 3-го, четырежды за день для 4-5 классов;
  • удаление наледи и скалывание льда — раз в три дня для 1-го, раз в 48 часов для 2-го, единожды в сутки для 3-5 классов.

Порядок процедуры

Очистка проводится с использованием специальных приспособлений, так и специализированной техникой.

Как не ошибиться при выборе УК? Советы

Предусмотрено 5 этапов очистки дворовых территорий от снега:

  • применение скребков с лопатами для очистки асфальта от снега и наледи;
  • аккуратная очистка насаждений от снежного покрова;
  • очищение детских площадок от снежного покрова скребками;
  • посыпание тротуарных дорожек песком, солью или другими реагентами для уменьшения скольжения;
  • вывоз снега с территории многоквартирных домов на полигоны с последующей утилизацией.

Ручной способ уборки снега на придомовой территории. Фото: vsluh.ru

Применяемые на практике типы очищения территорий от снежных масс

На практике управляющие компании, обслуживающие дома, проводят очистку их территорий от снега двумя способами:

  • ручным;
  • механизированным.

Ручная уборка проводится на следующих территориях:

  • на территории частного дома;
  • на крыльце детского сада;
  • на территории перед магазином;
  • на прочих небольших участках, куда затруднителен подгон снегоуборочной техники.

Ручная уборка проводится с использованием лопат и скребков, предназначенных специально для уборки снежных масс.

Механизированная уборка подразумевает применение специальной техники.

Данный тип очищения территорий от снега заключается в использовании:

  • тракторов;
  • специальной техники для уборки снега;
  • самосвалов;
  • погрузчиков.

Подобный вид уборки проводится на больших по площади территориях, к которым относятся:

  • площадки около заводов;
  • супермаркетов;
  • парковки;
  • проезжие части;
  • места для подъезда транспорта.

Уборка с использованием техники проводится поэтапно:

  • сначала снег сгребается в кучи, размещаемые по обочинам;
  • снежные массы погружаются в самосвалы;
  • снег вывозится на полигон, где утилизируется.

Уборка двора от снега с помощью техники.

Условия проведения уборки снега

Для проведения работ по очищению дворов от снежных масс предусмотрены определенные условия и правила. Вся ответственность за качество уборки ложится на дворников.

Периодичность проведения работ зависит от ряда факторов:

  • допускается проводить удаление свежевыпавшего снега метлой;
  • при высоте сугробов более 2 м их ликвидация проводится только спецтехникой;
  • для проведения работ установлены определенные временные рамки (первая уборка начинается после 7 утра, а последняя не позже 11 часов вечера);
  • при высоте сугробов на тротуарах до 80 см их вывоз производить необязательно, при высоте более установленного уровня вывоз является обязательным;
  • при интенсивных снегопадах на придомовые территории должны выделяться несколько бригад, сменяющих друг друга раз в 4 часа;
  • если осадки идут со скоростью 2 см/ч, то утилизация снега производится раз в 2 часа.

Отдельным моментом является применение специальных реагентов, которыми посыпают тротуары и дороги на улицах.

Поскольку подобные вещества агрессивно влияют на обувь прохожих, регламентом установлено ограниченное количество реагентов на 1м2.

Для тротуаров допускается высыпать не более 200 г реагентов на каждый их 1м2. Допускается посыпать реагентами не более 30% внутридомовой территории.

Органы, контролирующие качество уборки территорий от снега

Контролем за частотой и качеством очищения дворов многоквартирных домов от снега занимается довольно обширный круг лиц.

К ним относятся:

  • жилищные инспекторы, закрепленные за муниципалитетом, к которому относится конкретный дом;
  • сами жильцы дома;
  • органы прокуратуры;
  • Роспотребнадзор.

Кто является ответственным за уборку снега во дворах многоквартирных домов? Смотрите видео:

Основная функция по контролю за уборкой снега закреплена за жилищными инспекторами.

В их компетенцию входит контроль за порядком содержания имущества в многоквартирных домах. Гражданам необходимо обращаться в администрацию того муниципалитета, к которому приписан их дом.

Если УК не выполняет свои обязанности, как ее поменять? Читайте по

Если качество уборки остается на низком уровне, а администрация бездействует, то жильцы могут обратиться с претензией в обслуживающую их дом организацию, на которую она должна дать ответ.

В дальнейшем у жильцов имеется возможность обратиться в Роспотребнадзор для проведения проверки, а также привлечь органы прокуратуры.

Крайней, но эффективной мерой является обращение жильцов в суд с соответствующим иском к обслуживающей компании.

Обязанность по уборке придомовых территорий от снега официально лежит на управляющих компаниях при условии заключения с ней договора жильцами дома.

У граждан имеется возможность контролировать процесс уборки и при необходимости подавать претензии касательно качества и частоты проводимых работ, привлекать контролирующие органы и обращаться в суд.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Памятка: как по ГОСТу должны убирать дороги и тротуары зимой

2018-12-12 16:09

Эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» разработали памятку для граждан о том, как зимой должны выглядеть дороги и тротуары после уборки, в какой срок коммунальные службы должны очищать проезжую часть от снега, какие виды противогололедных материалов можно использовать на улицах, а также куда можно обратиться, если дорогу или тротуары не убирают.

Российские дороги, тротуары и улицы зимой содержат двумя способами – чистят снегоуборочной техникой до асфальта или оставляют дорогу «в накате». Согласно ГОСТу, проезжую часть дорог и улиц должны очищать от снега и льда в сроки от 3 до 6 часов. При этом во время снегопада или метели и до окончания уборки на проезжей части может находиться рыхлый или талый снег толщиной от 1 до 5 см в зависимости от категории дороги. Обочины дорог должны быть очищены от снега по всей ширине. Привести в порядок обочины коммунальные службы должны в течение 24 часов с момента окончания снегопада.

*Ну это по ГОСТу, а в Великих Луках обычно вот так:

После этого снегоуборочные работы надо провести на остановочных пунктах общественного транспорта и площадках для стоянки транспорта. Убирать тротуары и пешеходные дорожки после окончания снегопада или метели службы обязаны в сроки от 1 до 3 часов. Но очистить – не означает просто сгрести снег подальше от дороги. Нормы запрещают создавать снежные валы на обочинах дорог, на разделительной полосе шириной менее 5 м, на тротуарах, ближе 10 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановок общественного транспорта. Причем очищать от снега нужно еще и дорожные знаки, сигнальные столбики, которые должны быть видны днем на расстоянии не менее 100 м.

Если уборке мешают припаркованные автомобили, их могут эвакуировать по заявке фирмы-подрядчика. Правда, чаще всего этого никто не делает и возле оставленных машин остается неубранный участок дороги.

После уборки снега дороги необходимо обработать – посыпать их противогололедными материалами (ПГМ). ГОСТ разрешает применять химические и комбинированные ПГМ: твердые сыпучие материалы на основе соли, жидкие растворы химических реагентов или природные рассолы, мелкий щебень, песок и песко-соляную смесь.

*Ну это по ГОСТу, а в Великих Луках обычно вот так:

Эксперты ОНФ подчеркнули, что выбор средства зависит от погоды. Так, согласно руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах применять чистую соль допустимо только при температурах от -2 до -16°C. По нормативам образовавшуюся смесь после обработки противогололедными материалами необходимо убрать с дорог в течение двух-трех часов, иначе на улицах остаются грязь и лужи. При более сильных морозах использовать соль уже неэффективно – снижается время плавления химических реагентов, и дорога успевает покрыться льдом.

По словам экспертов ОНФ, соль с песком действительно позволяет быстро растопить лед на дороге – соленая вода не замерзает до -15°C. Но другая сторона этого процесса связана с тем, что расплавленный лед вместе с песком попадает в ливнестоки и быстро засоряет ливневую канализацию, а реагенты не только портят металлические детали автомобилей, но и разъедают обувь и повреждают лапы животных.

Безусловно, регионы вправе сами выбирать способы содержания дорог в зимний период исходя из собственных природно-климатических условий.

Европейский опыт снежной Финляндии показывает, что для борьбы со скользким покрытием в городах можно эффективно использовать гранитную крошку. Фрикционный материал под действием движения пешеходов втаптывается в накат снега, толстый лед и образует шероховатую поверхность, которая не скользит. Она лучше задерживается на дороге и не оставляет грязь. Причем ее можно собирать весной и использовать на следующий год повторно. При этом если снегопад для российских коммунальных служб обычно становится сюрпризом, то в Финляндии изменения погоды отслеживают с помощью камер, и коммунальные службы выезжают на уборку до выпадения снега, а не после.

В Белоруссии дороги зимой становятся сладкими – здесь разработали специальный реагент на основе патоки, которая остается при производстве сахара. Это вещество не такое губительное, как смеси из соли.

А в Норвегии с 2004 г. стали применять горячий гравий. Мелкую каменную крошку смешивают с водой и подогревают до 95°C, а затем разбрасывают на дорогу. В результате снег на дороге быстро плавится и поверхность становится не скользкой. А под тротуарами здесь проходят коммуникации с горячей водой, которые растапливают снег. Так что убирать их несложно.

*Ну это где-то там, а в Великих Луках обычно вот так:

«Но в нашей стране уборка снега – это пока трудная борьба с переменным успехом. За чистоту придворовой территории отвечает домоуправление, а контролирует Государственная жилищная инспекция, и жаловаться на заваленный снегом двор нужно туда. По поводу качества уборки дорог и тротуаров в городе, куч снега на остановках и нерасчищенных подходов к пешеходным переходам нужно обращаться в администрацию или прокуратуру и требовать, чтобы был наведен порядок с уборкой», – пояснил модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Дмитрий Цопов.

Хворостянский Самарской области

с. Новотулка Советская, 34

Исх. № 67 от 23.09.2013 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Во исполнение протокола совещания в министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 14 мая 2013 года по вопросу «О ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения при выполнении пассажирских перевозок на территории Самарской области». В целях определения перечня технологических операций, порядка организации работ по содержанию объектов улично-дорожной сети, на основании Устава сельского поселения Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области постановляю:

1.1. «Регламент содержания объектов улично-дорожной сети сельского поселения Новотулка в зимний период» (прилагается).

1.2. «Регламент содержания объектов улично-дорожной сети в сельском поселении Новотулка в летний период» (прилагается).

2. Опубликовать настоящее Постановление в газете «Чагринские зори» и разместить в Интернете на сайте Администрации муниципального образования Хворостянка.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на главу сельского поселения Новотулка .

Глава сельского поселения Новотулка О.С. Леонова

Сельского поселения Новотулка

от 23.09.2013г N 67

РЕГЛАМЕНТ

ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХВОРОСТЯНКА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Регламент содержания объектов улично-дорожной сети (далее – УДС) сельского поселения Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области в зимний период утверждается постановлением Администрации сельского поселения Новотулка. Настоящий Регламент разработан в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 11 октября 1986 года N 400/23-34 «Об утверждении типовых норм времени на работы по механизированной уборке и санитарному содержанию населённых мест»; Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки населённых мест, утверждённой Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12 июля 1978 года.

Настоящий Регламент является нормативным документом, определяющим перечень технологических операций и порядок организации работ по содержанию объектов УДС в сельском поселении Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области в зимний период.

Настоящий Регламент является обязательным для исполнения документом для всех , организаций любой формы собственности, осуществляющих уборку объектов УДС на территории сельского поселения Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области (далее по тексту – «Организация»). По согласованию с муниципальным заказчиком допускается частичное изменение регламентируемых работ.

2. УБОРКА ОБЪЕКТОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

2.1. Основной задачей уборки УДС в зимний период является обеспечение беспрепятственного передвижения транспортных средств и пешеходов по дорогам.

2.2. Важнейшим условием качественного выполнения работ является их своевременность.

2.3. Период зимней уборки устанавливается с 31 октября по 15 апреля. В случае резкого изменения погодных условий (снег, мороз) сроки начала и окончания зимней уборки корректируются распоряжением Администрации сельского поселения Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области .

2.4. Мероприятия по подготовке уборочной техники к работе в зимний период проводятся организацией в срок до 1 октября текущего года.

Организация в срок до 1 октября должна обеспечить подготовку места для складирования необходимого количества противогололёдных материалов (далее – ПГМ) с учётом требований по их хранению.

2.5. Технология уборки улично-дорожной сети в зимний период.

К первоочередным операциям зимней уборки относятся: обработка проезжей части дороги ПГМ; сгребание и подметание снега; выполнение разрывов в валах снега на перекрёстках, у остановок общественного транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.

К операциям второй очереди относятся удаление снега (вывоз); скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.

Обработка проезжей части дорог ПГМ должна начинаться одновременно с началом снегопада. В первую очередь обрабатываются наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей – крутые спуски и подъёмы, тормозные площадки на перекрёстках и остановках общественного транспорта.

Очистка дорог от снежно-ледяных образований с применением ПГМ предусматривает обработку дорожных покрытий противогололёдными материалами;

Обработка дорожных покрытий противогололёдными материалами производится при помощи распределителей и вручную.

После окончания снегопада производится завершающее сгребание снега.

Формирование снежных валов не допускается:

– на пересечениях всех дорог, улиц и проездов в одном уровне, вблизи железнодорожных переездов;

– ближе 5 метров от пешеходного перехода;

– ближе 20 метров от остановочного пункта общественного пассажирского транспорта.

Разгребание валов снега на перекрёстках, въездах во дворы, остановках общественного пассажирского транспорта производится при помощи тракторов.

Скалывание снежно-ледяного наката и льда. Снежно-ледяной накат или лёд образуется на проезжей части городских дорог в результате низкого качества снегоочистки и невыполнения работ по скалыванию уплотнённого снега в кратчайшие сроки после его образования.

Запрещается сбрасывание снега с тротуаров на проезжую часть.

Основной задачей зимней уборки тротуаров является обеспечение нормального передвижения пешеходов независимо от погодных условий.

Зимняя уборка тротуаров осуществляется ручным способом. Тротуары должны очищаться до дорожного покрытия.

В период снегопадов и гололёда тротуары и другие пешеходные зоны должны обрабатываться ПГМ. Время на обработку тротуаров, закреплённую за предприятием, выполняющим работы, не должно превышать 2-х часов с начала снегопада.

Подметание и ручная зачистка на тротуарах, лестничных сходах, пешеходных дорожках и посадочных площадках начинается сразу по окончании снегопада. При интенсивных длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки ПГМ должны повторяться после каждых 5 см выпавшего снега.

Ручная уборка необходима для очистки многочисленных зон площади тротуаров, недоступных для машин и механизмов. Снег при ручной уборке тротуаров должен убираться полностью.

Очистка урн от мусора производится до 8 часов утра и в дневное время по мере необходимости.

Очистка газонов от случайного мусора производится в течение рабочего дня по мере накопления. Вывоз бытового мусора с погрузкой вручную производится в течение рабочего дня.

Содержание остановок общественного транспорта.

Сбор случайного мусора производится в течение рабочего дня.

Очистка остановок общественного транспорта от уплотнённого снега, сдвигание снега в валы и кучи, отбрасывание снега на расстояние до 3-х метров, вывоз бытового мусора с погрузкой вручную, посыпка остановочных площадок производится в течение рабочего дня.

муниципального образования Хворостянка

от 26.09.2013г. г. N 67

ЛЕТНЕГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХВОРОСТЯНКА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Временный регламент летнего содержания объектов улично-дорожной сети (далее – УДС) сельского поселения Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области утверждается Постановлением Администрации сельского поселения Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области . Настоящий Регламент разработан в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 11 октября 1986 года N 400/23-34 «Об утверждении типовых норм времени на работы по механизированной уборке и санитарному содержанию населённых мест»; Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки населённых мест, утверждённой Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12 июля 1978 года; Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них»;

Настоящий Регламент является нормативным документом, определяющим перечень технологических операций и порядок организации работ по содержанию объектов УДС на территории сельского поселения Новотулка в летний период.

Настоящий Регламент является обязательным для исполнения документом для всех , организаций любой формы собственности, осуществляющих уборку объектов УДС на территории сельского поселения Новотулка , по согласованию с муниципальным заказчиком, допускается частичное изменение регламентируемых работ.

2. УБОРКА ОБЪЕКТОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Основная задача летней уборки улиц заключается в удалении загрязнений, накапливающихся на дорогах, улицах, тротуарах. Эти загрязнения ухудшают эстетический вид улиц, являются источниками повышенной запылённости воздуха, а при неблагоприятных погодно-климатических условиях (дождь, туманы) отрицательно сказывается на безопасности движения.

Важнейшим условием качественного выполнения работ является их своевременность.

Основными операциями летней уборки являются: уборка тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта, урн, ремонт дорог, тротуаров, бордюров и ограждений.

Период летней уборки устанавливается с 16 апреля по 31 октября. В случае резкого изменения погодных условий сроки начала и окончания летней уборки корректируются распоряжением главы Администрации муниципального образования Хворостянка.

3. ТЕХНОЛОГИЯ УБОРКИ ОБЪЕКТОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Проезжая часть дороги должна быть полностью очищена от всякого вида загрязнений и мусора. Обочины дорог должны быть очищены от случайного мусора.

– уборка тротуаров вручную;

– вывоз загрязнений и случайного мусора с механизированной и ручной погрузкой.

Содержание остановок общественного транспорта

Посадочные площадки остановок пассажирского транспорта должны быть полностью очищены от различного мусора. Уборка остановок производится вручную.

Вывоз грязи и случайного мусора – с применением механизированной и ручной погрузки.

Работы по уходу за газонами производятся в течение рабочего дня, работы по сбору случайного мусора – в утреннее время до 8 часов утра. Кошение газонов должно обеспечивать высоту травостоя не выше 10 см.

Вывоз случайного мусора и опавшей листвы с газонов осуществляется в течение дня после сбора.

В период листопада организации, ответственные за уборку закреплённых и прилегающих территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы.

Основные технологические операции по содержанию газонов:

– очистка газонов от случайного мусора;

– очистка газонов при средней и сильной засорённости;

– выкашивание газонов газонокосилкой и вручную;

– выкашивание газонов механизировано;

– сбор веток по улицам посёлка;

– вывоз бытового и растительного мусора с механизированной и ручной погрузкой;

– вывоз зелёной массы с погрузкой вручную;

– вывоз упавших веток, сучьев.

Очистка урн от мусора производится в дневное время – по мере необходимости. Мелкий ремонт урн производится в течение 3 суток с момента обнаружения дефекта или получения предписания.

Ремонт дорог и тротуаров

К ремонту дорог и тротуаров относится ремонт дорог, тротуаров, бордюров и элементов обустройства дорог.

При ремонте проводятся следующие работы:

– устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и др. дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;

– ликвидация колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия;

– устройство изолирующего слоя из мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 50 м;

– восстановление изношенных верхних слоёв асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50 м;

– восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебёночным, гравийным и грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебёночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 100 куб. м на километр;

– восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50 куб. м;

– устранение повреждений покрытия тротуаров.

Работы по техническому содержанию асфальтобетонных покрытий проезжей части, включая аварийно-восстановительный ремонт бортового камня, в летний период осуществляются с применением горячих и холодных асфальтобетонных смесей.

Ремонт дорожных покрытий производится с наступлением тёплого периода и до наступления постоянных отрицательных температур воздуха;

4. При производстве работ летней уборки запрещается:

– сбрасывать смет, мусор, траву, листья, порубочные остатки, иные отходы на озеленение территории, в смотровые колодцы, колодцы дождевой канализации, реки и водоёмы; на проезжую часть и тротуары при покосе и уборке газонов;

– вывоз смета и отходов в несанкционированные места;

– сжигание мусора, листвы, иных отходов на территории сельского поселения Новотулка ;

– во время листопада на территориях парков, скверов и газонов, прилегающих к улицам и площадям, ежедневная уборка листьев обязательна.

Уже в следующем году в России ужесточат требования к содержанию автомобильных дорог и тротуаров. В частности, будет уделено особое внимание качеству трасс зимой. Все требования опубликованы Росстандартом. С 1 июня 2018 года национальный стандарт заменит собой ГОСТ 50597–93 25-летней давности.

Ужесточение требований связано с поручением президента Владимира Путина о снижении смертности на дорогах. Особое внимание — зимнее содержание дорог.
По большей части ДТП можно было бы избежать: 80% аварий происходят вследствие наледи, гололеда и наката. Не менее печальна статистика травм у пешеходов –порядка 70 человек ежедневно поступает в череповецкий травмпункт.

Применение пескосоляных смесей, которые и используется сейчас в Череповце, не позволит выполнить положения нового ГОСТа, замечают эксперты. Во многих регионах в последние годы власти отказались от подобных смесей в пользу так называемого «Бионорда». Он состоит из 1–5 миллиметровых гранул неправильной формы, которые растворяются постепенно. Первое время они действуют как фрикционный материал, уменьшая скольжение механическим способом (аналог гранитной крошки). Плавящая способность препарата такова, что он полностью растворяется, не оставляя никаких следов на очищенной поверхности. В отличие от обычной смеси соли и песка, «Бионорд» работает при температуре до –30 ºС.

Именно с уборкой тротуаров связаны многие нововведения ГОСТа. Большая часть требований в новом и старом ГОСТах совпадают, но все-таки есть существенные отличия. В основном они коснутся удобства и комфорта пешеходов. Что изменилось:

Во-первых, увеличилось количество групп улиц: с 3 видов до 6. К магистральным дорогам скоростного движения (А), магистральным дорогам регулируемого движения (Б) и магистральным улицам районного значения транспортно-пешеходным (В) добавились группы: Г — магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги; Д — улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, основные улицы в жилой застройке; Е — второстепенные улицы в жилой застройке, проезды, велосипедные дорожки. В пока еще действующем ГОСТе учитывались лишь основные автомобильные дороги.

Мэр Череповца дала жесткую оценку качеству зимней уборки в Череповце

Во-вторых, появились требования к очистке не только центральных дорог, но и улиц в жилой застройке. Срок устранения рыхлого («неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части на обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей») или талого снега («снег, превращенный в жидкую массу противогололедными материалами, транспортными средствами и пешеходами») отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости (лед или накат) — с момента ее обнаружения. На устранение рыхлого или талого снега на скоростных магистралях и магистралях общегородского значения будет отводиться по нормам не более 4 часов, для магистральных улиц районного значения и поселковых дорог — не более 5 часов. В течение 6 часов должны быть очищены от талого и рыхлого снега улицы и дороги местного значения, улицы в жилой застройке, проезды и велосипедные дорожки. Аналогичны и сроки устранения зимней скользкости.

В-третьих, появились требования к состоянию магистральных дорог во время снегопада. В ГОСТе прописано, что в период метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог (не считая улиц в жилой застройке, велосипедных дорожек и проездов) допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 сантиметра. Кроме того, добавлен пункт, согласно которому обочины магистральных дорог общегородского и районного движения, а также поселковых дорог должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог — на 50% их ширины.

В-четвертых, в новом ГОСТе появились требования к тротуарам, служебным проходам мостовых сооружений, пешеходным, велосипедным дорожкам и остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. На их покрытии в городах и сельских поселениях наличие снега и зимней скользкости не допускается. В частности, были добавлены сроки по устранению зимней скользкости после снегопада.

Скорость уборки снега на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, а также остановках зависит от пассажиропотока. Если интенсивность движения пешеходов превышает 250 человек в час, то убрать рыхлый и талый снег городские службы обязаны в течение 60 минут, если менее 100 человек — за три часа. Устранить зимнюю скользкость коммунальщики обязаны от 12 до 24 часов, в зависимости от трафика.

В-пятых, в ГОСТе прописано, что в течение 6 часов должны быть убраны от снега заездные карманы остановок. Это значит, что проезжая часть и пешеходные зоны в городах со следующей зимы должны быть полностью очищены от снега и наледи в максимально короткий срок.

Файловое представление

Об утверждении Плана мероприятий по ремонту дорог 2018.doc

(93,0 КБ)

Текстовое представление

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Решением Совета депутатов сельского поселения Шеркалы от 30.04.2014 № 33 «О дорожном фонде муниципального образования сельское поселение Шеркалы»:

1. Утвердить план мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, по обеспечению безопасности дорожного движения в муниципальном образовании сельское поселение Шеркалы на 2018 год согласно приложению.

2. Разместить настоящее постановление на официальном веб-сайте муниципального образования сельское поселение Шеркалы www.sherkaly-adm.ru.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава сельского поселения Шеркалы Л.В.Мироненко

Здравствуйте, уважаемые обитатели Лиги Юристов. Приключилась со мной пренеприятнейшая ситуация. Прошу у вас совета годного али слово доброго.

Мои родители пару лет назад купили участок в деревне и построили там дом. Первый год занимались отделкой и всякими облагораживаниями участка, а на второй год по весне заселились туда, чтоб жить не тужить и добра наживать. Участок находится на второй линии и подъезд к нему осуществляется от главной (центральной) автодороге. От дороги до въезда на участок подъездной путь занимает 150 – 200 метров. Он выполнен из грунта, травы, тракторной колеи и остатков древних цивилизаций. Летом на авто с обычным клиренсом, под углом в 20 градусов проехать можно. Но когда началась поздняя осень, а за ней и зима подоспела, проезд до участка стал выглядеть как раллийная трасса для специально подготовленных автомобилей. Благо соседи с первый линии разрешили парковать авто у них т.к. на обычной, гражданской машине проехать и не застрять в грязи или сугробе достаточно проблематично. В следствии, образовалось затруднение проезда для автомобилей спец. служб, скорая и пожарная, в частности (а дом то деревянный).

С этой вестью я обратился в местную администрацию. Целый день звонков в поисках ответственных лиц, которые не отвечают по телефону и ни за что, в принципе. Попытка аудиенции у местного феодала и его заместителей тоже не увенчалась успехом, дальше приемный я никуда не прошел. И был послан на хрен и по совместительству в районною цитадель. В администрации района история повторилась, никто не хотел сотрудничать, даже слушать особо не хотели, типа пишите бумажку, а мы вам отписку на нее напишем и тд. В итоге, я решил обратиться к “оплоту справедливости”, порталу Добродел. Создал заявку, описал проблему, прикрепил фото и стал ждать ответа. «Уж, там разберутся!» — думал я. В ответ я получил следующее: что указанная в обращение дорога является бесхозной, официально не существует и считается подъездным путем к КФК «Звездочка» (за участком поле находится) – и вот весь ответ. Возможно, я был слишком наивен и ждал в официальном ответе ссылки на акты нормативные иль еще чего, но что есть, то есть.

После гугления аналогичных проблем, возникло больше вопросов, чем ответов. Возможно, они покажутся вам глупыми в силу моей некомпетентности.

— как я прочитал в интернетах в соответствии со ст. 27 ФЗ 221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проезд от участков общего пользования. Дому присвоен адрес, а земля в кадастре зарегана., по идее, участок без подъездных путей на поставили бы на учет в кадастре?

— как дорога может считаться безхозной или они просто употребили этот термин? Ведь земля даже без дороги должна быть муниципальной или частной, например.

— считается ли подъездной путь к участку дорогой? Или вообще, чем он по закону считается?

— обязана ли администрация сделать мне хоть какую-нибудь ровную дорогу, не говорю уж про асфальтированную за счет государства? Ведь если мы с соседями скинемся и сами что-то придумаем, это самострой будет, а дороги – это сложные инженерные конструкции и тд. Оштрафуют еще 

Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации! За ссылки на законы и кодексы буду очень признателен. Всем посылаю лучи добра и хорошего настроения!

Дороги в деревнях России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *