Дорожно тропиночной сети

Устройство дорожно-тропиночной сети

Главная / Благоустройство / Устройство дорожно-тропиночной сети

Устройство дорожно-тропиночной сети

садово-паркового и спортивного типов

Дорожные одежды садово-паркового типа создают транспортную и пешеходную основу объекта ландшафтного дизайна, наиболее важную и остро необходимую часть его. Поэтому от правильного проектирования дорожно — тропиночной сети, подбора строительных материалов дорожных одежд и осуществления покрытий в натуре зависит будущая жизненность всего объекта. Элементы дорожных одежд встречаются также при ландшафтном строительстве плоскостных спортивных сооружений, входящих как в номенклатурный состав садов и парков, так и устраиваемых в специально отведенных местах: стадионах, учебных заведениях, школах.

Дорожные одежды садово-паркового типа

Грунтовые покрытия выполняются на территориях временного озеленения, в лесопарках и при устройстве тропинок. Такие покрытия могут быть простыми и улучшенными различными добавками. Материалом для простых покрытий служат грунты, местные супесчаные или суглинистые, по которым проходят дорожки и площадки на объекте. Торфянистые, песчаные и глинистые грунты для устройства проектных грунтовых покрытий непригодны. Укладка грунтового покрытия, после определения места его нахождения, производится вручную с применением шаблона или при помощи бульдозеров с профильным ножом на отвале. Поперечному двухскатному профилю конструкции придается уклон 0,03 – 0,04, что соответствует подъему грунта на 3-4 см от края дорожки к ее середине на каждый 1 пог. м. (Поперечные профили площадок определяются проектом ландшафтного дизайна). Продольный профиль дорожек выполняется при ярко выраженном рельефе – с использованием его; на равнинах, плоских территориях — с уклоном не менее 0,005 – 0,006. Микрорельефные изменения на конструкции выравниваются, попавшие случайно части железобетонных изделий, булыжники, обломки кирпича и прочее выбираются из дорожек с заполнением их мест грунтом; поверхность дорожки или площадки подвергается тщательному дождеванию, после чего производят уплотнение поверхности моторными катками по высохшей корочке грунта с проходом от края до середины дорожки не менее 5 раз по одному месту. Грунтовая поверхность считается достаточно уплотненной, если тонкие круглые предметы (спица, проволока, гвоздь и т. д.) вытаскиваются из грунта без нарушения целостности верхнего слоя. До начала укатки по краю дорожки и площадок устраиваются опорные бровки из растительной земли или дерна – высотой 5-6 см, шириной 50 см.

Вместо земляных опорных бровок рекомендуется установка бетонного бортового облегченного камня (поребрика). По краям дорожки, до профилирования основания, открываются канавки – глубиной 10 см, шириной 12 см, в которых по шнуру, определяющему высотное положение, устанавливаются поребрики облегченного типа (10 х 15). Пазухи канавки вдоль поребрика засыпаются грунтом, проливаются и тщательно утрамбовываются, швы между поребриками заливаются раствором. Опорная линия из поребрика должна быть прямолинейна в горизонтальном и вертикальном положениях. Закрепления дорог плавно обводят прямоугольным поребриком, заполнив при этом образовавшиеся большие углы бетонным раствором. Все заполненные раствором швы должны быть аккуратно обозначены.

При наличии на трассе дорожек песчаных или глинистых грунтов для их использования при устройстве грунтовых покрытий необходимо после профилирования добавить соответственно глинистых или песчаных частиц от 15 до 20 %, перемешав их с грунтом мотофрезой или дисковой бороной на сцепке с мотороботом.

Грунтовое основание может быть устроено также путем завоза грунта извне, в соответствии с проектом вертикальной планировки, либо при значительном удалении торфа с трасс дорог – «выторфке», но последовательность проведения работ остается прежней. Заслуживает особого внимания применение в качестве улучшающих добавок цемента и древесно-смоляного пека. В зависимости от состава местного грунта добавляется 5-10 % цемента марки 300 способом перемешивания сухого грунта с добавками. Путем тщательной планировки поверхности дорожного покрытия, дождевания и последующего уплотнения добиваются необходимой плотности и эластичности верхнего слоя.

При укреплении грунтов древесно-смоляным пеком (ДП) в подготовленное грунтовое ложе вводится от 4 до 14 % разжиженного ДП, после чего смесь грунта с ДП выравнивается и уплотняется, образуя «холодный» пекогрунт.

Прочность водонасыщенных образцов грунта, укрепленных органическими вяжущими материалами, при устройстве покрытий должна быть не менее 3 кг/см2, чему пекогрунт не только отвечает, но и значительно превышает (табл. 4).

Характеристика пекогрунтов

Дорожные покрытия из пекогрунта обладают высокими транспортно-эксплуатационными показателями по прочности, водоустойчивости и отсутствию пылимости.

Песчано — гравийные покрытия применяются для устройства дорожных одежд в лесопарках; пешеходных и проезжих дорожек, автостоянок и т.д. Благодаря простоте устройства и дальнейшей эксплуатации, малодефицитости материалов и доступности максимальной механизации всех работ песчаногравийные покрытия позволяют с минимальными затратами средств и времени создать необходимую транспортную сеть загородного объекта ландшафтного дизайна. Песчано-гравийные дорожки строятся на грунтовом основании, описанном нами раннее, двумя различными способами – укладки готовой песчано-гравийной смеси или путем перемешивания трех компонентов: песка, глины, гравия, непосредственно на полотне дороги. Первый способ предпочтительнее, так как позволяет сразу приступить к разравниванию автогрейдером готовой смеси до нужной толщины слоя, ее поливу и последующей укатке от края к середине катками весом 5 т с проходом не менее 5 раз по одному месту. При втором способе на готовое полотно дорожки завозят песок, глину и гравий равными слоями, которые затем равномерно перемешивают мотофрезой или дисковой бороной в сцепке с мотороботом. (Дальнейшая технология работ, как и при первом способе). Составляющие компоненты следующие: песок среднезернистый – 60 %; глина – пушонка – 15-20 %; гравий горный, с фракцией зерен до 2-3 см – 20-25 %. Толщина слоя покрытия: для пешеходных дорожек – 12 см; проезжих дорог – 20 – 25 см. Однородность состава таких покрытий по всей толщине слоя позволяет длительное время обходиться без капитального ремонта дорожной одежды, даже при интенсивной эксплуатации ее.

Щебеночно – набивные покрытия предназначены в основном для устройства транспортной сети в многопосещаемых объектах ландшафтного дизайна общественного пользования и жилых кварталах, но могут также предусматриваться проектом и на других объектах. По применяемым материалам и способу укладки более сложны, чем другие покрытия, так как является многослойными конструкциями, состоящими из нижнего подстилающего щебеночного слоя проектной толщины (марки плотности щебня от 500 до 1000 кг) и верхнего покровного слоя из высевок гранитных пород (с фракцией зерен от 0 до 10 мм).

Для объектов общественного пользования (парков, садов, скверов, бульваров и т.п.) установленная конструкция представлена нижним подстилающим слоем толщиной 0,09-0,14 м в плотном теле из щебня гранитного (марки 800 — 1000 кг) и верхним покровным слоем из высевок гранитных пород (марки 800 — 1000 кг) толщиной 0,04 м.

Для жилых кварталов нижний подстилающий слой дорожек содержит щебень известняковый (марки 400 — 600 кг) толщиной 9 см в плотном теле и верхний покровный слой толщиной 4 см в плотном теле из высевок гранитных пород (марки 800 — 1200) или спецсмесей по одному из следующих рецептов (табл. 5).

Щебень, применяемый для устройства подстилающих слоев покрытия, пригоден при величине частиц от 35 до 50 см, инертные материалы (высевки гранитные, кирпичные, гаревые и т.д.), входящие в состав спецсмесей, должны содержать фракции частиц или зерен от 0 до 10 мм.

Щебеночные покрытия устраиваются следующим образом. На выполненное грунтовое основание рассыпается щебень, разравнивается бульдозером с окончательным профилированием вручную; поливается из расчета 15 л на 1 м2 покрытия и укатывается затем катком весом от 5 до 10 т с проходом его по одному месту в 5-7 следов. Подготовленной щебеночная поверхность считается тогда, когда не чувствуется подвижности отдельных частиц или когда щебенка, брошенная под вальцы катка, раздавливается. Все куски щебня, размером превышающие установленную фракцию, должны быть либо измельчены, либо удалены из щебеночного слоя с заменой на более мелкие. На подготовленный щебеночный нижний подстилающий слой наносятся высевки или спецсмесь, которые разравниваются, увлажняются из расчета 10 л на 1 м2. покрытия и укатываются катком весом от 2 до 4 т с проходом от бровки дорожки до ее середины по каждому месту не менее 5 раз.

Таблица 5

Рецепты смесей для щебеночно-набивных покрытий

Наименование спецсмеси

Кирпичная высевка, %

Гарь с фракцией частиц от 0 до 6

Глина пушонка, %

Известь пушонка, %

Песок средний, %

Спецсмесь № 1

Спецсмесь № 2

Спецсмесь № 3

Укатанное по высевке полотно дорожки содержится 4-5 дней во влажном состоянии для того, чтобы высевки сцементировались. Готовность верхнего покрова щебеночно-набивных покрытий определяется тем же способом, что и для грунтовых.

В необходимых случаях конструкция дорожки может быть увеличена за счет нижнего подстилающего слоя, что специально оговаривается в проекте ландшафтного дизайна.

Садово-парковые площадки в благоустройстве, имеющие щебеночно-набивные покрытия, строятся таким же способом. Сложность при этом представляет соблюдение проектных уклонов, которые бывают односкатными, двухскатными и четырехскатными, колеблясь в пределах 0,005-0,006. На глинистых грунтах под щебеночно-набивные покрытия необходимо укладывать песчаную «подушку» толщиной от 10 до 20 см.

Асфальтобетонные покрытия применяются для проезда автотранспорта, велосипедистов или для езды на роликовых коньках по транспортной сети объекта ландшафтного дизайна. Отличаются от щебеночно-набивных покрытий верхним покровным слоем – асфальтом. В зависимости от назначения могут быть однослойными – мелкозернистый асфальт толщиной слоя 3 см (в плотном теле – на щебеночном основании проектной толщины), либо двухслойными – мелкозернистый асфальт толщиной слоя 3 см и в плотном теле – крупнозернистый асфальт «биндер» — 5 см на щебеночно-набивном покрытии. Такие покрытия выполняются специализированной дорожной организацией.

Плиточные покрытия – наиболее индустриальный вид садово-парковых дорожных конструкций. Плитки могут применяться различных размеров, формы, фактуры и изготовления в соответствии с проектным решением.

По строительным материалам плиточные покрытия можно подразделить на:

Искусственные бетонные плитки – наиболее дешевый материал для декоративных покрытий. Они прочны, гигиеничны, красивы – при добавках к бетону различных красителей. Форма плиток разнообразна – квадратная, прямоугольная, трапецевидная, шестигранная, круглая, треугольная и т.д. Размеры плиток могут быть от 25 х 25 до 90 х 90 см, при этом они не армируются, так как прочность их достигается применением цемента марок 400-600 кг/см2, хорошей смеси и уплотнения бетона.

Плитки из естественного камня – материал, полученный из разичных пород естественного камня путем добычи и обработки его. Получают в виде: а) блоков естественного камня – крупных (40-80 см) плоских плит свободной конфигурации разного цвета; мелких плит (8-15 см) типа булыжника различного цвета; тесаных или другими способами обработанных камней разной формы, величины и цвета; б) блоков типа брусчатки; мраморных и гранитных околов разной величины, формы и оттенков.

Покрытия из кирпича – старейший вид покрытий из искусственных материалов, однако из-за быстрой изнашиваемости и малогабаритности применяется в настоящее время лишь в покрытиях комбинированного типа, в виде отдельных вставок, полос и других вспомогательных элементов. Лучший из применяемых кирпичей в дорожной одежде – клинкерный.

Покрытия из дерева – относительно недолговечные и непрочные в эксплуатации на открытом воздухе, однако при антисептической обработке и при наличии древесины от санитарных рубок вполне применимы на вспомогательных участках комбинированных покрытий. Материал подразделяется на элементы: а) продольные – доски, рейки, бруски; б) поперечные – торцовые шашки и кругляки.

В настоящее время чаще всего в градостроительстве применяются декоративные покрытия из нескольких материалов, что разнообразит цвет, фактуру и форму элементов или целых участков покрытия. Применение в покрытии дешевых материалов (гравий, булыжник, гранитный и кирпичный щебень, декоративный песок и т.д.) значительно снижает его обычную стоимость.

Способы укладки плиточных покрытий различны:

  1. Укладка на газон или грунту – плитка утапливается на 2/3 своей толщины с соблюдением проектных разрывов.
  2. Укладка по песчаному основанию – плитка утапливается в песок на 2/3 своей толщины с соблюдением проектных разрывов, нивелируется в соответствии с проектными вертикальными отметками. Уклоны при этом покрытии не задаются, так как сбросу атмосферных осадков способствует большая дренированность песчаного основания. Толщина песчаного основания 10-20 см. Уплотнение бетонных плиток производят вручную – трамбованием их через наложенную доску.
  3. Укладка по щебеночно-набивному покрытию – на тщательно отнивелированное покрытие. По проектному рисунку, с помощью бетонного пояса 3-5 см, последовательно укладываются плитки с заливкой швов между ними; возможна также и дерновка швов.

Из блоков естественного камня (крупных) выполняется свободное размещение плит; из мелких – плиточное – типа «булыжной мостовой». Брусчатку укладывают, как и бетонные плитки, но с применением определенных рисунков: «сетки», «вперевязку» и «веером». Из мраморных и гранитных околов разной величины, формы и оттенков создается покрытие, называемое брехчия.

В декоративных покрытиях кирпич не имеет широкого применения, так как для этого необходим отборный материал типа облицовочного или клинкерного, однако участие его в комбинированном покрытии желательно. Форма кирпича при его укладке позволяет добиваться большого разнообразия в создаваемом рисунке, так как кирпич можно укладывать: а) вперевязку; б) сеткой; в) елочкой; д) комбинированным способом. Учитывая что кирпич представляет маломерный материал, на больших дорожках и площадках для организации архитектурной масштабности поверхности ее следует разделять на большие прямоугольники с различным рисунком укладки кирпича.

Покрытия из дерева используются редко и служат в основном декоративным элементом оформления определенного узла объекта ландшафтного дизайна.

Дощатые настильные покрытия применяются на припляжных участках, возвышенных террасных площадках, спортивных площадках и т.д. Торцовые шашки и кругляки от стволов дерева укладываются в одном или разных уровнях в гравийном покрытии на глубину 15-20 см с укреплением основания цементным раствором. Оставленные между срезами торцового покрытия незаполненные щели могут быть заложены красивыми вкраплениями инертных материалов (гравия, щебня и т. д.), растительной землей с посевом семян газонных трав или дерновкой полосками дерна заподлицо с покрытием.

Автомобильные дороги как объект капитального строительства
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с ГрК РФ и требованиями Закона N 257-ФЗ.
Признание автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) объектом капитального строительства влечет ряд важных последствий:
1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства по общему правилу необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).
Отметим, что понятие реконструкции линейного объекта по ГрК РФ шире, чем данные виды работ в отношении автомобильных дорог согласно Закону N 257-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов — это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Согласно Закону N 257-ФЗ реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (ст. 3). Об изменении показателей функционирования в данном случае речи не идет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» параметрами отнесения дороги к определенному классу или категории являются:
— общее число полос движения;
— ширина полос, обочины и разделительной полосы;
— пересечение с другими автомобильными и железными дорогами;
— доступ с примыкающей дороги в одном уровне (допускается или нет);
— максимальный уровень загрузки движением.
Таким образом, например, замена асфальтового покрытия на бетонное будет отнесена к реконструкции по нормам ГрК РФ (т.к. это влияет на грузоподъемность), но не будет считаться аналогичными работами по законодательству о дорогах. Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 <1> замены дорожной одежды (в т.ч. при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам) к капитальному ремонту, для выполнения которого разрешение на строительство не требуется. Представляется, что, поскольку речь идет о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.
———————————
<1> Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
2. Для получения разрешения на строительство необходимо оформить права на земельный участок, на котором будут проводиться строительные работы (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учет, регистрация права собственности).
В соответствии со ст. 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).
Таким образом, в соответствии с законом дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции. Как было указано выше, признаком сооружения — объекта капитального строительства — является наличие подземной части, несущих, а в отдельных случаях — ограждающих конструкций. На основании данной нормы автомобильную дорогу как комплексный объект всегда можно отнести к объектам капитального строительства.
Вместе с тем земельное и гражданское законодательство рассматривает земельные участки как отдельные объекты недвижимости. ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> признают дорожные сооружения и элементы обустройства дорог самостоятельными объектами соглашений.
———————————
<1> Пункт 23 ч. 2 ст. 2 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Судебная практика отмечает, что дороги (как и ряд иных объектов), по своему функциональному назначению представляющие благоустройство территории и созданные для проезда к зданиям (сооружениям), не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка <1>. Отметим, что понятие недвижимого имущества, установленное в ГК РФ (ст. 130), и понятие объекта капитального строительства неравнозначны. Однако сооружения (а вслед за ними и линейные объекты — дороги, отвечающие признакам сооружений) соответствуют признакам обоих терминов. В соответствии со СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий» <2> к объектам благоустройства территории относятся внутриквартальные проезды. В Москве под внутриквартальным проездом понимается дорога общего пользования в границах квартала <3>. В Санкт-Петербурге это не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории (территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий — ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон) <4>. Соответственно, внутриквартальные проезды предназначены для обеспечения связи между многоквартирными домами и иными объектами на территории объекта планировки — квартала.
———————————
<1> Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
<2> См.: Определение ВС РФ от 26.04.2016 N 308-КГ16-3285 по делу N А53-7041/2015, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 (ограждения как элементы благоустройства), Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2014 по делу N А43-5960/2013, Определение ВАС РФ от 23.07.2014 N ВАС-9394/14 по делу N А43-5960/2013, Определение ВАС РФ от 04.03.2014 N ВАС-1579/13 по делу N А43-7117/2012.
<3> Утв. Постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158.
<4> Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 19.12.2011 N 05-14-833/1 «Об утверждении Инструкции по организации и технологии летней уборки, комплексному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов».
Таким образом, автомобильная дорога относится к объектам капитального строительства и одновременно к недвижимости в случае, если она:
— отвечает признакам сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
— не относится к элементам благоустройства.
Дорога может быть создана как сооружение вспомогательного назначения, для строительства (реконструкции) которого не требуется разрешение на строительство.
В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство. Ранее было отмечено, что согласно письму Минрегиона России от 20.05.2011 N 13137-ИП/08 инженерные сети являются вспомогательными объектами в том случае, когда они функционально обеспечивают отдельный объект капитального строительства и не выходят за границы элемента планировочной структуры, в котором расположен отведенный для строительства участок. Представляется, что данное правило применительно к линейным объектам — автомобильным дорогам — следует толковать расширительно: дорожное полотно необязательно должно обеспечивать проезд только к одному объекту недвижимости. Данный вывод продиктован тем, что в отличие от инженерных сетей, расположенных в здании и под землей, дорога находится на поверхности и в любом случае является общедоступной, однако данное обстоятельство не лишает ее подчиненного характера. Кроме того, в другом своем письме Минрегион России делает упор не на количество зданий, а на наличие связи «основной объект — обслуживающий объект» <1>. Вместе с тем представляется, что для квалификации в качестве вспомогательного объекта дорога и здания должны, как правило <2>, находиться на одном земельном участке.
———————————
<1> Письмо Минрегиона РФ от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства».
<2> Исключением может быть ситуация, когда дорога носит явно подчиненный характер, но находится на нескольких участках в границах одного элемента планировочной структуры, например, когда участки образованы при разделе земли, полученной инвестором при комплексном освоении территории. Кроме того, возможны ситуации, когда для многоквартирного дома собственниками сформирован отдельный участок, однако дорога предназначена для обеспечения его транспортной доступности.
Таким образом, разрешение на строительство (реконструкцию) дороги не потребуется, если:
— дорога не является объектом капитального строительства;
— дорога является объектом капитального строительства — сооружением вспомогательного использования;
— существует специальное региональное регулирование.
Для удобства приведем перечень всех условий, при которых получение разрешительной документации не требуется:
1) дорога не является сооружением согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
2) дорога относится к элементам благоустройства;
3) дорога предназначена для обеспечения одного или нескольких объектов капитального строительства и не выходит за границы элемента планировочной структуры, на территории которого расположен участок с объектами;
4) если специальные правила об отсутствии необходимости в получении разрешения установлены законодательством региона (п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Вместе с тем следует отметить, что указанные выше признаки во многом носят оценочный характер, поэтому во избежание риска признания объекта самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ) и привлечения к административной ответственности (ст. 9.5 КоАП РФ) для выполнения работ по строительству (реконструкции) дороги рекомендуется получать разрешение на строительство либо хотя бы обратиться за его получением и получить отказ, который можно будет предъявлять в случае возникновения спора.
Государственная регистрация прав на дороги (участок дороги) также является спорным вопросом. Квалифицирующим признаком недвижимости традиционно является прочная связь с землей (ст. 130 ГК РФ), применительно к дорогам — линейным объектам — это наличие признаков сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком <1>. Если дорога не носит явно подчиненного, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций <2>), право собственности на нее рекомендуется зарегистрировать.
———————————
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012.
<2> Например, замощение части земляного полотна на участке щебнем не будет являться созданием объекта недвижимого имущества (см. письмо Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2426 «О рассмотрении обращения»).

Дорожно-тропиночная сеть – изюминка вашего сада!

Одним из главных элементов современного ландшафтного дизайна является грамотно оформленная дорожно-тропиночная сеть. Она представляет собой единый комплекс, состоящий из тропинок, дорожек, площадок и парковок, которые объединены между собой для максимального удобства использования всех имеющихся на территории функциональных зон.

Грамотно спланированная дорожно-тропиночная сеть позволит рационально разделить участок и избежать лишних финансовых затрат на прокладку дополнительных ненужных дорожек.

При устройстве сети нужно обязательно учитывать необходимость последующего обслуживания территории – уход за цветниками, клумбами, газонами и другими посадками.

Важно, чтобы дорожно-тропиночная сеть предполагала несколько маршрутов:

  • Максимально короткий маршрут может пересекать участок диагонально – чем меньше расстояние, тем менее перегруженной будет дорожно-тропиночная сеть.
  • Прогулочный маршрут создается таким образом, чтобы можно было обойти весь участок, периодически останавливаясь в основных функциональных зонах сада.

При устройстве сети необходимо обязательно учитывать площадки, ведь порой без них просто невозможно обойтись. Как правило, в них организовываются уютные зоны отдыха, в которых объединяется несколько дорожек. На площадках можно установить стильные декоративные элементы, среди которых могут быть:

— удобные скамейки;

— роскошный фонтан;

— клумбы с яркими цветами и пр.

Дорожно-тропиночная сеть — проектирование

При проектировании профессиональный ландшафтный дизайнер делает все, чтобы максимально удобно и гармонично расположить главные элементы сада и проложить основные маршруты так, чтобы обеспечить удобство передвижения по участку и последующего ухода за цветниками.

Правильно организованная дорожно-тропиночная сеть включает в себя тщательный анализ территории, необходимо обратить внимание на:

  • перепады высот;
  • уклоны;
  • уровень залегания грунтовых вод и пр.

Техническая часть проектирования состоит из оценки требований к функциональности сети. Из этого рассчитывается возможная оказываемая нагрузка на определенный участок – в зависимости от нее и определяется принцип устройства той или иной функциональной зоны.

План дорожно-тропиночной сети

Дорожно-тропиночная сеть должна быть подробно распланирована, лишь в этом случае вы сможете грамотно разделить свой участок на функциональные зоны.

В плане необходимо указать тип покрытия, который будет использоваться в той или иной части сада:

  • тротуарная плитка;
  • натуральный камень;
  • гравийная отсыпка и пр.

На план мощений также необходимо нанести подпорные стенки и их конструктивные разрезы. Если ваш участок имеет заметные уклоны или сложный нестандартный рельеф, дорожно-тропиночная сеть может включать в себя террасирование: подпорные стенки могут выделить более высокую часть сада, это сделает оформление участка более интересным.

Очень важно, чтобы дорожно-тропиночная сеть была спроектирована и спланирована по-настоящему грамотным квалифицированным специалистом, лишь в этом случае она будет выполнять не только практическую, но и декоративную функцию.

Особенно внимательно рекомендуем отнестись к типу покрытия, ведь именно от него зачастую зависит красота тропинки и то, как она сочетается с общим оформлением сада.

Компания Land-Arch предлагает услугу организации дорожно-тропиночной сети на вашем участке. Мы создадим настоящее произведение искусства, которое гармонично впишется в дизайн вашего участка и украсит его.

Террасирование участка

Сделать заказ просто!

Заполните форму

или позвоните.

Дорожно тропиночной сети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *