Дорожные знаки кто устанавливает

Содержание

Установка дорожных знаков — кто устанавливает знак на дороге

На сегодняшний день достаточно сложно представить себе движение транспортных средств в оживленных зонах без контроля с помощью такого явления, как непосредственно дорожные знаки. Именно такие помогают обеспечить участникам дорожного движения безопасность на дороге, а от правильности расположения таковых зависит уровень аварийности на том или ином участке дороги соответственно. А потому есть смысл в том, чтобы более подробно рассмотреть проблематику данного вопроса в нашей статье.

Стоит ли говорить о том, что непосредственное значение таких знаков должен знать и понимать абсолютно любой водитель. Более того, и пешеходам важно обладать базовыми знаниями в данной области. Но и это еще не все, так как в этом контексте становится актуальным вопрос относительно того, каким образом и соответственно кто именно имеет право на производство и установку разметки проезжей части в виде дорожных знаков. Также стоит поговорить о законных основаниях и непосредственно упомянуть о ГОСТах и нормах.

От чего зависят правила установки дорожных знаков

Если говорить непосредственно о правилах установки дорожных знаков, то здесь просто нельзя не упомянуть об элементарных основах данного процесса. Как например тот факт, что все знаки данного типа должны быть всегда установлены таким образом, чтобы не препятствовать движению транспортных средств и только навстречу потоку транспорта. При установке таковых стоит учитывать все важные аспекты: характер движения в данной области, специфику освещенности такого участка и способность водителя воспринимать информацию такого характера в темное время суток соответственно.

Знаки должны соответственно производится таким образом, чтобы у водителя была возможность воспринимать информацию на расстоянии не менее, чем за сто пятьдесят метров от знака. Также это правило стоит выполнять для того, чтобы у водителя была возможность не только воспринять информацию, ее обработать и отреагировать на указания такового дорожного знака соответственно того, как это требуют положения ПДД.

Кто проверяет правильность установки дорожных знаков

Специально уполномоченные сотрудники дорожных служб одной из главных обязанностей своей службы должны периодически ездить по дорогам и проверять непосредственное наличие дорожных знаков и правильность их расстановки. Все проверенные дороги и полученные данные обязательно не только фиксируются, но и сравниваются с положениями ГОСТа, чтобы контролировать правильность работы и качество выполнения обязанностей соответственно уполномоченных на это лиц в виде государственных работников соответственно.

Общие требования к дорожным знакам

Стоит отметить тот факт, что каждый из знаков должен обязательно располагаться только в строгом соответствии с ГОСТом государственного стандарта. В этом же документе подробно рассказывается о том, какое количество знаков может быть допустимым на дороге в том или ином случае. Также здесь же есть и другие параметры, на которые должны ориентироваться уполномоченные на это органы соответственно законодательству.

Проверками правильности установки и целесообразности того или иного конкретного элемента в знаково-дорожной разметки следит такой государственный орган, как непосредственно дорожная дирекция. Объем работы такого органа и количество сотрудников зависит от локализации и соответственного территориального расположения данной единицы. Кроме того, выше стоящие органы также могут контролировать целесообразность и соответственную грамотность расположения знаков для дорожного движения транспортных средств.

Место установки дорожных знаков

Перед тем, как более подробно обсудить проблематику данного вопроса, стоит отметить тот факт, что есть особенная категория дорожных знаков, что не включается в общее правило. Это сезонные знаки и здесь стоит понимать, что дорожные службы должны во-первых вовремя установить таковые, а во-вторых незамедлительно снимать и убирать такие знаки как только актуальность такового перестает иметь место быть для безопасности водителей.

Итак, пришло время для того, чтобы более подробно поговорить относительно того, в каких конкретно местах и соответственно при каких условиях устанавливаются соответственно при условиях следующего порядка непосредственно:

  1. на обочине дорожного покрытия вне территории населенного пункта;
  2. над дорогой или за пределами тротуара, на откосах и так далее, если речь идет про горную дорогу;
  3. на расстоянии от половины и до двух метров от дорожного покрытия для пересеченной местности;
  4. на разделительной полосе или над дорогой для повтора знаков, что уже были на дороге.

Для дорожных знаков могут быть организованы дополнительные опоры и укрепительные постройки. Однако, согласно положениям государственного стандарта, такое возможно исключительно при условии наличия канав, обрывов, насыпов и так далее. Но не стоит забывать и о том, что правила требуют внимательного расположения дорожных знаков не дальше, чем на расстоянии одного метра от дорожного покрытия и соответственно обочины такового.

Способы установки дорожных информационных знаков

Как бы ни казался данный вопрос не столь значительным, однако, именно указанный в нашей статье указанного ресурса ГОСТ владеет также положениями и относительно процесса установки дорожных знаков и такие правила тоже не стоит игнорировать и следует внимательно им следовать и контролировать данный процесс для тех, кто не является рабочей силой такового процесса. Итак, при установке дорожных знаков стоит внимательно следовать таким следующим правилам и требованиям, как непосредственно таковые:

  1. установка дорожного знака может производится в рамках блока параметра, между такими блоками или за ими со стороны откоса;
  2. установить знак также можно и на ударо-безопасную опору, если нет других ограждений на территории;
  3. установить знак также допускается на специально созданной Г-образной опоре.

Также возможны и другие варианты и для соответственного уточнения таковых стоит обратиться непосредственно к тексту указанного выше ГОСТа. Выше также говорилось о безопасных опорах для дорожных знаков и такие требуются прежде всего для безопасности водителей и уменьшения уровня травматизации в условиях, когда возникает дорожно-транспортное приключение в данной области соответственно.

Зона действия дорожного знака

Далеко не редкость, когда водитель видит табличку знака «Зона действия», но до конца не может понять обозначения таковой. Однако, такой знак является универсальным и его значимость определяется комплексно в связи с другими табличками, что находятся в непосредственной близости. Для того, чтобы понимать, каким образом можно «прочитать» значение указанного знака, стоит знать непосредственное значение знаков, которые соответственно находятся в непосредственной близости. В целом, зона действия предупреждает водителя о том, насколько далеко и эффективно будет действие того или иного другого дорожного знака соответственно положениям из стандарта государственного образца — ГОСТу.

Кто имеет право устанавливать дорожные знаки

Многие жители и водители соответственно нашей страны достаточно ошибочно считают, что право установки дорожного знака стоит за сотрудниками ГИБДД, однако, как логически понятно — это далеко не так. Установкой и обслуживанием целостности дорожных знаков занимаются работники такой организации, как организация дорожного движения. Если же знак требуется установить во время ремонта и/или строительства того или иного объекта (когда требуется установка знака, который не предусмотрен здесь), то здесь уже достаточно сложно обойтись только полномочиями дорожников и появляется необходимость в том, чтобы привлекать к данному делу и сотрудников ГИБДД.

Что же касается полномочий сотрудников уже упомянутой службы ГИБДД, то в обязанности таковых входит оценка правильности уже установленных знаков и соблюдения таковых правил дорожниками. Решение же об установке того или иного знака на том или ином участке принимает исключительно Государственная административно-техническая инспекция, в полномочия которой и входит такая возможность.

Незаконно установленные дорожные знаки

Стоит ли говорить о том, насколько актуальная проблематика вопроса о несанкционированной установке знаков в той или иной локации дорожного покрытия? Особенное значение такой вопрос имеет для территории нашего государства соответственно, что стоит понимать. Так, например, частные организации или предприятия разного уровня ответственности могут с удовольствием ставить в непосредственной близости знаки со значением «Стоянка только для работников», «Платная стоянка», «Автомобили не ставить» и так далее, и тому подобные.

Насколько такое явление есть законным и каков результат такого действия может быть? Такие знаки и их установка являются неправомерными действиями и приводят к административной ответственности. Если вами будет обнаружен такой знак, то вам стоит как можно быстрее обратиться непосредственно в дорожную инспекцию и уполномоченные представители такового будут обязаны отправиться на место и снять знак, которого там быть не должно.

Дорожные знаки не по ГОСТУ — стоит ли их соблюдать

Многие водители оказываются в достаточно не ловком положении, когда уличают установленный знак, который не соответствует нормам ГОСТа. Но здесь же возникает вопрос относительно того — стоит ли соблюдать указания такового знака или информацию представленную ошибочно в таком виде можно и даже стоит игнорировать водителю? Согласно правилам ПДД, водитель должен слушать указания только тех знаков, которые были установлены в соответствии с ГОСТом и всеми правилами на этот конкретный счет соответственно.

Однако, такая принципиальность водителя может сыграть злую шутку и вы можете создать аварийную ситуацию, за что придется отвечать штрафом или даже в процессуальном порядке, а потому вам стоит обзавестись доказательствами относительно того, что нарушение действительно имело место быть, при чем в данный конкретный момент времени. Если же вы доказать факт такового не можете, то не стоит рисковать и брать ответственность на себя за последствия возможные в этом конкретном случае.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Не виден дорожный знак, но вас штрафуют? Как избежать штрафа при неправильно установленном знаке ПДД + ГОСТ по установке дорожных знаков

Как показывает практика, нарушителем ПДД можно стать не только по собственной невнимательности, но и по невнимательности или откровенном пофигизме тех людей, которые занимаются безопасностью дорожного движения. Одни (сотрудники администрации муниципального образования) устанавливают знаки в кусты, ветки деревьев, на непрочные “опоры”, которые в скором времени просто падают, и на другие позиции, где они будут невидимы невооруженным взглядом, вторые (сотрудники ГИБДД) выполняют свою работу, штрафуя нарушителей правил дорожного движения, и им абсолютно все равно на то, что знак объективно не виден. Нарушение есть? Пройдемте!

Что делать, если сотрудники ГИБДД штрафуют за нарушение требований дорожного знака, который не видно

Допустим, вы услышали золотую фразу всех наших блюстителей закона “Пройдемте…”, чтобы получить “честно заслуженный” штраф за нарушение требований знака дорожного движения, который не видно. Не нужно спешить.

Первым делом необходимо достать свой мобильный телефон и включить видеокамеру. Сделать это нужно именно в тот момент, когда вас остановили и отчитали за нарушение требований знака дорожного движения, который висит не по ГОСТу. Медленно (чтобы можно было понять где вообще происходят события) снимите всю окружающую обстановку, будет здорово, если в кадр попадут магазины, кафе, чтобы можно было четко идентифицировать где вообще происходит действие.

Важное правило: Внимание! Съемка не должна прерываться, чтобы ни у кого не было причин сказать вам, что это был монтаж или еще что-то

В самом начале съемки нужно четко продиктовать место (адрес), где вы находитесь, дату и время. Сняв окружающую обстановку, нужно обязательно показать расположение знака и объекты, которые делают его невидимым или малозаметным. Желательно снять знак с той точки, с которой вы бы смотрели на него как бы из машины, чтобы было отчетливо видно, что разглядеть его весьма непросто. Сделайте еще несколько фото (общая панорама + привязка к объектам обстановки, сам знак и причину его невидимости), которые можно будет потом распечатать и приложить к жалобе на обжалование постановления об административном правонарушении в суд или вышестоящему руководителю.

Маловероятно, но возможно, что такая четкость действий смутит сотрудников ГИБДД, и они решат с вами не связываться. Если же на вас решили составить протокол об административном правонарушении, то обязательно укажите там свидетелей, можно просто любых водителей, которые проезжают мимо, либо пассажиров вашего авто (требуйте от инспектора, чтобы он все вписал). В графе “объяснение лица” укажите, что с протоколом не согласны, укажите откуда вы двигались и почему знака дорожного движения не было видно.

Если нарушение было незначительным, вам сразу же выдадут постановление о привлечении вас к ответственности, с которым вы должны не согласиться (о чем в нем обязательно нужно указать, если вы хотите его оспорить). Если же вы “не увидели” знак “движение запрещено” (кирпич) или “обгон запрещен”, то дело о вашем наказании будет рассматривать суд, там-то и пригодятся ваши фото (которые нужно будет распечатать) и видео, которое нужно скинуть на флеш-карту. Стоит отметить, что сроки обжалования постановления – 10 дней, порядок обжалования постановления мы разберем в одной из следующих статей.

Если машину эвакуировали из-под знака “остановка запрещена”, который не было видно

Так тоже часто бывает. Водитель выезжал со второстепенной дороги, а “установщики” знаков не заметили, что с этой позиции знак “остановка запрещена” будет не виден. И решили благополучно его поставить. Вы выехали, остановились, покинули авто, а по возвращении обнаружили, что его нет.

По сути порядок действий по съемке тот же самый, что описан в самом начале статьи. Не забудьте зафиксировать откуда вы двигались и факт “невидимости” знака именно с той позиции. Далее убеждаетесь, что ваш авто действительно был эвакуирован, забираете в ГИБДД все документы (заполняете их так же, как указано выше) и готовитесь к обжалованию эвакуации авто из-под знака “остановка запрещена”, которого не было видно.

ГОСТ по установке дорожных знаков

А это самое интересное. Чем же вообще регламентируется установка дорожных знаков?

Дорожные знаки устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004. Этот ГОСТ подробно прописывает на каком расстоянии должно быть видны знаки, под каким углом, какого они должны быть размера и как они должны располагаться. Глава №5 ГОСТ Р 52289-2004 полностью посвящена вопросу того, как применяются и где устанавливаются дорожные знаки. Ссылки на этот ГОСТ можно найти в свободном доступе в интернете, там есть довольно много интересных моментов, которые откровенно игнорируют при установке знаков дорожного движения наши чудесные государственные (и не только) органы.

Кто отвечает за установку дорожных знаков

Ну и напоследок не менее интересный вопрос – кто вообще отвечает за установку знаков ПДД? Многие подумают, что ГИБДД. А вот и нет! За установку дорожных знаков отвечает либо администрация муниципального образования, либо субъект, в ведении которого находится участок местности, где установлен знак. Естественно, что все дорожные знаки устанавливаются по согласованию с ГИБДД и еще целым рядом государственных органов, но за неправильно установленный знак по шапке получит именно тот, в чьей зоне ответственности он будет находится.

Кстати, установить дорожный знак самостоятельно и без разрешения нельзя. За это предусмотрена административная ответственность, а знак такой будет вне закона, следовательно, требования, предписанные им, не имеют под собой совершенно никаких оснований (ст. 12.33 КоАП РФ).

Установка дорожных знаков

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 30.07.2019)
«О безопасности дорожного движения»3. Не позднее чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Докатились

Напомним, что этот закон начали разрабатывать еще лет десять назад. Причем инициатором его выступил Владимир Федоров, в прошлом начальник ГАИ России, позже — сенатор от Карелии. По его словам, в России нет закона, который устанавливал бы требования по организации дорожного движения, и это надо менять.

Действительно, установка знаков, рисование разметки, организация одностороннего движения — все эти вопросы регулировались только законом о безопасности дорожного движения и Градостроительным кодексом. А также частично Правилами дорожного движения и ГОСТами. Однако прямых указаний на то, как и кто должен управлять этим процессом, в документах не было.

Более того, последняя редакция Градостроительного кодекса вообще не учитывала дороги и подъездные пути к домам и строениям, а также стоянки, парковки, размещение автомобилей на придомовых территориях. Это только сейчас в этот кодекс вносятся необходимые поправки.

Закон об организации дорожного движения, который был разработан минтрансом, прописывает четкие требования, как это движение нужно организовывать и кто этим должен заниматься.

Федеральным органам власти переданы полномочия по разработке и реализации государственной политики в области организации движения. А также мониторинг автомобильного трафика, создание нормативных актов и методик расчета стоимости. Плюс организация движения на федеральных дорогах.

Местным органам власти переданы огромные полномочия. По сути, они становятся полноценными хозяевами собственных дорог. В связи с этим закон вызвал массу споров и с большим трудом прошел чтения в Госдуме.

Напомним, что изначально в проекте содержались такие вещи, как возможность местных властей ограничивать въезд в города или определенные районы путем введения платы за проезд. Также местные власти наделялись полномочиями вводить платную парковку, конечно же, по согласованию с жителями на придомовых территориях.

Местные власти смогут расширить список льготников для бесплатного пользования платными парковками

В первом чтении он был принят именно в таком виде. Но волна критики, а также разум депутатов восторжествовали, и ко второму чтению закон был сильно доработан.

Как рассказал корреспонденту «РГ» председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, удалось убрать норму, которая позволяла местным властям вводить платный въезд в населенные пункты или на определенные территории.

Более того, местным властям предписано принимать законы, которые запрещают организовывать платные стоянки на придомовых территориях. Там могут находиться только парковки общего пользования, которые соответствуют жилищному и земельному законодательству.

Также местные власти могут принимать законы, которые запрещают организацию платных парковок возле больниц, стадионов, школ, словом, всех социальных учреждений. По сути это значит, что не будет платных парковок возле медицинских учреждений, образовательных центров. Кстати, бесплатно можно будет парковаться и около государственных и муниципальных органов власти.

Кроме того, властям на местах даются полномочия расширить список льготников для бесплатного пользования платными парковками.

Независимо от решения местных властей новый закон говорит о том, что запрещено брать деньги на платных парковках с транспорта оперативных служб — пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, военной полиции, Росгвардии, Следственного комитета, используемого в связи со служебной необходимостью.

Администрации на местах получат право по своему усмотрению ограничивать, а то и вовсе запрещать движение на некоторых участках дорог. Но при этом они обязаны организовать дублирующие и компенсирующие маршруты движения общественного транспорта. Фото: Сергей Михеев

Администрации на местах получают и другое важное право. Они смогут по своему усмотрению ограничивать, а то и вовсе запрещать движение на некоторых участках дорог. Правда, при этом они обязаны обеспечить дублирующие и компенсирующие маршруты движения общественного транспорта.

Именно местные власти по новому закону отвечают за установку светофоров, дорожных знаков, ограждений, нанесение разметки, организацию съездов и выездов со стоянок, устройство подъездов к остановкам общественного транспорта — так называемых карманов или полос торможения и разгона.

Еще одна важная, по мнению Москвичева, статья этого закона касается комплексных схем организации дорожного движения. Их будут разрабатывать администрации субъектов России, а также муниципалитеты. В них должны быть решения об организации дорожного движения на смежных территориях. Причем с перспективой на будущее.

Дело в том, что до сих пор каждый субъект строил трассы и организовывал дороги, совершенно не задумываясь о том, что происходит в соседнем регионе. В результате пятиполосная магистраль, по которой транспортный поток должен был свободно выезжать за пределы региона, упиралась в двухполосную дорогу в соседнем районе. Возникало бутылочное горлышко и, как следствие, многокилометровая пробка.

Если соседние регионы будут согласовывать дорожные планы, удастся развивать дорожную и уличную сеть с учетом интересов всех граждан, независимо от места их проживания.

Закон вступит в силу через год после его официального опубликования. То есть 31 декабря 2018 года.

Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:

Этот закон очень большой, очень важный и очень сложный. Он определяет алгоритм действий местных органов власти при организации дорожного движения. В нем вводятся новые термины, новый понятийный аппарат. Он должен дать четкие направления в этой сложной работе и расставить приоритеты. Но как он был отягчен некоторыми излишними преференциями. Например, позволял местным властям вводить временные ограничения на въезд взиманием платы. Это была самая скандальная статья закона. Он нуждался в корректировке, которая профильным комитетом была сделана. И самая одиозная статья была удалена. Это я считаю достижением Госдумы. Сейчас говорить об эффективности нового закона рано, надо полгода-год посмотреть практику его применения. И только потом можно будет делать выводы..

Петр Шкуматов, Член общественного совета при ГУ МВД по г. Москве:

Закон получился многоплановый. В нем прописаны приоритеты в организации движения. И это ключевой момент. В первую очередь — приоритет безопасности дорожного движения, а также приоритеты общественного транспорта, пешеходов, велосипедистов и экологии. Но возникает вопрос, а где само движение? О личном транспорте в законе ни слова. И если применять его в таком виде, то у нас не будет частного транспорта и грузовиков, потому что их нет в приоритетах.

Давайте представим себе ситуацию: проектировщик берется за составление комплексной схемы организации дорожного движения . В соответствии с указанными приоритетами он наносит выделенную полосу для общественного транспорта, велосипедную дорожку, ставит через каждые сто метров по светофору для пешеходов. Личному транспорту остается по одной полосе для движения с постоянным ожиданием зеленого сигнала светофора. При этом отсутствуют парковки, потому что их тоже нет в приоритетах. А там, где их можно было бы организовать, проходит велодорожка.

Никто не прописал цель организации дорожного движения. Можно спроектировать пробки, чтобы обеспечить безопасность. Парковки тоже не входят в приоритеты.

Кто ответит за правильность дорожной разметки?

В июле 2011 г. при нанесении разметки по ул. им. Чапаева – Ильинской площади был закрашен разрыв в сплошной полосе, тем самым искусственным образом была создана аварийная обстановка на данном участке дороги. Поворот с Ильинской площади при движении по ул. Чапаева из центра города, как для общественного транспорта, так и для иного транспорта к Ильинскому проезду, где находятся более 50 предприятий и зданий, стал невозможным без нарушений правил дорожного движения. При этом знаки «поворот запрещен» или «движение только прямо» на данном участке дороги отсутствовали.

Кроме того, были зафиксированы неоднократные случаи наложения административных штрафов сотрудниками ГИБДД на владельцев транспортных средств, осуществляющих пересечение незаконно нанесенной сплошной линии разметки.

Так кто же отвечает за правильность нанесения дорожной разметки?

Наше обращение начальнику ОГИБДД УВД по г. Саратову было переадресовано в Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации МО «Город Саратов», который ограничился отпиской со ссылкой на недействующие ГОСТы 13508, 23457: «При проверке соответствия дорожной разметки требованиям вышеуказанных нормативных документов на проезжей части дороги по улице им. Чапаева В.И. (пересечение с ул. Шелковичная) нарушений не установлено». Можно предположить, что в действительно никакой проверки и вовсе не производилось.

Таким образом, обе «структуры», ответственные за содержание дорог и обеспечение безопасности дорожного движения, не посчитали нужным действовать в рамках закона, который предписывает следующее.

Действия по произвольному нанесению дорожной разметки и закрашиванию существовавшего в ней разрыва, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ «повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе, в создании умышленных помех для дорожного движения посредством установки ложных знаков, разметки и пр.

В соответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ сообщение и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения должны служить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

Кроме того, п. 10 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 4 мая 2010 г. № 333, обязывает подразделения ГИБДД передавать в дежурные части территориальных органов внутренних дел (а не в Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Администрации МО «Город Саратов») поступившие сообщения, которые требуют проверки для обнаружения возможных признаков административного правонарушения, а также информацию о принятых по ним решениях и мерах реагирования.

Повторное обращение Начальнику ГУОБДД МВД России стало основанием для проведения проверки и привлечения должностного лица подрядчика, осуществившего неправильное нанесение разметки, к административной ответственности за нарушение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Дорожные знаки кто устанавливает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *