Досмотр женщин в полиции

Содержание

На каком основании может быть проведен личный досмотр?

В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости». Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.

Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения. Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом. Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения. Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

В каком порядке проводится досмотр?

Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона ). Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка. Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.

После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

  • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
  • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?

Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен. Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер. Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция). Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении. Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.

По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении. Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным. Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания. Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Как обжаловать действия полицейского?

В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность. Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ). Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

Что делать, если в полиции не принимают заявление?

Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении — распространенная ситуация, с которой многие сталкивались. Часто в полиции пытаются объяснить заявителю, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые в школе стекла и сгоревшая дверь. Такие действия полицейских можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции (ст. 12 закона «О полиции»).

Написать заявление и подать его оперативному дежурному можно в любое время суток. Сотрудник регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлении (КУСП), а на свободном от текста месте проставляет штамп, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату и наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и подпись.

Когда заявление зарегистрировано, оформляется талон, который состоит из двух частей: талона-корешка, он остается в отделе полиции, и талона-уведомления, который отдается заявителю. Они имеют одинаковый регистрационный номер (Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736). Талон-уведомление является подтверждением того, что заявление принято.

Если же в полиции принять заявление или сообщение о преступлении отказались, то такие действия правоохранителей можно обжаловать в прокуратуру (Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия») или в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД.

Что делать, если полицейские затягивают дело?

Еще одно распространенное нарушение — это затягивание следствия. Полицейские могут принять заявление, но по каким-то причинам никаких следственных действий не проводить, а потом вообще отказать в возбуждении уголовного дела. Такие действия правоохранителей можно обжаловать в порядке ст. 124, 125 УПК РФ.

Жалобу можно направить прокурору или руководителю следственного органа, который рассмотрит ее в течение трех дней (в исключительных случаях — 10 дней). Постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также иные решения и действия (бездействие) этих сотрудников, нарушающие права граждан на доступ к правосудию, могут быть также обжалованы в судебном порядке. Суд проверит законность действий уполномоченных сотрудников правоохранительных органов в судебном заседании с участием обеих сторон: заявителя (его законного представителя) и того лица, чьи действия обжалуются. Срок обжалования — пять дней.

Что делать, если сотрудник полиции требует взятку?

К сожалению, сотрудники полиции не только нарушают УПК РФ, но и сами нередко преступают закон, совершая преступления, среди которых распространены: незаконное задержание и арест, превышение полномочий, вымогательство взятки и т.д. Жалобу на противоправные действия сотрудников полиции с требованием возбудить в отношении них уголовное дело можно подать в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД, управление собственной безопасности (УСБ) субъекта Федерации и департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД.

Обращения о противоправных деяниях, совершенных сотрудниками, регистрируются в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», и рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России — Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. №161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Если речь идет о коррупции или личной заинтересованности полицейских, не совместимой с объективным расследованием, то такая информация подлежит обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности МВД.

Кроме того, не стоит забывать, что лицо, пострадавшее от противоправных действий сотрудников полиции, имеет право на возмещение причиненного вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ.

По материалам сайта «9111ru «

Полицейский досмотр и его законность

В целях препятствия распространению наркотических и психотропных средств полиция имеет право осматривать субъектов в принудительном порядке. Цель – предотвращение преступности, поддержание и охрана общественного порядка, а также обеспечение безопасности граждан.

Аналогичными полномочиями наделены ФСБ, таможенная служба, МИНЮСТ, а также служба, ведущая контроль за распространением наркотических средств. Помимо перечисленных организаций, право проводить принудительный досмотр предоставляется и некоторым службам, осуществляющим надзорные или же контрольные функции.

Досмотр как мера административного принуждения, применяемая полицией

Полномочия полиции, в отличие от других служб, охватывают практически все сферы и области социальной жизни и регулируются процессуальными, административными и правовыми нормативами. Для проведения досмотра сотрудникам полиции не требуется судебного постановления или любых других санкций.

Досмотр предполагает многоплановость действий, отсюда следует, что ему подлежат:

  • личные вещи;
  • транспортные средства;
  • багаж, при отъезде или прибытии в города;
  • багаж, ручная кладь и личные вещи прибывающих в страну субъектов из-за границы или отбывающих в путешествие.

Досмотр может проводиться как с основаниями, то есть, когда субъект нарушает административный порядок и привлекает внимание к себе полиции, так и без таковых. Порядок проведения процедуры предполагает строжайший регламент, предписанный законодательством. Сотрудники полиции обязаны четко следовать ему, не пересекая граней, так как в таких случаях досмотр и его результаты будут незаконными и нарушат гражданские права субъектов, к которым применялась административная мера.

Существует два типа досмотра применяемых полицией:

  • Процессуальный, то есть проводимый для лиц, уличенных в нарушении административного или же общественного порядка.
  • Предупредительный – может касаться любого лица, так как он направлен на предотвращение преступлений и обеспечение безопасности окружающих.

Порядок проведения досмотра

Как уже упоминалось, проведение досмотра регламентировано законодательными нормами и может проводиться как в упрощенном, так и общем порядке. Схема досмотра выглядит следующим образом:

  • Обозначается круг лиц, присутствующих при досмотре. Их задача наблюдать за проводимыми действиями.
  • Приглашаются понятые, как правило, два случайных человека, способных непредвзято оценивать ситуацию.
  • Ведется протокол, который впоследствии будет подписан представителями полиции, проводившими досмотр, и понятыми. Если лицо, проходящее досмотр уличено в правонарушениях административного характера, то это обязательно отмечается в протоколе.

В дополнительном процессуальном оформлении досмотр не нуждается, за исключением тех случаев, когда в вещах, ручной клади, транспортном средстве или багаже субъекта обнаружены запрещенные вещества, дающие основания для задержания.

Нарушения порядка проведения досмотра

Любые действия сотрудников полиции, выходящие за рамки существующего регламента, считаются незаконными. Это означает, что действия полицейских неправомерны, и могут быть оспорены лицом или лицами, пострадавшими от их действий. Основными нарушениями порядка досмотра считают:

  • Проведение досмотра в отсутствии понятых;
  • Неполный состав понятых, например, найден только один человек, согласный выступать свидетелем досмотра;
  • Неверное составление протокола, или внесенные в него поправки, после подписания понятыми;
  • Давление на досматриваемых граждан;
  • Досмотр проводится в отсутствии владельца вещей;
  • Нарушен уголовно-административный порядок, если речь идет о досмотре и изъятии наркотических веществ и средств у распространителей наркотиков и их покупателей;
  • Отсутствие документального оформления досмотра.

Достаточно часто полицейские допускают и иные нарушения, а это значит, что можно говорить о нарушении конституционных прав граждан, и тогда можно опротестовать действия сотрудников полиции и результаты досмотра.

Личный досмотр

В рамках привлечения к административной ответственности сотрудник органа власти может требовать от гражданина пройти личный досмотр.В таком случае важно понимать ряд вещей: имеет ли такое право сотрудник? Кто может проводить личный досмотр? В каких случаях, и что собственно он представляет? На все эти вопросы ответы найдутся ниже. А дополнительные нюансы можно обсудить с дежурным юристом сайта.

Что такое личный досмотр, основания

Личный досмотр – это мера обеспечения при привлечении к административной ответственности. Иногда он проводится еще до составления протокола об административном правонарушении. Но именно с момента предложения пройти личный досмотр (если не было задержания или доставления) закон считает, что возбуждение дела об административном правонарушении состоялось. Поэтому нарушитель (пока предполагаемый) вправе требовать защитника, подавать ходатайства и возражения.

Личному досмотру посвящается статья 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И под такой процедурой закон понимает обследование вещей, при котором конструктивная целостность их не нарушается, в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. К примеру, статья 6.16. КоАП запрещает незаконное хранение наркотических средств. И чтобы их найти, уполномоченный сотрудник проведен личный досмотр.

Основания досмотра:

  • пресечение правонарушения
  • установление личности нарушителя
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте
  • обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание. И только одного пола с досматриваемым.

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый. Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи. В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

Лишь в исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Скачать форму:

Протокол личного досмотра

Как себя вести

Личный досмотр – процедура неприятная. Человек, которому предложено ее пройти, по своей сути, отказаться не вправе. Он может требовать предъявления документов, подтверждающих право проводить его. Может отказаться от дачи каких-то пояснений (ст. 51 Конституции РФ). Однако сотрудник полиции обязан разъяснить права (еще до проведения досмотра). И причины применения таких мер.

Сотрудник, который проводит досмотр, обязан составить отдельный протокол. Либо сделать пометку о досмотре в протоколе о доставлении или протоколе об административном правонарушении. Содержание протокола определяет статья 27.7. КоАП РФ. Помимо общих сведений это также:

  • вид, количество, иные идентификационные признаки вещей
  • вид, реквизиты документов, обнаруженных при досмотре
  • запись о фото или видеосъемке
  • сведения о понятых

Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол подписывает сотрудник и лицо, в отношении которого осуществлен личный досмотр. Замечания и дополнения гражданин может внести своей рукой. Запретить ему делать отметки в протоколе о личном досмотре или ином документе сотрудник не вправе.

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 10 / 67. Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан. (2)

67. Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан.

Понятие личного досмотра раскрывается в ст. 27.7 КоАП РФ, в соот­ветствии с которой личный досмотр, досмотр вещей — это обследование вещей, проводимое без нарушения конструктивной целостности, и относится к группе мер административного принуждения. Это означает, что лицо может быть подвергнуто личному досмотру или досмотру нахо­дящихся при нем вещей независимо от желания досматриваемого лица, т. е. принудительно. Вместе с тем личный досмотр может быть как административно-предупредительной мерой, так и мерой административно-процессуального обеспечения.

Личный досмотр как мера административного предупреждения име­ет своей целью предупреждение граждан от совершения каких-либо дейст­вий, которые могут привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуа­ции или предупреждение, выявление, пресечение преступлений и админи­стративных правонарушений. В отличие от личного досмотра как меры административно-процессуального обеспечения он не связан с уже совер­шенным правонарушением и носит ярко выраженный профилактический характер. Это осмотр граждан в аэропорту, перед спортивно-массовыми мероприятиями и т. д. Основанием для проведения личного досмотра в данном случае будут являться установленные правила полетов и т. п. Какое-либо документирование личного досмотра в таких случаях не пред­полагается за исключением случаев выявления в ходе досмотра преступле­ний или административных правонарушений.

Личный досмотр — это не единственное действие, в ходе которого сотрудниками полиции производится обследование одежды лица. Необхо­димо отличать личный досмотр от схожих действий, таких как наружный досмотр и личный обыск. Обнаруженные при досмотре предметы вносятся в протокол личного досмотра с указанием их идентификационных характеристик. Следует из­бегать указания предполагаемого материала, заменяя их определениями, в которых нет сомнений. Так, часы, изготовленные предположительно из золота, описываются как часы в корпусе желтого металла. Количество де­нежных знаков указывается не только в сумме, но и достоинством купюр. Обнаруженные предметы, которые могут иметь значение в качестве доказательств по совершенному административному правонарушению или выявленному в ходе досмотра уголовному преступлению, упаковываются таким образом, чтобы исключить случай их утери или подмены. Упако­ванные предметы опечатываются печатью для пакетов, которая заверяется подписью лица, производящего досмотр, и подписями понятых, в присут­ствии которых досмотр производился.

По окончании лицо, производящее досмотр, в присутствии понятых и досматриваемого лица зачитывает протокол вслух и, удостоверившись, что со стороны понятых или досматриваемого лица заявлений и дополне­ний не поступило, делает в протоколе соответствующую запись.

Личный досмотр

Личный обыск

Наружный осмотр

Ст. 27.7 КоАП РФ

Ст. 185 УПК РФ

Ст. 266 УППС

Совершение лицом административного правонарушения

При наличии данных, что у лица находятся орудия преступления и иные предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела

Совершение ли­цом какого-либо правонарушения при доставлении его в полицию

В присутствии поня­тых, без нарушения конструктивной целостности

В присутствии понятых, по постановлению следо­вателя, дознавателя, с санкции суда

Проводится без участия понятых, без составления протокола, не име­ет доказательного значения

Обнаружение ору­дий или предметов административного правонарушения

Обнаружение орудия пре­ступления и иных предме­тов или документов, имеющих значение для уголовного дела

Обнаружение предметов, кото­рыми могут быть причинены телес­ные повреждения сотруднику полиции или оказано сопротивление

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом ли­це, осуществляются должностными лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ. Т. е. должностными лицами, уполномоченными производить доставление, задержание. Указанное положение содержится в ч. 2 ст. 27.7 КоАП РФ. Предусмотрен следующий порядок досмотра:

  1. Разъяснить лицу основания административного досмотра.

  2. Предложить лицу предъявить документы, вещи и другие предме­ты, являющиеся орудием совершения административного правонарушения или предметом административного правонарушения.

  3. Личный досмотр осуществляется лицом одного пола.

  4. Пригласить двух понятых, удовлетворяющих следующим условиям:

  • один пол с досматриваемым лицом;

  • совершеннолетние;

  • не заинтересованные в деле;

  • в трезвом состоянии;

  • вменяемые;

  • не входят в состав наряда, производящего досмотр.

  1. Досмотр проводить в помещении, исключающем доступ посто­ронних и отвечающем правилам санитарии и гигиены.

  2. При досмотре обеспечить:

  • безопасность досматриваемого лица;

  • здоровье;

  • личное достоинство;

  • запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

  1. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводить в присутствии 2-х понятых. При этом досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной лов­ли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномо­ченными на то должностными лицами.

В исключительных случаях при наличии достаточных основа­ний полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (указанное положение содержится в ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ).

  1. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видео­запись, иные установленные способы фиксации вещественных доказа­тельств, о чем делается запись в протоколе о досмотре.

  2. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физиче­ском лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

  3. Изъять вещественные доказательства правонарушения.

  4. Факт изъятия предметов, вещей, документов оформить адми­нистративным протоколом изъятия в 2-х экземплярах (один передать лицу, подвергнутому досмотру) или сделать запись в протоколах.

  5. Составленные документы и изъятое, а при необходимости и досмотренное лицо, доставить в дежурную часть ОВД.

Осмотр женщины должна проводить женщина. До прибытия сотрудницы полиции на подозреваемую женщину можно надеть наручники. Исключением являются случаи, когда точно известно, что обыскиваемая может осуществить вооруженное нападение (напри­мер, женщина подозревается в совершении или подготовке террористи­ческого акта).

Начиная осмотр, следует быстро прощупать с внешней сторо­ны карманы, рукава, пояс с целью изъятия оружия и иных предметов нападения. Рекомендуется проверять задерживаемое лицо с правого, а затем с левого бока.

Затем сверху вниз тщательно обследовать головной убор, верх­нюю одежду, пальто, пиджак, брюки, обувь осматриваемого. При необ­ходимости можно предложить ему расстегнуть пальто (снять). Следует аккуратно прощупать тело, одежду, так как одного касания недостаточ­но, чтобы обнаружить спрятанное.

Поиск оружия проводить в первую очередь в традиционных мес­тах ношения: под мышками, вокруг пояса, в карманах одежды. Затем осмотреть волосы, предплечье, спину (между лопатками), ладони, промежность, область пояса (сам ремень может быть оружием, а его пряжка — на самом деле рукоятка ножа) и т. д. В случае необходимости заставить задержанное лицо снять одежду и головной убор для их допол­нительного осмотра.

Осматривать одежду и обувь следует с осторожностью, чтобы не повредить руки лезвием, бритвой, шилом и другими острыми предметами.

При выявлении, прощупывании подозрительных предметов, их изъятие из одежды желательно проводить в присутствии понятых (свидетелей), с целью последующего использования их в качестве веще­ственных доказательств. Из карманов вынимать обнаруженные подозрительные пред­меты, выворачивая подкладку наизнанку. Не следует позволять осмат­риваемым самим доставать вещи из карманов. Шариковая ручка может оказаться колющим или стреляющим оружием.

В отдельных случаях, когда есть основания полагать, что ору­дия преступления могут быть тщательно замаскированы в предметах обихода, украшениях (в авторучках, тростях, зонтах, кольцах, зажигал­ках, обуви) или прикреплены на резинке к одежде или телу, осмотр проводить особо внимательно.

Внимательно осматривать части тела, заклеенные пластырем, перевязанные бинтом, с наложенной гипсовой повязкой. Под медицин­скими повязками могут прятаться режущие предметы, пилки, проволока для открывания наручников, наркотические вещества, драгоценности, деньги и т. п. Для осмотра повязок целесообразно привлекать врача.

При выявлении оружия или других запрещенных к ношению предметов, являющихся вещественными доказательствами правонаруше­ния, осмотр не прекращать, так как преступник может иметь несколько предметов вооружения.

О проведении осмотра сделать запись в рапорте, где подробно указать, что обнаружено и кому переданы обнаруженные вещи, доку­менты, ценности. Если ничего не изымалось, в рапорте производится соответствующая запись.

При проведении осмотра необходимо внимательно осматривать (прощупывать) всю одежду задержанного. Опытные преступники специ­ально готовят свою одежду для укрытия запрещенных предметов.

Местами укрытия запрещенных предметов могут являться:

1. Одежда: карманы, замаскированные карманы в рукавах, на спине, в полах одежды, под подкладкой, в воротнике, под воротником, в головных уборах или под ними, в обуви, под стелькой, в каблуках и т.д.

2. На теле: в специальных поясах с карманами, в укрепляемых пакетах, в плоских флягах со спецкреплениями, в естественных полостях тела, под бинтами, в т. ч. окровавленными, пластырями и т. д.

КС РФ не усмотрел неконституционности в проведении личного досмотра адвоката при входе в здание ОВД

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации стал вопрос о конституционности п. 25 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции). По мнению заявителя, эта норма позволяет произвольно проводить личный досмотр адвоката и досмотр находящихся при нем вещей, а потому противоречит Конституции РФ, а также ст. 7-8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 16 Основных положений о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, проходившим в августе 1990 года в Нью-Йорке).

Обращение в КС РФ было вызвано следующими обстоятельствами (Определение КС РФ от 26 марта 2019 г. № 838-О).

Заявитель был приглашен следователем для участия в производстве следственного действия в качестве адвоката. На входе в здание территориального органа МВД России сотрудник полиции, отвечающий за соблюдение пропускного режима, отказался пропустить адвоката без проведения личного досмотра и досмотра находившихся при нем вещей. Также он отказался представить по требованию защитника документы, регламентирующие его право на осуществление в отношении адвоката указанных действий. В результате адвоката в здание не пропустили, следственное действие проведено не было.

Адвокат обжаловал действия сотрудника полиции в суд общей юрисдикции, однако административное исковое заявление было удовлетворено лишь частично. Бездействие сотрудника полиции, выразившееся в непредоставлении документов, регламентирующих основания и порядок осуществления пропускного режима, было признано незаконным, а в удовлетворении остальной части иска – отказано. Как пояснил суд, в соответствии с действующим законодательством лица, имеющие статус адвоката, не обладают неприкосновенностью, они не включены в перечень лиц, имеющих право прохода в здание уполномоченного органа без проведения личного досмотра и досмотра находящихся при них вещей. Следовательно, действия сотрудника полиции, связанные с обеспечением соблюдения пропускного режима, правомерны.

Тогда заявитель обратился в КС РФ. Однако Суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению и отметил следующее.

Оспариваемое положение устанавливает среди прочего право полиции:

  • обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений;
  • требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах;
  • осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей.

Такое регулирование направлено на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей. Само по себе оно не допускает произвольного применения и не создает непреодолимых препятствий для оказания адвокатом квалифицированной юридической помощи, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в аспекте, указанном в жалобе. При этом Закон о полиции предоставляет право на обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры либо в суд, что и было сделано заявителем в рассматриваемом деле.

Кроме того, положения Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают общий запрет на истребование и получение от адвоката конфиденциальных сведений, связанных с оказанием им юридической помощи доверителю законными способами. В развитие указанных положений Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в ст. 18 закрепляет соответствующие гарантии независимости адвоката. Однако ни указанный федеральный закон, ни иные – в том числе международные – правовые акты по вопросам адвокатской деятельности не устанавливают неприкосновенности адвоката в качестве его личной, либо профессиональной привилегии.

Что же касается признания оспариваемой нормы противоречащей положениям Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Основным положениям о роли адвокатов, то разрешение данного вопроса, равно как и отмена решений судов общей юрисдикции, в компетенцию КС РФ не входит.

Досмотр женщин в полиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *