Доставление в отдел полиции

Основания доставления граждан в отдел полиции

Статьи Закона «О полиции», на основании которых могут быть ограничены права и свободы граждан, в том числе и конституционные.

Так, статья является ст.13 «Права полиции» п.13 ч.1, который предусматривает, что сотрудник полиции имеет право (далее непосредственно из текста) «доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона».

Cогласно ч.1 ст.5 Федерального закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

На основании ч.4 и ч.5 ст.5 Федерального закона «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление», чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение полиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

Для несовершеннолетних доставленных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

Проверка документов сотрудниками полиции для любого гражданина сопряжена с малоприятными минутами ожидания и определенными переживаниями. Однако если Вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы, Вам не стоит сразу же пугаться и удивляться.

Проверка документов сотрудниками полиции – не только формальная процедура проверки паспорта, но еще и повод для обращения, определенный способ пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д.

Поэтому держите себя спокойно и уверенно, не грубите, не оказывайте физического сопротивления, просто дайте возможность сотруднику полиции добросовестно выполнить свою работу.

Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: по закону Вы не обязаны носить его с собой. Вы можете предъявить сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п.), или же спокойно продиктуйте ему свои данные, где Вы живете и чем занимаетесь.

Этого бывает зачастую достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о Вас как о законопослушном гражданине, убедился в Вашей трезвости и адекватности.

Отказ сотрудника полиции предъявить Вам свои документы уже сам по себе является нарушением с его стороны и должен насторожить Вас.

Согласно п.5 ст.25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает вам своего удостоверения.

Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Услуги адвоката Карпова

  • Юридические услуги в Ростове
  • Услуги адвоката по уголовным делам
  • Услуги адвоката по гражданским делам
  • Услуги адвката по военным делам

Приложение N 23. Образец протокола доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России

Приложение N 23
к Инструкции по организации
деятельности подразделений по
делам несовершеннолетних
органов внутренних дел
Российской Федерации

Образец Протокол N _______ доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России «___» _________ 20___ г. Место доставления _________________________ Время доставления ______ ч. ______ мин. Я, _________________________________________________________________ (Ф.И.О., специальное звание, должность) _______________________________________________________________________ составил настоящий протокол о доставлении несовершеннолетнего ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ (Ф.И.О., дата рождения, место жительства, место учебы, работы) ________________________________________________________________________ в служебное помещение (нужное подчеркнуть) — дежурная часть, кабинет ПДН (если ПДН находится вне помещения территориального органа МВД России). Откуда доставлен ___________________________________________________ ________________________________________________________________________

Основания доставления (в соответствии с требованиями статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Должностное лицо, проводившее выяснение обстоятельств факта доставления ____________________________________________________________ (наименование подразделения, должность, специальное звание, Ф.И.О.) ________________________________________________________________________ Выяснение обстоятельств факта доставления проводилось с _______ час. ___ мин. «__»________ 20___ г. до ___ час. ___ мин. «__»_______ 20___ г. Сведения об одном из принятых решений: 1. Составлен протокол об административном правонарушении, ст. __________ КоАП N ____________ 2. Составлен протокол об административном задержании N _________________ от «___» _________ 20___ г. 3. Зарегистрировано в КУСП за N _________ от «___» _________ 20___ г. по признакам состава преступления, предусмотренного ___________ УК. 4. Направлен (возвращен) в государственное учреждение ________________________________________________________________________ (наименование) 5. Направлен в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения ________________________________________________ (наименование) ________________________________________________________________________ 6. Задержан в порядке ст. 91 УПК «___» _________ 20___ г. 7. Передан родителям либо иным законным представителям (степень родства: мать, отец, опекун, попечитель, усыновитель) ___________________________ Подпись лица, составившего протокол ____________________________________ Сведения о несовершеннолетнем Приметы несовершеннолетнего ____________________________________________ ________________________________________________________________________ Особые приметы _________________________________________________________ Одет ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Наличие телесных повреждений, опьянения (указать какого) _______________ ________________________________________________________________________ Сведения о родителе либо ином законном представителе, дата рождения ____ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Документ, удостоверяющий личность, номер, где и кем выдан ______________ ________________________________________________________________________ Место жительства, телефон ______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Расписка Я, ____________________________________________________________________ (Ф.И.О.) «___» _________ 20___ г. в _____ час. _____ мин. в помещении (дежурной части органа внутренних дел, кабинета ПДН, другого подразделения, по месту проживания ___________________________________ от сотрудника __________________________________________________________ (должность, Ф.И.О.) в соответствии со статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации, принял несовершеннолетнего _____________________________________________ ________________________________________________________________________ доставленного в орган внутренних дел ___________________________________ за совершение __________________________________________________________ (основание доставления) ________________________________________________________________________

Основания временного ограничения свободы при доставлении, права и обязанности, возникающие в связи с этим, в том числе право на юридическую помощь и право обжаловать действие сотрудников полиции, мне и несовершеннолетнему разъяснены и понятны.

Копия настоящего протокола мной получена ____________________/__________________/ От получения копии протокола отказываюсь ____________________/__________________/

Вопрос: Какие действия должны предприниматься к гражданину, доставленному в полицию по истечении времени, установленного законодательством?

Ответ: Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

В соответствии с законодательством у сотрудников полиции имеется достаточно полномочий для выяснения личности доставленного в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции лица и в случае необходимости — его задержания. Категории лиц, которых полиция имеет право задерживать, указаны в пунктах 1 — 12 части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Согласно части второй статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при наличии данных, дающих основание подозревать лицо, личность которого не установлена в совершении преступления, оно может быть задержано и помещено в изолятор временного содержания (далее — ИВС).

Порядок содержания подозреваемых в ИВС закреплен в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно пункту «ж» статьи 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту или совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В соответствии с пунктом 25 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2005 года, регистрационный N 7246), подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи — досмотру.

Порядок осуществления обязательной государственной дактилоскопической регистрации определен Приказом МВД России, МЧС России, Министра обороны, Минфина России, Минюста России, Минтранса России, СВР России, ФТС России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФМС России от 27 сентября 2010 г. N 688/472/1214/110н/235/205/36/1785/456/468/402/299 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации» (зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2010 года, регистрационный N 19211).

В целях установления личности физического лица, в отношении которого принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, может применяться административное задержание. При этом в МВД России ведется учет лиц, подвергнутых задержанию.

Частью 1 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлено, что срок административного задержания не должен превышать трех часов. Случаи, в которых лицо может быть задержано на срок до 48 часов, предусмотрены частями 2 — 3 указанной статьи КоАП.

Кроме того, на базе органов внутренних дел Российской Федерации ведутся и используются централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, также позволяющие установить личность задержанного, а при необходимости могут использоваться такие методы, как сравнение данных, представленных задержанным, с данными информационных баз, оценка соотношения названных лицом его фамилии, имени, отчества с имеющимися данными о месте его регистрации по месту жительства, а также иные методы установления личности задержанного, в том числе — проведение оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем шансы доставленного в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции лица, намеренного скрыть свою фамилию, ничтожны.

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Незаконное задержание.

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

  • нахождение на улице в комендантский час;

  • проникновение на охраняемый объект;

  • попытка самоубийства;

  • побег из психиатрического учреждения;

  • требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

  • лицо не застали на месте преступления;

  • нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

  • в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Полиция не имеет права задерживать самоубийц.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

  1. Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

  2. Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

  3. Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

  4. Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

  5. Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Ограничение свободы.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

  • адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

  • адресант (ФИО, телефон, адрес);

  • обстоятельства задержания;

  • доводы незаконности задержания;

  • данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

  • требование о привлечении полицейских к ответственности;

  • дата и подпись.

Написание жалобы на полицию.

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

  • указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

  • формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

  • ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

Доставление в отдел полиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *