ФЗ об исполнительном производстве исполнительский сбор

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

Статья 112 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнительский сбор

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 — 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 112 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Суть исполнительского сбора

По сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). (извлечение из определения Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П).

В пп. 74 – 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

Уменьшение исполнительского сбора, освобождение должника от его взыскания

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Исполнительский сбор при частичном исполнении должником исполнительного документа, при рассрочке исполнения

При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.

Исполнительский сбор рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы без учета требования об обращении взыскания на залог

Если в исполнительном документе одновременно указаны подлежащая взысканию денежная сумма в связи с неисполнением должником обеспеченного залогом обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок требования о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы (части 2, 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор при наличии только требования об обращении взыскания на заложенное имущество

Когда в исполнительном документе содержится одно требование об обращении взыскания на заложенное имущество, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику в срок для добровольного исполнения представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к имуществу для составления акта описи имущества или совершить иные действия, необходимые для обращения взыскания на заложенное имущество по такому исполнительному документу.

Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор подлежит взысканию с правопреемника должника-организации и не подлежит взысканию с правопреемника должника-гражданина

По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 — 8 статьи 2.10 КоАП РФ.

Поскольку применение мер публично-правовой ответственности в отношении физических лиц носит индивидуальный персонифицированный характер, постановление о взыскании исполнительского сбора не подлежит исполнению правопреемником должника-гражданина.

Госпошлина за рассрочку и рассрочку взыскания исполнительского сбора

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года содержатся следующие разъяснения:

Взыскание исполнительского сбора с солидарных должников

Вопрос 1. В каком порядке подлежат применению положения ч. 3.1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при взыскании исполнительского сбора с солидарных должников?

Ответ. В соответствии с чч. 1, 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения на должника налагается денежное взыскание в виде исполнительского сбора, который устанавливается по общему правилу в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Частью 3.1 ст. 112 названного закона предусмотрено, что в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается в указанном выше размере с каждого из должников (часть введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ).

Исполнение исполнительного документа, предусматривающего солидарное взыскание с должников, осуществляется в следующем порядке.

Возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство (ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

При этом каждому солидарному должнику устанавливается обязанность оплатить в полном объеме сумму, указанную в исполнительном документе (без деления суммы долга на части, доли и т.п.), что соответствует нормам ст. 323 Гражданского кодекса РФ.

В случае, когда один (несколько) из солидарных должников исполнил требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, исполнительский сбор не устанавливается и не взыскивается и с других солидарных должников в силу п. 1 ст. 325 ГК РФ, согласно которому исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Обязательства всех солидарных должников перед кредитором прекращаются на основании п. 1 ст. 408 ГК РФ.

По смыслу чч. 3 и 3.1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор взыскивается однократно в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Если требования исполнительного документа не исполнены в срок для добровольного исполнения, то судебный пристав-исполнитель в отношении каждого солидарного должника выносит постановления о взыскании исполнительского сбора в установленном размере, подлежащие исполнению после полного удовлетворения требований взыскателя по исполнительному документу (ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве).

Общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу, предусматривающему солидарное взыскание.

В Обзоре судебной практики по оспариванию постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России в 2016 году содержатся следующие разъяснения:

Общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать 7% от суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу

Сумма исполнительского сбора, подлежащая взысканию с солидарных должников, не может превышать 7% от суммы долга (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2016 N 71-КГ16-14).

Решением Черняховского городского суда Калининградской области от 30.11.2015, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 27.11.2016, отказано в признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в отношении каждого из солидарных должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями части 3.1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, поскольку установление исполнительского сбора в отношении каждого из солидарных должников и его самостоятельное взыскание в размере 7% является мерой публично-правовой ответственности за правонарушение, допущенное каждым из них в процессе исполнительного производства.

Отменяя судебные акты нижестоящих судов, и удовлетворяя требования Р., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала на следующее.

Положения части 3.1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве не предусматривают обязанность каждого из солидарных должников в исполнительном производстве самостоятельно уплачивать исполнительский сбор в полном объеме.

Каждый солидарный должник в равной степени обязан уплатить установленный в отношении него исполнительский сбор, поэтому порядок исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с каждого из солидарных должников исполнительского сбора аналогичен порядку взыскания в пользу взыскателя по исполнительным документам, предусматривающим солидарную ответственность, то есть без деления суммы исполнительского сбора на части и доли.

Так как исполнительский сбор взыскивается однократно в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, то общая сумма непосредственно взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать 7% от суммы, подлежащей взысканию в пользу взыскателя по исполнительному документу, предусматривающему солидарную ответственность.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010 года содержатся следующие разъяснения:

Кто ответчик по делу об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, если на момент обращения в суд исполнительский сбор зачислен в федеральный бюджет?

Вопрос 2. В ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Кто является надлежащим ответчиком по делам об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, если на момент обращения в суд исполнительский сбор, уплаченный в добровольном порядке, зачислен в федеральный бюджет?

Ответ. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику возможность обратиться в суд с заявлением об оспаривании Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона).

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 112 Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21 июля 2008 г. N 550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» (далее — Правил).

Согласно данному Постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил).

По общему правилу, установленному ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.

Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является Федеральная служба судебных приставов (Приказ Министра финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 указанных Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).

Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Статья 112. Исполнительский сбор
Комментарий к статье 112
1. Понятие исполнительского сбора сформулировано в ч. 1 комментируемой статьи в соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский». Признавая неконституционными отдельные положения ранее действовавшего Закона об исполнительном производстве 1997 г., Конституционный Суд РФ указал, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Действующая в настоящее время редакция комментируемой статьи сформулирована с учетом выводов Конституционного Суда РФ, она четко закрепляет характерные признаки исполнительского сбора как меры ответственности должника в исполнительном производстве:
— исполнительский сбор является денежным взысканием;
— это взыскание может быть наложено на должника только за конкретное правонарушение в рамках возбужденного исполнительного производства, а именно в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства;
— исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет;
— должник освобождается от ответственности, если представит судебному приставу-исполнителю доказательства уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок;
— решение о взыскании исполнительского сбора принимается судебным приставом-исполнителем и оформляется постановлением, которое подлежит утверждению старшим судебным приставом;
— постановление о взыскании исполнительского сбора не подлежит обжалованию в порядке подчиненности, а может быть оспорено только в судебном порядке (что повышает гарантии прав должника);
— законом установлен размер исполнительского сбора, который дифференцирован в зависимости от вида исполнительного документа и статуса должника: 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 тыс. руб. с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и 10 тыс. руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 тыс. руб., с должника-организации — 50 тыс. руб.
Установлены специальные правила определения размера исполнительского сбора в отношении должников по солидарному взысканию: в этом случае сбор взыскивается с каждого из должников, а не солидарно (поскольку каждый из них может совершить правонарушение в виде неисполнения требований исполнительного документа). Также при неуплате периодических платежей сбор исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
В отношении исполнительных документов в иностранной валюте исполнительский сбор должен определяться судебным приставом-исполнителем в рублях и рассчитывается по ставкам, установленным комментируемым Законом, по официальному курсу на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора;
— законодатель допускает по заявлению должника уменьшение размера исполнительского сбора, отсрочку, рассрочку его уплаты и даже освобождение от его уплаты. Указанные вопросы рассматриваются в судебном порядке.
Исполнительский сбор, как видно из приведенных признаков, выполняет функцию пополнения федерального бюджета и частично покрывает расходы государства на финансирование системы принудительного исполнения в Российской Федерации.
2. Основания для взыскания исполнительского сбора появляются, как было отмечено выше, только после совершения должником особого правонарушения в исполнительном производстве — неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, или в течение суток по исполнительным документам немедленного исполнения. Исполнительский сбор может быть взыскан только при условии осведомленности должника о факте возбуждения в отношении его исполнительного производства. Положения комментируемого Закона о возможности взыскания исполнительского сбора, его размере разъясняются судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, исполнительский сбор имеет еще одну важную функцию — он является инструментом стимулирования должников к добровольному исполнению требований исполнительного документа под угрозой имущественной потери.
3. К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки относятся, как указано в Законе, обстоятельства «непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». К числу уважительных причин можно отнести предоставление должнику отсрочки (рассрочки) исполнения требований исполнительного документа в течение срока для добровольного исполнения, болезнь должника-гражданина и др.
Имущественное положение должника само по себе не является уважительной причиной неисполнения требований исполнительного документа и не свидетельствует о непреодолимой силе. Указанное обстоятельство может послужить основанием для отсрочки или рассрочки уплаты исполнительского сбора, а также уменьшения его размера в судебном порядке, но не более чем на одну четверть.
4. Комментируемый Закон устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается и решение о его взыскании не может быть принято судебным приставом-исполнителем (ч. 5 комментируемой статьи). Например, исполнительский сбор не подлежит взысканию при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому ранее было вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, при исполнении судебных актов, посвященных обеспечительным мерам, и т.п.
5. Комментируемой статьей закреплен перечень случаев, когда исполнительский сбор подлежит возврату должнику из федерального бюджета (ч. 10). Исполнительский сбор возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора, а также в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, отмены исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Для возвращения исполнительского сбора должнику необходимо подать заявление в структурное подразделение территориального органа ФССП, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи. К заявлению должны быть приложены заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
Представителем должника прилагается также доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя должника.
Дальнейшие действия государственных органов по возвращению должнику исполнительского сбора урегулированы Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора».

Постановление о взыскании исполнительского сбора

Даже небольшой долг вроде неоплаченного штрафа ГИБДД может обернуться для должника принудительным взысканием и дополнительными расходами по уплате исполнительского сбора. Правом накладывать штрафную санкцию наделен пристав-исполнитель. В статье рассмотрены правила расчета, порядок утверждения и срок взыскания сбора, а также приведены уважительные причины для освобождения от его уплаты.

Как выносится и кем утверждается

Решение о применении штрафной санкции – исполнительского сбора, принимается должностным лицом ФССП, ответственным за ведение конкретного исполнительного производства. Обычно таким лицом является пристав-исполнитель, в случае сложного дела – руководитель группы приставов. Принятое постановление о взимании сбора в обязательном порядке заверяется начальником территориального подразделения ФССП (старшим приставом). На листе постановления проставляется круглая печать подразделения.

Пристав-исполнитель, прежде чем выпускать постановление о взимании исполнительского сбора, устанавливает наличие совокупности следующих обстоятельств:

  • срок добровольного погашения задолженности окончен – с момента вручения должнику постановления о возбуждении делопроизводства прошло 5 дней;
  • наличие документа, подтверждающего вручение копии постановления о возбуждении ИП;
  • судебная задолженность не погашена;
  • должник не уведомил пристава о наличии объективных непреодолимых обстоятельств, мешающих вернуть долг вовремя.

Размер исполнительского сбора

Сумма сбора рассчитывается по нескольким правилам в соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительском производстве»:

  • в случае взыскания денежной задолженности или имущества (автомобиль, земельный участок, недвижимость), сбор взимается в размере 7% от ее общей величины или оценочной стоимости;
  • в случае истребования исполнения неимущественных обязательств, физическому лицу к уплате начисляется сбор в размере 5 тыс. рублей, юридическому – 50000;
  • минимальный размер штрафной санкции для физлица составляет 1 тыс. рублей, а для юридического – 10000.

Если на момент вынесения постановления об уплате сбора, судебная задолженность погашена частично, то размер санкции рассчитывается исходя из оставшейся суммы долга.

Как уменьшить сумму долга по исполнительному листу

Срок давности постановления

Сбор по своей правовой сути является административным наказанием, поэтому Кодекс об административных правонарушениях определяет срок давности, в течение которого штраф может быть предъявлен к взысканию – 2 года. Эта норма права означает, что право возбудить отдельное исполнительное производство по истребованию начисленного сбора сохраняется за приставом в течение двух лет с момента прекращения основного делопроизводства. По факту такое ИП открывается сразу по окончании основного.

После вынесения постановления об открытии ИП по взысканию санкционного сбора срок давности перестает действовать. Пристав-исполнитель имеет право осуществлять исполнительские действия по истребованию штрафной задолженности перед бюджетом неограниченное время. Таким образом, сбор может быть удержан с должника через много лет после закрытия основного ИП. Однако, важно заметить, что персонифицированная обязанность погасить задолженность перед государством, по наследству не передается.

Основания для освобождения от уплаты сбора

Постановление о применении к должнику штрафной санкции может быть отменено только в двух случаях:

  • если отменен исполнительный документ (судебный приказ, нотариальное соглашение об уплате алиментов, постановление налоговой инспекции и т. д.), который служил основанием для открытия основного ИП.
  • если судом удовлетворено ходатайство об отмене взыскания исполнительского сбора.

Если должник несогласен с начисленным штрафом, он может предъявить свои доводы и документальные подтверждения на рассмотрение в судебном порядке. Другого способа обжаловать постановление о взыскании исполнительского сбора у него нет.

Что делать, если исполнительный лист не вручен

Без уведомления должника о возбуждении ИП и вручения ему копии исполнительного листа (или другого исполнительного документа) взыскание штрафного сбора является незаконным. Такой штраф можно обжаловать и отменить в суде. Чтобы доказать легитимность начисления сбора, пристав-исполнитель обязан предъявить суду доказательство вручения письма с документами. Таким доказательством может быть почтовое уведомление о доставке или акт об отказе в получении.

Однако сам факт того, что письмо не вручено, не является основанием для отмены постановления. Так, если должник намеренно уклоняется от вручения: не открывает дверь, не ставит подпись в уведомлении, рвет корреспонденции – почтальон привлекает нескольких свидетелей и составляет акт о том, что адресат отказался от получения. Такой документ будет принят судом, и должник будет считаться уведомленным.

С другой стороны, должник считается уведомленным, даже если пропустил письмо от пристава непреднамеренно. Например, проживает не по адресу прописки. В этом случае почтальон дважды доставляет уведомление, а затем возвращает письмо в ФССП. Пристав-исполнитель, получив такое неврученное письмо, продублирует уведомление иными доступными способами связи: по смс, по email, по телефону, и начислит сбор.

Узнайте о своем долге Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности Узнать задолженность

Уважительные случаи освобождения

В течение 10 дней с момента получения уведомления о начале ИП должник может представить приставу доказательства наличия уважительных причин, препятствующих своевременной выплате долга. В этом случае начисление штрафа не ранее пяти дней с момента устранения данных причин.

Постановлением Конституционного суда РФ № 13-П от 2001 года обозначены обстоятельства, препятствующие своевременной выплате долга, которые могут считаться приставом-исполнителем уважительными и достаточными для временного освобождения от уплаты штрафной санкции:

  • действие на должника непреодолимой силы – непредотвратимое, чрезвычайное событие в жизни (н-р, сокращение на работе при отсутствии сбережений, стационарное лечение и т. п.);
  • ходатайство перед судом о предоставлении рассрочки (отсрочки) в выплате судебной задолженности – на время рассмотрения ходатайства взыскание штрафа приостанавливается.

Возможен ли возврат взысканного исполнительского сбора

Согласно законодательству возврат взысканных в счет оплаты штрафа средств возможен в нескольких ситуациях:

  • возврат в полном объеме, если отменен исполнительный документ;
  • частично, согласно решению суда об уменьшении размера санкции.

Белобородова Юлия Юрисконсульт с 15 летней юридической практикой. С 2004 по 2012 г. работала судебным приставом-исполнителем. Специализируется в области процессуального, гражданского, финансового, семейного и трудового права. Задать вопрос Для получения денег должнику следует подать письменное заявление в ФССП с указанием реквизитов для перечисления и копии судебного акта. В случае нахождения списанных средств на депозитном счете ФССП, возврат будет произведен в течение 10 дней. Если средства уже перечислены в Федеральное казначейство, срок возврата может быть продлен до 30 дней.

ФЗ об исполнительном производстве исполнительский сбор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *