ФЗ об исполнительном производстве розыск

Розыск должников судебными приставами

В ходе дела по исполнению может вводиться режим розыска обязанного лица (должника) , его финансовых и имущественных активов. Такая мера применяется, если представитель ФССП не располагает данными об адресе проживания или работы обязанного лица, сведениями о месте нахождения или хранения вещей и предметов для последующего ареста. Правила объявления и проведения розыскных мероприятий регламентированы в ст. 65 Закона № 229-ФЗ, а все нюансы этой процедуры разберем ниже.

Основания для розыска

Главной задачей специалистов ФССП является исполнение судебных или иных актов – удержание суммы по долгу, изъятие и передача конкретных вещей взыскателю, перерегистрация имущественных прав, иные виды требований. При направлении заявления и исполнительных документов в ФССП, взыскатель может сразу указать на место проживания и работы должника, перечень имущества и место его фактического нахождения.

Аналогичную информацию может получить и специалист ФССП путем направления запросов в реестры и уполномоченные ведомства. Со своей стороны, должник обязан незамедлительно уведомлять пристава о переезде на новое место жительства, об увольнении с работы или трудоустройстве на другое предприятие.

Если данные об адресе должника или местонахождению активов не удалось получить, либо обязанное лицо уклоняется от явки в ФССП, может объявляться розыск. По ст. 65 Закона № 229-ФЗ, эта мера вводится по следующим правилам:

  • розыскной режим вводится постановлением должностного лица, ведущего дело, а документ должен утвердить руководитель подразделения ФССП;
  • после издания постановления, будет проводиться комплекс исполнительно-розыскных мероприятий, в том числе с введением иных ограничительных мер (запрет на выезд, лишение права управления транспортом).

В законе указан перечень оснований, при которых специалист ФССП обязан или вправе выносить розыскное постановление. Также с аналогичной просьбой может обратиться взыскатель.

Розыскные мероприятия объявляются:

  • по месту исполнения;
  • по последнему адресу проживания или пребывания обязанного лица;
  • по месту нахождения или хранения имущественных активов;
  • по адресу взыскателя.

В постановлении пристав укажет, какие действия и мероприятия будут проводиться в первоочередном порядке. Как только розыскные действия принесут результат, постановление будет отменено, а производство продолжится по общим правилам.

Образец заявления о розыске должника и его имущества

Кто может объявить в розыск

Постановление о введении розыскного режима может издавать только специалист ФССП. Взыскателю предоставлено право подавать заявление на введение розыска, обжаловать отказ в принятии решения, содействовать поиску неплательщика и его активов.

По ст. 65 Закона № 229-ФЗ, обязанность объявить розыск возникает в следующих случаях:

  • если взыскивается долг на сумму свыше 10 тыс. руб. в пользу государства, субъектов РФ и муниципальных органов (например, недоимка по налогам, доги по штрафам и т.д.);
  • если исполняется требование о взыскании алиментных платежей;
  • если предметом производства является возмещение штрафа и ущерба от преступления, выплаты для компенсации вреда жизни и здоровью.

В перечисленных случаях пристав должен по своей инициативе издать постановление, либо удовлетворить заявление взыскателя. Вынести решение по заявлению взыскателя сотрудник ФССП должен в течение 3 дней.

В законе предусмотрен ряд оснований, при которых пристав вправе, но не обязан, вводить розыскной режим:

  • если неимущественную обязанность нельзя исполнить без личного присутствия должника;
  • если имущественное требование превышает 10 тыс. руб., а исполнить его без должника невозможно;
  • розыск активов может осуществляться по любому производству, если сумма долгов превысила 10 тыс. руб.

Установив указанные обстоятельства, пристав может сам издать постановление, сославшись на ч. 5 ст. 65 Закона № 229-ФЗ. По этим же основаниям может подать заявление и взыскатель, а мотивированный ответ специалист ФССП должен дать в течение 3 дней.

Иные лица не вправе объявлять розыск в производстве. Если неплательщик стал фигурантом уголовного дела (например, за злостное уклонение от уплаты алиментов), его розыск будет проводиться по нормам УПК РФ, а не Закона № 229-ФЗ. Если розыск по исполнительному делу принес результат, гражданину не грозит ограничение свободы или иные санкции уголовного характера. Однако при расследовании уголовных дел, найденный должник может заключаться под стражу, помещаться под домашний арест и т.д.

Как проводят розыск должников

Перечень мероприятий, которые вправе совершать сотрудники ФССП или иные лица по их поручению, практически не ограничен. В ст. 65 Закона № 229-ФЗ приведен примерный список действий, которые вправе использовать служба ФССП в рамках розыскного режима:

  • направление поручений по последним известным адресам проживания должника;
  • получать сведения из банковских и кредитных учреждений;
  • запрашивать и обрабатывать персональные данные обязанного лица, а также иных субъектов;
  • запрашивать данные из государственных реестров (ЕГРН, баз данных ГИБДД и т.д.);
  • получать сведения по миграционному учету МВД;
  • проводить проверку личности граждан по паспортам и иным документам;
  • заниматься опросами, наводить справки, устанавливать тождество личности, изучать полученные и изъятые документы;
  • проводить осмотр жилых и нежилых объектов, земельных наделов, автотранспорта, если есть основания предполагать, что они принадлежат должнику;
  • осуществлять иные меры, не противоречащие закону.

Отдельные поручения могут выполнять специалисты подразделений ФССП в других регионах, сотрудники полиции, ФТС и иных ведомств. Практикуется и проведение совместных рейдов ФССП и ГИБДД на дорогах, когда водители полежат выборочной проверке документов.

По заявлению взыскателя, специалист ФССП может использовать информацию, полученную в ходе частной сыскной деятельности. Например. если взыскатель за свой счет нанимал частного детектива, он может передать полученные данные и документы приставу, ведущему дело.

Естественно, розыскные действия должны соответствовать закону, не нарушать личные неимущественные права граждан. Должникам и иным лицам гарантировано соблюдение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны. За нарушение таких требований закона сотрудник ФССП понесут наказание по ГК РФ. КоАП РФ или УК РФ.

Сколько длится розыск должника

Закон № 229-ФЗ не содержит строгих ограничений по срокам розыскных мероприятий. Постановление будет действовать до обнаружения должника и его активов, до отзыва документов взыскателем, либо до прекращения дела по основаниям, указанным в законе.

Специальное правило введено для розыскных действий по делам о взыскании алиментов. Если в течение года не получено новых данных о месте нахождения неплательщика, представитель ФССП обязан:

  • направить взыскателю извещение о перечне действий, выполненных в ходе розыска;
  • разъяснить право на обращение в суд для признания неплательщика безвестно отсутствующим.

Если взыскатель не воспользуется указанным правом, режим розыска сохранит свою силу.

Исполнение действий при обнаружении должника

Если в ходе розыскных действий будет установлено, где проживает или работает обязанное лицо, а также выявлено место нахождение его активов и счетов, производство возобновится по общим правилам Закона №229-ФЗ. Для этого пристав должен отменить розыскное постановление, после чего будут применены стандартные меры исполнения:

  • документы могут направляться по месту работы для удержания;
  • на банковские счета и карты может накладываться арест;
  • движимое и недвижимое имущество подлежит аресту и реализации для расчета с взыскателем;
  • могут вводить ограничения на выезд за границу, лишение права управления транспортом.

Если подтверждается факт умышленного воспрепятствования исполнительному производству, злостного уклонения от уплаты алиментов, несвоевременного уведомления о смене места жительства или работы, может возбуждаться административное или уголовное дело. Если впоследствии должник вновь скроется от специалистов ФССП, розыск может объявляться повторно.

Розыск имущества должника в исполнительном производстве

Основной целью исполнительного производства является защита имущественных интересов кредиторов. Исполнительный розыск – крайняя мера, имеющаяся в арсенале ФССП. Она применяется, если иные меры поиска, запросы в государственные и коммерческие инстанции, не дали результатов. Обычно такая ситуация складывается при переезде или длительном отсутствии должника по месту прописки.

Нормы законодательства

ФЗ «Об исполнительном производстве» N229-ФЗ дает определение исполнительному розыску, указывает на основания его применения, описывает общую процедуру проведения. Приказ Минюста N 192 утверждает четкий регламент действий приставов при исполнении функции розыска должника.

Отличие розыска должника от розыска его имущества

В общем смысле розыск можно характеризовать, как комплекс действий по установлению места жительства должника и по выявлению имеющейся у него собственности. Если исполнительный лист подразумевает отчуждение движимой собственности, которую можно изъять и реализовать на торгах без участия злостного неплательщика, розыск самого физического лица не проводится. Решения суда, требующие непосредственного розыска ответчика, федеральным законом №229 сводятся к четырем основаниям:

  • ИП содержит требования об уплате алиментов и возмещении морального и физического вреда;
  • назначено отбывание обязательных работ;
  • речь идет о покрытии ущерба, причиненного преступлением;
  • судом взыскивается штраф в пользу государства.

Вывод: Если судебное решение содержит требования, которые невозможно применить без присутствия должника, то пристав-исполнитель объявляет розыск самого́ должника или его собственности. Если привести в силу решение суда можно без присутствия ответчика, розыск должника не осуществляется.

Разыскные действия инициирует постановление пристава-исполнителя о розыске должника или имущества, утвержденное старшим судебным приставом. В течение 3-ех дней с момента утверждения постановления сотрудники ФССП заводят разыскное дело и разрабатывают план мероприятий по нему.

Пристав может объявить розыск должника и его имущества по собственной инициативе или по заявлению кредитора, если речь идет о защите государственных интересов, взыскании алиментов, возмещении причиненного ущерба и вреда здоровью, взыскании штрафа, отбывания наказания в виде обязательных работ. В иных случаях приставы должны руководствоваться заявлением взыскателя. При этом подать заявление кредитор имеет право, если сумма требований исполнительного листа более 10 тыс. рублей.

Кто может разыскивать имущество должника

Вопрос о том, кто может объявлять розыск, волнует всех должников по кредитам, налоговым сборам, алиментам и прочим обязательным платежам. Таким гражданам важно отличать законные требования от «уловок» кредиторов и коллекторов.

Нет закона, запрещающего третьему лицу искать, собирать и анализировать информацию об имуществе должника. Именно таким поиском и занимаются коллекторы, «службы возврата долгов» и частные детективные агентства. А вот проводить разыскные мероприятия уполномочена только ФССП, привлекая при необходимости сотрудников МВД.

Что делать если угрожают коллекторы

Судебный пристав

После получения постановления пристав-исполнитель по розыску, уполномочен проводить утвержденный список мероприятий:

  1. В первую очередь направляет запросы в контрольные, надзорные и регистрирующие органы государственной власти о предоставлении сведений о должнике и имуществе. Срок получения ответа на такие запросы составляет менее 10 дней.
  2. Производит опрос граждан около предполагаемых мест нахождения должника, соседей, коллег.
  3. В случае поступления данных о смене местонахождения должника направляет разыскное задание в нужное подразделение ФССП.
  4. Оперативно анализирует полученную информацию, уточняет эффективные направления розыска.
  5. При определении нового места проживания должника или хранения его собственности передает полученные сведения судебному приставу-исполнителю, ведущему это дело.

Куда жаловаться на судебных приставов

Конкурсный управляющий

В ФЗ №127, регулирующем процедуру банкротства, описаны функции арбитражного управляющего. Среди прочих обязанностей выделено осуществление мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества банкрота для последующего включения в конкурсную массу. Такие действия, по сути, и являются розыском имущества.

Полномочия КУ

Разыскные действия управляющего фактически сводятся к запросу сведений в следующих организациях:

  • Администрация населенного пункта по месту прописки.
  • ГИБДД — КУ может запросить не только перечень зарегистрированных транспортных средств, но и информацию о проведенных сделках за последние 3 года.
  • ГОСТЕХНАДЗОР сообщит о самоходных машинах, тракторах, дорожной и строительной технике, числившейся за банкротом в последние годы,
  • ИНФС предоставит информацию о налоговых отчислениях.
  • Кадастровая палата располагает сведениями о сделках с недвижимостью.
  • Комитет по земельным ресурсам фиксирует сделки с землей.
  • МЧС регистрирует плавательные и воздушные средства.
  • Роспатент фиксирует данные об интеллектуальной собственности.
  • Миграционная служба знает о фактическом месте жительства должника.
  • Фонд ОМС сообщит о зафиксированных случаях обращения в лечебные учреждения.

Приведенный список является открытым, т. е. полномочия управляющего им не ограничиваются. С другой стороны, КУ не наделен правами принудительного исполнения. В случае возникновения разногласий с должником о составе конкурсной массы управляющий обязан подать ходатайство в Арбитражный суд, а затем обращаться к приставам с исполнительным листом.

Как признать себя банкротом и списать все долги физическому лицу

Заявление о розыске

Чтобы возбудить разыскное дело, кредитор должен подать заявление о розыске имущества в ответственное подразделение ФССП. Документ лучше адресовать тому же приставу, который уже занимается взысканием по имеющемуся исполнительному листу. В заявлении следует указать:

  • Ф. И. О. должника;
  • номер исполнительного производства и исполнительного листа;
  • сумму долга. Если ранее производились платежи по данному листу, нужно указать информацию о последнем;
  • просьбу объявить розыск на основании ст. 65 ФЗ №229 по причине неэффективности предпринятых исполнительных действий;
  • известные сведения об ответчике, его месте пребывании, имеющейся собственности.

Эксперт сайта Руководитель общественной организации по защите прав потребителей финансовых услуг. Задать вопрос Пристав в течение 3 дней принимает решение либо об объявлении розыска, либо дает мотивированный отказ. Самая распространенная причина отказа – нецелесообразность. Закон оставляет кредитору право в 10-дневный срок подать жалобу на отказ в розыске вышестоящему должностному лицу в порядке очередности.

Поиск имущества должника за рубежом

В правовом поле России пока не предусмотрены процедуры розыска имущества и обращения взыскания в рамках исполнительного производства, возбужденного в РФ, за пределами нашей страны. Для подтверждения информации о наличии собственности за рубежом приставы могут подать запрос о правовой помощи в иностранный уполномоченный орган. Этот документ подается через Центральный аппарат управления Минюста при наличии фактов, позволяющих с высокой вероятностью предполагать наличие у должника банковских счетов, недвижимости и транспортных средств за границей.

Имущество найдено, что дальше

При обнаружении разыскиваемого имущества судебный пристав совершает исполнительные действия, т. е. изымает имущество или накладывает на него арест. Если объявлялся розыск самого́ должника, то пристав имеет право принудительно отправить его в ближайшее подразделение ФССП. Затем в течение суток акт о проведенных мероприятиях направляется приставу, инициировавшему поиск.

Какие документы должны быть у пристава, ведущего розыск

Для проведения разыскных мероприятий приставу необходимы следующие документы:

  • Постановление об открытии разыскного дела.
  • Заявление кредитора.
  • План разыскных мероприятий.
  • Исполнительный лист или его копия.
  • Исполнительное производство.
  • Ответы государственных учреждений на официальные запросы об имущественных активах должника.
  • Отчеты о проведенных действиях.

Во время проведения разыскное дело может дополняться другими справками, актами и прочими документами.

1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее — розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее — судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

7. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

9. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети «Интернет», в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

13. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

13.1. При обнаружении ребенка, розыск которого осуществляется на основании запроса центрального органа о розыске ребенка, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.

15. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

16. Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

Розыск должника-организации и имущества должника

Полное описание

Исполнительное производство является окончательным этапом защиты и восстановления нарушенного права. Без надлежащего исполнения решений судов невозможно эффективное функционирование любой судебной системы, оно является важным гарантом права на судебную защиту, установленную статьёй 46 Конституции РФ. Указанное соответствует статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и практике Европейского Суда по правам человека . Задачей исполнительного производства является удовлетворение требований взыскателя.

Однако, исполнение судебного акта в порядке, установленном российским законодательством, не всегда приводит к выполнению поставленной задачи. Зачастую взыскание присуждённого судом становится невозможным. Так, на любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника, должник скрывает место нахождения своего имущества, а принимаемые приставом меры оказываются неэффективными. Подобные ситуации случаются в настоящее время весьма часто. Одним из наиболее эффективных правовых инструментов исполнительного производства в данном случае может являться розыск должника.

Институту розыска должника, его имущества посвящена статья 65 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»). Сразу следует отметить, что в предыдущей редакции данной статьи говорилось фактически о двух видах розыска: розыск ребёнка, а в большинстве случаев и розыск должника-гражданина осуществлялся органами внутренних дел, остальные виды розыска, в частности розыск должника-организации и имущества должника относились к компетенции судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП). Хотя поправки, внесённые в статью 65 законом от 03.12.2011 почти полностью изменили содержание соответствующих норм, выделение двух видов розыска по указанному критерию остаётся целесообразным хотя бы с методологической точки зрения. В своей работе я сосредоточу своё внимание именно на розыске должника-организации, его имущества, рассмотрев при этом наиболее спорные вопросы, существующие в данной сфере.

Розыск должника-организации, имущества должника осуществляется в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (организации или гражданина), утверждённого Приказом Министерства Юстиции РФ от 21 сентября 2007 г. № 192 (далее – Регламент). Данный акт регулирует процедуру розыска более подробно, чем нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», фактически дополняя положения закона. В то же время Регламент содержит в основном положения, регулирующие процедурные, технические вопросы. Так, в п. 2.1 Регламента содержится перечень административных процедур, включаемых в исполнение государственной функции розыска должника-организации и имущества должника. К ним относятся: организация розыска, обеспечение расходов по розыску, ведение розыскного дела, выполнение мероприятий по розыску, осуществление контроля за реализацией полномочий по розыску и порядок обжалования деяний и решений должностных лиц в ходе осуществления розыска. Дальнейшие положения регулируют процесс выполнения указанных процедур.

Розыск должника, имущества должника объявляется судебным приставом-исполнителем в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества. Основанием объявления розыска является постановление пристава, утверждённое старшим судебным приставом. В п. 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» указывается, что по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, а также по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании ребёнка. По исполнительным документам, содержащим иные требования, согласно п. 5 указанной статьи, пристав может объявить розыск только при наличии заявления взыскатель и соблюдении ряда иных условий, касающихся размера требований и невозможности их исполнения в отсутствие должника. Таким образом, большинство авторов выделяют обязательный розыск и факультативный розыск .

В то же время в судебной практике долгое время спорным оставался вопрос о возможности проведения приставом факультативного розыска. Так, Высший арбитражный суд РФ (далее – ВАС РФ) в Определении от 06.07.2009 № ВАС-6210/09 указал, что возбуждение розыска по исполнительному листу, не указанному в п. 1 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» (аналогичному п. 3 ст. 65 в ныне действующей редакции) произведено быть не может. При этом, ряд арбитражных судов указывал на неоднозначность такой правовой позиции, поскольку п. 4 ст. 65 в действовавшей на тот момент редакции фактически устанавливал возможность осуществления розыска по любому исполнительному листу . Впоследствии рассматриваемые положения ФЗ «Об исполнительном производстве» были изменены на более точные, а ВАС РФ изменил свою правовую позицию, указав на обязанность судебных приставов-исполнителей выносить постановление о розыске имущества должника вне зависимости от характера содержащихся в исполнительном документе требований , что соответствует статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», устанавливающей обязанность приставов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Однако, новые правовые позиции ВАС относятся к отношениям, регулировавшимся нормами старой редакции статьи 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Следует учитывать, что новая редакция также предусматривает лишь право пристава объявить розыск должника, имущества должника по заявлению взыскателя, если речь идёт об исполнении требований, не содержащихся в п. 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Поэтому вполне вероятно появление новых актов ВАС РФ, рассматривающих данный вопрос.

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту нахождения должника, его имущества. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, а затем направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыску. Согласно указанному выше Регламенту, непосредственное осуществление функций по розыску должника-организации и имущества должника возлагается на судебных приставов-исполнителей специальных структурных подразделений территориальных органов ФССП, наделённых полномочиями по розыску. Судебный пристав-исполнитель по розыску на основании постановления о розыске выносит постановление о заведении розыскного дела. При этом, судебная практика исходит из того, что судебный пристав-исполнитель по розыску не вправе оценивать целесообразность розыска должника, его имущества. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25 января 2012 г. по делу № А33-11304/2011 указал, что вынесение приставом по розыску постановления об отказе в заведении розыскного дела не предусмотрено Регламентом и противоречит ФЗ «Об исполнительном производстве».

Спорным является вопрос о конкретном содержании розыска должника-организации, имущества должника. В законодательстве нет четкого определения розыска, а его содержание раскрывается непоследовательно. В отношении розыска имущества должника на практике обычно выделяются два подхода к содержанию розыска: розыск как комплекс действий по установлению места нахождения имущества должника и розыск как комплекс действий по выявлению имущества должника . Всё это приводит к определённой путанице и отождествлению понятия розыска с запросом судебным приставом-исполнителем необходимой информации. Так, в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» розыск должника, его имущества и запрос необходимых сведений у физических лиц, организаци1й и органов рассматриваются как отдельные исполнительные действия. В то же время, в Регламенте указывается, что судебный пристав-исполнитель по розыску при осуществлении возложенных на него полномочий по розыску должника-организации и имущества должника, в частности, на основании запросов получает информацию из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, о должнике-организации и имуществе должника. На практике подобные действия могут осуществляться судебным приставом-исполнителем, на исполнении у которого находится исполнительное производство, являясь при этом отдельным видом исполнительных действий. Суды также не проводят четкого различия между розыскными действиями и другими мероприятиями по поиску имущества должника, указывая в то же время, что розыск должника и его имущества следует отличать от поиска .

Так, 15 Арбитражный апелляционный суд в Постановлении № 15АП-6672/2011 от 29.08.2011 указал, что судебный пристав-исполнитель, наделённый функциями по розыску, осуществляет тот же перечень мероприятий, которые применяют судебные приставы-исполнители, на исполнении у которых находится исполнительное производство. Также суд в мотивировочной части Постановления указал на принятое начальником территориального органа ФССП решение не проводить мероприятия по розыску в связи с полнотой и достаточностью уже произведённых исполнительных действий. Более, того, суд сделал интересный вывод о том, что судебный пристав-исполнитель, наделённый функциями по розыску, является процессуальной фигурой, на которого возложены функции по дополнительному контролю за соблюдением судебными приставами-исполнителями, осуществляющими принудительное исполнение решений судебных и иных уполномоченных органов, прав и законных интересов взыскателей по исполнительным производствам. Исходя из анализа положений законодательства и практики их применения, можно в какой-то мере согласиться с этой точкой зрения, хотя в таком случае и представляется сомнительной необходимость формулировки норм о розыске должника, его имущества в их ныне существующим варианте. Целесообразно было бы, на мой взгляд, законодательно отграничить розыск должника-организации, имущества должника от поиска.

Заметной новеллой в законодательстве о розыске должника-организации, имущества должника стало закрепление права судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности. До принятия указанных поправок в статью 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» многие авторы указывали на наличие у частных детективов более эффективных возможностей для проведения розыска по сравнению с приставами. В то же время детективы не наделены правами по принудительной реализации судебных актов, а судебные приставы-исполнители зачастую не могли использовать полученную от детективов неофициальную информацию. Закон, принятый в декабре 2011 года, разрешил частным детективам предоставлять новую услугу – поиск должника, его имущества по исполнительному производству, а приставам – брать полученные сведения в работу. При этом, использование сведений возможно только по заявлению взыскателя, что исключает возможность возникновения коррупции в отношениях между приставами и частными детективами. Взыскатель должен будет нанимать детективов за свой счёт. В настоящее время в ряде органов ФССП разрабатываются документы, призванные регламентировать взаимодействие приставов и детективов.

Розыск должника-организации и имущества должника прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, утверждаемого старшим судебным приставом. Основаниями для прекращения розыска являются: установление места нахождения должника-организации или имущества должника; выполнение всех мероприятий по розыску, предусмотренных планом розыскных мероприятий; воспрепятствование проведению розыскных мероприятий со стороны взыскателя; окончание исполнительного производства; истечение сроков проведения розыскных мероприятий. Срок проведения розыскных мероприятий не может превышать 2 месяцев со дня вынесения постановления о заведении розыскного дела. Этот срок может быть продлён ещё на 2 месяца.

На основании анализа норм ныне действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод о том, что институт розыска должника, закрепленный в ФЗ «Об исполнительном производстве», на сегодняшний день является фактически недействующим. Для эффективного использования розыска должника, его имущества на практике необходимо совершенствование действующего законодательства. В частности, целесообразно на законодательном уровне определить понятие и содержание розыска в исполнительном производстве, исчерпывающий перечень относимых к нему действий и мероприятий, более чёткий порядок проведения розыска. Совершенствование действующего в настоящее время порядка осуществления розыска должника и (или) его имущества в ходе исполнительного производства будет способствовать повышению эффективности исполнения судебных актов.

И.Н.Болотский

Юридическая компания Москва

ФЗ об исполнительном производстве розыск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *