Государственная регистрация сделки

Содержание

<Письмо> Росреестра от 01.03.2013 N 14-исх/01791-ГЕ/13
<О государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом>

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 1 марта 2013 г. N 14-исх/01791-ГЕ/13

В связи с вступлением в силу с 01.03.2013 пункта 6 статьи 1, пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 302-ФЗ) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии отмечает следующее.

I. По вопросам, связанным с применением статьи 1 Закона N 302-ФЗ, в части дополнения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) статьей 8.1.

1. Согласно пункту 3 статьи 8.1 ГК в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена; запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Такое заявление может быть подано помощником нотариуса.

То есть, как представляется, в настоящее время подача заявления о государственной регистрации прав нотариусом аналогична предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 N 8-ФЗ) процедуре подачи исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления от имени граждан (в качестве уполномоченных законом лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных необходимых для осуществления такой государственной регистрации документов.

Из буквального содержания пункта 3 статьи 8.1 ГК следует, что с 01.03.2013 нотариус также может выступать не заявителем (как сейчас указано в статье 16 Закона о регистрации), то есть не представлять от своего имени заявление, а через него могут представляться заявления сторон (любой стороны) сделки. Таким образом, нотариус может передавать заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в регистрирующий орган (по аналогии с представлением заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов заявителем лично через многофункциональный центр).

Учитывая изложенное, до внесения изменений в статью 16 Закона о регистрации при применении пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации и пункта 3 статьи 8.1 ГК предлагаем руководствоваться следующим:

при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Такое заявление может быть подано помощником нотариуса. В данной ситуации нотариус выступает заявителем (уполномоченным законом представителем сторон сделки);

при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки заявление о государственной регистрации прав также может быть подано любой стороной сделки, в том числе через нотариуса. То есть нотариус также может выступать не заявителем (не представлять от своего имени заявление), а через него могут представляться (передаваться) заявления сторон (любой стороны) удостоверенной им сделки.

В пункте 3 статьи 8.1 ГК речь идет о возможности любой стороны нотариально удостоверенной сделки обратиться с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку иное не установлено названной нормой, такой нотариально удостоверенной сделкой может являться в том числе и сделка об отчуждении недвижимости. В этом случае применительно к сделкам об отчуждении объекта недвижимости, учитывая, что в рассматриваемой ситуации осуществляется государственная регистрация перехода прав, которая по общему правилу проводится на основании заявления отчуждающей стороны о государственной регистрации перехода права и заявления приобретателя о государственной регистрации его прав:

если с заявлением о государственной регистрации прав обращается продавец (даритель, получатель ренты) объекта недвижимости, то он может подать заявление о государственной регистрации перехода права и заявление о государственной регистрации права собственности покупателя (одаряемого, плательщика ренты);

если с заявлением о государственной регистрации прав обращается покупатель (одаряемый, плательщик ренты) объекта недвижимости, то он также может подать заявление о государственной регистрации перехода прав и заявление о государственной регистрации своего права.

2. Пунктом 4 статьи 8.1 ГК установлено, что, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

Поскольку в этой норме не указано, какие конкретно «обстоятельства» имеются в виду, до внесения изменений в Закон о регистрации предлагаем руководствоваться его действующей редакцией.

3. Согласно пункту 5 статьи 8.1 ГК, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Законом о регистрации установлено, что:

к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9);

при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13);

органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).

Таким образом, в настоящее время регистрирующий орган проверяет законность сделки во всех случаях, когда она является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество или подлежит государственной регистрации.

Вместе с тем для нотариально удостоверенных договора об ипотеке или договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона, Законом о регистрации (пункт 1 статьи 29) установлены пределы проверки их законности.

В этой связи в настоящее время Росреестр не усматривает законных оснований для непроведения проверки законности нотариально удостоверенных сделок с недвижимым имуществом, учитывая при этом особенности проверки законности сделки при государственной регистрации ипотеки на основании нотариально удостоверенных договора об ипотеке или договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона (пункт 1 статьи 29 Закона о регистрации).

4. Пунктом 7 статьи 8.1 ГК установлено, что в отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.

Учитывая, что действующей редакцией Закона о регистрации порядок внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) отметки о возражении не установлен, Закон N 302-ФЗ также не регламентирует порядок внесения в ЕГРП данной отметки, полагаем, что отметка о возражении подлежит внесению в ЕГРП только после установления в Законе о регистрации порядка ее внесения.

Кроме того, лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права (пункт 7 статьи 8.1 ГК).

Как представляется, отметка о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права соответствует вносимой в настоящее время в соответствии с положениями пункта 6 статьи 12, пункта 2 статьи 28 Закона о регистрации, пункта 31 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184, записи о заявленном в судебном порядке праве требования.

II. По вопросам, связанным с применением статьи 2 Закона N 302-ФЗ в части отмены требования о государственной регистрации договоров об отчуждении недвижимости (статьи ГК 558 (договор купли-продажи жилого помещения), 560 (договор купли-продажи предприятия), 574 (договор дарения), 584 (договор ренты, в том числе с условием пожизненного содержания с иждивением). (Положения Закона N 302-ФЗ не исключают требований о необходимости государственной регистрации договоров об ипотеке и договоров участия в долевом строительстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».)

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона N 302-ФЗ правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в том числе в статьях 558, 560, 574, 584 ГК, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу Закона N 302-ФЗ.

Вместе с тем, принимая во внимание, что требование о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество сохранено (статья 131 ГК, статья 8.1 ГК, вступающая в силу с 01.03.2013), в связи с отменой требования о государственной регистрации указанных договоров об отчуждении объектов недвижимости, заключенных с 01.03.2013, предлагаем учитывать, что:

с 01.03.2013 в отношении указанных договоров в ЕГРП не заполняется подраздел II-2 о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимого имущества, поскольку договоры, указанные в названных статьях ГК, не регистрируются;

соответственно, с 01.03.2013 на основании данных договоров осуществляется только государственная регистрация перехода права собственности (в соответствующих случаях также законная ипотека);

правила законов, связанные с фактом государственной регистрации именно сделок, применяются с учетом этой новации (например, правило статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации о необходимости нотариального согласия супруга покупателя жилого помещения по договору купли-продажи, совершенному другим супругом в простой письменной форме, применяться не будет).

Кроме того, поскольку законом не установлено иное, договоры купли-продажи, дарения, ренты, составленные (подписанные) до 01.03.2013 (например, 28.02.2013, равно как и 28.02.2012 и т.п.), будут подлежать государственной регистрации после 01.03.2013, так как требование об их государственной регистрации предусмотрено соответствующими нормами ГК, действовавшими до 01.03.2013 (то есть на момент составления (подписания) данных договоров), и такие договоры, если иное не установлено федеральным законом, считаются заключенными с момента их государственной регистрации (пункт 3 статьи 433 ГК), а положения ГК (в редакции Закона N 302-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона N 302-ФЗ (пункт 5 статьи 2 Закона N 302-ФЗ).

Вместе с тем, принимая во внимание, что соглашение об изменении (расторжении) договора, о переводе долга, уступке прав требования также являются сделками, на основании которых возникают, изменяются, прекращаются права и обязанности, полагаем, что с учетом положений пунктов 5, 8 статьи 2 Закона N 302-ФЗ, положений ГК, в том числе пункта 2 статьи 389, пункта 2 статьи 391, заключаемые после 01.03.2013 соглашения об изменении (расторжении) зарегистрированных до 01.03.2013 договоров, о переводе долга, уступке прав требования по зарегистрированной до 01.03.2013 сделке не подлежат государственной регистрации после 01.03.2013, так как требование о государственной регистрации сделок, предусмотренных статьями 558, 560, 574, 584 ГК, Законом N 302-ФЗ отменено.

Также отмечаем, что отсутствие в разделах ЕГРП записи о возмездной сделке об отчуждении объекта (прежде всего, договора купли-продажи жилого помещения — квартиры, комнаты в квартире, жилого дома) повлечет возникновение и такой проблемы, как невозможность выгрузки в ФНС России из разделов ЕГРП данных о цене зарегистрированной возмездной сделки.

При этом сообщаем, что относительно необходимости после 01.03.2013 государственной регистрации заключаемых после 01.03.2013 соглашений об изменении (расторжении) договоров, о переводе долга, уступке прав требования по зарегистрированным до 01.03.2013 сделкам, договоров купли-продажи, дарения, ренты, подписанных до 01.03.2013, Росреестром направлен запрос в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству с просьбой сообщить мнение по данным вопросам.

О порядке применения указанных выше положений Закона N 302-ФЗ Росреестр запросил мнение Минэкономразвития России. Однако ответ Минэкономразвития России до настоящего времени в Росреестр не поступил.

По получении позиции Минэкономразвития России, Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству относительно порядка применения Закона N 302-ФЗ вы будете дополнительно проинформированы.

Относительно государственной регистрации после 01.03.2013 аренды недвижимого имущества отмечаем, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19.02.2013 принят, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20.02.2013 одобрен федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», исключающий из пункта 8 статьи 2 Закона N 302-ФЗ указание на статьи 609, 651 и 658 ГК.

Заместитель руководителя

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Государственная регистрация сделок

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Сделки и сроки » Государственная регистрация сделок

Это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.

Ст. 164 Кодекса устанавливает основополагающие положения касательно процедуры госрегистрации. Рассмотрим их более детально.

Понятие государственной регистрации сделок

Государственная регистрация сделок – это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.

Процедура госрегистрации доказывает, что право на самом деле существует.

Права на имущество появляются в силу юридического аспекта проводимой сделки, состоящего из:

  • соглашения между продавцом и покупателем;
  • акта госрегистрации прав.

На основании осуществленной процедуры покупатели недвижимости реализуют по собственной инициативе право распоряжаться зарегистрированным имуществом в регламентированном законодательством порядке.

Регистрация прав на недвижимость, перечень прав и сделок, подлежащих регистрации

Права на имущество появляются с момента их госрегистрации, если другое положение не определено законодательными актами.

Право собственности и прочие права имущественного характера на объекты должны быть:

  • внесены в единый госреестр
  • порядок внесения должен быть определен органами, уполномоченными на госрегистрацию прав на недвижимость.

Регистрация прав на недвижимость осуществляют в отношении:

  • владений, которые наследуются пожизненно;
  • собственности;
  • сервитутов;
  • хозвладения и оперативного управления;
  • объектов, находящихся в постоянном пользовании;
  • объектов ипотечного кредитования;
  • других случаев, регламентированных законодательными актами.

Нормы, указывающие на необходимость государственной регистрации прав на имущество

Обязательность процесса госрегистрации регламентируется следующими статьями Кодекса:

  • 164;
  • 223;
  • 433;
  • другими статьями, которые содержатся в 1-й и во 2-й частях Кодекса.

Порядок процесса и причины для отказа определяются:

  • Правилами ведения ЕГРП;
  • Законом о регистрации недвижимости;
  • иными актами.

Сделки, не подлежащие государственной регистрации

Из общего порядка об исключительной обязательности осуществления регистрации правовых полномочий на объекты имущества есть определенные исключения.

Некоторые контракты не подлежат обязательному проведению процедуры:

  • сделки, исходящие из контрактов социального, коммерческого и других видов найма;
  • граждане, являющиеся участниками жилищно-строительных, дачных, гаражных или прочих разновидностей кооперативов, могут претендовать на имущество в установленном порядке после внесения соответствующего паевого взноса в пользу кооператива, а не с момента госрегистрации;
  • сделки по контрактам о безвозмездном пользовании;
  • контракты аренды нежилых площадей со сроком действия менее 1 календарного года.

В некоторых случаях ГК РФ разграничивает понятия:

  • государственная регистрация сделок;
  • приобретение правовых полномочий на объекты недвижимости.

Процесс регистрации контракта и перехода собственности осуществляются раздельно для:

  • договоров, предусматривающих покупку или продажу, мену жилья, предприятия;
  • договоров дарения любой разновидности недвижимой собственности;
  • договоров ренты.

Госрегистрация только перехода права собственности, без необходимости регистрации договора, осуществляется для:

  • процедуры наследования недвижимости;
  • контрактов доверительного управления имуществом.

Процедура по осуществлению госрегистрации не требуется в отношении:

  • предварительный договор, по которому участники процесса обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации.

Процесс государственной регистрации

Весь процесс обязательной госрегистрации состоит из следующих шагов:

  • принятие пакета документации от заявителя;
  • фиксация приема документов с обязательным приложением платежной квитанции об уплате госпошлины;
  • юридическо-правовая экспертиза документации;
  • проверка отсутствия несоответствия между заявляемыми и уже существующими правовыми полномочиями на объект недвижимости;
  • внесение органами записи в ЕГРП при условии отсутствия вышеуказанных противоречий;
  • выдача документации заявителю о госрегистрации права собственности.

Ведение книг учета, содержащих сведения о регистрации сделок

Существует несколько видов книг, которые обязаны вести регистрирующие органы:

  • книга по учету документов;
  • книга по учету предоставленных из ЕГРП сведений;
  • книга по учету арестованной собственности.

В первую разновидность книг вносится следующая информация:

  • запись о приеме заявления на госрегистрацию;
  • входящие номера документации, принятой на регистрацию.

Во втором типе отражаются:

  • сделанные гражданами запросы и заявления об истребовании из ЕГРП информации;
  • заявления о предоставлении копий контрактов и других документов.

Третья разновидность книги необходима для:

  • внесения органами записей о копиях поступивших документов, запрещающих совершение каких-либо сделок с объектом недвижимого имущества, при отсутствии в ЕГРП соответствующего раздела по данному объекту.

Регистрация сделки с объектом недвижимого имущества

Регистрация возможна только, если существует соответствующая запись о ранее произведенной госрегистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРП.

Сроки госрегистрации договора, если подача документов на регистрацию контракта и прав производится одновременно:

  • касательно отчуждения недвижимых объектов и правовых полномочий на них – в течение календарного месяца с даты предоставления пакета документации заявителем;
  • в отношении ипотеки жилых объектов – не позже 5 рабочих дней с даты предоставления документов.

Отказ в приеме документации для обоих вышеуказанных случаев недопустим.

Госрегистрация осуществляется на основании письменного заявления:

  • сторон-участниц процесса;
  • прочего уполномоченного представителя заявителя при наличии у первого нотариальной доверенности на совершение соответствующих действий;
  • судебного пристава, если правовые полномочия появляются на основании решения суда;
  • гражданина, в отношении которого был утвержден акт госоргана или органа местной администрации, о возникновении прав собственности;
  • нотариуса, если правовые полномочия на объект возникает при нотариальном свидетельствовании сделки.

Вопрос о порядке передачи прав собственности решается судебным органом, если одна из сторон уклоняется от исполнения требований договора.

Убытки взыскиваются с уклоняющейся стороны.

Основания для отказа в государственной регистрации прав

Отказ в госрегистрации может быть произведен на основе следующих причин:

  • удостоверение притязаний на объект не подлежит госрегистрации;
  • заявление на госрегистрацию было подано ненадлежащим лицом;
  • документы, предоставленные для осуществления процедуры, не соответствуют законодательным требованиям;
  • правовой акт госоргана или органа местной администрации в установленном порядке признали утратившим силу;
  • гражданин, который предоставил документ, удостоверяющий право на собственность, не наделен полномочиями по распоряжению данным недвижимым объектом;
  • лицо, обладающее неполными правами на объект, подало документ без ссылки на данные ограничения;
  • документ на недвижимость, устанавливающий права на него у определенного лица, удостоверяет отсутствие у заявителя таковых прав;
  • правообладатель не предоставил требуемые документы ранее появившегося права;
  • не были предоставлены документы, требуемые для госрегистрации;
  • выявлено несоответствие между предъявленными и уже имеющимися правами на объект.

Государственная регистрация сделок с движимым имуществом

Государственная регистрация сделок с движимым имуществом осуществляют по:

  • передаче прав на собственность касательно предметов и коллекций из Музейного фонда РФ.

Госрегистрация не осуществляется в отношении:

  • ТС, в частности, легковых автомобилей;
  • контрактов с ценными бумагами (производится только учет перехода прав, но не госрегистрация сделок).

Недвижимое и движимое имущество, которое не подлежит государственной регистрации

Закон о регистрации недвижимости не применим к следующим разновидностям имущества:

  • космические аппараты;
  • воздушный и морской транспорт;
  • водные судна внутреннего плавания.

Комментарий к ст. 164 ГК РФ о государственной регистрации сделок

В рамках подготовки тома (условно — третьего) комментария к ГК РФ, посвященного сделкам (проект #глосса), выкладываю проект комментария к ст. 164 Кодекса, посвященной государственной регистрации сделок. Буду рад замечаниям и предложениям!

Статья 164. Государственная регистрация сделок

1. В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

2. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

1. Государственная регистрация сделок, то есть, специальная процедура официальной фиксации факта совершения сторонами той или иной сделки, может вводиться законодателем для решения нескольких задач.

1.1. Во-первых, регистрация сделок может быть установлена для целей проверки содержания сделки, установления соответствия ее условий закону, проверки дееспособности ее сторон, наличия полномочий у лиц, действующих от имени сторон сделки, разъяснения сторонам сделки, не искушенных с правовых вопросах, содержания и последствий сделки и проч. Строго говоря, в этом случае государственная регистрация сделки мало чем будет отличаться от нотариального удостоверения сделки; по сути, единственное отличие будет заключаться в субъекте, который от имени публичной власти (при нотариальном удостоверении им является нотариус, при регистрации сделки – чиновник регистрационного ведомства) совершает те действия, которые в соответствии с законом необходимо совершить при осуществлении регистрационного действия.

Во-вторых, регистрация сделок может быть введена законодателем для целей оглашения результата сделки, придания правовым последствиям, порожденным сделкой, эффекта публичности. В этом случае центр правовых усилий регистратора смещается с проверки содержания сделки на то, чтобы обеспечить доступность третьим лицам информации о факте совершения сделки и о ее условиях. Это делается с целью создать для третьих лиц презумпцию знания о факте совершения сделки и ее содержании (эффект публичности зарегистрированной сделки) и вменить правовые последствия зарегистрированной сделки всем третьим лицам, так как предполагается, что третьи лица действуют, зная о факте совершения зарегистрированной сделки и ее условиях.

Очевидно, что в случае если законодатель выбирает в качестве основной цели регистрации сделок проверку содержания сделки (и тем самым – защиту интересов сторон сделки), то отсутствие регистрации сделки должно приводить к тому, чтобы сделка в принципе не считалась совершенной, не порождала вообще никаких последствий. Иными словами, в этом случае регистрация создает сделку.

В случае же если законодатель в качестве основной цели введения регистрации сделок преследует обеспечение эффекта публичности сделки и ее правовых последствий, то отсутствие регистрации сделки должно приводить к тому, что третьи лица могут считать сделку не совершенной, они не будут связаны правовыми последствиями такой сделки.

1.2. Из текста комментируемой нормы напрямую не следует, какую именно цель преследует законодатель, вводя положения о государственной регистрации сделок. Под «правовыми последствиями сделки», которые упоминаются в п. 1 комментируемой статьи, можно понимать как последствия в виде прав и обязанностей по сделке (то есть, условно говоря, последствия отсутствия регистрации можно понимать так: нет регистрации — нет сделки вообще), так и отсутствие эффекта сделки для третьих лиц (то есть, нет регистрации сделки — она не может быть противопоставлена третьим лицам). Ответ на этот вопрос может быть обнаружен в нормах п. 3 ст. 433 ГК РФ о государственной регистрации договоров. Норма устанавливает, что договор, подлежащий государственной регистрации, для третьих лиц считается заключенным с момента государственной регистрации. Акцент, сделанный законодателем в указанной норме, на то, что договор должен третьими лицами рассматриваться как заключенный только если он прошел государственную регистрацию, недвусмысленно дает понять, в чем заключалась цель законодателя, вводящего требование о государственной регистрации тех или иных сделок.

Таким образом, c учетом положений п. 3 ст. 433 ГК РФ норму п. 1 комментируемой статьи следует интерпретировать в том смысле, что наступление правовых последствий сделки, в отношении которой законодатель ввел требование о государственной регистрации, в виде эффекта этой сделки для третьих лиц произойдет после государственной регистрации сделки.

Однако эффект сделки в виде договорных прав и обязанностей сторон сделки по отношению друг к другу возникает с момента достижения сторонами либо согласия по всем существенным условиям сделки в установленной законом или соглашением сторон форме (простой письменной или нотариальной), или – если договор является реальным – с момента передачи вещи, являющейся предметом сделки.

Например, в соответствии со ст. 651 ГК РФ договор аренды недвижимости, заключенный на срок год и более подлежит государственной регистрации. Для третьих лиц он будет считаться заключенным с момента регистрации. Это означает, что все третьи лица будут связаны внешними эффектами договора аренды (то есть, правами арендатора, которые в силу указания закона могут быть противопоставлены третьим лицам – к их числу относятся (а) следование аренды за вещью при смене собственника (ст. 617 ГК РФ), (б) преимущественное перед другими лицами право арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК РФ), и (в) защита владения арендатора против третьих лиц, вытекающая из ст. 305 ГК РФ) лишь при условии и с момента государственной регистрации договора аренды2.

1.3. Однако обязательственные отношения между сторонами договора аренды возникнут с момента подписания договора аренды: например, обязанность арендодателя передать предмет аренды в срок, указанный в договоре, возникает не с момента регистрации договора аренды, а с момента его подписания, так как это положение договора аренды не затрагивает третьих лиц. Равным образом, обязанность арендатора уплачивать арендную плату никак не связана с государственной регистрацией договора аренды, поэтому она возникает с момента подписания договора аренды (если договором не установлен иной момент, с которого возникают денежные обязательства арендатора). Взаимные обязательства арендатора и арендодателя, связанные с неотделимыми улучшениями предмета аренды, также не имеют никакого отношения к внешниv эффектам аренды, поэтому они возникают с момента подписания договора и существуют даже если договор аренды недвижимости так и не был зарегистрирован.

Описанные правовые позиции в отношении договора аренды недвижимости и его государственной регистрации устоялись в судебной практике (см: постановление Президиума ВАС РФ № 4905/11 от 06.09.2011, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ № 73 от 17.11.2011, п. 2 и 3 информационного письма Президиума ВАС РФ № 165 от 25.02.2014, СКЭС ВС № 309-ЭС16-14273). Таким образом, идея о том, что государственная регистрация договора аренды осуществляется для целей противопоставления прав арендатора недвижимости третьим лицам? является сегодня доминирующей в российском частном праве.

1.4. Аналогичным образом судебная практика относится и ко второму случаю, в котором законодатель вводит государственную регистрацию сделки с недвижимостью. Речь идет о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»). В соответствии с практикой Президиума ВАС РФ государственная регистрация договора участия в долевом строительстве рассматривается как способ придания эффекта публичности договорным отношениям дольщика и застройщика во избежание так называемых «двойных продаж» (заключения договоров участия в долевом строительстве в отношении одной и той же недвижимости с несколькими лицами). Иными словами, для того, чтобы дольщик мог противопоставлять третьим лицам свои права по договору с застройщиком (право требовать передачи в собственность помещения именно ему), этот договор должен быть зарегистрирован (постановление Президиума ВАС РФ № 15510/12 от 12.03.13; этот подход был поддержан и ВС, см. СКАД ВС № 309-ЭС16-14273). Однако «внутренние» отношения застройщика и дольщика возникают с момента подписания договора, но не его регистрации. Например, обязанности застройщика по отношению к дольщику, установленные законом или договором, возникают с момента подписания договора, но не его регистрации; равным образом обязанности дольщика совершить те или иные действия также должны считаться существующими с момента заключения договора.

В уже упомянутом деле № 15510/12 Президиум ВАС РФ признал, что требование дольщика в отношении застройщика о передаче жилого помещения может быть установлено в реестре кредиторов застройщика даже в случае если договор участия в долевом строительстве не прошел государственную регистрацию: «Отсутствие регистрации … не лишает добросовестного участника долевого строительства, оплатившего жилое помещение, права требовать от застройщика выполнения договора. Вместе с тем у такого участника долевого строительства не возникает иных специальных прав, предусмотренных Законом N 214-ФЗ, в том числе права залога, в соответствии со статьей 13 этого Закона, поскольку иное нарушало бы интересы третьих лиц, на защиту которых, также в части предупреждения о залоге, направлено требование о регистрации договора об участии в долевом строительстве».

1.5. Государственная регистрация не является формой сделки. Это следует, в частности, из положений п. 2 ст. 165 ГК РФ: «Если сделка совершена в надлежащей форме, но не одна из сторон уклоняется от ее регистрации, …». Иными словами, законодатель не рассматривает отсутствие государственной регистрации сделки как нарушение формы сделки, которое влечет за собой последствия, указанные в ст. 162 и 163 ГК РФ.

1.6. В первоначальной редакции Кодекса содержалось довольно много норм, вводивших государственную регистрацию сделок как с недвижимостью, так и с объектами интеллектуальной собственности (например, ст. 558, 560, 574, 584, 1232, 1234, 1235). Однако в настоящее время в ходе реформы ГК РФ почти все нормы о государственной регистрации сделок были отменены, а центральное место как объект регистрации заняли права на недвижимости либо результаты интеллектуальной деятельности (см. в особенности ст. 8.1 ГК РФ).

Это связано с тем, что прежний подход — регистрация и прав на указанные объекты (всегда), и сделок с ними (в некоторых, прямо установленных законом случаях) — основывался на смешении двух типов регистрационных систем: транскрипционно-инскрипционной (французской) регистрационной системы, предполагающей регистрацию (всех) сделок с недвижимостью и системой поземельных книг (немецкой регистрационной системой), в основе которой лежит идея регистрации прав на недвижимости. Первая регистрационная система основана на посубъектном принципе регистрации (когда информация о сделках располагается в разделах реестра, открываемых на каждого покупателя, залогодержателя и проч.); вторая же регистрационная система имеет в своей основе пообъектную регистрацию, когда на каждый объект недвижимости заводится отдельная поземельная книга, в одном из разделов которой ведутся записи о собственности на соответствующую недвижимость и ее переходе.

В целом пообъектная система регистрации прав была признана более удобной для оборота и поэтому с 1 марта 2013 года (дата вступления в силу Федерального закона № 302-ФЗ, «открывшего» реформу ГК РФ) началась фактически процедура демонтажа правил о регистрации договоров и переход исключительно на систему регистрации прав на имущество. Вновь вводимые правила о регистрации также учитывают это и предполагают регистрацию прав (обременений), но не сделок, на основе которых они возникают, ср. напр. новые правила о государственной регистрации найма жилых помещений (п. 2 ст. 674 ГК РФ) как обременения (но не договора!).

1.7. Кроме того, легко заметить, что законодатель, вводя в 90-х годах положения о регистрации сделок, явно преследовал одновременно две цели.

Во-первых, ввести путем установления требования о государственной регистрации сделки, суррогат обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью (которое было фактически отменено в 90-е годы) и, тем самым, предоставить хотя бы какую-то защиту более слабым в правовом и общесоциальном смыслах сторонам сделок с недвижимостью (в первую очередь, жилой). Таковы были нормы о государственной регистрации договоров купли-продажи жилых помещений (при том, что купля нежилых помещений государственной регистрации как сделка не подлежала), мены жилыми помещениями, дарения, ренты, ипотеки.

Во-вторых, законодатель явно стремился путем установления требования о государственной регистрации некоторых договоров ввести систему оглашения этих сделок, дабы защитить третьих лиц от неинформированного вступления в правовой контакт со сторонами этих сделок (например, требование о государственной регистрации договора аренды недвижимости было введено для того, чтобы защитить покупателей недвижимости от возможного существования долгосрочной аренды, о которой покупателю было бы не известно; требование о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве было введено, чтобы исключить возможность т.н. «двойных продаж» недвижимости в строящихся домах).

В ходе реформы ГК судьба этих разных правовых решений сложилась по-разному, Первая группа сделок, ранее объявленных подлежащими регистрации, была освобождена от нее с 01.09.2013, и, потенциально, в их отношении в будущем должна быть возвращена обязательная нотариальная форма сделки. Вторая же группа сделок, в отношении которых введено требование о государственной регистрации, сохранила регистрацию как атрибут сделки, и, как уже описывалось выше, сначала судебная практика, а затем и законодатель в п. 3 ст. 433 ГК РФ довольно серьезно развили идею непротивопоставимости прав из незарегистрированных сделок.

1.8. Государственная регистрация сделок осуществляется только в том случае, если закон прямо объявил сделку подлежащей регистрации (как уже упоминалось, в настоящий момент законодатель объявляет подлежащими регистрации только две сделки — договор аренды недвижимости на срок год и более и договор участия в долевом строительстве) (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В случае если законодатель не предусмотрел государственную регистрацию договора соответствующего вида, стороны не вправе обращаться с заявлением о регистрации совершенной ими сделки (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

1.9. Государственную регистрацию сделок, установленную федеральным законодателем, следует отличать от учета тех или иных договоров, правила о котором вводились (или могут быть введены) местными органами власти. Последний осуществляется в статистических целях, в рамках проведения мероприятий по социальной политике и проч. Каких-либо частноправовых последствий наличие либо отсутствий такого рода учета договоров не влечет (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

По сути государственная регистрация (в отличие от соблюдения формы сделки) является добровольным действием: стороны вправе совершить сделку, но не придавать ей эффект публичности, если они полагают, что необходимости в противопоставлении сделки третьим лицам в будущем не будет. Например, материнская компания передает дочерней компании в аренду на длительной срок здание; при этом стороны понимают, что здание составляет основной актив бизнеса данной предпринимательской группы и вряд ли будет отчуждено в будущем. Таким образом, у сторон сделки нет стимулов тратить время и деньги на государственную регистрацию такого договора аренды, ведь он будет связывать их, создавая действительное правовое основания для пользования зданием и уплаты арендных платежей, и без нее.

1.10. Наличие зарегистрированной сделки не может само по себе создавать препятствия для государственной регистрации другой сделки с тем же имуществом (например, вполне возможна аренда одной и той же вещи двумя арендаторами, которые будут использовать вещь с разной целью, см. п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ № 73 от 17.11.2011). Это связано с тем, что такие договоры, заключенные одним лицом с несколькими контрагентами по поводу одной и той же вещи, порождают лишь конкурирующие обязательства этого лица перед контрагентами; факт наличия нескольких сделок по поводу одного и того же предмета не влечет за собой недействительность этих сделок.

Однако законодатель может установить, что наличие зарегистрированной сделки с имуществом может являться основанием для отказа в государственной регистрации второй сделки с тем же имуществом (напр. п. 39 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Это будет означать, что такой договор участия в долевом строительстве будет считаться заключенным между сторонами, породит ответственность застройщика перед дольщиком, но этот договор не может быть противопоставлен лицу, уже зарегистрировавшему свой договор в реестре.

1.11. Текущая судебная практика довольно противоречиво решает вопрос относительно того, достаточно ли простого факта отсутствия регистрации сделки для того, чтобы она не имела эффекта против третьих лиц, либо же третьи лица помимо этого также должны быть добросовестными, то есть, не просто не знавшими, но и не должными знать о совершенно, но не зарегистрированной сделке. Например, в соответствии с положениями ст. 8.1 (абз. 2 п. 6) и 51 (абз. 2 п. 2) ГК РФ, отсутствие записей в реестре имеет значение только для тех, кто не знал и не должен был знать о недостоверности реестра, то есть, добросовестных лиц; лица, знавшие или должные знать о действительном положении дел, не могут ссылаться на записи в реестре. При этом в п. 3 ст. 433 ГК РФ, которым была введена доктрина непротивопоставимости третьим лицам незарегистрированных договоров, указание на то, что это положение действует исключительно в отношении добросовестных лиц, не содержится.

В постановлении Пленума ВАС РФ № 98 от 25.12.2013 (относительно незарегистированных договоров аренды, заключенных в период с 2 по 3 марта 2013 г.) указание на то, что такие договоры непротивопоставимы только недобросовестным лицам, также отсутствует. Однако в информационном письме № 165 от 25.02.2014 (п. 4) Президиум ВАС все же подчеркнул, что принцип непротивопоставимости незарегистрированных сделок работает только против добросовестных третьих лиц.

Последнее решение кажется все же более предпочтительным. Например, тот факт, что покупатель знал (или должен был знать) о договоре аренды, но, невзирая на это, приобрел недвижимое имущество, свидетельствует о его молчаливом согласии с тем, что в его отношениях с арендатором будут применяться положения ст. 617 ГК РФ. Такое решение в большей степени соответствует поиску баланса интересов нового собственника и стороны незарегистрированной сделки.

1.12. Непротивопоставимость незарегистрированной сделки третьим лицам в частноправовых отношениях не означает, что точно такой же эффект незарегистрированная сделка должна иметь в публично-правовых отношениях. Например, в случае если публичное право связывает те или иные последствия именно с зарегистрированной сделкой (например, право на получение лицензии на торговлю алкоголем и проч.), от требование публичного органа представить именно зарегистрированный договор должно обсуждаться не сквозь призму комментируемой статьи и положений п. 3 ст. 433 Кодекса, но через нормы публичного права, выдвигающего определенные требования к договору, например, аренды, представляемому в публичный орган для тех или иных целей.

Однако в случае, например, если публичное право не связывает правовые последствия именно с государственной регистрацией сделки, то они должны наступать вне зависимости от того, прошла ли сделка государственную регистрацию. Например, незарегистрированный договор аренды должен производить такие же налоговые последствия, как и зарегистрированный.

2. Описанные выше правовые последствия регистрации сделки имеют то же значение (конститутивное, то есть, придающее силу сделке в целом, и деклараторное, то есть, придающее силу сделке только в отношении третьих лиц) в отношении изменения и прекращения сделки.

2.1. Некоторое время назад возник вопрос о том, следует ли регистрировать дополнительные соглашения к договорам, которые подлежат государственной регистрации? Этот вопрос был порожден принципом, в соответствии с которым зарегистрировать можно было только ту сделку, которая прямо в законе была названа подлежащей государственной регистрации. В связи с тем, что относительно дополнительных соглашений к зарегистрированным договорам не было специального указания на то, что такие сделки подлежат регистрации, судебная практика первоначально отвергала необходимость и возможность их регистрации. Однако впоследствии Президиум ВАС скорректировал подходы судов, признав возможность государственной регистрации дополнительных соглашений к зарегистрированным договорам (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

2.2. В случае если условия сделки, прошедшей государственную регистрацию, были изменены, то эти изменения вступят в силу для сторон сделки с момента заключения соответствующего соглашения, а для третьих лиц — с момента государственной регистрации изменений.

Так, если стороны изменили условие о размере арендной платы в договоре аренды недвижимости, прошедшем государственную регистрацию, но при этом не зарегистрировали дополнительное соглашение, то в отношениях между арендатором и арендодателем последний имеет право требовать от первого уплаты арендной платы в соответствии с условиями дополнительного соглашения (СКЭС ВС № 309-ЭС16-14273).

Однако если вопрос о размере арендной платы будет обсуждаться в рамках отношения арендатора и третьего лица (например, покупателя либо залогодержателя арендуемого арендатором здания или помещения), то он должен быть решен в соответствии с тем условием об арендной плате, которое содержится в зарегистрированном договоре аренды недвижимости (правовая позиция, содержащаяся в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» более не актуальна).

2.3. Так же решается и вопрос относительно правовых последствий прекращения зарегистрированной сделки. Тот факт, что прошедший регистрацию договор был расторгнут по решению суда или соглашению сторон (или сторона отказалась от него в одностороннем порядке), либо имелись иные основания для прекращения обязательств по договору, но это не было зарегистрировано в реестре, не означает, что договор по-прежнему действует: для сторон сделки он прекратился. Но в отношении добросовестных третьих лиц, которые действуют, полагая, что зарегистрированный договор по-прежнему существует, он должен считаться существующим.

Например, представим, что договор аренды недвижимости был расторгнут его сторонами досрочно, но арендатор и прежний арендодатель не обратились в орган по регистрации с тем, чтобы погасить запись о государственной регистрации договора аренды. Здание было приобретено третьим лицом, добросовестно полагавшим, что аренда действует (например, в момент приобретения собственности на здание арендатор еще не возвратил владение зданием), и рассчитывавшим на доход от платежей арендатора.

В случае если будет доказано, что покупатель не должен был знать о том, что договор аренды был расторгнут предыдущим собственником, то арендатор будет обязан возместить убытки, возникшие у такого покупателя в связи с тем, что договор аренды к моменту перехода собственности был прекращен, так, как будто бы он (арендатор) уклоняется от надлежащего исполнения договора аренды. Это решение должно быть поддержано как при виновном бездействии сторон договора аренды, так и (особенно!) в той ситуации, когда арендатор и арендодатель намеренно скрывают от покупателя, что аренда прекращена, вводя того в заблуждение относительно будущих правовых последствий покупки недвижимости.

В случае же если недобросовестным (так как закон не устанавливает сроков, в течение которых стороны должны обратиться за регистрацией прекращения договора аренды, поэтому такое поведение не может быть квалифицировано как незаконное) было лишь поведение одной из стороны договора аренды (арендодателя или арендатора), то соответствующее лицо будет отвечать перед покупателем недвижимости за убытки. Очевидно, что ответственность арендодателя (продавца) будет охватывать убытки, причиненные тем, что договор аренды в действительности не существует (при этом существование договора аренды может как вытекать из договорных заверений, так и из подразумеваемого условия о наличии аренды, которое может быть отнесено к числу условий о качестве проданной вещи).

С ответственностью арендатора намного сложнее. По всей видимости, она возможна лишь в том случае если бездействие арендатора в части регистрации прекращения договора аренды будет нарушать стандарт разумного и добросовестного поведения (ст. 1, 10 ГК РФ). В целом, арендатор, зарегистрировавший аренду, может рассматриваться как лицо, принявшее на себя риски, связанные с публичностью аренды. Эти риски проще возложить на арендатора, чем на покупателя, так как в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав для регистрации аренды (и прекращения аренды) достаточно заявления как одного арендодателя, так и одного арендатора (п. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Таким образом, арендатору, сделавшему доступным широкой публике информацию о договоре аренды, можно вменить также и обязанность уведомить публику о прекращении договора; в случае же если он не делает это неразумно длительное время после прекращения аренды, он должен нести соответствующие риски.

Впрочем, возможно и иное решение: доктрина противопоставимости зарегистрированных сделок может быть использована только лицом, которое является управомоченным субъектом по зарегистрированной сделке, то есть, арендатором, так как оглашение нужно только для того, чтобы он мог противопоставлять свое право более поздним правам. Иными словами, регистрация сделок — не «обоюдоострое оружие», оно не может быть повернуто против управомоченного зарегистрированной сделкой лица.

Сейчас можно лишь констатировать, что однозначного ответа на вопрос о соотношении прекращения зарегистрированной сделки и исключением из реестра записи о регистрации сделки практика пока не выработала.

Несмотря на то, что институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно, четкого понимания его правовой природы и нюансов у многих бухгалтеров, к сожалению, до сих пор нет. А сталкиваться с проблемой регистрации объектов недвижимого имущества приходится практически всем. Надеемся, что наша сегодняшняя статья поможет бухгалтерам самарских предприятий избежать метода «самостоятельных проб и ошибок».Дмитрий Самигуллин, специально для ИА «Клерк.Ру»

Перечень объектов недвижимости является открытым

Согласно статье 130 Гражданского кодекса, все объекты недвижимости делятся на три группы:

  1. объекты недвижимости, которые недвижимы по своей природе (земля, участки недр, обособленные водные объекты);
  2. объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых влечет несоразмерный ущерб их назначению;
  3. объекты, которые по своей физической природе являются движимыми, но законодатель отнес их к недвижимости (морские, воздушные суда, космические объекты).

Специфика недвижимого имущества состоит в том, что его можно использовать только в условиях более или менее постоянного нахождения на определенном земельном участке. Соответственно, для объектов, не связанных с землей и предназначенных для перемещения людей и грузов, особым условием использования является водное, воздушное или космическое пространство. 📌 Реклама Отключить

Чисто юридически перечень недвижимых объектов, указанных в статье 130 Гражданского кодекса РФ, не является исчерпывающим. К недвижимым вещам может быть отнесено и другое имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Яркие примеры такой «недвижимости по закону» — предприятия (ст. 132 ГК РФ), а также морские или воздушные суда.

Перечень недвижимого имущества постоянно расширяется. Так, относительно недавно в него вошли объекты незавершенного строительства. Еще один пример — жилые помещения, которые теперь прямо указаны в качестве разновидности недвижимого имущества в новом Жилищном кодексе РФ.

Регистрация – это не основание, а подтверждение права на объект недвижимости

В статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. указано, что государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. По сути, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, оспорить которое возможно только в судебном порядке.

📌 Реклама Отключить

Если при совершении сделки с движимым имуществом переход права осуществляется в момент передачи вещи, то для недвижимых вещей аналогичную функцию выполняет именно государственная регистрация права.

В то же время государственную регистрацию, которая осуществляется в форме записи в ЕГРП, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного юридического основания права на недвижимость. В любом случае таким юридическим основанием выступает титул, приобретаемый на основании сделки, судебного решения, административного акта, юридического факта и т.д.

На это обстоятельство обратил внимание Конституционный Суд РФ, указав на то, что, например, госрегистрация договора аренды здания или сооружения, равно как и государственная регистрация права его аренды не могут подменять собойдоговор аренды. Именно сам договор является основанием возникновения, изменения или прекращения права аренды (Определение КС РФ от 5 июля 2001 г. № 132).

📌 Реклама Отключить

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав. В свою очередь государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, который отражает содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Внесена запись в ЕГРП? С этого момента право зарегистрировано

Обратите внимание, что право считается зарегистрированным и соответственно возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю. Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно и не получать, поскольку оно выдается по ходатайству правообладателя.

📌 Реклама Отключить

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права. Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве. Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

Госрегистрация прав (обременения прав)на недвижимое имущество и госрегистрациясделок с недвижимостью – это не одно и тоже

К сожалению, в понимании бухгалтеров (и даже юристов) многих предприятий происходит смешивание таких понятий, как «госрегистрация прав (обременения прав) на недвижимое имущество» и «госрегистрация сделок с недвижимостью».

📌 Реклама Отключить

Напомним, что государственной регистрации подлежат следующие вещные права на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 131, статью 216 Гражданского кодекса РФ и Федеральный закон «О государственной регистраци прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  • право собственности;
  • право хозяйственного ведения имущества;
  • право оперативного управления имуществом;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • частный сервитут.

Согласно статье 164 Гражданского кодекса РФ, государственной регистрации подлежат также обязательственные правоотношения.

К сделкам, подлежащим государственной регистрации относятся:

  • договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на указанные объекты недвижимости (ст. 251 ГК РФ), в том числе соглашение о приобретении заложенного жилого помещения залогодержателем (п. 3 ст. 55 Закона об ипотеке);
  • договоры мены жилых домов, квартир и их частей (п. 2 ст. 567 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на них (ст. 251 ГК РФ);
  • договоры дарения недвижимости (независимо от вида объекта) (п. 3 ст. 574 ГК), доли в праве общей собственности на них (ст. 251 ГК РФ), в том числе пожертвование (ст. 582 ГК РФ);
  • договоры ренты с передачей недвижимости под выплату ренты, в том числе договоры пожизненного содержания с иждивением (ст. 584, п. 2 ст. 601 ГК РФ);
  • договоры аренды с выкупом (ст. 624 ГК РФ);
  • договоры продажи предприятия как имущественного комплекса (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
  • договоры аренды:
  • — зданий, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, участков лесного фонда на срок не менее 1 года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
  • — предприятий как имущественных комплексов (п. 2 ст. 658 ГК);
  • договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36 Лесного кодекса РФ, п. 6 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224);
  • договоры о залоге недвижимости (об ипотеке), в том числе залог права аренды недвижимости (п. 3 ст. 339 ГК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об ипотеке»);
  • договоры концессии участков лесного фонда (Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденная Приказом Минюста России от 23 января 2002 г. № 18);
  • договоры участия в долевом строительстве (ст. 4, 17, п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»).

Обратите внимание на важный момент: далеко не все договоры, право на недвижимое имущество по которым подлежит государственной регистрации, могутрегистрироваться. В данном случае действуют следующие правила: 📌 Реклама Отключить

1. В отличие от нотариального удостоверения, которое может быть установлено соглашением сторон (п. 2 ст. 163 ГК РФ), обязательность государственной регистрации сделки устанавливается только законом.

2. Законодательство, устанавливающее государственную регистрацию договора, должном быть федеральным. Поэтому изданный субъектом РФ или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, суды будут рассматривать как противоречащий нормам Гражданского кодекса РФ.

3. Участники сделки не вправе установить или отменить обязательную государственную регистрацию в соответствии с условиями договора.

Данные правила закреплены в том числе законодательной практикой, а именно: пунктами 1, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

📌 Реклама Отключить

Налоговые моменты госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним одним из спорных вопросов является следующий: когда при продаже объекта в налоговом учете продавца возникает доход от реализации — при передаче объекта по акту или в момент регистрации перехода права собственности (регистрации договора)? Попробуем разобраться.

Как мы уже говорили, переход права собственности на недвижимость по договору подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ) и происходит после такой регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 556 Гражданского кодекса РФ, передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего акта приема-передачи.

📌 Реклама Отключить

Для оформления соответствующего акта используются унифицированная форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», утвержденная Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7.

Для целей налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), из которой исключается НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ).

В случае признания доходов методом начисления датой получения дохода от реализации объекта недвижимости признается дата его реализации, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в его оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Если руководствоваться данными нормами, напрашивается вывод о том, что в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском учете, доход от продажи недвижимого имущества признается на дату перехода права собственности на объект недвижимости, т.е. на дату регистрации права собственности покупателя на имущество.

📌 Реклама Отключить

Однако на деле все оказывается не так однозначно. Дело в том, что позиция Минфина РФ по этому вопросу иная, мало того, она все время меняется.

Так, в письме от 26 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/85 Минфин РФ говорил следующее: «Согласно пункту 3 статьи 271 Кодекса для доходов от реализации… датой получения дохода признается дата реализации товаров… определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса». В результате финансовое ведомство делало вывод, что «в налоговом учете доход от продажи объекта основного средства признается на дату перехода права собственности на объект, то есть на дату регистрации права собственности покупателя на имущество». Казалось бы, все в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Однако спустя некоторое время Минфин РФ свою позицию изменил, причем кардинально, дав прямо противоположный ответ (письма Минфина РФ от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301, от 3 июля 2006 г. № 03-03-04/1/554). Чиновники по-прежнему констатируют тот факт, что, согласно статье 271 Налогового кодекса РФ, при методе начисления датой получения дохода для доходов от реализации признается дата реализации товаров. А вот вывод на этот раз делается совершенно иной, а именно: «у организации-продавца… возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств и подачи документов на государственную регистрацию… вне зависимости от даты государственной регистрации таких прав».

📌 Реклама Отключить

Любопытно, что в письме от 28 сентября 2006 № 07-05-06/241 (правда, заметим, что это письмо касается продажи жилых помещений (квартир)) Минфин РФ категорично утверждает, что доходы от продажи квартир признаются для целей налогообложения прибыли на дату перехода прав собственности на объект, то есть на дату государственной регистрации прав собственности покупателя на квартиру.

Какое мнение Минфина РФ по этому вопросу является самым правильным, налогоплательщикам остается лишь гадать.

Таким образом, на наш взгляд, доход должен признаваться на дату государственной регистрации перехода права на имущество, подтвержденной свидетельством о государственной регистрации прав. Во-первых, такой подход наиболее соответствует положениям Налогового кодекса РФ, а во-вторых, является самым удобным, поскольку освобождает налогоплательщиков от необходимости платить налог на прибыль гораздо раньше государственной регистрации перехода права собственности.

📌 Реклама Отключить

Автор — генеральный директор консалтинговой компании «РосБизнесЛегис»(www.rbl-samara.ru ), к.ю.н., налоговый консультант

Порядок регистрации договора купли-продажи в Росреестре

Перечень документов, необходимых для регистрации купли-продажи недвижимости

Регистрация купли-продажи недвижимости в МФЦ и другие способы подачи документов

Когда документы могут вернуть

Порядок регистрации договора купли-продажи недвижимости

Особенности и стоимость курьерской доставки документов

Регистрация купли-продажи недвижимости и перехода прав на земельный участок

Срок регистрации купли-продажи недвижимости

Госпошлина за совершение регистрационных действий

Перечень документов, необходимых для регистрации купли-продажи недвижимости

Договор купли-продажи недвижимости не подлежит регистрации в Росреестре (в отношении купли-продажи жилья существовало правило о регистрации, однако было отменено в 2013 году). На основании сделок с недвижимостью производится только регистрация перехода права собственности к новому владельцу. Поэтому далее, говоря о регистрации договора, мы будем иметь в виду регистрацию перехода прав на недвижимость в случае ее продажи.

Подробнее о том, какие договоры купли-продажи подлежат регистрации, а какие — нет, рассказывает КонсультантПлюс в готовом решении. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Правила и порядок подачи документов на госрегистрацию прописаны в законе «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон о госрегистрации) и приказе Минэкономразвития от 26.11.2015 № 883 (далее — приказ № 883).

Итак, в регистрирующий орган представляются:

  • заявление о госрегистрации;
  • сам договор купли-продажи недвижимости как документ, удостоверяющий переход права собственности;
  • акт приема-передачи имущества;
  • нотариальная доверенность, если обращается представитель;
  • иные документы, необходимые в силу закона (например, разрешение органов опеки в соответствии с п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации или согласие супруга в силу п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации);
  • документ об уплате госпошлины — только по желанию заявителя (п. 7 ст. 18 закона о госрегистрации).

При подаче заявления предъявляется документ, подтверждающий личность заявителя. Представитель юрлица, действующий без доверенности, дополнительно предъявляет документ, удостоверяющий его полномочия.

Юрлицам больше не требуется передавать в регистрирующий орган свои учредительные документы — орган регистрации запрашивает их в налоговой инспекции сам (п. 9 ст. 18 закона о госрегистрации).

Регистрация купли-продажи недвижимости в МФЦ и другие способы подачи документов

Документы для регистрации можно направить разными способами:

  • лично в любой регистрирующий орган или на выездном приеме;
  • лично через МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;
  • в форме электронного документа (через портал госуслуг, официальный сайт), который должен быть подписан электронной подписью.

При направлении документов почтой необходимо:

  • нотариально удостоверить подпись лица на заявлении;
  • нотариально удостоверить сам договор купли-продажи и доверенность, если его подписали представители по доверенности;
  • приложить копии паспортов сторон сделки, заявителя, их представителей.

В принятии заявления при личном обращении могут отказать в случае, если заявитель не представил документ, подтверждающий его личность (п. 15 ст. 18 закона о госрегистрации).

Когда документы могут вернуть

В ст. 25 закона о госрегистрации называются случаи, когда регорган может вернуть заявление, не рассматривая его:

  • поданные электронные документы не соответствуют установленному формату (XML-документы и образы документов в PDF, см. п. 9 приложения № 1 к приказу № 883);
  • бумажные документы сделаны карандашом либо имеют исправления, подчистки или серьезно повреждены, что мешает их однозначному толкованию;
  • отсутствуют сведения об оплате госпошлины, платежный документ не был приложен при подаче заявления;
  • в реестре содержится отметка о невозможности госрегистрации права без личного участия собственника, когда документы были поданы не им;
  • заявление не было подписано.

Порядок регистрации договора купли-продажи недвижимости

После принятия документов регорган проводит их правовую экспертизу и вносит в ЕГРН сведения о регистрации перехода права или выносит решение о приостановке регистрационных действий.

Ст. 26 закона о госрегистрации содержит 60 оснований для приостановки регистрации. Например, когда:

  • имеются противоречия между заявляемыми и уже содержащимися в реестре правами;
  • представлены документы с недостоверной информацией;
  • сделка является ничтожной или признана судом недействительной и многие др.

Приостановка делается регорганом до момента устранения ее причин, но не более чем на 3 месяца (по общему правилу). В некоторых случаях законом предусмотены иные сроки приостановки — подробнее в п. 3 — 8.1. закона о госрегистрации.

Отказ в госрегистрации возможен только по одному основанию — из-за неустранения причин приостановки в необходимый срок (ст. 26 закона о госрегистрации).

По окончании процедуры выдается выписка из Единого государственного реестра недвижимости, которая заменила свидетельство о праве собственности. Документы подлежат выдаче правообладателю или его представителю по оформленной доверенности, также могут быть доставлены курьером за отдельную плату.

Приостановка и отказ в регистрации могут быть обжалованы в судебные органы (п. 12 ст. 29 закона о госрегистрации).

Подробнее читайте в статье Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности.

Особенности и стоимость курьерской доставки документов

Минэкономразвития приказом от 31.05.2016 № 337 утвердило специальный порядок (далее — порядок), в котором установило стоимость и основные правила курьерской доставки документов, подлежащих выдаче заявителю по окончании регистрации прав или уведомлений об отказе в такой регистрации. Доставка документов может быть осуществлена только в пределах субъекта РФ, в котором было подано заявление (п. 3 порядка). При этом курьер не выезжает на территорию:

  • медучреждений;
  • СИЗО и ИВС;
  • закрытых территориальных образований;
  • воинских частей.

О необходимости курьерской доставки делается указание в заявлении на госрегистрацию. Условием такого способа получения документов является внесение платы, которая в зависимости от региона составляет:

  • 500–1 500 руб. для физлиц;
  • 1 000–2 500 руб. для организаций.

Время доставки согласовывается с заявителем посредством телефонной связи по номеру, указанному в заявлении о госрегистрации.

Регистрация купли-продажи недвижимости и перехода прав на земельный участок

Говоря о регистрации договора купли-продажи недвижимости, необходимо сделать акцент на возможности одновременной подачи документов на оформление перехода права собственности на строение, сооружение и прочую недвижимость и заявления о госрегистрации о переходе права на земельный участок, на котором они размещены (п. 1 ст. 57 закона о госрегистрации).

Передача права собственности на участок земли, необходимый для использования отчуждаемой недвижимости, размещенной на нем, предусмотрено ст. 273 ГК РФ. При этом следует учитывать, что принадлежащие одному хозяину строение и земля под ним не могут выступать в обороте раздельно и нет оснований для госрегистрации прав на недвижимость без перерегистрации права на участок земли под ним (п. 11 Обзора № 3).

П. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает следующие исключения из этого правила:

  • отчуждена часть объекта, которая не может быть выделена в натуре вместе с землей;
  • продана недвижимость, которая находится на участке земли, изъятом из оборота;
  • продано сооружение, находящееся на участке земли на правах сервитута.

При продаже доли в объекте недвижимости к покупателю переходят права на долю прежнего собственника в праве собственности на участок земли, расположенный под таким объектом.

Срок регистрации купли-продажи недвижимости

Ст. 16 закона о госрегистрации устанавливает следующие сроки регистрационных действий:

  • 7 рабочих дней при условии сдачи документов непосредственно в регистрирующий орган;
  • 9 рабочих дней при передаче документов через МФЦ;
  • 10 рабочих дней при обращении в регорган или 12 рабочих дней при сдаче документов через МФЦ, когда требуется еще поставить объект недвижимости на кадастровый учет;
  • 3 рабочих дня, если основанием госрегистрации служат нотариально удостоверенные сделки (в случае, когда такие документы поданы в электронной форме, срок сокращается до 1 рабочего дня, а при подаче через МФЦ увеличиватся до 5 рабочих дней).

Подробнее читайте в статье Срок регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Госпошлина за совершение регистрационных действий

Размер госпошлины установлен в ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет:

  • 22 000 руб. для юрлиц;
  • 2 000 руб. для физлиц;
  • 0,1% от стоимости отчуждаемого предприятия, но не более 60 000 руб., когда предметом договора становится предприятие;
  • 200 руб. при продаже доли в праве общей собственности в многоквартирном доме;
  • 350 руб. при отчуждении земельного участка, предназначенного для садоводства или огородничества;
  • 350 руб. при сделках с землями сельхозназначения.

Заявитель может не прикладывать подтверждающий документ об уплате госпошлины, однако при отсутствии информации в системе госплатежей по истечении 5 дней после подачи заявления такое заявление подлежит возврату.

Принимая во внимание возможность каких-либо сбоев в системе, рекомендуем по-старому прилагать документ об уплате госпошлины к заявлению.

Таковы основные вехи порядка регистрации купли-продажи недвижимости в регистрирующем органе. Меняется закон, сроки регистрационных действий и другие нюансы, но суть остается прежней. Необходимо представить в регорган грамотно составленный договор и другие необходимые документы в зависимости от обстоятельств и получить документы по окончании госрегистрации, желательно избежав приостановки по какому-либо из многочисленных оснований.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Государственная регистрация сделки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *