Госзакупки закон

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ, от 24.11.2014 N 356-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 188-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 220-ФЗ, от 13.07.2015 N 226-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 13.07.2015 N 249-ФЗ, от 29.12.2015 N 390-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 05.04.2016 N 96-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ, от 23.06.2016 N 203-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 266-ФЗ, от 03.07.2016 N 314-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 28.12.2016 N 489-ФЗ, от 28.12.2016 N 500-ФЗ, от 22.02.2017 N 17-ФЗ, от 28.03.2017 N 36-ФЗ, от 28.03.2017 N 45-ФЗ, от 01.05.2017 N 83-ФЗ, от 07.06.2017 N 106-ФЗ, от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 26.07.2017 N 211-ФЗ, от 29.07.2017 N 231-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ (ред. 29.12.2017), от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 23.04.2018 N 108-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 03.08.2018 N 311-ФЗ, от 30.10.2018 N 393-ФЗ, от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 27.12.2018 N 512-ФЗ, от 27.12.2018 N 518-ФЗ, от 01.04.2019 N 50-ФЗ, от 01.05.2019 N 69-ФЗ, от 01.05.2019 N 70-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 27.06.2019 N 152-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 27.12.2019 N 469-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 04.04.2020 N 107-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
    • Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
    • Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
    • Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
    • Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
    • Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
    • Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
    • Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
    • Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
    • Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
  • Глава 2. Планирование
    • Статья 16. Планирование закупок
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 18. Обоснование закупок
    • Статья 19. Нормирование в сфере закупок
    • Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок
    • Статья 21. Утратила силу
    • Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги
    • Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Глава 3. Осуществление закупок
    • § 1. Общие положения
      • Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
      • Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур
      • Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок
      • Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы
      • Статья 26. Централизованные закупки
      • Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
      • Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках
      • Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках
      • Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
      • Статья 31. Требования к участникам закупки
      • Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
      • Статья 33. Правила описания объекта закупки
      • Статья 34. Контракт
      • Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
      • Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
      • Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
      • Статья 38. Контрактная служба
      • Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
      • Статья 40. Специализированная организация
      • Статья 41. Эксперты, экспертные организации
      • Статья 42. Извещение об осуществлении закупки
      • Статья 43. Изменение и отзыв заявок
      • Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
      • Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
      • Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки
      • Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы
    • § 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов
      • Статья 48. Проведение открытого конкурса
      • Статья 49. Извещение о проведении открытого конкурса
      • Статья 50. Конкурсная документация
      • Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе
      • Статья 52. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
      • Статья 53. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе
      • Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса
      • Статья 54.1. Открытый конкурс в электронной форме
      • Статья 54.2. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме
      • Статья 54.3. Конкурсная документация
      • Статья 54.4. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
      • Статья 54.5. Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
      • Статья 54.6. Порядок подачи окончательных предложений о цене контракта
      • Статья 54.7. Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
      • Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся
      • Статья 55.1. Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся
      • Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
      • Статья 56.1. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме
      • Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса
      • Статья 57.1. Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме
      • Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов
      • Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
      • Статья 60. Утратила силу
      • Статья 61. Утратила силу
      • Статья 62. Утратила силу
      • Статья 63. Извещение о проведении электронного аукциона
      • Статья 64. Содержание документации об электронном аукционе
      • Статья 65. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений
      • Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
      • Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе
      • Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона
      • Статья 69. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе
      • Статья 70. Утратила силу
      • Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
    • § 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок
      • Статья 72. Проведение запроса котировок
      • Статья 73. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
      • Статья 74. Порядок проведения запроса котировок
      • Статья 75. Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства
      • Статья 76. Особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан
      • Статья 77. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок
      • Статья 78. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок
      • Статья 79. Последствия признания запроса котировок несостоявшимся
      • Статья 80, статья 81, статья 82. Утратили силу
    • § 3.1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме
      • Статья 82.1. Проведение запроса котировок в электронной форме
      • Статья 82.2. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме
      • Статья 82.3. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок в электронной форме
      • Статья 82.4. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок в электронной форме
      • Статья 82.5. Заключение контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме
      • Статья 82.6. Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся
    • § 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений
      • Статья 83. Проведение запроса предложений
      • Статья 83.1. Проведение запроса предложений в электронной форме
    • § 4.1. Заключение контракта по результатам электронной процедуры
      • Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры
    • § 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
      • Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
      • Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
      • Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса
      • Статья 86. Закрытый аукцион
      • Статья 87. Документация о закрытом аукционе
      • Статья 88. Порядок подачи заявок на участие в закрытом аукционе
      • Статья 89. Порядок рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе
      • Статья 90. Порядок проведения закрытого аукциона
      • Статья 91. Заключение контракта по результатам закрытого аукциона
      • Статья 92. Последствия признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся
    • § 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
      • Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • § 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта
      • Статья 94. Особенности исполнения контракта
      • Статья 95. Изменение, расторжение контракта
      • Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
  • Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок
    • Статья 97. Мониторинг закупок
    • Статья 98. Аудит в сфере закупок
  • Глава 5. Контроль в сфере закупок
    • Статья 99. Контроль в сфере закупок
    • Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок
    • Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком
    • Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
    • Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
    • Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
  • Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки
    • Статья 105. Порядок подачи жалобы
    • Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу
    • Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
  • Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок
    • Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов
    • Статья 109. Особенности заключения государственных контрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем
    • Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв
    • Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства
    • Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
    • Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации
    • Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
    • Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита
    • Статья 111.3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
    • Статья 111.4. Особенности заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации
  • Глава 8. Заключительные положения
    • Статья 112. Заключительные положения
    • Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2017 N 169 (ред. от 13.09.2019) «О создании и порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации»)

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:

<Письмо> Минтруда России от 10.03.2017 N 11-3/10/П-1850 <Рекомендуемые подходы к определению структуры и состава общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования>

— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2017 N 372 (ред. от 28.02.2020) «О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи»

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

Приказ Росрезерва от 27.02.2017 N 35 Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по государственным резервам

по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <2> (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <3> (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);

Приказ Управления делами Президента РФ от 11.05.2017 N 180 (ред. от 04.04.2018) Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного и автономного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>

Приказ МВД России от 27.03.2017 N 151 Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>.

<Письмо> ФАС России от 01.04.2016 N АК/21351/16 «По вопросу правомерности установления заказчиками в описании объекта закупки торговых наименований лекарственных препаратов»

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Приказ Росимущества от 15.05.2017 N 136 «Об утверждении регламента размещения и актуализации информации на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.

<Письмо> ФАС России от 12.03.2014 N АД/8919/14 «О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта»

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Закон о госзакупках

Интеграция России в общемировую систему экономических отношений можно считать уже давно свершимся фактом, и принципы государственного регулирования во многом стали более близки к передовым стандартам стран Запада.

Во многом это касается и такой серьезной темы как формирование и управление структурой государственного сектора экономики и в частности сферы государственного и муниципального заказа. Как известно, государственный сектор экономики составляют не только промышленные предприятия, но и значительную часть спроса на товары и услуги формируются государственными учреждениями.

В целом мировой практикой давно уже выработана система предотвращения коррупционных сделок при осуществлении государственного заказа. В этом отношении российская система правового регулирования подобной сферы еще только находится в начальной стадии формирования.

Тем не менее, существующая законодательная и правоприменительная практика последних лет доказала, что имеющийся как у государства, так и представителей бизнеса опыт вполне достаточен, чтобы говорить о будущем системы госзакупок с осторожной долей оптимизма.

В этой статье будет рассказано об основополагающих нормативных документах, которые регулируют область государственных закупок, проведение торгов и электронных аукционов.

Основы правовой системы проведения государственных тендеров и закупок

Правовую основу системы государственных закупок, исполнения контрактов с участием государственных органов власти и учреждений, порядок проведения электронных торгов и аукционов составляют на сегодняшний день три основополагающих документа:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ-44)

Кроме этого существует также Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст.18), в котором закреплены особенности закупок финансовых услуг органами власти всех уровней, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий, государственными корпорациями и др. организациями.

Указанными законами и другими подзаконными актами регулируются, прежде всего, вопросы разграничения полномочий по управлению сферой закупок между органами власти федерального, регионального и местного уровней, порядок реализации функций управления закупками, в том числе планирования, организации и контроля закупок. Первый из этих законодательных актов (ФЗ 223) устанавливает правовые механизмы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заказов.

Для Закона № 223-ФЗ характерно рамочное регулирование вопросов закупочной деятельности, но вместе с тем необходимо отметить ряд норм, содержащих весьма конкретные и обязательные для исполнения требования. Одно из самых жестких требований в нем предъявляется к информационному обеспечению закупочной деятельности заказчика.

В частности, речь идет об обязанности заказчика размещать на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) следующую информацию:

  • положение о закупке, а также изменения, вносимые в него
  • план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее одного года
  • извещение о проведении конкурса или аукциона
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.

Что касается Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то этот закон формулирует принципы федеральной контрактной системы:

  • открытость федеральной контрактной системы;
  • конкуренция в федеральной контрактной системе;
  • профессионализм заказчика;
  • единство федеральной контрактной системы;
  • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

Если же задаться целью и провести сравнительный анализ положений Закона № 223-ФЗ и Закона № 94-ФЗ, то может быть выявлен ряд схожестей и различий, которые помогут разобраться как в самой системе госзакупок, так и в практическом плане представить для предпринимателя те требования, которые должны выполняться всеми участниками торгов и конкурсов.

Для наглядности эти системные сходства и различия двух основополагающих документов, регулирующих государственные закупки, можно представить в таблице 1. Несмотря на всю значимость ФЗ 94 и ФЗ 223, наибольший интерес для предпринимателей, собирающихся участвовать в системе госзакупок, представляет ФЗ 44 от 5 апреля 2013 г.

Этот закон, кроме того, что, как и первые законодательные акты, построен на принципах равного участия, защиты конкуренции и открытости, также регламентирует порядок проведения государственных конкурсных закупок с помощью специальных электронных торгов и аукционов, функционирующих на пяти федеральных электронных торговых площадках (ЭТП).

Кроме этого, в ФЗ 44 имеется ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание предпринимателей. Это, прежде всего:

  1. ФЗ-44 установлен своего рода «фильтр» в виде конкретных единых требований к участникам закупок, которым они должны соответствовать, но этого, как показывает практика исполнения государственных и муниципальных контрактов, недостаточно, т.к. победителями закупок нередко объявляют недобросовестных участников (потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей). Это, по сути, может являться средой для проведения коррупционных сделок, замаскированных под «честные» результаты проведенных конкурсов.
  1. Актуальной также является проблема профессионализма тех, кто реализует процедуры закупок. Так, например, ФЗ-44 допускает включение в состав комиссий по закупкам лиц (до 50%), не прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, не обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Это негативно сказывается на эффективности работы комиссий, на обоснованности, законности и адекватности принятых ими решений.

В заключение также следует отметить, что кроме имеющейся правовой базы, предпринимателю, участвующему или намеревающемуся построить свой бизнес на государственных контрактах, также следует внимательно изучить арбитражную практику, связанную с системой проведения конкурсов и тендеров по госзакупкам. Это даст понимание того, какие «подводные камни» следует ожидать при участии в государственных закупках и как, исходя из этого, наилучшим образом построить свою стратегию и тактику работы на этом весьма специфическом рынке.

Получите книгу БЕСПЛАТНО!

Как за счет государства заработать на недвижимости свой первый миллион

Госзакупки закон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *