Градостроительный кодекс 1998

Здания, построенные до 01.01.95г. не могут быть признаны самовольными постройками

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 24.01.2012 N 12048/11
ПО ДЕЛУ N А65-26122/2010 «ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ ДО 1 ЯНВАРЯ 1995 ГОДА,
НЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИЗНАНЫ САМОВОЛЬНЫМИ ПОСТРОЙКАМИ
И СНЕСЕНЫ НА ЭТОМ ОСНОВАНИИ»

Суть спора

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (далее — Академия) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (далее — Институт) о понуждении последнего в месячный срок после вступления в законную силу решения по делу к устранению препятствий пользованию Академией земельным участком. Для этого истец потребовал освободить указанный участок путем демонтажа более 10 объектов движимого и недвижимого имущества.

Данные объекты были возведены в период существования СССР, в связи с чем перед судами возникли вопросы: являются ли они самовольными постройками и возможен ли их снос на основании ст. 222 ГК РФ?

Проблема сноса самовольных построек, возведенных до 1995 года

На практике остро встает вопрос применения ст. 222 ГК РФ во времени, если самовольная постройка была возведена до 1995 г. (то есть до введения в действие части первой действующего Гражданского кодекса РФ). Этот вопр! ос является важным для разрешения спора о сносе самовольной постройки, поскольку отношения, связанные с самовольной постройкой, регулировало и советское законодательство, в первую очередь ст. 109 ГК РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 11.06.1964).

В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только если это прямо предусмотрено законом. В отношении ст. 222 ГК РФ такой закон отсутствует, поэтому данная статья не применяется к самовольным постройкам, возведенным до 1995 г.

Соответственно, при рассмотрении иска о сносе самовольной постройки, возведенной до 1995 г., должны применяться нормы, действовавшие до введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ (см., к примеру, Постановление ФАС Московского округа от 27.10.2011 по делу N А40-120538/10-135-699).

Однако названная ст. 109 ГК РСФСР 1964 года «Последствия самовольной постройки дома» регулировала только последствия самовольного строительства жилого дома, на что обращалось внимание и в судебной практике (см., к примеру, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2011 по делу N А45-14440/2010).

Применительно к нежилым зданиям, строениям и сооружениям, возведенным до указанной даты, суды применяют Постановление СНК РСФСР от 22.05.1940 N 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2011 по делу N А43-6333/2010, ФАС Дальневосточного округа от 29.06.2009 N Ф03-2609/2009 по делу N А51-6981/2006, ФАС Центрального округа от 25.10.2011 по делу N А36-1601/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.02.2011 по делу N А32-8134/2010).

Согласно п. п. 6 и 7 данного Постановления самовольные застройщики, приступившие после издания указанного акта к строительству без надлежащего письменного разрешения, обязаны немедленно по получении соответствующего письменного требования исполкома городского или поселкового Совета депутатов трудящихся прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строений и привести в порядок земельный участок. В случае невыполнения самовольным застройщиком требования городского или поселкового исполнительного комитета о прекращении строительства и о сносе строений исполнительный комитет дает распоряжение отделу коммунального хозяйства о сносе самовольно возведенного строения или части строения. Органы Рабоче-крестьянской милиции обязаны оказывать необходимое содействие по приведению в исполнение распоряжения исполнительного комитета о сносе строения.

Таким образом, приведенное Постановление СНК РСФСР от 22.05.1940 N 390 допускает снос самовольных построек в административном порядке, что входит в противоречие со ст. 35 Конституции РФ и ст. 11 ГК РФ, на основании чего суды в отдельных случаях отказываются применять п. 7 данного Постановления со ссылкой на ст. 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2007 N Ф08-6960/2006 по делу N А32-9816/2006-45/242, от 25.10.2005 N Ф08-5125/2005).

Следует также обратить внимание на то, что п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда.

Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, что было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций. Суды исходили из того, что все объекты находятся во владении Института, но возведены неустановленным лицом и являются самовольными постройками, поскольку разрешения на ввод их в эксплуатацию не выдавались. Академия же является законным владельцем земельного участка, поэтому наличие данных объектов недвижимости на земельном участке нарушает ее права.

ВАС РФ в Определении от 10.11.2011 ! N ВАС-12048/11 по делу N А65-26122/2010 пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций в порядке надзора.

Правовая аргументация, изложенная в данном Определении, была воспринята Президиумом ВАС РФ.

Обращаем внимание, что Определение ! ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. При этом высшей судебной инстанцией были сформулированы следующие правовые позиции.

1. Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 1 января 1995 г., не могут быть признаны самовольными постройками и снесены на этом основании.

2. Нельзя признать самовольными постройками производственные комплексы зданий и сооружений, возведенные по решению органов власти по действовавшим в тот период правилам и принятые в эксплуатацию в установленном порядке по акту государственной приемочной комиссией.

Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что Академия не является законным владельцем объектов недвижимости, поскольку на них у Института имеется право хозяйственного ведения, которое является действительным в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Также Президиум ВАС РФ отметил, что спорные объекты были возведены на земельном участке, отведенном Институту для строительства, с соблюдением необходимых в тот период разрешений и до момента создания Академии в качестве юридического лица. Поэтому Академия и по этим причинам не может требовать сноса объектов Института в качестве самовольных построек.

Представляется, что приведенные правовые позиции Президиума ВАС РФ не исключают полностью возможность демонтажа объектов движимого и недвижимого имущества нежилого назначения, возведенных до 1995 г.

В качестве правового основания такого демонтажа может выступать п. 1 ст. 1065 ГК РФ, согласно которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей данную опасность.

Подтверждением этого может служить абз. 3 п. 29 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с которым в случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющий! ся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

При предъявлении иска на основании этой статьи Гражданского кодекса РФ следует учесть, что истец обязан доказать опасность такой деятельности (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2010 по делу N А63-5501/2009, ФАС Центрального округа от 16.05.2008 N Ф10-2001/08, от 26.10.2009 N Ф10-4444/09, ФАС Поволжского округа от 27.11.2008 по делу N А12-7770/08).

Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Следует отметить, что в силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

Если вы столкнулись с подобной проблемой обращайтесь к юристам Бизнес консультации «Верное решение» по телефону +7 (812) 425-33-58 или электронной почте vernoe@yandex.ru

Обратите внимание: Признание права собственности через суд

Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве
    • Статья 3. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности
    • Статья 4. Объекты градостроительной деятельности
    • Статья 5. Типы поселений Российской Федерации
    • Статья 6. Особое регулирование градостроительной деятельности
  • Глава II. Обеспечение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности (ст.ст. 7 — 20)
    • Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности
    • Статья 8. Обеспечение прав граждан на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности
    • Статья 9. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
    • Статья 10. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил
    • Статья 11. Обеспечение размещения предприятий, учреждений, организаций и имеющих рекреационное и оздоровительное значение объектов
    • Статья 12. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий
    • Статья 13. Обеспечение соблюдения градостроительных требований при размещении объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения
    • Статья 14. Обеспечение создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий
    • Статья 15. Создание условий доступности мест работы и отдыха, центров социально-культурного обслуживания
    • Статья 16. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к использованию гражданами и юридическими лицами земельных участков
    • Статья 17. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
    • Статья 18. Участие граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности
    • Статья 19. Профессионально-творческие организации (объединения) в области градостроительства
    • Статья 20. Обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности
  • Глава III. Полномочия органов государственной власти и предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства (ст.ст. 21 — 23)
    • Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в области градостроительства
    • Статья 22. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительства
    • Статья 23. Предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства
  • Глава IV. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности и их полномочия (ст.ст. 24 — 27)
    • Статья 24. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности
    • Статья 25
    • Статья 26. Полномочия органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации
    • Статья 27. Деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по реализации их полномочий в области градостроительства в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях
  • Глава V. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке (ст.ст. 28 — 30)
    • Статья 28. Назначение и виды градостроительной документации
    • Статья 29. Государственная экспертиза градостроительной документации
    • Статья 30. Основные градостроительные требования к разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально-экономического развития территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований
  • Глава VI. Градостроительное планирование развития территории Российской Федерации и территорий субъектов Российской Федерации (ст.ст. 31 — 33)
    • Статья 31. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации
    • Статья 32. Консолидированные схемы градостроительного планирования
    • Статья 33. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации
  • Глава VII. Градостроительное планирование развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (ст.ст. 34 — 37)
    • Статья 34. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)
    • Статья 35. Генеральные планы городских и сельских поселений
    • Статья 36. Проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований
    • Статья 37. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности
  • Глава VIII. Регулирование использования территорий городских и сельских поселений при осуществлении градостроительной деятельности (ст.ст. 38 — 48)
    • Статья 38. Территории городских и сельских поселений
    • Статья 39. Правила застройки
    • Статья 40. Виды территориальных зон
    • Статья 41. Жилые зоны
    • Статья 42. Общественно-деловые зоны
    • Статья 43. Производственные зоны
    • Статья 44. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 45. Рекреационные зоны
    • Статья 46. Зоны сельскохозяйственного использования
    • Статья 47. Зоны специального назначения
    • Статья 48. Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий
  • Глава IX. Регулирование использования территорий пригородных зон городов при осуществлении градостроительной деятельности (ст.ст. 49 — 50)
    • Статья 49. Территории пригородных зон городов
    • Статья 50. Регулирование использования территорий пригородных зон городов
  • Глава X. Государственные градостроительные нормативы и правила (ст.ст. 51 — 53)
    • Статья 51. Государственные градостроительные нормативы и правила
    • Статья 52. Градостроительные нормативы и правила федерального уровня
    • Статья 53. Градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации
  • Глава XI. Государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности (ст.ст. 54 — 55)
    • Статья 54. Назначение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности
    • Статья 55. Порядок ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности
  • Глава XII. Регулирование застройки территорий городских и сельских поселений (ст.ст. 56 — 64)
    • Статья 56. Градостроительные требования к использованию земельных участков в городских и сельских поселениях
    • Статья 57. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений
    • Статья 58. Проекты планировки
    • Статья 59. Проекты межевания территорий
    • Статья 60. Проекты застройки
    • Статья 61. Проектная документация
    • Статья 62. Разрешение на строительство
    • Статья 63. Специальные разрешения
    • Статья 64. Сервитуты в области градостроительства
  • Глава XIII. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве (ст.ст. 65 — 67)
    • Статья 65. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности
    • Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве
    • Статья 67. Возмещение вреда, причиненного среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве
  • Глава XIV. Экономическая основа градостроительной деятельности (ст.ст. 68 — 70)
    • Статья 68. Источники финансирования градостроительной деятельности
    • Статья 69. Использование средств федерального бюджета на осуществление градостроительной деятельности
    • Статья 70. Компенсация в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве и повлекшего за собой существенное изменение среды жизнедеятельности
  • Глава XV. Международное сотрудничество в области градостроительной деятельности (ст. 71)
    • Статья 71. Международное сотрудничество в области градостроительной деятельности
  • Глава XVI. Заключительные положения (ст.ст. 72 — 73)
    • Статья 72. О введении в действие настоящего Кодекса
    • Статья 73. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом

Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.

Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года

Настоящий Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Настоящий Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ

Утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года (В редакции федеральных законов от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ; от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) Настоящий Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Настоящий Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе: градостроительная деятельность (далее также — градостроительство) — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений; градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке; зонирование — деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование; объекты недвижимости в градостроительстве (далее — объекты недвижимости) — объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность и которые определены в абзаце первом пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации; инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий; межселенные территории — территории за пределами границ поселений; устойчивое развитие поселений и межселенных территорий — развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений; государственные градостроительные нормативы и правила — нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов; градостроительный устав (кодекс) — закон субъекта Российской Федерации, определяющий порядок осуществления градостроительной деятельности на его территории; правовое зонирование — деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований; правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) (далее — правила застройки) — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов; градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны; разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве — использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сервитуты; красные линии — границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях; линии регулирования застройки — границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве 1. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Градостроительный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительства устанавливают градостроительные требования к планированию развития территории Российской Федерации; условиям и порядку использования земель для градостроительной деятельности; разработке и реализации основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; размещению федеральных энергетических систем, объектов ядерной энергетики, федерального транспорта, объектов связи, связанных с космической деятельностью объектов, объектов обороны и безопасности; разработке стандартов в области градостроительного планирования и застройки территорий и поселений; применению в градостроительстве данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, а также требования к определению объектов градостроительной деятельности, на которые требуется выделение средств из федерального бюджета и федеральных фондов регионального развития. 3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в области природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. 4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления. 5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области градостроительной деятельности являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Статья 3. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности 1. Государственные интересы в области градостроительной деятельности — интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обеспечении условий для устойчивого развития поселений и межселенных территорий, функционирования государственных систем инженерной и транспортной инфраструктур, сохранения природных ресурсов, охраны государственных объектов историко-культурного и природного наследия, территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. В случае, если градостроительная деятельность противоречит государственным интересам, такая деятельность может быть прекращена. 2. Общественные интересы в области градостроительной деятельности — интересы населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, улучшения экологической обстановки, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранения территорий объектов историко-культурного и природного наследия. В случае, если градостроительная деятельность противоречит общественным интересам, такая деятельность может быть прекращена. 3. Частные интересы в области градостроительной деятельности — интересы граждан и юридических лиц в связи с осуществлением градостроительной деятельности на принадлежащих им земельных участках. Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц может быть ограничена в случае, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости. 4. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности обеспечиваются посредством выполнения требований нормативных правовых актов, государственных градостроительных нормативов и правил; реализации градостроительной и проектной документации в целях обеспечения благоприятных условий проживания, а также посредством осуществления контроля за их выполнением. Согласование государственных и общественных интересов в области градостроительной деятельности обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления. 5. Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судом в пределах их компетенции. 6. Создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки. Статья 4. Объекты градостроительной деятельности 1. Объектами градостроительной деятельности являются территория Российской Федерации, части территории Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, части территорий субъектов Российской Федерации, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация. 2. Градостроительная деятельность применительно к объектам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 5. Типы поселений Российской Федерации 1. При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность их населения, научно-производственная специализация указанных поселений, а также значение поселений в системе расселения населения (далее — система расселения) и административно-территориальном устройстве Российской Федерации. 2. Поселения Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) поселения. 3. В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на: сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек); крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек); крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек); большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек); средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек); малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек); крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек); большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек); средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек); малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек). 4. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и тому подобное), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях. 5. В зависимости от типа поселения устанавливаются вид и содержание градостроительной документации, порядок ее разработки, согласования и утверждения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 6. Градостроительные требования к условиям и порядку пользования землями поселений устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 6. Особое регулирование градостроительной деятельности 1. Особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено. Объекты градостроительной деятельности, подлежащие особому регулированию (далее — объекты градостроительной деятельности особого регулирования), могут быть федерального значения, значения субъектов Российской Федерации и местного значения. Отнесение указанных объектов к объектам федерального значения, значения субъектов Российской Федерации и местного значения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством: введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил; введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации; выдачи специальных разрешений на строительство (статья 63 настоящего Кодекса). 3. К территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут относиться территории объектов историко-культурного наследия; особо охраняемые природные территории; территории традиционного проживания коренных малочисленных народов; территории свободных экономических зон; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия; территории депрессивных районов и иные территории. 4. К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены: город Москва — столица Российской Федерации; город Санкт-Петербург; города — центры субъектов Российской Федерации; города-курорты; исторические поселения, а также поселения, на территориях которых имеются памятники истории и культуры; городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и тому подобное); городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или которые подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 5. Границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования могут не совпадать с границами административно-территориальных образований и определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ СРЕДУ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. 2. Осуществление такого права гражданина предусматривает: градостроительное планирование развития территорий и поселений; участие граждан и общественных объединений в осуществлении

Градостроительный кодекс 1998

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *