График работы водителя

Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

Нормативная база

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

Предрейсовый осмотр

15 минут

15 минут

Управление ТС

30 минут

30 минут

Погрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Охрана груза

2 часа

40 минут (30 %)

Разгрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Послерейсовый осмотр

15 минут

15 минут

ИТОГО

10 часов

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушения

Размер штрафа

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

От 1 000 до 3 000 рублей

Основные особенности режима рабочего времени в трудовом договоре

Общая информация

Рабочее время (в трудовом договоре) является одним из важнейших понятий в трудовых взаимоотношениях. Работодатель покупает у работника его время, использует его рабочую силу в своих целях и в итоге получает желаемый результат.

Научно обоснованные принципы организации рабочего процесса развиваются уже не первую сотню лет. Началом развития принято считать тейлоризм, он оказывал максимальное влияние на рабочий процесс в начале 19-го века.

Эффективное превращение рабочего времени в конечный продукт — важная задача для многих дисциплин. Экономика, социология, психология интенсивно занимаются этим вопросом.

Режимом рабочего времени называют время, в течение которого сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. В законодательстве существует множество документов, регулирующих режим, распорядок и график работы.

Согласно 57-й статье ТК обязательным к указанию является режим рабочего времени и отдыха. Это требование — самое первое и самое важное предписание.

Контракт без условий режим труда и отдыха не может считаться действительным и иметь юридическую силу.

Формы записи

Наиболее распространенная форма записи рабочего времени — суммарный учёт рабочего времени в неделю.

Всем известна такая форма записи из объявлений по поиску работы — 40 часов/неделя.

Способ применим для 5- и 6-дневной рабочей недели.

Теперь, когда в общих чертах понятно, о чём идет речь, разберемся с нормой, режимом и с графиком рабочего времени.

Нормы

Согласно трудовому законодательству нормой рабочего времени принято считать 40 часов в неделю. Правило распространяется на всех работодателей (юр. лица, индивидуальные предприниматели, частные и государственные предприятия) и на все категории работников (со срочным и бессрочным контрактом, временной, сезонной и прочими).

Норма в 40 часов является точкой отсчёта так же, как уровень МРОТ. При расчётах её берут за основу, любые отклонения регулируются, опираясь на данную норму.

Работодатель не имеет права увеличивать рабочее время выше законодательно установленного.

Но у него есть право, а иногда и обязанность, снизить количество рабочих часов/неделю.

Режимы

Режим работы (в трудовом договоре) — способ организации времени и рабочей силы сотрудника. В законодательстве существует несколько видов такой организации. Понятие рабочего графика (или графика работы в трудовом договоре) пересекается с понятием режима работы.

В некоторых случаях они обозначают одно и то же. За основные положения режима рабочего времени отвечает 16-я глава ТК (статьи 100—105 ТК).

Обычный (односменный) — самым простым случаем является пяти — и шестидневная рабочая неделя.

Работник приходит на работу каждый день.

У него обязательно есть один или два выходных.

Смены фактически не существует — так как она только одна.

Сотрудник не может работать более 40 часов в неделю.

Все часы (сверх нормы) засчитываются как сверхурочные и оплачиваются соответственно. Способ применим для широкого круга работ — офисных, торговых, научно-исследовательских, на некоторых промышленных производствах.

Ненормированный рабочий день в трудовом договоре — более сложный случай. Регулирующей статьей является 101-я статья ТК. Сотрудник иногда привлекается к выполнению своей трудовой функции по распоряжениям начальства или необходимости.

Привлечение выходит за пределы обычной продолжительности рабочего дня. Сотрудник может быть вызван до начала рабочего дня или оставаться после его окончания. Перечень групп работников с таким режимом указывают, например, в коллективном договоре.

Часто практикуется среди администраторов, управляющих и тех. персонала. Сотрудникам, занятым по такой схеме, положен дополнительный отдых, а переработки считаются как сверхурочные.

Скачать образец трудового договора где ненормированный рабочий день.

Внимание! Сотрудников нельзя привлекать к деятельности, отличной от их трудовой функции.

Гибкий график или режим гибкого раб. времени — еще один способ регулирования времени.

В России его начали применять в 80-х годах для женщин с детьми, потом круг лиц постепенно расширялся.

Главный принцип гибкого графика — саморегуляция рабочего времени.

Работник (в определенных границах) может решать, когда ему следует выполнять свои рабочие обязанности.

Он сам выбирает время для отработки установленной нормы. Но гибкий график включает в себя понятие фиксированного времени, под ним понимают определенный временной промежуток, в который работник обязательно присутствует на рабочем месте.

Больше всего гибкий график подходит студентам, женщинам с детьми, творческим работникам. Главной статьей является 102-я статья Трудового Кодекса.

Работа со сменным графиком труда — зачастую единственная возможность обеспечить желаемую эффективность предприятия.

Возможности работника ограничены физиологически, а также существуют законодательные запреты на превышение нормы рабочего времени.

Из этого следует, что единственная возможность не останавливать процесс — введение системы смен. Она может состоять из двух, трёх и четырёх смен.

Сменный график широко применяется на производствах с непрерывным циклом, в транспортном, частном секторе, а также в экстренных службах. Стоит учитывать, что нормой для смен все равно остается 40 часов/неделю. Работникам положен отдых и запрещены постоянные переработки.

Вахтовый режим имеет значительное отличие от всех предыдущих графиков работы.

Работник осуществляет трудовую деятельность вне постоянного места проживания, у него нет возможности каждый день возвращаться домой.

Способ применяют, если место работы удалено от главного офиса работодателя.

Вахтовый режим широко используют для проведения ремонтных, строительных работ — работники проживают в специальных вахтовых посёлках.
Трудовой договор вахтовым методом скачать образец.

В этом случае обязательно должна проводиться ротация персонала не реже одного раза в месяц, но иногда допускается ротация раз в три месяца. За работу по такому графику полагаются доплаты.

Раздробленный рабочий день — последний способ организации времени. Применяют, если работа имеет очень сильный разброс интенсивности в течение дня. Например, утром практически нет необходимости в рабочей силе, но днём потребность возрастает в разы.

Раздробленный режим наиболее распространен в транспортном секторе (всем известный час пик), сфере торговли, связи. Режим регулирует статья 105-я Трудового Кодекса.

Учёт

Статья 91-я Трудового Кодекса обязывает работодателя вести учёт рабочего времени. Это является прямой обязанностью работодателя, на него возлагается организация учёта.

Но право выбирать, какой способ учёта наиболее удобен для предприятия, остается за работодателем.

Для больших предприятий учёт обычно производится посредством специального табеля. Малые организации зачастую составляют ведомость.

Выделяют несколько видов учёта:

  1. Поденный.
  2. Еженедельный.
  3. Суммированный.

Поденный учёт лучше всего применять, если продолжительность рабочего дня сотрудника неизменна.

Например, он каждый день отрабатывает по 6 часов.

Переработку данной нормы в один день нельзя компенсировать недоработкой в другой день.

Так как, по сути, это может стать гибким графиком, требующим другого способа учёта.

Еженедельный — применяют, если определено количество рабочих часов/неделю. Способ немного «шире» в использовании. Сотрудник может отрабатывать разное количество рабочих часов в день, главным является установленная норма в неделю.

Например, установлена норма в 30 часов и пятидневная неделя. В этой системе учёта работник может отработать 2 дня по 3 часа, а оставшиеся 3 дня — по 8 часов. Норма не может превышать 40 часов.

Суммированный учет рабочего времени в трудовом договоре — лучшее решение для тех видов работ где, вследствие условий рабочего процесса, невозможно соблюдение/определение дневных или недельных временных норм.

Формулируя иначе, измерение точного количества часов за неделю — слишком сложная задача, так как производственный цикл очень длинный. Он растягивается на многие недели или даже месяцы.

В таком случае рекомендуется использовать суммированный учёт. Главной статьей при суммированном учете рабочего времени является статья 104 ТК.

Теперь несколько слов о том, как применить суммированный учёт и реализовать его на предприятии. Для начала определяют отчётный период — это может быть неделя, месяц, квартал, год.

Период больше года устанавливать нельзя. Для предприятий с вредными условиями он меньше — 3 месяца. Однодневный период также запрещен, так как фактически это будет уже поденный учёт.

Внимание! Физическим лицам-работодателям запрещено использовать суммарный учёт.

После определения периода устанавливают норму часов за выбранный промежуток времени.

Например, за квартал положено 120 раб. часов.

Затем издается приказ, он вносится в коллективный договор или положение об оплате труда.

Соответственно, новые сотрудники ознакомляются со способом оплаты в виде приложения к трудовому договору.

Компенсировать переработки и недоработки разрешается лишь в установленный период.

Если в период были зафиксированы переработки, то они оплачиваются как сверхурочные по общим правилам.

Трудовой договор где суммированный учет рабочего времени образец (фрагмент):

Оформление

Чтобы прописать режим работы и способ учёта в договор добавляют приблизительно следующее:

  1. Сотруднику устанавливается суммированный способ учёта. Период учёта составляет один месяц.
  2. Сотрудник осуществляет трудовую деятельность в режиме гибкого рабочего времени.

Далее пункты расписываются подробно. Для гибкого графика устанавливают норму, фиксированное время работы, режим отдыха.

Поскольку пункты, касающиеся режима рабочего времени и способов учёта, являются обязательными условиями (согласно 57-й статье ТК), то их указание необходимо всегда.

«Режим рабочего времени» в трудовом договоре скачать образец.

Существует довольно много режимов рабочего времени. Работодатель может выбирать наиболее удобный для себя и предприятия способ организации.

Но нельзя забывать о регулирующих принципах и положенных компенсациях. К таким относят установленную норму в 40 часов/неделю, дополнительный отпуск, оплату сверхурочных.

Важным практическим моментом для реализации выбранного режима является способ учёта. Главная переменная — период учёта. Период может варьироваться от одного дня до одного года. Также отдельным способом учёта выделяют суммированный учёт.

Полезное видео

Что должен предусматривать режим рабочего времени в трудовом договоре? Как прописать? Ответы на данные вопросы вы найдёте в представленном видео:

Работа, связанная с движением транспортных средств, занимает особое место среди прочих, так как отличается высоким уровнем опасности. Профессия водителя, как ни одна другая, требует повышенного внимания и концентрации при исполнении обязанностей.

Подобная работа имеет разъездной характер. Вследствие совокупности этих факторов для водителей разработан особый график работы, направленный на максимальную безопасность перевозчика и пассажиров.

Законодательное регулирование

В настоящий момент вопрос о режиме труда и отдыха за рулём нормируется и контролируется очень жестко. Для того, чтобы контролировать режим работы за рулём, транспортное средство обязательно оснащается тахографом.

Невыполнение данного требования собственниками транспортных средств и руководителями предприятий приводит к начислению штрафов и прочих взысканий. Однако практика показывает, что достоверными и актуальными знаниями того, как именно регулируется время работы и перерывов, владеют далеко не все сотрудники – и, что ещё печальнее, работодатели.

Основной документ, в котором прописаны основные нюансы касательно данного вопроса, утверждён Минтрансом России (Приказ № 15 от 20.08.2004г.). При составлении графиков работы водителей следует учитывать все законодательные моменты.

Водитель должен еще и соответствовать профстандарту. Подробнее об этом в этой статье.

Время работы

Итоговый объём времени работы не ограничивается количеством часов, проведённых исключительно за рулём.

Он складывается из таких составных частей, как:

  1. Собственно управление автомобилем или автобусом;
  2. Регламентированные перерывы на отдых;
  3. Организация работ по подготовке к рейсу и окончанию транспортировки. Для дальних расстояний в расчёт также берётся время, затраченное в транзитной точке;
  4. Время, отведённое для прохождения предрейсовой медицинской комиссии;
  5. Простой под грузовыми и пассажирскими операциями (погрузка-выгрузка, посадка-высадка);
  6. Простои – в случае, если они имели место по обстоятельствам, не зависящим от работника;
  7. Время, затраченное на устранение неисправностей автомобиля в пути следования (если устранялись в пути без разборки механизма);
  8. При осуществлении дальних поездок, когда перевозку производят два водителя – время, проведённое не за рулём;
  9. Время, которое понадобилось на охрану груза в точках следования;
  10. Прочие моменты, прописанные в нормативных актах.

Некоторые элементы из вышеперечисленных могут оплачиваться в неполном размере – при трудоустройстве нужно обращать внимание на договор. Так, время, необходимое на охрану груза, допускается оплачивать лишь на 30%. Возможна также оплата лишь на 50 % при отсутствии управления на работе транспортом.

Обратите внимание! Бывают недобросовестные работодатели, которые требуют совмещать регламентированные перерывы на отдых со временем, отведённым для обеденного приёма пищи. Данное требование абсолютно незаконно!

Виды учёта

В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:

  1. Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
  2. Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).

При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.

Сколько часов в день может работать водитель, понятно из таблицы (кликабельно):

При суммированном учёте времени допускается отрабатывать максимум 10 часов в день. В определённых исключительных случаях это число может увеличиваться до 12:

  • Водителям, которые заняты на пассажирских перевозках в городе или пригороде;
  • Водителям, которые заняты на дальних расстояниях – для того, чтобы организовать возможность добраться до места отдыха.

Обязательный момент – количество отработанных часов за две недели в сумме должно уложиться в норму 90 часов.

Важно! При увеличении часов времени работы долю времени, проведённого за рулём, допустимо увеличить не больше, чем до 10 часов два раза в неделю.

Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:

  1. Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
  2. Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
  3. Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.

Обратите внимание! При ежедневном учёте времени выходной составляет 57 часов.

В выходные дни допускается выход водителя на работу в некоторых ситуациях с его согласия, которое подтверждается письменно.

Посмотрите видео о нормировании графика водителей:

Виды графиков

График может делиться на такие виды, как:

  1. Сменный. Сотрудники выходят в смену на основании разработанных заранее графиков, утверждённых работодателем – они составляются каждый месяц. Для дальних рейсов, когда вернуться из поездки за период, отраженный в графике невозможно, работнику даётся задание по выполнению нормативов на время в дороге и стоянки.
  2. Разрывной. Вводится тогда, когда интенсивность перевозок на протяжении дня неравномерна. Сменное время делится на несколько частей для того, чтобы в сумме оно укладывалось в регламентированные рамки без переработки. Первый перерыв во время такой смены может быть не раньше, чем через 4 часа с момента начала смены.
  3. Ненормированный. При таком режиме сотрудник может привлекаться к работе по мере необходимости. Для такого графика зачастую характерен суммированный учёт времени.

В ситуациях, когда есть необходимость находиться в поездке больше 12 часов, в смену заступают два работника. Транспортное средство при этом требуется оснастить местом для сна.

Сотрудникам, занятым на пассажирских перевозках по городу или пригороду, может устанавливаться разрывной график работы при условии их согласия. При этом перерыв организуется в специальном месте отдыха.

Для дальнобойщиков и водителей, обслуживающих пассажирский транспорт дальнего следования целесообразнее всего применять суммированный учёт при сменном виде графика работы.

Посмотрите, сколько часов в день должен ехать дальнобойщик по тахографу:

Водители городского и пригородного транспорта обычно работают по сменному или разрывному графику в зависимости от напряженности и специфики работы – учёт времени при этом удобно вести ежедневный.

Для водителей легковых автомобилей и работников с категорией С, занятых служебными перевозками, зачастую применяется ненормированный рабочий день и суммированный учёт времени.

Образец графика сменности водителей на несколько месяцев (кликабельно):

Расчётное время труда и отдыха водителей находится на строгом контроле и должно исчисляться в полном соответствии с действующей нормативной документацией.

Для контроля соблюдения условий и требуется применять тахографы, которыми обязательно должны быть оборудованы грузовые автомобили, числящиеся за физическим или юридическим лицом, осуществляющим перевозку.

За несоблюдение режима труда предусмотрены взыскания в виде административных штрафов. Сумма их может варьироваться от 1 000 рублей до 3 000 рублей.

Данный порядок не используется по отношению к владельцам личных автомобилей, но, хотя в таком случае штрафов за слишком долгое нахождение за рулём не начисляется, следует помнить – отдых во время поездки обязателен! Чрезмерное утомление водителя за рулём может повлечь за собой опасные ситуации на дороге и привести к дорожно-транспортным происшествиям.

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года. Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа — работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части. Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто. Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля. С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Как отразить гибкий график работы в трудовом договоре, образец документа

Суть гибкого графика и его разновидности (скользящий или плавающий)

Трудовой кодекс включает расплывчатое понятие гибкого графика. Согласно ст.102 ТК РФ конец и начало рабочей смены, ее продолжительность устанавливаются по обоюдному соглашению между сотрудником и работодателем. Заработная плата начисляется по количеству отработанных часов.

На практике используются три вида гибкого графика:

  1. скользящий (плавающий) — для конкретного работника смещается время начала и окончания рабочего дня с сохранением его продолжительности.
  2. Свободный — в связи со спецификой профессии работник самостоятельно определяет время и режим трудовой деятельности.
  3. Посменный — сотрудники выполняют должностные обязанности в режиме чередования смен — дневных и ночных, утренних и вечерних.

Приведенные гибкие режимы работы подходят для студентов, совмещающих выполнение трудовых обязанностей с обучением в образовательном учреждении; женщинам, находящимся в декрете или отпуске по уходу за малолетним ребенком; людям творческих профессий, работающим «по вдохновению».

Для отдельных специалистов важно выполнение рабочих задач в определенный срок, меняющийся ежедневно. Это менеджеры по продажам, программисты, дизайнеры, торговые и рекламные агенты, прочие подобные категории служащих, для них правильным будет установление гибкого графика.

Приложением к приказу № 112 от 08.09.2003 г. Министерства РФ закреплен перечень профессий в области связей и информации, специфика которых делает необходимым введение гибкого рабочего времени.

Важно! В случае недостижения договорённости относительно удобного графика между сотрудником и работодателем, последний вправе игнорировать просьбу работника о гибком режиме труда. ТК РФ не обязывает руководителя организации вводить индивидуальный распорядок рабочего дня.

Для упорядочивания рабочего процесса гибкий график разделяется на элементы:

  • фиксированное время — ежедневные интервалы, обязательные для присутствия на рабочем месте;
  • переменное время — самостоятельно определяется сотрудником (удобные часы начала и окончания трудового дня);
  • перерыв на питание — закрепленное ст.108 ТК РФ право на еду, изменяемость или постоянство обеденного перерыва основывается на договоренности работодателя и работника.

Порядок учета отработанного времени

По ст.104 ТК РФ при гибком графике ведется суммированный учет фактически отработанного времени, для чего выбирается один из способов:

  1. поденный — норма часов труда за календарный день;
  2. еженедельный — норма в неделю;
  3. ежемесячный — количество часов работы в месяц.

Устанавливать учетный период более 1 года запрещается той же статьей ТК РФ.

Фиксация и учет времени труда каждого сотрудника осуществляется специалистами отдела кадров или табельной службы по форме Т-13 на основе полученных данных. Сбор сведений о времени начала и окончания трудового дня работников организуется руководством предприятия в виде:

  • записей вахтеров в журнале прихода — ухода;
  • электронной пропускной системы;
  • видеофиксации камерами наблюдений;
  • подачи данных самими сотрудниками.

Правильность учета времени при гибком графике контролируется руководителем организации или начальником кадровой службы.

Важно! Работник при гибком графике может изменять срок начала и окончания ежедневного труда, его режим, но общее количество подлежащих оплате часов в используемый работодателем учетный период остается постоянным.

Здесь вы можете скачать бланк унифицированной формы Т-13.

Ниже можно увидеть табель:

Скачайте образец табеля Т-13.

На картинке представлен заполненный документ:

Когда такой режим работы не подходит?

Гибкий график не применяют:

  1. в конвейерных производствах, где трудовой процесс напрямую зависит от работы техники;
  2. при занятости персонала в 3 смены;
  3. при 2-сменном режиме работы и отсутствии вакантных мест;
  4. в организациях со специфическим производственным процессом;
  5. в случае исполнения работником должностных обязанностей за пределами предприятия (командировки, конференции и др.).

Отсутствие в организации системы точного учета и контроля отработанного времени, производственной дисциплины, четкой организации труда делает применение гибкого графика невозможным.

Правильное оформление трудового договора. Образец документа

Режим гибкого рабочего времени в трудовом договоре прописывается в пункте «Характер труда и отдыха», либо аналогичном ему. Следует подробно указывать составляющие элементы свободного графика труда. Соответствующий раздел договора оформляется следующим образом:

«Работнику устанавливается гибкий рабочий график с 5-тидневной рабочей неделей продолжительностью 35 часов».

Необходимо четко указать время обязательного нахождения на рабочем месте (фиксированная часть), определяемые по соглашению сторон часы присутствия (гибкая часть), временной интервал обеденного перерыва, применяемый для оплаты труда учетный период.

Остальные разделы трудового договора при гибком графике не отличаются от таковых при обычном режиме работы. Обязательно указываются место работы, права и обязанности сторон, положенные работнику гарантии, срок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

На картинке представлен образец трудового договора с гибким графиком:

Скачайте шаблон трудового договора с условием о гибком графике работы.

На фото пример документа:

Ответственность за несоблюдение гибкого режима труда и отдыха

Установление в организации или индивидуально работнику гибкого графика допускается по ст.102 ТК РФ по обоюдному согласию сторон. Недобросовестные работодатели и сотрудники пользуются свободным режимом работы, не соблюдая указанные в трудовом договоре сроки начала и окончания рабочего дня.

Согласно ст.99 ТК РФ по производственной необходимости или при возникновении чрезвычайной ситуации допускается превышение количества отработанных часов не более чем на 120 в год. Работодатель, игнорируя закон и заставляя работника трудиться сверх установленного гибким графиком нормами времени, привлекается к административной ответственности.

За нарушение трудового законодательства по п.1 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей для должностного лица, 30 000 до 50 000 рублей для организации (вплоть до приостановки деятельности на срок до 90 дней).

Ст.192 ТК РФ предусматривает дисциплинарные взыскания работнику, не выполняющему должным образом возложенные на него обязанности, в виде замечания, выговора и увольнения.

Опоздания без уважительной причины, прогулы, нарушение сотрудником установленного гибким графиком срока обеденного перерыва, обозначенного в трудовом договоре, являются основанием для применения указанных мер.

Степень тяжести совершенного проступка определяет вид налагаемого взыскания.

Важно! К руководителям разного уровня, нарушающим трудовое законодательство, согласно ст.195 ТК РФ возможно применение дисциплинарного взыскания.

Введение гибкого графика негативно отражается на экологии. Увеличение продолжительности времени нахождения сотрудников на рабочем месте нарушает режим нагрева и охлаждения зданий, увеличивает количество потребляемой электроэнергии.

Большинство руководителей отказывается от гибкого графика труда работников по причине невозможности контролировать надлежащее исполнением ими должностных обязанностей.

График работы водителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *