Границы муниципального образования

Установление и изменение границ муниципальных образований происходит согласно законам субъектов Российской Федерации. Ранее Законом о местном самоуправлении (был принят в 1995 году) такой вопрос находился полностью в ведении этих субъектов, однако принятый в 2003 году Закон о местном самоуправлении ввел критерии, на основании которых могут устанавливаться границы различных муниципальных образований.

Перечень критериев, позволяющих установить границы муниципальных образований

К этим критериям относятся следующие:

  • территория такого субъекта разграничивается между поселениями, при этом в нее могут не входить территории, содержащие низкий процент населения (кроме территорий, прописанных в пункте 3 части 1 статьи 11 указанного Закона);
  • территории поселений (кроме тех, которые принадлежат городским округам) и межселенных территорий, формирующихся на территориях с малым числом населения и на упраздняемых поселенческих территориях, находятся в составе муниципальных районов;
  • территория поселения складывается из населенных пунктов, располагающихся на исторических землях, а также прилегающих к ним землях общепользовательского типа, традиционного природопользования, используемых для развития поселения и рекреационных;
  • территория поселения состоит из земель вне зависимости от их форм и целевого назначения;
  • территория поселения городского типа может включать один город либо поселок, включая территории, которые определены под развитие его инфраструктуры, согласно генеральному плану этого поселения (сюда также могут входить сельские/поселковые земли, которые не являются образованиями муниципального типа);
  • территория поселения сельского типа может включать (чаще всего) один сельский или поселковый населенный пункт, число жителей которого превышает 1000 человек (если плотность населения большая, то должно быть более 3000 человек), помимо этого могут быть включены группы населенных пунктов с общей территорией и числом жителей менее 1000 человек в каждом (при высокой численности населения должно быть менее 3000 в каждом);
  • законы субъектов страны, на основании которых можно установить и изменить границы муниципальных образований, в обязательном порядке должны содержать список населенных пунктов, которые располагаются на подобных территориях;
  • если село имеет численность жителей менее 1000 человек, то обычно он включается в состав территории поселения сельского типа;
  • согласно законам субъекта Российской Федерации статус сельского поселения на основании численности населения и доступности поселения по территориальному признаку может получить сельская территория, состав населения которой не превышает 1000 человек;
  • административным центром района муниципального типа может являться город, который имеет статус городского округа, расположенный в границах этого района (или поселок с похожим соответствием);
  • границы сельского поселения, состоящего из двух и более пунктов, обычно устанавливаются на основании пешеходной доступности до административного центра с учетом обратного пути в течении одного рабочего дня (он должен быть доступен для всех пунктов, входящих в состав такого поселения), границы муниципального района — на основании транспортной доступности до административного центра с учетом обратного пути на протяжении одного рабочего дня (эти условия также должны соблюдаться для всех пунктов, входящих в состав района), исключением является территория с малой плотностью населения в сельских местностях, а также территории, которые слишком отдалены и находятся в труднодоступных местах;
  • территориально населенный пункт должен полностью находиться на территории поселения;
  • поселение не может территориально находиться в составе другого поселения;
  • территория городского округа не должна территориально входить в состав муниципального района;
  • границы территории муниципального района формируются на основании необходимости создания условий для решения задач местного значения, имеющих межпоселенческий характер, органами местного самоуправления муниципального района, включая выполнение на всей его территории некоторых полномочий государства, которые передаются им законами федерального значения и законами субъектов государства;
  • территория поселения должна целиком находиться в составе территории муниципального района.

Органы государственной власти субъектов страны также занимаются изменением уже сформированных границ муниципальных образований. Помимо этого органы самоуправления могут инициировать изменение границ таких образований, давая в некоторых случаях согласие на такие изменения.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Что нужно для инициации изменения границ муниципального образования

Если население инициирует изменение границ муниципального образования, то реализация такой инициативы проводится согласно федеральному закону и принятым согласно ему законам субъекта государства для инициации проведения референдума местного значения.

Замечание 1

Подготовку этого реализуют органы местного самоуправления и государственной власти на базе решений этих самых органов.

Пункты Закона о местном самоуправлении (действует с 2003 года), которые относятся также к вменению границ муниципальных образований в сравнении с Законом о местном самоуправлении от 1995 года содержат больше правовых гарантий, направленных на учет мнения населения касательно изменения территориальных границ, в черте которых выполняется местное самоуправление. Так, согласие жителей муниципальных образований на изменение его границ требуется если:

  • изменение границ муниципальных районов включает отнесение территорий поселений/населенных пунктов одного района к территориям другого (согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона);
  • изменение границ поселений включает отнесение территорий населенных пунктов, которые находятся в границах этого поселения, к территории другого поселения (согласно части 3 статьи 12 упомянутого закона).

Согласно закону получение согласия населения в процессе изменения границ района, в котором оно размещается, не требуется, если это осуществляется на территории с малой численностью населения и при этом проводимые изменения не затрагивают границы территории (поселения/населенные пункты), входящие в состав этого района (согласно части 4 статьи 12). Если подобное происходит, то решение об изменении границ должно приниматься представительными органами тех муниципальных образований, которые вовлечены в этот процесс.

Замечание 2

Правило, аналогичное этому, предусматривается также в процессе изменения границ муниципальных районов (включая находящиеся в его составе поселения), который влечет за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов (поселки/села), находящихся в составе этих поселений, к территориям городских округов (согласно части 2.1 статьи 12).

Порядок проведения голосования при изменении границ муниципального образования

Для получения согласия населения в процессе изменения границ муниципального образования, а также при его преобразовании должно проводиться голосование по указанным задачам. В целом, в таких голосованиях принимают участие граждане муниципальных образований/населенных пунктов, чьи границы собираются изменять.

Назначение подобного голосования относится к полномочиям представительного органа того муниципального образования, границы которого предполагают менять. Решение о проведении этого голосования должно приниматься представительными органами тех образований, которые вовлечены в процесс изменения границ.

Замечание 3

Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен приводиться в действие в то время, когда проводится избирательная кампания, относящаяся к выборам органа местного самоуправления муниципального образования, чье изменение границ предполагается, а также в период кампании местного референдума.

Стоит обратить внимание на то, что в случае изменения границ между субъектами нашей страны все приведенные выше требования, касающиеся изменения границ муниципальных образований, к этому процессу не применяются. При необходимости подобных действий, затрагивающих изменение/преобразование/упразднение муниципальных образований и приводящих к изменению границ субъектов страны, они должны выполняться согласно порядку, который прописан в законах субъектов Российской Федерации.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Установление и изменение границ муниципальных образований

Муниципальное образование – это четко определенная в законодательстве субъектов РФ с учетом требований федерального закона территория. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о местном самоуправлении 2003 г. Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

При установлении и изменении границ муниципальных образований и состава территории необходимо учитывать исторические и местные традиции. В научной литературе понимание «исторических и иных местных традиций» неоднозначно. В их числе рассматриваются не только исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи, взгляды, вкусы, образ действия, обычаи, порядки, правила поведения, но и особенности культуры, а также этнические, демографические, географические и социально- экономические характеристики территорий (отдельных поселений или групп поселений). Указанные характеристики поселений и других обособленных территорий местного самоуправления в целом, безусловно, выступают как важные факторы муниципального строительства, определяющего его основы.

Например, в Республике Калмыкия в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 23.09.1996 № 46-1-3 «О местном самоуправлении в Республике Калмыкия» муниципальные образования создаются на уровне городов районного подчинения, поселков, сел. В то же время в связи со специфическими условиями расселения сельских жителей, сложной социально-экономической ситуацией указанным Законом закрепляется институт районных ассоциаций представителей сел и поселков, при образовании таких районов учитываются традиционные (кочевые) способы хозяйствования населения.

Границы административно-территориальных единиц могут не совпадать с границами муниципальных образований. В Российской Федерации территория ее субъектов делится на административно-территориальные единицы различного уровня, в границах которых могут формироваться муниципальные образования.

В зависимости от видов публичной власти следует различать государственное устройство (или государственнотерриториальную организацию власти) и территориальную организацию местного самоуправления (или власти локальных публично-территориальных образований).

Муниципальные образования создаются исходя из установленного административно-территориального деления субъектов РФ. Местное самоуправление осуществляется на локализованной территории (в поселениях, муниципальных районах, городских округах и др.), которая является одновременно территорией соответствующих административно-территориальных единиц (волостей, сельсоветов, поссоветов, районов, уездов, городов, сел).

Понятия «территория населенного пункта» и «территория муниципального образования» не тождественны. Вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ находятся в их исключительном ведении. Представительные органы государственной власти субъектов РФ могут решать эти вопросы самостоятельно, без согласования с кем бы то ни было. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” в связи с запросом Тульского областного суда» указывается, что «территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением…».

При установлении и изменении границ муниципальных образований должны быть учтены следующие требования:

  • – требование целостности территории муниципального образования и вытекающее из него требование непрерывности его границ. В п. 12, 13 и 16 ч. 1 ст. 11 Закона о местном самоуправлении 2003 г. установлено, что границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта; территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения; границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения;
  • – требование временной доступности административного центра муниципального образования, в границах которого находятся несколько населенных пунктов (поселений). В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 11 Закона о местном самоуправлении 2003 г. границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях;
  • – требование обязательности выявления и учета мнения населения при установлении и изменении границ муниципальных образований. Законы субъектов РФ не должны снижать уровень гарантий, предоставленных местному самоуправлению федеральным законодателем, а обязательность выявления мнения населения является важнейшей гарантией права на самоорганизацию и признание городских, сельских поселений, других территорий в качестве муниципальных образований (ч. 1 ст. 130 Конституции).

Согласие населения при изменении границ муниципального образования необходимо в следующих случаях:

  • 1) изменяются границы муниципальных районов, что влечет отнесение отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов. В этом случае изменение границ муниципальных районов осуществляется с согласия населения указанных поселений и (или) населенных пунктов. Согласие населения выражается путем голосования в порядке, предусмотренном законом, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. В целях получения согласия населения представительный орган соответствующего муниципального образования назначает голосование по вопросам изменения границ муниципального образования. Согласие населения на изменение границ считается полученным, если за изменение границ проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей, при условии, что в нем приняло участие более половины жителей поселений и (или) населенных пунктов, чьи территории предполагается отнести к территории других муниципальных районов;
  • 2) изменяются границы поселений, что влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. В этом случае согласие населения также может быть получено путем голосования населения данных населенных пунктов (оно проводится в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о местном самоуправлении 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений).

С учетом мнения населения, выраженного представительными органами муниципальных районов и поселений, границы муниципального образования изменяются в случае, когда данные изменения не влекут отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений.

Необходимость изменения границ может возникнуть в связи с уменьшением численности населения сельских населенных пунктов относительно установленной Законом о местном самоуправлении 2003 г. минимальной численности для данного вида муниципальных образований. Вместе с тем названный Закон не признает достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти процедуры изменения границ поселений в том случае, если уменьшение численности сельских населенных пунктов составляет менее 50% относительно минимальной численности населения, предусмотренной данным Законом. Однако Закон о местном самоуправлении 2003 г. не исключает, что с такой инициативой может выступить население (ст. 12).

Территории и границы муниципальных образований

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.
Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
При изменении границ между субъектами Российской Федерации изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

  • территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, могут не включаться в состав территорий поселений;
  • территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  • территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  • в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
  • в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);
  • законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;
  • сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
  • в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
  • административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
  • границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
  • территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
  • территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  • границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Изменение границ муниципального образования.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с законодательством.
Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Изменение границ внутригородских районов осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.
Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями ФЗ № 131 не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Установление границ муниципальных образований относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, которые принимают соответствующие законы. Термины «граница муниципального образования» означает границы, в пределах которых реализуются полномочия органов местного самоуправления, образуемые населением соответствующей территории муниципального образования.

Границы любых муниципальных образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные параметры действия органов самоуправления, отражают местные особенности производства и жизни населения. В силу этого границы выступают как основные элементы территориально – экономической структуры муниципального образования.

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1. Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского поселения могут, не включатся в состав территорий поселений.

2. Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

3. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли (территории) населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования; территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли; земли для развития поселения.

4. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

5. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

6. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.

7. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

8. Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

При установлении границ территории, находящихся под юрисдикцией муниципальных образований должны учитываться следующие основные требования, содержащиеся в новой редакции федерального закона:

1) перечень территорий (земель, водных объектов и др.) независимо от форм собственности и целевого назначения, включаемых в состав город­ских и сельских населенных пунктов;

2) отнесение территории субъекта Российской Федерации (существу­ющего административного района субъекта РФ) к территории с низкой либо высокой плотностью населения;

3) отнесение территории муниципального образования к категории труднодоступной местности;

4) вид населенного пункта;

5) статус муниципального образования;

6) возможность наделения муниципального образования отдельными государственными полномочиями (для городского округа и муниципального района);

7) наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфра­структуры необходимой для самостоятельного решения органами мест­ного самоуправления вопросов местного значения (для городского округа района);

8) временная доступность административного центра муниципального образования от самого отдаленного населенного пункта (критерий пешей и транспортной доступности).

В статье 12 Федерального закона № 131-ФЗ установлен следующий порядок изменения границ муниципальных образований:

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установлен­ном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним актом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведе­ния местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципаль­ного образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территории других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

5. Преобразование муниципальных образований.

Под преобразованием муниципальных образований понимается их объединение или разделение, а также изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением этого статуса.

Для описания изменений муниципально — территориального устройства на нормативном уровне основными являются понятия «образование», «преобразование», «упразднение».

Образование муниципальных образований — это процесс создания самостоятельных муниципальных образований.

Образование муниципальных образований протекает в форме:

1) придания статуса муниципального образования соответствующим населенным пунктам, основывающегося на волеизъявления населения;

2) объединение двух или более муниципальных образований в одно новое;

3) разделения муниципального образования на два и более новых;

4) выделения одного муниципального образования из состава другого.

Упразднение муниципальных образований — это процесс прекращения существования самостоятельных муниципальных образований.

В процесс упразднения действующее муниципальное образование утрачивает конституционные признаки, такие как собственный бюджет, самостоятельную структуру управления, включающий представительный орган.

Упразднение муниципальных образований может быть связано:

1) с объединением двух и более муниципальных образований в одно новое;

2) разделением муниципального образования на два и более новых;

3) присоединением к муниципальному образованию новых территорий, на­селенных пунктов с последующим созданием на базе муниципального об­разования и присоединенных к нему земель нового муниципального образования;

4) с утратой местным сообществом, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, способности к самостоятель­ному существованию.

Преобразование муниципальных образований — это процесс существенного изменения статуса действующих муниципальных образований без их упразднения, которое связано с изменением территориальных границ и устава муниципального образования.

Преобразование муниципальных образований может осуществляться путем:

а) объединения двух и более муниципальных об­разований;

б) разделения муниципальных образований;

в) изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городс­кого округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуп­равления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с законом № 131-ФЗ.

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется путем выдвижения инициативы о проведении местного референдума, а органов местного самоуправления, органов государственной власти – соответствующими решениями.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения, выражен­ного представительными органами каждого из объединяемых муници­пальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представитель­ным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его ста­тусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответству­ющего городского населения, а также с согласия населения муниципаль­ного района, из состава которого выделяется (в состав которого включа­ется) соответствующее городское поселение.

Границы муниципального образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *