Границы сельских поселений

Границы населённых пунктов и порядок их изменений

Границами населенных пунктов называются линии, которые определяют его территориальные пределы. Данное понятие закреплено в ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, где отмечено, что границы сельских и городских поселений не могут проходить поперек границ муниципальных районов, городских округов, иных образований или выходить за их пределы, а также пересекать линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам.

Порядок установления и изменения границ поселений определяется ст. 84 Земельного кодекса РФ и состоит в утверждении или изменении генерального плана поселения, утверждении или изменении схемы планирования муниципального района. Генеральный план принимается представительным органом местного самоуправления, а резолюция о разработке генерального плана и подготовке рекомендаций о внесении в него изменений, осуществляется главой местной администрации (ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

Сообразно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения должен включать:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту границ поселения;
  • карту предполагаемого расположения объектов местного значения;
  • карту функциональных зон населенного пункта

По мере развития населенного пункта, его черта подвергается преобразованию. Это осуществляется по мере включения новых земель, необходимых для расширения.

Регламент включения земель в границы поселения состоит из нескольких системных блоков.

1. Принятие резолюции о разработке программы генерального плана и осуществление публичных слушаний по её рассмотрению

Генеральные планы поселений утверждаются не менее чем на 20 лет. Процедура подготовки проекта генерального плана производится в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса и состоит из:

  • принятия резолюции главой администрации о разработке проекта генерального плана поселения;
  • опубликования этого решения, в том числе, в сети Интернет;
  • разработки проекта генерального плана в соответствии с нормативами Градостроительного кодекса;
  • проверке материалов на соответствие действующему законодательству;
  • отправление проекта генерального плана на согласование в органы государственной власти;
  • проведение публичных слушаний;
  • утверждение проекта генерального плана органом местного самоуправления.

При вынесении положительного ответа о включении земельного участка в пределы поселения, на официальном сайте местного самоуправления размещается информация о подготовке преобразований в генеральный план с указанием новых границ населенного пункта. Предоставляется перечень земельных участков, подлежащих включению (с указанием площади, категории земель, правообладателей).

Градостроительный кодекс РФ (ст. 28) обязывает провести рассмотрение поправок в генеральный план на публичных слушаниях. Их порядок и организация определяются уставом муниципального образования. Они проводятся органом местного самоуправления в населенном пункте, в который включается земельный участок или участки. В обязательном порядке населению должны быть предоставлены материалы для ознакомления с проектом генерального плана, организованы выставки с демонстрационными материалами, проведены встречи с разработчиками плана. Слушания должны быть осуществлены в период от одного до трех месяцев.

2. Приготовление и подача документов

Согласно Федеральному закону №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в орган местного самоуправления заинтересованным физическим или юридическим лицом направляются следующие материалы:

  • аргументированное заявление в произвольной форме о включении территории земельного участка в границы поселения;
  • кадастровый план земельного участка;
  • правоустанавливающие документы;
  • копии документов, удостоверяющих личность.

Если переводится участок сельскохозяйственного назначения, то орган местного самоуправления может запросить в соответствующих организациях вывод о сельскохозяйственной значимости земельного участка. Ветеринарная служба предоставляет справку об отсутствии на территории данного участка могильников скота.

В соответствии с Земельным кодексом России, земли должны использоваться по целевому назначению и с зонированием территорий. Орган местного самоуправления при анализе заявления о включении территории земельного участка в границы поселения должен учитывать:

  • возможность обеспечения включаемого участка инфраструктурой (транспортной, инженерной);
  • отсутствие на участке санитарно-защитной зоны;
  • низкую сельскохозяйственную ценность участка (если у него сельскохозяйственное назначение).

3. Отказ во включении участка земли в пределы населенного пункта

На основании положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ орган местного самоуправления вправе отказать во включении участка в пределы населенного пункта:

  • границы населенного пункта пересекают границы муниципального образования или выходят за них;
  • границы населенного пункта пересекают границы земельных участков физических и юридических лиц;
  • передаваемые земли имеют ценный сельскохозяйственный статус;
  • включаемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
  • участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов.

Исполнительный орган государственной власти субъекта может отказать по следующим причинам:

  • законом установлены ограничения или запреты изменения целевого назначения или разрешенного использования земельного участка;
  • документами территориального планирования РФ, субъектов или муниципальных образований предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления от федерального органа исполнительной власти
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления
  • заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии участников слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Отказ может быть обжалован в суд.

4. Согласование проекта генерального плана

Согласование проекта необходимо в случаях:

  1. планируется размещение объектов федерального или местного значения на территориях поселения, городского округа;
  2. предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда;
  3. на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального или регионального значения;
  4. предусматривается размещение объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты.
  5. предусматривается включение или исключение из границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения

Согласование проекта осуществляется в срок 3 месяца. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии или несогласии с таким проектом с обоснованием причин решения. Если от одного или нескольких органов поступают заключения о несогласии с проектом, глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.

Согласительная комиссия представляет главе местной администрации документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями и материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам. На основании этих документов, глава местной администрации может принять решение о направлении согласованного или не согласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

5. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости

Отображение расположения границ населенного пункта, в том числе, данные о правовых актах об установлении или изменении пограничных линий вносятся в структуру сведений государственного кадастра недвижимости. Определение местоположения границ осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства. Требования к составлению планов зафиксированы Постановлением Правительства РФ.

Внесение земельных участков в границы поселений не обуславливает прекращения права собственности и не ущемляет прав арендаторов и землевладельцев.

Статья 11. Границы муниципальных образований. 1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
5) в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
6) в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения;
8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
10) размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;
11) границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях;
12) границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;
13) территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
16) границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.
2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов), установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
4. К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Комментарий к статье 11
1. Комментируемая статья зафиксировала требования, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований.
2. Целесообразно обратить внимание на положение Федерального закона о необходимости учета пешеходной доступности при определении границ поселения, которое, к сожалению, сформулировано нечетко. Формулировка подп. 11 п. 1 ст. 11 допускает как отнесение изложенного требования исключительно к сельским поселениям, так и толкование об отнесении его ко всем видам поселений, с изъятием требования учета пешеходной доступности в отношении территории внутри городского населенного пункта (административного центра городского округа).
Представляется, что второе из изложенных толкований более приемлемо, т.к. корреспондируется с иными нормами Федерального закона, в частности с положениями п. 1 ст. 2 и подп. 5 п. 1 ст. 11, установивших, что в состав городского поселения входят город или поселок «с прилегающей территорией» (данный термин традиционно используется для обозначения территории, размеры которой сопоставимы с размерами объекта, к которому эта территория прилегает).
Для адекватного понимания рассматриваемой нормы подп. 11 п. 1 ст. 11 следует также иметь в виду, что термин «с учетом» традиционно используется при описании законодательных положений, в отношении которых нет категорического запрета на отклонение от описываемых предписаний. Например, конституционное положение о необходимости учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, предусматривает обязательность выявления мнения населения, но допускает возможность принятия решения (отказа от принятия решения), не соответствующего мнению населения отдельных территорий.
При решении вопроса об установлении границ муниципального образования — поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, необходимо стремиться к указанной пешеходной доступности. Вероятно, предельное расстояние при этом должно быть 15 км. Эта цифра не только ориентирована на скорость движения усредненного пешехода по усредненной дороге, но и соответствует законодательным требованиям к одному из исторических предшественников муниципального образования — сельского поселения-волости дореволюционной России, в отношении которой было установлено, что ее территория должна отстоять от административного центра не более чем на 12 верст.
Вместе с тем если какой-либо населенный пункт расположен на большем расстоянии от административного центра, но имеются веские основания для включения его в состав поселения, то представляется допустимым включение такого населенного пункта в состав поселения. К основаниям можно отнести, например, ситуацию, когда значительная часть жителей населенного пункта работает на предприятии, расположенном в административном центре, между населенным пунктом и административным центром имеется постоянно действующая связь общественным транспортом, обеспечение жизнедеятельности жителей населенных пунктов осуществляется единым комплексом объектов инфраструктуры и т.п.
Однако при принятии подобного решения нужна серьезная аргументация причин, по которым в процессе реализации требования учета пешеходной доступности, наличие такой доступности обеспечено в отношении не всех населенных пунктов соответствующего поселения.
Следует подчеркнуть, что подобная ситуация должна рассматриваться не как правило, а как исключение.
3. Власть всегда связана с территорией. От того, где расположена территория и каков ее размер, зависит в значительной мере и то, кто и как будет осуществлять власть, а в конечном итоге — удовлетворенность гражданами деятельностью власти. Поэтому при определении границ муниципальных образований необходимо учитывать различные факторы.
Поскольку территория РФ различается не только географически, Федеральный закон устанавливает как определенные особенности организации местного самоуправления на территориях с низкой или высокой плотностью населения, а также в труднодоступных местностях.
К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации, а к территориям с высокой плотностью населения — соответственно в три раза выше.
Отнесение субъектов РФ, отдельных муниципальных районов к территориям с низкой и высокой плотностью населения осуществляется Правительством Российской Федерации (в настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. N 707-р). Труднодоступные территории устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Межселенная территория

Смотреть что такое «Межселенная территория» в других словарях:

  • Межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений;… Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 ФЗ (ред. от 03.12.2012) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации … Официальная терминология

  • межселенная территория — Территория, находящаяся вне границ поселений. Тематики город, населенный пункт … Справочник технического переводчика

  • Территория Залитских островов — Межселенная территория территория Залитских островов (о. им. Залита, о. Талабенец, о. им. Белова) Страна Россия Статус Межселенная территория Псковского района Входит в Псковский район … Википедия

  • Невключённая территория — (немуниципальная территория, межобщинная территория) территория, которая не входит («не включена») в состав какой либо административной единицы соответствующего уровня (обычно самого низкого), например, общины, поселения, коммуны,… … Википедия

  • Сатыга — Территория Сатыга Страна РоссияРоссия … Википедия

  • Леушинка — Территория Леушинка Страна РоссияРоссия … Википедия

  • Псковский район — Герб … Википедия

  • Список населённых пунктов Ханты-Мансийского автономного округа — … Википедия

  • Псковский район Псковской области — Псковский район Герб Флаг … Википедия

  • Административно-территориальное деление Республики Саха — Карта административного деления Республики Саха (Якутия). Красным выделена территория городских округов «Якутск» и «Жатай» … Википедия

Границы сельских поселений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *