Хозяйственное владение

Содержание

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения

В составе государственной и муниципальной собственности существуют, с одной стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), а с другой — имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права через соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, а в некоторых случаях юридические лица и граждане совершают определенные действия от имени субъекта права собственности — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права государственной и муниципальной собственности подключается дополнительное и вполне самостоятельное звено — юридическое лицо, выступающее в гражданском обороте от своего имени и наделенное либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления над закрепленным за ним государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются способами осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме федеральных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, поэтому ст. 216 ГК РФ называет право хозяйственного ведения государственным и муниципальным имуществом вещным правом лиц, не являющихся собственниками. В статье 8 Федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ» говорится, что предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности и основанные на праве полного хозяйственного ведения, должны быть преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидированы.

Право полного хозяйственного ведения ранее строилось по той же модели, что и право собственности. Сейчас права государственного или муниципального предприятия, которому имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, строго ограниченны. Данное обстоятельство объясняется тем, что размер уставного фонда такого предприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях и еще до их регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный на создание предприятия, обязан в установленном порядке произвести уменьшение уставного фонда. Если же стоимость чистых активов окажется меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении у хозяйствующего субъекта, заключаются в следующем: решение вопросов создания предприятия; определение предмета и целей его деятельности; решение вопросов реорганизации и ликвидации предприятия; назначение руководителя предприятия; осуществление контроля за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; получение части прибыли от использования, находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества.

В то же время собственник имущества юридического лица, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, на собственника может быть возложена дополнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность вызвана действиями собственника, а имущества предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Большое правовое значение имеет деление имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на недвижимое и движимое. Предприятие не вправе продавать принадлежащее на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника, а движимым имуществом, которое принадлежит предприятию, оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. В данном случае у дочернего предприятия возникает вторичное право хозяйственного ведения в отношение переданного ему имущества. На ответственность материнского и дочернего предприятия по обязательствам друг друга распространяются правила п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, материнское предприятие несет дополнительную ответственность по обязательствам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана действиями учредившего его предприятия. С другой стороны, если материнское предприятие учредило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество дочернего предприятия.

Право оперативного управления

В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ называет также право оперативного управления имуществом. В отличие от права хозяйственного ведения, появившегося в нашем законодательстве сравнительно недавно, право оперативного управления возникло в начале 60-х гг. XX в. В настоящее время правовая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296-300 ГК РФ, а также в Указе Президента РФ «О реформе государственных предприятий», постановлении Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода, созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия», постановлении Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов».

В этих нормативных актах закреплен круг субъектов права оперативного управления и установлены пределы и способы его осуществления. Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (ст. 115 и 120 ГК РФ). Казенное предприятие может быть образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности по решению Правительства РФ, или на базе собственности, принадлежащей субъектам Российской Федерации, либо муниципальной собственности. Предприятия — носители права оперативного управления могут быть созданы на базе всех допускаемых в Российской Федерации форм собственности.

В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимую продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Обязанности казенного завода заключаются в следующем:

  • направлять прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, а оставшуюся прибыль направлять в доход федерального бюджета;
  • представлять уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях, предназначенных для обновления основных фондов; возвращать по истечении года в федеральный бюджет неиспользованные бюджетные ассигнования.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, однако не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, а дополнительную ответственность по его обязательствам во всех случаях при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права (п. 5 ст. 113 ГК РФ). Если казенное предприятие создано на базе собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, дополнительную ответственность несут эти субъекты гражданского права.

Право оперативного управления учреждения, финансируемого собственником, является еще более ограниченным по сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении только денежными средствами. Имущество учреждения, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств дополнительную ответственность по его обязательствам несет собственник этого юридического лица.

Учреждения являются некоммерческими организациями, однако в соответствии с учредительными документами они могут заниматься коммерческой деятельностью. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся, и законом не предусмотрен вопрос о возможности кредиторов обратить взыскание на имущество, приобретенное учреждением за счет дозволенной в учредительных документах коммерческой деятельности.

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъекты права

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Характеристика права хозяйственного ведения. Соотношение права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права собственности



Гражданским законодательством Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) установлено, что право хозяйственного ведения является составной частью имущественного права. Имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения только унитарным предприятиям, учредителем которых являются Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования Российской Федерации.

В статье 295 ГК РФ раскрыты права собственника (учредителя унитарного предприятия) в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Так, правами собственника имущества признаются принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации унитарного предприятия, определении экономической и социальной сфер деятельности унитарного предприятия (при учреждении предприятия — это установление предмета, целей и задач его деятельности), а также осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению переданного на праве хозяйственного ведения имущества.

Унитарное предприятие ограничено во владении, пользовании и распоряжении имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения: согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не имеет право реализовывать или иным способом отчуждать недвижимое имущество (отдавать в залог, сдавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставной фонд юридических лиц) без согласия на то собственника имущества. Аналогичное ограничение установлено п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее также — Закон № 161-ФЗ).

Остальным имуществом (движимым) предприятие самостоятельно распоряжается, но с учетом ограничений, установленных Законом № 161-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.

Для примера, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.03.2014 № 131 «Об осуществлении исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга прав собственника имущества государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга» с целью обеспечения сохранности государственного имущества исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся государственные унитарные предприятия, дают согласие на совершение предприятиями сделок, связанных с наложением обременения на имущество: получением банковских гарантий, переводом долга и уступкой требований, предоставлением поручительств и займов и т. п.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что право хозяйственного ведения — это имущественное (вещное) право унитарного предприятия, которое не является собственником закрепленного за ним имуществом и которое в соответствии с ГК РФ ограниченно владеет, пользуется и распоряжается предоставленным ему имуществом.

Чтобы понимать какое место занимает право хозяйственного ведения в системе вещных прав необходимо соотнести его с «близкими» ему — правом собственности и правом оперативного управления.

Для начала разграничим понятия «право собственности» и «право хозяйственного ведения».

Указанные права объединяет то, что все они относятся к вещному праву, то есть фактически формируют принадлежность вещей субъекту гражданских правоотношений. Каждое из них обладает правом владения той или иной вещью (движимым и недвижимым имуществом). Все они подлежат обязательной государственной регистрации на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Отличия между указанными вещными правами по правовой своей природе заключаются в следующем.

Право хозяйственного ведения является «продолжением» права собственности, право собственности служит базисом, основой для возникновения права хозяйственного ведения, то есть данное право существуют в неразрывной связи с правом собственности. В свою очередь, право собственности можно назвать «самостоятельной единицей», основанием возникновения которого могут служить такие юридические факты как изготовление или создание вещи собственником, различные гражданско-правовые сделки (дарение, купля-продажа, мена и др.).

Собственником имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, могут быть любые субъекты гражданских правоотношений: физические или юридические лица, государство в целом или его отдельные субъекты, муниципальные образования. В отношении права хозяйственного ведения собственниками имущества могут выступать исключительно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Право хозяйственного ведения имеет признаки ограниченности по своей функциональности, в отличие от права собственности: собственник имущества, принадлежащего ему на праве собственности, вправе распоряжаться, пользоваться вещью по своему усмотрению, не нарушая при этом права пользования и распоряжения имуществом других лиц, в то время как, собственник имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения, не вправе пользоваться им (он только определяет цель использования имущества), а само предприятие не может без согласия собственникам распоряжаться закреплённым за ним имуществом, также в случае нецелевого использования имущества предприятием собственник вправе аннулировать его право пользования путем изъятия имущества. Кроме того, приобретенное (возведенное, построенное, созданное и т. п.) предприятием имущество априори становится государственной (муниципальной) собственностью и для того, чтобы предприятие могло им пользоваться, требуется закрепление его собственником на праве хозяйственного ведения за предприятием.

Более близким по своей правовой природе праву хозяйственного ведения признается право оперативного управления, так как оно также обладает признаками «ограниченности», имеет узкий круг субъектов-собственников имущества, основывается на праве собственности и т. п. По этой причине эти права часто не разграничивают в юридической литературе. Однако имеются между ними существенные отличия.

У субъектов имущественных правоотношений, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, различная правовая природа, а также они имеют различный состав участников: имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения исключительно за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления — за учреждением (частным, бюджетным, автономным) или казенным предприятием (как уникальным видом унитарного предприятия).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, переданное ей собственником (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 113 ГК РФ).

Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 113 ГК РФ).

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ (ст. 123.21 ГК РФ).

Субъекты права хозяйственного ведения имеют следующие ограничения:

‒ распоряжение недвижимостью только по разрешению собственника (включая право на продажу, залог, аренду, внесение в качестве вклада в уставный капитал других хозяйственных обществ и совершение иных сделок);

‒ распоряжение движимым и недвижимым имуществом осуществляется лишь в пределах, не лишающих возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия (ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Субъекты права оперативного управления имеют следующие ограничения:

‒ необходимость получения разрешения собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;

‒ собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, переданное в оперативное управление (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, как вещные права лиц, не являющихся собственниками переданного им имущества, отличаются как по субъектному составу, так и по полномочиям на владение, пользование и распоряжение переданным имуществом.

Субъекты права хозяйственного ведения как коммерческие организации имеют больше полномочий на владение, пользование и распоряжение имуществом, чем субъекты права оперативного управления, являющиеся некоммерческими организациями. При этом все имеющиеся ограничения устанавливаются в пользу собственника, поскольку как право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления являются производными вещными правами от права собственности.

Литература:

  1. Рудакова В. Д. Права на имущество публичных юридических лиц // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 821–827.
  2. Богатков С. А., адвокат Адвокатской палаты г. Москвы. Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления. Статья подготовлена для системы КонсультантПлюс.
  3. Суханов Е. А. «Вещное право: научно-познавательный очерк». «Статут», 2017 год. Материал подготовлен для системы КонсультантПлюс.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав — имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Да

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

***

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Что такое хозяйственное ведение

Хозяйственное ведение – одна из форм владения муниципальным или федеральным имуществом. Данное юридическое понятие характерно исключительно для стран бывшего Советского Союза. Впервые оно было прописано в законодательстве СССР в 1990 году – в это время страна бурно переходила от централизованной плановой экономики к рыночной.

Благодаря данному праву госпредприятия, в то время составлявшие основу производственных мощностей страны, постепенно переводились на рыночные рельсы. В современной Российской Федерации основные положения права хозяйственного ведения регламентированы положениями гл. №19 Гражданского законодательства (ГКРФ).

Основные положения

По своей форме хозяйственное ведение является разновидностью владения не принадлежащей распорядителю собственностью. Данная процедура предполагает передачу собственником своего имущества в ограниченное управление стороннему лицу. Ограничения устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом оно исключается из фактического владения собственника и ставится на баланс нового владельца.

Главное отличие хозяйствующего субъекта от оперативных управителей собственностью (арендаторов) заключается в разных правовых статусах. Такие субъекты наделены особыми правами и обязанностями в отношении находящегося в их временном владении имущества. Так, к нему применяются положения вещного права, где он выступает отдельным лицом.

Субъекты отношений

Субъектами отношений в данном случае могут выступать исключительно унитарные предприятия, принадлежащие федеральным (ГУП) или муниципальным (МУП) властям – с одной стороны, и собственно муниципалитет или государство – с другой. К хозяйственному ведению не допускаются никакие организации с частной формой собственности, или индивидуальные предприниматели. Унитарными являются организации, имущество которых не подлежит какому-либо разделу – по акциям, паям или долям.

Согласно закону, собственник передаваемого в управление имущества, — государство или муниципалитет, — имеет право:

  • Самостоятельно создавать управляющие унитарные организации, реорганизовывать и ликвидировать их.
  • Назначать руководителей, работников бухгалтерии и прочих ответственных лиц, а также расторгать трудовой контракт с ними.
  • Утверждать устав внутренней и внешней деятельности создаваемого унитарного предприятия.
  • Осуществлять полный надзор за их деятельностью, использованием по назначению и сохранностью переданного имущества.
  • Получать долю от прибыли данной организации. Данная денежная сумма, в установленных собственником размерах, перечисляется хозяйствующим субъектом в федеральный бюджет.
  • Согласование заключения МУП/ГУП договоров по крупным финансовым сделкам.

Хозяйствующий субъект должен использовать полученную в управление собственность согласно установленным в договоре целям. Нецелевое использование её запрещается нормами действующего законодательства. Временный владелец имеет право распоряжаться своей долей прибыли по собственному усмотрению.

При передаче унитарного предприятия от одной государственной структуры к другой, условия хозяйственного ведения не подлежат изменению. То же самое относится и к случаям, когда к новому владельцу переходит имущественный комплекс, ранее взятый организацией во владение — статус и права ведения остаются неизменными.

МУП/ГУП не может без разрешения собственника участвовать в каких бы то ни было коммерческих предприятиях – паевых товариществах, акционерных обществах. Кроме этого, оно не имеет права выдавать банковские гарантии, денежные займы, уступать финансовые требования третьим лицам и так далее.

Статус имущества

Объектом права при хозяйственном ведении является имущественная собственность, закреплённая на балансе предприятий, участвующих в процедуре передачи. Её собственником является либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Переданная в управление предприятию собственность юридически отделяется от прочего имущества данных организаций, и становится отдельной базой, на которую распространяется ответственность предприятия.

Статья №295 ГКРФ регламентирует права и обязанности сторон в отношении передаваемого во владение имущества. Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия:

  • Продавать третьим лицам.
  • Сдавать в аренду.
  • Предоставлять в залог.
  • Вносить в виде имущественного пая или вклада при создании долевых товариществ или обществ.

Собственник не может в одностороннем порядке изымать переданное МУП имущество, даже в качестве наказания за нарушение некоторых статей договора. Он также не может самостоятельно распоряжаться данной собственностью без согласия хозяйствующей организации – передавать её в аренду третьему лицу или продавать её.

Особенности имущественного учёта предполагают, что переданным в ведение МУП/ГУП движимым имуществом они могут распоряжаться самостоятельно, в рамках оговорённых выше полномочий. Права распоряжаться по своему усмотрению недвижимостью они лишены – для этого им требуется получить разрешение собственника.

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение. На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов. В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

Профессионалы, в правовом поле хозяйственных взаимоотношений, смогут грамотно представить интересы клиента в административных инстанциях. А при необходимости – оказать эффективную защиту своего доверителя в суде.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

Хозяйственное владение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *