Исполнение обязанностей военной службы

Статья 36. Исполнение обязанностей военной службы. 1. В целях регулирования правоотношений, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности и прохождением военной службы, под исполнением обязанностей военной службы понимается:

а) участие в боевых действиях;
б) исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами;
в) несение боевого дежурства (боевой службы);
г) участие в учениях и походах кораблей;
д) выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром (начальником);
е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождение в служебной командировке или на лечении;
з) следование к месту службы, лечения и обратно;
и) прохождение военных сборов;
к) нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного;
л) безвестное отсутствие — до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке;
м) защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
н) оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка;
о) иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства.
2. Не признается исполняющим обязанности военной службы военнослужащий:
находящийся вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске, за исключением случаев, предусмотренных пунктами «к» — «о» части первой настоящей статьи;
самовольно находящийся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами «к» — «о» части первой настоящей статьи;
добровольно приведший себя в состояние наркотического или токсического опьянения;
совершающий предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;
совершающий самоубийство или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства.
3. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

Следующая статья «
К тексту закона «

Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ в пункт 1 статьи 37 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 512-ФЗ подпункт «а» пункта 1 статьи 37 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст подпункта в предыдущей редакции

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Исполнение обязанностей военной службы

Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, которые разрабатываются на основе Конституции РФ. Базовыми правовыми актами, определяющими основы военной службы, являются федеральные законы РФ «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь и быт, несение службы, выполнение должностных обязанностей регламентируются общевоинскими боевыми уставами.

Под исполнением служебных обязанностей следует понимать исполнение военнослужащим должностных и специальных обязанностей.

Под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагаются повышенные по сравнению с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано какими-либо временными рамками, например исполнение должностных или специальных обязанностей.

Общие обязанности военнослужащих РФ перечислены в ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих» и конкретизированы в Военной присяге (ст. ст. 40, 41 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), УВС ВС РФ и других воинских уставах. К ним относятся такие обязанности, как:

— быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

— строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

— дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

— быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

— военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением.

Конституция РФ закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В таком закреплении, раскрытии понятия «защита Отечества» используются две категории: правовая, нормативная, юридическая — как обязанность и моральная, нравственная — как долг.

Использование в Конституции РФ категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг — не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.).

Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой — подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству. Подтверждая готовность к исполнению своего долга по защите Отечества в форме исполнения военной службы, военнослужащий приносит Военную присягу на верность своему Отечеству и народу.

Требование строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров. Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Однако возникает вопрос о характере безусловного повиновения: является ли оно абсолютным или относительным? В ст. 39 УВС ВС РФ закреплено положение о том, что обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа, отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы. Получив приказ, военнослужащий сталкивается с коллизией обязанностей, так как, с одной стороны, согласно ст. 9 ДУ ВС РФ обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться является одним из основных принципов единоначалия, а с другой стороны, ст. 3 ДУ ВС РФ обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать Конституцию и законы РФ. Таким образом, именно в этом случае возникает проблема, связанная с установлением пределов повиновения и юридической ответственности военнослужащих за отдачу и исполнение неправомерных приказов.

Пределы повиновения приказу и ответственности за его исполнение и неисполнение содержатся в нормах международного права. Так, ст. 8 Устава Международного военного трибунала предусмотрено, что тот факт, что обвиняемый действовал в соответствии с приказом начальника, не освобождает его от ответственности за содеянное, а может лишь рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства (Устав Международного военного трибунала, подписанный в Лондоне 8 августа 1945 г. (ст. 8). Т. 82. Нюрнберг, 1945. С. 278 — 310). «Нельзя налагать наказание за невыполнение преступного приказа, и наоборот, ссылка на приказ при совершении высшего преступления не освобождает от уголовной ответственности» (ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.). М. Обер, исследовавший проблемы исполнения приказа, не соответствующего нормам международного гуманитарного права, считает, что каждый гражданин-военнослужащий должен иметь «определенную ответственность, дающую ему право отказаться подчиниться противоправному приказу».

Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников), общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам службы, т.е. приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ. Следовательно, согласно действующему законодательству безусловная обязательность приказа основывается на условии, что командиры (начальники) не будут издавать незаконные приказы. УК РФ в ст. 332 установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке.

Однако без уточнения в законодательстве обязанности подчиненного по исполнению незаконного приказа указанная норма носит декларативный характер, поскольку неясно, обязан ли военнослужащий не исполнять незаконный приказ и, следовательно, его исполнение может рассматриваться как правонарушение, или он не обязан исполнять незаконный приказ (не являющийся преступным), т.е. не обязан, но может исполнить его, и поэтому исполнение незаконного приказа не носит характера правонарушения. Этот важный юридический нюанс не нашел отражения в федеральном законодательстве о военной службе. В то же время анализ гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы» дает ответы на вопросы, касающиеся пределов повиновения военнослужащих приказам командиров и начальников и ответственности за их неисполнение.

УК РФ в ст. 42 устанавливает условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет.

В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан РФ с ограничениями, устанавливаемыми федеральными законами (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об обороне»).

Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.

Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 23 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с той лишь разницей, что по Конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.

К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированными. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников (ст. 1).

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение — основа воинской дисциплины.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику (ст. 19 УВС ВС РФ).

Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. (ст. 22 УВС ВС РФ).

Военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности могут быть классифицированы по их целевому назначению, по категориям военнослужащих, на которых они возлагаются, и по видам должностей, которыми эти обязанности определяются.

Должностные обязанности делятся также на общие (например, всех прямых начальников — ст. ст. 75 — 92 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т.д.; для корабельного состава Военно-Морского Флота они закреплены в Корабельном уставе ВМФ).

Для военнослужащих, находящихся на иных (кроме типовых) должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые носят, как правило, временный характер.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчиняться строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» указывается, что сотрудники органов Федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками установлены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Следует обратить внимание на то, что не все перечисленные в указанной норме вышеназванного Закона случаи судебные инстанции считают возможным отнести к исполнению (иногда даже допускается выражение — фактическое исполнение) служебных обязанностей, что вполне объяснимо, поскольку вряд ли можно отнести к исполнению или фактическому исполнению служебных обязанностей такие обстоятельства, как следование военнослужащего к месту военной службы и обратно, нахождение в плену, безвестное отсутствие, нахождение на лечении и т.д. Также необходимо иметь в виду, что, участвуя в учениях и походах кораблей, находясь в командировке, военнослужащий имеет право на отдых, т.е. в указанное время он фактически не исполняет служебных обязанностей. Проблема заключается в том, что законодатель недостаточно четко определил, для каких случаев он вводит понятие «исполнение обязанностей военной службы». Анализ законодательства о военной службе и статусе военнослужащих приводит к выводу, что оно применяется в целях усиления гарантий социально-правовой защиты военнослужащих, находящихся подчас в экстремальных условиях. Нечеткость в формулировках порождает проблемы у правоприменителей с определением условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности.

Исполнение обязанностей военной службы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *