Изделий народных художественных промыслов

Организации народных художественных промыслов

Россия с давних времен славилась своими мастерами и умельцами, создававшими уникальные вещи. Достаточно вспомнить лаковую миниатюру, ковроткачество, роспись по ткани, вышивку, плетение кружев, резьбу по дереву и другие. При этом, заметим, что наша страна является одной из немногих стран, сумевшей сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов до сих пор. В наше время изделия народных художественных промыслов, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественных производств, и мастерство российских ремесленников служат достойным подтверждением культурного наследия России.

Сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов является важной государственной задачей. Правовое регулирование отношений в этой области осуществляется в соответствии с:

ü Конституцией Российской Федерации;

ü Гражданским Кодексом Российской Федерации;

ü Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ);

ü «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», утверждеными ВС Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1;

ü Федеральным законом от 6 января 1999 года №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

ü Указом Президента Российской Федерации от 07 октября 1994 года №1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»

ü Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 года №268 «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации».

ü Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

ü Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 23 июня 2005 года №194 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов в 2005 году»;

ü Приказом Минпромнауки Российской Федерации от 08 августа 2002 года №226 «Об утверждении перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов»;

ü Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Для справки: правовое регулирование в области народных художественных промыслов, касающееся охраны и использования объектов интеллектуальной собственности регулируется законодательством России об интеллектуальной собственности;

В соответствии с Федеральным законом от 06 января 1999 года №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» под народным художественным промыслом понимается:

«одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».

Обратимся к Приказу Минпромнауки Российской Федерации от 08 августа 2002 года №226. Этим документом утвержден перечень производств и групп изделий народных художественных промыслов в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов:

№ п/п Виды производств Группы изделий народных художественных промыслов
1 2 3
1 Художественная обработка дерева и других растительных материалов Столярные, токарные, бондарные, резные, долбленые, гнутосшивные и гнутоклееные изделия из различных пород дерева с резьбой, росписью, инкрустацией насечкой металлом, канфарением, окраской морением, обжиганием и копчением, выжиганием, с отделкой лакированием полированием, вощением, а также в сочетании с различными материалами. Изделия из ценной текстурной древесины (капо — корень, сувель, самшит, орех, бук, дуб, груша, ильм, можжевельник, кизил, боярышник, карельская береза): столярные токарные, бондарные, резные, изделия из шпона, а также в сочетании с различными материалами. Изделия из бересты, лозы ивы, корня хвойных деревьев, рогоза (чакана), соломки злаковых растений, листьев кукурузы, лыка и других видов растительного сырья, изготовленные в технике плетения, сшивания, оклеивания, в комбинированной технике в сочетании со столярной работой, декорированные окраской, тонированием, резьбой, росписью, просечкой, тиснением, гравировкой, процарапыванием с отделкой отбеливанием, лакированием в сочетании с другими материалами.
2 Производство художественной керамики Гончарные, майоликовые, фарфоровые фаянсовые, тонкокаменные, шамотные изделия с ручной росписью, лепниной, гравировкой, иными способами ручного декорирования, также изделия, выполненные способом лепки.
3 Художественная обработка металлов Декоративные изделия из цветных и черных металлов, выполненные способами чеканки, гнутья, ковки, просечки, литья по восковым моделям, а также посредством штамповки и литья с последующей ручной декоративной обработкой (гравировкой, эмалями, чернью, инкрустацией, оксидировкой, травлением. Изделия из металла с декоративной росписью масляными красками и в сочетании с перламутром, а также другими материалами.
4 Производство ювелирных изделий народных художественных промыслов Изделия из серебра, цветных металлов и сплавов (в том числе в сочетании с полудрагоценными и поделочными камнями, жемчугом, янтарем, перламутром, кораллами), выполненные в технике ювелирной монтировки, филиграни, зерни, финифти, а также посредством литья с последующей чеканкой, гравировкой, насечкой, чернью, травлением, оксидировкой, с применением эмалей, цветных паст, инкрустаций и других способов ручной декоративной обработки металлов.
5 Миниатюрная лаковая живопись Изделия из папье — маше, металла, кости, перламутра и дерева ценных пород, древесно — опилочных материалов с миниатюрной лаковой живописью и декоративной росписью масляными и темперными красками и в сочетании с металлом, перламутром, твореным и сусальным золотом и серебром, поталями, различными материалами, с отделкой лакированием полированием.
6 Художественная обработка камня Изделия из твердых и мягких пород поделочного камня, янтаря и перламутра с резьбой, инкрустацией, мозаикой, токарной обработкой и ювелирной монтировкой камня, а также в сочетании с металлом.
7 Художественная обработка кости и рога Изделия из бивня мамонта, клыка моржа кости и рога домашних и диких животных, зуба кашалота, китового уса, кости морских животных с объемной, рельефной и ажурной резьбой, токарной обработкой, в оклейной технике, с гравировкой, подкраской, полировкой, инкрустацией, а также в сочетании с металлом, деревом и другими материалами.
8 Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов Изделия из тканей и других материалов (кожи, замши, трикотажа, войлока) с различными видами ручной и машинной вышивки и их сочетанием, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку, в том числе строчка, золотное шитье, вышивка бисером и другими материалами, а также аппликации.
9 Художественное ручное кружево Кружево и кружевные изделия ручного плетения на коклюшках, игольное кружево и в сочетании ручного кружева с машинным.
10 Художественное ручное ткачество Декоративные узорные ткани и тканые изделия, включая гобеленовые, выполненные на ручных ткацких станках и приспособлениях, на механических станках с ручной проработкой узора.
11 Художественное ручное вязание Изделия, выполненные ручной узорной вязкой на спицах или машинным способом с ручной доработкой узоров, ажурным вязанием крючком.
12 Художественное ручное ковроткачество и ковроделие Ковры и ковровые изделия, выполняемые на ручных вертикальных и станках, ворсовые, высоковорсовые (махровые), безворсовые гобеленовой и счетной техники исполнения, с ремизным узорообразованием, в комбинированной технике исполнения, рюйю, сумахи, войлочные с валяными, инкрустированными узорами, аппликацией, узорной стежкой, а также гобелены и другие изделия, изготовленные из конского волоса ручным плетением.
13 Художественная ручная роспись и набойка тканей Изделия из тканей, оформленных в технике ручной свободной росписи, горячего и холодного батика, ручной набойки, печати по шаблону ручным способом, а также механизированным в сочетании с ручной росписью, выполненные в традициях народного искусства определенной местности.
14 Художественная обработка кожи и меха Изделия из кожи и меха с использованием национальных видов вышивки и аппликаций, меховой мозаики, декоративных швов и оплеток, опушек, продержки ремешков, вышивки оленьим и конским волосом, бисером, а также изделия из кожи с росписью, тиснением, подкраской, вышивкой, мозаикой, с использованием металлической фурнитуры исполненных как ручным способом, так и ручным в сочетании с механизированным.
15 Прочие виды производств изделий народных художественных промыслов Изделия из стекла, выполненные: методом формования изделий совокупностью ряда приемов обработки горячего стекла непосредственно возле стекловаренной печи: выдувания (в формы или без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, кракле, накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей и лент; из стеклянных трубок и стержней способами свободного и формового выдувания, ручного формования и лепки (в том числе с последующим ручным декорированием. Изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства определенной местности. Куклы в национальных костюмах народов России, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликаций. Изделия лоскутного шитья, выполненные путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности.

Как видно из таблицы, приведенный перечень содержит массу производств, относящихся к легкой промышленности, в связи с чем можно отметить, что легкая промышленность является одной из немногих отраслей экономики, где активно функционируют предприятия народных художественных промыслов. Мы уже заметили, что государство заинтересовано в возрождении, сохранении и развитии народных художественных промыслов, и предпринимает активные действия к тому, чтобы такие предприятия развивались. В частности, в отношении предприятий народных художественных промыслов предусмотрены определенные льготы.

При этом следует обратить внимание, что не любая производственная организация легкой промышленности, даже при условии того, что она выпускает изделия, перечисленные в вышеприведенном перечне может быть отнесена к организации, имеющей статус организации народных художественных промыслов. Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 6 января 1999 года №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»:

«К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов».

Итак, организации, имеющие статус организации народных художественных промыслов имеют определенные льготы. В частности таким организациям предоставляется льгота по земельному налогу. Напомним, что с 1 января 2005 года вступила в действие глава 31 НК РФ «Земельный налог». Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные на территории города или района, за исключением участков ограниченных в обороте или изъятых из оборота в соответствии с законодательством России (например, национальные парки, заповедники и тому подобное).

Статья 395 НК РФ содержит закрытый перечень лиц, освобождаемых от налогообложения. В пункте 6 статьи 395 НК РФ указано, что освобождаются от налогообложения:

«организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов».

При этом следует обратить особое внимание на дополнительное условие, вводимое налоговым законодательством на данную льготу: земельный участок должен использоваться налогоплательщиком для производства и реализации изделий народных художественных промыслов. Если же организация использует земельный участок в других целях (например, сдает его в аренду), то права на льготу организация не имеет.

Организации народных художественных промыслов имеют право применять пониженную ставку единого социального налога (20%) , об этом свидетельствует статья 241 НК РФ.

Кроме того, налоговым законодательством предусмотрена и льгота по налогу на добавленную стоимость. Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации:

«реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

При реализации своего права на льготу в отношении НДС следует оговорить, что данная льгота распространяется не только на организации, признаваемые организациями народных художественных промыслов, но и на те, которые не имеют этого статуса, но производят и реализуют указанную продукцию.

Обратите внимание!

Указанная льгота предоставляется лишь при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок такой регистрации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства». Кроме того данная льгота распространяется не только на производителей и продавцов, но и на посредников, реализующих изделия народных художественных промыслов в рамках посреднических договоров. Таким образом, если посредник реализует указанные изделия, то его посредническое вознаграждение также будет освобождаться от налога на добавленную стоимость.

Рассматривая льготы по НДС нельзя не остановиться на таком моменте, как реализация изделий народных художественных промыслов на экспорт. Наша консультационная практика показывает, что нередко организации, реализующие на экспорт указанные изделия, неправильно трактуют положения главы 21 «Налог на добавленную стоимость». То есть, применяют в отношении экспорта указанных изделий ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов и претендуют на получение вычета. На наш взгляд эта позиция ошибочна.

Ставки налога, установленные статьей 164 НК РФ применимы лишь в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, а не освобожденных от налогообложения. А операция по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, является именно операцией, освобожденной от налога. В связи с чем, налог на добавленную стоимость по ставкам, установленным статьей 164 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения согласно статье 149 НК РФ, не применяется. Исходя из этого, при экспортной реализации изделий народных художественных промыслов ставка 0 процентов не используется, а суммы «входного» налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации вышеуказанных изделий, к вычету не принимаются, а учитываются в их стоимости.

Обратите внимание!

Если организация одновременно осуществляет налогооблагаемые операции и операции, освобожденные от налогообложения, она обязана организовать раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 170 НК РФ).

Заметим, что при желании организация может отказаться от использования данной льготы по НДС, такое право ей предоставляет пункт 5 статьи 149 НК РФ:

«Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года».

Взвесив все «за» и «против» организация принимает решение об использовании льготы или отказа от нее. Написав заявление в налоговый орган об отказе, организация вправе применять ставки, установленные статьей 164 НК РФ. То есть при экспорте она имеет право применить ставку 0 процентов и, соответственно, получить возмещение «экспортного» налога. Для этого ей необходимо собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и подать декларацию по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство и торговля в легкой промышленности».

Может ли ИП по производству изделий народных художественных промыслов реализовывать их в Китае?

Добрый день!
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, хотелось бы дополнить ответ в части прохождения валютного контроля.
Исходя из своего опыта работы в части составления и сопровождения контрактов моих клиентов с иностранными контрагентами (в основном это США, Канада, Кипр, Великобритания, Австралия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Чехия и другие страны ЕС, а также Китай), прохождения валютного контроля, а также налоговых проверок таких контрактов хотелось бы отметить следующее.
1. В целом на сегодняшний день правила такие, что договоры ВЭД подлежат обязательной регистрации если они превышают 6 млн рублей по экспорту (или эквивалент в валюте), 3 млн рублей (или эквивалент в валюте) по импорту. Если в договоре нет фиксированной суммы, то в этом случае обязанность зарегистрировать договор появится, как только сумма контракта достигнет и превысит указанные суммы.
Также с учетом последних изменений если сумма договора за весь период его действия не превышает 200 тысяч руб. (то есть если будет 3 платежа по 100 т.р., то это уже 300 т.р. и под исключение Вы не подпадаете), то не обязательно даже предоставлять документы в банк. Правда формально у банка все равно остается право запросить документы, если у него появятся сомнения относительно совершаемых Вами операций.
2. Что касается взаимоотношений с налоговыми, то для отчетности Вы им предоставляете договоры со всеми приложениями, инвойсы, акты, дополнительные соглашения (некоторых документов может не быть, иногда может быть только договор). Однако стоит отметить, что когда Вы находитесь на УСН 6% и налог оплачиваете со всего оборота, то по моей практике часто налоговая вообще ничего не запрашивает, так как Вы уже и так оплатили все возможные налоги в рамках своей системы налогообложения.
Если Вы ИП на ПСН (патенте), то здесь возможность работы с иностранными контрагентами и оставаться на ПСН полностью зависит от того, насколько грамотно составлен договор.
При этом учет доходов производится по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке (п. 3 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 22.01.2015 № 03-11-06/2/1645, от 27 января 2012 г. N 03-11-06/2/10, от 20 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/181).
Аналогично Вы отражаете поступление денег в КУДиР также по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке.
3. Что касается самого Договора с иностранным контрагентом, то его можно заключить в нескольких формах:
— в форме стандартного договора.
— в форме счета-договора (инвойса-договора) – то есть когда мы объединяем инвойс и договор и делаем все в одном документе (больше подходит для разовых/периодических услуг).
— в отдельных случаях можно использовать вариант с договором-офертой (есть особенности).
Конкретную форму нужно выбирать в зависимости ситуации, в том числе в зависимости от того, насколько сильно нужно упростить процедуру подписания договора, на чем настаивает и на что готов контрагент.
4. Также есть различные способы подписания договора с иностранным контрагентом, в частности:
— стандартный обмен бумажными формами через курьера (сейчас все реже применяется).
— подписание договора путем обмена сканами (п.2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). То есть подписали, отсканировали – скинули контрагенту, он сделал тоже самое и по итогу у каждого есть скан договора, подписанный с двух сторон. Действующее законодательство, а также налоговая и банковская практика полностью допускают такой вариант, то есть этот способ ничем не уступает первому варианту.
Единственное в этом случае есть 3 обязательных требования:
а) в договоре должен быть введен электронный документооборот,
б) тот факт, что договор подписывается именно путем обмена сканами должен быть обязательно отражен в договоре,
в) в договоре должны быть расписаны каналы электронной связи между сторонами, включая адреса электронной почты, через которые будет происходить процесс обмена сканами договора.
5. К самому договору с иностранным контрагентом есть определенные требования в плане его содержания. Требования, как правило, можно разделить на 2 составляющие:
— требования законодательства (то есть для определенных видов договоров закон устанавливает требования что именно в них должно быть учтено, какие условия должны быть прописаны и т.д.).
— требования из банковской практики. В рамках прохождения валютного контроля банк будет изучать Ваш договор и помимо соблюдения формальных требований законодательства банк должен видеть и понимать, что цель договора – это действительно оформление реальных правоотношений между Вами и контрагентом. Здесь уже есть отличия от банка к банку (Сбербанк имеет свою практику, Модульбанк и Тинькофф свою и т.д.). Если эти требования не соблюдать, то банк может заподозрить Вас в фиктивности договора, а в отдельных случаях еще и в попытке отмывания денег через данный договор.
Логика банка здесь очень простая – когда 2 стороны заключают между собой реальный договор, они заинтересованы в защите своих интересов по договору. Например, если российский ИП заключает договор с компанией из США на разработку программного обеспечения (ПО), то с точки зрения банка логично, что контрагент из США будет заинтересован в том, чтобы в договоре были прописаны сроки выполнения работ, порядок устранения недостатков, порядок приемки и т.п., а исполнитель заинтересован в том, чтобы в договоре четко были прописаны условия и порядок оплаты по договору. Если банк видит, что в договоре «криво» прописаны условия про сроки выполнения работы и порядок приемки, то у банка могут возникнуть сомнения – действительно ли договор реальный, поскольку для банка подозрительно почему контрагент так беспечен по отношению к таким важным пунктам в правоотношениях между сторонами.
Безусловно, что все нюансы по требованиям банков к договору здесь я не смогу описать, но наиболее общими требованиями являются следующие:
5.1. Предмет договора. Обязательно должен быть конкретизирован, то есть просто «разработка программного обеспечения» — это не лучший вариант, желательно прописать, например, для чего разрабатывается ПО (для каких целей, для какого проекта и т.п.). Здесь допустимы следующие варианты:
— в договоре делается непосредственно ТЗ на разработку.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка, например, та же «разработка программного обеспечения» + дополнительно прописываем, что Стороны конкретные услуги и требования к ним согласовывают дополнительно и фиксируют в инвойсах (счетах на оплату) или в отдельных дополнительных соглашениях.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка + дополнительно указываем в договоре, что конкретные услуги согласовываются в переписке по электронной почте, мессенджерах, системах постановки задач и т.п. Обращаю внимание, что подобный вариант также полностью соответствует закону и также устраивает банки.
5.2. Порядок и сроки оплаты. За нарушение сроков оплаты можно получить штраф вплоть до 100% от суммы перевода, поэтому обычно я рекомендую прописывать сроки таким образом, чтобы они точно не были нарушены (то есть с привязкой к какому-либо событию, которое мы сами контролируем – выставление инвойса, подписание акта + прописывать сроки с запасом и т.д.). Еще бывают ситуации, когда компания проводит оплату не напрямую на р/с ИП/ООО, а через различные системы – тут нужно каждую ситуацию смотреть отдельно (допустимо это или нет) и, если допустимо – этот момент также обязательно должен быть прописан в договоре.
Как это ни странно, но сумма оплаты также может заинтересовать банк, а именно если сумма покажется банку неоправданно завышенной (например простая консультация стоит 50000 долларов), либо банку покажется сомнительным порядок формирования стоимости услуг (например, если из договора следует, что услуги оказываются нерегулярно, а стоимость, указанная в договоре, прописана фиксированная каждый месяц) – тоже могут быть проблемы.
Обращаю внимание, что оплата может быть определена в договоре следующими способами:
— фиксированная плата за весь договор – это подходит для разовых услуг.
— фиксированная ежемесячная оплата – это подходит для вариантов, когда Ваш контрагент – это Ваш работодатель, либо, когда объемы работы примерно одинаковые из месяца в месяц.
— почасовая оплата. Самый распространенный вариант. Подходит для любых ситуаций, поскольку механизм оплаты максимально прозрачен. Этот вариант также полностью законен, единственное к нему есть свои требования. В частности, важно расписать как именно ведется учет количества часов (через специальную программу, либо учет количества часов ведет исполнитель) и по итогу количество часов и общий размер должны фиксироваться в ежемесячных актах (бывают исключения из такого порядка, иногда без актов обходимся). То есть здесь важно, чтобы для банка и для налоговой механизм расчета количества часов был максимально прозрачен.
Также отмечу, что если нужно, то в договоре можно прописать выплату бонусов от иностранного контрагента (отношения с иностранным контрагентом все равно не могут признать трудовыми), а также компенсацию расходов (например, на покупку оборудования (ноутбука и т.п.), на связь и иные подобные расходы).
5.3. Сроки выполнения работы. До 2018 г. в плане этого пункта было проще, сейчас с учетом последних изменений требований к данному пункту стало больше, а именно сейчас в плане сроков выполнения работ должно быть больше конкретики. Если ситуациях такая, что определить срок заранее нельзя (а так происходит в большинстве случаев), то обычно мы привязываем срок к определенным событиям (оплата и т.д.) + в отдельных случаях прописываем предварительные сроки, а затем по ходу работы конкретизируем их через дополнительные соглашения.
5.4. Порядок приемки услуг. Здесь все зависит от ситуации, с точки зрения закона допустимы следующие варианты:
— стандартный вариант, при котором подписываются акты выполненных работ. Акты обычно подписываются: а) либо один раз за весь договор (обычно подходит если договор на разовую услугу), б) помесячно/поквартально – если это фактически трудовой контракт, либо договор предполагает выполнение регулярной работы, в) по итогам выполнения отдельных заданий в рамках договора по каждому заданию отдельно.
— упрощенный вариант, когда факт приемки работ мы привязываем к определенным событиям (оплата по договору, направление определенного текста на электронную почту, отсутствие претензий в течение какого-либо времени и т.п.).
Выбор конкретного варианта зависит от ситуации, обычно я рекомендую определенный вариант уже после детального изучения ситуации клиента.
5.5. Применимое право. Здесь нужно определиться с тем, каким законодательством регулируются взаимоотношения с контрагентом и суды какого государства будут рассматривать споры – обычно рекомендуется РФ, остальное уже зависит от того, согласен ли на это контрагент.
5.6. Если у Вас дистанционное взаимодействие с контрагентом (а при работе с иностранными контрагентами это почти 100% случаев), то обязательно нужно:
— ввести договором электронный документооборот (если делать это грамотно, там будет достаточно много пунктов, я сейчас не буду все их расписывать),
— указать в договоре все контактные данные Сторон (электронные почты, номера телефонов, мессенджеры) и данные уполномоченных представителей сторон.
— если используются специальные системы для связи между сторонами, а также для постановки задач или учета количества часов – также обязательно нужно это фиксировать в договоре.
5.7. Реквизиты сторон. Как ни странно, здесь часто допускаются ошибки. Например, я часто встречал некорректное написания страны контрагента (упускали слово «Республика …» и т.п.). Желательно точное наименование брать из общероссийского классификатора стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Также по моей практике часто не полностью указываются реквизиты банка (упускается адрес банка).
6. Ответственность. По практике, легче всего при получении денег от иностранного контрагента попасть на ст. 15.25. КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Ответственность по данной статье может достигать 100% от полученной Вами на счет суммы. Например, бывают ситуации, когда контрагент перечисляет оплату за услуги, но делает это каждый раз с задержкой на неделю-две — в такой ситуации есть реальные шансы получить штраф до 100% от суммы каждого перевода (то есть вообще могут по всем платежам забрать все деньги).
В отдельных случаях может грозить ответственность по ст. 193 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» (репатриация — это промежуток времени между датой экспорта и датой поступления денег в качестве оплаты эксперта или между датой платежа по импорту и датой импорта).
Готов ответить на Ваши дополнительные вопросы.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Изделий народных художественных промыслов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *