Изменение существенных условий служебного контракта гражданского служащего

Можно ли изменить должностные обязанности государственного гражданского служащего на основании статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя, осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего.

Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее ‒ гражданская служба).

Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.

Из понятия служебного контракта, которое определено в части 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ, следует, что соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим заключается о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

В порядке, определяемом данной статьей Федерального закона № 79-ФЗ, представителем нанимателя могут быть изменены существенные условия, связанные с прохождением гражданскими служащими гражданской службы, к числу которых относятся организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент. В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы.

Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы, включая порядок уведомления и предложения иной должности гражданской службы, регулируются статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

Из положений пункта 4 части 3 статьи 27 и части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, предложенную ему взамен сокращаемой должности гражданской службы, осуществляется с письменного согласия гражданского служащего в порядке перевода.

О возможности перевода гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы в том же государственном органе указывается также в части 1 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Учитывая изложенное, изменение должностных обязанностей гражданского служащего, по нашему мнению, возможно в соответствии с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, регулирующими служебные отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы.

Минтруд России в настоящее время проводит анализ практики реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ, касающихся существенных условий служебного контракта, и готовит соответствующие изменения в данный Федеральный закон.

Существенные условия служебного контракта гражданского служащего

Условия служебного контракта и составляют его содержание. Федеральный закон № 79-ФЗ разделяет условия служебного контракта на существенные условия и просто условия, которые могут присутствовать в служебном контракте, а могут отсутствовать.

Выделение в служебном контракте существенных условий в отдельную группу вызвано необходимостью придания им особого статуса. Для существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя, в то время как по общему правилу (пункт 5 статьи 24 Закона) условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон, и только в письменной форме.

Представитель нанимателя может выступить с инициативой одностороннего порядка изменения существенных условий служебного контракта при одновременном наличии двух условий.

Изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности является первым условием, а вторым — неизменность должностных обязанностей гражданского служащего.

Итак, существенными условиями служебного контракта являются (пункт 3 статьи 24 Закона):

— наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

— дата начала исполнения должностных обязанностей;

— права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

— виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

— права и обязанности представителя нанимателя;

— условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

— режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

— условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

— виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

Важное значение при заключении служебного контракта имеет его продолжительность, иными словами — срок служебного контракта. Служебные контракты заключаются на определенный срок (срочные служебные контракты) и на неопределенный срок.

Интересен тот факт, что Федеральный закон № 58-ФЗ предусмотрел кроме вышеупомянутых двух видов служебных контрактов, классифицирующихся в зависимости от срока, на который они заключаются, еще один, третий вид. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 указанного Закона контракт может заключаться с гражданином также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

В Федеральном законе № 79-ФЗ такой вид служебного контракта не фигурирует, так как, по всей видимости, законодатель совершенно правильно учел, что этот третий вид служебного контракта на самом деле не образует самостоятельного вида, а является всего-навсего разновидностью срочного служебного контракта. Обучение же в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием, условием для заключения срочного служебного контракта.

Традиционно срок срочного служебного контракта колеблется в пределах от одного года до пяти лет, с оговоркой в Законе про возможность заключения срочного служебного контракта на иной срок, если это будет прямо предписано Федеральным законом № 79-ФЗ.

Есть некоторые отличия, установленные Федеральным законом№ 79-ФЗ, от норм, существовавших ранее, которые касаются возраста гражданского служащего.

Достижение возраста 60 лет — этот тот рубеж, после которого возможно заключение только срочного служебного контракта. Заметим, что с гражданским служащим, достигшим этого возраста, в обязательном порядке (подчеркнем — в обязательном) служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, причем минимальный срок такого контракта равен одному году, а максимальный — пяти годам.

Это условие отсутствовало в Федеральном законе № 119-ФЗ.

Федеральный закон № 79-ФЗ установил предельный возраст пребывания на гражданской службе, повысив его до 65 лет (пункт 6 статьи 25). Ранее предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы был определен в 60 лет (пункт 3 статьи 25 Федерального закона № 119-ФЗ).

Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 60 лет в настоящее время не допускается. После 60 лет возможно заключение с гражданином (бывшим гражданским служащим) только срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Что из перечисленного не является существенным условием служебного контракта?

· дата начала исполнения должностных обязанностей

· права и обязанности представителя нанимателя

· адрес, по которому будет располагаться рабочее место

· нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих

425. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с: (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· В связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

· В связи с избранием гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

· В связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», на муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

· В связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

426. Об изменении существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть письменно уведомлен представителем нанимателя в срок:

· Не позднее чем за месяц до их введения

· Не позднее чем за две недели до их введения

· Не позднее чем за два месяца до их введения

· Изменение существенных условий служебного контракта допускается не ранее 1 января года, следующего за годом, в котором принято решение о внесении таких изменений

427. Перевод гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы:

· допускается с письменного согласия гражданского служащего

· допускается с устного согласия гражданского служащего

· допускается по решению представителя нанимателя

428. В установленных законом случаях представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность государственной гражданской службы в том же государственном органе:

· на срок до одного месяца

429. Переводом на иную должность государственной гражданской службы НЕ является и НЕ требует согласия государственного гражданского служащего:

· Назначение на иную должность государственной гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных должностным регламентом

· Назначение на равнозначную должность государственной гражданской службы, с незначительным изменением должностных обязанностей, установленных служебным контрактом

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

· Перемещение на иную должность государственной гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом

· Назначение на вышестоящую должность государственной гражданской службы при переезде государственного органа в другую местность

430. Перевод государственного гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе НЕ допускается для:

· Предотвращения несчастных случаев

· Предотвращения или устранения последствий стихийного бедствия

· Предотвращения уничтожения или порчи личного имущества гражданских служащих

· Для замещения временно отсутствующего гражданского служащего

431. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего по решению представителя нанимателя не может превышать в течение календарного года:

· Продолжительность перевода законодательством не ограничивается

Может ли государственный гражданский служащий быть переведен на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы для устранения последствий стихийного бедствия (выберите наиболее полный и правильный ответ)?

· Может по решению представителя нанимателя на срок до одного месяца в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда, в том числе противопоказанную ему по состоянию здоровья

· Может по решению представителя нанимателя и с предварительного письменного согласия государственного гражданского служащего на срок до одного месяца в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда, в том числе противопоказанную ему по состоянию здоровья

· Может по решению представителя нанимателя на срок до одного месяца в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда, за исключением противопоказанной ему по состоянию здоровья

433. При сокращении должностей государственной гражданской службы служебные отношения с сокращаемым гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

· направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации

· перемещения на должность, не относящуюся к должностям государственной гражданской службы в том же органе власти

· увольнения его с государственной гражданской службы по согласию сторон

· отстранения его от должности

434. Должность государственной гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

435. Отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом:

· является основанием перемещения на должность, не относящуюся к должностям государственной гражданской службы в том же органе власти

· является основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы

· является основанием отстранения от замещаемой должности государственной гражданской службы

· является основанием приостановки действия служебного контракта

436. Выберите наиболее правильный вариант определения понятия «индивидуальный служебный спор»:

· Неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, по вопросам применения федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· Неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе

· Неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров

· Разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта

Может ли гражданский служащий обратиться в суд с заявлением о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы минуя комиссию по служебным спорам в случае расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего?

· Может, при условии, что он обратился в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки

· Может при условии, что со дня увольнения истекло не более трех месяцев

· Может при любых условиях

438. Индивидуальные служебные споры рассматриваются:

· комиссией по урегулированию конфликта интересов и требований к служебному поведению

· комиссией государственного органа по служебным спорам или судом

· только в судебном порядке

439. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в течение:

· Месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

· Трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

· Шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

· Одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

440. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение:

· Пяти рабочих дней со дня подачи письменного заявления

· Семи календарных дней со дня подачи письменного заявления

· Десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления

· Одного месяца со дня подачи письменного заявления

441. Разрешается ли гражданскому служащему прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора:

· разрешается с согласия руководителя структурного подразделения

· это является обязанностью гражданского служащего

III. Существенные условия служебного контракта

Статья 24 Федерального закона, раскрывая содержание служебного контракта, предусматривает, какие сведения и условия должны или могут указываться в служебном контракте. В статье 24 определены существенные условия служебного контракта и их исчерпывающий перечень.

Существенные условия обязательно должны быть включены в содержание служебного контракта.

К существенным условиям служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

IV. Должностной регламент гражданского служащего

В соответствии со статьей 47 Федерального закона гражданский служащий осуществляет свою служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом. Должностной регламент — акт, издаваемый на основании примерного должностного регламента для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом таможенного органа, задачами и функциями структурного подразделения таможенного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же или иного таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом таможенного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой (часть 5 статьи 47 Федерального закона). В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона до образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, функции органа по управлению государственной службой в таможенных органах Российской Федерации возложены на ФТС России.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона соблюдение служебного распорядка таможенного органа является основной обязанностью гражданского служащего.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок таможенного органа.

Служебный распорядок — нормативный акт, издаваемый в ФТС России в виде типовых правил внутреннего служебного распорядка таможенных органов Российской Федерации, определяющих для государственных гражданских служащих таможенных органов режим службы (работы) (продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства при организации дежурств, порядок привлечения должностных лиц к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни) и время отдыха (часть 3 статьи 56 Федерального закона).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона служебный распорядок утверждает представитель нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного таможенного органа.

Автор статьи Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ Следующая КонтрактУвольнение со службы в ОВД Отличная статья 0

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта

Статья 29 Закона о государственной гражданской службе:

«1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона».

Служебный контракт является соглашением между представителем нанимателя и гражданином. Цель служебного контракта заключается в обеспечении удовлетворения публичных интересов. Поэтому контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении. Гражданин при заключении контракта не оговаривает с представителем нанимателя условия, а реализует свое волеизъявление путем присоединения к уже существующим условиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы. Вместе с тем, учитывая специфику профессиональной служебной деятельности, по объективным причинам условия такой деятельности могут измениться. Эти изменения, в свою очередь, потребуют изменения условий служебного контракта.

По общему правилу условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако положения ст. 29 комментируемого Закона устанавливают уведомительный порядок согласования с гражданским служащим изменения условий служебного контракта.

Изменения существенных условий могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к служебному контракту. Если должностные обязанности включены в текст служебного контракта, они не могут быть изменены посредством дополнительного соглашения. В такой ситуации необходимо заключать новый служебный контракт с гражданским служащим, который содержал бы новый состав должностных обязанностей в качестве существенного условия.

В случае если обязанности гражданского служащего включены в должностной регламент подобной проблемы не возникнет, так как законодательного ограничения должностного регламента не установлено. Хотя спорным представляется сам факт включения должностного регламента в число существенных условий служебного контракта (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе).

Гарантией своевременного информирования гражданского служащего об изменении существенных условий контракта является возложенная на представителя нанимателя обязанность уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий контракта не менее чем за два месяца до их введения.

Представитель нанимателя наделен правом освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить со службы, если последний не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ч. 3 ст. 29).

Интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ относительно допустимости изменения условий служебного контракта в одностороннем порядке. Приказом рязанской таможни от 28.04.2007 N 46-к прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Н.Ю. Бабуриным, в связи с отказом государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Оценивая допустимость изменения существенных условий служебного контракта, Конституционный Суд РФ разъяснил, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным гражданским служащим. В частности, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе (ч. 3 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).

Часть 4 ст. 29 устанавливает последствия письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, путем ссылки на перечень оснований прекращения служебного контракта. Пунктом 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является основанием увольнения с гражданской службы.

В отношении сотрудников таможенных органов Закон о службе в таможенных органах не устанавливает отдельной нормы, регулирующей изменение существенных условий служебного контракта. Напомним, что в комментируемом Федеральном законе отсутствует и перечень существенных условий служебного контракта.

Пунктом 5 ст. 10 комментируемого Закона установлена возможность заключения служебного контракта на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Однако учитывая, что в норме сформулирована возможность заключения нового контракта до истечения срока по соглашению сторон, вряд ли в этом случае речь идет об изменении существенных условий контракта.

Отметим также, что в перечень оснований для прекращения службы в таможенных органах изменение существенных условий служебного контракта не включено (ст. 48 Закона о службе в таможенных органах). Полагаем, что законодатель не ставил перед собой такую цель по следующим причинам. Во-первых, служебный контракт с сотрудником таможенного органа всегда заключается на определенный срок. Во-вторых, перечень включает такие основания, как проведение организационно-штатных мероприятий и перевод в другой государственный орган.

5.5. Испытание при поступлении на государственную службу в таможенных органах

5.6. Перевод на иную должность государственной службы или перемещение

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта

5.8. Временное замещение иной должности государственной службы

5.9. Отношения, связанные с государственной службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной службы

Изменение существенных условий служебного контракта гражданского служащего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *