Как часто водители должны проходить периодический медосмотр

Содержание

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения».

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Последнее обновление: 05-12-2019

Все сотрудники, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), знают о необходимости проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств, но не все до конца понимают какие медицинские осмотры бывают, и зачем они вообще нужны. В этой статье разберем все нюансы медицинских осмотров водителей транспортных средств. Для начала поясню, почему владельцы транспортных средств обязаны проводить медицинские осмотры водителей, и что по этому поводу предписывает закон.

Статья 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, гласит что работодатель обязан:

  • …в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров…

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Статья 20:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В Статье 23 закона «О БДД» сказано что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в том числе и:

  • обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Из анализа федеральных законов делаем вывод что работодатель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей. Как видим Статья 20 закона 196-ФЗ ссылается на Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно в нем, в Статье 46, более конкретно описаны виды медицинских осмотров водителей:

  • предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;
  • предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
  • послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Разберем в отдельности каждый вид обязательного медицинского осмотра водителей.

Предварительный медицинский осмотр

Для чего необходим предварительный медицинский осмотр. В Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано что предварительный медицинский осмотр проводится:

  • …в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе…

Кто проводит предварительный медосмотр. Пункт 6 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», гласит:

  • Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Кому проводится предварительный медосмотр. Предварительный медосмотр проводится при приема водителя на работу, то есть до заключения с ним трудового договора (см. статью «Прием на работу водителей ТС»). Об этом сказано в пункте 3 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

И это есть в Статье 328 Трудового кодекса РФ:

  • Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.

Тоже самое есть в статье 213 Трудового кодекса РФ:

  • Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Где проводятся предварительные медосмотры. Пункт 7 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гласит:

  • Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Предварительный медицинский осмотр проводится за счет работодателя. Это указано в пункте 5 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

Итак, последовательность прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра водителей следующая:

  • Перед заключение трудового договора работодатель выдает лицу, поступающему на работу, направление на медосмотр в медучреждение;
  • В медучреждении медицинское заключение делается в двух экземплярах. Один экземпляр выдается водителю для предоставления работодателю, второй остается в медучреждении;
  • Работодатель оплачивает услуги по проведению предварительного медосмотра.

Периодический медицинский осмотр

Как видно из названия данного вида медицинского осмотра, он должен проводится периодически. Об этом сказано в Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

  • периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Целью проведения периодических медицинских осмотров является своевременное выявление признаков заболеваний и медицинских противопоказаний к выполнению обязанностей водителя. Об этом также сказано выше в Статье 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Какова частота проведения обязательного периодического медицинского осмотра водителей. Согласно пунктов 16 и 17 Порядка проведения периодических осмотров Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н:

  • Работники управляющие наземными транспортными средствами проходят медосмотр — 1 раз в 2 года;
  • Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры — ежегодно.

Во всём остальном периодический медицинский осмотр ни чем не отличается от предварительного. Он так же проводится в медицинских организациях имеющих лицензию. На осмотр водителя направляет работодатель. Один экземпляр заключения хранится в медучреждении, второй передаётся работодателю. Медосмотр проводится за счет средств работодателя.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

Еще раз процитирую пункты Статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где подробно пояснено с какой целью проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей:

  • предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
  • послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Кому проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры. В соответствии со Стаей 23 закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
  • Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Итак, определяем самое важное для обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

  • так как согласно закону «О безопасности дорожного движения», водитель — лицо, управляющее транспортным средством, то предрейсовые медосмотры должны проходится для всех лиц, управляющих транспортными средствами принадлежащими юридическому лицу или ИП, не зависимо от должности лица или его статуса;
  • предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочего дня (смены, рейса);
  • послерейсовые медицинские осмотры проводятся для водителей перевозящих пассажиров или опасные грузы.

Кто и где должен проводить пререйсовые медосмотры. Согласно пункта 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся:

  • медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Исходя из этого проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры могут:

  1. Медицинские работники медицинской организации;
  2. Медицинские работники состоящие в штате работодателя.

Во всех случаях медицинские работники должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, и во всех случаях у организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Как правило медицинские организации уже имеют лицензии на проведение медосмотров водителей, и для того чтобы организовать проведение медосмотров достаточно заключить с медицинской организацией договор на оказание данного вида услуг. В этом случае есть минус в том что медосмотры необходимо проходить на территории медучреждения, которое может находится на значительном удалении, и в этом случае нужно продумывать доставку работников в медучреждение и обратно. Второй вариант организации медосмотров водителей подразумевает их проведение на территории работодателя. Здесь сложность заключается в том что изначально необходимо организовать медицинский кабинет, взять в штат сотрудника и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых медосмотров. Какой способ организации медосмотров выбрать каждый работодатель определяет сам исходя из своих возможностей. Главное всегда помнить что предрейсовый медосмотры можно проводить только в оборудованном кабинете, квалифицированным специалистом, по месту получения лицензии.

Процедура прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров детально описана в Методических рекомендациях утвержденных Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ от 29.01.2002г., в том числе там подробно описано как организуется медицинский кабинет:

  • Для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):
  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления — 2 шт., термометр — 3 шт., стетофонендоскоп — 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 шт., экспресс-тесты на наркотики — 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования — 1 шт.;
  • шпатели медицинские — 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред;
  • помещение должно быть оборудовано средствами связи.

Документальное обеспечение предрейсовых и послерейсовых медосмотров подразумевает наличие Журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнала регистрации послерейсовых медицинских осмотров. Согласно пунктов 14 и 15 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и в журналах указывается следующая информация о работнике:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество работника;
  • пол работника;
  • дата рождения работника;
  • результаты исследований, указанных в пункте 10 Порядка;
  • заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктом 12 Порядка;
  • подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
  • подпись работника.

Так же журналы могут заполнятся на электронных носителях, но с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы журнала. В этом случае внесённые в журналы сведения заверяются электронной подписью.

Кроме журналов, согласно пункта 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», отметка о проведении медосмотров проставляется в путевом листе:

  • Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

В Приказе Министерства здравоохранения РФ № 835н в пунктах 16 и 17 более подробно описано как проставляется отметка в путевом листе:

  • …на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр;
  • …на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Итог

Еще раз повторюсь, но все вышеперечисленные медицинские осмотры водителей — ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Информация о результатах проведения данных медосмотров должна храниться в организации и предоставляется для проверки надзорным органам. В случае проверки необходимо будет предъявить следующие документы:

  • Список водителей организации;
  • Копии водительских удостоверений;
  • Справки о проведении предварительных медицинских осмотров;
  • Справки о проведении периодических медицинских осмотров;
  • Журналы регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журналы регистрации послерейсовых медицинских осмотров;
  • Путевые листы с отметкой о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

При организации медицинских осмотров водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утверждено Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29.01.2002.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Периодические медосмотры водителей автобусов и сроки прохождения

Пересмотрела все, что нашла по регулированию труда водителей. Что мгу сказать. В общем случае осмотры должны проводится «не реже 1 раза в 2 года». Т.е. по моему мнению, до истечения второго года после предварительного осмотра. Иного толкования я не нашла.

12. Субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»…
Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 10.03.2016) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»
6.1.1. Водители-профессионалы обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г.N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» в объеме, предусмотренном п. 27 прилож. 2 указанного Приказа, врачебной комиссией, в которую включается врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология» (терапевт, невролог, отоларинголог, офтальмолог, хирург, психиатр, нарколог, уролог (по показаниям) и дерматолог (по показаниям)).
«МР 2.2.0085-14. 2.2. Гигиена. Гигиена труда. Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 06.02.2014)

Однако, есть один нюанс. При отнесении условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (СОУТ) к подклассу вредности 3.1 и выше по фактору «Физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве)» согласно п. 4.1 Приказа 302н периодические осмотры должны проводится 1 раз в год.

Я знаю, что на некоторых, особенно старых отечественных моделях автобусов, физические нагрузки значительные, т.к. нет усиления руля и т.п.

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «»О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры — это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Как часто водители должны проходить периодический медосмотр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *