Как написать замечание в дневник?

p_i_f

Кому не писали в школьный дневник замечания? Таких людей единицы. Но обычно на странице красовалась сделанная красными чернилами унылая запись «Шумел на уроке» или «Занимался посторонними делами». Современные педагоги оказались не только изобретательнее, но еще и обладающими чувством юмора.

«Весь урок не вылезал из портфеля…»
«Вынимал и доставал деньги на глазах учителя…»
«Высморкался в рисунок товарища…»
«На музыке опять пел много лишнего…»
«Ваш ребенок боится козла больше, чем меня. Физрук».
«Бегал на уроке физкультуры!..»
«На уроке ботаники съел наглядное пособие. Тов. родители, давайте ребенку деньги на завтрак…»
«Огрызался вместе с учителем…»
«Ваш сын списывал у двоечника!..»
«Похабно разглядывал брошь у меня на груди!..»
«Не хочет любить Пушкина!..»
«Дышал курением!..»
«Тов. родители! Ваш сын гадит каждый день!..»
«На уроке физкультуры ходил вразброд…»
«Не по-человечески сидел на стуле…»
«Переспрашивает всякую ерунду…»
«Пугал малышей жевательной резинкой…»
«В столовой стучал зубами…»
«Изрисовал сердце и печень непристойностями…»
«Родители! Иван весь урок злостно ухмылялся!..»
«Рассуждал о директоре. В голове одна чушь…»
«Вытирала нос платком, а потом его ложит на стол…»
«Постоянно позорит школу своими майками…»
«Поведение жутко невообразимое!!! Приймите меры».
«Ольга пришла в юбке, порочащей ее достоинство…»
«Читал на уроке чтения».
«Ваша дочь стала увлекаться заглядыванием не только на мальчиков, но и на учителей мужского строения…»
«Ваш сын надувал на физике резиновые изделия для взрослого применения. Я сделала ему замечание, а он вульгарно посоветовал мне не строить из себя девочку сексуальной отсталости…»
«Алексей категорически не посещает уроки французского языка, заявляя мне, что в Париж ехать не собирается по причине скудного семейного бюджета».
«Как классному руководителю мне необходимо встретится с вами в любое удобное для вас время 12 сентября в четверг в 16:30!»</div></div>
Tags: Дети, Юмор

Положение о ведении тетрадей учащимися

Настоящее положение разработано в целях упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе и распространяется на обучающихся 1–11-х классов, обучающихся по очной и индивидуальной формам обучения.

Требования к ведению тетрадей.

I. Общие положения.

  1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным, разборчивым почерком.
  2. Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки отчеркиваются простым карандашом).
  3. Обозначать номер упражнения и задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
  4. Соблюдать красную строку.
  5. Обучающиеся 1-11 классов пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
  6. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
  7. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, знак, слово, словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
  8. Для обучающихся 1-11 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
  9. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике и другим предметам — 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
  10. Тетради обучающихся обязательно должны быть обернуты.
  11. Тетради по русскому языку (в линейку) и математике (в клетку) должны быть не толще 18 листов.
  12. Пользоваться “штрихом” запрещается.
  13. Начиная с 4-го класса дата в тетрадях по математике, физике, химии, географии, биологии, истории пишется арабскими цифрами на полях:

Например: 21.12.03. (без буквы “г”).

Количество и назначение ученических тетрадей

II. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.

Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике и т.д.), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Надписи на тетрадях следует делать по следующему образцу:

ТЕТРАДЬ

для творческих работ
по русскому языку
ученика(цы) 2а класса
средней школы №6
Иванова Сергея.

Образец подписи рабочей тетради по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

English 5а form
Sedova Elena.

Словарь по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

Dictionary
English 5а form
Sedova Elena.

Образец подписи тетради по английскому языку для контрольных и проверочных работ:

For tests
English 5а form
Sedova Elena.

Тетради для обучающихся первого класса подписываются только учителем, а тетради обучающихся 2-11 классов подписываются самими обучающимися.

III. Оформление письменных работ по русскому языку.

  1. После каждой классной (домашней) работы в 1-11 классах следует отступать две строчки (пишем на третьей).
  2. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса.
  3. В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
  4. Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
  5. Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
  6. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца.
  7. Например: 1 декабря.
  8. Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается прописью:
    Например: Первое декабря.
  9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
    Например:
  10. Классная работа.
    Диктант.
    Сочинение.
    Изложение.
    Работа над ошибками.

  11. При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется:
    Домашняя работа. (дата не пишется)
  12. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать.
    Например: Упражнение 56.
  13. Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета.
  14. В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
  15. В сточку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.).
  16. Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I).
  17. Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).
  18. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки.
  19. Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса и по 11 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку.
  20. Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
  21. Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Объем работы — две строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки — во 2 классе, 3-4 строки — в 3-4 классах.
  22. В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
  23. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.

IV. Оформление письменных работ по математике, физике, химии, географии.

  1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу).
  2. Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать).
  3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
  4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки.
  5. В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца — прописью.
    Например: 1 декабря.
    А через клеточку — вид работы.
    Например: Классная работа.
  6. В тетрадях по математике в 4-11 классах дата пишется на полях цифрами.
    Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
  7. Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 2-11 классах посередине.
    Например: № 15.
  8. При выполнении домашней работы во 2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа.
  9. Во 2-11 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется: Контрольная работа № 3. 15.10.11.
    I – вариант.
  10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
  11. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости — с применением линейки или циркуля.
  12. В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии, географии, биологии указывается номер работы.
    Например:
    Контрольная работа №1.
    Практическая работа №1.

V. Оформление письменных работ по другим предметам.

  1. Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим положениям о ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных работ по английскому языку имеются свои особенности:
  2. Записи в тетрадях по английскому языку в 5-11 классах вести в клетку.
  3. Словарь ведется в общей тетради с указанием темы.
  4. В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно проводится работа над ошибками:
    Mistakus work.
  5. Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка).
  6. Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно прописную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверное написание в скобки.

VI. Порядок проверки письменных работ учителем.

Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы проверяются:

— по русскому языку в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах — ежедневно;

  • со II полугодия в 6 классах и 7 классах — 2 раза в неделю;
  • в 8 классах — 1 раз в неделю;
  • в 9-11 классах — по мере необходимости;

— по математике в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах — ежедневно;

  • со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах — выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели;
  • в 10-11 классах — по мере необходимости;

— по физике — общее количество проверок — 1 раз в 2 недели.

Проверочные работы, выполненные в рабочих тетрадях, подлежат обязательной проверке.

У слабоуспевающих учащихся и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении тетради проверяются регулярно.

Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:

  • во 2-11 классах контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
  • изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя; в 9-11 классах — отводится 10 дней;
  • во 2-6 классах контрольные работы по математике проверяются и оценки выставляются обучающимся к следующему уроку; в 7-11 классах — проверяются в течение недели.

Контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются к следующему уроку, но не дольше одной недели.

У учащихся 2-11 классов, находящихся на индивидуальном обучении контрольные диктанты, изложения и сочинения; контрольные работы по математике; контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются и оценки выставляются к следующему уроку.

Во 2-11 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется тема урока посередине:

Работа над ошибками.

Во 2-11 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении после контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками проводится по мере необходимости.

Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / — орфографическая ошибка

V — пунктуационная ошибка

Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.

При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку:

— в 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);

— в 9-11 классах учитель подчеркивает ошибочное написание.

При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).

При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание и грамотность. Первая отметка — за содержание — включает в себя оценивание за логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4.

После контрольной работы в 5-11 классах по мере необходимости проводится работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается и пишут в этой же строке:

Работа над ошибками.

В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.

Исследовательская работа «Школьные замечания (на примере МОАУ «Юкталинская СОШ»)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

X научно-практическая конференция учащихся Тындинского района

Учебно-исследовательская работа

по филологии

ШКОЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ МОАУ «ЮКТАЛИНСКАЯ СОШ»)

Сидорова Юлия Александровна,

9-й класс МОАУ «Юкталинская СОШ»

НОУ «Филология»

Руководитель: Набока Ирина Владимировна,

руководитель НОУ «Филология»

п. Юктали

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение ____________________________________стр. 3 – 4

II. Основная часть ____________________________стр. 5 – 12

Глава 1. Письменные замечания ____________________________________ стр. 5 – 7

Глава 2. Устные замечания ________________________________________ стр. 8 – 9

Глава 3. Невербальные замечания __________________________________стр. 10 – 11

III. Заключение ______________________________ стр. 12-13

IV. Библиографический список ___________________ стр. 14

Приложение 1 ______________________________ стр. 15-16

Приложение 2 __________________________________ стр. 17

I. Введение.

Актуальность.

Я выбрала эту тему, так как в нашем классе на уроках делается очень много замечаний, учителя грозятся придти домой, потому что родители не откликнулись на их запись в дневнике. Мне захотелось провести свое исследование и подробнее узнать о такой форме речевого общения как замечания.

Цели и задачи работы:

  1. Исследовать, какие замечания делаются учителями в школе, с какой целью, какова их эффективность.

  2. Выявить особенности замечаний.

  3. Изучить эту проблему и найти пути ее решения.

Главная идея, проблема работы:

Проблема школьных замечаний как средство общения учителей с детьми и их родителями.

Объект исследования: учащиеся 8-х классов и учителя, работающие в этих классах.

План работы:

  1. Сбор материала.

    • Выписать замечания из дневников.

    • Записать замечания, сделанные на уроках.

    • Провести анкету среди школьников, учителей и родителей.

  2. Исследование собранного материала:

    • Размышление на тему, что такое замечание вообще.

    • Определение видов замечаний.

    • Исследование и систематизация письменных замечаний: виды замечаний по содержанию, эмоциональность, языковые особенности (строение предложений, краткость, наличие отрицательных частиц, формы слов и т.д.)

    • Исследование и систематизация устных замечаний: виды замечаний по содержанию, проявление эмоциональности, наличие обращений, формы повелительного наклонения и т.д.

    • Анализ проведенных анкет.

  3. Выводы исследования:

  • Что общего и чем отличаются устные и письменные замечания?

  • Мои выводы по исследованному материалу.

  • Какие проблемы и противоречия выявлены в результате анкетирования учителей, учеников и родителей.

  • Какие пути решения проблем я могу предложить. Каково назначение моей работы?

  • Где можно применить мое исследование?

  1. Рефлексия

II. Основная часть.

Описание работы и ее результатов.

Четкого определения замечания не было мной выявлено, в разных словарях оно дается по-разному. Словарь С. И. Ожегова поясняет так: «Замечание – краткое суждение по поводу чего-нибудь». С этим определением я не совсем согласна, я провела исследование и увидела, что замечания не всегда бывают краткими. Словарь В. И. Даля трактует более приближенно к случаям в школе: «Замечание – меньшая степень выговора». Совершенно понятно, что произошло это слово от слово замечать, родственным является слово замечательный.

На что же обращают свое внимание учителя на уроке, что замечают? Большинство замечаний учитель делает в устной форме. Если в устной форме замечанием учитель не смог подействовать, он пишет его в дневник. Почему в дневник? Все прекрасно знают, что трудно найти такого ученика, который бы, увидев замечание на другой, не школьной бумаге, с холодным сердцем донес бы его до дома и показал родителям. Скорее всего «злосчастную бумажку» ожидал бы печальный исход уже за порогом класса.

Для исследования я взяла 6 дневников учащихся 8-го класса с наибольшим количеством замечаний и все без исключения их выписала. См. приложение 1.

Глава 1.

Исследуя письменные замечания, следует применить принцип «Чтобы понять, надо читать», а чтобы не запутаться, следует их систематизировать, как в биологии, химии или других предметах. Что я и сделала.

Первая группа замечаний – это замечания в форме вопросов:

Для первой группы характерно отсутствие каких-либо приказов, принуждений к действию.

Вторая группа – замечания, констатирующие факты.

Такие замечания могут относиться как к ученику (в наименьшей степени), так и к родителям. Здесь можно увидеть различные знаки препинания, много восклицательных знаков, что говорит об эмоциональном состоянии учителя в тот момент. Через эти замечания учитель оповещает родителя, что натворил их ребенок. Главной особенностью этой группы замечаний является их неоспоримость, тут уж ученику наверняка придется признаться в содеянном. В этой группе самое большое количество замечаний, содержащих негативную информацию, для выражения которой используются отрицательная частица не, слово нет, плохая оценка.

Третья группа – замечания-просьбы.

Такие замечания в большинстве своем относятся к родителям, имеют наименьшую степень негативности, в предложениях есть обращения.

Четвертая группа – замечания-приказы.

Замечания-приказы.

  1. Заполни дневник!

  2. Срочно заполни дневник!

  3. Дима! Срочно возьмись за учебу.

Такие замечания схожи по содержанию

с просьбами, но высказаны в форме приказа, о чем говорят глаголы в повелительном наклонении. Слово срочно подчеркивает безотлагательность выполнения действия.

Пятая группа – это замечания к сведению.

Замечания к сведению родителей все имеют негативную информацию, оценка поведения дается через наречия образа действия: вызывающе, безобразно, плохо. Пятую группу замечаний легко спутать с замечаниями, констатирующими факты, но здесь можно оспорить информацию, потому что, как правило, учитель не пишет, в чем проявляется безобразное поведение.

Шестая группа – поздравительные.

К сожалению, из всех 47 замечаний всего два оказалось с информацией без негатива.

Какие особенности письменных замечаний можно выделить?

Из 47 замечаний всего 4 с обращениями. Почему? Что это? Возможное неуважение учителя к ученику и его родителям? Скорее всего, нет. Возможно, что мало места в дневнике, может быть, незнание имени родителей, или само имя длинное, или, скорей всего, уверенность в его ненужности, так как оно подразумевается само собой, это владелец дневника.

По виду письменного замечания также можно определить степень эмоционального состояния учителя: возмущение, гнев, злость. На это указывают размер подписи, шрифта (порой шрифт может оказаться больше, чем сама строка), расположение надписи, знаки препинания (их слишком может быть много для данного случая), слова (безобразно, вызывающе).

Наблюдается в письменных замечаниях удивительная вещь. Очень часто используются предложения, где отсутствует подлежащее, а сказуемое выражено глаголами в единственном числе прошедшего времени или краткими прилагательными, например: «Не готов!», «Ушла с урока», «Не была»…

Такие предложения сходны с определенно-личными, но таковыми не являются. Общее в них то, что деятель не назван, но подразумевается как определенное лицо. Отличаются способом выражения сказуемого. Если в определенно-личных предложениях сказуемое, которое употребляется в 1 или 2 лице единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, своей формой уже показывает, кто является деятелем, то в предложениях, которые я выделила среди замечаний, форма сказуемого показывает, что деятелем может быть и Я, и ОН, и ТЫ.

Эти предложения нельзя отнести и к неопределенно-личным и безличным предложениям, так как деятель все-таки подразумевается, в данном случае это владелец дневника. Такие предложения я выделила бы в особую группу: это предложения, несущие информацию о совершенном действии конкретным лицом (владельцем дневника), предназначенную для родителей владельца дневника. Такие предложения я бы назвала конкретно-личными предложениями, указывающими на предъявителя (в данном случае на владельца дневника).

Замечу, что в устной обычной речи предложения такого типа не встречаются без контекста, например:

— Максим был на уроке?

— Не был.

В данном случае это будет двусоставное неполное предложение, из контекста понятно, кто не был на уроке. Если такое предложение употребить в устной речи без контекста, оно будет звучать неконкретно.

Глава 2.

Устные замечания совершенно отличаются от письменных. В течение нескольких уроков я старалась записывать замечания, которые делали разные учителя. См. приложение 2. Все устные замечания я разделила по смыслу, применяя принцип градации.

Группа 1.

Как правило, сначала учитель делает замечания в легкой форме в виде просьбы, которая высказывается в уважительной форме. И если ученик не откликается на такие просьбы, преподаватель вынужден прибегать к более сильным высказываниям.

Группа 2.

Чаше других встречаются на уроке замечания-призывы к тишине, вниманию, так как именно этого на уроке порой не хватает. Особенность таких замечаний заключается прежде всего в наличии обращений (и не только по имени, но и по фамилии), звательной интонации, в присутствии эмоциональных восклицаний. Не получая отклика на такие замечания, учитель делает предупреждение.

Группа 3.

С помощью таких замечаний учитель предупреждает о том, что он собирается сделать, с целью направить в нужное русло дальнейшие действия нерадивого ученика.

Группа 4.

В отдельную группу я выделила замечания-угрозы, которые отличаются экспрессивностью, подкрепляются жестами, характеризуются повышением голоса, изменением интонации. В таких замечаниях используются многообещающие слова (все глаголы употребляются в будущем времени): прихлопну, отправлю гулять, сяду и буду молчать… Замечания-угрозы, как правило, дают положительный результат. Получив такое замечание, ученик становится зависимым от учителя, так как непослушание может отразиться на оценке. Но и это не всегда бывает эффективным, так как угрозы могут подействовать только на определенную группу учащихся. Чувствуя свое бессилие, учитель начинает возмущаться на непонятливость, невнимательность школьников.

Группа 5.

Для замечаний-возмущений характерна образность, юмористичность, но иногда эти шутки приобретают злой характер, например, «Сидите, как мокрые курицы», «Жуете жвачку, как коровы» (эти замечания взяты из учительских анкет). Такими замечаниями учитель может обидеть ученика, еще больше усугубить ситуацию.

Группа 6.

Замечания этой группы могут констатировать как уже свершившийся факт, так и только начавшийся, но объединяет то, что все они часто делаются после ряда других, и следствием их может стать запись в дневнике.

Необходимо еще отметить, что все устные замечания можно разделить на две группы: обращенные к конкретным лицам и предназначенные всему классу.

Глава 3.

В особую группу из всех замечаний, которые можно услышать на уроке, я выделяю невербальные замечания, которые указывают на степень эмоционального состояния учителя. Таковыми являются постукивание (карандашом, ручкой, указкой и т.д. Чем сильнее постукивание, тем больше нетерпение), мимика (гримасы, передразнивание, поднятая бровь, нахмуривание), жесты (покачивание головой, угроза пальцем) многообещающая выразительная пауза, укоризненный взгляд, конкретные действия, направленные на ученика (прикосновение, изъятие каких-нибудь вещей: дневник, записка и т.д.)

Эта группа замечаний чаще других употребляется на уроке. Возможно, это происходит потому, что учитель не хочет прибегать к повышению голоса, не может подобрать правильную фразу, чтобы не отвлекать внимание других, например, во время контрольной работы, использует невербальные замечания как предупреждения перед устными.

Что же общего между устными и письменными замечаниями? Их можно разделить на группы, некоторые из них совпадают по смыслу, но по-разному выражаются.

Все замечания делаются «по свежим следам» (как только ученик что-нибудь натворил).

Главное отличие заключается в том, что устных замечаний учитель делает гораздо больше по сравнению с письменными. Одно из важных отличий заключается в наличии конкретно-личных предложений в письменных замечаниях, в устной речи таких нет. Многие замечания эмоционально окрашены, но способ выражения эмоций разный.

Почти во всех устных замечаниях, в отличие от письменных, имеется обращение. Устные замечания более конкретны, развернуты, письменные кратки. Устные замечания адресуются ученику, письменные предназначены не только ученику, но и родителю. Можно составить такую цепочку: учитель – ученик – родитель. Насколько действенна эта цепочка, я решила узнать при помощи анкеты для учителей, учеников и родителей.

В анкетировании принимало участие 20 моих одноклассников, 10 родителей и 9 учителей. На вопрос о частоте замечаний, большая половина учителей ответила, что часто делает замечания классу. Из учеников 45% ответили, что получают замечания часто, остальные – редко. Из этого можно сделать вывод, что частые замечания делаются определенной группе учащихся, которые постоянно отвлекаются на уроках. И надо отметить, что не всегда родители знают об этих замечаниях.

На вопрос, в связи с чем делаются замечания, учителя и ученики отмечают общие причины: посторонние разговоры, нарушения дисциплины, неготовность к уроку, невнимательность, но учителя еще добавляют неопрятный внешний вид, жевание, нежелание работать на уроке, пассивность, невоспитанность.

Вот еще один интересный момент. В анкете для учителей был вопрос: «Какие замечания я делаю на уроке?» Преподаватели называют следующее:

  • Успокойся, пожалуйста!

  • Повернись!

  • Закрой свой рот!

  • Слушай!

  • Работай!

  • Выйди из класса!

  • Сколько это будет продолжаться?!

Эти фразы являются общими для многих учителей. Все глаголы здесь употреблены в повелительном наклонении. Это, скорей, приказы, ставшие дежурными фразами, штампами. Наверное, поэтому они хоть и обидны, но не эффективны. Некоторые учителя отмечают, что намеренно используют грубые фразы, чтобы подействовало сразу, многие пишут, что стараются сделать замечание шуткой, чтобы дети не чувствовали ущербность, не концентрировали внимание на нарушителе.

Надо отметить, что ученики, отвечая на вопрос «Как я реагирую на замечание?» пишут следующее: успокаиваются 40%, успокаиваются на некоторое время 15%, становится стыдно 10%, никакой реакции не испытывают 10% опрошенных, но есть и такие, кто пугается и прячет глаза, начинает усиленно что-то делать, «прижимает уши». Родители по-своему реагируют на записи в дневнике. 50% опрошенных родителей в ответ на замечание проводят воспитательную беседу. Одна мама пишет, что она за то, чтобы претензии к ее сыну доводили до нее через дневник или по телефону, но есть и такие родители, которые против этого.

Можно ли обойтись на уроке без замечаний? И родители, и учащиеся, и учителя в большинстве своем ответили, что нет, так как «мы работаем не с машинами, а с живыми людьми», пишет одна учительница. Другая поясняет, что не «видит действенного способа проводить урок без замечаний». А третья предлагает такой способ – проводить уроки при четкой организации учебной деятельности. Сколько людей, столько и мнений.

III. Заключение.

Проделав такую большую работу, самое время подвести итоги, сделать выводы.

Все замечания можно разделить на группы: устные, письменные и невербальные. Устные и письменные замечания сходны по смыслу, но разные по своему объему, способу выражения. Также замечания – это обширная база для изучения психологических особенностей человека. Замечания с разных сторон характеризуют одних и тех же людей, по нему можно определить эмоциональное состояние человека, степень владения языком, насколько человек обладает юмором и т.д.

Исследование письменных замечаний позволило мне выделить новый тип односоставных предложений, который я назвала конкретно-личными в определенном контексте. Наверное, в науке известны предложения такого типа, но в учебнике русского языка о них не упоминается.

Исследование замечаний еще раз доказало, что существует непонимание среди учителей, учеников и родителей. К сожалению, почти все замечания, которые делаются учителем, имеют негативную оценку. С другой стороны, это подтверждает, что определение, данное в словаре В.И. Даля, правильное, во всяком случае, учителя понимают замечание именно как меньшую степень выговора. Но именно из-за негативного содержания замечания со стороны учеников к нему плохое отношение.

Анкетирование показало, что в отношениях между родителями, ученикми и учителями существуют проблемы. Главная – это то, что информация из школы не поступает к родителям. Другая проблема заключается в том, что ученики по большому счету осознают свои ошибки, и не обязательно делать грубые замечания, которые к тому же не на каждого действуют одинаково. И еще надо заметить следующее: в том, что получают замечания, ученики виноваты сами, значит, у них есть время на уроке, чтобы отвлекаться.

Как же решить все интересующие нас проблемы? Предлагаю следующее:

  1. Пронумеровать родителям (и только им) все страницы в дневнике. Это сразу решит много недоразумений.

  2. Учителям сразу же разбираться во всех инцидентах.

  3. Проводить родительские собрания вместе с учениками.

  4. Родителям регулярно смотреть в дневник своего ребенка, и делать это в уважительной форме.

  5. Обратить внимание на настроение ребенка, его отношения с учителями.

  6. Классным руководителям писать в дневник не только плохие замечания, но и хорошие, чтобы стимулировать у школьника интерес к обучению.

  7. Учителям сделать урок таким, чтобы ученику не хотелось отвлекаться, тогда замечания стали бы вообще не нужны.

  8. Ученикам не забывать о своих обязанностях.

Назначение и применение работы.

Назначение моей работы заключается в том, чтобы помочь заинтересованным сторонам разобраться в данной проблеме, сделать возможным использование замечаний на уроке без негатива.

Я думаю, что мое исследование могут использовать учителя и родители, а также студенты педагогических вузов с тем, чтобы заострить свое внимание на этой проблеме.

Самоанализ работы.

«Школьные замечания» я выбрала для исследования, потому что эта тема мне интересна, я считаю, что она актуальна для нашего класса. Также эта тема недостаточно изучена, что еще больше подогревает интерес. Я с большим желанием работала над этим исследованием. Лучше всего у меня получилось систематизировать сами замечания, сделать выводы. В этом мне помогло логичное мышление

Трудности у меня были со сбором материала, так как не все слова отчетливо были слышны на диктофоне.

Если будут какие-нибудь интересные темы для исследования, олимпиады, я буду обязательно этим заниматься. Но главная моя цель – поступить в лицей и определиться с выбором своей будущей специальности.

Самооценка.

Мне удалось с разных позиций взглянуть на существующую проблему, сделать выводы. В своей работе я добилась поставленных целей.

Я научилась грамотно проводить исследование, объективно анализировать собранный материал. Я сумела сделать небольшое открытие в русском языке, мне хочется найти дополнительную информацию о предложениях, которые я назвала конкретно-личными и продолжить их изучение.

Я считаю, что моя работа выполнена успешно, тем более мне предложили выступить с ней на совещании учителей. Все мои возможные недочеты я с радостью учту и исправлю.

IV. Библиографический список.

1. Иванова Т.Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник/ Т.Ф.Иванова, Т.А.Черкасова. – М.: Рус. яз., 2003.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Ю.Шведовой. – М.: Рус. яз., 1983.

3. Шведова Н.К., Лопатина В.С. Краткая русская грамматика. – М.: «Художественная литература», 1982.

4. Степанов C. «Почему они разговаривают матом». //Писатель.ru// http://writer.fio.ru

5. «IMA-Press — комментарии дня» //http://www.ima-media.ru

Приложение 1

Письменные замечания.

Замечания из дневника Кащеева Святослава, учащегося 8-го класса МОУ «Юкталинская СОШ».

Замечания из дневника Чесноковой Татьяны, учащейся 8-го класса МОУ «Юкталинская СОШ».

    1. Учитель географии, 23.01.11г. Безобразно ведет себя на перемене!

    2. Учитель географии, 27.01.11г. На уроках географии ведет себя вызывающе,

отказывается работать.

3. Кл. руководитель, 02.02.11г. Ушла с урока.

Замечания из дневника Стефанишина Евгения, учащегося 8 класса МОУ «Юкталинская СОШ».

Замечания из дневника Зверева Максима, учащегося 8-го класса МОУ «Юкталинская СОШ».

1. Кл. руководитель, 03.10.10г. Где запись дом. задания!

Замечания из дневника Куценко Дмитрия, учащегося 8-го класса МОУ «Юкталинская СОШ».

1. Кл. руководитель, 15.09.10г. Кто это заполнит?

2. Кл. руководитель, 22.09.10г. За работу на уроке 2.

Приложение 2.

Замечания с уроков

Алгебра.

  1. Рита, все на доску смотрим! Рита! Тебе помочь? Так, все, Рита.

  2. Так, Настя, тема на самом деле нетрудная, вот в детском саду если ребятам эти кружочки показать, они поймут.

  3. Женя, третье что мы должны сделать? Женя, я тебя прихлопну сейчас учебником!

  4. Саша, не мешай, ну не такой уж он дурачок, как ты думаешь.

  5. Максим, Женя, Юля, кто еще, Катя!

  6. Женечка, ты сейчас заслуженную, хорошую получил двойку.

  7. Нет, это семейный подряд какой-то! Катя – бригадир…

География

  1. Одно замечание – оценка на балл ниже. Девочки, сейчас я у вас карточки соберу и отправлю гулять, будете сдавать ответы после уроков.

  2. Так, девочки, пока просто снижаю баллы. Значит, Чеснокова. А я всем пишу. У вас уже по одному баллу было, сейчас по второму. Так, Лазарева.

Русский язык

  1. Рита, ты уже все сделала?

  2. Дима, все, работаем.

  3. Что это за веселье, а, Алина?

  4. Сейчас ты у меня гулять пойдешь!

Геометрия

  1. Женя, Ты не заблудился?!

  2. Так, я иду проверять самых разговорчивых товарищей.

  3. Таня! Так, Таня!

  4. Женя и Дима! Чтобы поставить оценку, мне будут нужны ваши конспекты!

  5. Рита, пока ты не записала этот случай, послушай, пожалуйста, других.

  6. Катя, ты бы села на свое место, а то Максим думает, что ты ради него туда села.

  7. Настя меня даже не слышит.

  8. Женя, ты сегодня вообще не включаешься в работу.

  9. Алина, а ты сейчас пойдешь по этому доказательству отвечать.

  10. Максим! Юля!

  11. Так, все внимательно слушаем Риту.

История

  1. Не при мальчиках будет сказано, что надо забывать!

  2. Правильно, зачем Людмилу Яковлевну слушать, смотреть, что на доске написаны буквы.

Химия

  1. Почему ни му ни гну ни прочее нельзя сказать нормально!

  2. Громко!

  3. Че, все переписывать че ли? Да переписывать!

  4. Сидим, Саша, сидим!

Как написать замечание в дневник?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *