Как оплачивается ремонт водителям?

Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.

Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.

Необходимое документальное оформление

В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:

– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.

– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.

Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.

Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.

Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.

Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.

В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.

Два способа оплаты в период ремонта

Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:

  1. Оплата по среднему заработку
  2. Оплата по действующей системе оплаты труда

Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.

Полезная информация:

Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:

Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.

Оплата по среднему заработку

При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.

Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.

Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.

В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).

Оплата по действующей системе оплаты труда

При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.

При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.

Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.

Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.

Список литературы и источников

1. Сайт Rabota.ru. Должностная инструкция автослесаря

2. Трудовой кодекс РФ. Статья 72.2 “Временный перевод на другую работу”, статья 150 “Оплата труда при выполнении работ различной квалификации”

3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.

В бюджетной организации сломался автомобиль. Как оплачивать заработную плату водителю?

ТК РФ Статья 157. Оплата времени простоя

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле-и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Во время простоя по независящим причинам (поломка автобуса) в январе 2017 года водители работают в гараже на хозяйственных работах. В обязанности водителей не входило осуществление хозяйственных работ в гараже. Указанные обязанности не относятся к должностным обязанностям по какой-либо должности, имеющейся в штатном расписании организации. Выполнение данных работ осуществляется водителями на основании приказа, в котором указано, что обязанность по выполнению таких работ возлагается на водителей в связи с возникшим простоем по их должности. Приказом установлено произвести оплату труда водителям по среднему заработку по прежней работе. График работы не менялся.
Подлежит ли оплате в двойном размере такая работа в праздничные дни? Как произвести расчет заработной платы?

Прежде всего отметим, что в соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ трудовая функция работника является существенным условием его трудового договора. Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).
Как следует из части третьей ст. 72.2 ТК РФ под простоем трудовое законодательство понимает временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Из данного определения следует, что во время простоя работа, обусловленная трудовым договором работника, не осуществляется, хотя время простоя и не относится ст. 107 ТК РФ к видам времени отдыха.
Согласно положениям части третьей ст. 72.2 ТК РФ во время простоя работник временно, на срок до одного месяца, может быть переведен работодателем на другую работу без его согласия. Данное правило не действует, если работа, на которую планируется временно перевести работника, требует более низкой квалификации. В этом случае работодатель обязан получить письменное согласие работника на указанный перевод.
Кроме того, в соответствии с частью первой ст. 72.2 ТК РФ временный перевод на другую работу на срок до одного года возможен на основании письменного соглашения работника и работодателя.
Отметим, что части первая и третья ст. 72.2 ТК РФ говорят не о временном переводе на другую должность, а о временном переводе на другую работу. В свою очередь, часть первая ст. 72.1 ТК РФ под переводом на другую работу понимает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает. Наконец, часть вторая ст. 57 ТК РФ определяет трудовую функцию работника не только как работу по должности, предусмотренной штатным расписанием, но и работу по определенной профессии, специальности с указанием квалификации, а также как конкретный вид поручаемой работнику работы.
Следовательно, в том случае, если работнику в период простоя приказом работодателя поручается выполнение работы, не входящей в круг его трудовых обязанностей по занимаемой должности, то поручение такой работы представляет собой не что иное, как перевод, несмотря на то, что поручаемая работнику работа не входит в должностные обязанности ни по одной из должностей, указанных в штатном расписании организации.
Согласно части четвертой ст. 72.2 ТК РФ при временном переводе на другую работу в связи с простоем оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Данное правило действует независимо от того, были ли оформлены простой и перевод работника на другую работу надлежащим образом, поскольку нарушение работодателем норм трудового законодательства не может служить основанием для непредоставления работнику прав и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае выполнение работниками определенных хозяйственных работ в гараже оплачивается исходя из среднего заработка по занимаемой ими должности водителя. При этом такая работа выполняется по графику, составленному по указанной должности, согласно которому ряд смен работников приходится на праздничные нерабочие дни.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Учитывая, что признание тех или иных дней нерабочими праздничными производится на основании закона (ст. 112 ТК РФ) и не зависит от режима рабочего времени конкретного работника, работа в нерабочий праздничный день, даже если она предусмотрена графиком работника, должна быть оплачена не менее чем в двойном размере.
Согласно части первой ст. 153 ТК РФ работникам, которым не установлены сдельные расценки или дневные (часовые) тарифные ставки, оплата работы в нерабочий праздничный день производится исходя из дневной или часовой ставки, представляющей собой часть оклада (должностного оклада) за день или час работы. При этом в соответствии с частью четвертой ст. 129 ТК РФ под окладом понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Приведенные нормы во взаимосвязи означают то, что часовая или дневная ставка должны определяться исходя из оклада по той должности, по которой выполняется работа в нерабочий праздничный день, так как размер оклада напрямую связан с выполняемыми трудовыми обязанностями и их сложностью. Следовательно, работнику, который временно переведен на другую работу, работа в нерабочий праздничный день должна оплачиваться в размере не ниже, чем размер двойной часовой или дневной тарифной ставки, рассчитанной исходя из оклада по должности, на которую он был переведен.
С учетом положения части четвертой ст. 72.2 ТК РФ об оплате труда работников, переведенных на другую работу в связи с простоем, это означает, что если размер оплаты, начисленной переведенному работнику за работу в нерабочий праздничный день исходя из оклада по должности, на которую он был переведен, окажется ниже размера среднего дневного заработка по прежней работе, то ему выплачивается этот средний заработок, если же выше, то выплате подлежит указанная двойная дневная или часовая тарифная ставка.
Однако в рассматриваемом случае работа, на которую были переведены работники, не является работой ни по одной из должностей, указанных в штатном расписании организации. Следовательно, определить оклад, выплачиваемый за такую работу при условии выполнения ее в течение календарного месяца, в данном случае не представляется возможным.
Поскольку законодательство не содержит каких-либо указаний на этот счет, на наш взгляд, в этом случае двукратному увеличению подлежит средний дневной заработок работника по должности, с которой он был переведен (то есть должности водителя), так как именно величина среднего дневного заработка представляет собой для временно переведенного в связи с простоем работника обычный, то есть «одинарный», размер оплаты труда.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае работнику за работу в нерабочий праздничный день должен быть выплачен средний дневной заработок по должности водителя в двукратном размере.
Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением, поскольку данный вопрос не урегулирован законодательством и относительно него отсутствует какая-либо судебная практика или разъяснения контролирующих органов.
В связи с вышеизложенным рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), направив свое обращение по адресу: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1, либо через общественную приемную на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/v-rostrud/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

3 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Добрый двечер, уважаемые эксперты! Просим дать разъяснение по следующей ситуации: 23 декабря по вине водителя Организации совершено ДТП. Транспортное средство, на котором работает и за которое отвечает данный водитель, будет находиться в длительном ремонте. Вопрос: как правильно оформлять табели учета его рабочего времени? Можно ли считать это время простоем и с какого числа?Поздравляем Вас с наступающим праздником, желаем счастья, здоровья, благополучия и дальнейших успехов. Спасибо за сотрудничество.

Ответ

Да, это время можно считать простоем со дня поломки транспортного средства, после которой работник не может выполнять свои должностные обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Работник, в свою очередь, обязан бережно относиться к имуществу работодателя (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

Часть 4 ст. 157 ТК РФ обязывает работника сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя о начале простоя, то есть временной приостановке работы, вызванного поломкой оборудования.

Если в период простоя не состоялся перевод работника на другую работу (например, в случае отсутствия у работодателя другой работы или если работник отказался выполнять во время перевода работу более низкой квалификации), то вопрос об оплате простоя решается в зависимости от того, кто в простое виноват.

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

Время простоя по вине работника не оплачивается (ч. 3 ст. 157 ТК РФ).

Полагаем, что поломка автомобиля в результате ДТП, произошедшего по вине работника, предполагает наличие вины работника и в негативных последствиях этого ДТП, в частности, в поломке машины, поэтому время простоя работодатель вправе не оплачивать. Если ДТП произошло по вине иного участника дорожного движения, а не работника, то это простой по обстоятельствам, независящим от воли сторон. В последнем случае работник вправе получить оплату из расчета 2/3 тарифной ставки.

Если организация применяет унифицированные формы документов, то в табеле по форме № Т–12 или № Т–13 напротив фамилии простаивающего сотрудника укажите:

Если организация применяет самостоятельно разработанную форму табеля, то укажите те буквенные и числовые коды, которые соответствуют простою по вине работника в Вашей организации.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как оформить простой в организации

По каким причинам может произойти простой в организации

Простой в работе может произойти:*

Уведомление о простое

Каким способом сотрудник должен уведомить руководство организации о простое

При возникновении простоя сотрудник должен уведомить об этом руководство организации (ч. 4 ст. 157 ТК РФ). Требование о письменной форме уведомления законодательством не установлено. Поэтому о начале простоя сотрудник может сообщить как устно, так и письменно (например, подать докладную записку). Исключение из этого правила – вынужденные простои при забастовке. Сотрудники, которые не участвуют в забастовке, но вынуждены простаивать в связи с ее проведением, должны письменно уведомить об этом руководство организации (ч. 6 ст. 414 ТК РФ).

Какими документами необходимо оформить простой

Начало и окончание простоя нужно зафиксировать. Для этого издайте приказ по организации о продолжительности простоя и его оплате. При необходимости потери от простоя можно зафиксировать в отдельном акте. Сотрудников, в отношении которых будет действовать приказ о введении простоя, ознакомьте с данным приказом под подпись.

Пример оформления простоя

14 января 2011 года в 8.00 водитель организации Ю.И. Колесов обнаружил, что автомобиль, на котором он должен был выехать в рейс, неисправен. Колесов оформил докладную записку о простое.

Директор организации А.В. Львов издал приказ о продолжительности простоя и его оплате.

Возникновение простоя, а также сумму потерь от него члены комиссии зафиксировали в акте.

Общий порядок оплаты простоя

Как оплатить простой

Простой, возникший по вине сотрудника, оплачивать не нужно (ч. 3 ст. 157 ТК РФ).

Оплата простоя по вине организации

Как оплатить простой, возникший по вине организации

Время простоя по вине организации оплачивается на основании табеля учета рабочего времени. Размер оплаты данного простоя по вине организации не может быть меньше, чем 2/3 среднего заработка сотрудника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

В коммерческих организациях

Если организация применяет унифицированные формы документов, то в табеле по форме № Т–12 или № Т–13 напротив фамилии простаивающего сотрудника укажите:

  • в первой строке буквенные или числовые коды простоя: по вине сотрудника «ВП» или «33»;
  • во второй строке количество часов и дней простоя.
  • по вине организации;
  • по причинам, не зависящим от организации и сотрудника;
  • по вине сотрудника.
  • в первой строке буквенные или числовые коды простоя:
  • по вине организации «РП» или «31»;
  • по причинам, не зависящим от организации и сотрудника, «НП» или «32»;
  • по вине сотрудника «ВП» или «33»;
  • во второй строке количество часов и дней простоя.
  • Условные обозначения причин простоя приведены на титульной стороне табеля по форме № Т-12. Эти же обозначения применяются и при заполнении табеля по форме № Т-13.

    Если организация применяет самостоятельно разработанную форму табеля, то укажите те буквенные и числовые коды, которые соответствуют простою, в зависимости от того, по чьей вине он возник.

    Оплата простоя по независящим причинам

    Как оплатить простой по независящим причинам

    Простой по причинам, не зависящим от организации и сотрудника, оплачивайте в размере не меньшем, чем 2/3 его тарифной ставки (оклада). При этом используйте не месячную тарифную ставку (оклад), а ставку (оклад), рассчитанную исходя из времени простоя. Такие правила установлены частью 2 статьи 157 Трудового кодекса РФ.

    Порядок расчета зарплаты при простое зависит от формы оплаты труда:

    заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

    Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.

    Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.

    Рубрики в номере

    И.А. Козлитинова, начальник отдела регламентации и нормирования труда Главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

    Особенности регулирования режима рабочего времени и времени отдыха

    При организации перевозок пассажиров и грузов автомобилями важное значение имеет режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — водители).

    Под режимом рабочего времени понимается порядок распределения нанимателем установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 Трудового кодекса Республики Беларусь).

    Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

    Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха водителей определяется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 (далее — Положение).

    Соблюдение режима труда и отдыха водителей, установленного Положением, является обязательным для коммерческих организаций всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд водителей.

    В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха водителей не регулируется Положением, применяются общие нормы Трудового кодекса.

    Началом работы водителя считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности). Окончанием работы водителя является время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. При этом следует учитывать, что время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умывание перед началом и после окончания работы, на регистрацию прихода и ухода с работы, в рабочее время водителя не включается.

    В отдельных случаях начало и окончание работы (смены) может устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).

    Согласно п. 6 Положения в состав рабочего времени водителей помимо времени движения автомобиля включается время:

    ■ подготовительно-заключительное — для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены (продолжительность 20 минут в смену);

    ■ проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 минут в смену;

    ■ стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров;

    ■ простоев не по вине водителя;

    ■ дополнительного специального перерыва (технического), предусмотренное графиком работы (сменности) для кратковременного отдыха водителя от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания;

    ■ стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком работы (сменности) для охраны груза и автомобиля.

    При обслуживании автомобиля двумя водителями время, предусмотренное заданием на рейс, засчитывается им в половинном размере.

    В случаях направления водителей в служебную командировку учет их рабочего времени осуществляется в порядке, установленном по месту их основной работы. Если в месте служебной командировки организована работа водителя по графику, отличному от графика работы (сменности) в месте его постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности с обязательным представлением табеля учета рабочего времени, оформленного в установленном порядке.

    Нормативное время пребывания водителя в служебной командировке рассчитывается исходя из:

    ■ дальности поездки (расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения);

    ■ средней эксплуатационной скорости движения или расчетной нормы пробега автомобиля (50 км/час — для дорог с усовершенствованным покрытием; 70 км/час — для автомагистралей);

    ■ соблюдения требований по продолжительности рабочего времени, предоставлению перерывов для отдыха и питания и дополнительных специальных перерывов, предусмотренных законодательством и Положением.

    Водителям предоставляются следующие виды отдыха:

    ■ перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов;

    ■ дополнительные специальные перерывы (технические) продолжительностью 20 минут после управления автомобилем в течение четырех часов, если не наступает период перерыва для отдыха и питания;

    ■ ежедневный отдых (междусменный) продолжительностью вместе с перерывом для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени, затраченного на работу в предыдущий рабочий день (смену);

    ■ еженедельный отдых (выходные дни);

    ■ отдых в государственные праздники и праздничные дни;

    Особенности определения тарифных ставок (окладов)

    Учитывая специфику труда водителей, определение их тарифных ставок (окладов) имеет некоторые особенности.

    Так как профессия водителя не тарифицируется по разрядам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, месячные тарифные ставки (оклады) водителей определяются умножением кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда на тарифную ставку 1-го разряда, установленную в коммерческой организации.

    Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифных ставок (окладов) водителей установлены в приложении 3 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция).

    Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда установлены:

    ■ для грузовых автомобилей — в зависимости от грузоподъемности автомобиля в тоннах и типа грузового транспортного средства (бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения; специализированные и специальные автомобили-самосвалы, рефрижераторы, седельные тягачи с прицепами и полуприцепами и др.; автомобили ассенизационные, по перевозке цемента и др.);

    ■ для автобусов — в зависимости от габаритной длины автобуса в метрах;

    ■ для легковых автомобилей — в зависимости от рабочего объема двигателя в литрах.

    Некоторые особенности имеет определение грузоподъемности грузовых автомобилей в зависимости от их типа. Эти размеры устанавливаются исходя из параметров и назначения грузового автомобиля, указанных заводом-изготовителем в технической характеристике (паспорте) автомобиля. Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда определяются с учетом отдельных особенностей определения грузоподъемности автомобиля.

    Когда в результате совершенствования автомобиля организациями или заводами-изготовителями увеличивается его грузоподъемность, в техническую характеристику (паспорт) автомобиля вносятся соответствующие изменения, а кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда водителей таких автомобилей определяются по новой технической (паспортной) характеристике.

    Наниматель на основании коллективного договора, соглашения может уменьшить до 20 % кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда водителей в тех случаях, когда автомобильные перевозки грузов и пассажиров для него не являются основным видом экономической деятельности.

    ПРИМЕР 1

    В коммерческой организации, занимающейся оптовой торговлей, используется автомобиль «МАЗ-437041-221». Тарифная ставка 1-го разряда в организации — 150 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя автомобиля «МАЗ-437041-221» составит 2,22, т.к. указанный автомобиль относится к бортовым автомобилям грузоподъемностью 4,8 тонны.

    В этом случае месячная тарифная ставка (оклад) водителя при отработке им установленной продолжительности рабочего времени составит:

    150 000 руб. х 2,22 = 333 000 руб.

    Если наниматель принял решение об уменьшении кратного размера тарифной ставки 1-го разряда на 10 %, то месячная тарифная ставка (оклад) водителя при отработке им установленной продолжительности рабочего времени будет определена исходя из уменьшенного кратного размера 2 (2,22 х ((100 – 10): 100)) и составит:

    150 000 руб. х 2 = 300 000 руб.

    В соответствии с примечанием к разделу 4 «Автомобильный транспорт» приложения 3 к Инструкции:

    ■ часовые тарифные ставки для оплаты труда водителей автомобилей-самосвалов «БелАЗ-548», автомобилей-рефрижераторов при перевозке скоропортящихся грузов, а также автокранов устанавливаются на позицию выше по грузоподъемности;

    ■ тарифные ставки водителей автомобилей при работе на автомобилях с прицепами за дни их фактической работы с прицепами повышаются до 20 %;

    ■ тарифные ставки водителей автомобилей при работе в карьерах за дни их фактической работы в карьерах повышаются до 20 %.

    Оплата труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

    В организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15) водители должны, как правило, полностью осуществлять работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время, если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или в транспортной организации.

    Оплата труда водителей в этом случае производится за время выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию по установленным для них, как для водителей, условиям с выплатой надбавки за классность и доплатой за ненормированный рабочий день, если таковые установлены.

    Во всех остальных случаях техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны осуществляться, как правило, без привлечения водителей.

    При переводе водителей на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до одного месяца оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Вопросы временного перевода работника в связи с производственной необходимостью регулируются ст. 33 ТК.

    При переводе водителей в случае простоя (в связи с неисправностью или некомплектностью закрепленных за ними автомобилей, отсутствием работы по специальности и т.п.) на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей на все время простоя за ними при выполнении норм выработки сохраняется средний заработок по прежней работе, а при невыполнении норм выработки или переводе на повременно оплачиваемую работу — их тарифная ставка (оклад). При этом водителю присваивается квалификационный разряд слесаря по ремонту автомобиля в установленном порядке. Вопросы временного перевода в случае простоя регулируются ст. 34 ТК.

    За время привлечения водителей к выполнению работ по ремонту и техническому обслуживанию выплата надбавки за классность и доплаты за ненормированный рабочий день не производится.

    Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (67), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

    Об оплате труда водителя в случае простоя в связи с отсутствием топлива для автомобиля

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

    ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ПРОСТОЯ В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Письмо от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09

    Департамент по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда рассмотрел письмо об оплате труда водителя в случае простоя в связи с отсутствием топлива для автомобиля и в рамках компетенции сообщает.

    Условия оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, определены приказом Министерства труда Украины от 02.10.96 г. № 77 (с изменениями).

    Фактически отработанным водителем временем считаются часы, проставленные в табеле учета рабочего времени. Если водитель в рабочее время не выезжал, но был на работе, ему производится оплата за эти часы.

    В случае простоя работник может быть переведен с его согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, не обусловленную трудовым договором, сроком до одного месяца с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже среднего заработка на предыдущей работе (ст. 33 и 34 КЗоТ).

    Директор Департамента А. Товстенко

    КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

    ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Полагаем, что в свете антикризисных мер по экономии бюджетных средств ситуация, рассмотренная в комментируемом

    письме, в той или иной мере затронула большинство учреждений, на балансе которых есть автомобили. Речь идет об отсутствии возможности приобретения топлива для эксплуатации транспортного средства из-за недостаточного финансирования. Как в этом случае выплачивать заработную плату водителю?

    Ответ, который дает Минтруда, касается непосредственно оплаты труда водителя, занятого обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов согласно

    приказу Министерства труда Украины от 02.10.96 г. № 77 (далее — приказ № 77). В то же время заметим, что такой подход может применяться и в других учреждениях.

    Ситуация, когда автомобиль не эксплуатируется в случае отсутствия возможности приобретения топлива, сходна с той, когда автомобиль находится на ремонте. Как в одном, так и в другом случае водитель не имеет возможности работать

    по не зависящим от него причинам. Такая ситуация характеризуется как простой.

    Простой — это приостановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами. Такое определение приведено в

    ст. 34 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ).

    При этом оплачивать водителю время простоя исходя из тарифной ставки (оклада) не представляется возможным, ведь, как известно, оплата труда работников должна производиться

    за фактически отработанное время. А при отсутствии топлива водитель не может выполнять свою непосредственную работу — управлять автомобилем.

    В

    письме специалисты Минтруда отмечают, что в случае простоя из-за отсутствия топлива, водитель может быть переведен на другую работу в этом же в учреждении, не обусловленную трудовым договором. При этом должны быть соблюдены условия такого перевода:

    1) работник должен быть

    согласен с переводом на другую работу (ст. 34 КЗоТ);

    2) должны быть

    учтены специальность и квалификация работника (ст. 34 КЗоТ);

    3) срок такого перевода

    не должен превышать одного месяца (ст. 34 КЗоТ).

    Обратите внимание, что

    ст. 34 КЗоТ ограничивает лишь срок перевода, в то время как требований к количеству таких переводов в течение календарного года и их общей продолжительности КЗоТ не содержит. Такое мнение высказали авторы Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде/ Б. С. Стичинский, И. В. Зуб, В. Г. Ротань. — 2-е изд., допол. и перераб. — К.: А. С. К., 2001. — с. 213; и авторы Научно-практического комментария к КЗоТ ИАЦ «ЛИГА» от 01.10.2007 г.

    Как же оплачивать водителю время, когда из-за отсутствия топлива автомобиль не эксплуатируется?

    В этом случае оплата труда водителя будет зависеть от того, как оформлены отношения с ним на период простоя. Возможны два варианта:

    Оформление простоя.

    Простой должен быть оформлен документально. О том, как это сделать, речь идет в

    письмах Минпромполитики от 01.10.2007 г. № 24/5-4-296 и от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07.

    В этом случае

    приказом руководителя водителю автотранспортного средства оформляют простой не по вине работника.

    Оплату труда производят в соответствии со

    ст. 113 КЗоТ. Так, согласно ч.1 ст. 113 КЗоТ время простоя не по вине работника оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

    Согласно

    приказу Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489 в табеле учета рабочего времени за время простоя проставляется буква «П».

    Обратите внимание: указанным

    приказом Госкомстата отменена форма Листка учета простоев (типовая форма № П-16), но взамен этому документу ничего не предложено. Поэтому работодатель вправе составлять его в произвольной форме, в том числе взяв за основу отмененную форму.

    Заметим также, что в этом случае

    надбавки за классность и продолжительность непрерывной работы, доплата за ненормированный рабочий день не начисляются.

    Пример 1.

    Со 2 по 20 февраля автомобиль не эксплуатировался из-за отсутствия топлива. На это время работнику оформлен простой с оплатой его времени согласно ст. 113 КЗоТ не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). В остальные дни февраля согласно графику работы учреждения водитель выполнял свои должностные обязанности в полном объеме. Согласно приказу № 77 должностной оклад водителя составляет 637 грн. Водителю автомобиля присвоен 1-й класс и установлена надбавка за ненормированный рабочий день в размере 25 % должностного оклада.

    1. Поскольку простой продолжался 15 рабочих дней, определим размер должностного оклада, который начисляется водителю

    за отработанные в феврале дни:

    637 грн./20 р. дн. х 5 р. дн. = 159,25 грн.

    2. Определим размер надбавки за ненормированный рабочий день, которая выплачивается за фактически отработанные дни:

    159,25 грн. х 25 % = 39,81 грн.

    3. Определим размер надбавки за классность, которая выплачивается за фактически отработанные дни:

    159,25 грн. х 25 % = 39,81 грн.

    4. Определим размер должностного оклада за время простоя согласно

    ст. 113 КЗоТ:

    637 грн. : 20 р. дн. х 15 р. дн. х 2/3 = 318,50 грн.

    Общая сумма

    заработной платы водителя за февраль составляет:

    159,25 + 39,81 + 39,81 + 318,50 =

    557,37 грн. Перевод на другую работу.

    Именно эта ситуация рассмотрена в комментируемом

    письме.

    В

    ст. 34 КЗоТ указано следующее: в случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности сроком до одного месяца.

    Другими словами, простой не по вине работника является основанием для его временного перевода

    по его согласию на другую работу. В этом случае простой не оформляется и порядок оплаты согласно ст. 113 КЗоТ не применяется.

    При этом

    ст. 34 КЗоТ не установлен порядок оплаты труда в случае перевода работника в связи с простоем на другую работу. В комментируемом письме Минтруда предлагает производить оплату по аналогии со ст. 33 КЗоТ, т. е. не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе. Таким образом, работник сможет получить не 2/3 своей тарифной ставки, если бы ему оформляли простой, а свой обычный заработок.

    Напомним, что в

    ст. 33 КЗоТ речь идет о порядке перевода работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья, только для устранения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей, с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе.

    Как видим, в

    ст. 33 КЗоТ определен порядок оплаты труда в случае перевода работника на другую работу только для устранения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий.

    В то же время, поскольку

    КЗоТ не определен порядок оплаты труда в случае перевода работника на другую работу в связи с простоем, считаем, что в этом случае можно воспользоваться разъяснениями Минтруда и оплату труда в случае перевода работника в связи с простоем на другую работу производить за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе.

    Пример 2.

    На протяжении всего февраля 2009 года автомобиль не эксплуатировался из-за отсутствия топлива. На это время водитель был переведен на другую работу — на должность сторожа. Согласно приказу № 77 должностной оклад водителя составляет 637 грн. Водителю автомобиля присвоен 1-й класс и установлена надбавка за ненормированный рабочий день в размере 25 % должностного оклада.

    В этом случае согласно разъяснениям Минтруда, приведенным в комментируемом

    письме, работнику за февраль производится оплата труда за выполненную работу сторожа, но не ниже, чем средний заработок на предыдущей работе (на должности водителя).

    Средний заработок рассчитывается согласно

    Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Расчетным периодом для исчисления среднего заработка являются 2 календарных месяца, предшествующие месяцу, в котором работник переведен на другую работу.

    Среднюю заработную плату определяют путем умножения среднедневной заработной платы работника на количество рабочих дней, приходящихся на период простоя.

    Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные на протяжении двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней за этот день (

    п. 8 Порядка № 100).

    Предположим, что среднедневная заработная плата водителя составила 30 грн. Тогда за рабочие дни февраля ему должно быть выплачено не менее 600 грн. (20 р. дн. х 30 грн.).

    Заметим, что сведения о временном переводе на другую работу в трудовую книжку не заносятся.

    Оплата простоев не по вине работника согласно

    п.п. 2.2.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5, отнесена к фонду дополнительной заработной платы. Такие выплаты облагаются налогом с доходов физлиц, и на них начисляются взносы в социальные фонды как в части удержаний, так и в части начислений.

    Как оплачивается ремонт водителям?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *