Как поставить свою камеру фиксации скоростного режима?

Как поставить частную камеру видеофиксации ГИБДД в 2018 году

На дорогах становится всё больше камер автоматической фиксации, призванных повысить безопасность. Они снимают и записывают правонарушения, за которые водители впоследствии вынуждены выплачивать штрафы, что в свою очередь заставляет штрафников внимательнее относиться к собственному поведению на дороге и не пренебрегать соблюдением ПДД. Сегодня прослеживается заметная тенденция к увеличению числа выявленных нарушений именно благодаря умной технике, установленной силами и средствами граждан. При этом за счёт уплаченных штрафов пополняется бюджет государства, а также казна предпринимателей, являющихся владельцами мобильных и стационарных камер. Бизнес в данном направлении будет достаточно рентабельным, и в то время как камеры на дорогах снискали большую неприязнь автомобилистов, многие предприимчивые граждане всё чаще задумываются над тем, как поставить камеру для штрафов ГИБДД. Рассмотрим подробнее, что нужно для того, чтобы присоединиться к числу предпринимателей, находящихся на страже российских дорог.

Установка камеры видеофиксации ГИБДД.

Как это работает

Законопроект, принятый в 2014 году Советом Федерации и Госдумой, предполагает взаимовыгодное сотрудничество предпринимателя (физического или юридического лица) с государственными органами. Деньги на оснащение оборудованием и его обслуживание не расходуются из госбюджета, который при этом пополняется, а инвестору деятельность приносит прибыль в виде поступления средств от штрафов. Идея была воплощена для повышения уровня безопасности на дорогах, а «побочным эффектом» благой цели стал довольно неплохой заработок, поскольку ПДД нарушали всегда и даже внушительные штрафы не могут на это повлиять в большом масштабе. Частные камеры устанавливаются для привлечения водителей к ответственности согласно нормам КоАП РФ, функционируют они в соответствии со статьями 26.8 и 2.6.1 кодекса. Согласно регламенту средства измерения обязаны пройти сертификацию и метрологическую проверку, только тогда информация, полученная с них, может быть поводом для наказания виновного. Штрафы же будут направлены на имя владельца транспорта, поэтому в том случае, если за рулём был другой человек, собственнику ТС необходимо будет доказывать свою непричастность.

Так, зафиксированные частными средствами видеофиксации нарушения на законных основаниях служат поводом для выписки штрафа водителю, пойманного камерой «на горячем», а в некоторых случаях и лишения водительских прав. По такому принципу раньше видеосистемы устанавливались на платных дорогах, сейчас же комплексы уже массово перебрались и на трассы общего пользования. Для организации бизнеса, связанного с камерами видеофиксации ГИБДД, необходимо заключить контракт с местными властями на оборудование дорог системами фиксации нарушений и их обслуживание. После установки и настройки комплекса предприниматель получает регулярный доход от попавшихся на камеру нарушителей. При этом изначально штраф уплачивается в государственную казну, откуда уже определённая сумма, являющаяся его частью (точные цифры прописываются в соглашении сторон, прибыль может достигать 233руб за каждый штраф) поступает на счёт владельца оборудования.

Плюсы и минусы ведения бизнеса

На данном этапе количество нарушений правил дорожного движения не снижается, а значит бизнес, завязанный на ловле автомобилистов, пренебрегающих законом, более чем рентабелен. Зарабатывают на камерах фиксации немало и доход достаточно стабилен на сегодняшний день, при этом для установки оборудования важно правильно выбрать участок дороги. Лучше организовать процесс видеосъёмки в местах большого количества нарушений, то есть на трассах с активным движением, поскольку затрачиваться на дорогостоящую технику для её использования на дорогах, где и без того спокойно, просто невыгодно.

Преимущества бизнеса

Идею заработка за счёт фиксации нарушений ПДД и её реализацию делают привлекательной для предпринимателя несколько благоприятных факторов:

  • Стабильный доход, не требующий больших усилий. Для его обеспечения нужно лишь запустить процесс, на плечах предпринимателя лежит также поиск специалиста, который в дальнейшем будет заниматься обслуживанием камер;
  • Постоянных затрат в данном бизнесе не предвидится ввиду долгого срока службы оборудования;
  • Денежные средства будут поступать из госбюджета по мере выплат нарушителями, так что самостоятельно заниматься сбором штрафов не придётся;
  • Для получения выплат устанавливаются определённые сроки, указанные в контракте;
  • Бизнес социально ориентирован и, несмотря на недовольства многих водителей всё же приносит обществу пользу.

Отрицательные стороны

У всего есть и обратная сторона медали. В данном случае минусами являются следующие моменты:

  • Получать большую прибыль возможно лишь на первых порах после установки комплекса, поскольку чаще всего народ запоминает, в каких местах камеры фиксируют превышение скорости или другие нарушения, и, конечно же, будет законопослушен в радиусе обзора системы видеонаблюдения. Другое дело, если оборудование мобильное;
  • Поступление денежных средств точно в установленные сроки иногда может быть неудобно для предпринимателя;
  • Часто на взыскание штрафов уходит немало времени, поскольку не все нарушители исправно их выплачивают;
  • Штрафы могут быть оспорены в судебном порядке. Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться всех норм установки видеосистем;
  • Сравнительно небольшие суммы комиссионных сравнительно с нынешними размерами штрафов, которые в некоторых случаях могут исчисляться сотнями тысяч рублей;
  • Контракт ограничен сроком действия в 12 лет, по его истечении сотрудничество заканчивается.

Несмотря на немалое количество минусов, на сегодняшний день бизнес всё же рентабелен и если есть желание и возможности им заняться, то это не потребует много хлопот, а результат при правильном подходе к делу порадует.

Сколько придётся вложить

Отдельным вопросом является необходимость вложений для реализации бизнеса. Стоимость комплекта слежения варьирует зависимо от присутствующих опций. Оборудование, обеспечивающее безопасность на дорогах, с каждым годом совершенствуется в техническом плане и сегодня может зафиксировать не только превышение скорости, нарушение дорожной разметки и т. д. Дорожными камерами может быть выявлено значительное число правонарушений, при этом контроль участка ведётся по нескольким полосам одновременно. Чем шире список возможностей выявления неправомерных действий водителей, тем дороже будет стоить оборудование. Кроме камеры с радаром в комплект оборудования включается также инфракрасный прожектор, блок питания, модуль определения координат, устройство хранения, конвертации данных и пр. Так, весь набор спецоборудования обойдётся примерно от 1 до 3 млн. рублей. Сумма достаточно внушительная, но после того, как комплекс окупится, предприниматель сможет впечатляюще много получить чистой прибыли.

Подсчитаем, сколько в среднем зарабатывают на камерах фиксации скорости и других нарушений. Приблизительно сумма комиссионных с каждого штрафа составляет 200 руб., соответственно комплекс окупит себя посредством вырученных денег с 10-15 тысяч штрафов. То есть необходимо, чтобы оборудование фиксировало 3-4 нарушения в день, естественно и государство получало при этом оплату этих штрафов, соответственно и предприниматель отчисления оговорённой в контракте суммы за каждый из них.

Как правильно оформить

Сегодня всё больше камер видеофиксации ГИБДД оформлены на частников, в связи с этим у многих предпринимателей назрел вопрос, как это осуществить, ведь кроме имеющихся средств на покупку оборудования требуется ещё и законная реализация. Практика концессионных соглашений, предметом которых является установка частных систем фиксации нарушений на дорогах, развита во всём мире, а теперь перекочевала и в Россию. Это одна из форм сотрудничества государства с частными лицами, Госорганы тем самым снимают с себя часть нагрузки, а предприниматели, вложившись в проект, получают прибыль. В нашем случае договор заключается частником с органами Госавтоинспекции и местной властью.

Данный вид договора, именуемый концессионным соглашением, регулируется Федеральным Законом №115. В нём прописаны основные положения, гарантии прав участвующих сторон, порядок проведения конкурса среди претендентов и подписания документа о сотрудничестве. Концессионное соглашение заключают по итогам тендера, условия предварительно оговариваются и обязательно фиксируются в тексте договора. Таким образом, чтобы реализовать бизнес на камерах видеофиксации нарушений, нужно предложить максимально выгодные условия для Госавтоинспекции, при этом важно также не обидеть и себя, зафиксировав в договоре нужный вам доход от выплат, полученных в результате работы системы наблюдения.

В контракте прописываются все детали сотрудничества, так, частные организациями выполняется установка и настройка систем видеонаблюдения, а также дальнейшее обслуживание. В свою очередь в обязанности государственных органов входят отчисления части выплаченных штрафов. Соглашение содержит суммы, сроки выплат, в нём также указан период действия договорённости. Благодаря составлению соглашения сторон достигается взаимовыгодная реализация фиксирования правонарушений камерами на трассе. При этом каждый устанавливаемый комплекс подлежит сертификации в соответствии с федеральными правилами, метрологической проверке и разрешении ГИБДД на установку в определённых местах. Обслуживание видеосистем должно выполняться специалистом в данной области, прошедшим специальную подготовку.

Где нельзя устанавливать камеры фото- и видеофиксации

По собственному усмотрению ставить комплексы видеофиксации предприниматель не имеет права. Согласно ст. 57 ПДД, места установки стационарного оборудования автоматической фиксации должны быть обозначены руководством Госавтоинспекции, чаще всего это аварийные участки дорог. Места и время использования передвижных комплексов определяет руководитель подразделения о порядке несения службы сотрудником. Эта же статья гласит, что применять оборудование автоматической фиксации нельзя на местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками. Так, в районе временных знаков (например, поставленных при выполнении ремонтных работ) автоматическая фото-, видеофиксация запрещена, то есть автомобилист, получивший штраф на этом участке, может заявить в ГИБДД или прокуратуру с заявлением о неправильном расположении оборудования.

По российским нормам законодательства водители должны быть предупреждены о факте наличия на маршруте комплекса, фиксирующего нарушения, специальной табличкой. Такие предупреждающие таблички необходимо ставить на всех стационарных средствах фото- и видеофиксации, при этом на передвижных системах установка таких оповещений ГОСТом не предусмотрена. На самом деле, целью установки комплексов является не обогащение за счёт водителей, а уменьшение числа аварий и нарушений ПДД. С каждым днём всё больше глаз пристально следит за порядком на дорогах, поэтому водителям необходимо быть предельно внимательным за рулём – это не только обеспечит безопасность, но и убережёт от лишних затрат на оплату штрафов.

ГОСТ Р 57145-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения

ГОСТ Р 57145-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ И ИМЕЮЩИЕ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Правила применения

Special automatic traffic enforcement devices with photo, filming and recording features. Rules of application

ОКС 17.080
ОКП 42 7800

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межрегиональной общественной организацией «Координационный совет по организации дорожного движения» (МОО «Координационный совет ОДД»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1368-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее — технических средств автоматической фотовидеофиксации).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 57144 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации: Совокупность технических и программных средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и передачи зафиксированной информации, а также сервисного обслуживания и диагностики.

3.2

зона контроля: Участок дороги (автомобильной дороги) и/или прилегающей территории, на котором техническими средствами автоматической фотовидеофиксации обеспечивается контроль за дорожным движением.

3.3

обеспечение контроля за дорожным движением: Сбор, обработка, систематизация и хранение информации о параметрах транспортных средств и участников дорожного движения.
Примечание — Обеспечение контроля за дорожным движением также может включать в себя сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о параметрах транспортного потока (обеспечение контроля транспортного потока).

3.4 муляж: Модель предмета в натуральную величину, точно передающая его внешний вид.

4 Общие положения

4.1 Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57144.

4.2 Перечень административных правонарушений в области дорожного движения (административных правонарушений), фиксируемых с помощью технических средств автоматической фотовидеофиксации, должен быть указан в соответствующей технической (в том числе эксплуатационной) документации изготовителя.

4.3 Места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке.
Места установки передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть согласованы в установленном порядке.
Транспортные средства с установленными мобильными техническими средствами автоматической фотовидеофиксации должны передвигаться по маршрутам, согласованным в установленном порядке.

4.4 Технические средства автоматической фотовидеофиксации не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения.

4.5 При применении технических средств автоматической фотовидеофиксации должно быть исключено ослепление водителей транспортных средств, в том числе светом от стационарного электрического освещения.

4.6 К стационарным техническим средствам автоматической фотовидеофиксации должен быть обеспечен безопасный доступ обслуживающего персонала.

4.7 Технические средства автоматической фотовидеофиксации не должны быть размещены вблизи источников внешних электромагнитных воздействий, наличие которых не позволяет выполнять требования ГОСТ Р 57144 (пункты 6.2.4-6.2.8).

5 Условия применения технических средств автоматической фотовидеофиксации, предназначенных для фиксации административных правонарушений

5.1 Технические средства автоматической фотовидеофиксации, предназначенные для фиксации административных правонарушений рекомендуется применять:
— на участках дорог (автомобильных дорог), не превышающих 200 м в населенных пунктах, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 мес вследствие административных правонарушений, которые могут фиксироваться с помощью этих средств;
— на участках дорог (автомобильных дорог), не превышающих 1000 м вне населенных пунктов, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 мес вследствие административных правонарушений, которые могут фиксироваться с помощью этих средств.
Примечание — Протяженность зоны контроля не зависит от протяженности вышеуказанных участков;
— на перекрестках дорог (автомобильных дорог), где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 мес вследствие административных правонарушений, которые могут фиксироваться с помощью этих средств;
— на участках дорог (автомобильных дорог) с ограниченной видимостью;
— на железнодорожных переездах;
— на пересечениях с пешеходными и велосипедными дорожками;
— при наличии выделенной полосы для движения маршрутных транспортных средств;
— при изменении скоростного режима;
— на регулируемых перекрестках;
— на участках дорог (автомобильных дорог), характеризующихся многочисленными проездами транспортных средств по обочине, тротуару или разделительной полосе;
— вблизи образовательных учреждений и мест массового скопления людей;
— в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
— на участках размещения систем автоматизированного весогабаритного контроля.

5.2 Технические средства автоматической фотовидеофиксации, предназначенные для фиксации административных правонарушений, могут быть размещены в иных местах на основе анализа дорожных условий и нарушений Правил дорожного движения .

5.3 Для фиксации нарушений правил стоянки или остановки следует применять технические средства автоматической фотовидеофиксации с опциями автоматического определения участков дорог (автомобильных дорог), ограниченных дорожными знаками (знаками) по ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289 или дорожной разметкой (разметкой) по ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52289, на которых стоянка или остановка запрещена или ограничена.

5.4 Допускается применение муляжей вместо стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации, если наблюдается последовательное снижение количества фиксируемых ими административных правонарушений.

6 Правила размещения

6.1 Зоны контроля технических средств автоматической фотовидеофиксации должны находиться в пределах участков дорог (автомобильных дорог) с соответствующими режимами или ограничениями движения.
При применении знака (таблички) 8.23 по ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289 зоны контроля стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны:
— находиться в пределах зон действия знаков по ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289, установленных с табличкой 8.23;
— соответствовать месторасположению участков дорог (автомобильных дорог), перед которыми установлены предупреждающие знаки по ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289 с табличкой 8.23;
— соответствовать месторасположению участков дорог (автомобильных дорог), на которых движение транспортных средств регулируется светофорами по ГОСТ Р 52282 и ГОСТ Р 52289, установленными с табличкой 8.23.
Зоны контроля стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны начинаться на расстоянии от разметки 1.24.4 по ГОСТ Р 51256, соответствующем требованиям ГОСТ Р 52289, в случаях, когда эта разметка применяется самостоятельно.
Примечание — Перечень знаков, с которыми применяется знак 8.23, устанавливается Правилами дорожного движения .

6.2 Зоны контроля различных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации одних и тех же видов административных правонарушений не должны иметь общие участки по длине дороги (автомобильной дороги).

6.3 Дальняя граница зоны контроля при измерении скорости движения транспортных средств техническими средствами автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга при одной разрешенной скорости в зоне контроля должна находиться на расстоянии не менее минимального расстояния видимости встречного автомобиля на данном участке дороги (автомобильной дороги) согласно ГОСТ Р 52289 (в случаях, когда это не противоречит требованиям 6.1).

6.4 При контроле за движением транспортных средств по полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств, в зоне контроля должны быть определены участки, в пределах которых может фиксироваться соответствующее административное правонарушение.

6.5 Места расположения, а также траектории перемещения одиночных или совокупности взаимосвязанных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации нарушений правил стоянки или остановки транспортных средств необходимо выбирать таким образом, чтобы обеспечить в пределах всей зоны контроля установление фактов стоянки или остановки транспортных средств.

6.6 Для фиксации проезда на запрещающий сигнал светофора, выезда при запрещающем сигнале светофора на железнодорожный переезд и пересечения стоп-линий при запрещающем сигнале светофора должны быть обеспечены:
— видимость сигналов транспортного светофора в зоне контроля с места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации;
— видимость разметки 1.12 (стоп-линии) по ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52289 или знака 6.16 по ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289 в зоне контроля с места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации;
— видимость разметки 1.14.1 или 1.14.2 по ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52289 или знака 5.19.1 по ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289 в зоне контроля с места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации (при наличии пешеходного перехода);
— синхронизация работы технических средств автоматической фотовидеофиксации с работой светофорной сигнализации.
При формировании черно-белых фотоматериалов транспортный светофор должен быть оборудован белым экраном по ГОСТ Р 52282 (независимо от наличия дополнительных секций).

6.7 Для фиксации административных правонарушений, связанных с нарушениями требований знаков переменной информации, должна быть обеспечена синхронизация работы соответствующих технических средств автоматической фотовидеофиксации с режимом отображения информации.

6.8 Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации (их отдельные элементы) устанавливают сбоку от проезжей части (в том числе на разделительной полосе), над проезжей частью, в/под дорожное покрытие.

6.9 Расстояние от края проезжей части (при наличии обочины — от бровки земляного полотна) до стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации, установленного сбоку от проезжей части, должно быть не менее 0,5 м. При этом оно должно размещаться на максимально возможном (с учетом местных условий) расстоянии от края проезжей части.

6.10 Расстояние от лицевой поверхности дорожного ограждения до опоры (стойки, колонки) или ближайшего края стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации должно соответствовать требованиям к рабочей ширине для данного ограждения по ГОСТ Р 52289.

6.11 Расстояние от нижнего края стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации до поверхности дорожного покрытия (высота установки) при установке сбоку от проезжей части должно быть не менее 1,5 м.

При установке над проезжей частью на пролетных строениях дорожных сооружений стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации не должны выступать за их нижний край.

6.12 Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации могут быть размещены:

а) на индивидуальных стойках, консольных и рамных опорах;

б) на опорах, стойках и колонках технических средств организации дорожного движения;

в) на опорах стационарного электрического освещения;

г) на элементах дорожных сооружений, в том числе мостов, путепроводов и тоннелей.
При этом размещения стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации, приведенные в перечислениях б)-г), допускаются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации.

6.13 Передвижные технические средства автоматической фотовидеофиксации устанавливаются сбоку от проезжей части, в том числе на разделительной полосе. При этом расстояние от точки установки измерительного оборудования до края проезжей части должно быть не менее 3 м.
Допускается установка передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации с использованием специальных вышек на базе транспортных средств на расстоянии не менее 0,5 м до края проезжей части.

6.14 Расстояние от нижнего края передвижного технического средства автоматической фотовидеофиксации до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должно быть от 0,5 до 2 м.
Данное требование не распространяется на передвижные технические средства автоматической фотовидеофиксации с использованием специальных вышек на базе транспортных средств.

7 Правила установки и эксплуатации

7.1 Установка технических средств автоматической фотовидеофиксации включает в себя:
— монтаж и наладку, проведение настроек для обеспечения работоспособности;
— подключение к внешним источникам электропитания и каналам связи с внешним аппаратно-программным комплексом;
— проведение автономных и комплексных испытаний;
— перевод в режим постоянной эксплуатации.
Примечание — Конкретные этапы установки указываются в эксплуатационной документации изготовителя.

7.2 При осуществлении работ по установке или демонтажу технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть обеспечены требования безопасности дорожного движения в соответствии с действующими нормативными документами.

7.3 При осуществлении работ по установке или демонтажу стационарных и передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации должна быть исключена возможность повреждения элементов дорожных сооружений.

7.4 Прокладку кабелей и проводов, а также заземление и зануление технических средств автоматической фотовидеофиксации следует выполнять в соответствии с и требованиями проектной документации.

7.5 Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны иметь возможность функционирования в круглосуточном режиме.

7.6 Эксплуатация технических средств автоматической фотовидеофиксации с обнаруженными дефектами не допускается.

7.7 Условия эксплуатации технических средств автоматической фотовидеофиксации должны предусматривать проведение регламентного технического обслуживания без нарушения целостности оборудования и информации.

Библиография

Правила дорожного движения Российской Федерации

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090

Строительные нормы и правила СНиП 3.05.06-85

Электротехнические устройства

УДК 625.745:006.354

ОКС 17.080

ОКП 42 7800

Ключевые слова: технические средства автоматической фотовидеофиксации; контроль за дорожным движением; условия применения; правила размещения; правила эксплуатации

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Закон о камерах видеофиксации на дорогах

Применение камер видеофиксации приводит к злоупотреблениям со стороны инспекторов. Причиной такой вседозволенности является отсутствие в законах РФ однозначных правил по установке и использования радаров. КоАП РФ поверхностно касается фиксаторов и содержит такую информацию:

  • показания камер должны отражаться в протоколе о нарушении правил ПДД;
  • если камера была установлена незаконно, то получаемые через нее сведения недействительны;
  • стационарные средства автоматической фиксации сопровождаются специальными знаками.

Требования к радарам и порядок их применения не имеют исчерпывающего описания. Обрывочные сведения о них в различных законах подчас противоречат друг другу.

Виды камер

По формату камеры делятся на три типа:

  • стационарные;
  • переносные;
  • мобильные.

БИНАР. Компактная камера видеофиксации, которая помещается в салон патрульной машины. Прибор снабжен программой, через которую данные скачиваются на компьютер и распечатываются. Когда заканчивается смена, сотрудник ГИБДД перемещает всю информацию с камеры в общую базу данных.

ЛИСД-2Ф. Лазерный комплекс устанавливается на штатив рядом со служебной машиной, также может находится в руках инспектора. Устройство используется в ручном режиме и поддерживает электронные носители.

КРИС П. Передвижной автоматический комплекс, который работает без оператора. Беспроводной канал связи позволяет прибору в режиме реального времени отсылать данные о нарушениях на компьютер. Сохранение информации на энергоноситель происходит автоматически.

ПАРКОН. Фиксатор специализируется на водителях, которые нарушают правила парковки. Данные, получаемые от прибора, обрабатываются на центральном посту. Устройство состоит из съемной рукояти и двух камер.

Как работают камеры?

Приборы видеофиксации рассчитаны на определение превышения скоростных лимитов. Также в число возможностей камер входит контроль:

  • езды по полосе для общественного транспорта;
  • заездов на стоп-линию или игнорирования дорожных знаков;
  • езды с выключенными фарами;
  • движения по встречной полосе;
  • поворотов из ряда, который не подразумевает этого маневра.

Количество функций различается в зависимости от выбранного прибора. Некоторые устройства имеют узкую специализацию – такие, как Паркон. В будущем ожидается распознавание машин с низким экологическим классом. Их будут штрафовать в зонах с ограничением для загрязняющих автомобилей.

Как должна стоять камера видеофиксации по закону

Главным требованием законодательства к радару является его видимость. Перед такими устройствами должны устанавливаться предупреждающие знаки. На практике сотрудники ГИБДД не только игнорируют это правило, но и скрывают камеры. При желании, водитель имеет право доказать в суде незаконное расположение камеры.

Радар осуществляет контроль прямолинейных участок от 50 до 60 метров. Инструкция по эксплуатации этого устройства определяет расстояние, на котором датчик должен быть удален от проезжей части:

  • 5 метров для 3 и 4 полос;
  • 9 метров для 2 и 3 полос;
  • 13 метров для 2 полосы;
  • 17 метров для 1 полосы.

Справка. Все операторы обязаны располагать свидетельством о проверке прибора. Также у них должен быть документ, в котором указывается место расположения камеры, подтвержденное ГИБДД.

Правила установки камеры видеофиксации на дорогах

В 2017 году в России введены в действие ГОСТ Р 57144-2016, ГОСТ Р 57145-2016 которые касаются работы камер видеофиксации. Новые правила включают в себя следующие пункты:

  • приборы устанавливаются на дорогах с плохой видимостью, а также на участках, где произошло более 3 аварий;
  • муляжи камер ставятся только тогда, когда фиксируется уменьшение нарушений;
  • устройства с функцией трекинга не могут производить замер скорости на расстоянии менее 50 метров;
  • вероятность распознавания номерных знаков должна быть не менее 90%;
  • камеры обязываются измерять скорость в диапазоне от 20 до 250 километров в час.
  • Справка. За невыполнение ГОСТов полагается административная ответственность.

    Знак фотовидеофиксация в каких случаях должен быть установлен

    В законах РФ невозможно найти однозначных указаний, которые затрагивают знак фотовидеофиксации. В ПДД указано, что этот знак может быть применен. Однако нет упоминаний об обязательствах сотрудников ГИБДД перед законом. Установка этой таблички остается на «совести» инспекторов.

    Однако согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательства нарушения, полученные с помощью неправильно установленного прибора, аннулируются. На практике суд окажется на стороне инспектора (если разбирательство дойдет до судебной инстанции).

    Доказать неправомерную установку камеры будет сложно, поскольку закон сохраняет двойственную позицию. То есть, инспекторы «должны, но не обязаны».

    Частные камеры видеофиксации нарушений пдд закон

    Закон обязывает частных владельцев радаров соблюдать следующие правила:

    • устройство должно быть проверено и сертифицировано по единым федеральным правилам. Лица, которые используют эти приборы, проходят подготовку;
    • частные камеры размещаются на тех участках, которые не контролируются стационарными приборами. На расположение комплекса указывает предупреждающий знак;
    • владельцы камер выявляют нарушения и отправляют уведомления о наложении штрафа провинившимся водителям (в распечатанном виде);
    • эксплуатирование камер происходит на возмездной основе. Их владельцы получают процент от выписываемых штрафов.

    Правила установки частных камер видеофиксации на дорогах

    Единственное правило, которое должно быть выполнено владельцами частной камеры – это наличие сертификата. Предупредительные знаки, о которых говорилось выше, редко используются частниками.

    Причиной, по которой владельцы камер видеофиксации все еще действуют, является обоюдная выгода. Чиновникам не нужно тратится на закупку оборудования для патрулей ГИБДД, а частники получают процент от штрафа.

    По закону коммерсанты не могут устанавливать камеру там, где им захочется. Список мест утверждается Госавтоинспекцией. Однако на практике этот порядок часто игнорируется. Лояльно-попустительское отношение властей к частникам превратило установку камер в бизнес.

    Законность установки мобильных камер

    Мобильные радары попали под запрет в 2016 году. Причиной запрета стало злоупотребление этими приборами. Инспекторы неоднократно замечались за вымоганием взяток и давлением на водителя. Чтобы избежать таких «методов» было принято решение «перепрошить» устройства. Отныне с мобильных фиксаторов невозможно удалить внесенную запись после взятки водителя. При попытке сотрудника ГИБДД очистить память устройства, оно блокируется.

    В 2019 году мобильные камеры продолжают использоваться, но с рядом ограничений. К примеру, по окончанию смены приборы опечатывают, чтобы пресечь доступ к карте памяти. Также, это решение не распространяется на Москву и область. На этих территориях использованием мобильных фиксаторов по-прежнему запрещено. Региональная полиция применяет приборы только по указанию руководства.

    Закон о запрете камер видеофиксации на дорогах

    В июле стало известно о законопроекте, который предлагает запрещение частных камер на дорогах. Эта поправка призвана уберечь водителей от лиц, которые злоупотребляют частными видеоустройствами.

    Частники заинтересованы в установке камер, поскольку получают процент от выписываемых штрафов. Поэтому увеличение нарушений ПДД входит в их интересы.

    Искажать показания приборов можно следующими способами:

    • искусственное увеличение погрешности;
    • некорректная установка камер.

    Авторы законопроекта предлагают внести в статью 2.6.1 КоАП следующие изменения:

    • комплексы автоматической фиксации должны быть собственностью РФ или ее субъектов;
    • предъявление требований к камерам и нанесение мест их установки передается Правительству РФ.

    В каких местах нельзя устанавливать камеры фотовидеофиксации?

    На законодательном уровне не разработан список предписаний по расположению радаров. Как можно было убедится выше, даже необходимость соответствующего знака является спорной. Однако водитель имеет право оспорить штраф в следующих случаях:

    • камера была установлена на обочине;
    • прибор был намеренно спрятан в кустах;
    • фиксатор стоял слишком близко к полосе, по которой ехала машина;
    • радар не сопровождался информационной табличкой.

    Справка. На данный момент депутаты вносят предложения о разработке правил по установке камер фотовидеофиксации.

    Основания для отмены штрафа с камеры

    Не всегда претензии инспекторов ГИБДД к водителю правомерны. Оспорить вмененный штраф можно в следующих ситуациях:

    • сотрудник не объяснил, какое нарушение было совершено водителем;
    • на фотоснимке не усматривается знак, правило которого водитель нарушил по мнению инспектора;
    • устройство было скрыто сотрудником;
    • инспектор предлагает за «денежный бонус» удалить данные о нарушении из памяти прибора;
    • показания видеорегистратора водителя отличаются от показателей инспектора.

    Автомобилистам на заметку

    Для того, чтобы не попасться на один из радаров, водителям желательно придерживаться простых правил:

    • соблюдайте ПДД независимо от того, по какой дороге вы едете;
    • приобретите собственный видеорегистратор, который позволит вам отстоять свою позицию при возникновении проблем;
    • не отвечайте на провокации инспектора, если он начинает вас шантажировать и не соглашайтесь на взятку. Если вы все-таки нарушили ПДД, то нужно оплатить штраф в официальном порядке;
    • воспользуйтесь радар-детекторами. Эти устройства позволяют отслеживать камеры видеофиксации. К сожалению, многие современные камеры научились обходить эти детекторы.

    Проблему с камерами видеофиксации сложного назвать решенной. Водители, вынужденные отстаивать свои права, обращаются в суд и нередко проигрывают его. Однако разработка ГОСТов и попытки государства бороться с вседозволенностью частников и инспекторов побуждают верить в грядущие перемены.

    Полезное видео

    Здесь рассказывают о беспределе владельцев частных камер на дорогах:

    Правила установки треноги на дороге

    В последние годы на дорогах России появляется все больше камер видеофиксации мобильного типа (треноги), которые фиксируют нарушение скоростного режима водителями, после чего нарушители получают «письма счастья» с требованием заплатить штраф. Большинство треног принадлежат коммерческим организациям, установлены в неожиданных и необоснованных местах, часто скрыты из поля зрения и мало помогают безопасности движения, зато увеличивают количество денежных поступлений в региональные бюджеты и на счета самих частных компаний.

    Законна ли установка мобильных камер видеофиксации? Какими законами и стандартами регулируется установка треног? Кто имеет право участвовать в видеоконтроле дорожного движения, и какими правилами руководствуются установщики?

    Законны ли треноги?

    В ведении ГИБДД находятся только стационарные комплексы видеофиксации нарушений ПДД, которые устанавливает Центр безопасности движения РФ. Это камеры на жесткой опоре типа «Рапира», «Арена», «Крис», «Стрелка», смонтированные над проезжей частью дорог на участках дороги с высокой аварийности. Они не меняют места расположения, устанавливаются вне зон действия временных знаков, обозначены дорожными знаками «Видеофиксация» (8.23) и передают данные на стационарные посты ДПС, откуда информация стекается в центр обработки административных нарушений ГИБДД.

    Сама Госавтоинспекция установкой видеокамер не занимается — их монтаж и обслуживание находится в ведении региональных администраций, которые постоянно испытывают дефицит финансовых ресурсов на содержание инфраструктуры дорожной безопасности. Поэтому стационарных камер видеофиксации не хватает, и местные бюджеты решают эту проблему за счет привлечения коммерческих организаций: передают полномочия по установке и обслуживанию видеооборудования частным коммерческим организациям и ИП на правах аутсорсинга.

    Передача функций видеофиксации нарушений ПДД законна: согласно ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» органы государственной власти на местах имеют право по договору передать функции видеофиксации коммерческим инвесторам. Юридические лица и ИП, подписавшие концессионный договор с муниципалитетами, приобретают, устанавливают и обслуживают видеооборудование за свой счет, за что получают право самостоятельно:

    • фиксировать нарушения ПДД;
    • распечатывать и рассылать фото- и видеофиксации нарушителям;
    • организовывать уплату штрафов.

    За выполнение этих работ компании получают либо процент от суммы штрафов, либо фиксированную сумму от каждого уплаченного штрафа (решается в каждом регионе индивидуально). ГИБДД контролирует места установки таких видеокамер на дорогах и визирует разрешение на работу для каждого частного установщика.

    Частные обслуживающие организации из коммерческих соображений выбирают для установки мобильное видеооборудование (треноги) типа «Сокол-М», «Беркут», «Бинар», «Искра», «Радиус», «Визир». Эти видеокамеры дешевле стационарных комплексов, их местоположение можно быстро менять, на них не распространяется требование по установке знака «Видеофиксация» и действие временных дорожных знаков. Камеры устанавливаются в непосредственной близости от проезжей части и передают информацию на мобильные устройства операторов, которые могут находиться в припаркованном у обочины автомобиле, либо непосредственно в центр обработки данных ГИБДД.

    При таких «льготных» условиях установки и эксплуатации камер видеофиксации, задача поддержания и улучшения безопасности дорожного движения находится в самом конце списка приоритетов для коммерческой обслуживающей компании. Многие частные инвесторы видят здесь только хороший заработок и нарушают правила ведения деятельности для увеличения прибыли, создавая массу проблем для автолюбителей.

    Правила установки частных камер видеофиксации

    Между тем, правила установки мобильного видеооборудования существуют, регламентированы Административным регламентом МВД РФ (п.43, 55-57) и достаточно однозначно трактуют обязанности лиц, ведущих видеофиксацию нарушений ПДД.

    Мобильные камеры видеофиксации могут устанавливаться коммерческими организациями, заключившими договор концессии, в местах:

    • повышенной аварийной опасности на автомобильных дорогах;
    • где отсутствует стационарная видеофиксация;
    • которые обозначены руководством местного управления ГИБДД;
    • где их видно водителям издалека.

    Каждая камера должна пройти проверку и сертификацию в ГИБДД, обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку и тестирование. У каждого экипажа видеофиксации (2 человека) на руках должен быть пакет документов: сертификаты на оборудование и квалификацию специалистов, виза начальника регионального ГИБДД на право выполнения данных работ с указанием точного места установки видеокамеры на конкретном участке дороги.

    ГОСТы для видеооборудования

    В целях приведения деятельности частных организаций, оказывающих услуги видеофиксации нарушений ПДД, к единым правилам, с 2017 года в РФ введены ГОСТы Р 57144–2016 и Р 57145–2016 регламентирующие технические требования к видеооборудованию. Согласно этим федеральным стандартам, камеры видеофиксации должны:

    • иметь радиолокационный, индуктивный, пьезоэлектрический, магнитный или лазерный принцип работы;
    • фиксировать скорость 20-250 км/час;
    • распознавать номера в любую погоду и время суток с вероятностью не менее 90%;
    • фиксировать на фото отличительные признаки любого автомобиля;
    • быть технически исправными и не иметь дефектов;
    • измерять скорость автомобиля на расстоянии не ближе 50 метров, если оборудованы опцией трекинга (фиксации траектории движения машины);
    • использовать для определения номера неопасную инфракрасную посветку, а не вспышку.

    Мобильные треноги можно устанавливать на участках дорог с повышенной аварийностью (более 3 ДТП в течение последнего года), высокой концентрацией нарушений ПДД или плохой видимостью, на перекрестках и около школ.

    Не допускается установка камер на неаварийных участках трасс, в кустах, за столбами, за изгибами дорог, в автомобиле или за кузовом машины, на трассе с большими перепадами высот, на неосвещаемых участках дорог в темное время суток, или при отсутствии обочины шириной 3 метра. Каждая камера должна быть укомплектована инфракрасным распознавателем номерных знаков, опциями внутренней памяти и фотораспечатки.

    Инструкция по эксплуатации камер видеофиксации

    Согласно стандартной инструкции по эксплуатации камер видеофиксации, тренога:

    • с высокой точностью может контролировать прямолинейный участок дороги длиной до 60 метров;
    • должна находиться на обочине не ближе, чем в 3 метрах от дорожного полотна;
    • может устанавливаться не далее 17 метров от однополосной дороги, 13 метров – от двухполосной, 9 метров – от трехполосной и 5 метров – от четырехполосной;
    • должна иметь угол поворота по ориентиру, параллельному кромке дороги;
    • может иметь погрешность измерения скорости не более 2 км/час.

    Управление видеокамерой осуществляется из мобильного поста двумя сотрудниками (кроме оборудования, которое полностью автоматизировано и сразу передает данные на стационарные посты ДПС).

    Таким образом, правила установки треног на дороге – это четкий перечень требований, который обслуживающие видеооборудование компании обязаны соблюдать, поскольку большинство правил являются законодательными. Соблюдение правил установки камер видеофиксации позволяет работать легально и прозрачно, обеспечивает равные права участников дорожного движения и реально снизить количество нарушений ПДД.

    Поскольку большинство частных инвесторов, занимающихся видеофиксацией, не склонны соблюдать «правила игры» в погоне за прибылью, их услуги чаще вредят на дороге, чем помогают. С другой стороны, нарушение ГОСТов, административного регламента и инструкции по эксплуатации камер эксплуатирующими компаниями дает грамотным водителям шанс успешно опротестовать предъявленные с видеокамер штрафы и выдвинуть встречные исковые требования.

    Как поставить свою камеру фиксации скоростного режима?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *